[Иоанн Каливит; греч. Ιωννης Καλυβτης] (1-я пол. V в.), прп. (пам. 15 янв.). В агиографической традиции, посвященной И. К., практически отсутствуют сведения, позволяющие более или менее точно определить хронологические и географические рамки повествования, к-рое из-за скудости деталей приобретает полулегендарный характер. Время жизни святого принято относить к 1-й пол. V в., поскольку И. К. подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной прп. Александром Константинопольским в 20-х гг. V в., а в сочинениях Георгия Кедрина ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 610) и Иоанна Зонары ( Zonara. Annales. XIV 1) при описании пожара в К-поле в 468 г. упоминается ц. во имя Иоанна Каливита (или Нищего) ( Janin. Églises et monastères. P. 270-271). В Житии говорится, что подвижник род. в Риме (в данном случае следует понимать под этим топонимом «Новый Рим», т. е. К-поль) в богатой, знатной семье и был младшим из 3 сыновей. Он получил образование, обычное для мальчика из аристократической семьи, отличался особой любовью к богослужению и чтению церковных книг. Когда И. К. было 12 лет, инок из мон-ря акимитов, направлявшийся в паломничество в Иерусалим, зашел в дом к его родителям и остался на ночлег. И. К., узнав об образе жизни акимитов, уговорил инока по возвращении из Иерусалима взять его с собой в монастырь. По просьбе сына родители подарили ему Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями. Когда монах вернулся из Иерусалима, юноша втайне от родителей, мечтавших о его светской карьере, с помощью хитроумных уловок покинул дом и, наняв корабль, отправился с иноком в мон-рь. Ни местоположение мон-ря, ни имя игумена в Житии не упоминаются. Несмотря на юный возраст И. К., игумен, видя его стремление стать монахом, согласился принять его в число братии. Юноша провел в мон-ре 6 (в др. редакции Жития - 7) лет, удивляя всех своими подвигами, после чего решил увидеть родителей. Покинув с благословения настоятеля монастырь, он пришел в К-поль в одежде нищего и, не узнанный родителями, поселился неподалеку от входа в отчий дом под небольшим навесом или в шалаше (откуда и получил свое прозвище), который соорудил для него один из слуг. Отец И. К. посылал ему время от времени еду, а он раздавал ее нищим. Его мать, напротив, не только не подавала ему милостыню, но и приказала прогнать И. К. от ворот дома. Через 3 года И. К. получил откровение о скорой кончине, после чего позвал родителей, которые, увидев Евангелие, поняли, что он и есть их пропавший сын. И. К. попросил похоронить его на месте своих подвигов в тех одеждах, которые он носил. Родители исполнили его волю и воздвигли на месте его погребения церковь и странноприимный дом.

http://pravenc.ru/text/471337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛОНА (Ираклий Младший, Константин) [греч. Ηρακλωνς, Ηρακλεωνς, Ηρκλειος; лат. Heraclius] (626, Лазика - после нояб. 641, о-в Родос?), визант. имп. (апр. или май-нояб. 641). Сын имп. Ираклия (610-641) и августы Мартины. Род. во время большого похода имп. Ираклия на Восток против персов, в к-ром Мартина его сопровождала. При крещении получил имя Константин, которое позже использовалось как официальное при чеканке монет (Catalogue of the Byzantine Coins. 1968. P. 390). 1 янв. 632 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 185-186; Кулаковский. История. С. 110) провозглашен кесарем, 4 июля 638 г.- августом с именем Ираклий, как соправитель своего отца и сводного брата Константина III , 1 янв. 639 г.- консулом ( Niceph. Const. Brev. hist. P. 191). В нек-рых позднейших визант. источниках (в хрониках Феофана Исповедника , Георгия Кедрина , Иоанна Зонары ) появляется его уменьшительное прозвище Ираклона, вероятно данное юному И., чтобы отличать его от др. представителей династии Ираклидов с именами Ираклий и Константин. В др. источниках (в хрониках Иоанна , еп. Никиуского, в «Краткой истории» патриарха Никифора I , в соч.«О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного ) он назван Ираклием. После кончины Ираклия (11 февр. 641) в соответствии с его волей управление гос-вом перешло Константину III, И. и Мартине. Однако жители К-поля выступили против Мартины, заявив, что признают царями только Константина III и И. Первые полгода после смерти Ираклия И., являясь 2-м августом, находился в тени, в то время как вся политическая власть была сосредоточена в руках Константина III. После его скоропостижной смерти в апр. или мае 641 г. (точная датировка является предметом научной полемики: Stratos. 1972. P. 184-185) единственным августом стал 15-летний И., а реальная власть сосредоточилась в руках Мартины. Незадолго до смерти Константин III, опасаясь за судьбу своего сына Ираклия (будущий имп.

