Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (19.10.1582, Москва - 15.05.1591, Углич), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский, Московский, сын царя Иоанна IV Васильевича и царицы Марии Федоровны Нагой. Источники О жизни Д. И. сохранились немногие отрывочные свидетельства. Напротив, о его смерти, переносе останков в Москву и канонизации, о совершенных святым посмертных чудесах сохранился большой круг разнообразных источников, создававшихся на протяжении XVII и нач. XVIII в. Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Офиц. версия об обстоятельствах и причинах смерти Д. И. изложена в материалах комиссии, посланной в Углич для расследования этого дела. Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь неск. начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 июня 1591 г. Первые рассказы, излагавшие иную версию событий - убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I , в окружении нового царя - Василия Иоанновича Шуйского. В этих произведениях содержатся также наиболее ранние сообщения о переносе останков Д. И. в Москву и его прославлении. Наиболее подробный рассказ об этих событиях читается в «Повести 1606 г.». Источником, содержащим важные сведения о переносе останков царевича в Москву, является грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г., извещавшая об этом население России. Концом 1606 г. исследователи датируют написание 1-го Жития Д. И., вошедшего в состав Четьих-Миней Германа (Тулупова), один из списков этого произведения был создан в 1607 г. Житие включает не только рассказ о жизни и смерти святого, близкий к рассказу повестей, но и повесть «о обретении и о перенесении честных и многочюдесных» мощей царевича в Москву. Повесть в составе Жития сохранилась в 2 вариантах - кратком и пространном, к-рые расходятся между собой в деталях. Во мн. списках Жития повесть об обретении и перенесении мощей Д. И. опущена, но имеются предисловие и заключительное «Слово похвальное».

http://pravenc.ru/text/178207.html

1239, 24 ноября Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Смоленскую икону за Смоленск при разорении города татаро-монголами (24 ноября, 28 июля) (1. С. 475–476). 1240, 15 июля Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее икону «Знамение», принадлежавшую св. блгв. кн. Александру Невскому, за русские войска в битве со шведами на Неве (1. С. 748). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя (8 сентября) (1. С. 581). Список использованной литературы 1 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 2 . Снессорева С. Богоматерь. 2-е изд. СПб., 1909. 3 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1901. Кн. 1. Сентябрь; М., 1908. Кн. 9. Май. 4 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. 3-е изд. М., 1857. Ч. 4. 5 . Сергий (Спасский) , архим. Полный месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. Т. 2. 6 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. 7 . Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 г. 3-е изд. СПб., 1899. 8 . Настольная книга священнослужителя. Месяцеслов. М., 1978. Т. 2; М., 1979. Т. 3. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX–cep. XIII в.) 2053 В данный список включены имена тех угодников Божиих, которые входят в рукописные и печатные: 1 . Месяцесловы богослужебных книг (Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, Типикон). 2 . Синодики (епархиальные, монастырские, приходские, в том числе синодик храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, составленный епископом Афанасием Сахаровым , f 1528 октября 1962). 3 . Месяцесловы и святцы четьих книг (Четьи-Минеи сет. Макария, 1529–1540-е гг.; Четьи-Минеи иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Германа Тулупова, 1627–1632; Четьи-Минеи иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова Иоанна Милютина, 1646–1654; Жития святых святителя Димитрия, митр. Ростовского, 1684–1705; отдельные жития и сказания. Прологи).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1589 г., находясь по поручению братии Сийского мон-ря в Иоанно-Богословском монастыре на Ваге, И. составил Житие основателя обители прп. Варлаама Важского (Пинежского) («Месяца июня в 19 день. Память преподобнаго отца нашего Варлама, Пенежьскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составлшаго во имя святаго и славнаго апостола и евангелиста Иванна Богослова, егоже отчасти чюдес исповедания» - РГБ. Унд. 291, кон. XVI - нач. XVII в.). В послесловии к Житию И. рассказал об обстоятельствах и о времени его создания. Игум. Иоанно-Богословского монастыря Даниил, «видев от раки святаго Варлама реки чюдес проливаемы приходящим с верою, а святое житие святаго не написано бысть ни от когоже», попросил И. записать свидетельства о преподобном и о совершавшихся по молитвам к нему чудесах. Книжник отметил, что к тому времени уже «много от всех забвено бысть прешествия ради многих лет» (Там же. Л. 37 об.- 39). Житие состоит из предисловия, житийной части, рассказа об обретении мощей преподобного в 1552 г., 24 чудес, к-рые можно отнести ко 2-й пол. XVI в., и послесловия. Редакция И. (Основная редакция) известна в 19 списках, она была широко распространена и переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье (ИРЛИ. Колл. Гемп. 1, XVII в.; ГИМ. Забел. 508, XVIII в.; РГБ. Ф. 98. 297, XVII в.), в Антониевом Сийском монастыре (БАН. Арханг. 235, XVII в.,- сборник игум. монастыря Феодосия). Два списка XVII в. находились в б-ке Холмогорского и Важского еп. Афанасия (Любимова) (БАН. Арханг. 351 и 408). В XVII в. Житие прп. Варлаама вошло в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1631 г.; РГИА. Синод. 3922, 60-е гг. XVII в.). Во 2-й пол. XVII в. на материале редакции И. была создана краткая переработка Жития. В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре Основная редакция была использована при создании 3 новых переработок (каждая известна в одном списке), которые отличаются от первоначального текста наличием новых чудес, стилистическими изменениями и дополнительной информацией.

