Разделы портала «Азбука веры» 16 Янв 2023 Константинопольская Православная Церковь канонизировала новых святых: Герасима Микраяннанита и патриарха Иеремию I В Избранное Коллаж: mystagogyresourcecenter.com/commons.wikimedia.org Константинопольский патриархат прославил в лике святых афонского монаха и гимнографа Герасима Микраяннанита и Патриарха Константинопольского Иеремию I, пишет «Благовест-инфо» со ссылкой на OrthoChristian. Решение о канонизации утвердил Синод Константинопольской Церкви 10 января 2023 года. Для св. Герасима был установлен день памяти 7 декабря, а для св. Иеремии — 13 января. Будущий патриарх Иеремия родился в греческой деревне Зица в конце 15 века. Известно, что не позднее 1513 года Иеремия был архиепископом Софийским. В 1522 году был избран патриархом Константинопольским. Вскоре после этого отправился в поездку на Кипр, в Египет и Палестину. Во время его отсутствия в 1524 году на престол был возведен митрополит Созопольский Иоанникий. Вместе с Патриархами Александрийским и Антиохийским Иеремия отлучил Иоанникия от Церкви. При поддержке султана Сулеймана Великолепного Иеремия был восстановлен на патриаршем троне в 1525 году, и оставался патриархом до своей смерти в 1546. Иеремия I добился от Сулеймана запрета на превращение православных церквей в мечети, однако этот запрет не был подтвержден следующими султанами. В 1536 указом Иеремии I афонский скит Ставроникита, относившийся ранее к другим обителям, получил статус монастыря — одного из 20 монастырей Святой Горы. Патриарх Иеремия I скончался 13 января 1546 во Враце (Болгария), возвращаясь из пастырской поездки в Валахию. Герасим Микраяннанит (в миру — Анастасий Грекас Иоанну 1904–1991) родился в деревне Дровиани в греческом Эпире. Учился в гимназии в родной деревне, затем в Афинах. В 1923 удалился на Афон, где стал послушником Малого скита св. Анны. в 1924 принял монашеский постриг с именем Герасим. Он заведовал библиотекой Малого скита св. Анны и занимался подготовкой к изданию рукописей скита. Сам монах Герасим написал более двух тысяч песнопений для служб, канонов, акафистов. За вклад в современную литургическую поэзию 1959 году Константинопольский патриархат удостоил монаха Герасима титула «гимнограф Великой Церкви Христовой». Св. Герасим также был награжден медалями Афинской академии наук и другими светскими наградами. Скончался 7 декабря 1991 года. Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/konstantinopolskaj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ († 1808), прмч. (пам. греч. 18 авг.). Род. в кон. XVIII в. в Самарине, в Эпире. Принял монашеский постриг в мон-ре, расположенном в горном массиве Пинд. После подавления Али-пашой греч. восстания 1808 г., возглавляемого свящ. Евфимием Влахавасом, Д. покинул мон-рь и отправился в Фессалию, чтобы словами из Евангелия утешить в скорбях и утвердить в вере живущих там христиан. Турки оклеветали Д., схватили и привели в г. Янину к Али-паше. Д. заявил, что целью его проповеди было укрепление христ. веры и призыв к непротивлению законным властям. Правитель, не найдя в словах Д. доказательств того, что епископы близлежащих митрополий принимали участие в организации восстания после казни Евфимия Влахаваса, приказал заключить Д. в тюрьму и подвергнуть пыткам. Палачи вонзали иглы под ногти Д. и прокалывали его руки тростниковыми остриями. За отказ Д. снять с груди образ Пресв. Богородицы разгневанный паша приказал сковать его голову железной цепью и стягивать ее, выпытывая у мученика, кто был соучастником восстания. Он ничего не отвечал, а непрестанно призывал Имя Божие, пока цепь не разорвалась. Мученик не столько страдал от боли, сколько от хулы турок на Спасителя и Его Пресв. Матерь. Д. бросили в темницу. На следующий день его подвесили вниз головой над огнем. Затем палачи бросили Д. на землю, положили ему на грудь доску и прыгали на ней. Некий мусульманин из Кастории, видя мужество Д., уверовал во Христа и крестился. Он был схвачен пашой и принял мученическую кончину. Придя в ярость из-за непреклонности Д., правитель приказал замуровать его в стене, оставив снаружи голову, и давать ему пищу для продления страданий. Через 10 дней Д. скончался. Э. Пуквиль, франц. консул в Янине, свидетельствует, что мн. чудеса происходили по молитве к Д. и в скором времени он был прославлен как святой. Житие Д., написанное мон. Герасимом Микраяннанитом , впервые было издано в «Великом Синаксаристе», составленном кафигуменом В. Матфеу. Ист.: Ματθαου. ΜΣ. T. 8. Σ. 274-277. Лит.: Pouqueville E. