В 1886 году на храм поставлена новая медная глава, вызолоченная гальваническим способом. В 1891 году церковь расписана масляными красками. К 1915 году в храме имелся трехъярусный ясеневый иконостас, устроенный в 1870 году, с позолотою и резьбою из красного дерева; царские двери – резные из красного дерева. Здесь находилась икона Нерукотвореннаго Спаса, точная копия с чудотворной, находящейся в Москворецкой часовне в Москве. Стены были украшены лепною уборкою и расписаны изображениями евангелистов и праздников. В алтаре помещались иконы Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородская) с приписью пророков Аввакуиа и Даниила и преподобных Петра и Онуфрия Афонских, почитаемая за келейную икону, с которой пришел Преподобный Давид. В этом же храме покоился под спудом Преподобный Давид, здесь же похоронен архимандрит Иосиф. В особом помещении (в пещерке под лестницей) хранился гроб Преподобного Моисея Угрина, неизвестно когда и по какому случаю поступивший в Давидову пустынь. Он значился в описи, составленной 15 июня 1788 года. В Давидовой пустыни сохранилось предание, записанное в главной описи, что Московский митрополит Платон, быв в Киеве, взял оттуда две праздных гробницы: Преподобных Моисея Угрина и Николы Святоши. Первую отдал в благословение Давидовой пустыни, в вторую – Николо-Угрешскому монастырю. Но об этом нет сведений в записях, собственноручно сделанных рукою митрополита писанных во время этого путешествия, совершенного в 1804 году. Гроб Преподобного Моисея, в коем в Киевских пещерах находились его святые мощи до переложения в другой гроб, по получении в Давидовой пустыни, был положен в футляр. Самый гроб состоит из тонких липовых досок, левая сторона и крышка обтянуты ветхою тисненою клеенкою, крышка из тонких ветхих дощечек, на верху футляра написано изображение Преподобного Моисея Угрина во весь рост. На гробе снаружи головной его части имеется довольно стертая надпись: «в честь и хвалу Преподобному отцу Моисую Угрину, себе же в полезное и душевное спасете сооружися сия рака року 1699 Ианнуария 17 за старанием недостойного иеродиакона Моисея чтеца… будучи в бельцах был спеваком нач… втором при ясновельможном его милости пану именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову».

http://sobory.ru/article/?object=14017

Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев). Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, святого Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех матерей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны... N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий). ...Одни живут, как кошки, собаки, воробьи и прочие животные, — у них мрак в голове и сердце, и они, как сумасшедшие, не думают, да и не знают, и не веруют, что есть Бог, есть вечность, есть смерть и физическая, и духовная! Такие и живут, и умирают, как скоты, — и еще хуже (преп. Анатолий). Что воюет на тебя бес блуда — это не диво, он и Антония Великого не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно — это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее для диавола всего. Да и откровенность-то твоя сомнительного характера... Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будет далека! (преп. Анатолий). Насчет волнения — терпением и самоукорением, и смирением тецы и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую мученицу Фомаиду, и воспоминай час смертный, и за их молитвы утишится волнение... (преп. Лев). М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев). ...Вы, дочь, оскорбляетесь и малодушествуете, что побеждаемы бываете плотскими поползновениями... Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и, паки призвав в помощь молитвы Отец и Матушкины, воспрянем, и да полагаем начало, и да окаиваем себя, и познавши свою удобь поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытое и отомстит нашему всезлобному сопернику, и восставит нас, и утвердит наши слабые силы мужественно стати против стрел и насильственных наветов его!.. (преп. Лев).