Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ МИКРАЯННАНИТ [греч. Γερσιμος Μικραϒιανναντης] (Грекас Анастасий Иоанну; 5.09.1904, с. Дровиани, Эпир, Греция - 24.11.1991), мон. Малого скита св. Анны на Афоне, выдающийся гимнограф, оставивший обширное поэтическое наследие. Род. в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским . Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в к-ром служил свт. Нектарий Эгинский , еп. Пентапольский († 1920). С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, почему и стал называться Микраяннанитом. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из М. Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками, явившими новоначальному послушнику пример для его последующей духовной жизни. Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим. Г. М. сочинял синаксарные жития, гомилии и церковные песнопения, занимался составлением и подготовкой к изданию каталога рукописей кириакона (соборного храма) скита св. Анны (ΕΕΒΣ. Τ. 29. Σ. 187-192; Τ. 30. Σ. 453-560). Он является автором более 2 тыс. песнопений: служб, молебных канонов, акафистов, кондаков, тропарей, величаний в честь святых. Все его сочинения хранятся в б-ке Малого скита св. Анны и составляют 50 рукописных кодексов по 800 страниц каждый. Нек-рые службы, сочиненные Г. М., вошли в состав печатных Миней (Покрова Пресв. Богородицы, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского, и др.), Часословов, гимнографических книг и сборников и используются в совр. богослужебной практике греч. церквей. С именем Г. М. связано возрождение такого жанра церковной поэзии, как акафист . Составленные им акафисты разным святым могут исполняться в монастырской практике в день памяти полиелейного святого, на повечерии, вместо традиц. Акафиста Пресв. Богородице. Г. М. автор «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) по тематике, связанной с афонскими святыми и мон-рями.

http://pravenc.ru/text/164619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК ИСИХАСТ [греч. Καλλνικος Ησυχαστς] (в миру Константинос Фиасприс; 1853, Афины - 7.08.1930, Афон, Греция), мон., афонский старец. Провел детство в одном из афинских предместий, окончил среднюю школу, любил богослужение и чтение книг духовного содержания. В 1875 г. он покинул родительский дом и тайно отплыл из Пирея на Афон. Константинос был принят в келлию прп. Герасима Нового в Катунакиях, где его наставником стал старец Даниил. Устав в келлии был очень суровым: монахи не мылись, не употребляли в пищу молока, сыра и яиц, а масло разрешалось только в воскресные и праздничные дни, вместо хлеба ели сухари. В этой местности была нехватка воды, на скалах невозможно было выращивать овощи и фрукты. Днем монахи трудились, а ночь проводили в молитвах. От старца Константинос научился резьбе по дереву. Даниил научил его созерцанию и сердечно-умной молитве, постриг в монахи с именем Каллиник. После смерти наставника К. И. поставил своей целью сохранить духовную традицию старца Даниила - посты, бдения, молчальничество, богомыслие. Некоторые афонские монахи считают, что К. И. был даже более строг, чем старец Даниил. Напр., он никогда не пил кофе. Особо строго К. И. постился во время Великого поста. Однажды он не принимал пищи и воды 12 дней. К. И. любил читать Свящ. Писание и святоотеческие творения, особенно «Добротолюбие», произведения прп. Исихия Иерусалимского, святителей Исаака Сирина и Григория Паламы. Он решил выучить рус. язык и овладел им настолько хорошо, что мог и говорить, и писать. Из-за смирения он отказывался принимать священнический сан и велел ученикам сжечь письма и поздравления от высокопоставленных особ, в т. ч. от имп. Николая II . Первыми духовными чадами К. И. стали мон. Неофит и иером. Даниил Катунакийский . Многие из приходивших к К. И. учеников (в т. ч. Герасим (Менайас) и Герасим Микраяннанит ) не могли вести столь аскетическую жизнь. К. И. говорил очень мало, послушания раздавал строго и точно. Ежедневно он беседовал с учениками по 2 часа на духовные темы. За наставлениями к нему приходило много посетителей; в числе регулярно просивших духовных советов были и рус. подвижники - Парфений (бывш. генерал царской армии) и Феодосий (в прошлом ректор одного из ун-тов в России).

