И вот когда израильское царство пользовалось таким, давно не бывалым, благоденствием, пришел из Иудеи пророк Амос к главному святилищу этого царства – в Вефиле и от имени Господа Бога Саваофа объявил в слух всех находившихся в святилище предстоящую в скором времени неминуемую гибель этого царства. От меча умрет Иеровоам, a Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей (7:11). Предстоящее падение царства так ясно предносилось взору пророка, что он видит самое вторжение неприятеля – хотя ни разу не называет его по имени – во все пределы Израильской земли и разграбление её дворцов (3:11). Грозное событие столь несомненно для пророка, что он видит его, как совершившееся уже и с горьким плачем восклицает: Упала, не встанет дева Израилева! Повержена на земле и своей, некому поднять её (5:2, 8:14). Известно пророку и то, что падение царства совершится в непродолжительном времени, прежде, чем сойдет с поприща деятельности современное ему поколение: вефильскому жрецу, который запрещал пророчествовать, Амос предсказывает, что он сам вместе с своим семейством испытает на себе страшные бедствия, которыми будет сопровождаться исполнение пророчества. Появление бывшего фекойского пастуха в Израильской земле с таким удивительным пророчеством составляет одно из замечательнейших событий ветхозаветной истории. Это пророчество было также неожиданно, как появление громоносной тучи на безоблачном небе. Это есть одно из тех необычайных явлений, которые заключают в себе ясные для всякого, не ослепленного крайним неверием, признаки действующей в мире божественной воли. Что заставило пророка покинуть свои стада и идти в другую, хотя и родственную, землю с такою необычайною проповедью, которая могла принести ему только оскорбления и страдания? Пророк сам дает на это совершенно определенный ответ, когда говорит: Взял меня Господь от овец и сказал: иди, пророчествуй к народу моему Израилю (7:15). Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать. (3:8). То есть, не вследствие собственной ревности о благе родственного народа и неотступной заботы о печальных следствиях его ослепления и беспечности, пророк оставил свою скромную пастушескую жизнь, а вследствие высшего, повелительного призыва, которому он не мог противиться. И совершенная справедливость этого объяснения не только чувствуется верующим сердцем, но отчасти может быть понята и нашим разумом

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

И здесь причина того, что автор недостаточно выяснил сущность левитства, заключается отчасти в избранной им точке отправления. – Из замены левитами первородных довольно трудно вывести принадлежащее левитам участие в ветхозаветном посредничестве. В этом случае, после обстоятельного раскрытия того положения, что левиты представляли собой жертву Господу, нужно было выяснить общую идей ветхозаветной жертвы, как совершенно заступающей личность приносящего и через своё страдание нравственно-покрывающей или очищающей грех приносящего, и наконец эту идею жертвы, раскрытие которой в научном отношении представляет значительные трудности, поставить в соотношение с теми местами Пятикнижия, в которых служению левитов даётся назначение покрывать сынов израилевых. При таком методе изложения этого пункта выяснилось бы, действительно, значение религиозного посредничества, принадлежащего ветхозаветному левитству; но иерархическое его значение всё-таки и при этом не имело бы для себя положительного основания в постановлениях закона. В этом последнем отношении исходным пунктом может единственно служить выясненное выше понятие избрания и приближения к Богу. Левиты составляли одну из ступеней ветхозаветной иерархии не потому, что заступили место первородных, а исключительно в силу того, что их, как и священников, избрал и приблизил к себе Господь. На это, как на важное преимущество левитов, и указывает Моисей в той же своей речи Корею и его сообщникам: Неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества израильского и приблизил 17 вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них. Он приблизил тебя и с тобой всех братьев твоих ( Чис. 16:9–10 ). Из этих слов ясно видно, что служение левитов основывается на божественном избрании и приближении к Богу, т. е. на праве божественном, как и служение священников: и левиты отличаются от всех других членов израильского общества тем именно, что им принадлежит божественное избрание и приближение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

