Продолжением начатой темы стал доклад « " Светильники духа " : служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке (на опыте Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы)» епископа Солнечногорского Алексия. Владыка Алексий, отметив, что именно Даниловой обители в годы богоборчества, гонений и разрушения основ православной жизни было суждено сыграть важнейшую роль в истории Русской Православной Церкви, ознакомил слушателей с жизнеописаниями пяти исповедников веры, прочными духовными нитями связанных с Даниловым монастырем: архиепископа Феодора (Поздеевского); архимандрита Георгия (Лаврова), ныне преподобноисповедника; архимандритов Поликарпа (Соловьева) и Симеона (Холмогорова), иеромонаха Серафима (Климкова). Самым важным итогом их исповеднической жизни, как сказал епископ Алексий, было то, что эти светильники духа смогли в годы тяжелейших репрессий воспитать целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания. Никогда не прерывалась даниловская духовническая традиция. Эти люди стали как бы мостиком между современной братией и прежними даниловскими монахами, благодаря им дотянулась до нашего времени нить настоящей веры — веры, которая ведет все новых и новых людей в Царство Небесное. Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера, в своем докладе «Прием и духовное воспитание начинающих монахов в монастырях сегодня» выделил несколько этапов становления инока, отметив, что самым важным является начальный период до вступления в братство, так как именно в это время закладываются основы монашеской жизни. По мысли владыки, уход от мира — это великое событие, которое не может обойтись без Бога. На личном уровне его можно сравнить с выходом Израиля из Египта. Только Господь, видя склонность человека к монашеству, знает, в какое время и с помощью каких людей и событий пригласить его в жизнь ангельскую. Однако если игумен или игумения видят у христианина склонность к монашеству, то будет полезно, проявляя деликатность, поговорить с ним о духовной красоте и значении монашества, рассказать ему о своей обители. Далее Преосвященный Епифаний остановился на том, как должно начинаться вхождение соискателя в жизнь братства, показав, насколько важно для человека прежде оставления мира уладить все личные и имущественные вопросы.

http://patriarchia.ru/db/text/5539708.ht...

Новый святой — Какими были ваши впечатления, когда вы в первый раз приехали в обитель? — В 1986 году, когда я был насельником Троице-Сергиевой лавры, мне назначили послушание жить в Даниловой обители три месяца — участвовать в возрождении молитвенной жизни. Первое впечатление — это непрерывная стройка, повсюду рвы, котлованы. Разруша­ющиеся монастырские стены, которые даже не везде сохранились. Но работа кипела. В восстановлении участвовало много людей: не только рабочие и специалисты-реставраторы, но и добровольцы — люди самого разного возраста, в том числе и пожилые. Это было так трогательно! Каждый делал посильную для него работу, — в основном по уборке мусора. Все считали для себя большой честью чем-то помочь. Братия, конечно, большую часть времени уделяла молитве, богослужению, но вечером трудилась вместе с добровольцами. Одновременно на территории монастыря проводились археологические работы, есть книга с описанием всех находок3. В 1992 году Патриарх Алексий II назначил меня уже наместником монастыря. На тот момент тут проживало 35 человек братии. Со всей страны насельники собирались, не только монахи Троице-Сергиевой лавры. В это время монастырь был уже приведен в порядок. Бытовые условия были нормальные, жили в основном в отдельных кельях. — Став наместником, вы поменяли что-то в распорядке, послушаниях, молитвенной ­жизни? — Я сохранил весь введенный до меня уклад, только добавились некоторые службы. Так, в 2000 году был прославлен бывший насельник обители преподобный исповедник Георгий (Лавров). Он подвизался здесь в 1930-х годах, после ареста его отправили в ссылку в Казахстан. После освобождения в 1932 году он поселился в Нижнем Новгороде, так как ему было запрещено жить в Москве по предписанию «минус 12»4, запрещавшему бывшим осужденным жить в некоторых городах. Там он и скончался от тяжелой болезни. Был причислен в лику святых, прославлен на Архиерейском Соборе 2000 года. Останки Георгия (Лаврова) перенесли в Данилов монастырь. Ему составили службу, которую мы совершаем каждое первое воскресенье месяца, за исключением Великого поста и праздничных дней, вместе с акафистом преподобному Георгию Даниловскому. Также по пятницам в Троицком соборе у нас возобновилось чтение акафиста Божией Матери «Троеручица», икона которой всегда была чтимой у нас в обители.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_s...

