В 1249 г. папа Иннокентий IV , опасаясь союза И. Д. В. и Фридриха II, прислал к И. Д. В. посольство во главе с Иоанном Пармским. Были возобновлены переговоры об унии, но достичь соглашения не удалось. В 1253-1254 гг. И. Д. В. отправил посольство в Рим. Он предлагал папе Иннокентию IV отказаться от активной помощи латинянам в К-поле в обмен на уступки в деле объединения Церквей. Однако переговоры не дали результата и были прерваны в связи со смертью И. Д. В. и Иннокентия IV. И. Д. В. был похоронен в Сосандрском мон-ре близ Нимфея. Почитание И. Д. В. возникло сразу после его смерти, он именовался «милостивым» за широкую благотворительность и справедливость, память праздновалась 4 нояб. И. Д. В. были посвящены Житие, составленное Георгием, еп. Пелагонийским (BHG, N 933), анонимное Похвальное слово (BHG, N 934), Погребальная речь Георгия Акрополита (BHG, N 934b), Похвальное слово Константина Акрополита (BHG, N 934с), Похвальное слово имп. Феодора II Ласкаря (BHG, N 934d). Сохранился также канон неизвестного автора в рукописи XV в. Lesb. Leim. 124 (Ταμεον. Σ. 79. N 175). Служба, составленная в честь И. Д. В. прп. Никодимом Святогорцем , была издана в 1872 г. в К-поле митр. Агафангелом Эфесским ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 229). В ХХ в. служба этому императору была написана мон. Герасимом Микраяннанитом . По мнению Д. Констанделоса, причиной почитания И. Д. В. стала его социальная политика - земельная реформа и покровительство ремесленникам. В наст. время честная глава И. Д. В. хранится в мон-ре Дусику (Греция). Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 1; Heisenberg A. Analecta: Mitt. aus italienischer Handschriften byzantinischer Chronographen. Münch., 1901. S. 38-43; idem. Kaiser Johannes Batatzes der Barmherzige: Eine mittelgriechische Legende//BZ. 1905. Bd. 14. S. 160-233; Georg. Acrop. Chron.; Жаворонков П. И. Эпитафия Георгия Акрополита имп. Иоанну Дуке: Пер. с древнегреч. и коммент.//ВВ. 1987. Т. 48(73). С. 217-227 (То же// Георгий Акрополит. История. СПб., 2005. С. 140-152); Georg. Pachym. Hist. 1984. Vol. 1.

http://pravenc.ru/text/469756.html

Иером. Иоанникий Кохила (PLP, N 13684) подвизался в Великой Лавре на Афоне (в BHG он ошибочно назван Иоанном). Сведений о нем почти не сохранилось. В «Проскинитарии святой Лавры», написанном проигуменом Макарием Тригонисом (Προσκυνητριον τς γας Λαρας. Ενετα, 1772. Σ. 59), об Иоанникии Кохиле говорится как о «просиявшем в святой Лавре» святом и составителе Жития М. К. ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 141-143; см. также: Halkin. 1936. P. 40). Его память празднуется в Соборе всех преподобных Великой Лавры, во 2-е воскресенье после дня памяти прп. Афанасия Афонского (5 июля). Об Иоанникии Кохиле упоминается во 2-м тропаре 4-й песни канона Собору всех преподобных Великой Лавры, составленного совр. гимнографом мон. Герасимом Микраяннанитом ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 142). Парафразы Житий М. К. на новогреческом языке Наиболее ранней из парафраз ЖФ является составленная иером. Дионисием, которого отождествляют с прп. Дионисием Ритором († 1606 или 1609) или иером. Дионисием Загореем (Ibid. S. 155). Сохранилось 11 кодексов, содержащих этот текст (Ibid. Σ. 165-175). Издание осуществлено мон. Патапием Кавсокаливитом (Ibid. Σ. 