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Происходят структурные изменения: во второй части, после месяцеслова, добавляются статьи: «О праздницх. От правилъ святыхъ апостолъ и богоносныхъ святыхъ отецъ заповди нкая» 900 ; «Иного о праздницх святыхъ апостолъ»; «Иоанна святйшаго Киторошскаго ко священнйшему епископу Драчскому Кавасл о разршении брашенъ»; «От старческого» (нач.: «Рече отецъ Кассианъ Римлянинъ, яко идохомъ от Палестины во Египет...»; о посте); «Иныя заповди иереомъ» (учит не ради мзды, быть послушным архиереям, подходя к жертвеннику, «быть от всякого греха чисту»); «О покоянии от апостолских завщаний»; «От старческого» (нач.: «Брат вопроси отца Пимена глаголя...»; о покаянии). Назначение всех этих статей обозначено в заголовке «Приложенная симъ от внеъ нкая, иерею пренужная». Сам месяцеслов редактируется и, что особенно важно, дополняется. Редакторские изменения суть следующие. Согласно общепринятым в это время нормам, именование «Руси» последовательно заменяется на «Россию» (под 26 апреля, 30 апреля, 27 мая). Сокращается запись об Иосифе Волоцком 901 . Видимо, случайно меняется год поставления в епископы Ионы, митрополита Киевского (6986 вместо правильного 6956 г.) 902 Отличительной чертой месяцеслова 1659 г. является пополнение списка святых. Добавляются следующие памяти: 9 июля – перенесение мощей митрополита Филиппа («И пренесение мощей святаго Филиппа митрополита от Соловецкаго монастыря въ царствующий градъ Москву въ лто 7161-го»; с. 335), 8 апреля – Нифонта Новгородского («И преподобнаго Нифонта епископа Новгородскаго»; с. 231), 23 мая – Евфросинии Полоцкой («И преподобныя Евфросинии Полоцкой игумений»; с. 281−282), 26 июня – Дионисия Суздальского («В той же день святаго Дионисиа архиепископа Суждальскаго»; с. 321). Однако самым заметным явлением становится пополнение месяцеслова памятями Киево-Печерских святых: 11 декабря – Никона Печерского («И святаго Никона черноризца Печерскаго»; с. 91 ); 29 января – Лаврентия Печерского («И святаго Лаврентиа Печерскаго», с. 152); 14 февраля – Исаакия Печерского («И преподобнаго Исаакия Печерскаго», с. 173); 24 февраля – Герасима Печерского («И преподобнаго Ерасима черноризца Печерскаго»; с. 181); 1 июня – Агапита Печерского («И святаго Агапита Печерскаго», с. между 295 и 296); 10 июля – Антония Печерского («И преподобнаго отца нашего Антониа Печерскаго», с. 336); 26 июля – Моисея Угрина («И преподобнаго Моисеа Угрина святыя обители Печерския Киевския», с. 367); 7 августа – Пимена Печерского («И преподобнаго Пимина святаго монастыря Печерскаго Киевскаго», с. 382); 11 августа – преподобных Феодора и Василиа Печерских («И преподобных отец наших Феодора и Василиа Печерских Киевских», с. 385); 17 августа – Алипия Печерского, иконописца («И преподобнаго Алипиа иконописца святыя обители Печерския Киевския», с. 392).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иногда он и вовсе о ней забывал. Позднее он паломничал в Киево-Печерскую лавру, хотя тогда она была еще музеем. Однако верующие приезжали в нее, покупали билеты, как музейные посетители, и направлялись в Ближние и Дальние пещеры, где поклонялись мощам угодников Божиих, прикладываясь к ним. Никто на это не обращал внимания, а некоторые служительницы даже кое-что подсказывали. Там, перед мощами преподобного Моисея Угрина – то есть венгра по происхождению, который был православным христианином и оружейником убиенного страстотерпца Бориса, – молодой человек помолился своими словами, поскольку даже не знал, скорее всего, как нужно молиться: не читал ни тропарей, ни других молитв, и получил от Господа такую помощь по молитвам преподобного, что стал жить в этом отношении беззаботно. Хотя впоследствии эта страсть у него оставалась, но она никогда больше не была для него непонятным явлением. Вскоре благодаря книгам святых отцов, наставлениям более опытных духовников, которые встретились ему на жизненном пути, он научился владеть собой. Однако в этой истории интересно то, что, еще ничего не зная, не умея толком молиться, обращаясь своими словами к преподобному Моисею Угрину, неопытный христианин получал помощь от Господа по молитвам этого угодника Божия и мог жить целомудренно. Впоследствии, если не ошибаюсь, он принял и монашество, то есть не только сохранил целомудрие, не вступив в церковный брак, но и вовсе отказался от мирского образа жизни. Поэтому я вам всем советую, помимо Иисусовой молитвы, откровения помыслов, исповеди и других средств, которые предлагает нам Церковь для борьбы со своими страстями, прибегать еще и к помощи угодников Божиих. Православная традиция сохранила нам несколько имен святых, которые помогают в мучительной борьбе с блудной страстью. Сегодня мы празднуем память преподобного Моисея Угрина, поэтому уместно вспомнить именно об этом святом, а в случае необходимости нужно молиться ему, читая, например, тропарь и кондак или просто кратко взывая: «Преподобный отче Моисее, моли Бога о мне, грешном».