1047 Ad ultimum quoque ipsa etiam anchora, cum qua in Pontum est praecipitatus, apparunt. В Слове на перенесение мощей преславного Климента тоже сперва говорится о находке ребра, а потом головы, других мощей, рук, ног и в заключении – якоря (см.: Антология, гл. 7–9). 1048 ...по совершении на том месте таинств святым первосвященником – celebratis ibidem a sancto Pontifice sacrosanctis mysteriis («торжественно там святым понтификом [совершении] святых таинств»), У В. А. Бильбасова: «...святым первосвященником было там же совершено богослужение» (Бильбасов В. А. Кирилл и Мефодий. – С. 316, гл. 5). Под святым понтификом (первосвященником) следует понимать архиепископа Георгия, но не Константина, который имел невысокий священнический сан, вероятно, диакона. Поэтому он не мог совершать святые таинства, тем более при наличии епископа. К тому же его присутствие на острове ничем не подтверждается и входит в противоречие с умолчанием об этом очевидца – автора Слова на перенесение, называвшего имена и менее видных участников экспедиции. В пер. И. Я. Франко сказано более определенно: «...коли сьвятий епископ там же biдnpabub пресьвяту Тайну» (с.214). 1049 ...святой муж – sanctus vir. Речь идет о Георгии Херсонском (Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства iм. Шевченка. – Льbib, 1904. – Т. 60. – Кн. 5. – С. 221). В Слове на перенесение мощей преславного Климента он назван «преподобным архиереем» (гл. 10). ... и потом с хвалебными песнями перенес их в столицу Глорию – ас deinde Gloriam metropolim cum hymnus et laudibus maximis transportavit («и затем доставил в столицу Глорию с гимнами и величайшими восхвалениями»). Предпочтителен перевод «в столицу славную», то есть «столицу фемы», главный город края – Херсон. Однако, по мнению П. А. Лаврова, текст легенды здесь представляет искажение, подобное которому встречается в еще более поздней «Золотой легенде» (Legenda Aurea) Иакова де Ворагине (XIII в.). В последней в рассказе об обретении мощей Климента, отчасти заимствованном из недошедшей хроники епископа Льва Остийского (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении всех международных и региональных проблем отечественная дипломатия продолжит последовательно продвигать мирную, позитивную, взвешенную повестку дня в интересах снижения конфликтности, формирования более справедливой и демократической архитектуры мироустройства, которая отражала бы культурно-цивилизационное многообразие человечества с опорой на традиционные ценности, общие для всех мировых религий. На основе многовекового исторического опыта и богатых традиций нашего народа будем укреплять по праву принадлежащую России роль одного из гарантов глобальной стабильности, центра притяжения для тех, кто привержен верховенству международного права, кто готов и стремится выстраивать коллективные подходы к решению общих задач, укреплять нравственные начала во внешней политике. В этой работе Министерство иностранных дел будет и впредь наращивать плодотворное взаимодействие с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями России. Наше сотрудничество призвано способствовать предотвращению межцивилизационных и межконфессиональных разломов, нацелено на утверждение на международной арене идеалов мира и справедливости. Убежден, что Чтения внесут полезный вклад в общие усилия на этом направлении, послужат упрочению согласия в нашем обществе, доверия и взаимопонимания в отношениях между государствами и народами. Благодарю за внимание. «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/4792749.ht...

