При совместном жительстве греков и болгар грекам могло показаться, что выделение из Константинопольского Патриархата Болгарской Церкви создаст непреодолимые юрисдикционные проблемы, однако в действительности при более мягком отношении к решению болгарского церковного вопроса они могли бы получить приемлемый компромиссный вариант: сосуществование, позволяющее избежать чрезмерной «чересполосицы». Третья часть Заключения – историческая хроника «беззаконий» болгар – выходит за пределы данного обзора. Достаточно только указать только на первое предложение о том, что «филетизм» был «неизвестен христианской Церкви» 91 . Выходило, что болгары в своём стремлении образовать независимую Церковь инициировали нечто совершенно новое, что и было отвергнуто в Заключении фанариотскими иерархами-богословами. В качестве общего вывода комиссия решила, что отделившиеся от Церкви составили не что иное, как «самочинное сборище и раскол» 92 , – со ссылкой на 1-е правило свт. Василия Великого и мнение Русской Православной Церкви, высказанное на заседании её Святейшего Синода от 19 апреля 1869 г. 93 , где говорилось – согласно цитируемому тексту – о том, что болгары без согласия Его Святейшества Патриарха Константинопольского в случае отделения уклонятся в раскол 94 . Однако мнение Русской Православной Церкви было совсем не столь однозначно отрицательным. В том же самом документе, в частности, было сказано: «Если бы болгары составляли отдельное государство, как составляют русские и жители Эллады, тогда существование автокефальной Болгарской Церкви было бы и обоснованным, и безопасным» 95 . Заключение составили следующие лица, поставившие под ним свои подписи: Халкидонский митрополит Герасим, Дерконский митрополит Неофит, Дидимотихский митрополит Дионисий, Нисский митрополит Каллиник, Великий протосинкел Дорофей Эвелпидис, Архимандрит Филофей Вриенний, Архимандрит Никифор Гликас, Архимандрит Герман Афтонидис, Протосинкел Каллиник Фотиадис, Иеродиакон Константин Валиадис 96 . Все первенствующие члены Собора согласились с составленным Заключением. Так, Константинопольский Патриарх Иоаким заявил: «И я принимаю дело комиссии всецело» 97 . Аналогично высказался и Патриарх Александрийский Софроний IV: «И я согласен и одобряю изложение» 98 . Патриарх Антиохийский заявил: «Комиссия написала согласно с положением дел» 99 . Следующим высказался архиепископ Кипра: «Изложение хорошо, и мы благодарим комиссию за точность изложения».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В этом плане И.- соборный образ, или совокупная икона, Церкви во всех ее аспектах. Лит.: Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения. СПб., 1856. Т. 2: Соч. блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского; Голубинский Е. Е. История алтарной преграды или иконостаса в правосл. церквах//ПО. 1872. 11. С. 570-589; Konsmanmynowicz J. B. Ikonostasis: Studien und Forschungen. Lwów, 1939. Bd. 1; Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерус. высоких иконостасов//ДРИ. М., 1970. [Вып.]: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. С. 41-56; он же. Ист. основы древнерус. высокого иконостаса//Там же. С. 57-72; Драган М. Д. Укр. декоративна piзьбa XVI-XVIII ст. К., 1970; Ильин М. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублёва//ДРИ. 1970. С. 29-40; Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и визант. темплон// Он же. Визант. живопись: Сб. ст. М., 1971. С. 110-136; Walter Ch. The Origins of Iconostasis//ECR. 1971. Vol. 3. P. 251-267; Chatzidakis M. Ikonostas//RBK. 1978. Bd. 3. S. 326-353; Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis?//JBAA. 1981. Vol. 134. P. 1-27; Labrecque-Pervouchine N. L " Iconostase: Une evolution historique en Russie. Montr e al, 1982; Рудченко В. М. Иконостасы XVIII - 1-й пол. XIX в. в храмах верхневолжских областей//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства: Стиль, атрибуции, датировки. М., 1983. С. 199-221; Thon N. Zur Entwicklungsgeschichte der Ikonostase//Hermeneia: Zschr. f. ostkirchliche Kunst. Herten, 1986. Bd. 2. S. 193-207; Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы XVI в.: Состав и иконографические особенности//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 59-102; он же. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРИ. СПб., 2003. [Вып.]: Рус. искусство позднего Средневековья, XVI в. С. 237-268; Герман, свт. Сказание; Бусева-Давыдова И. Л. Рус. иконостас XVII в.: Генезис типа и итоги эволюции//Иконостас: Происхождение, развитие, символика/Ред.-сост.: А.

