В начале XIX века Протат принял решение упразднить Русский монастырь из числа Афонских обителей. Однако Патриарх Каллиник V, предвидя в будущем возвращение русских на Афон и процветание их обители, решительно отверг предложение Священного Кинота упразднить русский монастырь, а его имения передать другим монастырям за неуплаченные долги. Свое мнение он мотивировал тем, «что неприлично и неполитично было бы упразднить русскую афонскую обитель в такое время, когда Россия своими последними войнами с Турцией приобрела столь решительное влияние на судьбу восточных христиан». Назначенный Патриархом новый Игумен Савва строит на средства князя Скарлата Каллимаха новый Прибрежный Руссик, недалеко от упомянутой Воскресенской келлии, руины которой до сих пор можно видеть в окрестностях архондарика Пантелеимонова монастыря. По горестному недоразумению греки не хотели принимать русских иноков в Пантелеимонов монастырь. Видимо, для вразумления, Господь попустил крайнее обнищание обители. В один из годов преемник Игумена Саввы Герасим был вынужден оповестить другие монастыри Афона, чтобы не приходили в Руссик на Панигер, поскольку нечем их принимать. Вскоре сам великомученик Пантелеимон явился Игумену во сне и сказал, что если не примут русских в обитель, он и вовсе оставит ее. Окончательно водворившись в Пантелеимоновом монастыре в 1839 году, русские иноки обновили, расширили и украсили его, после чего начали восстановление и древней своей отчины – Старого Нагорного монастыря. С чтимого образа святого Пантелеимона было снято множество копий. Списки чудотворной иконы в XIX веке регулярно передавались обителью на благословение во многие храмы и монастыри России, что отразилось как на распространении культа почитания св. Пантелеимона, так и его иконописного образа на Руси. Как уже было сказано выше, самое раннее житийное изображение святого великомученика Пантелеимона было сделано в XIII веке в Синайском монастыре св. великомученицы Екатерины. В отличии от описанного выше образа, Синайская икона изображает святого Пантелеимона по пояс в окружении 16 житийных сюжетов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2631

Многие из древнерусских подвижников начинали свое трудное пустынножительство без предварительного послушничества в монастыре (например, Сергий Радонежский и его брат Стефан, возможно, также Савва Вишерский). Подвижник живет в шалаше (например, Сергий и Стефан, Герасим Болдинский, Кирилл Новоезерский и др.) или в дупле дерева (например, Павел Обнорский), спит на сухой листве или на мху; лесные ягоды и коренья, которые он собирает, или сухой хлеб, который редкие проезжие кладут ему в подвешенную на сук сплетенную им самим корзину (так было, например, у Герасима Болдинского, Феодора Ростовского, Сергия Радонежского), составляют все его пропитание. Днем и ночью он много времени отдает молитве и пению псалмов. Ветхое платье не укрывает его от холодов длинной севернорусской зимы, и при долгом стоянии на молитве он дрожит от мороза, а летом его мучат жара и духота, мириады насекомых искусывают руки и лицо молящегося. Жизнь в посте и молитве, в претерпевании холода и зноя обессиливает его, иссушает тело и лицо. Поэтому икона древнерусского святого, например, Кирилла Белозерского или Александра Свирского, не стилизация, а верное изображение действительного облика подвижника. Но недолго остается пустынник в своем уединении — не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5. 14). Иногда два пустынножителя, например, Павел Обнорский и Сергий Нуромский, сходятся вместе и решают остаться вдвоем, чтобы поддерживать друг друга в трудной отшельнической жизни; или же весть о суровом пустыннике доходит до ближних городов и сел, и однажды к нему приходит новый боголюбец, тоже ищущий уединения и спасения от мирских искушений. Новоначальный инок строит себе деревянную хижину, и теперь они вдвоем предаются посту и молитве. Со временем скит разрастается и становится пустынью. Братия строят деревянную церковь, и основатель монашеской колонии, которого все считают настоятелем нового братства, идет к местному архиерею, а иногда прямо в Москву к митрополиту и просит о благословении для новооснованного монастыря и об освящении церкви. Если основатель обители сам достаточно грамотен, то владыка рукополагает его в пресвитеры и постригает его (если до тех пор он еще не был пострижен); теперь он сам совершает богослужения и таинства; но часто подвижник из смирения уклоняется от рукоположения и по-прежнему остается лишь настоятелем своей обители, без сана; тогда епископ присылает в новый монастырь иеромонаха от себя, снабжает его необходимыми богослужебными книгами и антиминсом и вручает ему иконы Спасителя и Божией Матери как свое благословение братии монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436450/

