78 Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия, были пустынники в Тверской губ. (в Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях; но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии. Здесь еще в начале 16 столетия подвизался Преп. Герасим Болдинский: он сначала поселился в Дорогобужском округе, в диком лесном месте, где кроме змей и диких зверей никого не было, и по временам только скрывались разбойники; а потом на реке Жиздре в пустынном лесу основал Введенскую обитель. 79 В начала 18 в., с 1717 г. по 1721 г., в дремучих Брянских лесах, проходил уединенное жительство инок Серапион, в 1721 г. назначенный строителем новооснованной Белобережской пустыни 80 , в которой и скончался 15 ноября 1741 г., приняв перед кончиной великую схиму с именем Симеона. Между тем, пустынножительство не прерывалось и около обителей, расположенных в Орловских лесах. В жизнеописании Феодора Санаксарского повествуется, что, когда он пришел в Площанскую пустынь (это было в 1747 г.), настоятель назначил ему иметь пребывание близь обители в лесу, где были кельи, построенные прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. 81 Об этих Площанских пустынниках не сохранилось сведений. В «Описании Богородицкой Площанской пустыни» (С.ГГ.Б. 1855, стр. 4.) упоминается только пустынножитель монах Ефрем, скончавшийся около 1757 г. В тридцатых годах 18 в., Площанский иеромонах Иоасаф удалился в Брянские леса и жил там несколько лет в безмолвном уединении. Возвратившись в свою обитель по просьбе Площанского настоятеля. О. Тихона, О. Иоасаф в 1741 г. сделался его преемником; но только 6 лет управлял обителью, а в 1746 г. опять удалился в любимые им Брянске леса, где и прожил около двадцати лет. И с этого-то времени пустынножительство в Брянских и смежных с ними Рославльских и Жиздринских лесах не прерывалось уже, как мы сказали, до 20-х годов нынешнего столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

322 См.: Герасимова И.А. Единство множественного: (эпистемологический анализ культурных практик). М., 2010. 324 Древняя символика образа змеи» богата смыслами. См.: Змея//Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 175–179. 325 Цит. по: Поветкин В.И. Музыкальная культура древнего Новгорода//Великий Новгород. История и культура IX–XVII вв. : энциклопед. словарь. СПб., 2009. С. 338. 329 Вологодско-Пермская летопись//Полное собрание русских летописей. М. ; Л., 1959. Т. 26. С. 195. 335 Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси//В.Г. Вагнер, Т.Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. М., 1993. С. 173. 336 См. обобщающие труды: Симонов РА.: 1) Кирик Новгородец– ученый XII в. М., 1980; 2) Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси (по данным средневековой книжной культуры)/отв. ред. В.В. Мильков. М., 2007. 337 Еще два списка «Учения» датируются соответственно XVIII и XIX вв.: РГАДА. Ф. 196. 1069 и РГБ. Ф. 256. 35. 338 Романова АА. Фрагмент «Учения им же ведати человеку числа всех лет» в рукописи Кирилло-Белозерского собрания//V международная научная конференция/Международная академия информатизации. Отделение информационной технологии в печати. 23–24 ноября 1998 г.: тез. докл. М., 1998. С. 24–26. 339 О том, что рукопись бытовала какое-то время в Соловецком монастыре, свидетельствует запись на ней. 340 Морозов Б.Н. Календарные мотивы «Учения» Кирика (1136 г.) у Ионы Соловецкого (последняя четверть XVI в.)/Б.Н. Морозов, Р.А. Симонов/Россия в IX–XX вв. Проблемы истории, историографии и источниковедения. М., 1999. С. 186 –190; Романова АА. Древнерусские календарно-хронологические источники XV–XVII вв. СПб., 2002. С. 258–264; Морозов Б.Н. Естественнонаучные статьи в энциклопедическом сборнике Ионы Соловецкого (сокровенные знания и практические наставления)//Естественнонаучная книжность в культуре Руси. М., 2005. С. 61–65. 341 Подробнее см.: Симонов Р.А. Некоторые проблемы «Учения» Кирика Новгородца//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: к 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: материалы науч. конф. Москва, 11–12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

