1990 г. было открыто новое здание уч-ща. Сфера церковной жизни в Смоленской обл. стремительно расширялась: каждый следующий год учреждалось неск. новых приходов (в 1989 открылось 7 приходов), началось восстановление монашеской жизни (возрожден вяземский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь , затем Герасимов Болдинский во имя Святой Троицы мужской монастырь , еще через неск. лет - рославльский в честь Преображения Господня мужской монастырь ), была создана одна из первых в РПЦ воскресная школа при кафедральном соборе (1989), в к-рую пришло 150 слушателей, выступления архиерея стали звучать по радио и публиковаться в местной печати, создавались основы для епархиальных СМИ и миссионерских структур (в июле 1993 был организован информационно-издательский отдел, возобновлено издание « Смоленских епархиальных ведомостей », в дек. 1996 создан миссионерский отдел). В эти годы К. активно продолжал общецерковное служение. Юбилейный Собор 1988 г., посвященный 1000-летию Крещения Руси, принял подготовленный К. Устав РПЦ. Ярким и актуальным стал его доклад на Архиерейском Соборе РПЦ 9-11 окт. 1989 г. «Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки», в котором впервые были сформулированы основные направления социальной работы РПЦ, определялось общественное значение Церкви и ее задачи в стране, отказавшейся от политики гос. атеизма. Предшествующий опыт К., талант церковного политика, активная жизненная позиция и огромное трудолюбие определили его будущее служение: вскоре после Архиерейского Собора ему было предложено возглавить ключевой в структуре управления Русской Церкви Отдел внешних церковных сношений. К. так расценивал это предложение: «Конечно, у меня был некий опыт межцерковной и церковно-общественной деятельности. В 1989 году мы вступили в эпоху распада Советского Союза. Резко обострились межконфессиональные отношения на Украине. Нужно было сделать что-то, чтобы снять напряжение и конфронтацию в отношениях, в том числе и между православными и греко-католиками.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

гимназиях и 7 храмов в светских учебных заведениях. Рост числа правосл. общин стал результатом постоянного внимания К. к приходской жизни. Несмотря на огромную загруженность общецерковными делами, он регулярно совершал в храмах епархии богослужения, посещал самые отдаленные приходы. Особой заботой К. стало строительство новых храмов как в Смоленской, так и в Калининградской области. Храм в честь Новомучеников и исповедников Российских стал первой за 170 лет новопостроенной церковью в Смоленске. Собор Христа Спасителя в Калининграде ведет свою историю с 30 апр. 1995 г., когда общегородской крестный ход во главе с К. прошел от Крестовоздвиженского собора к месту строительства храма и в основание будущего собора был заложен первый камень. В 1996 г. К. вместе с Президентом России Б. Н. Ельциным установил в фундаменте постройки капсулу с землей, взятой от московского храма Христа Спасителя. 10 сент. 2006 г. патриарх Алексий II освятил верхний храм нового кафедрального собора Калининграда в честь Рождества Христова. На освящение прибыл Президент России В. В. Путин , выразивший уверенность, что «это величественное сооружение превратится в духовный центр, который будет способствовать развитию дружбы и взаимодействия во всем Балтийском регионе Европы». 27 сент. 2007 г. К. совершил освящение нижнего храма собора в честь Нерукотворного образа Спасителя. Молебен на начало строительства храма Новомучеников и исповедников Российских. Смоленск. Авг. 1994 г. Молебен на начало строительства храма Новомучеников и исповедников Российских. Смоленск. Авг. 1994 г. В епархии, где к 1985 г. не было ни одного действующего мон-ря, в кон. 2008 г. имелось уже 10 обителей, среди к-рых возрожденные древние монастыри: Авраамиев смоленский в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (кон. XII - нач. XIII в., возрожден в 2001), Свято-Троицкий Герасимов Болдинский (XVI в., возрожден в 1991), рославльский Спасо-Преображенский (XVI в., возрожден в 1996); Иоанно-Предтеченский в Вязьме, Рождественский и Троицкий в Смоленске, вмч.

