Второй ярус: по центру Распятие Господне с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, а по сторонам на шести деках Страдания Христовы. Своды и стены трапезы расписаны в 1777 году деяниями Апостолов и страданиями с чудесами Бориса и Глеба. Так же в трапезной находился древний большой выносной крест, украшенный золоченой резьбой. Распятие резное, оживленное красками, а на концах и в средине обеих сторон девять клейм греческого письма. Предел во имя Страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба. От Григорьевской церкви отделен стеной и объединен с трапезой. В иконостасе имелось три иконы устюжского письма. Единственной достопримечательностью предела являлся антиминс, освященный в 1713 году епископом Великоустюжским и Тотемским Лукою. Колокольня. Находилась примерно на одинаковом расстоянии между Георгиевской и Антония и Феодосия Киевопечерских церквями. Колокольня построена на трех кладовых палатках, середина квадратная, а верх шестигранный, шпиль обит листовым железом. На колокольне было 10 колоколов. Разрушена в 1930 году. Литература: 1. Попов А. Георгиевская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 1. 13. 1873. Стр. 251. 2. Титов А. А. Летопись Великоустюжская./Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 65-66. 3. Ардашев В. Летописъ семисотлетниго существования города Устюга-Великаго. – Вологодскихъ губернскихъ ведомостей. Часть неоффициальная. Ноября 2. 44. 1857. Стр. 316. 4. Писцовая книга 1676 – 83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 74-75. 5. Древности Росийскаго государства, изданныя по высочайшему повелению. Отделение I. Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. – Москва: Въ типографии Александра Семена. 1849. Стр. 32-33. 6. Там же. Стр. 33. 7. Там же. Стр. 33. 8. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 68. 9. Попов А. Георгиевская церковь въ г.