Прп. Мелетий Новый, основатель находящейся в Кифероне обители, носящей его имя (+ ок. 1105). 3 сентября - перенесение мощей свт. Нектария, епископа Пентапольского (+ 9 ноября 1920). 4 сентября - мч. Иерусалим. Родился в Александрии, жил в Эдессе. Пострадал в Веррии между 276 и 282 гг. Его честная глава хранится в храме св. Антония в Веррии. Прп. Анфим, новый подвижник (+ 1782). Родился в Кефаллинии. 9 сентября - мч. Афанасий, подвизавшийся в Фессалониках (+ 8 сентября 1774). Свт. Донат, архиепископ Никопольский. Его память празднуется вместе с отцами III Вселенского Ефесского Собора. 12 сентября - прп. Даниил Фасосский. Подвизался в IX в. 13 сентября - прп. Иерофей Иверянин (+ 1745). Родом из Каламаты. Подвизался на Афоне в Иверском монастыре. 15 сентября - прмч. Макарий. Подвизался в Солуни (+ 14 сентября 1527). Прп. Герасим. Родом из Леондария, нес послушание в обители Святой Троицы «Сурвиас», находившейся в городе Макринице, Димитриадской митрополии. Жил в XVIII веке. Память совершается в храме его имени в Леондарии. Свтт. Виссарион I и Виссарион II, архиепископы Ларисские. Их деятельность при ходится на 1490-1541 гг. Свт. Симеон, архиепископ Фессалоникийский (+ 1429). Прославлен в лике святых 14 апреля 1981 г. 23 сентября - мч. Николай. Из Карпенисии (+ 1672 в Константинополе). 27 сентября – мц. Акилина (+1764 в Зангливериосе). Родилась в Закливери в Адрианопольской епархии. Родной отец Акилины принял ислам и под давлением турок понуждал ее к тому же, но получил твердый отказ своей 15-летней дочери. Потеряв надежду убедить свою дочь потурчиться, отец предоставил своим единоверцам поступить с нею, как захотят. Ни ласки, ни угрозы, ни жестокие побои не смогли склонить юную девицу к отречению от веры Христовой. Раздраженные ее сопротивлением, турки привязали ее в столбу и били до тех пор, пока она не повисла, как мертвая. Акилина была отнесена домой к матери и через некоторое время предала свою душу в руки Божии. Первое воскресенье после 11 октября - свт. Анастасий, архиепископ Никопольский. Один из 365 святых отцов Седьмого Никейского Вселенского Собора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

10 марта 1863 г. в Александро-Невской лавре Г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 13 янв. 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием С.-Петербургской епархии. Являлся председателем губ. присутствия по обеспечению правосл. духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. председателем миссионерского об-ва. 26 янв. 1866 г. Г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февр. прибыл в Самару. Трудами Г. в 1868 г. открылось епархиальное жен. уч-ще, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание ДС. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чуваш. языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Г. рекомендовал всем настоятелям церквей открывать б-ки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, Г. в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению правосл. духовенства квартирами и земельными угодьями. По инициативе Г. в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре. 8 дек. 1877 г. Г. был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й и 3-й степени, черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени (за материальную помощь, оказанную Г. черногорцам во время войны с Турцией). Скончался с любимой молитвой на устах: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...» Погребение Г. в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский) . Прославлен в Соборе Сибирских святых (1984). 17 апр. 2005 г. мощи Г. были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани. Изображение Г. помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/164539.html