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 10. P. 295-297; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 67-68; Οκονμου Γ. Εκοσι πντε ϒιοι τς Ηπερου//Ηπειρωτικ. Αθναι, 1938. Σ. 178-179; Σθα Κ. Τουρκοκρατουμνη. Αθναι, 1962. Σ. 594; Μικρν Εχολϒιον. Σ. 451, 461; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1070; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 166-169. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178085.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ РИТОР [греч. ιονσιος Ρτωρ] († 1609), прп. (пам. греч. 9 июля), духовный писатель. Первоначально был монахом Студийского мон-ря в К-поле, позднее подвизался в Карее на Афоне, затем перешел на юго-зап. оконечность Св. Горы, где основал Малый скит св. Анны, стал его 1-м насельником и с учеником прп. Митрофаном провел там остаток дней. В пещере, где жили подвижники, в 1956 г. был устроен посвященный им храм. Д. Р.- автор, переводчик и составитель неск. сборников аскетического и назидательного содержания. Житие Д. Р., служба и акафист ему были составлены мон. Герасимом Микраяннанитом . В сб. «Маргариты» Иоанна Златоуста (Μαρϒαρται Χρυσορρμονος) были изданы «История Дионисия иеромонаха, ритора, подвизавшегося в скиту св. Анны» (Τ. 15. Σ. 402) и «Простейшее и краткое поучение благочестивым христианам» (Τ. 16. Σ. 416). В рукописях афонских мон-рей сохранились также следующие сочинения Д. Р.: сб. «Куварас» (Κουβαρς), «Катехизис о будущем суде, собранный Дионисием ритором, иеромонахом, на пользу приходящим», «Слово аввы Исаака к новоначальным монахам, переведенное Дионисием ритором, иеромонахом Студитом, для пользы взыскующим», «Иже во святых отца нашего Василия слово аскетическое о том, как следует украшаться монаху, переведенное Дионисием ритором, иеромонахом Студитом, на новогреческий язык для пользы взыскующим», «Сборник божественных изречений и поучений богоносных отцов, собранный из всего писания и изложенный доступным языком для пользы взыскующим, Дионисия ритора, иеромонаха Студита, подвизавшегося в скиту св. Анны». Лит.: Γερασμος (Μικραϒιανναντης), ερομ. Κατλοϒοι χειροϒρφων κωδκων τς βιβλιοθκης το Κυριακο. Αθναι, 1961. Σ. 103, 104, 110, 123, 180; idem. ιονσιος Ρτωρ//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 13-14. Л. В. Герд Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/178477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН [греч. Ιλαρων] († 20.09.1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.). Род. на о-ве Крит, в г. Мегало-Кастро (Хандакс, ныне Ираклио). Отец Франческо и мать Екатерина назвали сына Иоанном и воспитывали вместе с 4 др. детьми согласно христ. заповедям. Приехав в К-поль, он 10 лет жил у своего дяди, врача. Затем поступил на службу к торговцу с Хиоса и помогал управлять делами в магазине хозяина во время его поездок на остров. Однажды купец, вернувшись в К-поль, сказал, что в магазине произошла недостача денег (30 гроссов), обвинил Иоанна и пригрозил ему наказанием. В отчаянии Иоанн пошел во дворец искать помощи у матери султана (в Османской империи валиде-султан являлась покровительницей христиан). Там он встретил эфиопа баш-агу (начальника над агами) по имени Мердан, к-рый убедил его принять ислам. Вскоре Иоанн почувствовал угрызения совести, бежал из дворца и на корабле отправился в Крым, где жил 10 месяцев. Желая пострадать за веру, Иоанн вернулся в К-поль, однако по совету проповедника Симеона и мон. Иеремии удалился на Св. Гору. Вначале он подвизался в Иверском монастыре , затем - в Малом скиту прав. Анны, находясь на послушании у иером. Виссариона, к-рый постриг его в монашество с именем Иларион. Получив от духовника благословение на мученичество, И. вместе с ним отправился в К-поль. Причастившись Св. Таин, он пришел во дворец и встретил