Противополагая прошедшее настоящему, он относит к первому всё совершившееся до данного момента. Отсюда столь часто повторяющееся во Второзаконии выражение: в то время, как о событиях, случившихся за несколько десятков лет, например, о пребывании при Хориве ( Втор. 1:9. 16 ; Втор. 4:14 ), так и о самых недавних – каково приобретение за-иорданской страны ( Втор. 3:4, 8, 12, 18 ), или – заповедь И. Навину ( Втор. 3:21 ). Всё это было минувшим сравнительно с тем моментом, когда Моисей, на долине около Беф-Фагора, напротив Иерихона, начал поучать народ постановлениям и законам. Только этот момент был настоящим, на что и указывают следующие непосредственно за упоминанием о стане близ Беф-Фогора слова: И ныне Израилю, послушай оправданий и судов, елика аз учу вас днесь делати 92 ( Втор. 4:1 ). Вот хронологический пункт, с которого Моисей обозревает события! С этой ближайшей точки зрения, подвиги Иаира в Васане были довольно давним событием, так как с тех пор произошло уже много других событий в жизни народа, как то: двукратное коварство Мадианитян с Израильтянами ( Числ 22–25 главы), новое счисление народа ( Числ 26 глава), запрещение Моисею переходить за Иордан и назначение преемника ( Числ 27 глава), издание новых законов ( Числ 28–30 главы), война с Мадианитянами ( Числ 31 глава) и разделение за-иорданских областей. А известно, что если в жизни народа и вообще в предмете каком-либо происходит быстрая смена явлений, в таком случае и самое недавнее признаётся относительно давним с точки зрения самого позднейшего явления, так что, в этом отношении, даже событие, случившееся только несколько дней тому назад, в течение которых произошло несколько новых событий, мы обыкновенно называем давним. За тем обратим внимание на свойство самого факта, в рассказе о котором употреблено выражение: что и доныне. Факт этот состоит в новом имени Васана; а имена мест и даже лиц, как известно, часто довольно сменялись на востоке при новых происходивших в них переменах; отсюда – то обыкновенное явление и в ветхозаветных книгах, что один и тот же предмет в различные времена носит и разные названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В Мертвом море мало купаются паши паломники, а потому и не знакомятся с его чудными свойствами, потому что все их мысли обращены на Иордан. Нечего и говорить, что те, которые воспользуются купанием в Мертвом море, должны потом непременно, как можно скорее, окунуться в Иордане, потому что почти 25% содержание солей воде первого придает такую жгучесть, что она жжет все слизистые оболочки, даже носа и зева, не говоря уже о глазах, на которые действует на подобие едкого мыла. Подробности о свойствах воды Мертвого моря между прочим приведены в моей статье «Тивериада и Мертвое море» (Медицинские Новости 1884 г.). Некоторые паломники, еще не доезжая Иордана, сворачивают в лавру Герасима, тогда как большинство спешит прямо на Иордан, где и останавливается на отдых. Пользуясь отдыхом, кроме купанья поклонники бродят по густым зарослям, режут себе Иорданские трости, собирают камешки с илистого дна Иордана, могущие потом пригодиться во многих случаях жизни, как веруют паломники. Стоит напр. только опустить такой камешек в воду, и она делается водою Иордана, говорит паломническая фабула. Неверующие в такое преображение набирают Иорданской водицы в бутылки, которые бережно везутся в Россию и хранятся на всякий случай. Благодаря огромной разнице в высоте верхнего и нижнего течения, Иордан, при всей своей незначительной ширине, до того быстро течет и до того силен в своем течении,что переплыть его очень трудно; он сносит даже арабского коня; кто зайдет в воду выше колен, тот едва ли удержится на ногах, так как вода будет его сносить, кто же попытается переплыть Иордан, тот очень рискует. Все это порасскажет поклоннику на досуге бывалый или путеводитель, если случится тут же в партии. Он же сообщит и несколько трагических случаев, бывших с паломниками, и, как местное, хотя и очень недавнего времени, предание, расскажет быль о некоем российском диаконе, который не только трижды переплывал Иордан, но даже и нырял в него неоднократно. В общем Иордан многим паломникам, по своей незначительной ширине, быстроте, мутной воде, илистости и густой заросли леса на берегах, напоминает их родные речки. Иногда, очень редко впрочем, паломники с помощью монахов Предтеченской обители ухищряются здесь ловить превкусную рыбу, которую тут же варят на берегу и съедают «на благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое же объяснение дается в трогательной истории льва и аввы Герасима Иорданского. «Во время прогулки по холмистому берегу Иордана он повстречался со львом. Лев издавал страшный рев от боли в лапе. В лапу ему вонзилось острие тростника, отчего лапа распухла и загноилась. Увидав старца, лев подошел к нему и показал лапу, раненную спицей, и, как бы плача, просил его о помощи. Старец, увидав льва в такой беде, сел, взял его за лапу и, вскрыв рану, извлек занозу и выдавил гной, потом, промыв рану, обвязал полотном. Лев, получив помощь, уже не отставал от старца, но, как признательный ученик, всюду следовал за ним, так что старец крайне удивлялся такой признательности льва» . Подводя итог, можно сказать, что в рассмотренных нами примерах восточного монашества окружающее общество видело и проецировало на монашество образ положительного отношения к окружающей среде (эстетическое наслаждение, здоровый образ жизни, равновесие); с другой стороны, известные подвижники и тексты, повествующие об их жизни, представляли окружающую среду прежде всего как сферу, в которую вторгаются эсхатологические реальности: ангельская и апостольская жизнь. Известные подвижники представляли окружающую среду как сферу, в которую вторгаются эсхатологические реальности Следовательно, эти отношения между Господом, проявляющим Себя и приходящим во славе, и Его народом в форме монашества (самодостаточность жизни, богослужения, молитва и ночные бдения, изгнание беса) заново определяют окружающую среду, освящая ее. В заключение можно сказать, что монашеские общины, которые показали определенную выносливость и выдержанность временем, использовали пустыню в основном как мотив богословского языка (как и их предшественница, пахомианская община) и сбалансированно, умеренно использовали исходный природный материал, сырье, распределяя его на благотворительность. Эта разумность умеренного взаимоотношения с окружающей средой, вместе с другими второстепенными направлениями, определяет также внешнюю организацию и пространственное расположение монашеских поселений в регионах их первоначального развития, то есть в Египте, Сирии, Палестине, Малой Азии и других местах.