5. Приобретения Московской митрополии на западе: а) присоединение к ней значительной части Черниговской епархии б) присоединение Смоленской епархии в) присоединение епархии Полоцкой, хотя временное г) учреждение епархии в Юрьеве Ливонском и потом ее закрытие 6. Епархии Московской митрополии под конец настоящего периода 7. Степени этих епархий 8. Пределы этих епархий ТОМ 7 Глава IV. Монастыри Вступление: число монастырей в Московской митрополии и сведения о них I. Монастыри в средней полосе России: 1. В Москве: шестнадцать новых монастырей 2. В Боровске, Волоколамске и Переяславле-Залесском: а) три замечательнейшие: Пафнутиев, Иосифов и Данилов б) прочие монастыри 3. В других городах и местностях не в далеком расстоянии от Москвы 4. Во Владимирском крае 5. В Нижегородском 6. В Костромском 7. В Рязанском 8. В Смоленском 9. В Тверском 10. В Ростовском 11. В Казани и Астрахани II. Монастыри в северной полосе России: 1. В Новгороде: девять новых монастырей 2. В пятинах Новгородских: а) Бежецкой б) Деревской в) Шелонской г) Вотской д) Обонежской 3. В Псковском крае: а) в самом Пскове — четырнадцать новых монастырей б) в области Псковской 4. В Беломорском крае 5. В Белозерском 6. В Вологодском и Пермском III. Различие монастырей и их внутреннее устройство: 1. Различие монастырей по происхождению: главные причины основания их 2. Различие по населенности: монастыри малые и большие, монастыри приписные 3. Различие по внутреннему устройству: монастыри общежительные и необщежительные, или особные 4. Уставы для общежительных монастырей: а) преподобного Евфросина Псковского б) преподобного Иосифа Волоколамского в) преподобного Корнилия Комельского г) Новгородского архиепископа Макария д) преподобного Герасима Болдинского 5. Наказная грамота для особных монастырей 6. Скиты и уставы скитского жития: а) преподобного Нила Сорского б) неизвестного 7. Монастыри мужеско-женские 8. Монастыри княжеские 9. Степени монастырей IV. Нравственное состояние монастырей и монашества: 1. Главные недостатки и меры против них

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

– назиратель Вологодского духовного училища, с 1890 г. учитель русского и церковно-славянского языка в Тотемском духовном училище, затем преподавал греческий язык и гражданскую историю в том же училище до конца 1915 г. См. А.П. Полиевктов. Историческая записка о состоянии Тотемского духовного училища за последнее двадцатилетие. Вологда, 1914. Викторин Кулаков – священник Морозовской Покровской церкви Вельского уезда. Умер в 1904 г. Кулаков Викторин//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=6792 По всей видимости, В.С. Карпов. Н.Н. Глубоковский и Д.М. Люцернов служили во всяком случае вне Вологодской губернии. Ямвлих Константинович Попов умер на 4 курсе Московской духовной академии. Похоронен на академическом кладбище. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Игумен Герасим (Дьячков). Археологические исследования некрополя Московской духовной академии. http://old.mpda.ru/site_pub/2138940.html Полушерстяная или хлопчатобумажная плотная ткань для верхней одежды Газета «Русь» выпускалась с 1880 года Иваном Сергеевичем Аксаковым.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6174500

Юристы, изучавшие специально обычное право во 2-й пол. XIX в., отмечали отличие в подходах к определению преступлений в государственном законодательстве и в народных обычаях. «С точки зрения юриста-криминалиста, – писал С. Л. Чудновский, обстоятельно изучавший обычное право у русских на Алтае, – многое нравственное может быть преступным, и не всё, что преступно, должно быть безнравственным; с точки зрения обычно-правовых понятий народа, и в том числе алтайского населения, все преступное обязательно безнравственно: все, что нравственно, не может быть преступно!» Расхождение с подходом государственного законодательства было заметно тогда, когда речь шла об особо тяжких, по народным воззрениям, грехах, не все проявления которых