В искусстве 2-й пол. XVII в. образ В. С. часто существовал независимо от изображений Бориса и Глеба, но оставалось актуальным сопоставление В. С. с имп. Константином: напр., резные, покрытые росписью фигуры имп. Константина и В. С. кон. XVII в. из ц. свт. Власия в Ярославле (ГМЗРК), вероятно восходящие к гравюре с изображением В. С. у корня родословного древа в кн. архиеп. Лазаря. В. С. и имп. Константин изображены лежащими под древом, рядом с каждым - храм, в к-ром совершается таинство Крещения, а также Крещение народа в водоеме. Т. о. в наглядной форме утверждалось тождество подвигов обоих государей - крестителей народов и взрастителей Богонасажденной лозы. Изображения имп. Константина и В. С. находятся в местном ряду иконостаса ц. Преображения Господня в Новодевичьем мон-ре (1687-1688). На той же иконе представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр, на парной ей - святые имп. Елена, кнг. Ольга, мц. София и вмц. Параскева, что позволяет соотнести равноап. государей с правящим триумвиратом Иоанна V, Петра I и царевны Софьи. Др. примером выражения гос. аспекта почитания В. С. во 2-й пол. XVII в. может служить знамя, в 1817 г. вывезенное из Польши и хранившееся в Андреевской ц. с. Грузина под Вел. Новгородом (позже в СПбДА). На обеих его сторонах находилось изображение конного В. С. с булавой, в сопровождении воинов направляющегося к вратам, над к-рыми виден Голгофский крест. Эта композиция, вероятно созданная по образцу знамен с изображением явления Креста имп. Константину ( Петров. 1888 (2). С. 17-19), продолжает традицию уподобления В. С. этому императору и восходит к их изображениям на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя». Особую иконографическую традицию представляют произведения, в к-рых В. С. изображен вместе с мучениками Кириком и Иулиттой (пелена «Арх. Михаил, Кирик и Иулитта с Владимиром и Алексием, человеком Божиим, на полях», XVII в., ГРМ; икона «Владимир, Кирик и Иулитта» из Кижского погоста, нач. XVIII в., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск). На иконе «Владимир, Моисей Угрин и Аркадий Новоторжский» письма Симона Ушакова и Георгия Зиновьева (1677, ТОКГ), подбор изображенных на ней святых, живших в домонг. эпоху, связан с историей новоторжского Борисоглебского мон-ря, откуда происходит икона, и почитанием Бориса и Глеба: прп. Моисей был братом Георгия Угрина, слуги св. Бориса, убитого вместе с князем на р. Альте, Аркадий - учеником прп. Ефрема, основателя обители, по преданию жившего в XI в.

http://pravenc.ru/text/159104.html

и существования до 1316 г. в Н. Б. м. святыни («сокровища») - «сущего» («истинного») «писания» о его «житии и о прихождении» (Там же. С. 44). Разграбил Н. Б. м. и увез в Тверь как военный трофей древнее Житие прп. Ефрема, судя по «Повести...», почитавшийся в Тверском княжестве после 1318 г. и канонизированный в 1549 г. как общерус. святой тверской блгв. кн. Михаил Ярославич . Этот факт оказался крайне неудобным в истории рус. агиографии: с XIX в. активно высказывалась т. зр., согласно к-рой мон-рь ограбил не Михаил Ярославич в февр. 1316 г., а его внук - блгв. вел. кн. Михаил Александрович в 1372 г. (см., напр.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 452. Примеч. 333); пытаются подменить события 1316 г. событиями 1372 г. и совр. исследователи ( Викторов. 2008. С. 67-68; Гадалова. 2015). Однако эти попытки следует считать абсолютно несостоятельными, т. к. в «Повести...» фигурирует дата 6823 (1315/16) г., упоминаются кн. Афанасий, брат московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича , пожар в Твери в 1316 или 1318 г., отмечается «пленение князя Михаила» в Орде и т. п., что не совпадает с событиями 1372 г. ( Малыгин. 2010. С. 49). В «Повести...» представлена картина упадка Н. Б. м. после разорения Торжка в февр. 1316 г. Об истории обители в XV в. свидетельств практически нет. В XVI в. Н. Б. м. пережил новый период расцвета. Судя по духовной грамоте Ф. Н. Лавровского (1546), задолго до офиц. канонизации прп. Ефрема Новоторжского обитель именовалась «монастырем Святых чюдотворцев Бориса и Глеба и святого чюдотворца Ефрема». Не позднее 1572 г. в монастыре была введена архимандрития ( Строев. Списки иерархов. Стб. 454). Обитель посещал царь Иоанн IV Васильевич Грозный. В 1572 г., при проезде через Торжок архиеп. Новгородского Леонида , была вскрыта гробница прп. Ефрема и обретены его мощи, в одном гробу с ними находилась глава св. страстотерпца Георгия Угрина ; в Н. Б. м. было составлено новое Житие прп. Ефрема. В сер. 80-х гг. XVI в., при митрополите Московском и всея Руси Дионисии (1581-1587), в Торжке установлено местное празднование дня памяти прп.