По окончании богослужения мощи преподобного Александра Вологодского вынесли из храма, чтобы крестным ходом доставить в церковь Лазаря Четверодневного на Горбачевском кладбище Вологды. В крестном ходе участвовали многочисленные священнослужители и прихожане храмов Вологодчины, а также преподаватели Вологодского института права и экономики ФСИН России и 50 студентов ВИПЭ. Студенты несли хоругви, офицеры несли пасхальный фонарь и киликийский крест — чтимую святыню города Вологды, выносной восьмиконечный крест, выполненный из дерева и украшенный резными на кости образами Вологодских святых. Молитвенное шествие началось в полдень под звон колоколов соборной колокольни. Крестный ход двигался почти тем же путем, которым 110 лет назад, в 1913 году, несли «в путь вся земли» гроб с телом священника Александра Баданина. Шествие с ковчегом, в котором находились мощи праведного Александра, сопровождал благовест, звучавший с переносной звонницы. Во главе крестного хода шли архиереи. Выйдя с Соборной горки, крестный ход прошел по улице Маяковского, затем по улицам Воровского и Бурмагиных и завершился перед входом на территорию Горбачевского кладбища возле храма-часовни преподобного Герасима Вологодского. Здесь к его участникам обратился митрополит Вологодский Савва, отметивший большое значение праздничного события не только для жителей Вологодчины, но и для всего Русского Севера. «Перенесение мощей праведного Александра в Лазаревский храм, — сказал глава Вологодской митрополии , — это важный шаг в сохранении и передаче духовных ценностей нашего Отечества, опыта святости наших предков. Сегодня мы единодушно собрались, чтобы почтить память этого праведного и благочестивого человека и чтобы через его святые мощи получить вдохновение и силу для нашей веры. Пусть святой Александр Баданин станет помощником и покровителем для всего Русского Севера, наполняя наши сердца миром, любовью и благодатью». Владыка Савва поблагодарил всех, кто трудился над тем, чтобы мощи святого благоговейно покоились в историческом месте — Лазаревском храме.

http://patriarchia.ru/db/text/6038360.ht...

Открытие мощей новоявленных угодников Божиих и установление в честь их праздников подавало повод к составлению или обнародованию житий их и сказаний об них. Так явились: а) житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского, прославленного в 1619 г., известное в двух редакциях, краткой и обширной; б) житие преподобного Кирилла Новоезерского, которое еще в 1648 г., пред открытием мощей его, было представлено братиею Новоезерского монастыря боярину Морозову, и в) житие благоверной княгини Анны Кашинской вместе с повестию об обретении мощей ее в 1649 г. Другие писали жития или сказания и повести о подвижниках благочестия, местно чтившихся. По благословению Новгородского митрополита Макария (1619 – 1626) написано житие преподобного Артемия Веркольского одним жителем Верколы. По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626 – 1645) – житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители. Неизвестный инок Соловецкого монастыря написал житие преподобного Германа Соловецкого вскоре по обретении мощей его в 1627 г. Другой инок того же монастыря, Сергий, впоследствии ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логтина Яренгских в 1638 г., составил сказание об них. Вскоре после 1626 г. составлена повесть об открытии мощей преподобного Адриана Пошехонского и о чудесах, затем последовавших, бывшим очевидцем этих чудес. Около 1644 г. написано житие преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских; в 1647 г. – краткое житие московского юродивого Иоанна Большого Колпака «рукою многогрешного простого монаха, а не ермонаха»; в 1649 г. – житие преподобного Тихона Лухомского и в том же году записаны очевидцем 25 чудес преподобного Герасима Вологодского. Вообще жития святых, как и прежде, были самым любимым литературным занятием для наших книжников. Некоторые из них если не составляли сами новых житий, то старались собирать прежние жития в сборники. Один из таких сборников составлен по поручению архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия монахом Германом Тулуповым из Старицы в 1627 – 1632 гг.; другой – священником посадской церкви того же монастыря Иоанном Милютиным и его сыновьями в 1646 – 1654 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В сказании о чудесных исцелениях, происходивших при гробе пр. Герасима, составленном по распоряжению архиепископа Маркелла, многие чудеса