http://pravenc.ru/text/578316.html

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Примечательно, что сам Дионисий неоднократно апеллировал в прениях с непокорной оппозицией к авторитету канонического церковного предания: «Возьми в руце книги святыя Деонисия, и Григория Богословцовъ, и Иванна Златаустаго, и Домоскина». Кроме того, Дионисию посчастливилось стать учеником маститого книжника своего времени – Германа Тулупова, создавшего Четьи Минеи, впоследствии названные Тулуповскими, вот почему обвинения Логина в безграмотности в строгом смысле слова едва ли могли задеть архимандрита. Однако Логин под ученостью подразумевал в первую очередь приобщение к местной, передаваемой, по всей видимости, устно традиции, некий негласный кодекс, согласно которому, например, писания Максима Грека, по свидетельству агиографа Дионисия, пребывали в небрежении у братии, до тех пор пока сам Дионисий не разрушил предубеждение против наследия этого церковного писателя. В тот негласный кодекс, истовым хранителем которого, без сомнения, считал себя Логин, входило, по всей видимости, множество предписаний как уставного, так и неуставного характера, и Дионисий, много пострадавший от своих недругов на протяжении тех 23 лет, что довелось ему возглавлять обитель преподобного Сергия, имел достаточно воли и выдержки для того, чтобы нарушать его предписания в случае, когда считал это необходимым. Дионисию посчастливилось стать учеником маститого книжника Германа Тулупова Вообще, при общей мягкости обращения к подчиненным, Дионисий, несомненно, был человеком волевым. Впрочем, по его манере ручного (а может быть, и более масштабного, с привлечением административного ресурса) управления лаврой видно, что право повелевать едва ли доставляло ему удовольствие – напротив, бросается в глаза полное отсутствие в архимандрите тщеславного желания подчинить себе чужую волю: «Аще же что кому повелитъ, глаголя ему: “Аще, рече, восхощеши, сотвори тако”». Однако в том случае, когда его мягкость принималась за слабохарактерность, Дионисий умел проявлять твердость: «Он же, видев небрежения в братии, помолчав мало, кроткими глаголы пригласив к себе, и глаголя: “Время настоит, брате, повеленное содеяти; иди и сотвори”».

http://pravoslavie.ru/113183.html

В детстве я ходил на детскую железную дорогу, и у нас там была библиотека, в которую передали дела юных железнодорожников, ушедших на фронт. Их можно было полистать. И вот когда ты открываешь папку с личным делом, смотришь документы на уже пожелтевшей бумаге – ты как будто прикасаешься к истории, это очень увлекает. Перед тобой жизнь человека: вот он поступает в вуз, вот его принимают в армию, и вот в конце, допустим, его похоронка. И я понимал, что в каком-то с мысле являлся его наследником, поскольку тогда на детскую железную дорогу ходил. Это очень интересное чувство. Я немножко помогал в библиотеке и работал с этим архивом, хотя тогда еще учился в школе.  А здесь, в Московской духовной академии, произошла вторая такая встреча – со средневековым манускриптом… За это огромная благодарность моему научному руководителю, доценту кафедры филологии Александре Евгеньевне Соболевой, которая поддержала мое желание работать с рукописями и, собственно, привела меня в древлехранилище академической библиотеки. Мы выбрали тему с подачи Владимира Михайловича Кириллина, который тогда предложил принять участие в издании знаменитых Миней-четьих нашего лаврского книжника иером. Германа Тулупова. Я посмотрел, какие тексты там могли оказаться интересными для меня, и наткнулся на житие преподобного Стефана Махрищского – вот так я и стал им заниматься. Стал искать его списки, проводить текстологическое исследование, уточнять датировку списков и т. д. Видя мой интерес, Александра Евгеньевна предложила мне вести на базе Археографического кабинета один из модулей текстологической практики: описывать со студентами профиля «Русская духовная словесность» рукописи академической библиотеки. Сначала, конечно, были какие-то ошибки – и мне самому не хватало опыта, и под моим руководством работали такие же неопытные люди. Но сейчас мы уже выстроили более-менее определенную схему работы. То, что мы « подросли», видно хотя бы по тем результатам, которые студенты показывают в конце практики. Хочу отметить, что такая работа очень важна для студентов, это замечательная возможность применить знания, полученные в теоретических курсах, на практике и получить хороший опыт, чтобы заниматься исследованиями дальше.

