С. 29-31, 473; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1247-1248; РИБ. Т. 4; «Сказание об обретении мощей святого Иоанна, архиепископа Новгородского»// Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 446; ПДРКП. Ч. 1. Стб. 34. Гл. 45; Корецкий В. И. Новый список грамоты великого князя Изяслава Мстиславича новгородскому Пантелеймонову монастырю//ИА. 1955. 5. С. 204-207; Семенов А. И. Неизвестный новгородский список грамоты князя Изяслава, данной Пантелеймонову монастырю//НИС. 1959. Вып. 9. С. 245-249; Минея (МП). Май. Ч. 3. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 56; Макарий. История РЦ. Кн. 2; Ключевский. Древнерусские жития. С. 64-65; Орлов А. Житие св. Аркадия, еп. Новгородского, в списке 2-й пол. XIV в.//ЧОИДР. 1889. Кн. 3. С. 148-150; Голубинский. История РЦ. Т. 1/1. С. 556, 674; он же. Канонизация святых. С. 157, 427; Сергий (Спасский). Т. 2. С. 39, 287; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 23-57; он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 156-157. А. В. Назаренко Иконография В иконописных подлинниках описание облика А. помещено под 19 сент.: «Подобием надсед, брадою аки Григорий Богослов, но не плешат, ризы святительския со омофором» ( Филимонов. С. 33); «Брадою аки Григорий Богослов, не плешив, риза святительска Власиева, со амфором, надсед» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 63, 30-е гг. XIX в.). Погрудное изображение святителя, без клобука, с окладистой бородой, известно по прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева ( Маркелов. Т. 1. С. 461). Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 58-59. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛУКА (Жидята, Жирята; † 15.10. 1059), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 2-й еп. Новгородский (1035/36 - 15 окт. 1059) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/76020.html

– Слышу, – произнесла мама почему-то дрогнувшим голосом, – и не могу поверить. Потому что ты, сынок, приходишься правнучатым племянником святителю Феофану. Выходит, святой предок сам тебя отыскал и целый день сегодня всматривался в твои глаза. Рейтинг: 10 Голосов: 2626 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 4 августа 2019, 22:58 Удивительно, надо же как случилось......стоит подумать.. Наталия Ростова 4 августа 2019, 10:40 В книге " Несвятые святые " описаны случаи ухода монахов из монастыря для дальнейшего создания семьи..На этом сайте уже писали про дочь обновленца Введенского. Я это к чему веду..Хорошо знать и даже ощущать молитвенную помощь своего благочестивого и праведного предка. Думаю, что их молитвы действительно помогали, может даже спасали от каких-то бед своих нерадивых потомков. А что делать бедным людям у которых в родословной тёмные пятна? Дети не отвечают за грехи родителей. Но жить с чувством, что ты как-то замаран деяниями своих родственников, я думаю и врагу не пожелаешь. У меня, насколько я осведомлена, маньяков, убийц и богоборцев не было. А там один Бог знает...Просто интересен этот вопрос. Лариса 3 августа 2019, 22:57 Игумену Всеволоду. Батюшка, дорогой, да не так и важно, по настоянию или совету кого тот или иной святой был канонизирован. Главное, что наша Церковь последовала такому совету. Что, согласитесь, в те, известные всем времена, было, может, и не меньшим мужеством, чем подвиг самих святых. (Пусть и громко сказано). Так что тут как посмотреть... Игумен Всеволод 3 августа 2019, 08:25 Лариса, прославленные в 70-е годы исповедник Иоанн Русский, свт. Иннокентий моск, свт. Николай яп. Преп. Герман аляск. были прославлены по настойчивости американской, греческой, японской Церквей, а потом признаны и нашим синодом. А по нашей инициативе мы не могли никого прославить. Наталья 3 августа 2019, 06:18 Благодарю редакцию портала за чудесную историю о встрече правнучатого племянника со своим дядей - святителем Феофаном Затворником.

