Великий постник преподобный Герасим был родом из Ликии Еще с молодости он воспитал себя в страхе Божием и, приняв монашеский сан, удалился в пустыню в глубь египетской страны Фиваиды. Проведя там некоторое время в подвигах благочестия, он снова возвратился в свое отечество в Ликию. Затем он пришел в Палестину (в конце царствования Феодосия Младшего и поселился в Иорданской пустыне, где, как светлая звезда, блистал своею добродетельною жизнью. Там при реке Иордане он устроил обитель. Во время его пребывания в Палестине, в царствование Маркиана и Пульхерии был в Халкидоне четвертый вселенский собор святых отцов против нечестивого Диоскора, патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, учивших, что во Христе только одно естество — Божеское; святые отцы осудили их. После появились некоторые еретики, хулившие собор и утверждавшие, будто на нем отвергнуты догматы истинной веры и восстановлено учение Нестория Таков был один инок Феодосий, зараженный нечестием Евтихия. Пришедши в Иерусалим, он смутил всю Палестину, прельстив не только простых людей, но даже многих святых и царицу Евдокию, вдову царя Феодосия Младшего, жившую в то время в Иерусалиме. С помощью последней и многих им совращенных палестинских иноков он согнал блаженного Ювеналия, патриарха Иерусалимского, с престола и сам занял его. Оставшиеся верными правоверию много терпели от лжепатриарха Феодосия и уходили в самую глубь пустыни. Первый удалился преподобный Евфимий Великий за ним последовали и другие святые отцы. В это время, по попущению Божьему, совращён был и преподобной Герасим, но скоро раскаялся, как пишет Кирилл Иерусалимский в житии преподобного Евфимия. Был тогда, говорит он, в Иорданской пустыни один отшельник, недавно пришедший из Ликии, по имени Герасим. Он прошел все уставы иноческого жития и доблестно боролся с нечистым духом; но, побеждая и прогоняя невидимых бесов, он был прельщен видимыми бесами — еретиками и впал в ересь Евтихия. В это время слава добродетельной жизни Евфимия распространилась повсюду. К нему и пошел преподобной Герасим в пустыню, называемую Рува, и поселился там надолго. Насытившись сладостью поучений и вразумлений святого, он отвергнул лжеучение еретиков, обратился к правой вере и горько каялся в своем заблуждении. Так рассказывает Кирилл. Наконец святейший Ювеналий снова занял патриарший престол: благочестивый царь Маркиан послал схватить лжепатриарха Феодосия, чтобы отдать его под суд за его дела. Но Феодосий, узнав об этом, бежал на Синайскую гору и скрылся, неизвестно куда. Таким образом в Иерусалиме и во всей Палестине вновь воссияла правая вера, и многие, совращенные в ересь, снова обратились к благочестию. Также и царица Евдокия, познав свое заблуждение, воссоединилась к православной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Преподобный Герасим так строго соблюдал посты, что в святую и великую четыредесятницу совершенно ничего не вкушал до самого Светлого дня и подкреплял свои телесные и душевные силы только причащением Божественных Таин. У этого благочестивого наставника подвизался и блаженный Кириак, как о том написано в житии его: «Дружелюбно приняв пришедшего к нему Кириака и провидя в нем Божественную славу, преподобный Евфимий сам облек его в схиму и послал на Иордан к святому Герасиму. Святой Герасим, видя юность Кириака, приказал ему жить в монастыре и нести послушания. Готовый исполнить всякую работу, Кириак целый день проводил среди монастырских трудов, а всю ночь стоял на молитве, иногда только предаваясь сну на короткое время. Он наложил на себя пост и только через два дня вкушал хлеба и воды. Видя такое воздержание Кириака, несмотря на юные годы его, преподобный Герасим изумлялся и полюбил его. Святой Герасим имел обычай на Четыредесятницу уходить в отдаленнейшую часть пустыни, называемую Рува, где некогда жил преподобный Евфимий; любя