http://pravenc.ru/text/389068.html

нарицаемъ схимою просто, а достоитъ ея нарицати схимоарх» (Там же). В Требнике Петра (Могилы) 1646 г. говорится: «Кукуль со аналавом… всегда вкупе бывают… покрывая главу, предняя же и задняя» (Л. 944об.- 945), т. е. А. названа передняя часть куколя. Этот процесс нашел отражение в иконографии. Практически до кон. XVI в. изображение А. в облачении преподобных устойчиво; ко 2-й пол. XVII в. его наличие становится необязательным; для XVIII в. характерна лишь реминисценция а., след к-рого можно видеть в характерном орнаментальном мотиве в виде перекрещивающихся дугообразных линий, изображаемых на схиме (напр., икона прп. Нила Столобенского, 40-е гг. XVIII в. ГМЗК). Древний вид, способ ношения, символику А. во многом воспринял параман , возлагаемый на монаха в малом постриге. На Западе А. соответствует скапуляр (см. PL. 66. Col. 776; PL. 103. Col. 1231). Ист.: Dorotheus abbas. Doctrinae Diversae. I. 13//PG. 88. Col. 1633B (рус. пер.: Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Оптина пустынь, 1900. С. 30-31); Joannes Cassianus. De Coenobiorum Institutis. I. 6//PL. 49. Col. 71; Benedictus Nursiae Regula//PL. 66. Col. 771; Древние иноческие уставы. С. 109, 524-525, 639 (рус. пер. правил Иоанна Кассиана и прп. Венедикта); Дмитриевский. Описание. Т. 2; Goar. Euchologion; Герман, свт. Сказание. С. 54; Symeonis Thessalonicensis. De Poenitentia//PG. 155. Col. 497 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч.); idem. Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum//PG. 155. Col. 913-916; Горский, Невоструев. Описание. О. 3. Ч. 1. С. 391; Требник Петра (Могилы). Л. 944об.- 945. Лит.: Вениамин. Новая скрижаль. С. 408, 411; Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 682-683; Еремин Е. П. Литературное наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. Т. 11. 1955. С. 342-367, ТОДРЛ. Т. 12. 1956. С. 354-361; Lampe. Lexicon. P. 108; Wawryk M. Initiatio monastica in Liturgia Byzantina: Officiorum schematis monastici magni et parvi necnon rasophoratos exordia et evolutio. R., 1968. (OCA; 180); НКС. Т. 4. С. 661; Панова Г. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XIII века)//Искусство христианского мира.

http://pravenc.ru/text/114692.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы (60-е гг. XVI в.; запись XIX в.). Фрагмент: свт. Герман пускает Лиддскую (Римскую) икону в море Список иллюстраций Новая иллюстрация Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @19131@ Подпись к иллюстрации: Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы (60-е гг. XVI в.; запись XIX в.). Фрагмент: свт. Герман пускает Лиддскую (Римскую) икону в море Размер файла: 148.95 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 07.07.2020 00:14:46 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/19131.html

1 См. также далее: «Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно может помочь Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки» (Сир. 4:26—27, 30). 2 Ср. у преп. Максима Исповедника: «При нем (т. е. святом Собрании. — М. Н.) присутствуют святые Ангелы, которые всякий раз записывают входящих, представляют их Богу и молятся Ему за них» (Творения преп. Максима Исповедника. Книга I. М., 1993, с. 177). 3 Ср. толкование св. Германа Константинопольского (VIII в.): «Потом иерей взывает, говоря всем: «Я человек, подобный вам, и не знаю прегрешений каждого из вас. Остерегайтесь, смотрите: вот Бог, Бог Святой и во святых почивающий». Народ соглашается и говорит: «Един Свят, един Господь наш Иисус Христос» с Богом и Отцем и со Святым Духом» (Свт. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств, 46. М., 1995, с-85—86). подкрепленная. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2680...