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Мощи преподобных Иоанна многострадального, Еразма Черноризца Печерского, Никона Угрина многострадального, Федоры Александрийской в этом образе были подарены неизвестно кем. В святом Миротворящем Кресте, врезанном в икону Божией Матери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина сотника, находились части св. мощей 37 угодников Божьих, имена которых: св. Иоанна Предтечи, Пророка Даниила, Симеона Богоприимца, Евангелиста МатФея, св. апостолов: Фомы и Филиппа, Игнатия Богоносца, Николая Мирликийского Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Игнатия Ростовского, Епифания Кипрского, Климента Ачкирского, Нила Столобенского, Сергия Радонежского, мученика Георгия, мученика Дмитрия, младенца Иродом убиенного, мученика Меркурия, Александра Свирского, Федора Сиксота, Макария Калязинского, царя Константина, благоверных князей: Владимира, Александра Невского, Михаила Черниговского, Даниила Московского, бессребреников Косьмы и Дамиана, царицы Елены, влмч: Варвары, Евфимии, мученицы Марины, Феодосии девицы и св. Максима Христа ради юродивого. Образ сей с крестом и со св. мощами пожертвован Петром Николаевичем Митюревым. В ковчежце, который был вставлен в другой ковчежец, находилась часть св. мощей св. великомученика Георгия. Кем пожертвован, неизвестно. В животворящем кресте, врезанном в икону, находились частицы 14 святых мощей святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобных: Ефрема Новоторжского, Нила Столобенского, Арамия Веркольского, Антония Римлянина, мученика Прокопия, Великомученицы Варвары, преподобной Ксении и мученицы Ирины, священномученика Ермолая. Эта икона пожертвована Иваном Федоровичем Булоховым. Из древних крестов представлял интерес средней величины из серебра вызолоченный, восьмиконечный с чеканными изображениями. В средине распятие Иисуса Христа с ангелами над головой, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, в подножии - св. Николай Чудотворец. В конце креста вычеканено: «Лета 7193 (1685) года устроил сей крест дьяк Федор Леонтьев сын Мингасов, а весу в нем 72 золотников с полузолотником».

http://sobory.ru/article/?object=34502

Самое интересное, что сербский храм великомученика Георгия Победоносца не закрывался даже в самые трудные времена. Здесь служили во время революции 1848 года, во время первой и второй мировой войны, в годы коммунистического правления. С мая 2009 года настоятелем церкви является иерей Зоран Остоич, до этого шесть лет прослуживший в том же храме диаконом. Священник Зоран Остоич Справка . Священник Зоран Остоич, этнический серб, родился в 1979 году в г. Новая Молдава, что на западе Румынии. Окончил семинарию в Сремских Карловцах (Сербия) и Богословский институт в Белграде. В 2003 году рукоположен во диакона и направлен на служение в Будапешт. Иерейская хиротония состоялась в мае 2009 года. – Да, я служу в Венгрии уже больше шести лет, но, к счастью, не испытывал оскорблений из-за своей национальности или религии, – подчеркивает отец Зоран. – Разве что у некоторых горожан вызывает недоумение или удивление то, что я хожу по городу в подряснике. Но никто из-за этого меня не унижал. Отец Зоран, показывая интерьер храма, рассказывает о том, что здесь находится частица мощей святого Георгия Победоносца. Затем батюшка выносит для поклонения икону преподобного Моисея Угрина, одного из почитаемых в Венгрии святых. В день его памяти (26 июля/8 августа) литургия в сербском храме служится на венгерском языке. В остальные дни язык богослужений сербский, хотя церковные песнопения исполняются на славянском. Конечно, большинство прихожан – сербы, но на службах бывают румыны, украинцы, русские и венгры. Обычно на воскресную литургию приходит около 50 человек. Немного. Храм мог бы вместить гораздо большее число молящихся. Но это – из области надежд. Которые, возможно, никогда не станут реальностью. Рацкеве. «Невозможно поверить, что нечто подобное может быть в центре Венгрии» Рацкеве. Фрески в интерьере Успенского храма В 45 километрах к югу от Будапешта, на острове Чепель (образованного Дунаем и его Шорокшарским рукавом) находится небольшой городок Рацкеве. Из столицы сюда ходит региональная электричка HEV. Идет она медленно, часто останавливается, поэтому путешествие на остров занимает больше часа. В 30–40 минутах ходьбы от вокзала расположена одна из знаменитых достопримечательностей Венгрии – сербский православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы. С церковью, украшенной дивной красоты фресками. Говорят, что эти фрески сохранились лучше, чем в любом другом сербском монастыре. За исключением Хиландара на Святой горе Афон.