учитывались законодательством. Так, богохульство и кощунство оценивались в народе как преступления, подлежащие наказанию. В то время как грех вообще считался делом личным – «кто в грехе, тот и в ответе», а ответ имелся при этом в виду перед Богом, а не перед обществом. Так относились, напр., к неисполнению таинств покаяния и причастия или к напрасной божбе. Но общественное мнение осуждало человека, грех которого был у всех на виду. Массовым было представление о том, что совершению грехов препятствует страх Божий. М. Громыко Гречневик Мужской головной убор в форме усеченного конуса из овечьей шерсти. Известен с XVII до XIX в. По праздникам гречневик украшали лентами, перьями и искусственными цветами. Грибы Очень распространенный вид пищи в русской народной кухне. Собиралось, заготавливалось и употреблялось в пищу в разных видах огромное количество разнообразных грибов. Свежие грибы жарили в масле или сметане, варили из них похлебку, начиняли ими пироги. Для заготовки впрок грибы сушили, чтобы зимой варить из них похлебку, солили, мариновали и т. д. Грибы в разных видах были основной пищей во время многочисленных постов, а для крестьян, которым постоянно не хватало хлеба до нового урожая, первые летние грибы-колосовики были важнейшим подспорьем. Сбор и продажа грибов давали женщинам небольшой заработок, остававшийся в их личном распоряжении. Нередко помещики вводили грибы в состав натурального оброка, а государственные крестьяне Вологодской и Архангельской губ. поставляли к Царскому Двору соленые рыжики, причем принимались только грибы, проходившие в горлышко бутылки от шампанского. «Смиренная охота» брать грибы была излюбленным занятием в провинции, в т. ч. среди помещиков, которые целыми семействами выезжали на роспусках в заповедные леса по грибы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1581 Например, древнейшие «ктиторские» или «княжеские» монастыри Киева. См. о них: Смолич И.К. Русское монашество, 988−1917. С. 24−25. 1585 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2003. С. 155.(Памятники рус. агиогр. литературы). Здесь и далее курсив в цитатах мой. 1586 Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты СПб., 1996. С. 219. 1587 Более подробно см. об этом: Руди Т.Р. Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню»)//От Средневековья к Новому времени: Сб. в честь О.А. Белобровой/Под ред. М.А. Федотовой. М., 2006. С. 15−36. 1588 См. о нём, например: Lexicon des Mittelalters. Stuttgart; Weimar, 1999. Bd. 5: Hiera-Mittel bis Lukanien. Sp. 2066; Garber K. Der Locus amoenus und der Locus terribilis: Bild und Funktion der Natur in der deutschen Schäfer – und Landleben Dichtung des 17. Jahrhundert. Köln, Wien, 1974; Hab Ρ. Der «locus amoenus» in der antiken Literatur: Zu Theorie und Geschichte eines literarischen Motivs. Bamberg, 1998. 1589 Об использовании топосов «возлюбленного места» (locus amoenus) и «ужасного места» (locus terribilis) в византийской агиографической традиции см.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. S. 143−146. 1590 По наблюдениям Томаса Пратша, сочетание топосов locus amoenus и locus terribilis при описании ухода преподобного в пустыню (Rückzug, anachoresis – reclusio) или трансформация одного мотива в другой были известны уже в византийской агиографии (Житие патриарха Никифора). См. об этом: Ibid. S. 143. 1591 См.: Охотникова В.И. Краткая редакция жития Евфросина Псковского по рукописи из собрания Овчинникова (РГБ)//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 604−605. 1594 Цит. по: Власов А.Н. Житие Логгина Коряжеского//Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель. Ч. 1, вып. 2: Рукописные книги XIV–XVIII вв. Вологодского областного музея/Под ред. П.