Вологда. Часовня Герасима Вологодского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Герасима Вологодского Год постройки:Между 2011 и 2013. Архитектор:Р.Д. Каменщиков Адрес: Россия, Вологодская область, г. Вологда, ул. Бурмагиных, д. 40 Координаты: 59.23675, 39.87603 Проезд:автобус 11 до остановки " ул.Бурмагиных " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня построена на месте захоронения Герасима Вологодского. Ранее здесь стояла Троице-Герасимовская церковь, построенная в 1717 году. В 1930-м церковь была закрыта и использовалась как пересыльная тюрьма и склады, позже, в 1940-е годы, была уничтожена полностью. В 1990-е – 2000-е годы были проведены археологические изыскания с целью обнаружения алтарной части храма.  Благословение на строительство часовни в честь преподобного Герасима было дано архиепископом в 2005 году. В 2008-м здесь установлен памятный Поклонный крест. Первый камень в основание часовни заложили 1 сентября 2011 года. Открытие часовни состоялось 28 июня 2013 года. На строительство было потрачено порядка 5 миллионов рублей. Все это средства прихожан и благотворителей. Источники: http://www.pravoslavie-nord.ru и http://newsvo.ru 25 декабря 2018 г., в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, часовня преподобного Герасима в городе Вологде стала храмом. С благословения митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в часовне была совершена первая Литургия. Богослужение возглавил настоятель Лазаревского храма города Вологды протоиерей Алексий Сорокин. Переносной престол из Лазаревского храма, сооруженный еще в 1951 г. для служения ранних Литургий, был принесен в часовню в день памяти святителя Николая Чудотворца. Несколько дней назад в часовню были доставлены изготовленные вологодскими мастерами-резчиками жертвенник и стол для алтарных принадлежностей. Vologda-mitropolia.ru 27.12.2018 Комментарии и обсуждение Часовня открыта: четверг - воскресенье, с 10 до 14 часов. Еженедельно по пятницам в часовне в 12 часов совершается молебен с акафистом. (объявление на ограде) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27978

Пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе. Зажилово ему на год по шеснатцати алтын по четыре денги да платье. Иеромонах Дионисий, родом Вологодского уезда Шуйского городка храма Флора и Лавра, что на реке Козланге, попов сын. Пострижен в Прилуцком монастыре архимандритом Сергием зажилово ему на год по два рубли по тринатцати алтын по две денги. (Л. 125 об.) Житенной монах Иона, родом Вологодского уезду Глушицкого монастыря вотчины деревни Кромина крестьянской сын, а пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, жалованья ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Конюшенной монах Герасим, родом Вологодского уезду Преосвященного архиепископа крестьянской сын Засодимской волости деревни Тенкава, а пострижен он в том же монастыре при игумене Иосифе, а зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Пономарь монах Иосиф, родом Глушицкого же монастыря крестьянской сын деревни Середнево, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на свитки на год восмь алтын две денги да платье. Хлебенной монах Тихон, родом он Вологодского архиепископа Засодимской волости деревни Даниловского крестьянской сын, а пострижен (Л. 126) в том же монастыре при игумене Иосифе, а зажилово ему даетца из казны денег на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Александр, родом он Вологодского архиепископа Засодимской волости деревни Коншина крестьянской сын, а пострижен он в том же монастыре при игумене Иосифе, а зажилово даетца из казны восмь алтын две денги на свитки да платье. Монах Кирил, родом он Вологодского уезду Пелшемской волости деревни Савинского Семена Федорова сына Кобылина крестьянской сын, а пострижен он в Белозерском Ферапонтове монастыре при игумене Афанасие, а денежного жалованья дается ему на месяц по три алтына по две денги. Монах Никон, родом он Вологодского уезду Глушицкого монастыря деревни Кромина, служен сын, а пострижен он на Вологде в Ыльинском монастыре при игумене Феодосии, а из монастырской казны денег и платья ему нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Житие Герасима Болдинского Подготовка текста, перевод и комментарии Е. В. Крушельницкой Житие Герасима Болдинского сохранилось в двух редакциях. Первая редакция Жития была составлена игуменом Болдинского монастыря Антонием не позднее 1586 г., когда Антоний стал Вологодским епископом (умер Антоний в 1588 г. и был погребен в Вологодском Софийском соборе). При работе над Житием Антоний использовал ценный исторический источник – завещание-устав самого Герасима, в котором преподобный кратко рассказывает об основании четырех монастырей и предписывает правила жизни в обителях; правила эти типичны для общежительных монастырей. Из завещания-устава Антоний взял точные даты и некоторые обстоятельства основания монастырей, имена назначенных Герасимом игуменов; текст монастырского устава Герасима почти без изменений вошел в Житие в качестве предсмертного поучения святого. Составляя Житие Герасима Болдинского, Антоний продемонстрировал достижения Макарьевской агиографической школы и одновременно сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития. Первая редакция Жития сопровождается рассказами о семнадцати посмертных чудесах святого. Текст Первой редакции сохранился всего в двух списках XVII в. (РГБ, ф. 310, 600, л. 142–210 об.; РГБ, ф. 236, 94, л. 165–220). Вторая редакция Жития Герасима Болдинского составлена неизвестным автором спустя непродолжительное время после труда Антония. Автор Второй редакции переработал текст антониева Жития, исключив целый ряд основанных на риторике фрагментов и составив более простой и лаконичный рассказ о жизни святого. Многие житийные эпизоды предстают отражением реальных картин монастырского быта. Перерабатывая более абстрактное повествование антониева Жития, автор Второй редакции конкретизирует рассказ, уточняет разного рода детали, выявляет реальные причинно-следственные связи. Он старается более точно цитировать завещание-устав Герасима (текст его он несомненно имел перед собою при работе над Житием). Наиболее значительным отличием содержания Второй редакции является отсутствующий в антониевом Житии рассказ об основании Герасимом монастыря в Свирковых Луках. Эта часть текста Второй редакции наиболее ярко отражает творческую манеру неизвестного автора, которая характеризуется стремлением к реальности повествования наряду с упрощением стиля и приемом литературной разработки рассказа. Во Второй редакции Жития нет тех семнадцати рассказов о чудесах, которые имеются в Первой редакции; ее сопровождает рассказ о другом чуде, но сохранилось лишь начало этого рассказа. Текст Второй редакции известен только в одном списке XVII в. (РНБ, собр. Погодина, 711), повествование в котором обрывается после нескольких начальных фраз рассказа о посмертном чуде преподобного Герасима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приписная церковь: кладбищенская Вознесенская, каменная, холодная, построена в 1820 г., вместо сгоревшей деревянной, с разрешения Преосвященного Евгения, епископа Вологодского, данного 23 июня 1811 года. Освящена в 1821 г. Престолы: во имя Вознесения Господня; в теплых приделах на южной стороне - во имя свт. Николая Чудотворца; на северной стороне - во имя свт. Алексия Митрополита Московского. При ней находилась старая деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца, тёплая, построенная в 1790 г. Приписная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в деревне Кочпон от собора в 4 верстах. Деревянная. Перестроена из часовни с благословения Преосвященного Христофора, епископа Вологодского и Устюжского, и освящена 26 мая 1861 года. Сгорела 13 июня 1901 (?) г. Вместо нее построена новая церковь, также в честь иконы Казанской Божией Матери. Приписной Стефановский собор, каменный, двухэтажный. Проект был Высочайше утвержден 20 ноября 1852 г. Закладка фундамента совершена в 1856 г. с благословения Преосвященнейшего Феогноста, епископа Вологодского и Устюжского; постройка начата в 1858 г. и окончена в 1881 г. Отделка нижнего этажа храма окончена в 1882 г., в нем было два престола: главный - во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , освящен 24 ноября 1882 (1883?) г. по благословению Преосвященнейшего Феодосия, епископа Вологодского и Устюжского, второй придельный престол - во имя сщмч. Харлампия, освящен 25 ноября 1883 г. по благословению того же Преосвященнейшего Феодосия. В верхнем храме престол во имя свт. Стефана Епископа Пермского, по благословению Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, освящен 24 апреля 1896 года. В 1894 г. начато строительство колокольни на пожертвованные неизвестным благотворителем десять тысяч рублей, в 1897 году строительство было завершено. На 25 ноября (8 декабря н.ст.) 1926 г. было назначено освящение левого придела в нижнем храме в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы Усть-Вымских чудотворцев. Приписная церковь в полуверсте от собора в мещанском селении " Изкар " , во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Деревянная. Перестроена из Вознесенско-Харлампиевской часовни, сооруженной в 1891 г., с разрешения Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, по указу Вологодской Духовной Консистории от 16 мая 1897 г. за Освящена по благословению Преосвященнейшего Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, 19 октября 1897 г.