блаженного Кириака за его великое воздержание, он брал его с собою, и там Кириак каждую неделю причащался Святых Таин из рук святого Герасима, пребывал в безмолвии до Вербного воскресенья и возвращался в обитель, получив великую пользу душевную. Через некоторое время преставился преподобный отец наш Евфимий, и об его кончине преподобный Герасим узнал, находясь в своей келлии: он видел, как Ангелы Божии радостно возносили на небо душу преподобного Евфимия. Взяв с собою Кириака, он пошел в обитель Евфимия и нашел его уже умершим. Предав погребению честное его тело, он возвратился вместе с любимым учеником своим Кириаком в свою келлию. Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесной зверь служил, как разумный человек, как пишут в «Лимонаре» 1718 блаженные отцы Евират и Софроний Софист: «пришли мы в обитель отца Герасима, отстоящую на расстоянии одного поприща от Иордана, и жившие там иноки рассказывали нам об отце Герасиме. Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показывавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Получив разрешение от своего греха, он благодарил Бога и великомученика Георгия. Самое удивительное чудо святой Георгий совершил в городе Бейруте на Средиземном море. Неподалеку от города было озеро, в котором жил огромный змей-людоед. Жители очень его боялись. Они были язычниками, поклонялись идолам, и бесы, жившие в идолах, научили их, чтобы они каждый день отдавали в жертву чудовищу своих детей. Те горожане, кому выпадал жребий, приводили к озеру сына или дочь, а змей выползал на берег и пожирал их. Дошла очередь до единственной царской дочери; но когда она уже стояла возле озера и ждала смерти, явился святой Победоносец Георгий в образе прекрасного юноши, на коне, с копьем наперевес и, осенив себя крестным знамением, проткнул змею горло. Он велел девушке привязать чудовище за шею своим поясом и вести за собой, как собаку. Так они пришли в город. Увидев их, встречные в ужасе бросились бежать, но святой воскликнул: — Не бойтесь, надейтесь на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Это Он послал меня к вам, чтобы избавить от змея. — И убил чудовище мечом на городской площади, а все жители уверовали во Христа и приняли святое крещение. На том месте построили большую прекрасную церковь во имя Пресвятой Богородицы и в честь святого великомученика и Победоносца Георгия, и в ней тоже совершались чудеса во славу Божию и Его великого угодника. Преподобный Герасим Иорданский Память его празднуется 4/17 марта Слава постников — преподобный Герасим подвизался в монастыре недалеко от Иерусалима. Начинающие монахи жили в самой обители, а опытные селились в пустыне, в уединенных кельях. Пять дней в неделю пустынники проводили в одиночестве и совершенном молчании. Молясь, они плели корзины из ветвей финиковой пальмы. У отшельников ничего не было, кроме ветхой одежды да плетенной из прутьев подстилки, на которой они спали. Их духовный отец преподобный Герасим запрещал им, выходя из кельи, закрывать дверь, чтобы всякий мог войти и взять, что ему понравится. Питались они сухарями с водой и финиками. В кельях не позволялось готовить и даже разводить огонь — чтобы им и на ум не пришло сварить что-нибудь. Однажды несколько монахов просили разрешить им по ночам читать при свече и развести огонь — согреть воды. Святой Герасим ответил: «Хотите разводить огонь — живите в монастыре с новоначальными, а в отшельнических кельях я этого не потерплю». Сам преподобный Герасим во весь Великий пост до самой Пасхи ничего не ел и только причащением Божественных Таин подкреплял тело и душу.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