А. Колесникова. Вологда, 1987. С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радовался блаженный пастырь, видя спокойствие и благоденствие своей паствы и не жалея ни трудов, ни здоровья, продолжал непрестанно заботиться об их утверждении, но трудно было надолго сохранить спокойствие и безопасность в стране, удаленной от защиты великокняжеской и со всех сторон открытой нападениям врагов, привыкших считать ее своею легкою добычею. В последние годы жизни святителя Герасима положение Перми снова сделалось самым затруднительным: в одно и то же время она должна была защищаться от различных врагов, далеко превосходивших ее силами и нападавших на нее с противоположных сторон. Самыми опасными из них были вогуличи, часто злодействовавшие в верхне вычегодских селениях и постоянно старавшиеся вредить зырянам в торговле и промыслах. Занятые домашнею неурядицею и ссорами между собою, они несколько лет не тревожили зырян, но когда раздор и междуусобию между ними кончились смертью многих диких царьков, и один из них Асыка сделался могущественным и грозным властелином всех оседлых и бродячих вогуличей, тогда Пермь встретила в нем заклятого себе врага, который в продолжении полувека наводил ужас и был бичем и страшилищем для зырян. Не столь опасными казались другие враги: неугомонные новгородские ушкуйники и вятчане, не имевшие к зырянам (как вогуличи) племенной вражды и возбуждаемые только жаждою корысти, но н они часто не менее их были жестоки и наносили величайший вред благосостоянию страны. Новгородцы грабили нижне-вычегодские селения, а вятчане по Лузе и Сысоле. В этих плачевных обстоятельствах общее уныние и отчаяние жителей были столь сильны, что народ и не думал уже защищаться и спасался бегством в леса, оставляя дома на произвол врагов, которые редко где встречали себе сопротивление. Как попечительный отец, блаженный пастырь употребил все свое влияние и деятельность на защиту обидимых. Не щадя собственных средств и подвергаясь сам опасности, он странствовал по Перми из конца в конец, одушевляя своих овец, расхщиаемых кровожадными волками, и являясь везде как ангел хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я. А. Ким. О некоторых особенностях письма рукописи Вологодского евангелия 14–15 вв. Б. М. Клосс. Новый автограф Нила Полева М. О. Чудакова. Неизвестный корректурный экземпляр сборника переводов Б. Л. Пастернака Новые поступления Рукописи, поступившие в 1975 г. в Собрание единичных поступлений (ф. 218) Рукописи, присоединенные к ранее поступившим архивам и коллекциям, и новые архивы Публикации План и черновой фрагмент рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 г.». Публикация Л. Д. Опульской Телеграмма Л. Н. Толстого к Н. Н. Макарову. Публикация Ю. П. Благоволиной Встречи с Л. Н. Толстым ( Из огнишенского дневника Цуриковых). Публикация А. Б. Сидоровой Письма Б. Н. Чичерина к А. А. Чичериной (урожд. Капнист) о встрече с Л. Н. Толстым в Ясной поляне. Публикация К. И. Бутиной Письма Н. И. Надеждина к М. П. Погодину. Публикация Л. А. Ирсетской Письма А. А. Краевского к В. П. Давыдову. Публикация К. А. Майковой Анфиса Федоровна Петерсон Список иллюстраций Указатель имен и названий Выпуск 40 Оглавление От редакции Статьи и обзоры С. М. Каштанов. По следам троицких копийных книг 16в. Е. П. Мстиславская. Архив и коллекция И. Е. Бецкого Ю. И. Герасимова. Н. Г. Чернышевский (Автографы Чернышевского и материалы о нем в фондах отдела рукописей) Новые поступления Рукописи, поступившие в 1976 г. в собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции Рукописи, присоединенные к ранее поступившим собраниям Рукописи, поступившие в 1976 г. в коллекцию единичных поступлений архивных материалов Новые архивы и рукописи, присоединенные к ранее поступившим архивам, Собрание рукописных книг И. К. Андронова Ярославское собрание рукописных книг Публикации Из переписки декабристов. Письма А. Е. Мозалевского, А. З. Муравьева, П. А. Муханова, П. Н. Свистунова и А. Н. Сутгофа к И. И. Пущину. Публикация Н. В. Зейфман Список иллюстраций Указатель имен и названий Выпуск 41 Оглавление От редакции Статьи и обзоры В. П. Козлов. К истории комплектования Румянцевского собрания русских и славянских рукописей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: 9) Земли при церкви состоит: 132 дес. всего. 10) Качество церковной земли: луга находятся по речке Бакланке, а пахотная земля глинистая. 