записаны очень кратко 14 , а другие несколько подробнее. Приведем некоторые из описанных боле подробно. Вологодского уезда, Оларевской волости, деревни Бардихи из-за Маеги, крестьянин Яков Савелов сын долгое время был столь нездоров ногами, что боле 30 недель не мог двинуться с места и сколько ни лечился и ни призывал к себе лекарей и знахарей, пользы ни от чего не было. Когда больной не имел уже ни малейшей надежды на свое выздоровление; – ему является пр. Герасим и говорит: «Иаков, вели детям своим вести тебя ко мне в часовню, в Троицкий монастырь, у гроба моего отслужи паннихиду и милостью Божиею будешь здоров от твоей скорби». После явления преподобного Иаков тотчас же почувствовал облегчение своей болезни и полагая, что уже совершенно освободился от нее, не счел нужным исполнить повеление преподобного и ехать к его гробу, – но не прошло и двух недель, как снова сделался нездоров и гораздо более прежнего. Когда страдания привели его в чувство, в сознание виновности пред преподобным и он начал раскаяваться и жалеть о своем не послушании, тогда в десятый день вторичной его болезни – снова явился ему пр. Герасим, повелевая немедленно исполнить свое прежнее приказание. На этот раз Иаков поспешил исполнить волю преподобного и когда, по совершении панихиды, приложился к его иконе, находившейся на гробе, – испил освящеиной воды и потер болящие ноги свои землею из раки, тотчас же почувствовал себя совершенно здоровым и в благодарность за свое исцеление положил обещание написать икону преподобного и каждогодно, в день его памяти, приходить на поклонение к его гробу. (Чудо 1-е). В 157 (1649) году июия 11 дня житель Вологды с Золотухи, Аникий Иванов, был нездоров глазами и более полуторых лет не мог никуда выходить по причине своей слепоты. Мать его Антонина, по обещанию больного приведши его в церковь св. Троицы, просила священника отпеть панихиду при гробе преподобного и когда, по совершении ее, слепец приложился к иконе, находившейся на гробе, покроплен был освященною водою, и землею из раки потер глаза свои, тотчас же прозрел и возвратился домой здоровым, не требуя вожатого и благодаря пр. Герарасима. (Чудо 4-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сами жители-христиане, находясь долгое время среди язычников, вдали от центров христианской жизни, от надзора и руководства архипастырей, очень мало были проникнуты духом христианства. Жадные до наживы и приобретения, они слишком мало думали о требованиях исповедуемой ими религии и с одинаковою почти холодностью относились как к христианству, так и к язычеству 12 . Чтобы согреть холодные сердца их любовью к Богу, утвердить в них православную веру, уяснить им превосходство и величие христианства пред язычеством и возбудить в них самих живое стремление к христианскому нравственному совершенству, – нужны были лица сердечно преданные и всецело посвятившие себя на такое высокое служение, нужны были люди, которые бы жизнью своею показали высоте образцы христианского самоотвержения и любви, твердости и терпения, люди с апостольскою ревностью к православной вере, с несокрушимою твердостью духа, с самоотверженною любовью к другим, с словом сильным и действенным. Таким именно и явился для Вологды пр. Герасим! Когда лесная хижина пр. Герасима, но близости своей к посадам, стала известна жителям, тогда многие из них сначала из любопытства, а потом, – видя в преподобном старце опытного и искусного в слове Божием, – и по христианскому чувству, один за другим стали посещать его для получения от него советов и наставлений. И сам пр. Герасим, несколько раз бывши в посаде то для слушания Божественной литургии в воскресенской церкви, то для приобретения необходимого пропитания, – ближе познакомился с жителями, увидел бедность душевного их состояния, недостаточные и младенческие понятия о вере и жизни христианской и узнал, что даже по близости к посадам в селах находится очень много язычников. Поболел преподобный душею о христианах и язычниках, возгорелся желанием послужить их спасению и решился построить храм во имя св. Троицы и при нем основать обитель иноческую. Из этой обители Триедииого Бога – свет истинной веры и жизни христианской, как из духовного просветительного центра, – должен был распространяться по окрестностям и напаять жаждущие сердца евангельским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Редакция 1686 г. составлена, как видно по ее намекам, тогдашним игуменом Никандрова монастыря Евфимием. Она не везде точно воспроизводит