И сказали они Фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих… И так ныне 29 да поселятся рабы твои в земле Гесем ( Быт.47:4; 46:34 ). Вместе с этим земля Гесем заключала в своих пределах и пространства земли столь же удобной для земледелия и садоводства, как лучшие земли нильской долины; на это последнее качество указывает название ее лучшей частью египетской земли. Земля египетская пред тобою, говорит фараон, в лучшей части земли 30 посели отца своего и братьев своих; пусть живут они в земле Гесем ( Быт.47:6 ). И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Рамесес, как повелел Фараон ( Быт.47:11 ). Если слова фараона, выражающие его волю о месте поселения, допускают неодинаковость понимания их 31 , то способ исполнения этой воли выражает с совершенной определенностью то представление, что земля Рамесес была лучшей или одной из лучших частей египетской территории; ход мысли здесь библ. повествователя, идущей от общего к частному, ясен вполне: сначала названа вся вообще земля египетская, затем частнее – лучшая земля и наконец еще частнее и определеннее – земля Рамесес; последняя, по ходу мысли, находится в таком же отношении к лучшей земле, как эта последняя ко всей египетской земле, т. е. входит в понятие лучшей египетской земли, составляет часть последней. А, следовательно, земля Рамесес, в которой поселился Иаков, является в библейском изображении столь же удобной для земледелия и садоводства, как и другие плодороднейшие части нильской долины. Что касается отношения, в каком по Пятикнижию находится земля Рамесес к Гесем, то при уяснении этого заслуживает внимания то явление, что Иосиф, поселяя отца своего и братьев своих в земле Рамесес, исполняет чрез это, по библейскому повествованию, волю фараона о поселении в Гесем (как повелел Фараон). Если земля Гесем и земля Рамесес суть названия тождественные и однозначащие, относящиеся к одной и той же области, как полагают 32 , в таком случае замена первого из них вторым в повествовании о самом поселении Иакова является трудно объяснимо ввиду особенно того обстоятельства, что и в предшествующем и в последующем повествовании Пятикнижия область, занятая израильтянами, носит обыкновенно имя Гесем и в одном 33 только данном месте (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

" Нельзя расслабляться " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов , председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. " Как быстро летит время: совсем недавно мы встречали Пасху, а на следующей неделе уже будем праздновать Преполовение Пятидесятницы, - сказал владыка в проповеди. - Время неумолимо течет, и сейчас Святая Церковь предлагает нам в назидание рассказ об исцелении Христом расслабленного. Господь, направляясь на праздник Пятидесятницы, проходил мимо купели, у которой лежало множество больных - слепых, хромых, - ожидающих волнения воды. Ангел Господень раз в год спускался с неба в эту купель, возмущал воду, и тот, кто первым окунался в нее, исцелялся. Господь хотел показать, что Он - обещанный Спаситель, призванный уврачевать телесные и душевные раны, как об этом говорил пророк Исаия: " Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились " (Ис. 53:4-5). И вот, чтобы эту веру в народе поддержать, Господь исцелил одного из болящих " . " Там лежал человек, который тридцать восемь лет был болен, - продолжил архипастырь. - Мы помолимся день, два, может - месяц, и жалуемся: " Господи, что же Ты нас не исцеляешь? " А здесь - долгое время человек не терял надежды, что когда-нибудь первым окунется в купель и получит исцеление. Так долго быть парализованным - и продолжать надеяться на исцеление! Это нам хороший урок и пример того, что в жизни все не так просто. Чтобы исцелиться, нужна благодать. Она дается только очищенному. Кто может очистить без Бога? Никто. Все ветхозаветное человечество не могло очиститься от грехов. А Господь помог нашей падшей природе, умерев за нас на Кресте " . " Евангелие говорит о том, что Господь увидел потом этого исцеленного в храме и сказал ему: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже " (Ин. 5:14). Можете себе представить: он был парализован, что может быть хуже? Если станет грешить, то случится самое плохое - окажется в аду. Этими словами Господь показал, что причинами болезней, душевных и телесных, в основном становятся наши грехи. Какие-то недуги бывают и ко славе Божией, но в большинстве случаев они - от грехов. Поэтому если не