Преподобный поведал мне и то, что человек, который достиг такой высоты посредством утомительного занятия умной молитвой, и чисто видел и познал собственное свое состояние, в которое пришел по благодати Христовой, – видел воскресение души раньше общего воскресения, на которое все мы надеемся. Душа, очищенная таким образом, может вместе с божественным Павлом сказать: «в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю» ( 2Кор.12: 2 ), но и сама недоумевает и изумляется этому и с удивлением вопиет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11: 33 ). Вот что поведал мне божественный тот отец. Об учениках же его, которые водительством преподобного взошли на высоту добродетели, не знаю как достойно рассказать и как поведать об их бранях и подвигах. Первым из них был святой Герасим, происходивший из Эврипа, как я уже говорил. Впоследствии он стал учеником святейшего патриарха Исидора, принес огромную пользу и заслужил его похвалу, ибо с самого начала был хорошо научен божественным Григорием добродетели и житию, подобающему монаху. Сей дивный муж подражал бывшему в древности преподобному Герасиму (Иорданскому), и как тот прошел апостольским путем и укротил пустыню Иорданскую, воздвигнув в ней честные обители, так и сей новый Герасим, исполненный Божественной благодати и просвещенный Богом, пришел в Грецию. Подобно апостолам, он обошел ее и всех алчущих и жаждущих слова Божия насыщал сладчайшим учением Добродетели, обогащая, сколько было возможно, богатством освящения и благочестия. Но и сам Герасим, благодаря своему старанию и прилежанию, собрал вокруг себя множество учеников и, с помощью Божией, основал небесное жилище и обитель монашескую, передав братьям правила строгого ангельского жития, учил их, являясь образцом добродетели, как в древности преподобный Герасим. Подобно тому и этот новый Герасим сподобился зреть в безмолвии Божественные видения, и провел жизнь в духовных подвигах, достойных удивления, после чего преставился о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Венец всего – любовь». Часть 2 Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского Александра Никифорова Архимандрит Хризостом (Тавулареас)      Святой Герасим и его чудеса в современном мире В Москве подруга, увидев фото отца Хризостома , воскликнула: «Это же легендарный игумен!» Я удивленно спросила, откуда она его знает. И она рассказала: «Мне, как и многим, нравилось житие преподобного Герасима Иорданского, его дружба со львом. Но казалось, что все это в древности. А потом один лаврский монах передал мне книгу “Преподобный Герасим Иорданский и его святая обитель”: “Нужна тебе?” – “Конечно!” А про себя думаю: “Известное житие… Ну что там может быть нового?! Кому-нибудь подарю”. Села читать… Один игумен собирал разные истории о святом. Из них следовало, что святой Герасим Иорданский – здесь и сейчас, в наше время творит чудеса, подобные древним». Однажды в монастырь святого Герасима забрались воры. Они все перевернули в храме, украли древние иконы, даже священные сосуды и Евангелие. Игумен обратился в арабскую полицию – помощи не нашел. Тогда он обратился к военному коменданту, но, увы, также безрезультатно. Патриарх с недоверием отнесся к тому, что никаких следов нет, и дал игумену неделю на то, чтобы тот вернул священные предметы. Надо ли говорить, как расстроен был отец Хризостом! Он вернулся в монастырь, подошел к иконе святого Герасима и в сердцах говорит: “Столько лет я служу тебе с любовью и тщанием, а ты не хочешь помочь! Теперь уже и на меня пало подозрение, что я унес эти вещи! Не буду зажигать тебе лампаду и в колокола не буду больше звонить!” Погасил он лампаду перед иконой святого и в скорби ушел. Наутро прибегает к нему араб-полицейский, которому ночью явился святой Герасим и велел: “Иди к абуне, он скорбит. И скажи ему, что вы ведете поиски”. Оказалось, полицейские лишь делали вид, что прекратили расследование. Вскоре они напали на след похитителей, и те все вернули. Надо ли говорить, что отец Хризостом поспешил к святому Герасиму, зажег лампаду и благодарил его за помощь.