http://pravenc.ru/text/673875.html

Скачать epub pdf События в седьмом столетии первого тысячелетия По истечении шестисот лет от создания мира, когда праотец Адам истинным и глубоким покаянием благоугодил Богу, ему было (по свидетельству Георгия Кедрина) по Божию изволению от архангела Уриила, князя и хранителя кающихся людей, и ходатая о них пред Богом, известное откровение о воплощении Божием от Пречистой, безмужной и приснодевствующей Девы. Если же было открыто о воплощении, то были открыты ему и прочие тайны нашего спасения, то есть о вольном страдании и смерти Христовой, о сошествии во ад и освобождении оттуда праведных, о тридневном Его пребывании во гробе и восстании и о многих других Божиих тайнах, а также и о имевших потом быть многих вещах, как о развращении сынов Божиих Сифова племени, о потопе, о будущем суде и об общем воскресении всех. И исполнился Адам великого пророческого дара, и стал он предсказывать будущее, восставляя грешников на путь покаяния, а праведных утешая надеждою спасения. Мы уже слышали о прегрешении Адамовом, ради которого он лишился рая; слышали и о покаянии его, которым он приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божиих тайн, и пророческого дара. Мы знаем грех Адамов, но каковы были его подвиги и труды покаяния, сего мы не знаем. Однако не неизвестно нам то, что прощение грехов и чудесная благодать ведения тайн Божиих, а также и милость Божия грешнику подается не иначе, как только он обнаружит истинное покаяние. Святой Симеон Новый Богослов в молениях к Богу говорит следующее: «Милостию сострадательною (Твоею, Господи) тепле кающияся чистиши и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделовая их независтно, и странное ангельским и человеческим мыслем беседуеши им многажды, якоже другом Твоим искренним» (Из Правила ко Святому Причащению). Вот сколь великих милостей и благодати милосердый Бог сподобляет кающихся истинно в теплоте духа, делая их как бы Своими друзьями, открывая им Свои непостижимые тайны, как и Давид кающийся говорит к Нему: «Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс. 50, 8 ). Следовательно, и праотец наш Адам обнаружил истинное покаяние со многими подвигами и сердечным сокрушением, так как сподобился столь великих милостей, откровения ему тайн Божиих и пророческого дара. Нам же грешным потребно научиться и уведать, что есть истинное покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апокрифическая книга Юбилеев в полном своем виде сделалась известною западным ученым в сороковых годах настоящего столетия. До этого же времени ее знали только по тем коротеньким отрывкам, которые приведены из нее в сочинениях св. Епифания и блаж. Иеронима, а в более позднее время – в хронографиях Георгия Синкелла, Георгия Кедрина и других византийских историков; отрывки эти так кратки и не характерны, что по ним никак нельзя составить более или менее ясное представление о целой книге. Честь открытия полного текста названного апокрифа принадлежит миссионеру доктору Ерапфу, который во время своего путешествия по Абиссинии узнал о существовали эфиопского текста книги Юбилеев; список с этого текста он впоследствии передал в Тюбингенскую университетскую библиотеку. К сожалению рукопись Крапфа, по отзыву немецкого профессора Дилльмана, далеко не отличается исправностью; она настолько переполнена ошибками, что Дилльман, известный своими изданиями памятников священной эфиопской письменности 1 , долгое время не решался издать печатно эфиопский подлинник книги Юбилеев, не смотря на высокое историческое значение, какое он приписывает этому апокрифу. Вследствие неисправности эфиопского текста книга Юбилеев представляла для Дилльмана непреодолимые трудности и при переводе ее на немецкий язык 2 , так что ему приходилось восстановлять утраченный смысл текста или на основании библейских книг, или по