http://sobory.ru/article/?object=06418

Среди исторических реликвий в ризнице Д. м. хранился посох, пожалованный Московским митр. Платоном (Левшиным) архим. Ираклию († 1815); местонахождение посоха после 1930 г. неизвестно. Вскоре после открытия Д. м. в 80-х гг. XX в. в часовню прп. Серафима Саровского монахини из Дивеевского мон-ря пожертвовали часть мантии прп. Серафима и часть камня, на к-ром молился преподобный. По завещанию архим. Германа (Красильникова; 1907-1985), в Д. м. были переданы четки прп. Серафима. В наст. время эти реликвии находятся в монастырской ц. во имя прп. Серафима. Церковно-исторический музей Д. м. был основан в 1987 г. по распоряжению архим. Тихона (Емельянова), размещался в помещении, расположенном в вост. проеме св. врат. Работами по созданию музея руководил иером. Иосиф (Братищев; впосл. архимандрит, наместник Соловецкого в честь Преображения Господня мужской монастыря ). 1 июня 1988 г. митр. Минский и Белорусский Филарет открыл музейную экспозицию. В 1-й пол. 90-х гг. XX в. фонд музея насчитывал более 5 тыс. ед. хр. Тематически собрание можно разделить на неск. групп. 1-я - это реликвии, связанные с настоятелями и насельниками Д. м.: гравюра, книги архиеп. Никифора (Феотоки), саккос, омофор, фотографии архиеп. Феодора (Поздеевского), скуфья, фотографии, рукописи архим. преподобноисп. Георгия (Лаврова), дневники, личные вещи архим. Тихона (Беляева), покровцы на литургические сосуды, епитрахиль, поручи архим. Серафима (Климкова) и др. 2-ю группу составляют реликвии общецерковного значения, среди которых материалы, связанные с почитанием прп. Серафима Саровского (фотография вещей преподобного, хранившихся в Дивеевском мон-ре, металлические образки «В память открытия св. мощей прп. Серафима 19 июля 1903 г.», образки с изображением прп. Серафима до прославления, без нимба, в т. ч. нательный крестик и образок времени кончины Саровского чудотворца, изготовленные малым тиражом по заказу его почитателей; принадлежавший прот. И. И. Фуделю финифтяный образ с изображением прп. Серафима в молении на камне, частица к-рого укреплена на оборотной стороне); материалы о настоятеле храма в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище прот. Луке Любимове († 1935), его сыновьях-священниках Сергии и Александре и о его родном брате архим. сщмч. Крониде (Любимове) ; изобразительные и документальные материалы иконописца В. А. Комаровского.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Гавриил трудится над ликом Спасителя, я сижу рядом и наблюдаю. Икона свв. Косьмы и Дамиана - Правда, хорошо сохранилась? - показывает потрескавшуюся от времени икону святых Косьмы и Дамиана . Одобрительно киваю - на большее моих познаний в искусстве не хватает. Иконописец хитро улыбается и раскрывает секрет: - На самом деле, это подделка. Стилизация. Тут только доска старинная, а писал я сам. - А материалы для работы самостоятельно делаете? - Нет. Краски заказываю в Греции и России. Технику изготовления знаю. Готовить краски самостоятельно, к сожалению, нет времени. Доски я покупаю, но готовлю для работы сам. Лучше всего дуб, но дуб дорогой. Сейчас пишу на орехе. - Где учились иконописи? - Сначала у отца, 11 лет, с 1986 года. А в 97-м меня уже от Иерусалимской Патриархии отправили учиться на Афон и затем в Салоники. Ну и потом, уже когда женился, я год учился в Москве , в Свято-Тихоновском университете . С женой Дашей - Русский там выучили? - Начинал я изучать русский еще раньше, в Вифлееме, на годовых курсах русского языка. Проучился два месяца, знал грамматику, читал, но практики не хватало. А потом женился на Даше - тут и практика появилась. - Вы обычно работаете на заказ или по зову сердца? - На заказ - тоже по зову сердца. Это же икона. - Кто ваши основные заказчики? - Самые разные люди. Я работаю в храмах и монастырях - например, храм святого Георгия в Рамле расписан мной, и иконы там мои. Работал по заказу бывшего игумена гробницы Божией Матери. Русский посол (мы с ним много общаемся) четыре иконы заказывал: для себя, Медведева , Сергея Лаврова и, кажется, Путина . Иногда пишу в подарок. Несколько лет назад написал икону святителя Алексия Московского специально для покойного Патриарха Алексия. Подарил ему на день Ангела. Приедет Святейший Кирилл с официальным визитом - если будет возможность, попытаюсь и ему подарок написать. Путь к Православию - В какой вере вы воспитывались? - Меня и братьев мама приводила в православный храм. Но крещен я был в Армянской церкви, потому что к ней принадлежит мой отец, даже дом родителей находится при армянском монастыре. Здесь принято детей крестить и воспитывать в конфессии отца.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 7 (63) июль 2008 Не судите? Размышления о заповеди, которую почему-то так трудно исполнить Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждают люди друг друга отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, — за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания? 22.11.2023 28.05.2018 Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, ведь они лежат вне времени. 08.07.2017 Самое последнее дело — что-то доказывать страдающей матери. 26.07.2014 Так закрываются " музеи " Знаем мы этот Запад: секуляризованное общество, музейное христианство, великолепные — и пустые — готические соборы… Примерно с таким настроением обозреватель «Фомы» отправилась в паломническую поездку по Германии и Франции 13.06.2014 Библиография. «Фома» – июль 2008 С чем связан кризис семейных ценностей и как его можно преодолеть? Тема номера. 8 июля: День семьи. 22.07.2008 ГЛАВНОЕ НЕ СТЕНЫ, А ЛЮДИ Священник Сергий Красников, настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Ростове-на-Дону, комментирует статью Алексея Соколова " ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ " 01.01.2008 Новомученики июля Рассказ о жизни и подвиге российских мучеников ХХ века, прославленных Церковью в лике святых, продолжают истории священномученика Александра (Крутицкого), преподобноисповедника Георгия (Лаврова), преподобномученика Феодора (Богоявленского). 01.01.2008 ОТ " ПРАВОСЛАВИЯ-ЛАЙТ " - В ДЕРЕВНЮ! Христос воскресе! Здравствуйте, уважаемая редакция, братья и сестры! Знаком с вашим журналом с тех времен, когда «Фома» еще был совсем не глянцевым. Запомнилась статья о Православии в Индонезии, беседа с архимандритом Даниилом. Этот номер «Фомы» потом «зачитали», но остались другие, которые иногда мы перечитываем.