VI). Другой Афанасий, бывший секретарь одного из сенатских департаментов. Жил он и на Афоне, и в Молдавии, и в Свенском монастыре орловской губ. († 1811). В 1791 году он принес в Петербург новый перевод «Добротолюбия», сделанный Паисием по поручению С.-Петербургского митр. Гавриила, и работал над исправлением приготовлявшейся к печати этой книги. VII). Монах Павел, постриженик Паисия в Нямецком монастыре. В начале XIX столетия Павел ушел в Москву и жил в Симоновом монастыре. Он принес из Молдавии житие Паисия, переведенное на славянский язык и в 1842 году оно было переписано симоновским монахом Илларионом Ремизовым. VIII). Монах Герасим, постриженик того же Паисия, жил в Софрониевой пустыни. IX). Монах Феофан, в мире казак Федор Тулунин, также пострижен Паисием. В 1800 году он ушел в Оптину пустынь. О его воздержании рассказывают, между прочим, следующее. Однажды Феофан решил ничего не есть в течении всего великого поста и только по воскресеньям пить теплую воду «от сухости». Когда братия замечала ему, что он умрет от истощения, то подвижник отвечал: – Нет! Христос Спаситель излил всю Свою кровь до последней капли, а во мне еще много крови. Кончина Феофана († 1819) сопровождалась очень трогательными сценами, описанными его сподвижниками. Кроме этих девяти непосредственных учеников Паисия, в России известны были и другие духовные деятели, замечательные по своим книжным и аскетическим трудам, напр., наместник Ново-спасского мон-ря Александр, впоследствии архим. Арзамасский, и его духовный друг иером. Филарет – ученики учеников Паисия; известный настоятель Оптиной пустыни Моисей, ученик упомянутого свенского схимника Афанасия (VI); другой настоятель, оптинский старец Леонид, ученик упомянутого схимонаха Феодора, который в то время жил в Челнском монастыре (IV); третий настоятель Макарий, ученик схимонаха Афанасия (V), жившего в Площанской пустыни, издатель сочинений и переводов Паисия, четвертый настоятель о. Амвросий, издавший переработанный перевод «Лествицы» Паисия, и т. Яд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

    О том, что в 1900 г. игум. Савва переложил мощи святого из гробницы в ковчег (размером 82×34 см) со стеклом в середине, свидетельствует надпись на ковчеге. Во время второй мировой войны он временно хранился в соборе г. Пожаревац. В 1977 и 1979 гг. иноки Горняка подарили 2 частицы мощей (часть главы и палец) мон-рю Григориат, о чем мон. Герасим Микраяннанит составил службу. Анализ Жития св. Ромила, написанного Г. Н., показывает, что автор имел хорошее образование, но не светское, а полученное у учителей-исихастов, знал греч. и слав. языки. Стиль и способ изложения Жития имеют сходство со стилем и способом изложения Житий преподобных Григория Синаита и Феодосия Тырновского, автором к-рых был К-польский патриарх Каллист I.   По словам Г. Н., он составил Житие в память об учителе и по обету о неоскудении духовного семени, данному им прп. Пахомию Великому. В конце он приводит правила подвижнической жизни иноков, к-рые соответствуют учению прп. Григория Синаита о 3 душевных силах, данных Богом человеку для спасения (словесной, яростной и желательной), и к-рые должны использоваться иноками по естеству, но в угоду Божию для борьбы со страстями и внушениями (прилогами). Г. Н. также приводит сведения по истории южнослав. монашества того периода, сообщает о тур. вторжениях в Византию, о нападении турок на Парорийскую обитель, о ее запустении, описывает природу, климат, нек-рые части Парории и Тырнова.   Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Г. Н. двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, к-рый устроил этот мон-рь не позднее 1328 г., о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный мон-рю св. Дионисия (см. в ст. Григория преподобного мон-рь). Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 30-х гг. XIV в., а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство мон-ря Горняк твердо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря.