http://pravenc.ru/text/Патриархом ...

13или 31:2 и др.) и, тем не менее, в речи царя Езекии буквально 10 обращённой к левитам ( 2Пар. 29:5 ), говорится: вас избрал Господь предстоять лицу Его, служить Ему… (ст. 11) или о певцах-левитах при Давиде: чтобы они служили ( ) пред лицем ковчега постоянно ( 1Пар. 16:37 , ср. ст. 4; 15:2). В 1 кн. Ездры употребляется равным образом относительно обязанностей священников и левитов одно выражение: поставили … на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея (6:18). Из такого употребления рассматриваемых выражений видно, что не только во Втор., но и в книге Чис. и в позднейших памятниках служение левитов в известных случаях выражается теми же словами, как и служение священников, видно, что выражения древнего законодательства относительно священников не имели и не получили в последствии времени значения определённых терминов, которые могли быть относимы исключительно к священникам. И такого рода словоупотребление зависит не от недостатка выработанности древнего языка и не от недостаточно строгого различения между священниками и левитами, а имеет совершенно другое основание. Оно состоит в том, что левитам, по ветхозаветному воззрению, принадлежала, хотя и в низшей степени, существенная черта ветхозаветного священства, что они были в собственном смысле лицами иерархическими. Эта существенная черта состоит в посвящении и в приближении к Иегове ( Чис. 16:5 ) для посредствования между Ним и народом в святилище Иеговы. И левитов освятил Иегова себе, они принадлежат Ему ( Чис. 8:17. 14. 16 ) и их приблизил 11 Иегова к себе ( Чис. 16:9 ). Вследствие этого и левитам, подобно ветхозаветным священникам, усвояется в древнем законе назначение , т.е. чтобы быть покровом 12 или (сообразно со значением в ветхозаветном богослужении библейского ) средством очищения, примирения для сынов израилевых, дабы не постигло сынов израилевых поражение ( Чис. 8:19 ). Сообразно с этим левиты должны были ставить стан свой около скинии откровения, дабы не было гнева на общество сынов израилевых ( Чис. 1:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

65 Дальневосточный Собор (или съезд) предполагалось созвать для решения вопроса о статусе дальневосточных епархий. Собор не был созван, в начале осени 1922 г. состоялось совещание епископов в г. Никольск-Уссурийске, в котором приняли участие назначенный на временную Харбинскую кафедру архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий, а также епископы Мелетий Забайкальский и Нерчинский и Нестор Камчатский и Петропавловский, на совещании было принято решении об образовании самостоятельной Камчатской епархии и особого викариатства Охотского с посвящением во епископа протоиерея Даниила Шерстенникова. 66 Печ. по: РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 108. Подлинник. Автограф епископа Нестора. Помета: «Принять к сведению». 67 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 233. Л. 115–119. Подлинник. Автограф. Несколько абзацев перечеркнуты адресатом. Так как письмо обсуждалось на заседании Синода, то, вероятно, эти абзацы не подлежали обсуждению. Печать ВРЦУ. Пометы: «К сведению, благословить», «Подложить в дело о признании М[итрополита] Петра», «Доложить в Синоде [подпись митрополита Антония?] 10 Дек[абря] 1925». Опубликовано: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 466–468. 70 1Петр.2:12–14 : «... и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро». 71 Имеется в виду «Живая церковь », неканонически образованная в 1922 г. группа священнослужителей и мирян, не подчинившаяся Св. Патриарху и создавшая свое церковное управление. Живоцерковничество проникло и в Китай. Главным его деятелем в Китае был «митрополит» Петр Смелов, с которым в Харбине успешно боролся архиепископ Мефодий (Герасимов), издавший несколько брошюр против обновленцев (см. Обновленческий раскол. М., 2002. С. 89). 73 После образования в 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

