В храме Божией Матери имеются ковчеги со святыми мощами. Главы преподобных Иоанна Хозевита и Георгия Хозевита заключены в особом ковчеге, они очень чистые, светло-желтые, как свежий воск. В часовне монастыря, что рядом с храмом, устроена усыпальница многих насельников монастыря, главы и косточки монахов, замученных персами в VII веке. Отдельно в гробнице из дерева под стеклом – мощи преподобного Иоанна-румына, который в 1930 году бежал из Румынии, когда там перешли на новый стиль. Здесь он подвизался отшельником и умер. Еврейские археологи обнаружили его останки в пещере, из которой шло благоухание. Сейчас его, облаченного в мантию, в епитрахили хорошо видно в гробнице лежащим. В древности в монастырь вход для женщин был закрыт, но однажды женщина просила игумена пустить ее для исцеления от болезни. Игумен отказал. Тогда был глас Божией Матери к игумену пустить женщину, и она получила исцеление. С тех пор женщин стали пускать. Службы в монастыре идут с 8 вечера до 7 часов утра. В Иудейской пустыне также расположен знаменитый монастырь преподобного Герасима Иорданского, где в греческой церкви находится пещера. Пещера эта священна. В ней останавливалось Святое Семейство при бегстве в Египет от детоубийцы Ирода. Обитель расположена в долине ровной, нехолмистой. Только вдали в окружении виднеются затянутые серой дымкой цепи гор. Преподобный Герасим (V в.), уйдя в пустыню, искал место подвигов, и Господь привел его сюда, в эту пещеру. Однажды преподобный вынул занозу у льва, который стал ручным и не отходил от подвижника, стал обитать в монастыре, охраняя его и особенно осла монастырского. Но однажды шел мимо в Аравию караван, и погонщик, увидел пасущегося осла, забрал его с собой, а льва в этот момент рядом не было. Лев понуро вернулся в монастырь, и все подумали, что он съел осла. Преподобный Герасим в наказание заставил льва выполнять обязанности осла, возить воду на себе. Хотя по природе эти бессловесные существа разные сложением, лев оказал полное послушание и стал на горбу возить мехи с водой, преодолевая все неудобства своей “комплекции”. Так длилось полгода. Караван из Аравии возвращался опять мимо монастыря, и лев увидел своего осла. Он пригнал животное в монастырь, и все убедились в преданности и невинности льва. Вот удивительный пример послушания бессловесного для нас, разумных! Когда скончался преподобный Герасим, по Божьему смотрению льва не было в обители. По возвращении он скорбно рычал, ища хозяина. Его привели к гробнице преподобного, и здесь лев, не вынеся разлуки с ним, тоже сделал свой последний вздох.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Многие из братий поступили так же, избегая притеснений со стороны еретиков, и, подражая отцу своему, ушли в пустыню. В это время в пустыне иорданской 807 был некий отшельник, пришедший незадолго пред тем из Ликии 808 , по имени Герасим , он прошел все правила иноческого жития и с успехом боролся против нечистых духов. Но, побеждая и прогоняя бесов невидимых, он был уловлен и прельщен видимыми бесами – еретиками, ибо впал в Евтихиеву ересь. Услышав же о преподобном Евфимии, слава о добродетельной жизни которого распространялась повсюду, Герасим пошел к нему в пустыню Рува, где он тогда пребывал. Увидав его, он получил от него большую духовную пользу; пробыв с преподобным Евфимием долгое время, Герасим, насыщаясь полезными беседами от его сладкоречивого языка и наставлениями о православии, отверг лжеучение еретическое и обратился к православной вере и глубоко каялся в своем прежнем заблуждении. Смятение, произведенное еретиками в Палестине через Феодосия, продолжалось целый год. Потом пришло от благочестивого царя Маркиана повеление схватить лжепатриарха Феодосия, дабы он принял суд и наказание по делам своим; он же, узнав об этом, бежал на гору Синайскую 809 и скрылся – неизвестно куда. Тогда преподобный Евфимий возвратился из пустыни в лавру свою. Когда преподобный совершал однажды божественную литургию, Теревон сарацин и евнух Гавриил, брат Хрисиппов, во время Трисвятой песни, видели огонь, сошедший с неба и окруживший святого, и стоял преподобный пред Божественною трапезою в столпе огненном до самого окончания службы. И сам преподобный иногда передавал некоторым из братии, что он часто видел Ангела, совершающего с ним литургию. Имел он и тот дар, что по внешнему виду прозревал внутренние движения духа и узнавал помышления человеческие, злые и добрые. Когда братия причащались Божественных Тайн, он видел, кто