649  Это подтверждает, например, современный комментарий К. Иорданопулу: « " Достойно и праведно» (будем разуметь: «есть»)» (Ιορδανοπολου, Θεα λειτουργα. Σ. 87). Вероятно, поэтому подразумеваемое «есть» и прибавлялось иногда в богослужебных книгах к «Достойно и праведно». 650  Ср. оригинал начала евхаристической молитвы «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити...»: «ξιον κα δκαιον σ μνεν, σ ελογεν...». «στν» («есть») отсутствует. 654  См., к примеру, С 1602. Л. 120 ( И ), 170 ( В ); С 1652. Л. 155 об. ( И ), 212 ( В ). 656  В просмотренном нами экземпляре С 1667 есть и продолжение: «есть покланятися Отцу, Сыну и Святому Духу...», но это приписано от руки. Сличая почерк с почерком надписи на обложке, можно предположить, что приписку в тексте литургии сделал тот же человек, который производил опись книг библиотеки Троице-Сергиевой Лавры (в числе которых был и этот экземпляр) во второй половине XVIII b. 659  Taft. Dialogue before Anaphora III. P. 73. Св. Ириней говорит об этом в четвёртой книге своего труда «Против ересей» (Adv. haer. IV, 18: 1, 4, 6; см. рус. перев.: с. 362–363, 364–365, 365–366/PG 7, 1024С–1025А, 1026С–1027В, 1029ВС/). 661  См., например, Свт. Герман Константинопольский . Сказание о Церкви. С. 72 (русский перевод добавляет к «Достойно и праведно» слово «есть», отсутствующее в греческом тексте: «Иерей: Благодарим Господа. [Народ соглашается, говоря: «Достойно и праведно есть», – воссылая благодарственные гимны святой Троице...» (с. 73). У нас нет решительно никаких причин для того, чтобы «благодарственные гимны святой Троице» связывать здесь с пением «есть покланятися Отцу и Сыну...»); Николай Кавасила . Изъяснение Божественной Литургии. Гл. 27. С. 155 (PG150, 425А). 667  В этой попытке защитить практику канонической Русской Церкви иг. Варлаам утверждает, что «Достойно и праведно» в дониконовских московских Служебниках, «по крайней мере, в некоторых», представляет собой сокращение удлинённого варианта (Варлаам (Чернявский), иг. Об изменениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ангелы принимают непосредственное участие в богослужении: «                  » (стихира на литии вечерни Воздвижения Креста Господня); молятся за людей Богу: «                              » (седален по 2-м стихословии 8 нояб.); к ангелам обращаются с просьбой о заступничестве перед Господом: «                      » (стихира на Господи воззвах малой вечерни 8 нояб.), «                    » (1-е прошение литии), «                      » (припев на великом повечерии) и проч. Монашество называется ангельским образом (см. Схима ); это сопоставление пронизывает все последования постригов, поэтому преподобные в богослужебной поэзии метафорически сопоставляются с ангелами: «                    » (тропарь 8-й песни канона утрени Общей службы преподобному). Ангелам уподобляются и священнослужители: «служащие Господу земные иереи подобны мысленным служительным чинам бесплотных и вышних сил» (Герман, свт. Сказание. 6). Люди, достигшие святости, получали дар видения ангелов: «                    » (стихира на стиховне службы прп. Серафима Саровского). Чрезвычайно широко употребляются в богослужении песни, воспетые ангелами Богу («ангельские песни»): «      » (Ис 6. 3) и «                      » (Лк 2. 14). 1-я («трисвятая песнь») употребляется или непосредственно - в анафорах большинства литургий (см. Sanctus ), в гимне «Тебе, Бога, хвалим» , в троичных песнях утрени и полунощницы,- или в форме трисвятого («                »), к-рое читается или поется во время почти всех служб правосл. Церкви; 2-я песнь служит начальным стихом утрени и литургии, входит в состав утреннего славословия (см. Великое славословие , Слава в вышних Богу ). Обе песни часто цитируются в гимнографических текстах. А. Ю. Никифорова Иконография В раннехрист. искусстве известно неск. типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел - средовек с бородой).

