Разбор. Святой Златоуст и другие толкователи разумеют под чашей Господней – чашу Крови Христовой, а под чашей бесовской – идоложертвенное (толковый Апостол, лист 546 об.–547). 113. Брадобритие По мнению старообрядцев, брадобритие есть обычай еретический; в доказательство своей мысли они приводят из «Кормчей книги» правило, приписываемое иеромонаху Студийского монастыря Никите Стифату , жившему в одиннадцатом столетии, где говорится: «не писано ли есть въ закон: не постригайте брадъ вашихъ, се бо женамъ лпо, мужемъ же неподобно, создавый Бог судилъ есть, Мосеови бо рече: постризало да не взыдетъ на брады ваша, се бо мерзко есть Господеви: ибо отъ Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть» (Кормчая, лист 388 об.) 320 . Разбор. Правило это основано на ветхозаветном законе и не обязательно для христиан, потому что на апостольском соборе обрядовый закон Моисеев был отменен ( Деян.15:20–29 ), это во-первых. А во-вторых, и потому, что законоположение монаха Стифата не каноническое, как есть канонические послания некоторых святых отцов, да и сам он не причислен к лику святых. В разбираемом правиле слова из закона Моисеева приведены не вполне точно, там говорится: Не сотворите кргомъ власъ главъ вашихъ, ниж брадъ вашихъ ( Лев.19:27 ). А следуя этому закону, не должно не только брить бороды, но и стричь волос, что противоречит словам апостол Павла: мжъ уб аще власы раститъ, ( 1Кор.11:14 ). Да и в Ветхом Завете брадобритие не безусловно воспрещалось, но даже предписывалось, как, например, перед посвящением левитов для служения Богу. да взыдетъ бритва на вс тло ихъ (левитов), – говорится в ветхозаветном законе ( Чис.8:7 ). После очищения от проказы: « вс власы (прокажённого) , глава и брада и брви, и вскъ власъ да ( Лев.14:9 ). А пророку Иезекиилю Сам Бог повелел обрезать волосы на голове и бороде ( Иез.5:1 ). Наконец, из истории не видно, что брадобритие узаконено Константином Ковалином (VIII века). Напротив, по свидетельству историка Георгия Кедрина, брили бороду римские императоры православные: Маврикий (VI века) и Ираклий (VII века) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   Антипа был действительным историческим лицом: он, как говорит Андрей, «был мужественнейший мученик в Пергаме, о мучении коего я читал». По мартирологам Восточной и Западной Церкви, Антипа был епис­коп Пергама и за ревностное исповедание христианской веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка. По свидетельству Георгия Кедрина (XI век), этот медный бык при Феодосии Великом перевезен был в Константинополь. Мученические акты Антипы в их первоначальном виде обязаны своим происхождением одному из жителей Пергама: в них, например, говорится, что «мы, собираясь, воздаем благодарение Богу», что «то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами» и пр. Полагают, что Антипа был замучен в 93 году, что согласуется с другими данными касательно времени написания Откровения. Память священномученика Антипы в православной Церкви празднуется 11 апреля.    Ход мыслей в 13 стихе будет таков: в немногих словах указываются сна­чала неблагоприятные условия жизни Пергамской Церкви; мрак и тьма, окружающие престол сатаны, составляют наилучший фон, на котором со всей ясностью выступают светлые стороны христианского общества и становится более заметным и ярким свет, распространяемый светильни­ком Церкви Пергама; далее изображается мужественная твердость ее чле­нов, причем мысль переходит от общего к частному и останавливается на факте мученической смерти Антипы; в заключение для большего выраже­ния похвалы Иисус Христос как бы говорит: «И все это совершилось в Пергаме, где живет сатана»; вследствие повторения начальных слов речь, таким образом, получает округленность и законченность.    С 14 стиха начинается описание противоположных, худых качеств пергамских христиан, которая заканчивается в стихе 15.    Ст.14. «Но имам на тя мало, яко имаши ту держащих учение Валаамово, иже учаше Валака положити соблазн пред сынми исраилевыми, ясти жертвы идолския и любы творити». Валаам (см.Чис.гл.22—25; Чис.31:16; Втор.23:5 и др. 2Пет.2:15—16) сын Веоров (по 2Пет. — Восоров), родом из Пефора на Евфрате, известный прорицатель, был приглашен Валаком, царем моавитским, проклясть израильский народ, угрожавший безопасности моавитян, но вместо проклятия по воле Божией он должен был произнести пророческое благословение. После этого Валаам, по общему мнению толкователей, основанному на Чис.31:16, дал совет склонить израильтян к блудодеянию и вкушению идоложертвенного, что и было приведено в исполнение (Чис.25:1—3) с ведома и соизволения Валака. Впоследствии Валаам найден уби­тым в числе мадианитян, павших от меча Израиля (Чис.31:8). Поздней­шие произведения иудейской письменности вносят Валаама в список са­мых опасных врагов израильского народа, которые не имеют права на участие в блаженстве будущей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