http://sobory.ru/article/?object=42280

(Л. 126 об.) Монах Кирил, родом Глушицкого же монастыря деревни Великого Двора крестьянской сын, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Игнатий, родом Бохтюжской волости стольника князь Федора Иванова сына Долгорукова крестьянин деревни Хобатцова, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилова ему на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Филип, родом того же монастыря деревни Ярасимова крестьянской сын, пострижен в том же монастыре при игумене Филарете Шуйском зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Иоасаф, родом того же монастыря крестьянской сын деревни Середнево, пострижен в том же монастыре при игумене Герасиме, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Феодосей, родом вотчины Преосвященнаго архиепископа деревни Чюприна, пострижен в Глушицком монастыре, крестьянской сын, при игумене Иосифе, зажилово ему на год восмь алтын две денги да платье. Монах Макарей, родом Вологодского уезду Богтюжской волости деревни Боярского, Трефилов крестьянин Романова сына Томиева, пострижен в том же монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Павел, родом Вологодского уезду того же Глушицкого монастыря крестьянин деревни Ярасимова, зажилово ему на год на свитки восмь алтын 2 денги да платье. (Л. 127) Монах Конон, родом Вологодского уезда вотчины Вологодского архиепископа Засодимской волости деревни Севригина крестьянской сын, пострижен в Глушицком монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Киприян, родом Вологодского уезда Бохтюжской волости стольника князь Михаила Михайлова сына Голицына деревни Борщевки крестьянской сын, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Викентий, родом Вологодского уезду Грибцовской волости Михайлов крестьянской сын Игнатьева сына Макшиева деревни Афонина, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене Филарете, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

877 Месяцесловы XI–XIV вв. успешно изучаются О.В. Лосевой (Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001). Отдельные сведения о позднейших месяцесловах можно почерпнуть в работах Сергия (Спасского) (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. 2-е изд., испр. и много доп. Владимир, 1901. Т. 1. С. 610−613) и Е.Е. Голубинского (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд. М., 1903. С. 223−260), но в силу того, что исследователи были сосредоточены на более общих вопросах, месяцесловы не получили самостоятельного описания. В настоящее время А.А. Романова в своих исследованиях по истории почитания местночтимых святых успешно использует обнаруженные ею редкие варианты Святцев (см., например: Романова А.А. Из вологодской агиографии: Житие Игнатия (Иоанна) Вологодского, Игнатия Ломского (Вологодского), Чудеса Герасима Вологодского//Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель/Под ред. А.С. Герда. СПб. 2008. С. 18, 20−21). Собственно Святцам 1646 г. посвящена статья А.В. Вознесенского (Вознесенский А.В. Сведения и заметки о кириллических печатных книгах: О московских Святцах 1646 г.//ТОДРЛ. СПб. 2006. Т. 57. С. 957−962), в которой впервые представлены наблюдения над изданием в целом, однако интересующие нас вопросы русских памятей не затронуты. 879 Название «Святцы», а не «Месяцеслов» выбрано ещё и потому, что оно точнее передаёт структуру издания, которое состоит из двух частей: собственно месяцеслова и некоторых дополнительных статей. 881 Перечисление этих русских «памятей» в первых трёх изданиях Пролога см. в статье А.А. Круминга: КрумингА.А. Редакции славянского печатного Пролога (предварительные заметки)//Славяноведение. 1998. 2. С. 46−60. 882 Состав Четьих Миней Иоанна Милютина см. в изд.: Иосиф, архим. Оглавление Четьих Миней священника Иоанна Милютина. М., 1867. 883 См. об этом: Панченко О.В. 1) Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» – сочинение Сергия Шелонина: (Вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций)//ТОДРЛ. СПб. 2003. Т. 53. С. 547−592;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1867 г. в Свято-Духовом мон-ре во имя Г. был освящен нижний престол Знаменской ц., построенной взамен сгоревшей. Над мощами преподобномученика была устроена медная посеребренная рака, на к-рой находилась икона Г. в рост, рядом висели его вериги, параман, шапка и железная цепь. Ист.: Минея (МП). Сент. С. 600-613; Отписка Вологодского архиеп. Симона Сарскому и Подонскому митр. Павлу//Вологодские ЕВ. 1867. 17. С. 622; Дозорная книга посада г. Вологды... 1616-1617 гг./Публ. Ю. С. Васильева//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 333-370; Суворов Н. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих/Сост. митр. Евгением (Болховитиновым)//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 11; Описание о российских святых. С. 114-115. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 112-113; Голубинский. Канонизация святых. С. 197, 432-434; Ключевский. Древнерус. жития. С. 325; Верюжский. Вологодские святые. С. 609-627; Коноплёв Н. Святые вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 106-108; Савваитов П. Описание Вологодского Духова мон-ря//Испр. и доп. Н. Суворовым и И. Суворовым. Вологда, 1912. С. 2-6; Соколова Л. В. Житие Галактиона Вологодского//СККДР. XVII в. Вып. 3. Ч. 1. С. 337; Малинина Н. Н. К биографии вологодского летописца Ивана Слободского//Послужить Северу. Вологда, 1995. С. 83. Е . В . Романенко, И . Н . Шамина Иконография Наиболее раннее изображение Г. находится в сб. житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. 107. Л. 302). Очевидно, вскоре после освидетельствования мощей создана местным мастером икона Г. и прп. Герасима Вологодского 1-й пол.- сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ). Они представлены в рост, в молении у образа Божией Матери «Знамение» (в соответствии с посвящением храма на месте погребения святого), на пейзажном фоне с одноглавой церковью под высокими деревьями, с голубой лентой реки и холмистым поземом с разноцветными травами. Облик предстоящего слева Г. отличается индивидуальной характеристикой: крупные черты лица, ровные темные брови, прямые усы, лопатообразная борода до середины груди с волнистыми прядями на конце. Он облачен в зеленую рясу и темно-вишневую мантию; черный куколь, как и параман, украшен белой каймой и 8-конечным крестом. В иконописных подлинниках XVIII в. и 30-х гг. XIX в. о внешности святого сказано: «Сед, брада уже Сергиевы, повилась, в схиме, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 33; ИРЛИ (ПД). Перетц. 542. Л. 65 об., 81 об. 24 сент., 5 нояб.).