http://pravenc.ru/text/115092.html

Ист.: литургические: Parenti, Velkovska. Eucologio; Mateos. Typicon; Goar. Euchologion; Cochlaeus J. Speculum antiquae deuotionis circa missam... Mainz, 1549; Habert I. Αρχιερατικον... P., 1643, 17262; Hertford, 1970r; Tremplaj . Trej Leitourgai; idem. MikrÕn EÙcolÒgion; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 164-172; Т. 2. С. 301-319; Χριστπουλος Μ. Τυπικ διταξις τς βασιλεου τξεως τ κυριακ τς σταυροπρσκυνσεως//ΕΕΒΣ. 1935. Ν 11. Σ. 48-51; EÙcolÒgion t M Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 1. С. 91-224; Ч. 2. С. 511-513; Ивановский Н. И. Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг.//ППС. 1899. 7. Вып. 3. С. 249-279; Чиновник; Bacha C. Notions générales sur les versions arabes de la liturgie de S. Jean Chrysostome suivies d " une ancienne version inédite//Crusostomik£ : Studi e ricerche intorno a S. Giovanni Crisostomo/A cura del comitato per il XVo centenario della sua morte. R., 1908. P. 405-471; Кекелидзе. Литургические груз. памятники; он же. Древнегрузинский Архиератикон. Тбилиси, 1912; The Pontifical Liturgy of St. John Chrysostom: A Manuscript of the 17th Century in the Slavonic Text and Latin Translation/Ed. C. Sipovi. L., 1978; патристические: Апост. пред.; Апост. постановл.; Isidori Pelousiotae Epist. 136//PG. 78. Col. 272 (рус. пер.: Исидор Пелусиот, прп. Письма. М., 2000. Т. 1. С. 66-67); Areop. EH; Герман, свт. Сказание; Протеория; [pseudo-]Sophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius liturgicus//PG. 87g . Col. 3981-4001. Лит.: Дмитриевский А. А. Современное богослужение на православном Востоке. К., 1891. Вып. 1; он же. Ставленник. К., 1904; Голубцов А. П. Соборные Чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Руководство для священно-церковнослужителей при архиерейском служении литургии св. Иоанна Златоустого. Пермь, 1915. Н. Новг., 19972; Korolevskij C. Le Pontifical dans le rite byzantin//OCP. 1944. Vol. 10. P. 202-215; Κορκουλα Κ. Τ ερατικ μφια κα συμβολισμς ατν ν τ ρθοδξ λληνικ Εκκλησ. Αθναι, 1960, 19912; Bornert.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

Так молясь, преподобный дерзновенно отгонял от себя все вражьи нападения; от его молитвы и крестного знамения демоны бегали как пыль от ветра; он же пребывал без вреда от них, хваля и славословя Бога. Случилось еще следующее искушение преподобному. Во время продолжавшейся тогда суровой зимы запас пищи, собранной летом, оканчивался, и преподобный начал смущаться в мыслях, не зная, чем он будет питаться до лета (это враги его невидимые вселяли в душу его скорбь, смущая его страхом имеющего наступить голода и призраком преждевременной смерти). Преподобный же, размышляя сам в себе, приводил себе на память слова, сказанные Самим Господом в Его Евангелии святом: «Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?»: не заботьтесь о завтрашнем дне. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам: потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф.6:31, 34, 33, 32). Все упование свое возложив на Бога-Промыслителя, преподобный утешал себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс.54:23). Так утешая себя, преподобный отгонял от себя всякое уныние, влагаемое в сердце его врагом нашего спасения. И действительно Бог не оставил угодника Своего, уповающего на Него. Он послал к нему двух мужей, имевших с собою корзину с хлебами, мукой и маслом (люди, жившие на берегу моря имели обычай брать с собою в зимнее время запас пищи, если уходили куда-либо вглубь страны). Предложив корзину с пищею преподобному, эти два неизвестных мужа сказали ему: — Бери и ешь из этой корзины, честный отец, сколько хочешь; мы же придем к тебе, когда повелит нам Бог. Сказав это, неизвестные мужи тотчас же исчезли, так что преподобный не успел спросить их, кто они такие и откуда пришли. Прошло много времени, но неизвестные мужи не приходили к преподобному. Тогда преподобный Зосима понял, что это было Божие посещение его, и от всего сердца возблагодарил Господа за его промышление о нем и неожиданный дар свыше. Когда окончилась зима, пришел старец Герман и привел с собою некоего мирского человека, именем Марка, по роду занятий — рыболова; вместе с тем Герман привез достаточное количество пищи, а так же и сети, необходимые для ловли рыбы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010