859 Исх.3:12 . Предуказываемое здесь служение Богу на Хориве должно служить для Моисея знамением или удостоверением высшего его посланничества, как событие, следующее за изведением народа из Египта и, следовательно, показывающее несомненный успех посланничества Моисея. Но это знамение, как принадлежащее будущему, если и произвело должное действие на Моисея, мысль которого после этого обращается к самому способу исполнения высшей воли ( Исх.3:13 ), могло быть недостаточным для народа, удостоверить который в том же могли более разительные проявления Божественного всемогущества, почему, не смотря на это знамение и предуказание послушания народа ( Исх.3:18 ), следуют со стороны Моисея слова: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего ( Исх.4:1 ). На основании противоречия, заключающегося в словах: и они послушают голоса твоею... и: не послушают голоса моего... заключать к различию писателей (Dillmann. [Exod.u. Lev. 39 ] Исх.3:18, приписывает 2-му элогисту, Исх.4:1 , – пророческому писателю; иначе – De Wette- Schrader. Einleit. § 188) несправедливо потому же, почему не делается подобного вывода из Исх.3:10, 11 , где говорится: выведи из Египта народ Мой... и: кто я, чтобы... мне вывести из Ешпта сынов израилевых 860 Избрание жезла и руки для проявления сообщаемой Моисею силы чудотворения не есть «случайное» (Dillmann. Exod. u. Lev. 39 ). Чудесные знамения совершаются здесь над тем, что производимыми при этом необычайными переменами явно для всех и несомненно обнаруживает производящую последние высшую силу и что в будущем должно послужить орудием для совершения других знамений ( Исх.4:17, 7:15 и дал. Исх.9:8 и др.). По Филону (Περ βιου Μωσ. Mangey. II, 93) рука и жезл суть «органы чудес», которые дает учитель своему ученику при отправлении последнего в путь. По Ефрему Сирину (Творения его в пер. Москов. дух. Акад. ч. VIII, 415). данные Моисею знамения должны были показать, что сообщенная ему «сила превозможет силу фараонову». Принимая в общем это объяснение, некоторые из новейших комментаторов указывают еще на особенное значение у древних египтян змея, как символа (так называемый «урэус») власти фараонов, победа над которой предуказывалась превращениями жезла Моисея, причем указывают и на то, что появление и исцеление проказы всегда рассматривалось, как особенное проявление Божественного воздействия (Speaker Bible.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В подтверждение и разъяснение этих мыслей, приведем по различным спискам древний славянский перевод некоторых мест ветхозаветных книг и разсмотрим его отношение к греческому переводу 70-ти, еврейскому тексту и другим древним переводам, равно как – и относительное его достоинство. Начнем с Быm. II, 4–5 . Древнеславянский перевод Быт. II, 4–5. В ныняшней славянской Библии это место читается так: Сия книга бытия небеси и земли, егда бысть, в он же день сотвори Господь Бог, небо и землю, и всякий злак селный, прежде даже быпш на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути. Этот перевод представляет до­словную передачу греческого перевода 70-ти, читаемого в данном месте одинаково во всех известных доселе источниках. 2 И по греческому и по славянскому переводу слова: и всякий злак селный и всякую траву селную находятся в такой грамматической зависимости от предшествующего им глагола: сотвори, как и слова: небо и землю. В том и другом переводах употреблено-далее-однородное по смыслу выражение: прежде даже быти и: прежде даже прозябнути. С этим греко-славянским переводом согласуется в общем относительно слов 5-го ст. и русский перевод в известных «Записках на книгу Бытия» (Сии суть порождения небес и земли при сотворении их, в то время, когда Иегова Бог создал небеса и, землю, и всякой полевой кустарник, которого до того не было на земле, и всякую полевую траву, которая до того не произрастала»): и в синодальном издании (Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла). Видимо различаясь со славянским переводом в передаче отдельных слов 3 , в существе дела оба русских перевода оказываются согласными с ним. Во всех их выражается та основная мысль, что в данном месте кн. Бытия снова гово­рится не только о создании неба и земли (по греко-славян. переводу) или-земли и неба (по еврейск. тексту), но и о создании всякого полевого кустарника и всякой полевой травы, как не существовавших на земле до того времени (по рус. переводам) или-дня (по грекославянскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Весьма естественно думать, что если бы о месте общественного богослужения говорил во Второзаконии