http://pravoslavie.ru/134008.html

Игумен Никон (Воробьев) советовал в течение каждого часа несколько минут молиться Безусловно, у человека могут быть свои предпочтения в многообразии духовной пищи: он может выбрать для наиболее частого употребления то, что приносит ему особую пользу и в то же время ему нравится. Скажем, молитва человека в течение дня может быть очень разной: кто-то повторяет отдельные стихи из псалмов, кто-то читает «Отче наш», кто-то тяготеет к молитве Иисусовой . Игумен Никон (Воробьев) в письмах часто советовал своим духовным чадам взять себе однажды за правило в течение каждого часа несколько минут посвящать тому, чтобы помолиться Богу, по-настоящему вспомнить о Нем и попросить о самом главном, то есть о своем спасении. Точно так же и с духовным чтением: кто-то очень любит жизнеописания подвижников благочестия, они его сердце особенно согревают; кто-то читает святоотеческие творения, достаточно сложные для восприятия, и через этот внутренний труд в нем горение духа лучше всего поддерживается; а кому-то ближе всего патериковые истории, где в очень немногих словах заключается глубокий смысл. Конечно, в круге чтения христианина в целом должно присутствовать всё это, но мы должны знать, чт о нас лучше всего пробуждает, чт о может для нас служить «согревающей зарядкой», когда мы почувствуем, что в нас ослабевает стремление к Богу. «Ты ради этого от Бога отказываешься?!» Нужно понимать: для того, чтобы воспринимать духовное тепло, наше сердце должно чему-то умиляться и чем-то умягчаться – оно должно быть как воск, чтобы наш дух мог гореть. И для этого каждый опять же находит свои образы, свои средства. Кто-то будет, к примеру, вспоминать преподобного Герасима Иорданского со львом и каждый раз плакать, представляя, как лев умер на его могиле. Кто-то будет возгораться сердцем при мысли о мучениках; для кого-то особенно трогательны образы милостивых святых. И в завершение нужно обязательно сказать о том, чт о в нас горение духа особенно быстро угашает, чт о нас его лишает. Это всё то, что мы предпочитаем Богу и что с памятью о Боге оказывается совершенно не совместимым.