44:6) Иже Един Свят и во святых почиваяй (Ис. 57:15) Тя убо молю единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя (Пс. 24:16) грешнаго и непотребнаго раба (Мф. 25:30) Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя силою Святаго Твоего Духа (Рим. 15:13 2Кор. 3:6 облеченна благодатию священства, предстати Святей Твоей сей трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь: к Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене (Пс. 142:7) ниже отринеши мене от отрок Твоих (Прем. 9:4) но сподоби принесенным Тебе быти, мною грешным и недостойным рабом Твоим, Даром сим: Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь " . Составление этой молитвы приписывается святому Василию Великому. Как уже указано выше, во время чтения этой молитвы и совершения каждения певцы поют Херувимскую песнь. Составлена она и введена в употребление, согласно свидетельству Георгия Кедрина, в VI веке; точнее, во время царствования Юстина II (565-578). Она является подготовкой всего молитвенного собрания к моменту великого входа, т.е. перенесения Даров с жертвенника на престол. Как было ранее замечено, древний чин приношения вещества претерпел известные изменения. Сначала вся проскомидия совершалась после ухода оглашенных; потом произошло разделение чина: приготовление вещества перенеслось на время до начала Литургии, а перенесение Даров сосредоточилось в начале литургии верных, т.е. именно в моменте, нами разбираемом. Для этого перенесения Даров и связанных с этим действий нужно достаточно времени, которое и заполняется для верных пением этой песни, в то время как священник читает молитву и совершает каждение. Херувимская по своему содержанию служит продолжением мысли молитв малого входа об уподоблении себя ангельским Силам, предстоящим окрест престола во время совершения страшного тайнодействия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

   Думает ли кто наслаждаться сладостями мира сего, однако в той самой сладости часто огорчается, кроме того, что греховная сладость готовит нестерпимую горесть; ибо временно то, что здесь услаждает, но вечно то, что будет мучить в аду. Властелин ли кто великий, тот всюду остерегается, боясь, чтобы какой-либо враг не восстал на него и не похитил его власть. И нет такого в мире счастья, за которое не приходилось бы бояться, что оно переменится и падет; нет здесь такой радости, которая не растворялась бы печалью; нет утехи, которая не сопровождалась бы скорбью; нет такого веселья, за которым не следовало бы сетование; нет смеха, за которым не наступал бы плач и воздыхание. Вся временная жизнь — одна горечь; она горька как море, а мала как капля: почему же мы ее любим больше вечности и той сладости, которую уготовил Бог любящим Его? События в седьмом столетии первого тысячелетия...    По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей, и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения.    Мы уже слышали о прегрешении Адамовом, ради которого он лишился рая; слышали и о покаянии его, которым он приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божиих тайн, и пророческого дара.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