с какою душою причащается: иных видел он освящающимися от причащения, кои приступали достойно: других же – помрачившимися, с лицом как бы умерших, так как они дерзали недостойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Действовало Библейское общество, предпринявшее огромную работу по переводу славянской Библии на русский язык. Таким образом, Духовная Академия в те годы давала не только основательное богословское образование, но и научные и философские познания, может быть, даже слишком обширные. Не случайно впоследствии многие историки церкви будут критиковать излишнее увлечение западной религиозной философией, которое царило в академиях в те годы. Время пребывания в С.-Петербургской Духовной Академии иерея Георгия Добросердова было временем ректорства в ней преосв. Афанасия (Дроздова), об учености которого ходили легенды. Преосв. Афанасий в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского. Помимо занятий духовной наукой он увлекался изучением естественных наук: физики, ботаники, геологии, минералогии, высшей математики, занимался астрономией, анатомией. Волей Божией преосв. Афанасий, после того как он будет смещен с ректорской должности, став неугодным Победоносцеву, станет одним из предшественников епископа Герасима по Астраханской кафедре и окончит здесь свой путь земной. Когда Герасим прибудет в Астрахань в качестве епископа, сразу после торжественной встречи и приветствий он направится на могилу своего учителя. А через несколько лет будет и сам погребен в той же усыпальнице. По окончании Академии Добросердов был причислен к высшему (первому) разряду, открывавшему для него самое широкое поле деятельности на духовно-учебной стезе. К тому же он закончил шестнадцатый курс С.-Петербурской Духовной Академии вторым магистром, что также свидетельствовало об уровне его богословских познаний. Незадолго до этого, в 1845 г., он был пострижен в стенах Александро-Невской Лавры, будучи при постриге наречен Герасимом, в честь преподобного Герасима Иорданского. Молодой выпускник академии, иеромонах Герасим был направлен учителем богословия в Тверскую духовную семинарию. Тверская семинария принадлежала к числу устоявшихся и традиционных, и ее мало коснулись веяния новой философской эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

4-е Преп. Герасима Иорданского Преп. Герасим, живший в V веке, был родом из Ликии; с молодых лет принявший в сердце своё исключительный помысл о Боге, удалился он от мирского рассеяния и полюбил пустыню – пустыню, которая всегда привлекала к себе подвижников и в особенности стала им дорога с тех пор, как освятило её сорокадневное пребывание в ней Христа. Образ Христа, постившегося и молившегося в пустыне, привлекал возлюбивших подражание Ему, – и целый мир неизреченных духовных радостей приобретали пустынножители взамен отчуждения от земных пристрастий... Сначала подвизался преп. Герасим в Фиваиде, потом отошёл он в ту самую пустыню Иорданскую, где явил Господь Божественную победу Свою над искушениями злого духа... Пустыня эта находилась в 35-ти верстах от Иерусалима и в одной версте от Иордана; в ней поселился Герасим и, собрав вокруг себя многих братий, основал обитель и словом, и примером своим руководствовал всех пришедших к нему в подвигах иноческой жизни. Образ жизни этих иноков отличался строгостью. Пять дней в неделе они проводили в уединении, каждый в своей келье, питаясь только хлебом, финиками и водой, и то в небольшом количестве, и не готовили себе горячего кушанья. В субботу собирались в обители к Божественной службе и для причащения св. тайн; потом обедали за общей трапезой и в воскресенье, после обедни, расходились по своим кельям, взяв с собой запас пищи на всю неделю и финиковых ветвей для плетения корзин. Особенно строгим постничеством отличался сам преп. Герасим; во всю св. Четыредесятницу он не вкушал ничего до самого дня Светлого Воскресения и подкреплял себя только приобщением Христовых тайн. Воспоминание о строгом воздержании его может служить во все времена руководством в посильных для всякого подвигах воздержания и поста по уставу церковному. Пример св. Герасима хотя и недостижим для современной немощности, но он, по крайней мере, замыкает уста возражающих против возможности и благотворности поста. Он напоминает, что были люди, которые могли исполнить завет Христов: «образ даю вам, да якоже Аз сотворил, и вы творите» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Встреча со святым Евфимием заставила преподобного Герасима пересмотреть свои взгляды и отказаться от монофизитских заблуждений.  