http://pravoslavie.ru/62397.html

Преподобный Герасим Иорданский родился в г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже в юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню, где подвизался в духовном подвиге много лет. Около 450 года преподобный Герасим отправился во Святую Землю – его особенно привлекла Иорданская пустыня, как идеальное место для отшельнической жизни. В Иерусалиме преподобный Герасим подпал под влияние ереси Патриарха Александрийского Диоскора и архимандрита Евтихия, признававших в Спасителе Иисусе Христе только Божественное естество. Состоявшийся в Халкидоне IV Вселенский Собор (451) осудил это лжеучение, однако часть его приверженцев продолжала упорствовать в ереси. Некий монах-еретик, по имени Феодосий, пришел в Иерусалим и сумел привлечь на свою сторону царицу Евдокию, вдову Феодосия Младшего (408–450), в то время находившуюся во Святой Земле. Став невольной пособницей еретика, Евдокия восстановила местное духовенство против Патриарха Иерусалимского Ювеналия, твердо державшегося Православной веры. Патриарх был изгнан, а его престол незаконно занял еретик Феодосий, чья деятельность вскоре стала смущать истинно веровавших. Преподобный Герасим, подвизавшийся в то время отшельником на реке Иордан, решил отправиться за советом к преподобному Евфимию Великому († 473; память 20 января), добродетель и мудрость которого были широко известны. После довольно долгого пребывания в пустыне у преподобного Евфимия, наставления которого вновь укрепили преподобного Герасима в правоверии, иорданский отшельник возвратился в свою обитель. Вскоре благочестивый император Маркиан (450–457) восстановил Патриарха Ювеналия на его кафедре, ересь была осуждена, Феодосий бежал на Синай, а многие прельщенные, в том числе царица Евдокия, вернулись в лоно Православной Церкви. Глубоко раскаявшись в своем заблуждении, преподобный Герасим умножил подвиги во славу Божию. Обитель, устроенная им недалеко от реки, была предназначена для новопринятых монахов, которых преподобный встречал с радостью и окружал отеческой любовью. Те же, кто желал совершенствоваться в отшельничестве, а их под началом преподобного Герасима находилось около семидесяти, устраивали себе келлии в глубине пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Не могу, – ответил Феодор, – потому что не хочу быть епископом. – Я скоро освобожу тебя. Вернись – все печалятся и скучают по тебе. Феодор послушался и вернулся к своей пастве, хотя и не переставал молиться, чтобы Господь отпустил его. Наконец, получив от Бога извещение, что молитва его услышана, он ушел в Сикеотский монастырь и пребывал там в безмолвии и постнических подвигах. Перед кончиной он сподобился видения своего покровителя, святого великомученика Георгия, который звал его в путь. И преподобный Феодор с радостью предал душу Господу, дивному во святых Его. Преподобный Герасим Иорданский Слава постников – преподобный Герасим подвизался в монастыре недалеко от Иерусалима. Начинающие монахи жили в самой обители, а опытные селились в пустыне, в уединенных кельях. Пять дней в неделю пустынники проводили в одиночестве и совершенном молчании. Молясь, они плели корзины из ветвей финиковой пальмы. У отшельников ничего не было, кроме ветхой одежды да плетенной из прутьев подстилки, на которой они спали. Их духовный отец преподобный Герасим запрещал им, выходя из кельи, закрывать дверь, чтобы всякий мог войти и взять, что ему понравится. Питались они сухарями с водой и финиками. В кельях не позволялось готовить и даже разводить огонь – чтобы им и на ум не пришло сварить что-нибудь. Однажды несколько монахов просили разрешить им по ночам читать при свече и развести огонь – согреть воды. Святой Герасим ответил: «Хотите разводить огонь – живите в монастыре с новоначальными, а в отшельнических кельях я этого не потерплю». Сам преподобный Герасим во весь Великий пост до самой Пасхи ничего не ел и только причащением Божественных Таин подкреплял тело и душу. По субботам и воскресеньям отшельники собирались в обитель. После святого причащения они шли в трапезу и обедали – ели вареную пищу и пили немного виноградного вина. Затем приносили плетеные корзинки, клали их к ногам старца и снова расходились по кельям, взяв с собой небольшой запас сухарей, финики, воду и пальмовые ветви.

