Мы становимся свободными, независимыми от действий падших духов, потому что когда благодать Божия вошла в человека, то она сохраняет его от действий зла, уже не борьбой человека с помыслами, а просто своим нахождением внутри человеческого сердца, внутри человеческого существования. Человек находится между тварным миром, которому является господином, несмотря на свое падение, искажение царственной своей власти над миром, он является посредником между тварным миром и Богом, и он также является молитвенником за все творение, за весь тварный мир. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», то есть человека (Рим. 8, 19). Все, что окружает нас, все творение смотрит на нас с надеждой, что мы, очистившись от греха, освободившись от зависимости от падших духов, спасем и окружающий мир. Поэтому так животные устремлялись к святым, готовы были служить им, самые дикие звери: львы, медведи, дикие ослы и прочие животные. Так им хотелось побыть в атмосфере благодати, в атмосфере святости, в атмосфере рая. Потому что в этом их призвание - служить, быть рядом со своим господином, с человеком. Для всего тварного мира человек является богом. И наше спасение должно заключаться не только в том, чтобы спастись. Некий спасшийся спрашивает: а как животные, сумеют ли спастись? Но если апостол Павел говорит, что вся тварь ожидает откровения сынов Божьих, значит, какая у них надежда? Значит, они ожидают, что и они будут участвовать в этой вечной жизни каким-то непостижимым таинственным образом. Но если у них тоже есть свое ожидание, своя надежда, значит, у них есть и вера, потому что надежда выше веры. А любить-то они нас готовы, только чтобы мы соединились с Богом. Это медведь показывал Серафиму Саровскому, лев - Герасиму Иорданскому и множество ослов разным подвижникам, в том числе и преподобному Савве Освященному, у него был дикий осел, который служил. Именно дикий осел, такой, как те, которые до сих пор бегают в пустыне. Они мало похожи на обыкновенных, простых ослов, они не повезут повозку просто так.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/10/...

Фотиния, поверь мне, ты очень счастлива! – Не из-за всего этого я счастлива, но потому, что имею надежду найти милость у Праведного Судии в великий день Его Второго Пришествия. – Да, но ты и здесь счастлива, поскольку находишься вдалеке от суеты и соблазнов мира, так что я могу сказать, что никто в миру не может жить так счастливо, как ты. Поскольку мирские блага, такие как богатство, звания и тому подобное не приносят счастья, его можно обрести лишь чистой совестью и умирением внутреннего человека. Но, видно, ей не хотелось, чтобы я называл ее счастливой, и она сказала мне: – Не пора ли тебе идти? Твои спутники и отцы будут беспокоиться. – Нет, не будут. Я тебе уже сказал – я оставил им записку, когда отлучился из монастыря св. Герасима, чтобы посетить это место и возможно задержусь. Глава четвертая. Причастие Фаворской славы 1. Сердечная молитва достигается настойчивостью и терпением Фотиния, скажи мне, как должно трудиться, чтобы достичь сердечной молитвы? – Она достигается настойчивостью и терпением. – Что ты подразумеваешь под настойчивостью и терпением? – В начале, когда человек начинает произносить молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», он должен прежде всего проявить настойчивость, поскольку дьявол применит разные средства для того, чтобы занять его ум, чтобы тот не внимал сердцу, так как очень боится этой молитвы. А тот, кто хочет достичь сердечной молитвы, должен следить, чтобы ум его удалялся от всякой другой мысли, и смотреть лишь в сердце. По причине такого ограничения ум утесняется, то же самое происходит с сердцем, но человек должен проявить терпение. Святые Отцы говорят, что нужно