там эфиопа Мердана. И. заявил о своем раскаянии, исповедовал Христа и порицал религию мусульман. Баш-ага жестоко избил И., приказал пытать его, а затем заключить в тюрьму. Через 3 дня И. предстал перед тур. правителем, к-рый, видя непоколебимость мученика, приказал казнить его. И. был обезглавлен в К-поле в возрасте 26 лет. Христиане выкупили останки мученика, перевезли на о-в Проти и похоронили в ц. Преображения Господня рядом с могилой нмч. Димитрия Хиосского (пам. греч. 29 янв.). После смерти И. был прославлен множеством чудес. Житие И., хранящееся в рукописи Малого скита прав. Анны на Афоне, было переписано и литературно обработано мон. Герасимом Микраяннанитом ; издано в «Великом Синаксаристе», составленном кафигуменом В. Матфеосом. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 178; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 274; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 9. Σ. 430-433; Афонский патерик. Т. 2. С. 178-191. Лит.: Χρυσστομος ( Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 65; Τζεδκης Θ. Ιλαρων//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 870; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 221-223; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 216; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομον., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 67-70. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель

http://pravenc.ru/text/389145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ НОВЫЙ КАППАДОКИЕЦ [греч. Ιωσφ Νος ν Καππαδοκ] († сер. XIX в.), прп., местночтимый святой (пам. греч. в воскресенье по Богоявлении). И. Н. К. род. в период греч. национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. в Кермире близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция). Он принадлежал к греч. роду Киосеиркоглу. И. Н. К. отличался внешней красотой и добродетелями, вел праведную жизнь и с особым рвением совершал паломничества во время частых поездок, когда он был коробейником. Приблизительно в возрасте 30 лет он внезапно скончался. Над его могилой стал появляться свет. Турки приставили к могиле стражника, чтобы христиане, узнав, что здесь похоронен святой, не выкопали его тело. Тем не менее родственникам И. Н. К. удалось это сделать, после того как стражник чудесным образом глубоко заснул. От мощей, хранившихся в доме у одной из родственниц И. Н. К., происходили исцеления (в т. ч. во время эпидемии) и др. чудеса, святой неоднократно являлся верующим. Мощи унаследовала дочь этой родственницы, Е. Георгиаду-Христу. После 1922 г. она переехала в К-поль и передала реликвию своей дочери. Та в 1978 г. переселилась в Афины. Греч. законы запрещали ввоз в страну останков, но таможенники, несмотря на тщательный досмотр, чудесным образом не заметили мощей. В 1981 г. дочь Е. Георгиаду-Христу скончалась, передав реликвию племяннице Н. Хадзатоглу. Через год та подарила мощи И. Н. К. муж. мон-рю святых Киприана и Иустины близ Фили (Аттика), принадлежащему старостильникам (митрополия Оропоса и Фили, подчиненная «Синоду противостоящих» - самоназвание «Греческая Православная Церковь отеческого календаря»). Однако почитание И. Н. К. благодаря частым случаям исцелений распространилось и среди верующих, принадлежащих к Элладской Православной Церкви, о чем свидетельствует служба в честь И. Н. К., составленная в 1983 г. мон. Герасимом Микраяннанитом . В 1984 г. впервые было совершено празднование памяти И. Н. К. как новопрославленного святого. Дата праздника была приурочена ко дню перенесения мощей И. Н. К. в мон-рь святых Киприана и Иустины. Ист.: Αγιος Κυπριανς. 1983. N 170. Θεβρουριος. Σ. 168-169; 1990. N 236. Μος-Ιονιος. Σ. 179-180; 1993. N 253/254. Μρτιος-Ιονιος. Σ. 138; 1994. N 259. Μρτιος-Απρλιος. Σ. 225-226. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673695.