http://foma.ru/journal/7-63-ijul-2008

Продолжением начатой темы стал доклад « " Светильники духа " : служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке (на опыте Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы)» епископа Солнечногорского Алексия. Владыка Алексий, отметив, что именно Даниловой обители в годы богоборчества, гонений и разрушения основ православной жизни было суждено сыграть важнейшую роль в истории Русской Православной Церкви, ознакомил слушателей с жизнеописаниями пяти исповедников веры, прочными духовными нитями связанных с Даниловым монастырем: архиепископа Феодора (Поздеевского); архимандрита Георгия (Лаврова), ныне преподобноисповедника; архимандритов Поликарпа (Соловьева) и Симеона (Холмогорова), иеромонаха Серафима (Климкова). Самым важным итогом их исповеднической жизни, как сказал епископ Алексий, было то, что эти светильники духа смогли в годы тяжелейших репрессий воспитать целое поколение верующих людей, готовых на любые лишения и испытания. Никогда не прерывалась даниловская духовническая традиция. Эти люди стали как бы мостиком между современной братией и прежними даниловскими монахами, благодаря им дотянулась до нашего времени нить настоящей веры — веры, которая ведет все новых и новых людей в Царство Небесное. Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера, в своем докладе «Прием и духовное воспитание начинающих монахов в монастырях сегодня» выделил несколько этапов становления инока, отметив, что самым важным является начальный период до вступления в братство, так как именно в это время закладываются основы монашеской жизни. По мысли владыки, уход от мира — это великое событие, которое не может обойтись без Бога. На личном уровне его можно сравнить с выходом Израиля из Египта. Только Господь, видя склонность человека к монашеству, знает, в какое время и с помощью каких людей и событий пригласить его в жизнь ангельскую. Однако если игумен или игумения видят у христианина склонность к монашеству, то будет полезно, проявляя деликатность, поговорить с ним о духовной красоте и значении монашества, рассказать ему о своей обители. Далее Преосвященный Епифаний остановился на том, как должно начинаться вхождение соискателя в жизнь братства, показав, насколько важно для человека прежде оставления мира уладить все личные и имущественные вопросы.

http://pravoslavie.ru/126025.html

Открывая конференцию, митрополит Климент передал ее организаторам и участникам благословение Святейшего Патриарха Кирилла. Затем он выступил с докладом «Два народа — одна Голгофа». В своем выступлении иерарх рассказал о духовных связях между Калужской землей и Казахстаном через новомучеников и исповедников ХХ столетия. Владыка митрополит привел в пример жития святых, прославленных в Калужской митрополии : преподобномученика архимандрита Георгия (Лаврова), отбывавшего в течение трех лет ссылку в Западном Казахстане в поселке Каратобе; преподобного Севастиана Карагандинского, одного из последних старцев Оптиной пустыни; мученицы Феоктисты (Ченцовой), завершившей свои земные дни в КарЛаге; священномученика пресвитера Владимира Преображенского, убиенного за Христа в ссылке в Южном Казахстане. Архипастырь отметил, что 50 человек — священнослужители, монашествующие и миряне — из Калужской губернии пострадали за веру в эпоху гонений на территории Казахстана. На конференции прозвучал доклад митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Казахстанские новомученики и исповедники. Актуальные уроки истории», в котором, в частности, отмечалось: «Духовное содержание форума " Радость слова " , который проходит в эти дни в Южной столице нашей республики, обращено к подвигам страдальцев за веру Христову в ХХ столетии. Это связано не только с памятной датой установления общего празднования казахстанским святым, но и с тем, что именно книга сегодня является главным средством, которое открывает образ мученика ХХ столетия человеку, живущему в веке XXI. Самостоятельно получить информацию о святом, его жизни и кончине, историческом контексте, различных обстоятельствах весьма затруднительно — для этого нужны определенные знания и опыт, навык работы с архивными материалами и годы сложнейшей научно-исследовательской работы. А через книгу читатель получает замечательную возможность прочесть найденные документы, рассмотреть старинные фотографии, ознакомиться с деталями жизни самого мученика и окружавших его людей, увидеть различные образы той страшной эпохи. Серьезные издания, посвященные новомученикам — это необходимый материал для съемок документальных фильмов, наполнения православных сайтов в интернет-пространстве, создания музейных экспозиций или разработки тематических уроках в воскресных школах.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5382624...