удерживать дыхание, то есть вдыхать на «Господи», а выдыхать на «помилуй мя». Понемногу сердце начинает испытывать сладость, а ум навыкает к молитве, так же, как и дыхание. И так человек достигает такой меры, что и во сне, и бодрствуя, во время еды и во время беседы с другими – в своем сердце он свободно произносит молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и уже не с трудом, но с радостью и удовольствием. Молящийся таким образом христианин и, конечно же, монах достигает бесстрастия, так что ничто в этом мире не приводит его в смятение, не печалит, не пугает, как говорил об этом авва Памво: «Если даже падет небо на землю, страх не войдет в сердце мое», поскольку он живет во Христе и Христос в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Ты не боялась, что какой-нибудь зверь отдыхает в тени скалы? – Что тебе сказать! После молитвы я чувствовала в своем сердце радость и смелость, как будто шла на престольный праздник. Страх настолько иссяк, что даже в уме не было мысли, что рядом могут быть звери. Кусты и колючки здесь, как ты видишь, очень густые, и несмотря на то, что скала отстоит от холма на небольшое расстояние, мне потребовалось более двух часов, чтобы очистить дорогу и добраться сюда, и это при невыносимой жаре. Как я тебе уже говорила, невидимая сила толкала меня вперед и внушала мне смелость. В течение всей моей борьбы с колючками и кустами я не встретила ни одного дикого зверя, лишь шакалов и черепах, да слышала писк отползающих змей. Добравшись наконец до скалы, я прилегла под ее тенью, поскольку очень устала и изнемогла. Я уснула и увидела во сне преподобную Марию Египетскую, которая сказала мне: «Дерзай, не бойся, Жених Христос укрепит тебя в твоем подвиге и поможет стяжать аскетический венец». Проснувшись, я помолилась и с рвением взялась за топор, начав рубить кустарник и очищать место. Однако я не решалась зайти в пещеру из страха, что там может жить какой-нибудь дикий зверь. Нарубив побольше кустов, я зажгла рядом со скалой у входа в пещеру костер, чтобы выгнать из пещеры возможно спрятавшегося в ее внутренностях зверя. Продвигая огонь внутрь пещеры, я услышала шипение змеи внутри пещеры. Тут же я подтолкнула огонь вовнутрь пещеры, и змея, теснимая дымом, устремилась наружу, исчезнув в кустах и колючках. Я бросила в огонь еще дров и сухой травы, так что вся пещера наполнилась дымом... ...Поскольку уже полдень, давай пообедаем тем, что найдется, и потом опять продолжим нашу беседу, хотя в моих записях, которые я тебе доверю, обо всем этом сказано. – Как тебе будет угодно, – ответил я. 4. Трапеза в пустыне Уходя из монастыря аввы Герасима, я взял с собой несколько красных пасхальных яиц, сыр, четыре маленьких хлебца и одну бутылку вина в 500 драм 16 . Я выложил это на стол, приготовленный на ветвях кустарника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имея в виду указанные основания, церковные учители порицали тех христиан, которые, избрав строгую жизнь, бегали от вина, как от огня ( Климент Александрийский , 1. с. р. 412 А.). Видя худые последствия пьянства, они осуждали не самое пьянство, но порицали вино и говорили: «Да не будет вина!» (Μ στω ονος! И. Златоуст, 1. с. p. 22). Эти христиане в своём охуждении вина сближались с еретиками, не пившими вина только потому, что считали его злым творением несовершенного Демиурга (см. Исследования. К сноске На подобные порицания вина церковные учители замечали: «Непостыдно пить вино, – да не будет, – это учение еретиков». «Не вино есть зло, но зло – пьянство». (И. Златоуст, 1. с. с. 2 и 5). «Вино – дар Божий (τ παρ Θεο δρον...), данный целомудренным в утешение немощи» ( Василий Великий , Homil in ebrios. с. 1. Μ. XXXI, 448 А.). И подвижники, как в теории, так и на практике, разрешали