http://pravoslavie.ru/122807.html

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт. Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами «          » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл. вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А. В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа , отсюда протодиакон читает Евангелие. Со второго - полукруглого выступа солеи у царских врат - произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий - диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А. Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 5; Созомен. Церк. ист. IX 2; Paulus Silentiarius Descriptio ambonis recitata privatim post prius magnum carmen in domo patriarchali//PG. 86β. Col. 2251-2264; Герман, свт. Сказание. С. 46-49; Mateos. Typicon. T. 1. P. 28-32, 182, 186; T. 2. P. 62, 88, 98, 138; Sophronii Patriarchae Hierosolymitani Commentarius Liturgicus//PG. 87γ. Col. 3985; Goar. Euchologion. P. 153-156, 279-281, 726-727; Голубцов. Чиновник; Павел Алеппский, архидиак. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину. К., 1997. С. 55, 68, 82, 114. Лит.: Leclercq H. Ambon//DACL. Col. 1330-1347; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 47-49; Xydis S. G. The Chancel Barrier, Solea and Ambo of Hagia Sofia//Art Bull. 1947. Vol. 29. Р. 1-24; Lassus J., Tchalenko G. Ambons syriens//Cah. Arch. 1951. Vol. 5. P. 75-124; Delvoye Ch. Ambo//RBK. Bd. 1. 1963. S. 126-133; Taft R. Some Notes on the Bema in East and West Syrian Tradition//ОСР. 1968. Vol. 34. P. 326-359; Хрушкова Л. Г. Скульптура раннесредневековой Абхазии, V-X вв. Тбилиси, 1980; Damblon A. Zwischen Kathedra und Ambo. Düsseldorf, 1988; Sodini J. P. Les ambons médiévaux à Byzance: Vestiges et problèmes//Θυμαμα στ μνμη τς Λασκρινας Μπορα. Αθνα, 99. Σ. 303-307. Pl. 172-173 [фрагм. малоазийских амвонов X-XI вв.]; Арранц М. Крещение и миропомазание. Рим, 1997. С. 161-163; Coleman C. Ambo//The Catholic [Электр. ресурс]; Shipman A. J. Ambo (in the Russian and Greek Church)//The Catholic [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/114332.html

Наиболее ранним и полным из известных в настоящее время является цикл Сказания на 22 серебряных черневых дробницах на пелене XVIII в. к престолу Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК; Вилкова. 2001. С. 167-175; Вера и власть: Эпоха Ивана Грозного: кат. выст. М., 2007. С. 126-127). Состав сюжетов на дробницах свидетельствует о том, что при их создании была использована наиболее полная редакция «Сказания...», расширенная за счет Жития патриарха Германа К-польского и содержания «Послания трех восточных Патриархов императору Феофилу» (самая ранняя рукопись «Послания…» датируется IX в.; см.: Чудотворная икона. С. 421-435), в т. ч. собрание кратких сказаний о византийских чудотворных образах, в частности о 2 Нерукотворных образах Божией Матери, явленных в г. Лидде. Т. о. появились дублирующие друг друга сюжеты: обретение Нерукотворного образа Богоматери на столпе храма и явление Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем. В результате неоднократных переделок последовательность дробниц на пелене из Благовещенского собора была нарушена. Однако порядок можно восстановить благодаря, напр., «Римской иконе Божией Матери» из ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве работы иконописцев Ивана Карпова, Федора Карпова Попова, Георгия Зиновьева и Симона Ушакова (1668, ГТГ; см.: Чинякова. 2009), где последовательно помещены 24 сюжета «Сказания...»: 1. Ласкание Пресв. Богородицы; 2. Моление Пресв. Богородицы на Елеонской горе; 3. Обретение на столпе в храме г. Лидды Нерукотворного образа Пресв. Богородицы; 4. Прение Энея с иудеями о посвящении нового храма; 5. Написание евангелистом Лукой образа Богоматери; 6. Обретение Нерукотворного образа Богоматери в храме, построенном Энеем; 7. Пресв. Богородица указывает место для храма; 8. Моление патриарха Германа перед Нерукотворным образом Богоматери в Лидде; 9. Написание списка на столпе с чудотворного образа для патриарха Германа; 10. Имп. Анастасий просит Германа стать патриархом; 11. Патриарх Герман запрещает Льву Исавру бороться с иконами; 12.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА ограждение в христ. храме, отделяющее пространство алтаря от наоса . «Преграда (κγκελλα) показывает место молитвы, обозначая внешней стороной пространство, куда входит народ, а внутренней - Святая Святых, куда дозволен доступ одним священнодействующим» (Герман, свт. Сказание. 9). Одно из самых ранних упоминаний А. п. содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире (316-317): «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил (букв.- окружил, περιφραττε) (его) решетками (δικτοις) из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» (Евсевий. Церк. ист. X 4. 44). В ранневизант. период А. п. не имеет единого обозначения (греч. κγκελλα из лат. cancelli - одно из многих; ср. греч. διστυλα, δκτυοι, δρφακτα, θραξ, κιγκλδες, περστυλα, στηθεα и др.). Не имеет она и единого плана. Последний же тесно связан с планом алтарного пространства в целом и поэтому варьируется в зависимости от местонахождения и времени постройки храма, а также периода развития и общего состояния богослужения. В ранневизант. время А. п. чаще всего имеет П-образный план, занимая в трехнефных постройках центральный неф и окаймляя с трех сторон выдвинутое вперед относительно престола алтарное пространство - виму , и нередко переходит в ограждение солеи и амвона . Позднее, с включением в алтарное пространство пастофориев или боковых апсид и появлением трехчастных алтарей, она может иметь и Т-образный план, распространяясь в трехнефных постройках в боковые нефы (ц. Умножения хлебов и рыб в Эт-Табге (Эйн-Ха-Шиве) (Палестина), ок. 500; ц. святых Петра и Павла в Герасе (Палестина), ок. 540). А. п. в виде низкого решетчатого парапета известна с IV в. (медная преграда при Св. Гробе в ротонде Воскресения Христова в Иерусалиме ). В V-VII вв. широко распространены каменные преграды, состоящие из вертикально поставленных плит (высотой 1-1,15 м) и столбиков квадратного сечения той же высоты. Такой парапет чаще всего устанавливался на профилированную базу и окаймлялся вверху карнизом. Плиты могли декорироваться сквозным ажурным орнаментом ( Корик (Киликийская Армения), V в.) или рельефным плетением (базилика св. Иоанна в Гевдомоне в К-поле, VI в., Звартноц (Армения), 642-662). Столбики украшались узкими полукруглыми нишами. А. п. в виде парапета представлена в мозаиках и росписях в изображениях сцены Евхаристии (роспись в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; мозаики Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве, 1113; роспись ц. Богородицы в Ахтале , между 1205 и 1216).