позднейший писатель, имевший при этом в виду иерусалимский храм, то, по всей вероятности, он точнее определил бы это место и включил бы в эту довольно общую формулу слова: до века или другие какие-либо, косвенные указания на местоположение и значение Иерусалима. Замечательно, что при этом не упоминается даже о городе или доме Иеговы (хотя и это последнее выражение не чуждо Пятикнижию и в частности Второзаконию) 321 , а говорится вообще о месте. Без подобных частнейших определений, под указываемым во Второзаконии местом совершенно естественно разуметь не только места силомской скинии и иерусалимского храма, но и некоторые другие места, на которых Иегова являл своё присутствие или – что то же – полагал Своё имя. Для разубеждения в этом приводят ещё „ясные” слова Иеговы, что со времени освобождения израильского народа из Египта Он не избрал города ни в одном из колен израилевых чтобы построен был дом, в котором бы пребывало Его имя 322 ( 3Цар. 8:16 ). „Читая эти слова, – говорит Рим, – мы можем Иерусалим только разуметь под местом, указываемым формулой Второзакония”; но в каком случае? В том, если мы будем, подобно этому исследователю, намеренно сосредоточивать внимание на одной стороне этого свидетельства и игнорировать другую, т. е. если мы будем оставлять без внимания слова: чтобы построен был дом, как и делает это Рим. Но разве может быть названо такое понимание правильным? Приведённое выше, свидетельство 3-й книги Царств имеет, без всякого сомнения, самое ближайшее отношение к словам пророка Нафана от имени Иеговы: Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов израилевых из Египта и до сей дня, но переходил в шатре и в скинии ( 2Цар. 7:6 ), и смысл этого свидетельства совершенно ясен: главная, существенная его мысль та, что до времён Соломона не было соизволения Иеговы на построение в избранном городе постоянного святилища или храма, в котором бы пребывало Его имя. Слова эти и сказаны были Соломоном по построению храма, при его освящении.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Вследствие этого служение левитов есть служение иерархическое: то же, на чём основывается ветхозаветное священство, служит основанием и левитского служения; исполнение этого служения требует особого права, даваемого только божественным избранием и соединённым с ним особым посвящением, очистившим избранных для приближения к Богу. Всякий посторонний, кому не дано это право, не мог приступить к этому служению, под угрозой смерти ( Чис. 1:51 ). Выходя из понятия избрания и приближения к Богу легко определить и ту степень в ветхозаветной иерархии, которая принадлежала собственно левитам: приближение к Богу левитам дано было в гораздо меньшей степени, чем священникам, вследствие чего они могли исполнять только службу при скинии, но не могли приступать к жертвеннику и входить в Святилище. – Какое значение для народа в его отношениях к Богу имело это иерархическое служение левитов, указанием на это служат те отчасти намеченные выше места Пятикнижия, в которых левитам усвояется некоторое участие в посредническом служении: И отдал, говорится в Чис. 8:19 , левитов Аарону и сынов его из среды сынов израилевых, чтобы они отправляли службы за сынов израилевых при скинии собрания, и служили охранением для сынов израилевых 18 , чтобы не постигло сынов израилевых поражение, когда бы сыны израилевы приступили к святилищу. В религиозной жизни израильского народа важное значение служения священнического проявлялось в том, что исключительно при посредстве священников, через совершаемые ими жертвоприношения, могло только совершаться покрытие или очищение греха (по-еврейски киппурим, от того же киппер) и прощение вины за грех . Служение левитов, как не имевших такого приближения, какое дано было священникам, не могло сообщать народу священнического покрытия и прощения, но, как служение иерархических лиц, более приближенных к Богу сравнительно с простыми членами израильского народа, не было также чуждо назначения покрывать народ, избавлять его от божественного гнева. Совершая при скинии службу за сынов израилевых, левиты избавляли их через это от греха и опасности смерти за неисполнение обязанностей служения, так как левиты сами должны были нести на себе грех ( Чис. 18:22–23 ), т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