http://pravoslavie.ru/33884.html

Постриг прп. Моисея. Фрагмент ксилографии «Прп. Моисей Угрин». Мастер мон. Илия. Патерик Киево-Печерский. К., 1661. Л. 200 (РГБ) В Слове из Патерика сообщается о том, что М. У. был братом мч. Георгия Угрина , отрока кн. мч. Бориса Владимировича, убитого вместе со своим господином на р. Льте (Альте) посланцами Киевского кн. Святополка (Петра) Владимировича (1015-1016, 1018-1019) (см. в ст. Борис и Глеб ). Согласно Житию прп. Ефрема Новоторжского, у М. У. и мч. Георгия был еще один брат - прп. Ефрем. Однако достоверность этого позднего свидетельства нельзя считать бесспорной. Время и место рождения М. У. неизвестны, а происхождение является предметом дискуссии. Основываясь на его прозвище, можно думать, что М. У. был венгром или славянином, жившим на венг. землях. По мнению Э. Иглои, он мог являться потомком одного из венг. дружинников, воевавших против Византии в 970-971 гг. на стороне Киевского кн. Святослава Игоревича (ок. 960-972). В то же время автор не исключал того, что святой мог прибыть на Русь вместе с принцами Эндре и Левенте, изгнанными из Венгрии кор. Иштваном ( Стефаном I ) (1000-1038) и получившими кров при дворе Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1019-1054). Правда, большинство исследователей относят эти события к сер. 30-х гг. XI в. И. Феринц считал, что М. У. был выходцем либо из Трансильвании, находящейся под управлением кн. Дьюлы, либо из Баната - владений кн. Айтоня, где на рубеже X и XI вв. получило распространение христианство вост. обряда. Однако вслед. подчинения и последующей латинизации этих территорий Иштваном I М. У. с братьями покинул родные места и отправился на Русь (ок. 1003-1008). В. В. Лепахин, в целом принимая гипотезу Феринца, допускает, что старший из братьев Угринов - Ефрем - мог быть приглашен на Русь Киевским равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем (978-1015) или его сыном св. Борисом «в качестве специалиста по коневодству» ( Лепахин. 2003. С. 373). По мнению М. К. Юрасова, братья происходили из Подкарпатской Руси и были русинами. На службе у Рюриковичей они оказались не потому, что испытывали религ. притеснения во владениях Арпадов, а вслед. стремления «сделать карьеру в дружине одного из русских князей» ( Юрасов. 2013. С. 98-99).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки). Святой преподобномуч. Параскевы Св. Параскева была единственною дочерью благочестивых родителей Агафона и Политии. Так как она родилась в пятницу, то ей и дали имя Параскевы (Параскева по русски значит пятница). Пришедши в возраст, Параскева была схвачена язычниками, и ее принуждали отречься от Христа. Св. исповедница осталась твердою в своей вере, за что и была брошена в котел с маслом и смолою; оставшись невредимою, Параскева бросила жидкости в глаза любопытствовавшему царю Антонину (138–161), которого и ослепила; но потом, по его просьбе, даровала ему зрение и многих своим чудом обратила ко Христу. В 1200 году русский паломник Антоний видел мощи св. Параскевы в Царьграде. Церковь во имя Параскевы и в настоящее время находится в Царьграде, в местности Хас-Киой, на левой стороне Золотого Рога (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2. Заметки. Душ.Чт. 1882 г. окт. Стр. 218–221) Преп. Моисея Угрина «Подвиг Моисея – кровавый подвиг за целомудрие, чудное мужество, не уступившее шагу пред нападением самой неистовой похоти женской» (слова Поликарпа, архим. печерского). Подлинно, замечательна и поучительна жизнь этого угодника Божия! Моисей в борьбе с тяжкими искушениями обнаружил непоколебимую твердость и необыкновенное мужество, не уступавшее мужеству мучеников-христиан первых веков; Моисей прославился в подвиге целомудрия и хранения обета своего девства, не смотря на тяжкие соблазны, долгое время преследовавшие его, по действию вражию. Принужденный вести брань не только с внутренним влечением плоти, но и с насильственным прельщением от людей, преподобный вышел победителем из этой брани, злопострадав, как добрый воин, и нам показав пример, достойный подражания. Моисей, родом угрин (венгерец), был брат Георгия и Ефрема и вместе с ними служил у св. князя Бориса (сына вел. кн. Владимира). В 1015 году, когда злодеи, подосланные Святополком (окаянным), умертвили св. Бориса и его свиту, только Моисей успел спастись и скрылся у Предиславы, сестры свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этому же направлению принадлежит житийная икона «Борис и Глеб» в Третьяковской галерее, написанная не позднее середины XIV в. Она