Папе было предсказано, что он будет священником (это ему предсказала блаженная Мария Ивановна (†1931) из Дивеева, где он был первый раз еще до перехода в Православие), поэтому Мария Алексеевна, зная, что второбрачный не может быть священником, отказалась выйти за него замуж. Еще она боялась быть нам мачехой, если будут свои дети. Их брак многое бы облегчил, и все это приветствовали. Об этом разговор у них был только один раз, больше отец к этому вопросу никогда не возвращался. Внешне им, конечно, никто не верил, и даже священники говорили “маме”: “Деточка, вы бы лучше повенчались”, и “мама” уходила от этого священника. Потом она нашла старца Георгия (Лаврова) 4 (†1932) из Данилова монастыря, который ей поверил. Вслед за запрещением на кружок обрушились репрессии. Но в тот момент папа чудом избежал ареста. Однажды он ночевал в доме своего православного друга, Николая Евграфовича Пестова (†1982) 5 , активного члена студенческих кружков, впоследствии известного духовного писателя. Ночью пришли чекисты. Следователь, проводивший обыск, не знал, что Владимир Амбарцумович является председателем Движения, и, продержав его всю ночь, пока шел обыск, арестовав наутро хозяина дома, отпустил Владимира Амбарцумовича. Рано утром он пошел по Москве от одних друзей к другим, но у всех в этот ранний час горел свет — шли обыски. Проходив по городу до открытия парикмахерских, папа сбрил бороду и усы, постриг волосы, затем сменил обычные очки на пенсне. В тот же день он случайно встретился на улице со следователем, проводившим ночной обыск и арест. Следователь не узнал его, хотя по прибытии в ГПУ он понял свою служебную ошибку, понял, что отпустил руководителя Студенческого движения 6 . После этого случая папа полностью перешел на нелегальное положение. Мы в то время жили в Манихино в каком-то барском доме. “Маме” сообщили, что папа ждет ее на поляне. Она пришла туда и видит, что там сидит какой-то совсем чужой человек; с большим трудом она узнала в нем папу. Одной нашей близкой знакомой папа назначил встречу на бульваре. Она пришла, а его нет, на скамейке сидит какой-то мужчина и внимательно на нее смотрит. Она решила, что это шпик, и хотела уйти, чтобы не подвести Владимира Амбарцумовича. Когда она стала уходить, папа позвал ее по имени… Вот настолько он был неузнаваем даже для близких. Ночевал он в это время у друзей, иногда снимал на короткое время какую-нибудь комнату. Нередко бывало, что, войдя в какой-нибудь дом, при выходе он надевал другую одежду, чтобы быть менее узнаваемым. Соскучившись по детям, ехал в “Лидино”, — так он по моему имени называл места, где мы жили. А мы в это время молились об отце: “Господи, дай, чтобы папа опять был с бородой”.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Агроном Игорь Константинович Фортунатов, духовный сын батюшки, позже сам прошедший за веру тюрьмы и лагеря, писал в своих воспоминаниях, что «отец Георгий учил внимательно относиться к людям и усердно исполнять свои семейные и служебные обязанности. Он требовал от духовных детей постоянства в вере и ежедневной молитвы, пусть краткой по необходимости, но внимательной и искренней, и доказательства веры добрыми делами. Всегда говорил, что нужно и можно быть подвижником в повседневной жизни. Батюшка советовал жить трудовой, размеренной, мирной и благочестивой жизнью. Не поощрял пустой болтовни о религии за увеселительным чаем и говорил, что веру нужно утверждать в себе, в семье и в окружающих постоянными добрыми делами, соединенными с молитвою» В 1928 году, еще до окончательного закрытия монастыря, архимандрит Георгий был вновь арестован. Обвинили его в том, что он якобы «играл роль " старца " в черносотенном Даниловом монастыре». Сообщалось, что «обслуживаемый им контингент состоял главным образом из интеллигентов, бывших людей, торгашей и т. д.», а также о том, что количество «духовных детей Георгия Лаврова достигало тысячи человек, причем они собирались у него большими массами, до трехсот человек и Лавров вел среди них антисоветскую пропаганду» Архимандрит Георгий был выслан в Казахстан сроком на три года. За ним последовали некоторые его духовные дети. Чтобы облегчить батюшке тяготы ссылки, его навещали московские чада, хотя путь был не близок и опасен. В тяжелых условиях отец Георгий заболел раком гортани и, возвращаясь из ссылки, скончался после причащения, с чашей в руках, в Нижнем Новгороде, 4 июля 1932 года. Духовные семена, посеянные отцом Георгием в душах своих пасомых, принесли обильные плоды. И после смерти батюшки его чада держались вместе, стараясь друг друга поддерживать. Через полгода многие из них были арестованы и высланы из Москвы, но даже эти испытания не поколебали их веры, не заставили отойти от Церкви. Преподобный Георгий воспитал по-настоящему верующих православных людей, стойких воинов Христовых.

http://patriarchia.ru/db/text/4795700.ht...