пить вино. В начале VII века И. Мосх свидетельствовал, что «древние отцы разрешали пить вино в случае прибытия странных братий» (Луг Духовный, с. XVI. М. LXXXVII, pars. 3, р. 2864). Это свидетельство подтверждается более древними церковными писателями. На Нитрийской горе, по словам Палладия Еленопольского (Historia Lausiaca, с. 7. Μ. XXXIV, 1020 С.), монахи сами употребляли вино и продавали его (κχρηνται δ κα ον, κα πιπρασκεται ονος). Одни подвижники пили вино по праздникам ( Евагрий Понтийский , Sentent. Μ. XL, 1270 В.: Ne dicas: Hodie festus dies, et bibamus vinum; et crastino Pentecoste, et manducabo carnem), после молитвы, предшествовавшей обеду. Ефрем Сирин советовал монаху, улучившему чашу вина после молитвы (μετ εχν), поспешно уходить в свою келью, так как разговоры с братией после обеда (π ρστου) могут служить причиной привидений (Κατ μμησιν τν παροιμιν p. 64, 25–28). В Палестине в лавре Герасима Иорданского, по субботам и воскресениям, после литургии, пили за обедом λγον ονον ( Кирилла Скифопольского Βος... Γερασμου. νλεκτα εροσολυμ. Σταχυολογ. Τ. δ´, σελ. 177, κεφ. β´). Другие пили вино по причине телесной старческой немощи (Палладий, 1. с. с. 21: Περ Μρκου. σϑνειν μοι το σματος πιγρψας, ονου ποισας (διβολος) μεταλαμβνειν κα λαου... р. 1065 С.); иные принимали вино при посещении братий (См. Исследования. К сноске абзац начало: «Руководствуясь вышеуказанными соображениями». 175. Coteler. I, 434 ВС.). Макарий Египетский , славившийся великими подвигами воздержания, наблюдал следующее правило касательно винопития: «Если случится вино, то пей его для братии и вместо одной (выпитой) чаши вина один день не пей воды». Поэтому он с радостью принимал вино, чтобы потом мучить себя жаждой» (ποφϑ. Coteler. 1. с. р. 583–584).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

В Фомино воскресенье мы оставались в обители аввы Герасима. На следующий день ранним утром отправились на реку Иордан и на челне Пахомия переправились на остров, который отличался необыкновенной красотой. По всему краю острова возвышались ивы, которые Пахомий оставил нетронутыми, а на деревьях множество птиц пели каждая своим голосом, среди которых выделялся голос соловья. Множество горлиц летали с одного дерева на другое, над вершинами деревьев рассекали воздух направлявшиеся к Мертвому морю дикие гуси. Справа и слева было слышно тихое течение струй Иорданских, а огород Пахомия находился во всей своей красе, поскольку благодаря почве, состоящей из иорданского ила и освежаемой испарениями от реки, зелень была весьма оживленной. Мы сидели под тенью ив и слушали Пахомия, повествующего о чуде избавления от саранчи. Пахомий рассказал следующее: «Когда за Иорданом появилась саранча и стала продвигаться к Иордану, я стал беспокоиться о своем огороде, поскольку насекомые опустошали всю местность. Придя в отчаяние от мысли, что саранча уничтожит мой огород, я прибег к Божественному промыслу. Что я сделал? Взяв бутылки, которые остались у меня в монастыре от лекарств, я тщательно промыл их и наполнил Великой Агиасмой 8 . Затем принес их на свой огород и, прочитав молитвы ко святому мученику Трифону, поставил их на четырех углах огорода. И, о чудо! Ни одна саранча не вошла внутрь огорода, а вне его поела до основания все колючки и листья ив. 3. Чудотворное исцеление одной из жен палестинского Рауп–паши и данная Пахомию привилегия Этот удивительный человек, иеромонах Пахомий, был первым, кто своей чудотворной силой получил от турецкого правительства привилегию иметь на Иордане свой пароход. Причина такой привилегии была следующей. Одна из жен палестинского Рауп-паши занемогла тяжкой болезнью. По совету врачей паша отправил свою супругу на отдых в Иерихон. А поскольку эта ханша была одной из любимых Раупа-паши, то в Иерихон она прибыла в сопровождении многих служанок и служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