хотим болеть - не надо грешить. Господь многое нам показывает, и если внимательно разбирать каждое чудо, событие, мы найдем для себя много полезного. Надо внимательно относиться к Слову Божию, которое читается в храме, размышлять об услышанном. Нельзя расслабляться, как частенько бывает после поста. Будем духовно трудиться. Нужно встряхнуться, встать и идти за Господом, несмотря ни на какие трудности. Нужно идти к Богу " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но при библейском понятии о пророчестве и теократии, рассматриваемый закон не только не даёт повода к подобным заключениям, но является даже необходимым в древнем законодательстве, так как пророчество в теократическом царстве не было случайным явлением, которое могло быть и не быть. По слову верховного Законодателя, откровение божественной воли при Моисее не было совершенно законченным; оно имело продолжаться и на будущее время, и подобно Синайскому законодательству не непосредственно, а через пророка или пророков 25 . И воздвигну им пророка, говорит Иегова в ответ на желание народа, при Синае, иметь посредника, из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его и он будет говорить им всё, что я повелю ему ( Втор. 18:18 ). Новых откровений божественной воли требовала самая теократия: „вступивший в общение с живым Богом народ не мог быть оставлен в беспомощности, которая побуждала бы его обращаться к языческим способам прорицания” 26 . Потому и запрещаются теократическому народу языческие средства вопрошания божества, что он имеет и будет иметь другие действительные средства узнавать высшую волю: народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Бог твой ( Втор. 18:14 ). Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле: в своё время будет сказано Иакову и Израилю, что творит Бог ( Чис. 23:23 ) 27 . Таким образом, по воззрению Пятикнижия, самое существование теократии в будущем требовало особых посредников между верховным законодателем и народом, т. е. пророков, которые возвещали бы дальнейшие выражения высшей воли, имевшие продолжить и закончить откровение через Моисея; а поэтому нужно было указать народу и то, как он должен относиться к этим вестникам воли Иеговы и кого именно признавать действительными пророками. Как вождь народа, Моисей, в виду приближающейся своей кончины, указывает своего преемника в И. Навине ( Чис. 27:22 ); как посредник при законодательстве, он указывает своих преемников в пророках. Независимо от этого внутреннего основания для отнесения закона о пророчестве к позднейшим временам, самый этот закон, по своему изложению, не заключает в себе каких-либо признаков писателя, жившего при позднейших исторических обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Но только вот чего жаль теперь: мне велели сказать тебе, что не только тебя, но и ангела небесного слушать не надобно, если он не за нас». «Правду сказали тебе, Егор Герасимович, отвечаю я ему, что меня слушать не надобно, но если я укажу что, или прочитаю из Святого Писания, которому и они якобы веруют и которое все-таки их не оправдывает, что чем же я виноват буду, рассуди ты? А так как ты человек прямодушный, искренне ищущий спасения своей души, то Господь не оставит тебя без своего Божественного промышления». Побеседовавши со мной еще о том же предмете, старичок поблагодарил меня и ушел из моего дома. После сего, не видавшись с ним около года, я встретил его в своем селе на базаре и спросил его, укрепился ли он в своем уповании на спасение при своей церкви, или нет? Глубоко вздохнувши, вот что он ответил мне: «Нет, друг любезный, не имею покоя в душе моей и прошу Господа Бога, чтобы Он Сам вразумил меня грешного, наставил на путь истины, показал бы мне Свою святую церковь и спас бы душу мою, ими же весть судьбами». За такое его прямодушие и откровенность, пожелавши ему всего хорошего и душеспасительного, я простился с ним, – и это было наше последнее с ним свидание. Вскоре после сего старичок занемог и пробыл в болезни около года. В течение болезни, старичок четыре раза исправлялся у своего мнимого священника, в последний исправа имела для него особенное последствие, как передавала мне, после смерти старичка, сноха его. Случилось это таким образом: во время приобщения от австрийского лжесвященника, причастник усомнился в святости того, что преподал ему, вместо Святых Таин, этот лжепастырь, и вседушно просил и молил Господа, чтобы Он Сам устроил спасение души его, как Ему благоугодно. И вот старичок почувствовал дурноту и тошноту; а потом открылась у него и рвота, которая на оставила в нем ничего, что преподал ему, как святыню, недостойный имени пастыря. После этого старичок возымел непременное намерение уврачевать свои душевные язвы и причаститься Святых Таин от православного священника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Но это не особенность Второзакония, а скорее – общая отличительная черта содержания последнего отдела Пятикнижия: то, что в средних частях торы было главным предметом законодательства, т.