В стихотворении описан реальный случай, имеющий две версии. По одной сам поэт встретился в 1950е гг. со старцем и тот его не узнал. По другой же, более вероятной, один из общих знакомых рассказал Андронику о Солодовникове, и тот его не вспомнил. Зоя Вениаминовна Пестова (1899 — 1973) — жена Н. Е. Пестова , друга поэта. Стихотворение посвящено Алексею Владимировичу Чичерину (1900 — 1989 гг.), другу поэта, профессору филологии Львовского университета, выходцу из древнего дворянского рода Чичериных. Известный философ и юрист Борис Николаевич Чичерин (1828 — 1904) — двоюродный дедушка А. В. Чичерина; нарком иностранных дел РСФСР в 1918–1930 гг. Георгий Васильевич Чичерин (1872 — 1936) — двоюродный дядя. В 1933 г. по делу Татьяны Мельниковой, ученицы старца Даниловского монастыря Георгия (Лаврова)был арестован и 5 лет провел в лагере. Вероятно именно родство с наркомом спасло его от повторного ареста. Соломон — царь Израильско-Иудейского царства в 965–928 гг. до н. э. Сын Давида. Согласно библейской традиции, славился необычайной мудростью, по преданию С. — автор некоторых книг Библии, в т. ч. “Песни песней”. В сб. “Стихи” под названием “Кольца”. Стихотворение написано в год бракосочетания поэта с Н. С. Паутынской. Стихотворение посвящено сыну Сереже. В ряде источников с посвящением “Новорожденной дочке Мариночке”. Эпиграф из 145 псалма Давида, также входит в Литургию Иоанна Златоуста . Переводится как “воспеваю своего Бога доколе живу”. Алексей Солодовников — внучатый племянник поэта. Посвящено внуку Н. Е. Пестова , Николаю Владимировичу Соколову, в настоящее время настоятелю московского храма Николы в Толмачах. Первая публикация в 1916 г. в сборнике студентов Московского коммерческого института (ныне знаменитая Плехановка) “Предрассветное”. Посвящено брату Алексею. В ряде источников под назв. “Мальчик и солнечный луч” с посвящением “Младшему брату Люсику”. В ряде более ранних источников — без 5 строки. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/slava-bogu-za-v...

Коршунов Ю.Л. Последний генерал-адмирал (Великий князь Алексей Александрович)//Новый часовой. 1996. С. 188–195. Корягин С.В. Иловайские. – М.: Б. и., 2001. – 120 с.: ил., портр. – (Генеа­логия и семейная история Донского казачества; Вып. 17). Косцюшко-Валюжинич К.К. Посещение Их Императорскими Величествами музея и раскопок в Херсонесе 18 сентября 1902 г.//Известия Таврической Ученой архивной Комиссии. 1902. Т. 34. С. 114–125. Кочетов Д.Б. Балаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца мужской монастырь//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 280–281. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.)/Отв. ред. А.М. Молдован. – М.: Языки русской культуры, 2001. – 400 с. – (Studiaphilologica). Красножен М.Е. Церковное право. – 2-е изд., испр. и доп. – Юрьев: К Маттисен, 1906. – 304 с. Краткая историческая записка о публичных богословских чтениях в Москве//МЦВед. 1903. С. 139–141; С. 178–181; С. 205–207; С. 228–229. Кремлевское торжество 19 февраля//МВед. 1902. 20 февр. С. 2. Кривошеева Н.А. К вопросу о времени восстановления в правах митрополита Арсения (Мацеевича) и бывшего священника Григория Петрова //XV Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гума­нитарного университета: Материалы 2005 г. Т. 1. М., 2005. С. 334–337. Круглов А. На службе миру – на службе Богу//ДЧ. 1902. Ч. III. Окт. С. 186–193. Кудрявцева Е.