происходит из Коломны, присоединенной к Московскому княжеству в 1302г. Кафтаны и плащи центральных фигур были поновлены после пожара XVI в. Тогда же первоначальный красный фон был заменен золотым. В остальных своих частях икона дошла до нас в неплохом состоянии. Особенно выразительны лица, выполненные жидкими красками, с постепенными переходами от света к тени. Этот прием, называемый иконописцами «плавью», восходит к живописи домонгольского периода. В лицах русского типа художник стремился выразить особую доброту и мягкость, подчеркивая тем самым идею жертвенности, красной нитью проходящую через все «Сказание о Борисе и Глебе». В центральных клеймах иконописец рисует картину злодейского убийства обоих братьев. На одном из верхних клейм справа он изобразил спящего в шатре Глеба, видящего пророческий сон о своей грядущей гибели, и душа его преисполнилась, как повествуется в сказании, «печалью крепкой, тяжкой и страшной». Иконописец представил Глеба спящим в белом шатре и поместил над ним черного зверя, символизирующего смерть. Над Глебом участливо склонился отрок, оберегающий его сон (в «Сказании» он несколько позднее утешает своего объятого скорбью «милого господина»). Ограничившись лишь самым необходимым для изображения данной сцены, художник акцентировал в композиции образ черного зверя, чей темный силуэт зловеще выделяется на белом фоне. При взгляде на этого зверя зрителю сразу становится понятным, почему душу князя охватила «печаль крепкая». В следующем эпизоде представлено убиение Бориса. И здесь в качестве фона даются шатер и горка. Один из убийц наносит удар копьем, другой пронзает мечом отрока, княжеского слугу Георгия Угрина. Последний пытается прикрыть своим телом поверженного князя, произнося при этом трогательные слова: «И не оставлю тебя, господин мой дорогой! Где красота тела твоего увядает, там и я положу живот свой». Художник так расположил фигуры, что они все направлены к лежащему на земле Борису. Их склоненные головы размещены по диагонали, как бы подводящей взгляд зрителя к лику умирающего князя. И этой диагонали вторит силуэт шатра. Такими простыми средствами художник достигает большой образности и ясности рассказа. Он ведет его в эпических тонах, давая развертывающееся во времени действие как вневременную ситуацию, символизирующую злое начало жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Антоний просьбу его исполнил. Исакий обрек себя на жизнь весьма строгую; ему мало было облечься во власяницу, он велел купить себе козла и содрать с него мех, и кожу эту еще сырую и мокрую надел на власяницу и на себе дал ей засохнуть. В таком виде он затворился для молитвы в маленькой четырех-локтевой келии, в одном из проходов пещеры; величина келии не давала ему возможности ни сесть, ни лечь, и он предавался сну присевши; пищи он принимал самое малое количество: через день одну просфору и воды в меру. Эту пищу приносил ему св. Антоний и подавал через окошечко такой величины, что едва могла вместиться рука, при словах: «Благослови, отче Исакий!» В таком виде затворник провел семь лет. Блаж. Агапит, принявший иночество при св. Антонии, ознаменовал себя чудесным врачеванием болезней, давая больным вкушать зелие от своей яствы; он лечил не только больных из своей братии, но также тех из мирян, который приходили, безмездно, почему и назван был «безмездным врачом»; как по данной ему от Бога благодати он врачевал самые смертельные болезни, то слава о нем распространилась не только в Киеве, но и в целом государстве, и к нему стали обращаться не только простые люди, но также вельможи и князья. Моисей Угрин (Венгерец) был брат Георгия Венгерца, известного слуги князя Бориса, убитого Святополком Окаянным. Спасшись от убийц, посланных Святополком на Бориса, Моисей только избежал смерти, и пришел в Киев, где скрылся у Преславы, сестры Ярослава; тут он оставался до той поры, когда польский король Болеслав Храбрый пришел на помощь Святополку против Ярослава и занял Киев. Принужденный к выступлению, Болеслав увел в полон много бояр Ярославовых и его две сестры, в том числе и Преславу; в то время повели также в ляшскую землю и Моисея Угрина, окованного в тяжелые цепи по рукам и ногам, потому что он был силен и красив по наружности. В Польше его увидела одна знатная госпожа, муж которой ходил с Болеславом в Русь и погиб в бою; она почувствовала любовную страсть к Моисею Угрину и начала ему говорить с лестью: «Зачем терпишь, любезный, такие муки, когда, имея разум, можешь избавиться от оков?» – «Так угодно Богу, сударыня!» отвечал