393-450). Еще одна парафраза ЖФ была создана в XVIII в. прп. Никодимом Святогорцем († 1809). ЖФ передано в этом тексте с нек-рыми сокращениями. Текст был опубликован в 1803 г. в Венеции в составе сб. «Новый Эклогион» ( [ Νικδημος Αγιορετης ]. Νον Εκλγιον. Ενετα, 1803. Σ. 341-354 (рус. перевод: Афонский патерик. М., 18977. Ч. 1. С. 32-52; совр. рус. перевод: Новый Эклогион: Избр. жития святых, пересказанные прп. Никодимом Святогорцем. Псков, 2008. С. 552-574). Беседа была опубликована в греч. «Добротолюбии» в ином переводе ( Rigo. 2005. P. 184; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 175-177). Третья парафраза ЖФ принадлежит перу мон. Иакова Неаскитиота, афонского книжника XIX в. ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 177-182). Ее текст не издан. Известна также неопубликованная парафраза ЖИ, сохранившаяся в единственной рукописи афонского мон-ря Ксенофонт (Ath. Xen. 30, XVIII в.). ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 183; о менее значимых агиографических памятниках, в той или иной степени посвященных М. К., см.: Ibid. Σ. 185-189). Жизнь М. К.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

нотации имела большее количество ипостасей , графически отражающих сложные мелодические формулы или передающих ритмические и динамические нюансы мелодии (в дополнение к знакам, означающим высоту). Однако эти знаки, к-рые записывались киноварью, появлялись постепенно с XII в. и в нач. XIV в. уже были распространенным явлением в рукописных нотированных книгах, поэтому данный тип нотации точнее называть «неовизантийским» или «поздневизантийским» ( Palikarpova-Verdeil. 1953. P. 250; Williams. 1968. P. 318-319). Возможно, увеличение числа киноварных знаков, более подробно отражающих исполнительские нюансы, имело также дидактическую направленность; их введение связано с деятельностью великих дидаскалов, в т. ч. И. К. (о поздневизант. нотации см. соответствующий раздел в ст. Византийская нотация ). Почитание И. К. по всей вероятности, стало распространяться с сер. XVI в., однако в месяцеслов его имя было включено значительно позже. Архиеп. Филарет (Гумилевский) (Святые южных славян. СПб., 18944) относил память И. К., возможно ошибочно, к 1 сент., в «Афонском патерике» (1860) указано 1 окт., на к-рое также приходится память преподобных Романа Сладкопевца и доместика Григория Гликиса. Известно последование И. К. с каноном Богородице Кукузелиссе 4-го гласа мон. Герасима Микраяннанита и с 2 канонами преподобному - 4-го гласа А. Валлиндраса (изд.: 1980) и 4-го плагального гласа Дионисия, паломника Великой Лавры (изд.: Εστρατιδης. 1938). Ранняя иконография И. К. представлена кроме упомянутой миниатюры из Пападики Ath. Cutl. 457 изображениями в рукописях Ath. Laur. I. 178 (1377 г.) ( Ψχος Κ. Η παρασημαντικ τς βυζαντινς μουσικς. Αθναι, 1978. Σ. 38) и Ath. Laur. Λ. 165 (XV в.). Известна также миниатюра из рукописи ок. 1670 г. (Ath. Iver. 1250. Fol. 3), на которой И. К. изображен рядом с прп. Иоанном Дамаскином (см. ст. Баласис ). Певческое наследие И. К. является одним из самых обширных в визант. и поствизант. традиции: в рукописях XIV-XIX вв. содержится большое количество его мелодических версий неизменяемых и изменяемых песнопений разных жанров (данный обзор сделан на основе следующих описаний рукописей: Χατζηγιακουμς.