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Несторов рассказ и Житие Антония, а теперь обращусь к указанию на другие заимствования, сделанные из Жития Антония Печерским летописцем: эти указания послужат вместе с тем новым доказательством того, что названный летописец пользовался Житием Антония. Извлекая из Жития Антония исторические данные, Печерский летописец старался дать им хронологическое определение, так как летописный материал располагался им в хронологическом порядке. Древнейшим событием в истории Печерского монастыря было прибытие Моисея Угрина к Антонию, о чем говорилось в Житии Антония. Печерскому летописцу было важно определить год этого события, так как этот год был вместе с тем началом стечения подвижников в пещеру на Берестовом холму и началом самого Печерского монастыря. Житие Антония связало данные о жизни Моисея Угрина с определенными историческими лицами и событиями: Моисей был взят в плен Болеславом польским, когда тот, разбитый Ярославом, бежал из Киева (Пов. вр. лет под 1018 годом: «Болеславъ же побеже ис Кыева, възма именье и бояры Ярославле и сестре его»; Сказания Поликарпа: «възвращь же ся болеславъ в ляхи, поятъ ссобою обе сестре Ярославле, изыма же и бояр его. с ними же и сего блаженого моисия»). Моисей протомился в плену одиннадцать лет, страдая в оковах пять лет, а шесть мучимый за свое целомудрие (Арсен. ред.: «се же и в житии святого отца нашего антония вписано есть о сем моисии. како приде и скончася в добре исповедании о господе, пребыв. ? лет в монастыри. е лет в плене страдал окован. 5. лет за чистоту страдав в страсти) 25 ). Так читалось в Житии Антония, хотя, как увидим, Моисей освободился от плена через шесть лет после 1018 – 1019 года. Освобождение Моисея в Житии Антония было поставлено в связь со смертью Болеслава и последовавшим за нею мятежем, во время которого была убита его госпожа (ср. выше в разборе свидетельств Сказаний Поликарпа о Житии Антония). Но так как но расчету Печерского летописца Моисей, захваченный в плен в 1018 – 1019 году (ср. этот год в Начальном своде, а может быть и в Иаковлевом сказании о Борисе и Глебе), освободился из него через 11 лет, то указанное историческое событие – смерть Болеслава и последующий мятеж были отнесены Печерским летописцем к 1030 году 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мукачевскую епархию Украинской Православной Церкви посетил Предстоятель Чешской Православной Церкви 11 августа, 2010. Редакция " Правмира " 8 августа по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Мукачевскую епархию Украинской Православной Церкви посетил Предстоятель Чешской Православной Церкви Митрополит Чешских Земель и Словакии Блаженнейший Христофор. 8 августа по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Мукачевскую епархию Украинской Православной Церкви посетил Предстоятель Чешской Православной Церкви Митрополит Чешских Земель и Словакии Блаженнейший Христофор. В день памяти преподобного Моисея Угрина в Мукачевском Свято-Николаевском монастыре состоялась Божественная Литургия, которую возглавили Блаженнейший владыка Христофор и Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Феодор. Им сослужили около сорока священников из храмов Мукачева и Ужгорода. После богослужения в Свято-Успенском летнем храме обители был совершен крестный ход с мощами преподобного Моисея Угрина, которые с 1996 года почивают в Мукачевском монастыре. Правящий архиерей Мукачевской епархии обратился с приветственным словом к Блаженнейшему Владыке Христофору и в честь престольного праздника обители и в знак братской любви подарил дорогому гостю епископскую панагию. В свою очередь Предстоятель Чешской Православной Церкви поблагодарил архиепископа Феодора за совместную молитву и подарил Свято-Николаевскому монастырю сосуд из богемского хрусталя для освящения плодов. Источник: Православие в Украине Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/mukachevskuyu-eparxiyu...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина Память 26 июля Более всего обык нечестивый враг воздвигать брань на людей нечистою блудною страстью, потому человек, омраченный этою нечистою скверною, перестает во всех своих делах взирать на Бога, так как только «чистые сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Блаженный отец наш Моисей, совершая подвиги в этой брани больше иных, злопострадал, как настоящий воин Христов, пока до конца не победил силу нечистого врага и не оставил нам примера для подражания. О нем сообщается следующее. Известно о блаженном Моисее, что он был родом Угрин 4886 , любимец благоверного, святого князя и российского страстотерпца Бориса . Он служил князю вместе с братом своим Георгием, которого, когда