е. устройство общественного богослужения, во Второзаконии излагается только в общих или, вернее, основных своих чертах; говорящий не излагает никаких подробностей, ни об устройстве скинии, ни о совершении жертвоприношений; на основании его слов, например, во Втор. 12:27 15 , можно, пожалуй, прийти к мысли о том, что очистительные жертвы (за грех и вину) в то время не были общеупотребительны, что было бы, конечно, странно. Точно также, говоря о Левиином колене, законодатель во Второзаконии указывает только на его особенное положение в устрояемой им теократической общине, на общее назначение этого колена и его права, не касаясь частностей. Так из воззрения Пятикнижия вполне естественно объясняется особенность выражений Второзакония о левитах. Если критика не признает справедливости этого и думает объяснить рассматриваемую особенность из позднейших исторических обстоятельств, то она должна, вопреки свидетельствам памятников, преувеличивать значение фактов, на которые опирается. Объясняя то, что во Второзаконии не приводится строгого и точного различия между священниками и левитами, объясняя это возвышением левитства в последующее время ветхозаветной истории, критика указывает на факты из истории Давида и Езекии и на слова пророка Иезекииля. Говорят, что «возвышению левитов начало положил ещё Давид, поручив им, кроме возложенных на них древним законом обязанностей, петь и играть при общественном богослужении в скинии на музыкальных инструментах». При следующих царях, продолжают, права левитов не были расширяемы до Езекии, при котором, во время празднования очищения и освящения храма, священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, – и помогали им братья их, левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники; ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники ( 2Пар. 29:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Об установлении судей этого рода говорит и Второзаконие (1, 9–18); но в его постановлениях выступает другое, совершенно особое устройство суда. Во времена писателя Второзакония во главе городов стоят старейшины ( 19:12; 21:2, 6, 19; 22:15, 18 и др.); о которых не упоминается в прежних частях Пятокнижия. Они являются правителями городов (19:12; 22:2, 6) и производят суд по всем семейным делам. А для всех других частных и уголовных дел должны находиться в городах судьи ( ) и подчинённые им судебные приставы ( ), из коих первые ясно отличаются от старейшин (21:2): их должность состояла по-видимому, исключительно в отправлении суда. Более трудные дела должны быть представляемы верховному иерусалимскому судилищу, как прежде представлялись Моисею; неисполнение его решений должно быть наказываемо смертью . И во Второзаконии это верховное судилище представляется уже существующим, а не имеющим быть только установленным (17:8–13). Мы, продолжают, имеем даже определенные сведения о составе этого судилища. Закон говорит: а кто поступит так дерзко, что не послушает священника ( ), стоящего там на служении пред Господом ( ) или судьи …. (17:12). Так как здесь под священником может разуметься только великий священник, а судья является отличным от него, то из этих слов следует, что в этом судилище, кроме великого священника, председательствовало еще светское лицо. Что в нем были еще и другие светские лица, это видно из 19:17: пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и судей… Следовательно верховное судилище состояло из мирян и священников; во главе первых стоял верховный судья, во главе вторых – великий священник. Из этого видно, как далеко ушло вперед это судоустройство от древнейшего, простого своего вида. Преимущество его состоит в том, что во времена писателя Второзакония в частных городах существовали судилища, имевшие исключительной своей задачей судотворение, что семейные дела были предоставлены городским управам, что существовало верховное судилище и что священники были не только учителями закона, но и действительными членами суда 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Светлана 30 ноября 2018, 17:15 В " Несвятых святых " описывается, что при Хрущеве тоже чуть было не закрыли Лавру. Тогда митр.