http://pravenc.ru/text/115170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОИДР Временник Общества истории и древностей российских. М., 1849-1857. 25 т. ВОН Вестник общественных наук АН Арм. ССР. Ереван, 1943-. Воронежские архипастыри Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней: Ист.-биогр. очерки/Под общ. ред. митр. Мефодия (Немцова). Воронеж, 2003 Вост. отцы IV в. Восточные отцы IV в. П., 1931. М.,19922 Вост. отцы V-VIII вв. Восточные отцы V-VIII вв. П., 1931. М., 19922 ВРЗЕПЭ Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. П., 1947, 1950-1989 ВРСХД Вестник Русского студенческого христианского движения. Мюнхен и др., 1925-1974 ВССПРЦ Вестник Святейшего Синода Православной Российской Церкви: [Обновленч. изд.]. М., 1923, 1927-1931 Вургафт, Ушаков. Старообрядчество Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря. М., 1996 ВФ Вопросы философии. М., 1947-. ВФиП Вопросы философии и психологии. М., 1889-1918 ВЦИ Вестник церковной истории/ЦНЦ «ПЭ». М., 2006-. ВЧ Воскресное чтение. К., 1837-1912 ВЭ Византиноведение в Эрмитаже. Л., 1991 ВЯ Вопросы языкознания. М., 1952-. Гарднер. Богослужебное пение Гарднер И. А. Богослужебное пение. Т. 1. Джорд., 1978; Т. 2. Мюнхен, 1982. Серг. П., 1998р. 2 т. ГВ Губернские ведомости [требует геогр. определителя, напр.: Архангельские, Вологодские, Новгородские и т. д.] ГВНиП Грамоты Великого Новгорода и Пскова/Подгот.: В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, ред.: С. Н. Валк. М.; Л., 1949 ГДА Годишник на Духовната Академия. София, 1951-. ГДРЛ Герменевтика древнерусской литературы: Сб. ст./ИМЛИ. М., Сб. Геннади. Словарь писателей Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. B., 1876-1907. 4 т. Герман, свт. Сказание Герман Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение Таинств. М., 1995. [Греч. и рус. текст] ГИБИ Гръцки извори на Българската история: [Сер.]/Изд.: И. Дуйчев и др. София, 1954-. Гимнология Гимнология: Учен. зап. Науч. центра рус. церк. музыки им. прот. Д. В. Разумовского Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., Вып. ГлИДНС Гласник Историческог друштва у Новом Саду. Нови Сад, 1928-1940. 13 вып. ГлОУЦАНУ Гласник Оделенья умьетности Црногорске Акад. наука и умьетности. Титоград; Подгорица, 1976-. Кн. 1-. ГлСПЦ Гласник Православне Цркве у Cpбuju. Београд, 1900-1914; Гласник: Служебни лист Српске правосл. nampujapшuje. 1920-1939; Гласник: Служебни лист Српске правосл. цркве. 1939-. Глубоковский Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. М., 1992р, 2002п Голубинский. Голубинский Е. Е. Голубцов. Голубцов А. П. ← предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=4