http://pravenc.ru/text/471332.html

14 Стасидии (ед. ч. стасидия) – рассчитанные на одного человека деревянные откидные сиденья, как правило, соединенные между собой, с высокой спинкой и особыми опорами для рук по бокам на уровне локтя. Опоры помогают молиться стоя. Обычно стасидии устанавливаются вдоль внутренних стен храма, в них можно и стоять, и сидеть. 17 См. об этом у прп. Иоанна Кассиана Римлянина : «Говорят, что св. Василий, епископ Кесарийский, одному сенатору, который, с холодностью отрекшись от мира, оставил для себя нечто из своего имения, не желая добывать содержание работою своих рук и приобрести истинное смирение нищетою, утомительным трудом и монастырским подчинением, сказал следующее: „Ты и сенаторство потерял, и монахом не сделался“» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей. Кн. 7, гл. 19). Также у прп. Феодора Студита в Послании 324, чаду Евпрепиану (Прп. Феодор Студит . Послания. Кн. 2. М., 2003. С. 455). 19 «Вавулис» – разговорное обращение к очень маленькому ребенку, подобное русским словам «бубуся», «дюдюня» и т. п. 21 См.: Об Авве Лонгине, 4//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 100. 22 Монах Герасим Микраяннанит – великий гимнограф (сочинитель церковных служб) современности. Родился в 1904 году, на Святую Гору пришел в 1924 году, жил в каливе Святого Иоанна Предтечи в Малом скиту Святой Анны, почему и получил прозвище Микраяннанит. Обладал выдающимся даром сочинения служб. Собрание его творений, хранящееся в библиотеке Малого скита Святой Анны, составляет 50 рукописных кодексов по 800 страниц каждый. Преставился о Господе в 1991 году. 23 Об о. Харалампии подробно рассказывается во второй книге (глава IX. «Благословенная община. Отец Харалампий»). 25 Карея – административный центр Святой Горы, в котором находятся конаки, то есть дома представителей 20 монастырей, и состоящий из этих представителей орган управления – Протат, а также различные службы: почта, аптека, магазины и т. п. 27 Имеются в виду партизаны-коммунисты. После окончания Второй мировой войны Греция, согласно Ялтинским договоренностям, отошла к западному капиталистическому блоку. С этим были не согласны греческие коммунисты, сыгравшие большую роль в партизанском антифашистском сопротивлении. В связи с этим в Греции началась гражданская война, в которой коммунисты потерпели поражение вследствие военной помощи западных держав противоборствующей стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

104 Скевофилакс (σκευοφλαξ) – чин патриаршей константинопольской церкви в средние века, пользовался почетом, существовал при церквах, богатых утварью. Скевофилакс заведовал всею церковною утварью и распоряжались ее употреблением при богослужении. (сост. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб. 1900. Т. 30. С. 190). 107 Вернее, Герасим Микраяннанитис (Никифорова А. Ю. Герасим Микраяннанит//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 171.//Сайт Православная энциклопедия. 2011. 04.02. URL: http://www.pravenc.ru/text/164619.html (дата обращения: 02.04.2020). 113 Филофей (Коккин), свт. Житие святителя Григория (Паламы). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. 225 с. Здесь содержится незначительная информация о свт. Филофее и только во вступительном слове к изданию, поэтому данный источник не был включен в перечень обозреваемых трудов. Однако, подводя итоги нашей работы, было справедливо замечено, что обзор библиографии содержит сопоставимые по значению научные труды. Поэтому то, что данный источник не был включен в нашу работу, считаем упущением. 117 Обе цитаты Т. Пино приводит по изд.: Gouillard J. Le Synodikon de l’Orthodoxie. Édition et Commentaire//Travaux et Mémoirs. Paris, 1967. Vol. 2. P. 104. 118 Белоброва О. А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного музея-заповедника. 1958. Вып. 2. С. 12–18. 119 Между С. 12, 13 данной работы размещены фотографии лицевой и тыльной стороны наперсного креста. А на С. 12 (послед. строка) и С. 13 (строки 1–7) приведен отрывок текста Описи 1641 г. с описанием этого креста. 122 Полнее о названии тропарей и сведения о них см.: Прохоров Г. М. «Так возсияют праведники…»… С. 151–154. 