http://isihazm.ru/1/?id=588

В 1704 – 22 гг. владельцами села показаны Герасим Алексеевич и Максим Андреевич Мансуровы; в 1704 г. в селе находилось 2 двора вотчинниковых, в которых жили 43 чел. дворовых людей и 22 двора крестьянских, в них 97 чел. 20 сентября 1711 г. по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину стольника Максима Мансурова, в новопостроенную церковь, в придел во имя Николая чудотворца. В 1755 г. владельцем села Сынкова был Николай Максимович Мансуров. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Первое упоминание о храме относится к 1628 году. Тогда в Сынково была выстроена деревянная церковь Иоанна Богослова с приделом во имя свт. Николая архиепископа Мир Ликийских. В окладных книгах Патриаршего приказа 1628 года записано: " Церковь Ивана Богослова в вотчине Петра Мансурова, в селе Медведкове, а Сынкове тож, декабря в 13 день на нынешний 136 (1627) год, по жалованной несудимой грамоте, вдвое дани 16 алтын, наместничьих 6 алтын, заезда 2 алтына взято, платил поп Евтихий " . В 1755 году в прошении на имя императрицы Елизаветы Петровны испрашивалось благословение на строительство новой церкви вместо старой и очень обветшавшей. Новый деревянный храм был построен в 1757 году. Этот храм просуществовал до 1892 года, когда во время Великого Поста, 29 марта, во время службы, в церкви произошёл пожар, от которого он полностью сгорел. В связи с этим трагическим событием, а также в связи с увеличением жителей села Сынково, в 1893 году на месте сгоревшей церкви возвели сельчане временный деревянный храм. Колокола в это время размещались на четырёх деревянных столбах. Церковь была однопрестольной, во имя Иоанна Богослова. Проект деревянного храма составил архитектор Н. Марков. 2 сентября 1899 года местный причт обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) за благословением на постройку новой церкви на 400 человек. После положительного решения, полученного из Московской Духовной консистории, был объявлен сбор средств на строительство каменного храма. Быстро помогли в этом богоугодном деле неравнодушные благотворители. В конце 1899 года были закончены работы по архитектурному проектированию здания, и, уже 18 июня 1900 года церковь была заложена. Рядом со строящимся храмом, ещё в 1893 году была построена церковно-приходская школа. Новопостроенная церковь во имя Иоанна Богослова была освящена в 1906 году.

http://sobory.ru/article/?object=07000

В 1721 году, оставшись без земельных и других угодий, Епифанская обитель была приписана к Паройской пустыни Тамбовской губернии. В 1763-1764 годах по указу Екатерины II, проводившей политику секуляризации церковных земель и сокращения числа иноческих обителей, была «учинена» опись Успенского монастыря «о церквах, о ризнице и прочем». В это время им управлял игумен Герасим, а братия состояла из трех иеромонахов и трех монахов. При богослужении им помогали четыре «бельца». По указу императрицы монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь обращена в приходскую. Приход храма Успения Пресвятой Богородицы образовывался постепенно. В 1829 году в нем числилось 56 дворов, в которых проживали 333 мужчины и 303 женщины. Половину из них составляли горожане: дворяне, приказнослужители, отставные солдаты, военные и мещане. Остальные прихожане, однодворцы и крепостные крестьяне жили в соседних слободах Кораблинской и Рождественской. Успенский приход был самым малочисленным и самым бедным в городе. Скудных доходов храма хватало лишь на покупку свеч, ладана и необходимой для богослужения церковной утвари. Помочь могли только прихожане. Наиболее состоятельные из них жертвовали на благоустройство и украшение церкви собственные деньги. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой вокруг храма возвели каменную ограду. Особую роль в жизни каждого прихода играл церковный староста. Во второй половине XIX века на эту должность прихожане Успенской церкви избирали местных купцов. Двадцать четыре года (1894-1918 гг.) старостой храма на Федосьине городище был Арсений Петрович Оводов.