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Днём пустыня была сухая и знойная, точно вся золотая от раскалённого на солнце песка, а ночью спускалась прохлада, и яркие крупные звёзды сияли над спящей землёй. Тихо было в пустыне, безлюдно. Изредка только пройдёт караван верблюдов с товарами, да пробежит за добычей шакал или лев. Герасим построил себе маленькую келью в пустыне и днём работал в ней – плёл на продажу из пальмовых веток корзины – а по ночам молился Богу, один, в тишине. Скоро молва о его святой жизни разошлась кругом по окрестности, и стали к нему приходить издалека другие монахи, чтобы вместе с ним жить, молиться Богу и работать. Так вокруг старца собралось до ста монахов. Герасим построил для них монастырь на горе, среди пустыни, невдалеке от реки Иордан. Монахи занимались плетением корзин, которые носили потом продавать в Иерусалим. Герасим купил им также осла, на котором носили воду в бочонках из Иордана. В монастыре скоро стало мало места монахам и начали они, по примеру Герасима, ставить себе кельи в самой пустыне. По воскресеньям за литургией все причащались пречистых Христовых Таин, услаждались беседою старца и вместе делили трапезу. После трапезы, взяв с собою на неделю немного воды и малую толику хлеба, они расходились по кельям в пустыню для подвигов веры, труда и молитвы. Жили все дружно, в любви и согласии и брали со старца пример для жизни Богу угодной. Старец же всё более возрастал и укреплялся в любви Божией и достиг такой святости, что не только люди его почитали и учились у него прилежанию, любви и терпению, но и звери ему подчинялись и слушались его, как когда-то Адама в созданном Богом раю. Шёл однажды Герасим по Иорданской пустыне и видит: лежит перед ним, растянувшись на раскалённом песке, огромный лев. Присмотрелся старец позорче, придвинулся ближе к зверю, а зверь и не движется, грустно глядит на Герасима, поднял с трудом переднюю лапу и протянул её к старцу, точно его о чём умоляя. Опустился Герасим на песок, осмотрел внимательно львиную лапу и видит, что в неё вонзился огромный шип и что вся она распухла и загноилась. Старец очистил рану, вынул шип, обвязал лапу куском полотна. А лев кротко смотрел на Герасима, благодарно лизал ему руки, не умея словами выразить ему своих чувств. С тех пор лев не покидал старца, принимал пищу из его рук и ходил за ним, как верный ученик, и все кругом дивились благодарности зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господи Иисусе Христе, прости меня - иначе не удержать. Матушка Иоанна, узнав, что я с севера, передала благословение жителям земли северной русской. После восхождения в гору немного отдохнули. В тра-пезной записала в к книгу гостей молитву ко Господу: Господи, благос-лови жителей земли северной Мурманской, людей русских и всех правос-лавных христиан. Иерихон. Какое древнее название. В детстве слышала о трубах Иерихонских. А теперь могу рассказать о его Ветхозаветной ис-тории. Древние евреи боялись и почитали Господа, не нарушали Его заве-та. Когда они возвращались из плена Египетского, то после смерти Мои-сея над народом был поставлен Иисус Навин. И было ему сказано, чтобы он вел народ за Иордан, в землю Ханаанскую. Господь повелел, чтобы впереди народа шли священники с Ковчегом Завета Как только их стопы ступили в воду Иордана, водарасступилась в обе стороны, а текущая сверху встала стеной. И весь народ перешел Иордан посуху против Иери-хона, По солову Божию 12 камней по числу колен Израилевых было поднято и вынесено со дна на берег. Из них потом был сделан памятник, напоми-нающий опомощи Божией Богоизбранному народ: И было сказано Иисусу На-вину Господом, чтобы в течение 6 дней обносили Ковчег Завета вокруг стен Иерихона, а впереди Ковчега шли бы 7 священников с семью трубами. Чтобы на 7-ой день сделали семь кругов вокруг города и трубили бы в трубы, а весь народ, чтобы громко восклицал. Так и было: во время гла-са труб и восклицания народа стены Иерихона рухнули, и город был взят. В тот же день посетили монастырь Святого Герасима Иорданского. Он основан в 455 году на месте остановки Святого Семейства по пути в Еги-пет. Этот монастырь отделен от Иордана расстоянием в одну милю и выг-лядит маленькой каменной крепостью. Раньше в нем жили более 70 мона-хов. В середине Лавры находилась киновия - общежитие для новоначалъ-ных монахов, были кельи для старцев. 