он защищая своим телом своего господина, упал на него, убили при реке Альте 4887 вместе с святым Борисом 4888 , воины безбожного Святополка; они отрезали ему и голову из-за золотой гривны 4889 , которую возложил на него святой Борис. Блаженный Моисей один избавился от смерти и пришел к Предиславе, сестре Ярослава, в Киев и пребывал там, укрываясь от Святополка, и усердно молился Богу, пока не прибыл благочестивый князь Ярослав, побуждаемый жалостью к убиенным братьям, и победил безбожного Святополка 4890 . Когда же Святополк, убежав к ляхам 4891 , вернулся с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам стал княжить в Киеве 4892 , тогда Болеслав, возвращаясь в свое княжество, взял с собою в плен двух сестер Ярослава и многих его бояр, а в числе последних и блаженного Моисея, которого заковали по рукам и по ногам в тяжелые железные оковы и крепко стерегли, ибо он выделялся сильным сложением и красивым лицом. В ляшской земле увидала его одна женщина, благородная, красивая и молодая, имевшая большое богатство и великую власть; муж ее, пошедши с Болеславом, не вернулся, потому что был убит в сражении. Эта женщина, заметив красоту преподобного, возгорелась к нему плотской похотью и начала обольщать его, убеждая такими словами: – О, человек! зачем ты переносишь такие мучения, имея выход, благодаря которому мог бы ты избавиться оков и страдания?!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В рассказах о них, о целях, к которым они стремились, выражается вся умственная жизнь до–татарского времени, вместе с возвышеннейшими его стремлениями и свойственными ему красками. Так, в житии пр. Моисея Угрина (находится в печатных патериках) выражается идея презрения к супружеству, и таким образом жизнь девственника возводится в идеал. В Моисея Угрина была влюблена одна богатая Полька и хотела выйдти за него замуж. Но святой муж отказал ей. Напрасно она истощала свои ласки, напрасно старалась прельстить его своим богатством: он оставался непреклонен и в скором времени даже принял иноческий чин. Оскорбленная таким невниманием к ней со стороны Моисея, Полька решилась наконец отмстить святому, приказав своим слугам насильно оскопить его. Оправившись после этого, пр. Моисей пришел в пещеру пр. Антония и здесь десять лет подвизался в иноческих подвигах. Идея презрения к богатству выступает во всех житиях. Святому Агапиту один богатый человек за исцеление принес золото. Святой, сначала отказывавшийся, согласился принять золото только после долгих и неотступных просьб этого человека; но вышедши из кельи, тотчас же разбросал его. Владимир Мономах не ограничился выпиской аскетических правил жизни для назидания общества только из поучения Василия Великого ; он и самостоятельно предлагает наставления в том же смысле. «Научися, верный человече, – говорит Мономах, – быти благочестно делатель, научися, по евангельскому словеси, очима управленье, языку удержанье, уму смеренье, телу порабощенье, гневу погубленье, помысл чист имети, понужаяся на добрая дела, Господа ради: лишаем не мсти, ненавидим любо гоним терпи, хулим моли, умертви грех»... Но справедливость требует сказать, что Мономах, разделяя воззрения современников, как сын одного с ними века, как продукт одних и тех же с ними условий жизни, в то же время не мог не заметить, хотя смутно и неясно, крайностей идеалов эпохи. Несомненно, он стоял в ряду передовых людей своего времени, уровень понятий которых был несравненно выше уровня понятий окружающей их среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

Сейчас эти богослужения совершает русский священник, выпускник Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Димитрий Корнилов. Как правило, богослужения бывают в двунадесятые и великие праздники, а также в праздники, особо значимые для православных русских, такие как дни памяти преподобного Серафима Саровского, Казанской иконы Божией Матери и другие. Конечно, такой подход сглаживает трения между приверженцами разных языков и календарей. Но не разделяет ли он православных как членов единой Церкви Христовой? – Думаю, что единство православных проявляется самым различным образом, – подчеркивает отец Кирилл. – Через общность веры, участие в таинствах. Даже через иконы собора. Символично, но большая часть икон Успенского собора дошла до наших дней из XIX столетия – когда и календарной проблемы не существовало, и язык богослужений был другим. Очень почитаема верующими (всех национальностей) Бездинская икона Божией Матери. В соборе также хранится частица мощей преподобного Моисея Угрина, который, по