старую редакцию. В хронологических показаниях обе противоречат себе и друг другу. В Вологде в 1649 г. записаны очевидцем 25 чудес Герасима, совершившихся в 1645–1649. Автор говорит, то до него была написана повесть о древних чудесах святого, погибшая во время разорения Вологды. Любопытнее чудес извлеченное откуда-то и предпосланное им летописное известие о приходе Герасима в 1147 г. на реку Вологду и об основании им монастыря в диком лесу, где потом образовался город Вологда. Рядом с. этим известием в рукописях встречается некролог биографа Герасима Болдинского, вологодского епископа Антония, составленный в Вологде по-видимому в начале XVII века, с двумя чудесами 1598 г. 508 . Основатели Черногорского монастыря на Пинеге не были причислены к лику святых; но вместо жития их сохранилась повесть об основании обители и о двух чудотворных иконах, в ней находящихся, Владимирской и грузинской. На время составления повести указывает последнее чудо, совершившееся «в нынешнее настоящее время», в 1650 г. Автор-инок Черногорской обители, который вместе с другими помогал в 1603 г. первому игумену еп. Макарию в расчистке пустыни 509 . Повесть дает любопытные указания на движение и средства монастырской колонизации в далеком северном крае. Несколько любопытных подробностей из истории Смутного времени сообщает житие астраханского архиепископа Феодосия. В 1617 г. в Москву приезжал из Астрахани протопоп с «явленным списком» чудес Феодосия и с просьбой перевезти тело его из Казани в Астрахань. Житие оканчивается рассказом об этом перенесении и написано, по-видимому, немного после того по поручению местных церковных властей, на что указывает официальный тон рассказа, много ослабляющий интерес биографии 510 . Пожар в 1596 г. истребил повесть о жизни и чудесах Арсения Комельского, хранившуюся в его монастыре. После игумен и братия нашли в кладовой малую хартию о жизни Арсения и поручили составить житие иноку Иоанну, который переписал хартию, дополнив ее рассказами братии и чудесами XVII в. Эти чудеса относятся к 1602–1657 гг., но последние из них, по-видимому, приписаны к житию после. Впрочем, сам Иоанн намекает, что писал житие, когда самовидцев Арсения уже не было в монастыре; оттого рассказ его при своей простоте небогат подробностями, сух и отрывочен 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

А. Е. Тарасов Иконография Свт. Иона, еп. Пермский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Свт. Иона, еп. Пермский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) О времени появления первых икон И. существуют различные мнения. Основываясь на Вычегодско-Вымской летописи, М. Михайлов полагал, что икона святителей Герасима, Питирима и И. существовала уже в кон. XV - нач. XVI в. («…И над их св. чудотворными мощами по их кончинах вскоре устроена бысть св. церковь во имя их великих святителей… и святая икона написана…» - Михайлов. 1851. С. 343-345). Однако в др. источниках выражено сомнение по поводу столь раннего почитания святых: «Прочитавши надпись на гробничной иконе угодников наших сделанную, всякий удовлетворится, что эта первая икона и прославление их началось не ранее начала семнадцатого столетия….» (Церк.-ист. и стат. описание Усть-Вымской Благовещенской ц. Яренского у. 1854 г.//ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93; см. также: Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122). На надгробном ростовом образе 3 Пермских святителей, находившемся в ц. Благовещения Богородицы Усть-Выми, имелась надпись: «Лета 7115 месяца июня в 8 день при Великом государе царе и Великом князе Василии Иоанновиче, всея Руси самодержце, при Святейшем Ермогене, Патриархе Московском и Всея Руси, написан бысть сей образ трех святителей Герасима, Питирима и Ионы Епископов Пермских чудотворцев повелением Преосвященным Архиепископом Иоасафом Вологодским и Великопермским, а положить сий образ на гробнице Герасима, Питирима и Ионы во славу святыя Троица Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Очевидно, икона была первой, созданной после установления местного празднования святым в 1606 г., причем «собственной кисти бывшего тогда на кафедре епархии Пермской и Вологодской Архиепископа Иоасафа» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 93). В фотоархиве ИИМК РАН сохранился снимок иконы 1607 г., сделанный иконописцем А. Н. Зелениным в 1907 г.; тогда же по поручению Пермского археологического об-ва им была выполнена копия образа (ПГХГ; см.: Плаксина. 2010. С. 11-13, 69).