5 дней в неделю монахи не вкушали ничего, кроме воды, фиников и хлеба. В субботу и воскресенье они соби-рались в общей трапезной и вкушали немного вареной пищи и вина после принятия Святых Тайн. Святой Герасим был родом из Мир Ликийских. Он был монахом особо строгой - аскетической жизни. Память Святого празд-нуется 4 марта - этот день всегда приходится на Великий пост - время скорби и покаяния, которое особенно любил Святой Герасим. Предание до-несло до нас свидетельство того, что в Великий пост Святой Герасим во-обще обходился без пищи, только причащаясь Святых Тайн. Преподобного изображают на иконе со львом. Этот лев, после того, как Святой Герасим исцелил его, стал неразлучным и преданным послушником, он помогал Преподобному на монастырских работах. Почил Святой Герасим в 475 году. Место его погребения не извеетйо. И мощи его до сих пор не обретены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Житие и подвиги иже во святых отца нашего и богоносца Герасима, на подобие солнца просиявшего в Иорданской пустыне Источник Скачать epub pdf 1. Просвещенный и освященный отец наш Герасим происходил из страны Ликийской, с младенчества был посвящен родителями, которые были христиане, Богу, и с детства в общежитии обучен иноческой строгости. Когда он преуспевал возрастом и бывшая в нем добродетель укреплялась временем и опытом и восходила на высоту, он сперва удалился в более пустынные местности той же страны, употребляя в пищу дикорастущие травы и совершая многие подвиги против духов злобы, и затем, подвизаясь в течение долгого времени неисчислимыми подвигами и трудами, явился победоносцем. После этого, ведомый божественною любовью и нудимый преуспевать «от славы в славу» ( 2Кор. 3, 18 ), пришел в Иерусалим и поклонился святым и честным местам, спустился к Иордану и жил в пустыне около Мертвого моря, проходя иноческий образ жизни. Во время вселенского Собора в Халкидоне 1 он, вместе с другими пустынными отшельниками, был увлечен злоучением и безумным любопрением отщепенцев 2 , но наставлением великого отца Евфимия был убежден согласиться с определением, изложенным вселенским Собором 3 . 2. Сей всеславный Герасим весьма просиял в Иорданской пустыне и повсюду распространил лучи добродетелей. Сперва он провел значительное время с другими святыми отшельниками в пустыне около Мертвого моря и, подражая их добродетелям и принимая одну лепоту на другую, подобно живописующим с обилием, и соединяя (приобретаемое) во едино в своей душе, из всех выработал один вид добродетели, и таким образом воспитав себя продолжительным любомудрием и довольно очистив свое сердце близостью к Богу, был явлен Богом молельником и обладателем Иорданской пустыни. Затем, создав знаменитейшую лавру 4 , он соорудил посреди нее общежитие и узаконил, чтобы начальные иноки оставались в общежитии и воспитывались в иноческой жизни, а совершенных о Боге и выдававшихся добровольными подвигами, и превзошедших многих восхождениями о Боге, поселил в келлиях, так их управив, чтобы каждый из них в течение пяти дней недели безмолвствовал в своей келлии, не вкушая ничего иного, кроме хлеба, воды и фиников, а в Субботу и в Воскресенье, приходя в церковь и приобщаясь божественных таин, вкушал в общежитии варева и употреблял немного вина, вместе с тем, чтобы все они совершали правило псалмопения в Субботу и Воскресенье, а в остальные дни безмолствовали, как было сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010