П.Король Петр I//Монархи Европы: Судьбы династий/[Т.А. Александрова, А.М. Балебанов и др.; Ред.-сост. Н.В. Попов]. М., 1996. С. 500–551. Курбатов В.Я. Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. – СПб.: Лениздат, 1993. – 383, с.: ил. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. по материалам экс­педиции 1996 г. – М.: Индрик, 1999. – 312 с. Лаврова П.В., Соловьева Т.С. и др. Англикано-православные связи//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 311–322. [ Лебедев А. А.] Приемы, знания и беспристрастие в критическом деле редактора «Домашней Беседы» В.И. Аскоченского: Разбор критики на соч. архим. Феодора «О Православии». – СПб.: В. Головин, 1862. – 148, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В монастыре два каменных храма:  Новый собор, сооруженный в 80-х гг. XIX века. Выполнен в византийском стиле и имеет пять глав; Старый собор, построенный в 1691 году, двухэтажный. Имеет фасад в итальянском стиле и такую же колокольню. Новая четырехъярусная колокольня с грушевидною главою построена в 1820 году. Вокруг монастыря идет каменная ограда с башнями, на которых вместо русских шатровых верхов имеется надстройка в виде средневековых бойниц. Итальянский стиль и эти верхи обязаны своим появлением настоятелю Никодиму (1842-1853), который в прошлом был флотским офицером Н.П.Демусье. Переделывая разные монастырские постройки, настоятель накладывал на старину резкую печать своих вкусов. Из древностей монастыря выделяются: Феодоровская икона Божией Матери хорошего древнего письма, врезанная в большую доску; икона Вознесения; икона Параскевы Пятницы древнего письма; старинные иконы приделов; Евангелие московской печати (1634 год) - вклад Стрешневых; Евангелие московской печати (1698 год) в богатом окладе; серебряновызолоченный крест (1689 год) в память стольника Аничкова с надписью; Вкладная книга (1681 год); Синодик (1687 год). В трудные годы Первой мировой войны и революции руководил Мещовской обителью новый настоятель - иеромонах Георгий (Лавров), переведенный из Оптиной пустыни. Голод, бытовые неустройства, крушение привычного уклада жизни - таковы знамения того времени. Управлять монастырем в эти окаянные годы было тяжелым испытанием. Наступил 1917 год. После Октябрьского переворота начались гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Случались дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С верными послушниками шили мешочки, насыпали в них муку, затем запрягали лошадку и отвозили драгоценную помощь бедным крестьянам. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень. 9 декабря 1918 года в обитель ворвались большевики. Красноармейцы обыскали все помещения и разгромили обитель, не остановились и перед осквернением святынь. Монатырь был закрыт. Тогда же арестовали его настоятеля - архимандрита Георгия (Лаврова). На юбилейном освященном Архирейском Соборе, проходившем в 2000 году, преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец, причислен к лику святых. И лишь после восьмидесятилетнего периода поругания и запустения вновь ожила Свято-Георгиевская Мещовская обитель.