Никодим с о.Василием (Родзянко) передали информацию на " Голос Свободы " . И Лавру власти не закрыли. Странно, что сейчас весь мир онлайн следит за новостями, но кто остановит бесчинства? Пресвятая Богородица,не оставь, Своим Ты чадам помоги! Владимир Герасимов 30 ноября 2018, 17:09 Держитесь, братья! Мы молимся за вас. Галина И. 30 ноября 2018, 13:21 Низкий поклон всем. " Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем,буду и с тобою, не отступлю от тебя и не оставлю тебя...только будь тверд и очень мужествен " (Нав 1:5,7). " Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились и не стали служить иным богам и не поклонились им.Ибо если вы будете соблюдать все заповеди,любить Господа,Бога вашего,ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,то изгонит Господь все народы сии от лица вашего...никто не устоит против вас " (Втор 11:16,22-25). " А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними,и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его. Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны " (Исх 14,4,14). САФРОНОВА МАРИНА 30 ноября 2018, 11:51 СПАСИ,ГОСПОДИ,ЛЮДИ ТВОЯ! СИЛЫ И КРЕПОСТИ МОНАХАМ И МИТРОПОЛИТУ ВЛАДИМИРУ ! МОЛИТВАМИ ВАШИМИ ДА ПОМИЛУЕТ НАС,ГРЕШНЫХ,ГОСПОДЬ! 30 ноября 2018, 11:34 Уже два дня не получается открыть официальную страничку Почаевской лавры. Помощи Божьей Вам! Людмила 30 ноября 2018, 11:32 Матерь Божия,Владычица Богородица,не отдавай врагам Святыню,защити и помилуй народ Твой православный,не дай нас разделить!!! Помози,спаси,помилуй,защити!!!! Кричу душевно и плачу!!! Марина 30 ноября 2018, 10:48 Помоги Господи! Пресвятая Богородица не оставь своим заступничеством святую обитель! Любовь 30 ноября 2018, 10:15 ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ И ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА! р.Б. Сергий 30 ноября 2018, 09:03 Сил духовных и телесных митрополиту Владимиру,монахам,насельникам и трудникам Почаевской лавры. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/117567.html

Столь же невероятно происхождение древнеславянского перевода Быm. II, 4–5 , и из Таргума Онкелоса. Здесь эти стихи переданы теми же словами, как и у 70-ти: «Сии суть порождения неба и земли, когда были сотворены: в день, в который создал Господь Бог землю и небо, и все деревья полевыя, прежде чем были на земле, и всякую траву полевую, прежде чем начала произрастать» 14 . Сходен с этим и перевод блаж. Иеронима в Вульгате, имеющий такой смысл: «Сии суть порождения неба и земли, когда сотворены, были, в день, в который создал Господь Бог небо и землю и всякий кустарник полевой, прежде чем появился на земле, и всякую траву страны, прежде чем начала произрастать» 15 . Так как халдейский и латинский переводы оказываются в общем 16 согласными с греческим, то указанная выше не­вероятность происхождения древнеславянского перевода от греческого в полной мере распространяется; и на эти пере­воды. В них удержано то же соподчинение слов, означающих виды растений, глаголу: сотвори и те же характерные выражения: «прежде чем были» или «появился»; последние удержал бы конечно и древний славянский переводчик, если бы он пользовался одним из этих переводов. Происхождение древне-славянского перевода 5-го 17 ст.: «и всякий злак дубравный прежде даже не бысть по земли и всякая трава селная прежде даже не прозябе» может быть с полной удовлетворительностью объяснено только из еврейского текста. С еврейского этот стих (первая его половина) с дословною точностью переводится так: «И всякого кустар­ника полевого еще не было на земле,. и всякая трава полевая еще не росла» 18 . Так же переведено это место и в Пешито: «А всех деревьев полевых не было еще на земле, и всякая трава полевая еще не произросла» 19 . Совершенное сходство древне-славянского перевода с этими двумя ясно и несомненно. Как в последних, так и в первом словами: «и всякого полевого кустарника еще не было» начинается новое предложение. Как в еврейском тексте и сирском переводе, так и в древне-славянском глаголы: «быть» и «расти» поставлены в изъявительном наклоненш, в про- шедшем времени. Как в двух первых, так и. в третьемь этим глаголам предшествуешь наречие: «еще не».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010