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ САМАКОС [Иосиф Освященный, Критянин; греч. Ιωσφ Σαμκος, Ηγιασμνος, Κρς] († 22.01.1511), прп. (пам. греч. 22 янв., 29 авг.). Происходил из сел. Керамы (вероятно, ныне Азокерамос, ном Ласити, Крит, Греция). В детском возрасте И. С. отдали на воспитание духовнику в монастырь ап. Иоанна Богослова недалеко от Кандии (ныне Ираклио). После смерти родителей он раздал свое имущество нищим; впоследствии все, что зарабатывал ремеслом каллиграфа, отдавал нуждающимся. Живя в миру, постился и молился как монах. Через некоторое время И. С. был пострижен духовником в монахи, а затем рукоположен во иерея, и ему вверили попечение о делах обители. По поручению старца И. С. посетил святые места. Он отличался исключительным нищелюбием, и даже отдавал тот хлеб, который имел на текущий день, полагаясь на Божий Промысл. После служб он посещал бедных, больных и узников. Однажды перед совершением литургии алтарник с тревогой сообщил, что у них нет ни одной просфоры. И. С. сказал ему: «Бог усмотрит, чадо» (ср.: Быт 22. 8), и через некоторое время, войдя в алтарь, прислужник увидел множество свежих просфор. И. С. скончался в возрасте примерно 70 лет. Его мощи были обретены нетленными и перенесены иереем Антонием Армакисом на о-в Закинф (29 авг. 1669), чтобы они не попали в руки турок, которые вскоре овладели Кандией. В настоящее время мощи И. С. находятся в ц. Пантократора в Гайтани на Закинфе (Δπτυχα. 2011. Σ. 526). В 1864 г. в г. Закинтос была издана служба, составленная неизвестным автором и содержащая биографическую заметку о святом. Житие И. С. было включено в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. В 50-х гг. ХХ в. мон. Герасимом Микраяннанитом была составлена служба в честь И. С. В сел. Азокерамос возведен храм во имя этого святого. Ист.: Δουκκης. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 502-508. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 22; Γ[ρατας] Γ. Ιωσφ: Σαμκος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 123-124; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 242; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. τ. 5. Σ. 278. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН [греч. Κυπριανς] († 1679), сщмч. (пам. греч. 5 июля). К. происходил из c. Клицос (ныне Клисто, ном Эвритания, Греция), на родине он принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея. После этого К. отправился на Афон, где купил келлию вмч. Георгия Победоносца, принадлежавшую мон-рю Кутлумуш , и поселился там с 2 др. монахами. Благодаря монашеским добродетелям он стал образцом для святогорцев. Возгоревшись божественной любовью, К. считал венцом подвижничества мученичество за Христа. Он покинул Афон и прибыл в Фессалонику, явился в суд и стал проповедовать христ. веру. Но судья, приняв К. за сумасшедшего, велел слугам побить и выгнать его. Тогда К. отправился в К-поль. Он письменно изложил обличение мусульм. веры и, придя ко дворцу везира Кара-Мустафа-паши, велел передать ему текст. Узнав о содержании послания, слуги стали гнать К., грозя, что если везир прочтет его, то отправит иеромонаха на галеры. Выждав момент, К. попытался приблизиться к везиру, но охрана воспрепятствовала ему. Однако не знавший о намерениях иеромонаха начальник стражи, сочтя, что тот пришел к везиру с какой-то жалобой, допустил его к Кара-Мустафа-паше. Подвижник призвал везира отказаться от ложной веры и принять крещение. В свою очередь везир пообещал К. высокий сан при дворе султана, если тот станет мусульманином. Видя непреклонность иеромонаха, Кара-Мустафа-паша велел отвести его на суд к муфтию, к-рый приказал обезглавить К. за оскорбление ислама в квартале Фанар для устрашения проживавших там христиан. К. с радостью шел на казнь, благодаря Бога, что сподобился быть причисленным к лику мучеников. Палач отрубил ему голову у ворот Патриархии. Краткий рассказ о мученичестве К. содержится в рукописи Ath. Laur. H 145. Fol. 36, XVIII в. Житие К. было написано Иоанном Кариофиллом , впосл. отредактировано иером. Ионой из Кавсокаливийского скита и включено в «Новый Мартирологий» прп. Никодима Святогорца . Служба в честь святого составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Ист.: NM. 1856. Σ. 87-91; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 74; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 88-91; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος, ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 657-663; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 32; Афонский Патерик. 