92  Приводим это место по славянской Библии, так как здесь евр. vearla ( и теперь) – первое слово, которым начинается 4 глава Второзакония, переведено ближе к подлиннику, чем в русском переводе, в котором дано ему значение заключительной частицы. Будучи буквальной передачей подлинника, перевод: и ныне, имеет то ещё преимущество, что он указывает хронологическую точку зрения, с которой говорящий обозревал изображаемые им события. 97  „Это, – говорит Геферник, – известный обычай особенно древности, что каждый город, название которого указывало на особые отношения владевшего им народа, переменял своё имя, когда он переходил к новым владетелям”. Spec. Einl. in Pent. 253. 104  Эвальд понимает рассматриваемые слова в том также смысле, что хананеи жили уже в Палестине, но он ставит их в связь не с переселением хананеев в Палестину из прежнего их отечества, а с рассеянием человеческого рода по лицу земли, описанного в Бытии 11 главе. Hengst. Auth. d. Pent. II, 184. 105  Ewald. Gesch. d. V. Isr. 1, 343. Указание в Пятикнижии на переселение хананеев в Палестину с юга Эвальд находит в том, что в Быт. 10:6 . Ханаан назван сыном Хана, главным местопребыванием потомков которого признаётся Африка. Knobel. Die Völkertafel. 241. 108  Название „Хананеи” употребляется в исторических книгах В. З. в обширнейшем и в более тесном значении. В первом случае этим именем назывались все народы ханаанского племени, происшедшие от 10 сыновей Ханаана. В теснейшем смысле хананеи составляли особый народ ханаанского племени, носивший родовое имя; в последнем значении говорится о хананеях в рассматриваемом месте книги Бытия и во многих других местах, где они перечисляются наравне с другими отдельными народами, несомненно, ханаанского племени, например, в Быт. 15:18–21 ; Исх. 13:5 ; Исх. 23и мн. др. В смысле отдельного народа, как, по признанию гебраистов (Ewald. Gesch. V. Isr. I, 340. Knobel – Völkertafel. 309), показывает самое имя (Chenaan – понижение, низменность), хананеи населяли преимущественно низменности, как по берегу Средиземного моря, так и по западному берегу Иордана, следовательно, в Ханаане они населяли, как говорит Эвальд, „самые плодородные местности Иорданской долины”. Gesch. d. V. Isr. I, 340. Как владетели самых лучших земель, как народ промышленный и торговый отсюда chenaani употребляется иногда пророками в смысле нарицательного имени, – вместо слова „купец”, например, Ис. 23:8 , живший в городах, ханаанитяне составляли господствующее население Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

К разряду таких же мест Моверс относит и 3Цар. 4 (или по еврейскому тексту 1Цар. 5:4 ); но при неодинаковости мнений о месте происхождения этого исторического памятника (одни, например, Блеек, находят вероятным, что писатель книги Царей (по еврейскому тексту) жил в Египте (Einl. in d. А. T. 372); тогда как другие, например, Kamphausen (Ibid. Anm. – (Keil). Lehrb d. h. kr. Einl. § 58), отчасти и de Wette – Schrader (Einl. 353. h.) приписывают эти книги Вавилонскому пленнику, невозможно на основании этого места определить с уверенностью значение рассматриваемого выражения. По мнению Генгстенберга, eber hannahan употреблено здесь, очевидно, в смысле: „по ту сторону реки” по (отношению к средоточию халдейско-персидского царства (Aut. d. Pent. II, 317), а, по мнению Моверса, – в значении: „по эту сторону”. В таком же смысле последний понимает это выражение и в Иудиф. 1:9 , где перевод: за Иорданом до Иерусалима представляется действительно непонятным географически, тогда как при переводе: по эту сторону Иордана до Иерусалима слова эти имеют ясный географический смысл. Kr. Untersuch. üb. Chronik. 