http://sobory.ru/article/?object=49132

В настоящее время в историческом центре кубинской столицы полным ходом идет строительство первого на Кубе храма Русской Православной Церкви. Ожидается, что его возведение будет завершено в конце нынешнего года, а освящение совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Эта новость, свидетельствующая о попечении Русской Церкви о своих чадах даже за границей, привлекла особенное общественное внимание после скандальных высказываниях муфтия Н. Аширова, позволившего себе оскорбительные сравнения православной культуры с книгой Адольфа Гитлера и заявившего, что Православие – это не христианство, а национальная религия и что преподавание ОПК, якобы, неконституционно. Законное возмущение со стороны православных заставило муфтия Аширова, хотя и не извиниться (он лишь “выразил сожаление”, что его якобы “неправильно поняли”), но все же пойти на попятный, признав, что против факультативного преподавания ОПК он ничего не имеет. Православные дали ясно понять, что подобные хамские выпады никто терпеть не намерен.   В Череповце построят храм основателям города В Череповце (Вологодская область) выбран эскизный проект строительства нового храма основателям города святым Афанасию и Феодосию. Внешне новый череповецкий храм будет напоминать Софийский собор в Вологде. Высота главного купола церкви составит 50 м, общая площадь 1,8 тыс. м 2 , храм сможет одновременно вмещать порядка 1000 прихожан. Церковь должна появиться в Зареченском районе города, где проживают 120 тыс. православных – десятая часть населения всей Вологодской области, но нет пока ни одной церкви .   В Японии прошла конференция, посвященная истории православного монашества В конференции участвовало духовенство Западной епархии Японской Автономной Православной Церкви: иереи Иоанн Оно из Киото, Давид Мидзугучи из Осаки, Исаия Сакаи из Тоёхаси, Павел Оикава из Кагосимы и Георгий Мацусима из Нагои. С докладом на тему “Русское православное монашество” выступил наместник Никольского монастыря в Токио иеромонах Герасим (Шевцов).

http://pravoslavie.ru/5004.html

Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. Воскресенский кафедральный собор в Самаре. 1869–1894 гг. Архит. Э. И. Жибер. Фотография. Нач. XX в. После учреждения Самарской епархии и получения городом губ. статуса (1850-1851) необходимо было возвести монументальный кафедральный собор. В 1853 г. было решено начать строительство, однако помешала нехватка средств. Спасение имп. Александра II от покушения на его жизнь 4 апр. 1866 г. подвигло местные власти ходатайствовать о сооружении храма. Первоначально предполагалось построить собор по образцу Александро-Невского собора в Вятке (ныне Киров, архит. А. Л. Витберг), но горожан не устроил размер храма, а новый вариант в С.-Петербурге признали неудовлетворительным с художественной стороны; проект храма Ж. на 2,5 тыс. чел. был утвержден Государем в 1869 г. 25 мая того же года (в годовщину покушения на императора в Париже в 1867) еп. Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) заложил храм. Имп. Александр II лично участвовал в освящении места под постройку (1866) и закладке камня в стену храма (1871). Строительством руководили Е. Н. Шихобалов (до 1888), затем А. Н. Шихобалов, с 1890 г.- А. А. Щербачёв; Ж. приезжал на стройку в 1885 и 1889 гг. К 1886 г. была возведена колокольня, в 1887 г. водружен крест на главный купол. В 1888 г. Ж. составил 2 варианта плана внутренней отделки, один из к-рых «в чисто византийском стиле» (без лепных украшений, фактически - в рус. стиле XVII в.) был утвержден Самарской думой. Нижний храм был освящен во имя свт. Алексия, митр. Московского, покровителя Самары 7 янв. 1892 г., к годовщине кончины еп. Серафима (Протопопова), погребенного в крипте. 28-30 авг. 1894 г. состоялось освящение еп. Гурием (Буртасовским) 3 верхних престолов в честь Воскресения Христова, во имя св. Александра Невского и святых, память к-рых отмечается 4 апр. Как и в образцовом проекте сельской церкви для Подольской губ. (1869), кафедральный собор в Самаре приобрел черты визант., рус.

http://pravenc.ru/text/182241.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010