Святой Герасим, как и его друг и наставник, не смог избежать своеобразной популярности, и вокруг него тоже сформировалась монашеская община. Преподобный основал монастырь смешанного типа: новоначальные жили в киновии (по общежитийному уставу), а более опытные — в индивидуальных келлиях (лавра). Такое устройство обители позволяло внимательнее относиться к духовному и душевному состоянию молодых насельников, не допуская их впадения в прелесть или психический срыв. (Современный монастырь преподобного Герасима Иорданского находится в нескольких километрах от древнего и, конечно, значительно отличается по уставу — отшельников в нем уже нет, это место многолюдного паломничества, где братия и их помощники из числа мирян постоянно встречают гостей, что уединению никак не способствует.) Монастырь святого Герасима Иорданского в Иудейской пустыне Кажется невероятным и его личный подвиг. По свидетельствам современников, в течение Великого поста святой вообще не ел, лишь причащался в воскресные дни (в те времена частицу Тела Христова под видом небольшого, но все-таки не крошечного куска хлеба подавали в руку причастнику).  История со львом произошла всего за пять лет до кончины преподобного старца. Напомню этот известный сюжет. Герасим встретил рядом с монастырем больное животное: лев глубоко занозил лапу — и вылечил его. Ничего сверхъестественного в этом не было — ослабленный зверь вряд ли бы смог напасть на человека. Дальнейшие события тоже не похожи на яркие чудеса: животные довольно часто доверяют людям, оказавшим им помощь, а уж рассказов, как кошка дружит, например, с птицей или даже грызуном, вероятно, каждый второй наблюдательный хозяин может вспомнить немало. Так что и история о том, как лев, получивший имя Иордан, пас осла-водоноса, не выглядит сказочной. Скепсис может вызвать ее продолжение: через некоторое время после пропажи осла Иордан узнал его, бредущего в караване, отбил у «угонщиков» и вернул домой. Но и это, если подумать, можно объяснить удачным стечением обстоятельств. 

http://pravmir.ru/prepodobnyj-gerasim-io...

В одном из магазинов мы встретили Софию вместе с матерью. Завидев меня, София сказала ей: «Вот мой хороший одноклассник, господин Иоанн со своим отцом». Подойдя к нам, мать Софии Екатерина сказала отцу: «Многая лета 11 , господин Герасим, пусть растет тебе на радость твой Яннакис. Как мне рассказывает София, он из хороших и прилежных ребят». Мой отец поблагодарил ее. София подошла ко мне и спросила: «Яннакис, какие игрушки ты купил? Придешь к нам домой в эти праздничные дни? У нас будут другие девочки и мальчики, и можно будет поиграть. Моя мама тебя любит. Я ей говорила, что ты хороший». Тут мать Софии говорит: «Господин Герасим, отправь его как-нибудь к нам, мы живем в Терпсифее, напротив храма св. Константина». Для того, чтобы отец мой не пообещал, я сказала: «Я не приду, мне надо заниматься». Тогда София посмотрела на меня жалобным взглядом и сказала: «Так что, мы не позанимаемся вместе?» Я опять ответила: «Нет». Тогда отец мой сказал: «Раз он не хочет, я не могу его заставлять». Мать Софии спросила: «Господин Герасим, где вы живете?» Отец ответил: «На улице Аристотеля, 35». Мы попрощались и пошли домой. Я была полна счастья от купленных игрушек. 6. Аттестат Греческой школы и поступление в гимназию С оценкой «весьма хорошо» я закончила Греческую школу. Забыла сказать тебе, что на летние каникулы мы уезжали иногда на остров Спецес для отдыха на море, а порой на Идру, Мефану или на Сирое. Во время нашего пребывания на Спецесе или на Идре мы купались в море. Для того, чтобы совершенно преобразиться в мальчика, я проводила много часов под солнцем. Когда в конце августа мы возвращались в Пирей, я была черна от загара и полна сил. Мы прожили в Пирее четыре года. Отец мой торговал различным товаром из Египта и Японии, который присылали ему из Порт-Саида. Мне шел 14-й год, когда меня записали в гимназию. С тех пор мой отец называл меня: господин Иоанн. Я спросила у него: «Почему ты зовешь меня господин Иоанн и не называешь меня как прежде Яннакис?» Он ответил: «Потому что теперь ты вырос не только годами, но и в знаниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немного отдохнув, с крыши недостроенных келий мы увидели ни с чем не сравнимую панораму. Высота птичьего полета, а может быть, и выше. Воздух прозрачен. Такое ощущение, что окружающая атмосфера состоит