http://bogoslov.ru/article/6193079

С 1627 по 1632 год он написал Четьи-Минеи за целый год, за исключением апреля. Кроме того, он собрал и переписал много отдельных житий святых, переписал также Каноник, Минею – служебную – месяц декабрь, Трефолог и Пролог 15 . Труд переписки Четьи-Миней Герман предпринял по поручению архимандрита Дионисия. Относительно качества этого труда необходимо сказать, что Герман старался дать место в своем сборнике Четьи-Миней всему, что находил под рукой: он не только переписывал памятники целиком, но даже охотно помещал рядом разные редакции одного и того же памятника; в этом отношении он отличается от другого списателя Четьи-Миней священника Милютина, который, пользуясь впоследствии трудами Тулупова, старался писать, как говорит сам «с разумных списков тщася обрести правая», и дорожа временем, сокращал и переделывал памятники, опуская в житиях предисловия и похвальные слова 16 . И так, мы видим, что Герман был очень трудолюбивый переписчик. «Между творениями рук человеческих, – говорит Кассиодор, – Я отдал бы преимущественно труду переписчиков духовных манускриптов, если они делают свое дело с самою возможною точностию» 17 ; труды Германа не могут к сожалению, похвалиться этой точностью. Это происходило отчасти от того, что он уже очень много занимался переписыванием и за старостью был слаб зрением. Умер Герман в глубокой старости в 1637 году, переживши своего ученика на 4 года 18 . О другом учителе Дионисия Гурии Ржевитине мы не имеем сведений. По отзывам названных учителей преподобного Дионисия, а равно земляков его старца Сергея и Никиты Кучина 19 , из которых первый был потом келейником Дионисия, а последний слугой, отрок Давид отличался скромным характером и был самым прилежным учеником: он большей частью уклонялся от игр и разных детских шалостей. Как это часто бывает во всех училищах, скромность и доброе поведение Давида давали случай и повод шаловливым и резвым детям посмеяться и поглумиться над ним. Дети нередко обращают в свою игрушку того, кто им поддается. Потому то скромному мальчику в школе приходится нередко терпеть от товарищей, получать от них разные щипки, пинки, заушения и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Антония Римлянина, а примерно в 1558 г. инок этого же монастыря по имени Никифор написал новое, весьма пространное житие Антония. На основе записей монаха Германа, современника прп. Нила Столобенского, Филофей Пирогов, инок Болдинского монастыря, в конце XVI в. написал житие этого святого и канон. В 1590 г. в Соловецком монастыре, в связи с перенесением в эту обитель мощей св. митрополита Филиппа, неизвестным монахом было составлено житие святого. Монах Сергий из Даниловского монастыря в Переяславле и воевода С. Р. Олферьев совместно составили «Повесть о св. князе Романе Угличском» и канон св. князю Даниилу Московскому. Незадолго до 1600 г. монах Нафанаил из Корнилиева Комельского монастыря написал житие основателя этой обители прп. Корнилия и канон ему. По поручению патриарха Иова архимандритом Ионой Думиным из Вологды составлено было еще одно (уже третье по счету) житие св. князя Александра Невского, которое по сути явилось лишь переработкой двух первых житий . В 1627–1632 гг. ведется работа по составлению грандиозного агиографического сборника. Иеромонах Герман Тулупов († 1637) был редактором этого обширного труда. За основу он взял Минеи митрополита Макария, которые восполнил житиями, не включенными в макариевские Минеи, некоторые жития он поместил в своем сборнике в нескольких редакциях. Поскольку Герман переписывал жития в полном виде, без всякого сокращения, его сборник имеет определенную научную ценность . В связи с прославлением митрополита Филиппа монах Герасим Фирсов из Соловецкого монастыря написал в 1652 г. три сочинения: житие святого, похвальное слово ему и канон . Завершают агиографическую литературу XVI–XVII вв. Четии Минеи св. Димитрия Ростовского († 1709), первый том которых был напечатан в 1689 г. Эти Минеи, которые с самого начала получили очень широкое распространение и полюбились русскому народу, составлены в повествовательной форме, при этом потребовалась довольно большая предварительная научная работа над материалом. Их популярность у русского народа ни с чем не сравнима, а имя прославленного составителя этих Миней хорошо знают в самых глухих уголках России.