http://pravenc.ru/text/1320063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иоиль (Яннакопулос). Фотография. XX в. [Яннакопулос Фотиос; греч. Ιωλ Γιαννακπουλος] (1901, сел. Дранга, ныне Матия, близ Петалиди, ном Мессиния, Пелопоннес, Греция - 23.12.1966, Каламе (ныне Каламата), там же), архим., старец, писатель. Происходил из многодетной крестьянской семьи. Детство и юность старца прошли в Каламе, куда семья переселилась вскоре после его рождения. В отрочестве на Фотиоса большое влияние оказал подвижник и проповедник Илия Панагулакис († 1917), чьими учениками были также Герасим Микраяннанит и 1-й греч. миссионер в Африке архим. Хризостом (Папасарандопулос), с к-рым Фотиоса связывала духовная дружба. В 15 лет Фотиос тайно ушел в мон-рь, но родители насильно вернули его обратно. Его служба в армии совпала с греко-тур. войной 1919-1922 гг. В составе действующей армии Фотиос дошел почти до Ангоры (ныне Анкара), участвовал в сражениях при р. Сакарья и Кале-Грото (авг.-сент. 1921). После возвращения из армии обучался на богословском фак-те Афинского ун-та, к-рый окончил в 1925 г. В 1923 г. Фотиос был принят послушником в монастырь Веланидиас близ Каламе. 23 июля 1924 г. игум. Иезекииль, юрист и богослов, постриг его в монашество и нарек ему имя Иоиль. В сент. 1924 г. он был рукоположен во диакона, 6 янв. 1929 г.- во иерея. В 1925 г. И. был назначен преподавателем Закона Божия в гимназии г. Метони и иерокириксом (священнопроповедником) Мессинийской митрополии (1924-1934). И. строго постился, не вкушая даже елея. Вскоре у него обнаружили туберкулез. Когда у И. открылось горловое кровотечение, он был вынужден на некоторое время уехать в Алагонию, находящуюся в горах Тайгет, с климатом, напоминающим швейцарский. Несмотря на временное улучшение, врачи считали больного безнадежным. Однако во время пребывания в Кавале И. чудесным образом исцелился от туберкулеза. В 1938 г. И. вошел в число приближенных архиеп. Хрисанфа и был назначен служить в один из самых аристократических афинских храмов - ц. свт. Николая Чудотворца в квартале Пефкакия. В 1941 г., когда архиепископом стал Дамаскин (Папандреу) , И. подал в отставку и уехал в Каламе. Там митр. Поликарп (Синодинос) определил И. служить в лучшем городском храме - во имя свт. Николая Чудотворца. Но в 1942 г. И. попросил митрополита перевести его в небольшой обветшавший парекклисион св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) при мон-ре Веланидиас. Там собралась община духовных чад старца. В годы фашистской оккупации и гражданской войны за пламенные проповеди отцу И. не раз угрожали смертью. И. также читал лекции в «Школе для мирян», действовавшей в Каламе.

http://pravenc.ru/text/578238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛОКТЕН [греч. Ιωννης Καλοκτνης] († после 1182), свт. (пам. греч. 29 апр.), митр. Фиванский. Род. в К-поле в знатной семье. Его родители, Константин и Мария, воспитали отрока в благочестии и для подготовки к придворной службе вверили его попечению великого доместика. Однако И. К. не стремился к светской карьере и принял постриг в одном из к-польских мон-рей. Однажды во время чтения акафиста он услышал голос Пресв. Богородицы: «Радуйся и ты, заступник Фив!» Впосл. И. К. за свои добродетели был поставлен митрополитом Фиванским. В это время Фивы находились в упадке после разорения войском сицилийского кор. Рожера II (1147). Деятельность И. К. носила прежде всего социальный характер. На свои деньги он построил храмы, общественные здания, благотворительные учреждения (больницу, богадельню, странноприимный дом и др.), школы (в т. ч. для девиц), городской водопровод и мост через р. Асоп, за что был прозван Новым Иоанном Милостивым. Он изменил русло р. Исмин для устройства водяных мельниц и орошения полей, способствовал развитию ремесел и торговли. По словам Жития, без И. К. не только города, «но и деревни не стояло бы на месте древних развалин» ( Ματθαος (Λαγγς). Τ. 4. Σ. 611). В Фивах, являвшихся центром производства шелковых тканей, мн. мастерские принадлежали иудеям. Под влиянием И. К. часть иудеев приняли св. Крещение, а остальные стали милосерднее относиться к работникам-христианам. В 1166 г. И. К. участвовал в церковном Соборе в К-поле, на котором, в частности, велись богословские споры по поводу изречения Христа: «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28). В 1182 г. И. К. предложил К-польскому Синоду разрешить митрополитам самим поставлять епископов для своей митрополии, но это предложение было отклонено. До ХХ в. И. К. местно почитался в Беотии. Житие, составленное в визант. период, не сохранилось. Служба этому святому с кратким Житием, написанная неизвестным автором, была издана в 1903 г. в г. Халкис ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 113-114). Вскоре после смерти И. К. в центре г. Фивы была построена посвященная ему церковь. С течением времени она разрушилась. Новый храм на этом месте был воздвигнут греч. кор. Ольгой Константиновной. Новая служба этому святому была составлена мон. Герасимом (Микраяннанитом) . В наст. время И. К. считается одним из покровителей г. Фивы; кафедральный собор этого города освящен во имя И. К.