преимущественно историю с 959 по 976 г. Примером ему служила история Агафия, что придало его изложению довольно искусственный характер. Эпоху Василия II, больше как введение, кратко изложил в первой книге своей знаменитой истории Михаил Пселл . Иоанн Скилица , высокопоставленный византийский сановник, написал в конце XI в. хронику, продолжающую Феофана и охватывающую период с 811 по 1057 г. Для периода вплоть до низвержения Романа Лакапина он пользовался прежде всего Продолжателем Феофана. Дальнейшее изложение покоится в первую очередь на не дошедших до нас источниках и имеет большое значение. Для времени до конца правления Никифора Фоки Скилица использует тот же самый источник, семейную хронику рода Фок, что и Лев Диакон, и наряду с этим источник церковного происхождения 469 . Особенно важна для рассматриваемой в этом разделе эпохи часть, относящаяся ко времени Василия II. Оригинальный текст этого важнейшего труда не издан до настоящего времени: Боннский корпус, как и более старые издания, довольствуется перепечаткой Георгия Кедрина, переписавшего основную часть Скилицы 470 . Под именем Скилицы в Боннском корпусе содержится только имеющееся в некоторых рукописях и не принадлежащее Кедрину продолжение 1057–1079 гг., которое, однако, как показывают новейшие исследования, принадлежит не Скилице, а является компиляцией неизвестного автора 471 . Иоанн Зонара , другой высокопоставленный сановник, написал в середине XII в., удалившись в монастырь, пространную всемирную хронику, оканчивающуюся на 1118 г. Впрочем, по сравнению с более ранними источниками Зонара не предлагает по этой эпохе никакого нового материала, однако из уважения к самостоятельности, с которой он использует источники, его труд остается заслуживающим внимания. Важные дополнения к неполным сообщениям византийских исторических сочинений дают арабские источники. Для византийской истории эпохи Македонской династии особенно содержательна хроника Яхьи Антиохийского (ум. 1066) 472 . Выдающимся латинским источником для истории Византии середины X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местом дальнейшего жительства Адама следует считать Месопотамию. Место его погребения – по иудейскому преданию – Иерусалим (Голгофа). Святые отцы, не стремясь к исследованию этих преданий, размышляли, в основном, о духовном значении библейских слов. О духовно-нравственном значении библейских слов о рождении Сифа, говорит св. Иоанн Златоуст : «Роди, – говорит, – Адам и роди... по виду своему, и по образу своему, и нарече имя ему Сиф». А о рожденном прежде, то есть, о Каине ничего такого не сказал, наперед уже давая знать о наклонности его к злу; и справедливо: Каин не сохранил отеческих нравов, но тотчас уклонился к злу. Здесь же Моисей говорит: «по образу своему и по подобию своему», то есть (Адам родил сына) однородного родившему, с теми же добродетельными свойствами, являющего в себе посредством дел своих образ отеческий, могущего своею добродетелью вознаградить за преступление старшего (сына)» 302 . Мессианское значение находит в этом тексте прп. Ефрем Сирин : «Поживе Адам сто тридесять [прп. Ефрем придерживается арамейского, согласного с еврейским, текста. – Г.Ф.], и роди сына по виду своему и по образу своему. В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родшего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама» 303 . На ком женился Каин, уйдя от лица Господня в землю Нод ( Быт. 4:16–17 )? Разве там уже жили люди? На ком женились первые сыны Адамовы? Каин взял жену не в земле Нод, а ушел вместе со своей женою в землю Нод, которую там и познал. Предание свидетельствует, что первые дети рождались близнецами – брат и сестра, и так создавали свои семьи. Со ссылкой на Георгия Кедрина, пишет св. Димитрий Ростовский : «Родися же с Сифом купно и сестра его Асвама: (яко же с Каином Калмана и со Авелем Делвора) тако бо изначала естество человеческое от Создателя устроено бысть, еже родити двое – двое, мужеск пол и женск, да умножатся человецы на земли. И сопрягашеся тогда брат сестре своей купнородной, дóндеже расплодишася людие» 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

393 Канон. на 26 дек. составлен св. Космой, епископом Маюмским, VIII века. В этой службе св. Иаков Богобрат изображается теми же чертами, как и 23 октября – апостолом, первоепископом и праведным. 394 Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Черниговского. Чернигов, 1862 г. Тоже мнение преосвященный повторил, – ссылаясь на прежние доказательства в объяснении послания, – при толковании Евангелия от Иоанна, печатавшемся в черниговских епархиальных известиях в 1865 и 1866 гг. (см. 3, 1 февр. 1866 г., стр. 67). 395 «В сочинениях протестантов, и особенно новых, часто могут встречать уверение, будто Иаков брат Господень был брат Спасителя родной, и что он не был апостолом или Иаковом Алфеевым“ (См. Опыт объясн. на посл. Ап.