http://sedmitza.ru/lib/text/436612/

В состав Жития входит рассказ о приходе прп. Германа на о-в Столбной и о строительстве Ниловой Столобенской пуст., о преставлении Н. и посмертных чудесах у его могилы. В основном это чудеса исцеления жителей Осташковских слобод и окрестных селений: Иоанна Курова, Нечая Язгинина, Феодора Теляшина, осташковца Никиты и его сына - Селиверста Третьяка, дочери воина Толбузина и 2 детей. Последнее, 9-е чудо - исцеление Исаии Травкова - относится к 1599 г. Точной даты составления 1-й редакции Жития Н. нет, но, основываясь на его тексте, можно утверждать, что оно составлено в кон. XVI - нач. XVII в. Из Жития известно, что Герман передал с клириком Рафаилом свои записки Филофею (Пирогову), но, по всей видимости, первоначально они до него не дошли. Только спустя 2 года, на избирательном Соборе в Москве в 1598 г., прп. Герман встретил настоятеля Троицкой Герасимовой пуст. Феоктиста и передал свои записки для Филофея (Пирогова). Содержащий и текст предисловия, и текст Жития 1-й редакции список сохранился в декабрьской Четье-Минее Троице-Сергиева мон-ря (Там же. 672), составленной в 1630 г. по поручению архим. прп. Дионисия (Зобниновского) иноком Германом (Тулуповым) из Старицы ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 297). Наиболее ранний список Жития Н. 1-й редакции относится к нач. XVII в. и представляет собой не содержащую предисловия лицевую рукопись (РНБ ОР. Q.1.329), украшенную 38 миниатюрами в полный лист. Миниатюры подробно иллюстрируют жизнь Н. от рождения до преставления, последние посвящены построению храма, «чуду первого образа Н.», а также 5 чудесам исцеления у гробницы Н. К нач. XVII в. относится также рукопись Жития Н. (РГБ ОР. Ф. 310. 345), в к-рой после «Чуда об Исаие Травкове» помещена краткая история составления Жития. Также к 1-й редакции Жития относится памятник 1698 г. из собрания ГАТвО (Ф. 1409. Оп. 1. Д. 148, 1698 г.). В рукописи сохранилась запись: «Сия тетрадь Осташкова Иосифова монастыря крестьянина Кирилла Константинова сына Демехова. Писано 207(1698) года ноября в 14 день».

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Вот какое сведение доставляет наш современный писатель о кончине Димитрия! Он передает нам не то только, что сам знал, а что известно было всей России. Он рассказывает об обстоятельствах смерти кратко, но удовлетворительно, просто и с ясными признаками не негодования, а расположения, благосклонности к Борису. Сергиева обитель представляет еще и другого писателя о смерти Царевича Димитрия. Чернец обители пр. Сергия, Герман Тулупов, Старичанин (уроженец города Старицы), переписывая жития Святых мая месяца «повелением», – как говорит он сам, – «и благословением тояжде обители господина архимандрита, Дионисия, в 18 лето царя Михаила Феодоровича», помещает и «Убиение св. и благоверного Царевича». После означения времени рождения Царевича и нескольких обстоятельств смерти его отца, Старичанин пишет: «прият же тамо (Димитрий в Угличе) многи скорби и гонения от раба, зовомаго Бориса Годунова … оттуду же помышляти начат лукавый раб, как бы ему исторгнути корень, Богом избранный Царский, сего тезоименитаго, благочестиваго Царевича, не хотя оставити наследника отеческому их престолу, по нем желая царство себе улучити. Скорбь же и тесноту сему благочестивому Царевичу нанося многажды, и смертнаго яда вкушением, злотворным умышлением посылая к нему, восхоте злей смерти предати…Таже некия от единородных себе призва…Един же от них, именем Даниил, прослытием же Битяговский, другий же Никита Качалов, тако зовомый, и ины… Внезапу же исшедшу св. Отроку, по детскому обычаю, на играние, абие же, яко волцы немилостивии, нападше на Святаго. Един же от них извлек нож напрасно (внезапно) удари святаго по выи его, и прореза гортань ему» и проч, После сего Старичанин говорит о побиении убийц Димитрия народом, о прославлении юного мученика, и о том, что главный убийца хотя и получил царство, коего домогался, но не остался без наказания. Здесь новое, чего нет у Авраамия, находим то, что Годунов, по властолюбивым замыслам, употреблял разные меры лишить Царевича жизни. О достоверности известий Германа надобно тоже сказать, что и об Авраамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010