связи речи, или же вообще по подсказу здравого смысла; но и при всем том он принужден был оставить некоторые места апокрифа совсем без перевода. Впрочем для общего знакомства с книгой Юбилеев, как историческим памятником древне-иудейских воззрений и представлений, немецкий перевод Дилльмана может быть вполне достаточными. Более тщательное изучение эфиопского текста книги Юбилеев дало впоследствии Дилльману возможность издать и подлинный текст апокрифа под таким названием : Kifale, vel liber Jubilaeorum aethiopice (Kilae et Londonii, 1859). После издания немецкого перевода и подлинного эфиопского текста апокрифа, для немецких ученых открылась возможность основательно заняться исследованием вопросов о древности и происхождении книги Юбилеев. Впрочем еще ранее трудов Дилльмана ученый еврей Трейенфель 3 сделал общую характеристику книги Юбилеев на основании тех отрывков, которые сохранились из нее у св. Епифания, блаж. Иеронима, Синкелла, Кедрина и др. Благодаря тому обстоятельству, что рассматриваемый апокриф имеет отчасти талмудический характер и поэтому представляет несомненный интерес для евреев, книга Юбилеев имеет в числе своих исследователей главным образом ученых евреев, и именно (кроме названного Трейенфеля) – Иеллинека 4 , Беера 5 и Фражеля 6 . Кроме этих еврейских ученых изучением апокрифа занимались также Крюгер 7 и Лянген 8 . Общий обзор содержания книги Юбилеев, ее цель и надписания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος] († ок. 857), прп. (пам. 17 нояб.), иконописец. Сведения о Л. содержатся у визант. хронистов Продолжателя Феофана (X в.) и Георгия Кедрина (рубеж XI и XII вв.), а также в визант. Синаксарях (SynCP. Col. 231-234). Возможно, Л. был хазар по происхождению, как упомянуто в Liber Pontificalis (LP. Vol. 2. P. 147). Он жил в К-поле при императоре-иконоборце Феофиле (829-842). С детства избрав монашескую жизнь, Л. отверг мирскую суету, пребывал в нищете, строгости и воздержании, усердно занимаясь делами милосердия. За свои добродетели Л. был удостоен священнического сана. Кроме того, он был известным иконописцем. Император решил принудить Л. под страхом смертной казни осквернить иконы. Несмотря на пытки, иеромонах не подчинился воле Феофила и многократно обличал правителя. Л. был брошен в темницу, где продолжал писать иконы. За это ему жгли ладони металлическими пластинами. По ходатайству имп. Феодоры иконописец был отпущен и укрылся в монастыре св. Иоанна Предтечи «ту Фоверу». Там он написал образ небесного покровителя обители - св. Иоанна Крестителя (впосл. от образа было множество исцелений) ( Theoph. Contin. III 13). После кончины имп. Феофила и восстановления иконопочитания (843) по приказу имп. Феодоры Л. воссоздал уничтоженную иконоборцами при имп. Льве III Исавре икону Христа «Халкитиса» над Бронзовыми воротами (Халки), служившими входом в Большой дворец в К-поле. Сведения о Л. оставил и рус. паломник Антоний Новгородец, посетивший К-поль ок. 1200 г.: «...писец иконный; той бо первое написал во святой Софии во Царьграде во олтари святую Богородицю, держащю Христа и 2 аггела» (Книга Паломник. С. 35). Речь идет о работах по воссозданию уничтоженных иконоборцами мозаик в апсиде собора Св. Софии К-польской: 867 г. датируются мозаики в конхе с изображением Богородицы с Младенцем, сидящей на престоле, и в своде вимы - архангелы (сохр. фигура арх. Гавриила). Мозаики являются образцом столичного искусства, представляющего классическое направление в визант. живописи, основанное на эллинистических традициях. Мастер, в совершенстве владея художественными средствами, создал торжественный и одухотвореный образ Богородицы - небесного видения, доступного зрению молящегося. Искусное выполнение мозаики с учетом оптических свойств цветового восприятия свидетельствует о непрерывности живописной традиции даже в период иконоборчества.