http://pravoslavie.ru/117492.html

Святитель Николай (Велимирович): «Дикие звери в общем смысле олицетворяют страсти. Подобно тому, как дикие звери терзают тела, так страсти терзают души. Творец дал Адаму власть над всеми страстями. Вот почему Адам имел власть над дикими зверями как символами страсти. Те святые, кто через Нового Адама, Христа, укротили свои страсти, добились также и власти над дикими зверями» с. 37]. Подобные мысли нашли отражение в богослужебных текстах, где страсти сравниваются с лютыми зверями: 196 лютымъ трстнымъ, бже мой щедрый запрет, внтрь м скорблющымъ, спсе, безчестное претерпвый, хрт, почест хот вс безчествванны древнимъ. ч. 1] (пяток 4-й седмицы Поста, 1-й трипеснец, песнь 8, тропарь 2) Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности. Призвание же человека – царствовать над миром. Предназначение всякой твари состоит в служении человеку. Изначально вся вселенная была создана для человека. Человек же утратил в значительной степени свою власть над миром, оказавшись сам его недостойным. Подтверждение тому можно найти не только в писаниях святых мужей, но и в многочисленных житиях преподобных и мучеников, которых не трогали дикие львы, медведи, крокодилы и иные хищники. 197 Вашег мжества оубошас оугас гнь, сокршишас лцы, въ васъ страдальцы дивенъ бгъ. ч. 1] (3-я суббота Поста, 2-й четверопеснец, песнь 9, тропарь 2) Дикие звери не только не причиняли вреда святым, но порой даже безпрекословно им служили и помогали. Многочисленные примеры такого служения диких зверей святым, засвидетельствованные в Священном Писании и в житиях святых, собраны в книге В ней представлены эпизоды, иллюстрирующие заботливое отношение святых к животным, когда благочестивые подвижники живут в соседстве с дикими зверями, кормят, спасают и лечат их. Так святые, исполненные любовью к Богу и ко всему Его творению, восстанавливают вокруг себя потерянный Адамом Рай и привносят благодатное преображение в мир. В книге приведены также примеры ответного почтительного и благоговейного отношения животных к человеку. Дикие звери служат святым, заботятся о них, питают их, помогают в их трудах, защищают их и даже «работают» у них пастухами (как у преподобных Герасима Иорданского и Саввы Освященного – лев, у Шио Мгвимского – волк, у Флорентия – медведь) сс. 124–128].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Безусловно, у человека могут быть свои предпочтения в многообразии духовной пищи: он может выбрать для наиболее частого употребления то, что приносит ему особую пользу и в то же время ему нравится. Скажем, молитва человека в течение дня может быть очень разной: кто-то повторяет отдельные стихи из псалмов, кто-то читает «Отче наш», кто-то тяготеет к молитве Иисусовой. Игумен Никон (Воробьев) в письмах часто советовал своим духовным чадам взять себе за правило однажды в течение каждого часа несколько минут посвящать тому, чтобы помолиться Богу, по-настоящему вспомнить о Нем и попросить о самом главном, то есть о своем спасении. Точно так же и с духовным чтением: кто-то очень любит жизнеописания подвижников благочестия, они его сердце особенно согревают, кто-то читает святоотеческие творения, достаточно сложные для восприятия, и через этот внутренний труд в нем горение духа лучше всего поддерживается, а кому-то ближе всего патериковые истории, где в очень немногих словах заключается глубокий смысл. Конечно, в круге чтения христианина в целом должно присутствовать всё это, но мы должны знать, что нас лучше всего пробуждает, что может для нас служить «согревающей зарядкой», когда мы почувствуем, что в нас ослабевает стремление к Богу. «Ты ради этого от Бога отказываешься?!» Нужно понимать, что для того, чтобы воспринимать духовное тепло, наше сердце должно чему-то умиляться и чем-то умягчаться – оно должно быть, как воск, чтобы наш дух мог гореть. И для этого каждый опять же находит свои образы, свои средства. Кто-то будет, к примеру, вспоминать преподобного Герасима Иорданского со львом и каждый раз плакать, представляя, как лев умер на его могиле. Кто-то будет возгораться сердцем, вспоминая о мучениках, для кого-то особенно трогательны образы милостивых святых. И в завершение нужно обязательно сказать о том, что в нас горение духа особенно быстро угашает, что нас его лишает. Это всё то, что мы предпочитаем Богу и что с памятью о Боге оказывается совершенно не совместимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