не из молекул (привычное для нас ощущение в обычной жизни у нас на родине), а из более тонкой структуры. А внизу — Иордан; как голубая лента стремится он к Мертвому морю. Берега Иордана зеленые, и зеленый цвет преобладает вдали. Там некогда раздавался глас вопиющего в пустыне… (Мк 1:3). Быстро спустившись, мы продолжили путешествие. После слепящей глаза пустыни, за окнами машины зазеленели банановые и финиковые рощи. Гроздья фиников для сохранности заботливо убраны в сетки. А изобилие бананов поражало. Вот и смоковница Закхея, на которую он влез, чтобы увидеть Иисуса Христа (Лк 19:4). К смоковнице нам не удалось подойти близко — железную решетку не открыли. На этом месте расположен греческий монастырь в честь праведного Закхея. Великолепный храм в отличном состоянии. Иконы византийского письма, но с пометкой на них — 1969 год. Дивные иконы Марии Египетской, Тайной Вечери, преподобного Герасима Иорданского со львом. Едем дальше. Монастырь преподобного Герасима Иорданского. Преподобный Герасим был родом из Липии (Малая Азия). Около 450 года он пришел в Палестину и поселился у Иордана, где и основал этот монастырь. Правила в обители были строгие. Пять дней в неделю иноки проводили в уединении, не ели вареной пищи и не разводили огня. В субботу и воскресенье все собирались в монастырь к Божественной Литургии и причащались Святых Христовых Тайн. После полудня, взяв с собой запас хлеба, кореньев, воды и охапку ветвей финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники возвращались в свои уединенные кельи. До самой кончины преподобному Герасиму помогал в трудах лев, который по смерти старца умер на его могиле, поэтому льва изображают на иконах у ног Преподобного. Здание в три этажа; сейчас там нет насельников, а проживает многодетная семья. Мы подъехали в тот момент, когда дети под бабушкиным руководством что-то весело отплясывали под музыку. Нас проводили в пещеру, в которой некогда останавливалось Святое семейство по пути в Египет (или из Египта). Сейчас здесь храм в честь Марии Египетской.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Рубрики Коллекции «Только руку протяни»,  — картины и иконы Анны Байбаковой 4 мин., 20.07.2023 Поделиться Герасим Иорданский Я начала писать эту икону после смерти нашей любимой собаки, ирландского волкодава. Про него моя знакомая сказала: «Я не могла бы держать такую собаку». — «По­чему?» — «Потому что она как человек». Утрату я тяжело переживала. Мне хотелось передать в этой работе всю свою любовь и взаимное доверие. Святой Герасим считается покровителем животных, ведь однажды он спас жизнь льву. К святому обращаются с просьбами о животных, а также когда нужно укрепить дух, найти свое предназначение, научиться терпению и благоразумию. Анна Байбакова Я родилась в Петербурге с воспалением легких и сильно недоношенной, но меня выходили — вот так моя жизнь началась с маленького чуда. Получила образование художника. Еще в 90-е училась иконописи, но потом ее оставила и ушла в живопись и иллюстрацию. А через какое-то время заболел близкий человек, и я стала читать акафист святителю Спиридону. Молилась и однажды, даже не думая особо, села рисовать набросок. По житию он казался мне строгим, даже суровым, а после прочтения акафиста я вдруг увидела его необычайно добрым, светлым, теплым, родным… Так получилась моя первая икона, сделанная не по прорисям. И я снова почувствовала тягу к иконописи. И вот до сих пор учусь. Один мастер сказал, что самое главное в иконе — присутствие, возможность общения и взаимодействия между зрителем и изображением. Мне хочется передавать именно это — присутствие и связь, только руку протяни. Апостол Петр — Отречение Петра Образ апостола Петра в этой работе навеян впечатлением от лица грешника на фреске Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Я очень боялась в детстве смотреть на это лицо. Человека тянут вниз, и, закрыв рукой один глаз, другим он с отчаянием смотрит на происходящее. Я все время думала: зачем он смотрит, закрыл бы оба глаза? Потом поняла, что закрыть оба глаза еще хуже: он увидит внутри себя что-то еще более страшное. Петр никогда не забывал своего предательства. По преданию, всю жизнь он потом плакал, заслышав ночью крик петуха, и глаза его оставались красными от слез, хотя он был прощен Христом вскоре после Его Воскресения. И тут мы узнаем о том, насколько Бог любит нас, грешных. Узнаем, что за нас, таких слабых и неверных, Он шел на смерть, веря, что, даже упав, мы поднимемся.