http://pravenc.ru/text/2462513.html

Скачать epub pdf О несогласном летосчислении Всякий занимающийся чтением исторических книг и благорассудно рассматривающий года древних деяний знает и ясно видит великое несогласие в летах. Начав с Библий, которые называются Божественным Писанием и из которых и все хронографы и повествователи древних историй исходили в своих рассуждениях, как реки из источника; однако в летосчислениях они пришли к разногласиям и стали несходными. Ибо иначе в Библиях и иначе в хронографах сосчитываются года, и в самих хронографах нет согласия: во многом они разногласят, и один так, а другой иначе исчисляют года. Когда я писал сию книгу , то имел в виду, кроме Библий, греческий печатный хронограф Георгия, по прозванию Кедрина, который жил в Царьграде во время царствования благочестивого греческого царя Исаака Комнина. Книга эта на греческом и латинском языках напечатана в Париже (в 1647 г.). К этому хронографу я приложил историческую книгу Дорофея , митрополита Монемвасийского, которая с греческого языка на славянский была переведена греками Арсением и Дионисием в царствующем граде Москве во дни благочестивого царя Алексея Михайловича. Когда я ко всему этому присоединил еще и многие русские хронографы , то увидел, что греческие хронографы не согласуются в летах с Библиями, а русские хронографы не сходятся ни с Библиями, ни с греческими хронографами и ни сами с собою. Кроме того, и церковная книга Триодь постная , творение святого Феодора Студита , не согласуется в годах с Библиями: в четверток второй седмицы, на вечерни, в чтении из Бытия, пишется следующее: «Поживе Адам (после изгнания из рая) лет 230 и роди Сифа». В Библиях же иначе: «Поживе Адам лет 130 и роди... Сифа» ( Быт. 5, 3 ). Отсюда произошло разногласие между Библиями и хронографами и относительно всех предыдущих лет, ибо в Библиях летосчисление стало уменьшаться, а в хронографах увеличиваться. Так получилось, что до потопа от начала мира по русским Библиям 2162 года, а по хронографам 2242 года. Посмотрим на несходства и в самых хронографах . Греческий хронограф Георгий Кедрин до рождения Авраамова от начала мира насчитывает 3312 лет; русские же летописцы считают 3324 года, а по русским Библиям до рождения Авраамова проходит 3234 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТИПА [греч. Αντπας] (I в.), сщмч. (пам. 11 апр.), еп. Пергамский. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Мозаика мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами). Ок. 1315 г. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский. Мозаика мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами). Ок. 1315 г. Мученичество А., пострадавшего в Пергаме (М. Азия), упоминается в Апокалипсисе (Откр 2. 13), поэтому вопрос о времени его кончины связан с датировкой Апокалипсиса: одна традиция относит мученичество А. ко времени правления императоров Нерона и Веспасиана , др.- ко времени имп. Домициана . А., проповедовавший христ. учение, был обвинен местными жрецами в том, что из-за него языческие боги оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы А. отрекся от Христа, обещая ему почет и безбедную старость, но тот остался верен Господу и был брошен внутрь раскаленного медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Был похоронен в Пергаме, над его могилой в V в. построен храм. Мироточивые мощи А. исцеляли больных, медный бык, в к-ром А. принял мученическую кончину, по свидетельству визант. историка Георгия Кедрина , при имп. Феодосии I Великом был перевезен в К-поль. Там с IX в. существовал храм в честь А., однако синаксари фиксируют почитание памяти святого в ц. св. ап. Иоанна Богослова близ храма Св. Софии. Память А. содержится во всех визант. календарях. В греч. синаксарях говорится об А. как о целителе зубных болезней: Синаксарь К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 595-598), Минологий Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Память А. указывается также в Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. P. 418, 423) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 121). О почитании А. на Руси свидетельствует упоминание его памяти в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 270 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 161) Евангелий. Служба А. содержится в Минее (РГАДА. Син. тип. 110. Л. 36 об.- 40, кон. XI - нач. XII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в рус. нестишной Пролог. Это житие является дополненным вариантом перевода из Минология Василия II ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 572). Из греч. источников представление об А. как о святом, молитвы к-рого помогают при зубных болезнях, перешло в рус. богослужебные книги («благодать от Бога имат целити болезнь зубную» - Апостол РГБ. Фад. 56. Л. 267 об., ок. 1417 г.) и впосл. укоренилось в народном религ. сознании. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещено пространное житие А. (BHG, N 138) ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 75 (2-я паг.)). Гимнография

http://pravenc.ru/text/115790.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней «Игрушки царицы Феодоры»       «Игрушки  царицы Феодоры»   Что  ж  касается  до   «Игрушек   царицы Феодоры», о них на Афоне сохранился для нас истори­ческий рассказ Георгия Кедрина. Он пишет, что когда Феодора, родом пафлогонянка, была венчана царским венцом от Феофила, и мать ее Феоктиста почтена была от него достоинством патрикии.   Дом Феоктисты был близ Гастрий. По сердечной и обычной привязанности к своим внучкам, дочерям Феофила и Феодоры (их было пять: Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия и Мария), Феоктиста часто их звала к себе, обласкивала, лакомила и между прочим вну­шала им следовать во всем матери, а не отцу, кланяться святым иконам и чтить их.    Чтоб укоренить в юных сердцах религиозное чувс­тво, для этого Феоктиста представляла внуч­кам святые иконы, заставляла их поклоняться ликам Божественным, осеняла ими непорочные головки внучек, прикладывала к их девствен­ным устам и таким образом утверждала их в иконопочитании.    Самые иконы Феоктиста хранила в ларчике, боясь Феофила, который с яростью воздвигал иконоборство и преследо­вал истинных чтителей и поклонников святых икон. Такое обращение Феоктисты с внучками не утаилось от Феофила.   Однажды, когда они пришли от нее, Феофил ласково спросил своих дочерей, что они делали у бабушки и что она подарила им? Старшая из них и самая младшая ни слова не отвечали на этот опасный вопрос, а Пульхерия по детской простоте, рассказывая о множестве лакомств у бабушки, между тем младенчески разболталась и о ее прекрасных игрушках, которым все они и сама бабушка кла­нялись и целовали.   - Этих игрушек, - прибавила с детским простосердечием Пульхерия, - у бабушки много в ларчике…   Феофил нахмурился... Он понял, что такое игрушки бабушкины, впрочем, подавил в себе чувство явного негодования и гнева на Феоктисту, которую не смел тронуть из любви к своей суп­руге, несмотря на то что Феоктиста при всяком случае упрекала, обличала и стыдила Феофила за его иконоборство.   На этот раз иконоборец ограничился тем, что воспретил отпускать вну­чек к бабушке для игры в ее опасные игрушки. Между тем и с самою Феодорою, императрицею, случилось подобное обстоятельство.       Письма святогорца к оглавлению Комментарии Комментарии не найдены ... Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=1695