б) Кроме тех мыслей, которые невольно являются при чтении жития преп. Герасима Иорданского, сострадательно обращавшегося с животными, еще мы должны сказать, что преп. Герасим учит той истине, что грешно и неразумно жестоко обращаться с животными. Грешит против кроткого обращения с животными тот, аа) кто не доставляет доброго приюта и корма животным. Есть ли ти скот, призирай его (Сир. 7, 24). Несправедливо, жестоко поступают хозяева, если они домашних животных, особенно рабочих, оставляют под открытым небом, под дождем и ветром, в холоде и зное, отчего животное худеет и сокращает свою жизнь; бб) кто бичует без пощады рабочих животных. Праведник милует души скотов своих (Притч. 12, 10). Животные также имеют способность чувствовать как покой, так и болезни; притом побои, делаемые без разбора по всем частям тела, не прибавят животному сил, а еще более обессилят его, особенно на будущее время; вв) кто наказывает до смерти животных чужого двора по зависти и досаде на их хозяев. В Ветхом Завете был закон: и врагу без вреда возвращать заблудившагося осла (Исх. 23, 4). Бить, калечить и совсем убивать чужую скотину, когда, например, она заходит в чужой огород, или травить чужой посев – это не только жестоко, но и в высшей степени неразумно. Не животные виноваты, когда причиняют нам вред, а хозяева их, не имеющие надлежащего присмотра за ними. Вред, причиняемый животными, должно взыскивать не с них, а с их хозяев. III. Да пробудят же у нас, братия, эти размышления и пример преп. Герасима христианскую жалость и сострадание к животным. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. мученики Павел и Иулиания (Каждый мученик есть в то же время и проповедник) I. Uмnepamop Аврелиан, объезжая однажды государство свое, прибыл в Птолемаиду. Когда он въезжал в город, молодой христианин по имени Павел перекрестился и сказал сестре своей, стоявшей около него: «Готовься сестра; христианам будет великое искушение». Царь видел, что молодой человек перекрестился, и велел взять его под сражу, потому что тогда строго преследовали христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

 Вопрос: - Увидел отца во сне в день его смерти. Что это значит? архим. Феофилакт: - Когда являются усопшие людям, как правило, тут есть две проблемы. Во-первых, этот усопший был не отпет. Во-вторых, усопший просит молитв и милостыни, поэтому отреагируйте на этот ваш сон, подайте сорокоусты по монастырям, храмам, самому читать по Кафизме каждый день и поминать усопших. А также в меру сил и возможностей творите добрые дела в память об усопшем. Творите дело доброе, молитесь внутри, чтобы Господь принял жертву за усопшего. Вопрос: - Грех любить животных больше, чем людей? архим. Феофилакт: - Надо понять, что животное – служебная тварь, которая у человека на службе. Иногда происходит извращение, когда собака, например, член семьи.  Это искажение. Собака призвана охранять от кур, от лисы, от шпионов, помогать на охоте, в спасательных операциях – собака должна служить. А когда ей просто вытирают лапки платочком, кладут на диван…  Кто-то посчитал, что на собаку иные тратят больше чем на детей. Но всякое животное с человеком тесно связано, они страждут, когда человек грешит. Животным тяжелее с нами, потому что как люди мы не выполняем своей миссии, мы должны быть венцом творения, идти к Богу и вести за собой всякую тварь со скотом. А когда человек стяжал Дух мирен, то мы знаем, какая гармония бывает. Вспомните преподобных Сергия Радонежского и Серафима саровского. К ним приходили медведи, которые становились совершенно беззлобными. А Герасиму Иорданскому лев служил. Мы видим, гармония есть. Просто нам нужно стремиться к добродетельной жизни. Тогда природа вокруг нас не будет страдать. В разговорах о экологии и природе слово добродетель просто не звучит. И вот в этом катастрофа. Хотят спасать экологию вместо того, чтобы стремиться стяжать добродетели, покаяться, начать жить по-другому. Об этом ни слова. Вопрос: - Как различить волю Божию и волю свою? архим. Феофилакт: -  Воля Божие – Евангелие, все, что в нашей жизни ему соответствует, это добрые дела. Они так и на суде будут оценены. Все, что не соответствует – грехи. Что перетянет на Суде, так и пойдет человек в рай или в ад. Нам важно свою волю сочетать с волей Бога. Есть такая книга «Илиотропион» - в переводе «подсолнух». Посмотрите на этот цветок, на природу. Солнышко встает, подсолнух поворачивается на свет и следует до заката. Наша жизнь должна быть как у подсолнуха, постоянно нам нужно искать волю Божию. 

http://radonezh.ru/2023/04/03/velikiy-po...