ей Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нам присно благодеющая. Кондак 11 Пения нашего смиреннаго не презри, Богородительнице Пречистая, и не отвратися от нас, недостойных, но помози нам покаянием очиститися от грехов и беззаконий наших, да чистым сердцем и усты вопием Спасителю нашему: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дево, на святей иконе Твоей, посреде лика угодников Божиих, лучами благодати неизреченно блистающую, и Тобою на светлую стезю добродетелей наставляеми, зовем Ти сицевая: Радуйся, молитвами Победоносца великомученика Георгия от всякаго зла нас ограждающая. Радуйся, предстательством равноапостольныя Марии Магдалины паче всех благ возлюбити Господа нас научающая. Радуйся, молением святыя великомученицы Варвары от внезапныя смерти, без покаяния и Святаго Причащения, нас сохраняющая. Радуйся, ходатайством святыя мученицы Лидии в вере нас укрепляющая. Радуйся, мольбами преподобнаго Моисея Угрина от страстей греховных нас избавляющая. Радуйся, заступлением преподобнаго отца нашего Алексия в Православии нас утверждающая. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нам присно благодеющая. Кондак 12 Благодать Твою яви нам, Пресвятая Мати Дево, молящимся Тебе пред честною иконою Твоею, и щедроты Твоя ниспосли на вся грады и веси наша, да в мире и благочестии поживше на земли, райских селений достигнем, идеже Ангели непрестанно вопиют Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Твоя чудеса и милости роду нашему, от иконы Твоея Георгиевския явленныя, молим Тя: лика Твоего святаго не отврати от нас, но исполни во благое вся прошения наша, да вси вопием Ти сице: Радуйся, Радосте наша Пресвятая. Радуйся, Царице наша Преблагая. Радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего. Радуйся, матернюю любовь Твою присно являющая. Радуйся, телес наших безмездное врачевание. Радуйся, душ наших спасение. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, иконою Твоею нам присно благодеющая. Кондак 13 О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего, приими милостивно сие малое моление наше, пред пречистым Твоим образом возносимое, и теплою молитвою Твоею ко Господу умоли избавитися нам муки вечныя и сподобитися радости святых, выну поющих Ему: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Рака прп. Ефрема Новоторжского мон-ря в Торжке. Фотография. 1901 г. (ТГОМ) 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида произошло обретение мощей Е., оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова св. Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Е. был канонизирован к местному почитанию при митр. Дионисии (1581-1587), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к кон. XVI в. ( Барсуков. Стб. 197). Почитанию Е. способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и вел. кн. Симеона Бекбулатовича . В состав его владений вошел Торжок, церкви и мон-ри к-рого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Е. за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 окт. 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского И. Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца» ( Станиславский. С. 236). Сведения о почитании Е. в Торжке в нач. XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/26 г. П. Д. Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской ц. один из приделов был освящен «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (есть сведения об устроении этого придела в 1577, при архим. Мисаиле), там стояла рака с мощами Е. В посвященном святому приделе имелся «образ местной Ефрема чюдотворца на золоте, венцы окладные». В Борисоглебской ц. наряду с иконами равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и святых Бориса и Глеба находились «образ Ефрема чюдотворца на золоте», «образ месной Ефрем чюдотворец, окладной, венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать», на затворах дверей в киоте помимо икон князей-мучеников был образ «преподобный чюдотворец Ефрем». В казне Борисоглебской ц. числился «покров площеница, а на нем образ шит преподобнаго чюдотворца Ефрема», а по его краям «шит тропарь и кондак». На посаде Торжка Борисоглебскому монастырю принадлежала Вознесенская ц. На одной из ее икон были изображения «Олексея митрополита да преподобного Ефремия, Новоторского чюдотворца» (Писцовая книга г. Торжка и посада 7133 (1625) г.//Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 4. С. 24-27).

http://pravenc.ru/text/182089.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010