2002. Ч. 2. С. 59-66; Μπαλατσοκας Σ. Ι. Τ Νεομαρτυρολγιο το Ιωννου Καρυοφλλη. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 51-62. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 201; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 38; Κυπριανς//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1115; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 290-291; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 261; Βαστκης Κ., πρωτοπρ. Ερυτανικν Αγιολγιον. Αθνα, 20062. Σ. 68-71; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 66-67. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ [греч. Κριλλος] († 1566), прмч. Фессалоникийский (пам. греч. 6 июля). Рассказ о мученичестве К. и посвященная ему служба сохранились в единственной рукописи - Ath. Dionys. 347 (XVI в. (?) - Lambros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 414-415, по др. сведениям - кон. XVII - нач. XVIII в.). К., в миру Кириак, род. в правление султана Сулеймана I Великолепного (1520-1566) в Верхнем городе Фессалоники. Его отец Пейос происходил из Пелагонии. В детстве Кириак остался сиротой. Попечение о нем было передано 2 его дядям, один из к-рых принял ислам. Спустя нек-рое время дядя-мусульманин добился единоличного опекунства и отдал отрока на обучение турку-кожевнику. Чтобы избежать давления со стороны хозяина мастерской, к-рый хотел обратить Кириака в ислам, отрок по совету дяди-христианина задумал побег. Он присоединился к проезжавшим через город монахам-святогорцам и последовал за ними на Афон. Там Кириак принял постриг в мон-ре Хиландар с именем Кирилл, но жил на одном из подворий, т. к. безбородым юношам, согласно уставу, запрещалось оставаться на Афоне. Спустя 8 лет К. был послан с поручением в Фессалонику. Там он нашел своего дядю-христианина и рассказал о своей жизни. Когда К. возвращался к пристани, то случайно встретился с дядей-мусульманином. Тот узнал его и поднял крик. Когда турки схватили К., дядя стал уверять, что его племянник принял ислам, но затем вернулся в христианство, что каралось смертной казнью. К. отвели к судье, который пытался обратить его в ислам, а затем заключил в тюрьму. После 2-го допроса К. приговорили к сожжению. На площади у ипподрома, рядом с ц. равноап. Константина, был разведен костер. Наместник города сделал последнюю попытку убедить К. отречься от веры, обещая материальные блага, но тот ответил, что единственное богатство - это Христос, и обратился к Господу с благодарственной молитвой за то, что сподобился мученической кончины. В 1972 г. при строительстве нового храма на месте ц. равноап. Константина был обнаружен глиняный гроб с остатками обугленных мощей К. Во имя преподобномученика был освящен правый придел новой церкви. Служба в честь святого составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Ист.: Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 663-667. Лит.: Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 294; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 72-73. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД [Греч. Λεωνδης], сщмч. (пам. греч. 15 апр.), еп. Афинский. Время и обстоятельства жизни неизвестны. Память Л. и посвященное ему двустишие («Тьма объять Афины внезапу, в них зашедшу солнцу Леониду») содержатся в визант. стишных Синаксарях и слав. стишных Прологах, где из биографических сведений указывается только то, что он «миром скончался» ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. T. 8. С. 37). В посвященном Л. Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) (кон. XII в.) сообщается, что прах от мощей Л. находился в базилике св. Леонида (IV-V вв.) в Афинах, на р. Илис. Однако из упоминаний пострадавших вместе с ним жен, утопленных в море, становится ясно, что автор путает этого святого с мч. Леонидом Коринфским, память которого отмечается 16 апр., на следующий день после памяти Л. В Синаксарях Л. назван святым, в Слове Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината) - священномучеником, в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - мучеником, в совр. календаре Греческих Церквей - мучеником (Δπτυχα. 