130 Акишин С. Ю. Диатаксис... (дата обращения: 06.06.2018); Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 56, ll. 11–12, n. 166. 143 М. Митреа ссылается на следующие исследования о рукописи см.: Kotzabassi S. “Eine Akoluthie zu Ehren des Philotheos Kokkinos.” Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik 46, 1996, S. 299–310; Skoubaras E. A. λυμπιτισσα. Περιγραφ κα στορα τς Μονς. Κατλογος τν χειρογρφων. Χρονικ σημειματα. κολουθα Παναγας τς λυμπιωτσσης. γγραφα κ το ρχεου τς Μονς (1336–1900). Athens: Κντρον Ερενης του Μεσαιωνικο και Νου Ελληνισμο, 1967 (последнее исследование ошибочно датирует рукопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

60. Макаров Д. И. Мариология Феофана Никейского в контексте византийской богословской традиции VII-XIV вв. С приложением переводов трактатов Никифора Влеммида и св. Каллиста I Константинопольского/Д. М. Макаров. – Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2015. – 416 с. 61. Макаров Д. И. Три заметки о датировке «Двух слов о свете фаворском» св. Филофея Коккина/Д. И. Макаров//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2013. – Вып. 1(5). – С. 63–69. 62. Макаров Д. И. Учение св. Феофана Никейского о христологических основаниях обожения/Д. И. Макаров//Христианская мысль. – Киев, 2006. – – С. 52–61. 63. Максимович К. А. Апокрисиарий//Сайт Православная энциклопедия. – 2008. – 21.10. – URL: http://www.pravenc.ru/text/75606.html (дата обращения: 16.03.2020). 64. Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк/Х. Матеос; пер. с франц. С.В. Голованова. – Омск: Голованов, 2010. – 352 с. 65. Медведев И. П. Почему константинопольский патриарх Филофей Коккин считал русских святым народом?/И. П. Медведев//Славяне и их соседи. – Москва: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1990. – С. 52. 68. Мень А., прот. Библиологический словарь/прот. А. Мень. – Москва, 2002. – Т. 3. – 528 с. 69. Назаренко А. А., свящ. Греческо-русский словарь христианской церковной лексики (с толковыми статьями): 4500 слов и выражений/свящ. А. А. Назаренко. – Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – 192 с. 70. Никифорова А. Ю. Герасим Микраяннанит//Сайт Православная энциклопедия. – 2011. – 04.02. – URL: http://www.pravenc.ru/text/164619.html (дата обращения: 02.04.2020). 72. О. В. Л. Герман Марулис//Сайт Православная энциклопедия. – 2011. – 14.02. – URL: http://www.pravenc.ru/text/164805.html. (дата обращения: 10.04.2020). 73. Ожегов С. И. Большой толковый словарь. – Москва: Азъ, 1992.//Сайт «Академик». URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/(дата обращения: 10.04.2020). 74. Острогорский Г. А. История Византийского государства/Г. А. Острогорский; пер. с нем. М. В. Грацианского; ред.: П. В. Кузнецов. – Москва: Сибирская благозвонница, 2011. – 895 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Ап. Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. X в. Мон-рь Дионисиат (Cod. Dionys. 588. Fol. 225v — 226) Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в. Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарой и Неофитом Мавромматисом, митр. Навпакта и Арты. В 1801 г. появился весьма несовершенный указатель англичан Ханта и Карлайла. Наконец, в кон. XIX в. греч. ученый С. Ламброс составил каталог греч. афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний мон-рей (кроме Вел. Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895-1900. 2 vol.). Каталог 1536 рукописей Ватопеда составил вместе с Аркадием Ватопедским митр. Софроний (Евстратиадис) (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Camb. (Mass.) etc., 1924), он же издал каталог 2046 рукопией Вел. Лавры, подготовленный Спиридоном Кабанасом (Κατλογος τν κωδκων τς Μεγστης Λαρας τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει. 1925). Эти основные каталоги дополняют описания, к-рые составили Евлогий Курилас (более 500 кодексов из б-к Кавсокаливийского скита, скита св. Анны и др.), Евдоким Ксиропотамский (84 ркп. из Ксиропотама), Евфимий Дионисиатский (218 ркп. из Дионисиата), М. Манусакас (15 ркп. мон-ря Ставроникита), Пантелеимон Лавриот (165 ркп. Вел. Лавры), Герасим Микраяннанит и др. (см. также: Πολτης Λ. , Μανοσακας Μ. Ι. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1973 ). С 50-х гг. XX в. ведется активная работа по микрофильмированию афонских рукописей; наиболее полным собранием микрофильмов располагает Патриарший ин-т патристических исследований в мон-ре Влатадон (Фессалоника). Согласно Уставу, «желающий посетить библиотеки Свящ. Монастырей обязан предъявить в Свящ. Кинот письменные рекомендации Министерства иностранных дел Греции или Вселенской Патриархии, с которыми он находится в непосредственной переписке» (ст. 185). С 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к централизации рукописных собраний А. Книги мн. скитов и келлий, закрывшихся из-за отсутствия насельников, были переданы в б-ки главных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Изнуренный непрестанным писательским трудом, Н. С., здоровье к-рого начало ухудшаться еще в апр. 1809 г., в июле того же года перенес апоплексический удар, у него отнялась правая рука, а затем и язык. Говорить какое-то время Н. С. мог, смачивая язык водой. Преподобного часто причащали Св. Таин. Накануне кончины он произнес Иисусову молитву вслух, говоря, что его ум не в силах удержать ее, попросил прощения у ухаживавших за ним и молил их принести ему мощи иером. Парфения (Скуртоса) и свт. Макария Нотары, что и было исполнено. Н. С. обратился к почившим друзьям со слезной молитвой, причастился Св. Таин и на рассвете 14 июля мирно скончался ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 24-27. § 22-24). Погребен Н. С. возле ц. св. Георгия в келлии Скуртеев (в наст. время здесь возведен храм в честь преподобного). К лику святых Н. С. причислен 31 мая 1955 г. Служба, канон и акафист в его честь составлены гимнографом К-польской Церкви афонским мон. Герасимом Микраяннанитом (изд.: Γερσιμος Μικραγιανναντης. 2004. Σ. 27-101). В 1956 г. память Н. С. была внесена в месяцеслов РПЦ (ЖМП. 1956. 5. С. 37; первоначально обозначена 1 июля по юлианскому календарю, что было неверно; с 2005 по благословению патриарха Алексия II помещается под 14 июля ст. ст.). Сочинения и издания Каталог трудов Н. С. впервые был составлен в 1815 г. мон. Кириллом Кастанофиллисом (1775-1835), к-рый 7 лет подвизался, по его словам, «в послушании» у Н. С., был профессиональным каллиграфом, работавшим вместе с преподобным и почитавшим его. Впосл. мон. Кирилл переселился в мон-рь Прусу в Эвритании, где и хранятся рукописи, содержащие каталог (ркп. 42 монастырского собрания. С. 925-928 ( Καρασαρδης. 1998. Σ. 56. Σημ. 28) и др. записи Кирилла (в т. ч. о его взаимоотношениях с Н. С. см.: Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 75-76; Σ. 76. Σημ. 41; ср.: Καρασαρδης. 1998. Σ. 56). Сведения о списках трудов Н. С. см.: Καρασαρδης. 1998. Σ. 57-59; Citterio. 2002. P. 914. Наиболее полный список как изданных, так и остающихся в рукописях творений Н. С., с подробным библиографическим комментарием и сведениями об обстоятельствах издания, см.: Νικολπουλος. 2000. Σ. 361-640; также: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 377-382; Stiernon. 1981. Col. 235-248; Citterio. 2002. P. 914-940; Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 147-155. Одни исследователи (напр., Д. Стьернон, П. Николопулос) перечисляют труды Н. С. в той последовательности, в к-рой они публиковались или были составлены (в случае неизданных или изданных после кончины преподобного творений); другие (свящ. И. Читтерио, мон. Никодим (Билалис), прот. К. Карайсаридис) предлагают различные варианты тематической классификации.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