http://sobory.ru/article/?object=01762

Публикуемый цикл писем архимандрита Вениамина из казахстанской ссылки адресован Татьяне Борисовне и Тихону Тихоновичу Пелих. С этой семьей отец Вениамин познакомился в бытность свою насельником Троице-Сергиевой Лавры (1946–1949 гг.). Знакомство началось благодаря участию Татьяны Борисовны в церковном хоре [ 1 ] и вскоре переросло в прочную дружбу: семейство Пелих исповедовалось у отца Вениамина, помогало ему преодолевать житейские трудности. Кроме того, их соединял интерес к богословской литературе, к глубинным вопросам духовной жизни. Возможно также, что их отчасти соединяли и общие воспоминания о Даниловом монастыре.Татьяна Борисовна Пелих (урожденная Мельникова, 1903–1983) происходила из дворянского сословия. Ее отец служил по акцизному ведомству в Варшаве. После 1914 года семья поселилась в Царском Селе, где Таня училась в гимназии вместе с Великими княжнами Марией и Анастасией. После революции Мельниковы оказались в Москве. Таня стала много времени проводить в храмах, занималась церковной благотворительностью, что в те времена зачастую было смертельно опасным делом. Вскоре мать стала замечать у дочери наклонности к монашеству. Это приводило ее в недоумение, но попытки противостоять дочерней " экстравагантности " ни к чему не привели: Таня стала духовной дочерью одного из известнейших старцев того времени — насельника Данилова монастыря архимандрита Георгия (Лаврова) [ 2 ]. Преданность старцу была столь велика, что когда в 1928 году его выслали из Данилова монастыря в Казахстан, Таня не колеблясь поехала за ним [ 3 ]. В этой добровольной ссылке она провела четыре года, обеспечив отцу Георгию постоянный уход в эти последние, как оказалось, годы его жизни. С ним она и выехала из казахской ссылки в Нижний Новгород, где старец, болевший раком гортани, по приезде скончался.Тане пришлось вернуться в Москву. Однако вскоре, 25 января 1933 года, в день ее Ангела, она была арестована и после нескольких месяцев пребывания на Лубянке и в Бутырской тюрьме отправлена в ссылку в Бийск (Алтайский край).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Мир Библии: Нагие и голые /Автор – Андрей Десницкий . Ил.: Фрагменты фрески Мазаччо «Изгнание из рая». Начало XV в.//Фома. - – июль 2008. – С.50-51. – (рубрика « Мир Библии »). Позитив: От милосердия к святости . К 90-летию со дня мученической кончины великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой /Автор – Дарья Рощеня . Фотографии предоставлены Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного//Фома. - – июль 2008. – С.52-55. – (рубрика « Позитив »). Числа: Июль (рассказы о новомучениках российских, дни памяти которых отмечаются в июле)/Подготовила Екатерина Прогнимак //Фома. - (63) – июнь 2008. – С.56-57. – (рубрика « Числа »). Представлены: Священномученик Александр (Крутицкий) – 1 июля. – С.56; Священник села Хомутово Покровского района Московской области. Арестован в марте 1938 года за «контрреволюционную деятельность», 1 июля того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Преподобноисповедник Георгий (Лавров) – 4 июля. – С.56-57; Рака с мощами отца Георгия (Лаврова) хранится в Преображенском храме московского Свято-Данилова монастыря. Духовником      братии и прихожан этой обители он был в 20-е годы ХХ века. До того около 20 лет прожил в Оптиной пустыни, куда ушел в двадцать два года и где был пострижен в монашество (1899 год). Дважды (1918 и 1928 гг.) был арестован, пережил заключение в Таганскую тюрьму и ссылку в Казахстан. Будучи безнадежно больным, получил разрешение вернуться в Россию. Скончался в Нижнем Новгороде 4 июля 1932 года. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) – 19 июля. – С.57; Сын (г.р. 1905) русского консула в Тегеране, убитого персами в 1911 году. Призванный в Красную армию не скрывал, что он христианин, за что подвергался преследованиям. В 1930 году, после окончания срока службы, принял монашеский постриг в московском Высокопетровском монастыре. В 1933 году арестован и сослан в Новосибирск, Владивосток… Через три года, вернувшись в Москву, иеродиакон Феодор принимает священнический сан и отправляется служить в село Ивановское близ Волоколамска. Преследовался властями, запретившими ему служить в московской области. В конце концов был арестован, после двухлетнего следствия осужден, а спустя месяц умер в городе Балашове Саратовской области от невыносимых условий тюремного содержания.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-63-i...

и 1752 г.). 30 августа 1652 г. были обретены и перенесены в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов мощи основателя монастыря, благоверного князя Даниила Московского. В середине XVIII в. возвели церковь святого Даниила Столпника, которая является сейчас западной частью собора. 20 октября 1885 г. в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов освятили приделы благоверного князя Даниила Московского и благоверных князей Бориса и Глеба. В XIX в. храм поновлялся и украшался, пополнялся богатой утварью. На первом этаже с 1890 г. существовал придел праведной Елисаветы, украшенный мраморным иконостасом. В феврале 1930 г. из храма были изъяты остававшиеся там ценности, и 24 сентября, накануне закрытия храма, братия во главе с архимандритом Тихоном перенесла святые мощи благоверного князя Даниила в приходской храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе. С 1930 г. на территории Данилового монастыря находился приемник-распределитель для беспризорных детей и несовершеннолетних нарушителей. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов был разорен и обезглавлен. В 1983 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви, и началось его возрождение. Чин освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы, что находится на первом этаже собора, был совершен 8 июня 1985 г. На солее Покровского храма в киоте находится главная святыня обители – икона благоверного князя Даниила Московского с частицами его мощей. Перед этим образом совершаются монашеские постриги. Главный и придельный иконостасы написаны в иконописной мастерской Данилова монастыря. Группу иконописцев возглавлял игумен Зенон, насельник Псково-Печерского монастыря. В алтаре храма большой мощевик с двадцатью частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских. В Покровском храме 2 декабря 2001 г. была установлена рака с мощами новопрославленного святого Георгия (Лаврова) († 1932), Даниловского чудотворца, духовника обители. Главный престол собора, находящийся на втором этаже, освятили 26 марта 1988 г. Поначалу престольный праздник собора отмечался в день памяти Святых Отцов Шести Вселенских Соборов.

http://sobory.ru/article/?object=04549

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010