241. 276  Eber, говорит Gousset, significat id, quo spatium aliquod terminutur, quodque adeo transgredi oportet, ut ex illo spatio in vicinum transeatur... Quia autem simpticiter notat terminum spatii ac oram rei, ideo cum aliquid alind corpus apponitur, non designat cui orae et quo modo apponatur, sed id circumstantiae docent. Извлеч. из Commentarii linguae ebraicae (1702) см. у Hengs. в Auth. d. Pent. II, 314. 281  По словам Моверса „eber от abar – идти через что-либо, – если выразить одним словом, значит: переходя (übergangs); и так как переходить значит: и – идти через известный пункт дальше, уходить, и – приходить через этот пункт, то поэтому и eber может быть переводимо: по ту и по эту сторону, для обозначения чего евреи не имеют двух различных слов, подобно сирийцам”. Krit. Unters. üb. Chronik. 241. 286  По объяснению Мандельштама (Филологический словарь, к русскому переводу Библии. 162) „ebei=Ufer, страна, берег, beeber hajarden=в области Иорданской, в прибрежии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

237  Auth. d. Pent. II, 316. Точно также понимает это выражение и объясняет его употребление Keil (в Bibl. Commentar и Lehrb. d. h. kr. Einl, § 38. IV), a отчасти Schultz (Das Deuteron. 28) и др. 240  Das Deuter. 28. Точно также объясняет происхождение этого термина и Шредер, по словам которого до завоевания Палестины евреи „говорили о Ханаане так, как будто бы находились в нём”. Das Deuteronomium в Bibelwerk-Lange. 1866. s. 13. 245  Почему торжественное оплакивание Иакова совершено на восточной стороне Иордана, а не в Хевроне, причину этого указывают в том, что „собственно погребение умершего было делом его семейства” и что „дальнейшее шествие столь многочисленной свиты могло бы вызвать, с другой стороны, и в Ханаане политические движения”. „Из самого существа дела понятно, что свита сопровождает только до пограничной линии своей и чужой страны. Так как процессия доселе шла только через пустыню (?), по которой бродило несколько кочевых орд, то граница Ханаана, на которой остановилось шествие, может быть рассматриваема как граница Египта (?), особенно, если принять во внимание стремление при этом – воздать возможно больший почёт умершему – возможно-продолжительнейшим сопутствованием его погребальной процессии”. Kuitz – Gesch. d. А. B. I, § 88, 2. 247  В таком же смысле понимают 12–13 стихи и некоторые из западных богословов, например, Drechsler, по словам которого „эти стихи имеют своим назначением показать относительно Иакова то же, что мы читаем в других местах относительно каждого патриарха (25:9; 35:29); здесь делается только заключение, указывается результат”. Die Einheit und Echtheit der Genesis. 269 . 248  Находя в словах: и видели жители земли той, хананеи, плач, ясное указание на то, что Горен-атад, по воззрению бытописателя, находился в Ханаане, Раумер замечает: „ханаанитяне жили в западно-иорданской стране; эта страна называлась Ханааном в противоположность Галааду. Если Моисей, не вступавший в западно-иорданскую страну, есть писатель книги Бытия, то из Быт. 50:10 , ясно, что это место находилось в Ханаане”. Palästina, Bethagla), причём beeber он понимает, конечно, в смысле: „по ту сторону”.