http://pravenc.ru/text/578252.html

Чин погребения архиерея опубликован по июньской Минее XVI в. (Чин погребения скончавшегося святителя// Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI века. М., 2006. С. 158–160). В «Изъявлении о начале Пермской епископии, иже быша на Усть-Выми епископи», переписанном в 1775 г., находим следующее описание смерти епископа Питирима: «По Герасиме епископе на Усть-Выми бысть епископ Питирим чудотворец. О кончине его некими достоверно обретоша, что восприя кончину от иноверных некрещеных вогулич вятчан, умучен святый Питирим за Христа пострадав, и скончася месяца августа в 19 день, будучи в шествии святому со своими служители и домочадцы на лузе, зововом Мыс, что промежду двема реками Вычегдою и Вымью. От Усть-Вымска городка отстоит за едино поприще. По убиении же на том месте, идеже святый Питирим умучен бысть, тело его святое лежаще 40 дней ничим вредимо, цело и никакову тлению прикоснувшуся. В августе и сентябре месяце хранимо во обрубе, дондеже о нем писание в царствующий град Москву послася и паки возвратися. И положено его тело святаго отца цело и невредимо с надгробными псалмы и песнми честне спрятавше в его епископию на Усть-Выми близ телесе отца Герасима епископа Усть-Вымскаго чудотворца по левую страну мощей святаго Герасима идеже и до ныне в церкви лежат…» (ОР РНБ. Ф. 550. Q. I. 1260. Л. 9 об. – 10). Подробнее о порядке подготовки мирян и священнослужителей к погребению и поминании умерших см.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей (сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). Киев, 1913. С. 1289–1372. Вот некоторые отличия подготовки тела умершего архиерея для погребения от мирского чина: «Тела умерших архиереев и священников не омываются водою, а обтираются губкой, пропитанною деревянным маслом, — и это делается не простыми мирянами, а лицами священными) (иереями и диаконами)... В правую руку умершего архиерея и священника влагается крест, а на груди полагается Евангелие), в возвещении людям которого состояло и самое служение их; диакону влагают в руку кадило. Лицо умершего архиерея и священника покрывается воздухом (который не снимается и во время погребения)» ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей... С. 1289–1291).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

XVII в. образ П. традиционно включался в сонм предстоящих и припадающих местных святых в композициях «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Вологодскими чудотворцами». Нек-рые из икон этого типа стояли в местном ряду справа от царских врат, состав святых варьировался, зависел от изменений границ Вологодской епархии. В 1656 г. впервые упоминается о подобной иконе как вкладе игум. Иоасафа в Арсениев Комельский мон-рь ( Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского мон-ря Вологодского у.//ВЦИ. 2007. 3(7). С. 28). В описи Софийского собора в Вологде 1663 г. указан находившийся напротив архиепископского места «образ Всемилостивый Спас Смоленский… со святыми вологодскими» (27 святых), к-рый, вероятно, был устроен вологодскими посадскими людьми в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Образ П. наряду с преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким включен в программу иконы «Господь Вседержитель, с 12 святыми» 40-50-х гг. XVII в. из ц. вмч. Георгия в Вологде (ВГИАХМЗ; П. припадает к стопам Спасителя справа). На самой ранней сохранившейся иконе с расширенным сонмом предстоящих «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» сер.- 3-й четв. XVII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ) из 30 святых как наиболее чтимые выделены преподобные Димитрий Прилуцкий и П. (справа, припадает к стопам Спасителя). Это расположение 2 святых повторяется на вологодских иконах 2-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц., 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ) и др. Иногда фигуру П. помещали в др. местах композиции: на иконе XVIII в. (?) под записью из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ) П. представлен в правой нижней части композиции, в ряду коленопреклоненных преподобных; в аналогичном месте (между Комельскими святыми) - на иконе 1778 г., написанной для кафедрального Троицкого собора в Архангельске по заказу вологодского купца Н.