http://pravenc.ru/text/471260.html

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) «Святая Гора – высочайшая точка Земли», представляющая собой дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Записи и размышления владыки приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев – от безымянных отшельников до известных православному миру подвижников, таких как Паисий Святогорец или Герасим Микраяннанит. Книга рисует читателю непреходящий образ Святой Горы – места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной. Вниманию читателя предлагаем главу из книги о законе «авато», обеспечивающем священность, неотмирность Афона. Вершина Святой Горы Сколь поразительна логика Святой Горы! Она делает людей глубокими, настоящими, истинными, простыми, человечными – в этом можно убедиться воочию. Она делает людей небесными, вечными, превосходящими обычную человеческую логику, Божиими – это то, что открывается душе. На Святой Горе упраздняются многие человеческие потребности и преображаются человеческие желания. Святая Гора в той же малой степени соприкасается со всем мирским, земным, преходящим, в какой площадь Дафни (главной пристани, точки связи с внешним миром) можно сравнить с площадью всего полуострова Афон. Здесь принимают только крайне необходимое. Что же касается стремлений и желаний, то на Афоне они полностью меняют направление. Все их разнообразие уступает место небу, вечности, Богу. Абсолютный минимум в том, что касается связей с миром; безграничные возможности в том, что касается духовных желаний Жизнь Святой Горы подчиняется простым правилам: абсолютный минимум в том, что касается связей с обществом и миром; безграничные возможности в том, что касается духовных желаний. В отношении первого накладывается контроль и ограничения. Но не для того, чтобы кому-то что-то запретить, а для того, чтобы защитить права иных людей, которые утешаются уставами Божиими, хранят откровения Его, поучаются судам правды Его (см.: Пс. 118: 16, 2, 7). Ограничения и законы существуют для того, чтобы хотя бы в одном месте на Земле сохранить живой закваску истины, нетленными – семена рассуждения, подлинным – сокрытый опыт духовных подвижников. Святая Гора не опирается на права личности, но действует по логике Божественных установлений.

http://pravoslavie.ru/93356.html

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Николая (Хаджиниколау) «Святая Гора — высочайшая точка Земли» Перевод с новогреческого Екатерины Коваль. Издание приурочено к 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне. Книга митрополита Николая — это дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Записи и размышления владыки приоткрывают мистическую и скрытую от посторонних глаз жизнь святогорцев — от безымянных отшельников до известных православному миру подвижников, таких как Паисий Святогорец или Герасим Микраяннанит. Книга открывает читателю непреходящий образ Святой Горы — места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной.      «С первого взгляда Святая Гора очарует тебя своей природной красотой — это действительно одно из прекраснейших мест на Земле. — пишет митрополит Николай. — С первого шага, сделанного на Святой Горе, тебя охватит глубокое волнение, вызванное ее неземным обликом. Воистину, Святая Гора расположена ближе к небу, чем к земле». Но эта книга не о природных красотах Афона и не о его святынях. Автор рассказывает о духовном облике насельников Святой Горы, открывает невидимую сторону жизни подвижников, их таинственную красоту. Цель автора — побудить подняться на гору Господню (Мих. 4, 2). «Это восхождение необходимо не только для святогорцев или монахов — оно необходимо каждому человеку, каждому христианину. В этом смысле Святая Гора не закрыта ни для кого! Мы все можем на нее подняться. Можем разглядеть ее, только надо отринуть логику привычных нам толкований и объяснений. Можем приблизиться к ней, только надо освободиться от психологии самооправдания. Можем жить ею, надо только, чтобы наблюдение за событиями и эпохой рождало в нас смирение и доброе беспокойство, прогоняющее беспечность. Можем подняться на нее, надо только осознать, что Святая Гора — это не то, что видят наши глаза, но то, что постигает наша душа!» Из воспоминаний владыки Николая о встрече со старцем Паисием Святогорцем:

http://pravoslavie.ru/93385.html

Фрагмент из книги митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) « Святая Гора – высочайшая точка Земли », представляющей собой дневник путешествий автора на Афон в 70-е годы XX века и в наши дни. Книга рисует читателю непреходящий образ Святой Горы – места, всецело устремленного от земли к Небу, от жизни временной к жизни вечной.      Вторник, 18 августа (по старому стилю) 1971 года. Трапеза со свежими лещами у данилеев. Конечно же, лещи не разведены в прудах. Их поймал отец Стефан. Он спускается к монастырской пристани и поднимается обратно с такой же легкостью, как мы ходим из одной комнаты в другую. Сразу после полудня мы отправляемся в малый скит Святой Анны. Первая наша остановка — у фомáдов. Здесь подвизаются трое отцов, серебряных дел мастерá. Располагающее к себе братство. Мудрый старец старой закалки: немного у него образованности, но много рассудительности, мало знаний, но — глубокое просвещение. Они угостили нас, познакомили со своим ремеслом, но мы, желая успеть к отцу Герасиму Микраяннаниту, не стали слишком задерживаться и покинули их. Малый скит Святой Анны — место исключительно красивое, спокойное, с мягким климатом. Заходим в каливу отца Герасима. Сам он — благородный, великодушный, приятный, благодатный, совершенно такой же, как в Уранополе, когда мы только с ним познакомились. Речь его, исполненная древних оборотов, производит на меня неизгладимое впечатление. Я слушаю, как он говорит, и не могу наслушаться. К счастью, он не скупится на слова. Чудесная атмосфера. Словно мы знакомы уже долгие годы. В простой маленькой келии, стены которой по периметру сплошь заставлены книгами, отец Герасим проводил бесконечные часы в работе. Он погружался в глубину времен, чтобы там повстречаться со святыми. Погружался в их жизнь, чтобы открыть их тайны. Погружался в благодать Божию, чтобы составить службы и песнопения этим святым. Прежде чем уйти, мы помолились в пещере святых Дионисия и Митрофана, затем поклонились мощам святого Нектария (ключника, если я правильно помню) и святого Георгия из Янина. Мощи благоухали так сильно, что я даже высказал свое удивление и недоумение по этому поводу. Я искренне не мог понять, как это происходит!

http://pravoslavie.ru/98643.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Герасим Микраяннанит († 1991)     Герасим Микраяннанит († 1991) Гимнография проникнута высоким миропониманием и возвышенным духовным самочувствием, она изображает «то настроение и те субъективные чувства, которые неразрывно связываются с мыслию о Боге». При этом «псалмодика изображает волнения не исключительно обычные человеческие; в ней передается в то же время чувство постоянного воздействия Божия на душу христианина». Однако, в отличие от светской лирики, гимнография выражает чувства при бесстрастии, которое, конечно, нельзя отождествлять с бесчувственностью. Напротив, это очень глубокие, горячие чувства, но тихие и мирные, умиротворенные Жизнью Христовой.       Отец Герасим жил в Малом скиту св. Анны, небольшом поселении отшельников, который примыкает к Скиту св. Анны на Святой горе Афон. Он самый выдающийся гимнограф Греческой Православной Церкви и его пока не с кем даже сравнить. Это мнение редакции портала Исихазм.ру.   Отец Герасим из Малой Анны в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским. Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в которомом служил свт. Нектарий Эгинский, еп. Пентапольский († 1920).          С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, поэтому и стал называться Микраяннанитом, что значит монах из скита Малой Анны. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из Малой Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками...Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим. Он был другом отца Арсения Пещерника, см. подробнее в книге о нем... Отец Герасим из Малой Анны сочинял синаксарные жития, гомилии и церковные песнопения, занимался составлением и подготовкой к изданию каталога рукописей кириакона (соборного храма) скита св. Анны