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ I [греч. Εστθιος] († кон. 1025), свт. (пам. греч. 31 мая), патриарх К-польский (июль 1019 - нояб./дек. 1025). Сведений о его жизни сохранилось немного. Е. был протопресвитером церквей Большого дворца в К-поле и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II . По свидетельству визант. хрониста Георгия Кедрина , Е. был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 479). Ок. 1024 г. Е. по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за К-польским патриархом титула «Вселенский» ( Rodulfus Glaber. Historiae sui temporis. IV 1//PL. 142. Col. 669-672). Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за К-польским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм . Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись ( Hugo Flavinicensis. Chronicon. II 17//PL. 154. Col. 240-242). Сведения об этих переговорах сохранились только в лат. источниках. От Патриаршества Е. сохранились синодальная грамота от 12 сент. 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы ( Laurent V. Act du patriarche Sergius II. Acte du patriarche Eustathe. Acte du patriarche Anchialos//EO. 1934. Vol. 33. P. 305-309), датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте ( Ficker G. Das Epiphanios Kloster in Kerasus und der Mitropolit Alaniens//BNGJ. 1922. Bd. 3. S. 94-95) и др. (см.: RegPatr, N 825-828). Сохранилось также Жизнеописание Е., составленное неизвестным автором (BG. Vol. 10. P. 226). Лит.: Hergenr ö ther J. Photius Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1869. Bd. 3. S. 729-730; Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 317; Darrouz è s J. Eustathe de Constantinople//DHGE. T. 16. Col. 23-24; Κωνσταντινδης Ι. Χ. Εστθιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1090-1091; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 107-121. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/187464.html

Исторические сочинения, относящиеся ко второй половине IX—XII в., гораздо богаче содержанием, чем хроники предшествующего времени. Вместо всемирно-исторических хроник (наподобие Феофана и Георгия Амартола) с их вниманием к событиям, церковной истории теперь — после ряда сочинений промежуточного типа — ведущей формой исторического повествования становится описание короткого периода времени (одного или нескольких царствований), сделанное на основе личных впечатлений или рассказов, современников и нередко насыщенное фактами самого разнородного характера, живыми характеристиками и серьезными рассуждениями о причинах событий. «Сокращенная история» Иоанна Зонары Среди всемирно-исторических хроник, составленных в это время, наиболее значительным произведением является «Сокращенная история» (Επιτομ ιστοριν) Иоанна Зонары , законченная в первой половине XII в. и рассказывающая о событиях от сотворения мира до 1118 г. В отличие от более ранних авторов всемирно-исторических хроник, Зонара использовал широкий круг античных писателей (в том числе Диона Кассия, отдельные книги которого известны только в переработке Зонары); он пользовался также трудами византийских историков, отмечая противоречивость их версий. Поскольку, однако, подавляющее большинство использованных Зонарой византийских авторов дошло до нас в оригинале, значение его произведения для изучения истории IX—XI вв. сравнительно невелико: книга Зонары оказывается более ценным источником по истории Римской империи, чем Византийской. Только для рубежа XI—XII вв. Зонара сообщает оригинальные сведения. «Обозрение истории» Георгия Кедрина Для византинистов важнее другая всемирно-историческая хроника — «Обозрение истории» (Σνοψις ιστοριν) Георгия Кедрина, доведенная до 1057 г. Это сочинение — простая, некритическая компиляция, первая часть которой восходит преимущественно к хронике Феофана (см. о ней выше, стр. 9), а вторая представляет собой почти буквальный пересказ «Обозрения истории» Иоанна Скилицы. «Обозрения истории» Иоанна Скилицы.

http://sedmitza.ru/text/444009.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010