http://pravenc.ru/text/161479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) († 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Св. Троицы муж. мон-ря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. к времени восстановления мон-ря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литов. отрядами. Списки Сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. 107. 1°. Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в к-рой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит». Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского) , речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).

http://pravenc.ru/text/164545.html

Св. Церковь восхваляет св. Георгия, как «разумного светильника веры, добре пострадавшего и кровию мучения своего Церковь обагрившего», как «великого князя и страстотерпца, яже Российскую землю просвещающи и мрак греховный отгоняющи, исцелений благодать всем источает». Герасим Вологодский, преподобный Преподобный Герасим был одним из первых подвижников Вологодского края; но сам он не был вологодским уроженцем. Преподобный родился в Киеве. Еще в детских летах он помышлял о жизни отшельнической. Возмужавши, он решил принять пострижение в монашество, для чего и отправился в одну находившуюся невдалеке от Киева обитель, именовавшуюся Гнилецкой, или Глинецкой. Придя сюда, преподобный обратился с просьбой к насельникам этой пустыни принять его в свое общество. Видя усердное желание преподобного, гнилецкие подвижники приняли его в свое общество и после непродолжительного искуса (испытания) облекли его в монашеское одеяние. Под руководством гнилецких старцев, опытных в жизни духовной, преподобный Герасим начал усердно подвизаться в трудах иноческих. Потом, смиряя свое тело и укрепляясь молитвой, юный подвижник преуспевал все более и более, совершенствовался с каждым днем в добродетелях. Когда подвижник достиг возраста, потребного для получения сана священного (не менее 30-ти лет), подвизавшиеся с ним братия предложили ему принять на себя сан пресвитера. Герасим из смирения не хотел принять на себя великого сана, но, уступая настойчивым просьбам братии, должен был исполнить их желание. В сане пресвитера преподобный еще с большим усердием начал подвизаться в трудах иноческой жизни. Помня слова Спасителя: «ему же дано будет много, много взыщется от него», святой Герасим не старался скрывать данного ему от Бога таланта доброделания, но приумножал его. Подобно светильнику, святой Герасим светил всем своей доброй жизнью, каждодневно приносил Богу Бескровную жертву, с великим благоговением и страхом подвизаясь беспрестанно в молитве и посте. При этом подвижник заботился не только о своем личном спасении, но и о спасении ближних своих. Горя истинно христианским желанием быть полезным для других, он оставил страну Киевскую и решил идти на дальний север, в область Вологодскую, для просвещения ее светом веры Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В.П. Мордвинов Ее сиятельству Надежде Борисовне княгине Трубецкой труд свой с глубочайшим уважением посвящает Владимир Мордвинов Много великих угодников Божьих просияло в Вологодских пределах. Предлагая благочестивому читателю сведения о жизни святых, почивающих в Вологодской епархии, считаем полезным выписать несколько слов из первого слова к Вологодской пастве, произнесенного Преосвященным Иннокентием, когда он прибыл в Вологду, на престол Епископский, из Киева, из викариев тамошней митрополии: «….Когда обзираю мысленно паству Вологодскую, то мне кажется, что я из одного рая духовного переселился в другой подобный. Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых. Возрю ли на Восток? там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной, и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к Западу? здесь обители св. Павла Обнорского, св. Корнелия и Арсения Комельских высятся как твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражении врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на Север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней – раку святого Благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к Югу? там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной, святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме семь. 1 Антоний Вологодский!... Огражденные таким образом со всех сторон святыми ходатаями и заступниками, имея, скажем словами Апостола, облежаще нас толик облак свидетелей ( Евр. 12:1 ) веры и упования, можем ли не благодушно выйти на предлежащий нам подвиг спасения?.. (Слова к пастве Вологодской. Киев 1843 г. стр. 3 и 4). Житие преподобного Павла Камельского или Обнорского В сонме воинов Христовых, наших присных защитников и молитвенников перед Престолом Божьим, дивным светилом светит великий подвижник веры и Благочестия Преподобный Павел Обнорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010