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=507

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Скит Малая Анна Скит Малая Анна     Малая св. Анна (греч. Μικρ Αϒα ρδβλθυοτεΑννα) находится в долине между скал - в 2,5 км к юго-западу от Большой св. Анны. Первыми подвижниками, построившими здесь келлию, были прп. Дионисий Ритор († 6 окт. 1609) и его ученик прп. Митрофан. По преданию, прп. Дионисий происходил из имп. рода Комнинов, был пострижен в Студийском мон-ре и прозван Ритором за свои энциклопедические познания. Во 2-й пол. XVII в. в келлии Архангелов жил церковный писатель Агапий Ланд, в наст. время в ней живет схоларх Афониады иером. Никифор.   В находящейся выше Воскресенской келлии подвизался иером. Савва Духовник († 1908). Его мощи пребывают нетленными и благоухают. В келлии св. Иоанна Предтечи жил гимнограф Герасим Микраяннанит († 1991), автор ряда чинопоследований, в частности прп. Симеону Новому Богослову, свт. Григорию Паламе и др. исихастам.       Герасим Микраяннанит       В келлии Успения Божией Матери подвизался старец Авимелех Микраяннанит (1858-1965), ученый монах, первый биограф свт. Нектария Эгинского. В келлии ап. Фомы живет братство Фомадов, известных святогорских певчих. В наст. время общее число келлий - 10, заселены 4, в них живут 17 чел. Вулевтирии (греч. τ Βουλευτρια) находятся близ побережья Большого скита св. Анны. Самая древняя келлия во имя сщмч. Елевферия упоминается в письменных источниках X-XI вв. В XIV в. игуменом этого мон-ря был прп. Геронтий (по др. сведениям - в XI в.). В наст. время в 6 келлиях-исихастириях живут 8 монахов.       Малая Анна   На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит, где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами.   Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия.  Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг).   В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV веке подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий. Комментарии

http://isihazm.ru/?id=593

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмц. Киранна. Мозаика над входом в ц. нмц. Киранны в Оссе. 1992 г. [греч. Κυρννα] († 1751), нмц. (пам. греч. 28 февр.). К. происходила из сел. Высока (ныне городок Оса в 35 км к северо-востоку от Фессалоники) и отличалась благочестием и необыкновенной красотой. Начальник тур. отряда, собиравший налоги в этой местности, захотел взять ее в жены. Он стал склонять К. принять ислам, обещая деньги и драгоценные наряды. Видя ее твердость в вере, турок стал угрожать К., а затем насильно похитил девушку с помощью янычар и отвез в Фессалонику. Приведя К. к судье, он лжесвидетельствовал, что она обещала стать его женой и мусульманкой, но затем изменила решение. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью. К. отвечала судье, что она христианка и имеет лишь одного Жениха - Спасителя, за Которого готова отдать жизнь. Девушку бросили в темницу и подвергали таким жестоким пыткам, что это вызвало возмущение даже у заключенных турок. На 7-й день мучений К. скончалась, оставшись верной христ. вере. По словам многочисленных свидетелей в момент ее смерти в тюрьме воссиял неземной свет. Турки отдали тело мученицы христианам для погребения. Ее одежды были разделены между верующими, которые хранили их в качестве оберега. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, относит мученическую кончину К. к 1745 г. и упоминает о 10 днях ее тюремного заключения ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 261). Церковь нмц. Киранны в Оссе. 1868 г., кон. ХХ в. Церковь нмц. Киранны в Оссе. 1868 г., кон. ХХ в. Рассказ о мученичестве К. был написан в 90-х гг. XVIII в. ксенофонтским мон. Дионисием со слов очевидца - жителя Фессалоники и включен в составленный им Мартирологион (Ath. Xen. 25) ( Πασχαλδης Σ. Α. Ο χειργραφες νεομαρτυρολογικς συλλογς κα τ Νον Μαρτυρολγιον: Πρδρομη νακονωση//Πρακτικ Διορθοδξου πιστημονικο συνεδρου Κωνσταντνος Υδραος. Υδρα, 2007. Σ. 157-159). Это Мученичество использовал прп. Никодим Святогорец при создании «Нового Мартирологиона». Службы в честь К. составлены мон. Христофором Продромитом и мон. Герасимом Микраяннанитом .

http://pravenc.ru/text/1840149.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010