" Встреча с Богом " мая 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе В Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, 17 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов , председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. " За Божественной литургией сегодня мы слушали евангельское чтение о том, как Христос, проходя область Самарии, остановился в одном из городов у колодца, - сказал владыка в проповеди. - Была страшная жара. Ученики пошли купить что-нибудь поесть. В это время подошла за водой одна из женщин этого селения, и Он попросил, чтобы она дала Ему попить. Женщина удивилась: по внешности этот человек был иудеем, а с ними самаряне не общались. Самаряне были потомками смешанных браков между евреями и другими народами. Они жили в Самарии, в Иерусалим не ходили, потому что евреи считали их " нечистыми " . Свой храм они построили на горе Гаризим (от него сейчас остался только фундамент), в нем совершали жертвоприношения и молились Богу. И вот, эта женщина говорит Спасителю: " Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются " (Ин. 4:9). " Дальше Господь постепенно открыл ей тайны, которые только она знала и только Он знал, - продолжил архипастырь. - Самарянка имела стремление к религиозному познанию и задала Ему вопросы о Богопоклонении. Иисус открыл ей эту истину, полезную для нас, потому что Богу нужно кланяться не только внешне, но и внутренне. У нас должна быть не только внешняя, но и внутренняя, умная сердечная молитва. Если мы в храм собираемся для соборной молитвы - вместе молимся Господу, совершаем богослужение, участвуем в Таинствах, то повсюду - дома, на работе, в дороге - должны творить хотя бы самую простую, Иисусову молитву: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! " Суть молитвы - покаяние. Все мы грешные и должны просить у Бога прощения грехов. Господь открыл самарянке тайну Святой Троицы, упомянув об Отце и Святом Духе. Она сказала: " Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все " (Ин. 4:25), Иисус ответил: " Это Я, Который говорю с тобою " (Ин. 4:26). То есть Христос признался, что Он - Сын Божий, которого ожидает иудейский народ, все человечество. Так ей была открыта Святая Живоначальная Троица " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Жить молитвой " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил богослужения понедельника 1-й седмицы Великого поста В понедельник 1-й седмицы Великого поста, 2 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  молился за уставным богослужением в  Казанском кафедральном соборе  - утреней, часами, изобразительными и вечерней. В тот же день правящий архиерей совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в соборе. Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов с клиром и другие священнослужители. " Пост - это не человеческое изобретение, а установление Божие, - сказал владыка в проповеди. - Первую заповедь о посте Бог дал в раю Адаму и Еве: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него " (Быт. 2:16, 17). Господь не сказал, что если они вкусят запретные плоды, то убьет их. Но изрек: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:17). Это означает, что человек свободно принимает в себя зло, а вместе со злом в душу вползает смерть. И вот, мы убеждаемся, что, совершая всякое зло, впускаем в душу грех, а тем самым - и смерть для души. Господь же хочет сделать нас счастливыми, ограждает нас заповедями Своими. Он заповедовал не убивать, не красть, не прелюбодействовать. Это та же первая заповедь в раю, когда Бог велел не вкушать плода. Если человек вкусит плод, то в его душу войдет смерть. А что вкушать велел Господь? Тело и Кровь Свои: " Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите " . Вот видите, мы, принимая Его Тело и Кровь, вкушаем бессмертие. А впуская в душу грех, принимаем смерть. Так что, мы - самоубийцы? Почему совершаем грех, в душу заводим смерть? Господь не хочет этого. " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф. 4:4), - сказано в Писании. Человек живет молитвой к Богу, предстоянием перед Ним. В великопостные дни мы должны ощутить себя грешниками и почувствовать нужду во Враче " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010