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Я спросила художницу, как рождаются её картины. - По разному, - ответила она, - Вот поселилась в голове какая-то идея, разрастается замысел, придумывается композиция, цвет. Потом всё это варится, варится, варится во мне. В итоге задумывалось одно, а получилось другое и более ценное. Так что сказать заранее, что получится, нельзя. Бывает, молюсь, ну, скажем, Филарету Милостивому. Я как бы вижу Его и слышу, что он откликается на молитву. И тогда мне хочется перенести это вот мимолётное общение на холст. А вот как возник замысел картины «103-й Псалом». Деревня Теренькино, что под Угличем. Лето. Я возвращаюсь домой со всенощной. И хотя служба закончилась, но в дуще моей она ещё звучит. И природа вокруг такая красивая, аж дух захватывает. Я иду и повторяю и повторяю только одно: «Благослови, душе моя, Господа». А на картине это выглядит так. Величественное прославление Творца. Луна и солнце. Ангелы. Горы, где нашли приют олени и зайцы, гнездовья журавля, рычащий лев, ливанские кедры, страшный змей. И человек, вышедший на дело своё до вечера. Не иначе, как это сама Лена, склонившаяся над мольбертом. Картину 1О3-й Псалом» приобрёл Саратовский Государственный музей. Часто художники, прежде чем написать картину, набрасывают десятки, а то и сотни эскизов, каждый из которых представляет художественную ценность. У Черкасовой тоже немало вариантов. Заболел у неё как-то любимый кот. Кому молятся о больных котах? Преподобному Герасиму Иорданскому. Не раз она уже изображала Его на картинах. Но кот-то любимый заболел сейчас. И вот душа ей просит снова написать преподобного и попросить Его о помощи. Сто раз можно повторить – исцели моего кота. А вот написать Преподобного, другое дело. Ты пишешь и душа твоя постоянно обращена к Святому. Это тоже почти молитва. Вот так многие сюжеты на темы Ветхого Завета варьируются, как будто художница не в силах расстаться с ними. После службы мы собираемся в трапезной и начинаются у нас, что называется, разговоры по душам. И не удивительно. Приход – наш дом родной. Скоро будет тридцать лет, как многие из нас собрались вокруг нашего отца Сергия.

http://radonezh.ru/analytics/tri-rozhden...

Какие причины побудили Порту вычеркнуть последних двух, неинтересно. Фотий же был вычеркнут за 3 т. тур. лир, посланных для сей цели святогробским игуменом Евфимием 979 . Евфимий, несмотря на свою скупость, решился на это, ибо из всех кандидатов наиболее опасный для него – Фотий, как наиболее решительный и энергичный. Когда Фотий увидел себя вычеркнутым, тогда у него явилась такая комбинация: посадить самого бессловесного из архиереев, теперешнего местоблюстителя Дамиана, и им управлять, как управлял Герасимом, и, подготовив себе избрание свое, свергнуть его. С другой стороны, не меньший интриган – вычеркнутый тоже из списка Патрикий – с той же целью, как и Фотий, выставил кандидатуру известного Вам Арсения Московского 980 . Но как у Фотия, так и у Патрикия денег не было, деньги имелись лишь у Евфимия, и поэтому на чью сторону он стал, того бы выбор был бы обеспечен. В таком положении застал я выборы, когда приехал в Иерусалим, и, казалось, шанс склонялся в пользу самого нежелательного Арсения. В Иерусалиме застал я большинство старых знакомых, Нифонта Назаретского, Патрикия Птолемаидского, Епифания Иорданского, да и самого Фотия, счетов с которым так боялся Нелидов. Все они замечательно дружески и откровенно приняли и все почти в один голос обвиняли Нелидова, и, должен сказать, не мог им противоречить. Помилуйте, говорили они, для нас такая важная минута, генеральный консул Арсеньев 981 уехал, его 1-й секретарь Круглов 982 назначен в Багдад, а сюда никого не нашли более путного прислать, как молокососа, года 3–4 оставившего школьную скамью Евреинова 983 , не имеющего ни малейшего понятия о наших делах. Как же мы можем доверять России, которая показывает явное к нам этим пренебрежение. Не мог с ними не согласиться я и, внутренне вспоминая об опасениях Нелидова, вспомнил стихи Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. Этой их беспомощности приписывал я и то, что они обрадовались душу излить в беседах со мной, все-таки ближе знакомым с их делами, чем Евреинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010