Павла к галатам, стр. 34) 400 Cromii novum Tesmamenmum. Εd. nova, Erlangae et 1755, t. 2, р. 1128. 401 Евс. Церк. ист. кн. 3, гл. 22, перев. с греч., при СПб. д. академии. Тоже в латинском переводе. В подлиннике: Μαρας τς το Kλωπ. 402 Благовестник. Казань, 1857 г., стр. 248–249. «Братья и сестры Христовы – говорит он, – были дети Иосифовы, которые родились ему от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф, по закону, взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четыре сына и две дочери, Марию, которая по закону называлась дочерью Клеопы, и Саломию“. Святитель Димитрий Ростовский находит такое мнение невероятным, потому что не Иосиф пережил Клеопу, а Клеопа Иосифа, – признавая, что Клеопа есть тот самый ученик, который с еванг. Лукой сопутешествовал Христу воскресшему в Еммаус. Ссылаясь же на греческого историка Георгия Кедрина, Святитель утверждает, что вышеупомянутая Мария была дочь Иосифа Обручника, и по возвращении его из Египта, вышла замуж за брата его Клеопу, оттого и называется Клеоповой. См. Четьи-Минеи, апреля 27 дня, в конце жития св. Симеона, сродника Господня. 403 См. «Каталог собственных еврейских, греческих, и несобственных без перевода во всей Библии оставленных имен, по алфавиту собственных и истолкованных“, при так называемом Елисаветинском издании Библии, М. 1757 г., и в подобном же Московском издании 1839 г. Кстати заметим, что в означенном каталоге, при этих изданиях, Иаков Алфеев и Иаков брат Господень сливаются в одно лицо; между тем, в предшествующем в них этому каталогу «Соборинке 12 месяцей, тот и другой Апостол показываются раздельно, как особые лица, под разными числами – 9 и 23 октября, – как и во всех месяцесловах православной Церкви. Без сомнения это произошло оттого, что «Соборник взят из православных церковных книг, а «каталог – из западного источника, с которого переведен для острожского издания Библии. Можно надеяться, что при следующих изданиях обратят внимание на эту рознь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Апок. 12:9 , где диавол, или сатана, называется великим драконом и древним змием; 1Кор.10 ). Кафедрою Эскулапа мог быть назван и сам город Пергам. «И не отверглся еси веры Моея и в Моя дни, в няже Антипас свидетель Мой верный, иже убиен быст в вас, идеже живет сатана». Очень многие толкователи, которые в каждом слове Апокалипсиса ищут таинственного смысла и имя Антипы понимают символически. Так, A­ ντπας разлагали на αντ – «против» и πας – «весь»; в этом случае Антипа есть «противник всему», то есть миру, который обнимает все; а противник миру, враждующему против Бога, очевидно, есть союзник, друг и чтитель истинного Бога. Некоторые из старых протестантских толкователей умудрялись переводить это имя словами «противник папы»: αντ – «против» и ππας – «отец, папа». Эти умствования опровергаются уже тем, что A­ ντπας, несомненно, есть сокращение имени « Αντπατρος. Впрочем, и в A­ ντπας – » Αντπατρος, из αντ – «вместо» и πατρ – «отец», значит «вместо отца», «заменяющий отца», почти то же что σπατρος, «равный отцу», а последнее равносильно термину μοοσιος; следовательно, в Антипе необходимо видеть ревностного побор­ника единосущия Сына с Отцем, исповедника православия против ариан­ства; но так как самым замечательным борцом против ариан был Афана­сий Александрийский, то по мнению Витринги, под именем Пергама мистически изображается город Александрия. Было бы излишним опро­вергать эти измышления: мы привели их только в качестве фактов, харак­теризующих метод толкования Апокалипсиса в сравнительно недавнее время. Антипа был действительным историческим лицом: он, как говорит Андрей, «был мужественнейший мученик в Пергаме, о мучении коего я читал». По мартирологам Восточной и Западной Церкви, Антипа был епис­коп Пергама и за ревностное исповедание христианской веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка. По свидетельству Георгия Кедрина (XI век), этот медный бык при Феодосии Великом перевезен был в Константинополь. Мученические акты Антипы в их первоначальном виде обязаны своим происхождением одному из жителей Пергама: в них, например, говорится, что «мы, собираясь, воздаем благодарение Богу», что «то место, где совершилось мучение, до сего дня сияет чудесами» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Афанасия Александрийского – важная в назидательном отношении повесть об епископе Медиоланском Дионисии 527 ; в житие св. Феофилакта исповедника Никомидийского – из великих Четиих-Миней – чудо наполнения сосуда водою во время жатвы 528 ; в житие св. Василия нового – из тех же Миней замечательная по своему назидательному значению повесть о св. Феодоре и мытарствах... 