2014. Σ. 166). Хотя большинство исследователей связывают появление имени Л. в агиографических источниках с трансформацией культа мч. Леонида Коринфского ( Halkin. 1953. S. 220; Janin. 1966. Col. 1310 и др.), тем не менее почитание Л. нашло широкое отражение в новогреч. иконографии и гимнографии (в т. ч. службы, составленные в 1955 мон. Герасимом Микраяннанитом и в 1956 архим. Никодимом (Валлиндрасом; впосл. митрополит Патрский)), а также в почитании его мощей (напр., во 2-й пол. ХХ в. часть их хранилась в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Перистери (в 4 км к северо-западу от центра Афин) - Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 207). Память Л. была включена в ВМЧ, но не указана в современном календаре РПЦ (ВМЧ. Апр. Дни 8-21. Стб. 460). В греч. Ерминии афонского иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания» имеется описание облика Л.: «старец с короткой бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 66). Ист.: BHG, N 984; Μιχαλ Ακομιντος Χωνιτης. Τ σωζμενα. Αθναι, 1879. Τ. 1. Σ. 150-156; SynCP. Col. 604-605; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 4. Σ. 224. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 109; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes à Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; Janin R. Leonida e VII donne, santi, martiri a Corinto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1309-1310; Χρυσστομος (Δεληγιαννπουλος), μητρ. Λεωνδης//ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 278-281; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 275; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 7: Απρλιος. Σ. 138. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель

http://pravenc.ru/text/2463405.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ († 1792), нмч. (пам. греч. 15 марта). Святой был родом из обл. Сфакья на Крите. Во время подавления в 1770 г. восстания Даскалоянниса он был взят в плен турками и насильно обращен в ислам. Вскоре юноша бежал от своих хозяев и поселился на о-ве Миконос. М. вернулся через миропомазание в лоно Церкви. Он женился, в браке родилось 6 детей. Когда супруга изменила М., он не предал этот факт огласке, но переселился с детьми в др. дом. Его свояк, служивший на тур. военном корабле, донес капитану, что М., будучи мусульманином, вернулся в христ. веру. Капитан велел схватить святого и отвез на Хиос, где находился капудан-паша. Удостоверившись, что над М. было совершено обрезание и услышав, что тот считает себя христианином, капудан-паша велел без промедления обезглавить святого. М. воздал славу Богу за то, что примет смерть за христ. веру. Его привели к месту, называемому Палеа-Вриси (т. е. Старый источник). М. преклонил колена, опустил голову и стал молиться. Но палача внезапно обуял страх, он бросил меч и убежал. Тогда один чауш (младший офицерский чин) схватил нож и нанес М. множество ударов в шею. Но ему так и не удалось обезглавить М., поэтому чауш повалил святого на землю и зарезал, как овцу. Чтобы тело новомученика не досталось христианам, капудан-паша велел привязать к нему камни и бросить в море. В рукописях из мон-ря Влатадон в Фессалонике (Cod. 58 и Ath. Xen. 727) казнь М. датирована 16 авг. 1792 г. Мученичество М. было включено прп. Никодимом Святогорцем в сб. «Новый Мартирологион». Служба составлена мон. Герасимом Микраяннанитом. Ист.: ΝΜ. 18562. Σ. 214-216; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 256; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 257-259; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 4. Σ. 91. Лит.: Θεδωρος (Τζεδκης), ρχιμ. Ο νεομρτυς Μανουλ Κρς. Ηρκλειον Κρτης, 1959; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 3. Σ. 331-333; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 289; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσ., 19963. Σ. 341-343; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 7: Μρτιος. Σ. 159-160. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561878.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010