http://foma.ru/tolko-ruku-protjani-karti...

379 Как это напоминает мне надписанные одним, мне знакомым старцем Арсением на дверях его кельи слова, сказанный соименному ему преп. Арсению Великому : бегай людей, и спасешися! Добрый инок в редкость бывал дома в келье, вечно бродя по городу... Чуть ли не тоже происходит и с Греческой Омонией, которой никак не достучится лохматая Эллада у причесанной экс-республики Ионической. 380 Так ли иначе ли было, только по отдаче Англиею Греции семи Островов, огласилось в печати Эллинской, что Россия протестовала против великодушного поступка Англии... Вероятно, поводом к тому было единоличное решение Англиею вопроса, подлежащего суду всей Европы. Но выступить с протестом первой (пусть даже последней) единоверной и «единомысленной» России (если она точно выступила) едва ли было политично. 381 Теперь я имею возможность передать случай точнее. Перевожу, что вычитал у Звалларта, о котором уже упомянуто выше (стр. 557): «Два эти острова из числа Эсхинадов, называются Паксы. И во время, когда царствовал над Римскою Империей Тиберий Цезарь (как пишут Плутарх и Филострат), случилась на месте этом странная вещь, а именно: один корабль нагруженный товарами, шел из Египта и направлялся в Италию. По недостатку ветра он остановился, и когда пассажиры кончили свой обед, послышался громкий голос, шедший от одного из этих островов, звавший три раза пилота корабля Фама (Thamus). В третий раз зов был так силен, что все на корабле советовали Фаму отозваться и спросить, что хочет вопрошающий. Тогда голос ответил и приказал ему, что когда он поравняется с Паксами и Плати (теперь неизвестное место. На одной карте островов видится на западном берегу большого острова имя: Lapiplatica), пусть кричит во весь голос, что великий Пан умер. Когда он это сделал, вдруг послышались множество плачущих голосов». Книга прибавляет, что Евсевий относит обстоятельство это к смерти Спасителя. Любопытный пусть справится и у Евсевия и у Плутарха с Филостратом. 382 Оба святые Герасим и Дионисий принадлежат к так называемым новым. Первый умер в 1579 т., второй – в 1624 году. Святый Герасим в течение своей жизни обошел весь христианский восток, прожил в Иерусалиме 12 лет и, по примеру Христа, 40 дней постился в пустыне Иорданской. Еще при жизни прославился чудом. В устроенном им (в Кефалонии) женском монастыре одна монахиня упала в колодезь. Преподобный держал ее над водой и звал сестер на помощь до тех пор, пока те услышали его голос и вытащили утопавшую. Святый Дионисий (на несколько времени епископ Эгины), имея нужду однажды перейти через речку, полную воды, остановил течение ее, и перешел вместе с диаконом посуху. Самое древнее, по-видимомуназвание его: Крисский, от города Криссы, процветавшего когда-то на северном берегу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему святого Герасима изображают на иконах со львом? Он что, был укротителем? 1 мин., 17.03.2021 Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»: Анатолий ВЛЕЗЬКО Укротителем святой Герасим, конечно, не был, но лев после общения с ним действительно стал кротким. Святой Герасим Иорданский происходил из богатой семьи. Но он решил оставить все свое имущество и стать отшельником. Он ушел в иорданскую пустыню и основал там монастырь с исключительно строгим уставом. Одной из традиций его обители было уходить всем инокам на все время Великого поста — поодиночке или небольшими группами — в пустыню и возвращаться только на Пасху. Вот во время такого молитвенного уединения в пустыне и встретился святому Герасиму израненный лев. Святой выходил льва, и тот стал приходить к старцу в гости в его келию. После смерти святого Герасима, лев пришел к нему на могилу. Там он и умер и был погребен рядом со своим старцем. Эта история и легла в основу традиции изображать святого Герасима Иорданского — со львом. Руководство по иконографии XVIII века дает такое рекомендательное описание этого сюжета: «…лев под ногами его вохрян, Герасим рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Память святого Герасима Церковь празднует 17 марта. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 19.06.2022 19.06.2022 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-svjatogo-gerasima...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010