529 Не умножая подобных примеров, заметим, что тою же назидательною целью определялся у Святителя и самый подбор источников в житиях сложных, составленных по различным пособиям. Наконец, ради того же назидания читателей внес он в свои Четии-Минеи и все те слова, поучения и повести, которые занимают немало места в его книгах. Однако чаще всего свят. Димитрий делал добавления и к основному источнику потому, что желал собрать как можно больше фактов о подвигах и деятельности описываемых им святых. Выясняя соотношение Четиих-Миней Московского митроп. Макария к Метафрасту и к латинским источникам, мы указывали, как часто Святитель отступал от их строго исторического достоверного повествования и углублялся в область легенд и апокрифических сказаний. Думается, что во многих случаях Святителя подкупало здесь то богатство содержания, каким отличались апокрифы и подобные им сказания о святых. Трудясь в эпоху только еще начинающейся исторической критики, Святитель, как и другие современные ему юго-западные писатели, слабо различал действительно историческое событие от вымысла и, прельщенный новизной и интересом сообщаемых в последнем сведений, вносил его в свои повествования о святых. Кроме великих Четиих-Миней богатым источником таких полуисторических сказаний являлся для Святителя Пролог, Трифологион и сочинения Никифора Каллиста и Георгия Кедрина. Укажем здесь некоторые дополнения, заимствованные из этих книг. В житии св. пророка Ионы, следуя Прологу, Святитель отождествляет Иону с сыном вдовицы из Сарепты Сидонской и указывает место кончины как самого пророка, так и его матери 530 ; в житие свв.мм. Карпа, Папилы и Агафодора вносит из Пролога как св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

594 «Царство наше, – говорит Мономах в другом хрисовуле, – почитает добродетель святых и боголюбезных мужей и желает благословлять Божество ( τ θεov) на всяком месте Его владычества». 595 Деятельность Константина в отношении к монашеству вполне оправдала его теоретические воззрения на иноков. Он особенно прославился постройкой монастыря во имя великомученика Георгия в Манганах. Говорят, что это место для монастыря избрано было императором с той целью, чтобы чаще видеть, под предлогом осмотра постройки, свою любовницу Склирену, жившую поблизости отсюда. 596 Все монастырское сооружение было воздвигнуто с замечательной пышностью и стоило больших денег. Император истратил на него всю царскую казну и после постройки впал в такую бедность, что вынужден был прибегать к незаконным поборам для собственного обогащения. Но эти несправедливые средства всецело искупались, по словам Кедрина, как богатством монастыря, так и богоугодными учреждениями, построенными при нем: богадельнями, странноприимницами, домами для нищих и пр. 597 Еще при своей жизни Мономах подарил Манганский монастырь Константину Лихуду, впоследствии Константинопольскому патриарху, и обязал всех своих преемников ежегодно вносить в его казну определенную денежную сумму. 598 С именем императора Константина Мономаха связано происхождение еще двух монастырей: т. наз. Να Μον на острове Хиосе и монастыря Богоматери на горе Галисии. Να Μον считается «самым знаменитым во всей Элладе монастырем». 599 Он возник на Хиосе не первым; по крайней мере монахи жили здесь и до постройки Нового монастыря. Еще в царствование Михаила Пафлагона и Михаила Калафата на острове подвизались три монаха – Никита, Иоанн и Иосиф, родом хиосцы. Местом их подвигов была одна пещера на горе Проватий ( Προβτειον). Анахореты вели весьма добродетельную жизнь, посвящая время молитве и псалмопению. Раз они увидели горящий миртовый куст, но не сгорающий, подошли к нему и нашли здесь древнюю икону Богоматери. Подвижники приняли это за небесное знамение и построили на месте обретения иконы небольшую часовню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010