Во второй раз Марья Николаевна хотела было женить меня на своей родственнице, на дочери дяди А. Ф. Лаврова, Никиты Ивановича Крылова, профессора Московского университета. Но на ее письмо с предложением меня Ник. Ив. отвечал, что у нее уже есть жених. Третью невесту сватал мне В. Н. Потапов: свою родственницу, родную племянницу Д. Ф. Голубинского , дочь его сестры, бывшей замужем за священником церкви Георгия на Полянке Дмитрием Васильевичем Разумовским. Невеста была девушка не особенно красивая, но и не дурная, очень умная и прекрасно образованная. Но я приметил, что она очень властного характера и имела наклонность упрятать своего мужа под башмак. Я же, с одной стороны, под башмаком находиться не имел желания, а с другой – не сознавал в себе силы усмирить строптивую и попятился от невесты. Четвертая моя невеста – дочь венского протоиерея, известного в свое время Михаила Феодоровича Раевского, Людмила Михайловна Раевская. Я в Вене был дважды во время заграничного путешествия: на пути туда и на возвратном пути. Когда я был в Вене первый раз, ее не было дома – она гостила у сестры. Когда я приехал второй раз, она была дома. Она была не писаная красавица, но и не дурна, еще более умная, превосходно образованная и необыкновенно тактичная. С первой же минуты знакомства она очень понравилась мне, а я, по-видимому, очень понравился ей. В этот второй раз я прожил в Вене недели полторы, и к концу моего пребывания дело между нами дошло до того, что она ждала, по-видимому, моего предложения. Однако предложение я не сделал, решив сделать его из дому. Но у меня не хватило терпения доехать до дому, и я послал предложение из Варшавы. Приехав домой, я с нетерпением начал ждать ответа. У меня в гостинице, где я поселился по приезде из-за границы, почти постоянно жил приятель мой, студент отец Георгий Орлов (теперешний астраханский епископ Георгий). Я поведал ему свою тайну, и мы оба вместе ждали ответа. Спустя очень продолжительное время ответ, наконец, пришел. С нетерпением и дрожанием рук развернул я письмо и увы! решительный отказ. Отец Раевский писал мне, что дочь его очень благодарит меня за весьма хорошее о ней мнение, но что она еще желает побыть в девицах. Я предполагал, что она нашла гораздо более выгодного и видного жениха, чем я, но А. А. Лебедев , бывший пражским священником, уверял меня, что она будто бы вышла за какого-то бурбона, какого-то неважного офицерика. Дальнейших сведений о ней никаких не имею.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Св. исп. Петр Чельцов, протоиерей (30 авг./12 сент. 1972), с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области. В молодости часто ездил в Оптину и усвоил многие традиции Оптинских старцев. Сам замечательный старец, выдающийся пастырь, чудотворец. Схимонах Иоасаф (Моисеев; 25.03/07.04 1976). Духовный сын преп. Нектария Оптинского , исповедник, прозорливец. После освобождения из лагеря (в заключении провел около 16 лет) жил в г. Грязи Липецкой области. Архиепископ Андрей (Рымаренко) 29 июня/12 июля 1978) Рокландский. Видный иерарх РПЦЗ. Основатель монастыря «Новое Дивеево» в США. До эмиграции служил в Киеве, был духовником катакомбных священников, духовный сын преп. Нектария Оптинского , читал ему отходную. Схиархим. Амвросий (Иванов; 2/15 окт. 1979). Воспитанник Оптиной Пустыни. Скончался в возрасте около 100 лет, последние годы жизни служил в с. Балабанове Калужской области. Схиигумен Павел (Драчев; 16/29 марта 1981), с. Черкассы Ефремовского района Тульской области. Скончался почти в столетнем возрасте. Вероятно, последний Оптинский монах. Нес на себе дух великих Оптинских старцев. Старец-утешитель, прозорливец, исповедник, затворник. У себя на приходе организовал общину, в основном состоявшую из монахинь Шамординского монастыря. Епископ Нектарий (Концевич; 24 янв./б февр. 1983) Сиэтлинский. Виднейший иерарх РПЦЗ. В юности часто бывал в Оптиной, духовный сын преп. Нектария Оптинского . Умер сразу после служения Божественной Литургии в день Всех Новомучеников и Исповедников Российских. Иеросхим. Нектарий (Овчинников, 16 февр./1 марта 1988). Скончался в г. Ельце Воронежской области. Духовник многих мирян, прежде известный врач. Духовный сын архим. Бориса (Холчева) . Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков; 20 апр./3 мая 1990). Имел духовное общение с преп. Никоном Оптинским , которого глубоко почитал. Протоиерей Василий Евдокимов (5/18 дек. 1990). Известный московский священник, исповедник, общался с преп. Нектарием Оптинским . Протоиерей Василий Серебренников (17/30 дек. 1996), Москва. Замечательный священник, выдающийся духовник. Духовный сын пр.исп. Георгия (Лаврова), духовник «последнего русского философа» А. Ф. Лосева (в монашестве Андроник; 1988).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010