Кн. Х. Гл. 4. 44. [Электронный ресурс]//URL: 5 Евсевий Памфил. О жизни блаженного василевса Константина. III. 38. [Электронный ресурс]//URL: обращения: 20.03. 2018). 6 Loomis Louise Ropes. Liber Pontificalis (The Book of the Popes). Vol. I. NY: Columbia University, 1916. P. 53. 7 Собрание древних литургий восточных и западных. М.: Даръ, 2007. С. 511. 8 Герман, Патриарх Константинопольский, свт. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М.: Мартис, 1995. Гл. 8. 9 Подробнее об историческом происхождении иконостаса см.: Успенский Л. А. Вопрос иконостаса//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. 1963. 44, октябрь – декабрь. С. 223–255; Он же. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1997. С. 289–331. 10 Правило Лаодикийского собора 19; Правило VI Вселенского (Трулльского) Собора. 11 Герман, Патриарх Константинопольский, свт. Указ. соч. Гл. 9. С. 47. 12 Апостольское правило 73. 13 Голубцов А. П., проф. Историческое объяснение обрядов литургии//Богословский вестник. 1915. С. 575. 14 Собрание древних литургий восточных и западных. С. 142, 244. 15 О церковной иерархии. III//Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб.: Алетейя, 2002. С. 609. 16 Герман, Патриарх Константинопольский, свт. Указ. соч. Гл. 41. С. 81. 17 Уайбру Х. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2008. С. 152–153. 18 Димитрий Ростовский, свт. Житие свт. Василия Великого//Жития святых. Январь 1–10. М., 2010. С. 37. 19 Ответ Никиты Коронидского, синкелла и хартофилакса, прп. Никите Стифа­ту. 3//Никита Стифат, прп. Творения. Ч. 1. Сергиев Посад, 2011. С. 102–103. 20 «Закрытие же дверей и спущение сверху их (πνω τοτων) завесы, как это обыкновенно делается в монастырях, а также и покрытие Божественных даров так называемым воздухом знаменует, думаю, ту ночь, в которую произошло предательство ученика» (Феодор, еп. Андидский. Протеория, или Краткое рассуждение о тайнах и образах Божественной литургии, составленное по просьбе боголюбезного Василия, епископа Фитийскаго.

http://e-vestnik.ru/church/kogda_otverza...