11) Средний доход ею приносимый: выгод от хлебопашества и скотины не получено. 12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: дома свои собственные, построены старанием причта в 1904 году, сторожка, дом церковно-приходской школы, все деревянные и амбар, псаломщик живет на квартире в соседней деревне. 13) Состояние домов: прочны и удобные. 14) Расстояние сия церкви от консистории 75 вер., от от Флоролаврского прихода в 23 в., от уездного города Грязовца в 35 вер., от Раменского волостного правления в 11 в. почтовый адрес: г. Грязовец, Раменское волостное правление. 15) Ближайшие к сей церкви: Богоявленская Раменская в 4 в., Николаевская Побережская в 7 в., Спасо-Преображенская Сеньговская в 9 в., есть препятствия - ручьи и речки. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: нет. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет. 18) Опись церковного имущества заведена с 1841 года, проверена в 1894 г. 19) Приходно-расходные книги даны Вологодской духовной консисторией 29 сентября 1915 года. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1912 году февраля 13 дня, за шнуром и печатию 22 писанных листа, 81 лист не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года и хранятся в целости. 23) Книги, до церковного круга подлежащие все годны. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 45 томов. 24) Церковные деньги 1300 р. в церковном казнохранилище. 25) Имеются в приходе школы: местная Баклановская церковно-приходская школа и Герасимовская земская в деревне Панове. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Иван Прокопьев Буйлов, 44 г., который должность свою проходит с 1909 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1900 году.

http://sobory.ru/article/?object=59604

Именно он изгнал из рая бунтующих ангелов, ставших демонами, поэтому он – гроза всех бесов. В народе говорят, что накануне Михайлова дня надо особенно быть бдительными, быть верными Богу. Не грешить и ничем не соблазняться, иначе можно оказаться во власти демонических сил. Но наши вечные враги на праведном пути – наша рассеянность и слабая вера. Именно они и сыграли злую шутку со мной в тот памятный вечер. Расскажу всё по порядку. Из дома я вышла довольно поздно, легкомысленно надеясь, что быстро доберусь до храма. Обычно троллейбус из нашего микрорайона в пятом часу ходит очень часто, многие возвращаются с работы. А в тот вечер я очень долго простояла, пока, наконец, мне удалось уехать в центр города. Именно там была остановка автобуса, на котором мне предстояло ехать в пригород к Лазаревскому храму. На нужный мне рейс я уже опаздывала, ждать следующего рейса надо было ещё полчаса, да ещё на морозе. Поэтому я соблазнилась и зашла по дороге в большой магазин. Зашла просто так, погреться на несколько минут. И вот я стою на остановке и жду. Всё-таки перед праздником очень хотелось попасть на вечернюю службу, хотя и с опозданием. Автобус подъехал, сели в него только я и ещё один мужчина. А обычно он в такое время едет полный. Свет в почти пустом автобусе почему-то не горит, на загородной улице тоже не светло. Какое-то волнение начало меня постепенно охватывать. Что-то всё не так идёт, как обычно! Мужчина вышел первым, а я на следующей остановке, около кладбища. В те времена кругом были лесные заросли, в темноте белел крест на скромной одинокой могиле святого Герасима Вологодского. Красивой большой часовни, которая сейчас там возвышается, ещё не было. Автобус ушёл, а я направилась было к освещённым воротам кладбища, за ними была также освещённая дорожка, которая вела к храму. Окна в нём ярко горели, шла праздничная служба. И вдруг на меня напал необычный страх … Я не могла ступить шагу по дорожке к церкви. Стояла в темноте, и душа моя невероятно страдала и страшилась неизвестно чего… Наконец, я бросилась назад к темной дороге, по которой приехала из города, и быстро пошла по ней, всё дальше удаляясь от освещённого храма.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/23/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010