преданию, был венгром, но подвизался в Киево-Печерской лавре. Образ преподобного писала киевский иконописец Татьяна Ронская. Особое место в соборе занимает икона с частицей мощей святого короля Стефана, сыгравшего ключевую роль в становлении христианства в Венгрии. – Частица мощей святого Стефана была подарена католиками священнику Радославу Ристичу из Вены, – рассказывает отец Кирилл. – Протоиерей Хризостом Пийненбург, тоже из столицы Австрии, написал маленькую икону, в которую и был помещен мощевик. В 2005 году икона с частицей мощей была подарена владыке Илариону (Алфееву), а владыка уже передал святыню в дар нашему собору. Затем была написана большая икона святого Стефана, но мы решили частичку мощей из маленькой иконы не вынимать (чтобы ничего не повредить), а просто поместили ее в большую икону. Конечно, не совсем типичное решение: одна икона (меньшая) в другой (большей). Иконы святого Стефана и преподобного Моисея Угрина находятся рядом. Свидетельствуя об истоках венгерского христианства и о его связи с христианством на землях восточных славян. Святой Стефан, всю свою жизнь проведший на родной земле, и преподобный Моисей, принявший монашество вдали от родины… Оба они молятся и ходатайствуют за свой народ. И за всех, кто обращается с молитвенными просьбами лично к ним. Не только венгров – ведь большинство паломников, приходящих к мощам преподобного Моисея в Киеве, явно не венгерского происхождения. Но для них преподобный тоже дорог, как и любой другой святой. Незримое единство православных христиан самых разных национальностей становится более осязаемым и явным, когда смотришь на иконы в Успенском соборе Будапешта. Размышляя в эти моменты о тех непостижимых путях, по которым идут к вере и спасению люди в различных уголках нашей планеты.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Однако нужно понимать, что после 40 лет уже не очень-то и есть для кого служить. И сейчас нужно проводить миссию среди народа, снова говорить о Православии. В наше секулярное время это очень трудная задача. Понимаете, здесь сейчас на Православие смотрят как на «новую» религию, которая вдруг здесь появилась. Поначалу меня даже спрашивали: а что, Православие – это какая-то новая секта? Да, вот в таких условиях нам приходится трудиться, воспитывать православное сознание, проповедовать, просвещать, как во времена апостольские. Униаты обвиняли нас сначала в том, что мы хотим оторвать от них верующих, не понимали наше намерение просто дать возможность служить и молиться на родном языке всем, кто хочет жить в Православной Церкви и приобретать познания о православной духовной жизни. За прошедшие полтора года я еще не успел создать «классический» приход, но все же наш храм во имя святого Моисея Угрина – это источник для всех, интересующихся Православием. Это пока домовый храм, устроенный в приобретенном мною доме. Вот как Господь устроил, что этот маленький домовый храм сейчас действует как центральный для всех венгров, желающих узнать о православной вере. Мы служим по субботам литургию на венгерском языке, а по будням – другие службы: молебны и акафисты. По воскресным дням мне приходится служить в другом храме, поскольку я являюсь настоятелем еще двух приходов, где служба проходит на церковнославянском. Местные жители проявляют свою благосклонность к нам тем, что помогают нам при подготовке к престольному празднику, на который собираются венгры, словаки, украинцы и румыны. Это благословенное дело. Почитание святого Моисея Угрина в этот день собирает все языки и весь народ, православный и неправославный, и литургию в этот день мы совершаем под открытым небом, поскольку наш храм слишком мал, чтобы вместить всех приходящих. – А думаете ли о постройке отдельного храма? – Смысл создания нашего прихода был в том, чтобы собрать тех, кто хотел бы в наше время жить в Православной Церкви, и дать им такую возможность. Сейчас для наших нужд вполне достаточно домового храма, который становится слишком тесным лишь на престольный праздник. Да, конечно, мы бы хотели построить настоящий, большой храм, но пока это только мечта. Есть мысль возвести часовню-храм во имя Саровского чудотворца Серафима в саду дома, где я живу. В настоящее время здесь стоит только поклонный крест. Посмотрим, как все сложится. Пока что на строительство нет денег. Но слава Богу и за то, что мы смогли начать служить здесь. Это маленькая искра, мерцающий огонек, но он светит. И когда Бог захочет, от него просияет большой свет.

http://pravoslavie.ru/41524.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010