За-иорданские страны от р. Арнона до р. Ярмука (между которыми находились владения моавитян, аммонитян и Сигона, царя амморейского) в геогностическом отношении, по описанию путешественников 192 , составляют область мелового и известкового камня, который по своей мягкости, равно как и по другим свойствам, весьма удобен для устроения в нём пещер; такого рода жилищ встречается и теперь в за-иорданской стране огромное количество; жители некоторых местностей предпочитают их даже домам и без особенной тягости ведут жизнь троглодитов, так как эти искусственные пещеры, иногда очень обширные, лучше защищают от дождя и ветра, летом бывают прохладнее, а зимой теплее. Иной характер имел в этом отношении древний Васан, находившийся к северу от р. Ярцука и включавший в себя нынешний Гауран и прилегающие к нему области 193 : здесь вместо известняка преобладает, а в некоторых местностях находится исключительно, базальт, представляющий по своей твёрдости чрезвычайные трудности для устройства в его пластах подземных жилищ; поэтому здесь устроялись дома, в которых все постройки, не исключая и дверей, делались преимущественно из камня. А – затем – близость аравийской пустыни и необходимость в защите от нападений бедуинов заставили жителей Васана окружить свои крепкие дома, по описанию путешественников, похожие на небольшие крепости, ещё более крепкими стенами из огромных базальтовых плит с крепкими башнями, воротами и запорами из цельного базальта. Развалины этих городов, сохранившиеся и до настоящего времени с замечательной целостью и в большом числе (в некоторых местностях на протяжении 30–40 миль насчитывают путешественники от 300 до 400 городов, местечек, замков, храмов), производят даже и теперь весьма сильное впечатление своим чрезвычайно мрачным видом (вследствие тёмного цвета базальта), высотой стен, теснотой постройки домов, сливающихся как бы в одну сплошную массу, и наконец – самой цельностью, с какой сохранялись эти древние здания, невольно заставляющей ожидать внезапного появления как будто скрывающихся здесь жителей 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

относительно ближайших городов на восточно-иорданской стороне) ввиду описанного в той же 31 главе Царств поступка жителей Иависа: если под городами, находившимися beeber hajarden, разуметь, согласно с Генгстенбергом, только ближайшие к Гелвую восточно-иорданские города, то в числе таких городов, оставленных евреями и занятых затем филистимлянами, должен был находиться и Иавис, лежащий от Беф-сана на расстоянии пути одной ночи ( 1Цар. 31:12 ) и полагаемый географами с вероятностью недалеко от Иордана против Беф-сана, на берегу потока, называемого теперь Ябес 269 : а между тем, жители этого города не только не оставили его после гелвуйского поражения в добычу филистимлянам, но и сохранили в себе столько мужества и патриотизма, что решились отнять у филистимлян тело Саула вместе с телами сыновей его и похоронили их в своём родном городе. Такой поступок жителей Иависа представляет достаточные основания думать, что, подобно Иавису, и другие за-иорданские города не были заняты в то время филистимлянами, и что, следовательно, beeber hajarden указывает здесь не на них, а имеет у писателя другое значение. Нужно, наконец, заметить в данном случае ещё и то, что писатель первой книги Паралипоменон, рассказывая о том же самом событии, употребляет выражение, указывающее на местность не по ту сторону Иезреельской долины и Иордана; говорится: когда увидели израильтяне, которые были, в долине, что все бегут... ( 1Пар. 10:7 ). Если это: в долине (beemek) признаётся „не точным” сравнительно с показанием 1-й книги Царств, „потому что (по этому последнему) бежали не жители равнины, но жившие от них на юг” 270 , то, во всяком случае, это место книги Паралипоменон представляет нам древнее свидетельство о том, что еврейские писатели не понимали beeber в исключительном значении; „по ту сторону”. Вследствие всех указанных обстоятельств, многие из позднейших комментаторов (например, Otto Thenius, Dereser, даже de Wette 271 , a также Movers 272 ) дают этому выражению в рассматриваемом месте книги Царств значение: „по сю сторону” и переводят его таким образом: когда израильтяне, жившие по эту сторону долины и по эту сторону Иордана, увидели...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010