Кроме канонов, вошедших в ноябрьское и триодное последования свт. Григория Паламы, по греческим рукописям известен еще один канон свт. Григорию Паламе на 14 ноября, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Theion Theoj se tois brotois doron nemei (Божественный дар Бог тебя смертным дает), ирмос: hArmatelaten Pharao ebuthise: (Колесницегонителя фараоня погрузи:), нач.: Theias Theou athanasias, endoxe (Божественного бессмертия Бога, преславне) (Tameion. S. 94), а также канон свт. Григорию Паламе, написанный патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием, 2-го гласа, с акростихом: hE se polis stephei se tois hymnois, pater (Град твой гимнами тебя венчает, отче) и именем Схоларий в богородичнах, ирмос: Deute, laoi, asomen: (Приидите, людие, воспоим:), нач.: hE epi soi lampsasa charis tou Pneumatou (Осиявшая тебя благодать Духа) (издание: Siderides. 1921; текст воспроизведен в книге: Gennade II (Georges) Scholarios. Oeuvres completes/Ed. L. Petit, X. A. Siderides, M. Jugie. P., 1931. Vol. 4. P. 394–397). В XX в. монахом Герасимом Микраяннанитом было написано множество новых песнопений свт. Григорию Паламе, как в отдельности (два полных последования, молебный канон, акафист и др.), так и вместе с другими святыми (полное последование, молебный канон и акафист святителям Фотию Константинопольскому, Марку Эфесскому и свт. Григорию Паламе; полное последование Трем святителям и свт. Григорию Паламе; молебный канон прав. Анне, матери Пресв. Богородицы, ап. Андрею Первозванному, вмч. Димитрию Солунскому, святителям Феоне Солунскому и свт. Григорию Паламе и прп. Иоанну Кукузелю и другие) (Paschos. S. 374–375). Помимо отдельных памятей свт. Григорий Палама поминается в службе собора Афонских святых во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Во 2-й половине XX в. в православном мире также получили распространение иконографические изображения и гимнографические последования Собора Трех новых святителей или Трех столпов Православия — святителей Фотия Константинопольского, Марка Эфесского и Григория Паламы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Обзор работы. Указываются сроки патриаршества и краткая характеристика личности, объем менее одной страницы печатного текста. Итого, в рамках обзора источников было проанализировано 13 трудов, из них: a) 5 трудов с текстами сочинений свт. Филофея; b) 4 – с текстами сочинений современников святителя; c) 3 – с текстами житий о свт. Филофее; d) 1 – с текстами служебной переписки свт. Филофея; Относительно пунктов a), b) информация о свт. Филофее в основном была получена не из самого текста источника, а из сопроводительных исследовательских материалов. Особый интерес вызывают источники, которые содержат отзывы современников свт. Филофея о его личности и деятельности, а именно довольно негативное мнение Никифора Григоры в 3 томе «Истории ромеев» и, в противоположность этому, панегирик Феофана Никейского , ученика святителя, в «1 речи о Фаворском Свете». К пункту a) с условностью принимаем: Афонский патерик, т. к. он содержит не напрямую текст сочинения свт. Филофея (жития прп. Саввы), а его пересказ, и «Путь к священному безмолвию» А. Г. Дунаева, потому что он содержит сочинение современника свт. Филофея, Каллиста Ангеликуда . Тексты пункта c) по форме представляют собой синаксари, т. е. имеют богослужебное предназначение, что накладывает известные ограничения на объем повествования, частотность указания дат, имен и топонимов и литературные формы. Следуя указанию В. Дентакиса, что житие свт. Филофея дошло всего в 2 рукописях XIX в., можно заключить, что остальные 2 синаксарных жития появились относительно недавно, во 2 пол. XX в. – нач. XXI в. Действительно, в отношении Синаксаря иером. Макария Симонопетрского мы имеем авторское подтверждение происхождения этого жизнеописания на основе данных современной науки. Что касается синаксаря Ватопедского монастыря, то в тексте источника указано, что на Афоне из 3 имеющихся кодексов с житием и последованием свт. Филофею самое новое было составлено выдающимся гимнографом XX в., монахом Герасимом Микраяннанитисом. Т. к. житие В. Дентакиса, составленное по первым 2 рукописям, не соответствует переводу синаксаря Ватопеда, предполагаем, что житие свт. Филофея из синаксаря Ватопеда составлено именно по тексту монаха Герасима. Если же это предположение неверно, тогда мы имеем еще один текст жития XX в., принадлежащий упомянутому монаху Герасиму и не отмеченный по каким-то причинам в работе В. Дентакиса. Озвученные предположения требуют, однако, своего научного подтверждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010