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Тропарь преподобному Герасиму Вологодскому, глас 4 Яко безплотным единонравен,/и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/един на Вологду пришел еси,/прорицая ту быти граду великому/и в нем святей церкви воздвигнутися/и святителем водворитися./Темже и сподобился еси/близ того погребен быти/и по преставлении своем многими чудесы исцелений просиял еси./Молися всегда о нас,/яко да обрящем от Бога милость. Кондак, глас 8 От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/и многоценныя ризы тленныя возненавидел еси,/и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/и ту соблюл еси в чистой совести/и во благих делех, и до преставления своего/бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/и просветил еси верою приходящия к тебе;/темже вси зовем ти:/радуйся, отче Герасиме всечестный. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Герасиме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному великому князю Георгию (Юрию) Владимирскому, глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностнию разжегся,/и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./Тем и отсеченная твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему:/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли державу твою и сродник твоих/безвредну сохранити молитвами твоими. Кондак, глас тойже Христове смерти подобяся,/и Того испита чашу возжелев, яко Живота,/за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/от безбожных варвар пострадав до смерти,/Георгие Богомудре,/тем моли спастися верным людем молитвами твоими. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Георгие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 5/18 Мученика Конона Исаврийского (I). Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосиф , 1742, 45, 47. Игнатий , 1751. Симон , 1752, 56. Варфоломей , 1761–1764, 4 мар. перев. в Московский Знаменский. Дионисий , 1764–74. Герасим , 1774–80. Архимандриты Афанасий перев. из Снетогорского 1804; † 1810. Афанасий Телятьев , 1810–19, 30 окт. перев. в Новый Иерусалим. Зосима Смирягин , с 1819; † 23 февр. 1821. Иероним , с авг. 1821 по июль 1823, перев. в Боголюбов. Мелетий Леонтович 1823 перев. из Кутеенского, а 1824 – в Киево-Братский. Иннокентий Сельнокринов , 1824–27, 23 мая хирот. в викария Московского. Антоний , 1827 и 28. Мельхиседек Золотинский в исх. 1828 перев. из Вологодского Каменного Духова; 6 авг. 1841 хирот. в викария Пермской епархии. Антоний , 1841–45. Митрофан 1845 перев. из Спасо-Мирожского; до 1854. Порфирий , 1855–59. Полиевкт Пясковский , 1860–62, 4 мая перев. в Вологду инспектором семинарии, а 31 мар. 1864 архим. Спасо-Прилуцкого монастыря. Илиодор , 1863–66. Платон , 1869. Великопустынского, ныне упразднённого [IV, 84]: Игумены Александр , 1627–31. Харитон , в июне 1664. Геннадий , 1677. Митрофан , 1682–1694. Симеон , 1698. Иоаким , 1719 и 20. Геннадий Андреевский в 1746 перев. в Печерский. 3 Спасо-Мирожский, в Пскове, основан св. Авраамием в половине XII веха; упом. 1188 (Новг., I, 19). Ныне третьеклассный. [V, 69.] Игумены Св. Авраамий † 24 сент. 1158. Исидор , 1269. Василий убит 1295. Карп , 1404. Герман , в исх. XVI века. Геннадий , 1617–20. Герасим , 1623. Александр , 1630. Онуфрий , в дек. (sic) 1630. Макарий , в дек. 1636. Арсений , 1641. Иона , 1648. Митрофан в 1650 перев. в Печерский. Афанасий , 1662–70. (Перев. в Снетогорский?). Никандр , 1673–77. Архимандриты Герасим , 8 февр. 1684–91. Корнилий , 1691–99, перев. в Печерский. Аарон , 1702–13. Маркелл , 1719 и 20. Иоасаф Лисянский , 1755–1761, 2 дек. хирот. в еписк. Архангельского. Иоанникий , 1762 и 63. Иринарх , 1763–68, перев. в Снетогорский. Игумены Стефан , 1768–74. Варлаам Головин , 1774 и 75, перев. в Снетогорский. Иустин Трипольский , 1775–84, перев. в Белгородский Николаевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010