– Pyc. пер.: Евсевий, en. Кесарийский. Слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования//Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. – М.: Labarum, 1998. – С. 215–268. De Theophania//PG 24, 609–690. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. О Богоявлении. Demonstratio Evangelica//PG 22, 13–792. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. Евангельское доказательство. Historia ecclesiastica//PG 20, 45–906. – Pyc. пер.: Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история. – М.: ПСТБИ, 2001. Praeparatio Evangelica//PG 21, 21–1408. – Пер. заглавия: Евсевий, еп. Кесарийский. Евангельское приготовление. Vita beatissimi imperatoris Constantini//PG 20, 909–1232. – Pyc. пер.: Евсевий, en. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина//Евсевий, еп. Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. – С. 8–178. Euth. Zigab. Panopl. dogm. Euthymius Zigabenus Panoplia dogmatica//PG 130, 9–1361. – Пер. заглавия: Евфимий Зигабен . Догматическое всеоружие православной веры. Firmilian . Ер. Firmilianus Cesariensis Cappadociae episcopus Epistola//PL 3, 1153C-1178A. – Пер. заглавия: Фирмилиан, еп. Кесарии Каппадокийской. Послание. Gennad . Schol. De haer. Simon. Gennadius Scholarius Constantinopolitanus Patriarcha De haeresi Simoniaca//PG 160, 731–738. – Пер. заглавия: Геннадий Схоларий , патр. Константинопольский. О ереси симонии. German . Const. Contemp. rerum eccl. Ep. Germanus I Constantinopolitanus patriarcha Contemplatio rerum ecclesiasticarum//PG 98, 383–454. – Pyc. пер.: Герман I Константинопольский, свт. Сказание о церкви и рассмотрение таинств//Герман I Константинопольский, свт. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. – М.: Мартис, 1995. – С. 43–89. Epistolae Dogmaticae//PG 98, 147–222. – Пер. заглавия: Герман I Константинопольский, свт. Догматические послания. Greg. Nazianz. Carm. de se ipso Carm. dogm. Carm. moral. Ep. Epigr. Epitaph. Or. Gregorius Nazianzenus Carmina de se ipso, 1–99//PG 37, 969–1452. – Pyc. пер.: Григорий Богослов , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Свт. Герман объясняет избирательность источников чудес волеизъявлением Божиим. Так, в книге «Деяний апостолов» сказано, что больные исцелялись не от всякой тени, а только апостола Петра, и не от любой одежды, а лишь апостола Павла. Чудеса совершались «в возмездие за веру их в проповедуемого ими Бога, Который благодать Свою проявляет (ποδεικνντος) также и чрез неодушевленные предметы; точно так Он благоволил, чтобы тоже самое было и с иконами, то есть чтобы не всякая икона или живописное изображение было [таким. – В.Н. ] источником благодеяний (το τς τοιοτου εδους εεργεσας) для верующих, но только некоторые иконы святых, или же Самого Господа; так что нельзя подумать, будто исцеления совершаются сами по себе; нет, они совершаются только по благодати Бога нашего» . Из текста видно, что, по слову святителя, источником благодати является Бог, Который совершает чудотворения как через своих служителей (апостолов, святых подвижников), так и через предметы, в том числе через иконы. Терминологически это подчеркивается употреблением глагола ποδεκνυμι (в представленном переводе – «проявлять»), одно из значений которого «рождать, производить на свет» . Это значит, что «рождающий благодать» есть Бог, а проявлять, показывать ее Господь может по Своему усмотрению (когда-либо, через кого-либо или что-либо). Соответственно, икона не есть собственно источник благодеяний, а только способ их оказания верующим, что и отражено в греческом тексте, где на месте термина «источник» стоит εδος , т. е. способ действия . Отметим, что тема благодати, подаваемой Богом от священных изображений, позднее заняла важное место в полемике с иконоборцами и в богословии иконы, о чем скажем ниже. 8. Выводы по учению свт. Германа В результате сделанного обзора догматических посланий свт. Германа можно констатировать следующие основные положения его взглядов на иконопочитание: 9. Заключение Исследователь богословия свт. Германа С.В. Заплатников пишет, что «совокупность богословских идей» трех догматических посланий святителя об иконопочитании «представляет собой первое в истории Церкви богословие иконы» . Автор проводит сравнение основных тезисов учения святителя и определения (ороса) Седьмого Вселенского собора и показывает, что последнее в значительной степени следует за мыслью и словом святителя.

http://bogoslov.ru/article/6192676

«Уже с первого разговора с отцом Георгием, – сказал владыка Герман в своем слове на отпевании, – я понял, что это добрый, ревностный, высокообразованный, культурный, просвещенный пастырь. Отец Георгий любил Бога, Святую Церковь , людей и отдавал пастырскому служению всего себя. Поэтому мы смеем надеяться, что Господь Бог упокоит его душу в селениях праведных и воздаст ему, как верному своему служителю, достойную награду. Аминь». Елена Нейфах 3 Вот как говорит об этом свт. Иоанн Златоуст : «Если из-за того, что Писание говорит: вдунул в лице его, захотят приписать Богу и уста, в таком случае надо будет дать Ему и руки, потому что сказано: сотвори человека. Но, чтобы нам, желая выставить на вид пустословие их, самим не быть вынужденным говорить неприличное, оставим их безумное и крайне безрассудное учение и последуем указанию божественного Писания, которое само себя поясняет, если только мы не будем придавать значение грубости выражений, но будем иметь в виду то, что причиной такой грубости слов наша немощь. А иначе, то есть без такого приспособления слов, человеческому слуху невозможно было бы и принять их» (Беседы на Книгу Бытия. Беседа 13). 4 «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). Для толкования этих слов вновь обратимся к свт. Иоанну Златоусту : «Престоли, говорит, поста вишася, и Ветхий денми седе. Кто Он? Как, слыша о медведице, ты разумел не медведицу, и, слыша о львице, разумел не ее, а царства, и, слыша о море, разумел не море, а вселенную, и прочее, – так и теперь. Кто этот Ветхий денми? Он был подобен некоему старцу. Бог принимает на Себя образы по требованию обстоятельств, по которым является, и здесь показывает, что суд должен быть вверяем старцам» (Толкование на Книгу пророка Даниила. 1л. 7). 5 «Подумай о том, какая нужна была мудрость, чтобы дать имена стольким породам птиц, гадов, зверей, скотов и прочих бессловесных... всем им дать имена и притом имена собственные и соответствующие каждой породе» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу Бытия. Беседа 14).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010