Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ДИМИТРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (25.10.1193 - 6.01.1228), блгв. кн. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых). 6-й сын вел. кн. владимирского Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии (в иночестве Марфы), брат блгв. князей Константина , Георгия , Святослава (Гавриила) и Ярослава (Феодора) . Родился в канун именин отца, к-рый «веле оучинити сынови своемоу во свое имя Дмитреи в святом Кресщении, а княжее имя оучини емоу Володимир - деда своего имя, Мономаха Володимера» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 674-675). В кон. лета 1207 г. В. В. сопровождал отца в походе на Чернигов, зимой 1208/9 г. в войске брата кн. Константина участвовал в походе на Торжок. Согласно устному завещанию вел. кн. Всеволода, по сведениям поздних источников, В. В. должен был стать обладателем Москвы (ПСРЛ. Т. 7. С. 102; Татищев. Т. 3. С. 186; Рапов. С. 171-172). Однако более авторитетный «Летописец Переяславля-Суздальского» сообщает, что В. В. получил Юрьев-Польской (ПСРЛ. Т. 41. С. 129). Не исключено, что разногласие источников отражает разные этапы составления завещания вел. кн. Всеволодом. После кончины отца ( 15 апр. 1212) В. В. принял участие в междоусобной войне старших братьев - Константина и Георгия - сначала на стороне последнего, затем зимой 1212/13 г. признал старшинство Константина Всеволодовича, к-рый дал В. В. в держание Москву. В ответ Георгий передал Юрьевское княжество, принадлежавшее ранее В. В., кн. Святославу. В 1213 г., узнав о новом походе братьев против Константина на Ростов, В. В. вместе с москвичами и своей дружиной отправился осаждать Дмитров, принадлежавший Ярославу Всеволодовичу. Поход не был удачным. После заключенного в 1213 г. мира между князьями Константином и Георгием, последний, «извед... из Москвы Володимера», послал его на княжение в Переяславль Русский. В 1215 г. В. В. женился на дочери черниговского кн. Глеба Святославича. Летом того же года, узнав о движении половцев на свой стольный город, князь отправился с дружиной навстречу противнику. Во время кровопролитного сражения В. В. потерпел поражение и попал в плен. Во 2-й выборке Новгородской Карамзиновской летописи под 1216 г. среди союзников вел. кн. Георгия и его брата Ярослава упоминается некий кн. Владимир (ПСРЛ. Т. 42. СПб., 2002. С. 108). Однако его отождествление с В. В. сомнительно, т. к. В. В. вернулся «ис Половець к братье», как утверждают все летописи, в 1217 г.

http://pravenc.ru/text/159120.html

Нижегородская епархия организовала для журалистов пресс-тур по местам, связанным с именем св. блгв. кн. Юрия Всеволодовича 14 февраля 2006 г. 13:56 17 февраля — память святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. В текущем году впервые этот день будет отмечаться в Нижнем Новгороде как общегородской праздник. Нижегородская епархия организовала для журналистов пресс-тур по местам, связанным с именем святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Первым местом посещения стал Михаило-Архангельский собор, основанный святым князем в 1221 году. Здесь сегодня хранится икона Георгия Всеволодовича, написанная в 2004 году и освященная на мощах святого князя, которые покоятся в Успенском соборе Владимира. Икона находится слева от царских врат и помещена в деревянный киот. Перед святым изображением великого князя настоятель собора священник Андрей Милкин отслужил молебен святому благоверному Георгию Всеволодовичу, после чего поздравил журналистов с приближающимся днем памяти Георгия. В Нижегородском художественном музее специально для журналистов была организована выставка иконы святого Георгия Всеволодовича, представляющая для нижегородцев особую историческую ценность. Это одна из двух икон святого основателя Нижнего Новгорода, на которой Георгий Всеволодович предстает не просто как владимирский князь, а как основатель Нижнего Новгорода. Он изображен на фоне двух соборов, им основанных: Михаило-Архангельского и Спасо-Преображенского. По словам сотрудника художественного музея, эта икона датируется XIX веком и была передана в 1928 году Городецким краеведческим музеем. Она хранится в собрании нижегородского музея и практически не экспонируется. Вторая икона, где Георгий Всеволодович изображен как основатель города, находится в Спасском кафедральном соборе. По всей вероятности, это образ, который Нижнему Новгороду подарили владимирцы в 1889 году к 700-летию со дня рождения святого великого князя. Верность такого предположения, по словам Александра Рябова, директора издательства фонда «Народный памятник», подтверждается еще и тем, что по краям этой иконы в виде клейм изображены владимирские князья — святой благоверный князь Александр Невский и святой благоверный князь Андрей Боголюбский. Клирики Спасского собора спели тропарь, кондак и величание святому Георгию Всеволодовичу перед иконой. Журналисты тоже молитвенно поклонились этому святому образу. Завершился пресс-тур в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре осмотром экспозиции Музея истории Нижегородской епархии, после чего состоялась встреча представителей нижегородских СМИ с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/83039.html

Здесь же находится большой рельеф Георгия Победоносца, небесного патрона князя Юрия Долгорукого. Святой Георгий изображен в воинских доспехах, с копьем и миндалевидным щитом. На щите - эмблема владимирской княжеской династии - вставший на дыбы барс. Хорошо сохранилось проработанное до малейших деталей изображение Святого Георгия в кольчуге и плаще. Северный фасад также украшают изображения одетых в русскую традиционную одежду кентавров, опутанных сложным орнаментом. На фоне растительного узора на стенах Георгиевского собора можно видеть маски воинов и дев, фигуры грифонов и сиринов. Среди каменных рельефов собора - и портрет князя Святослава Всеволодовича. А на одном из камней обнаружена надпись «Баку(н)». Видимо, так звали скульптора собора, руководившего бригадой резчиков. Внутри храм просторен и величествен. Это достигается за счет широко расставленных и придвинутых к стенам столбов, на которые опираются своды. Алтарь отделен от основного пространства храма невысокой преградой с каменным резным Деисусом. В соборе сохранилась усыпальница Святослава Всеволодовича, умершего в 1352 году. В своем первозданном виде Георгиевский храм до наших дней не дошел. В 1460-х годах его верх обрушился. Больше всего пострадал южный фасад, он был разрушен почти целиком. Северный фасад сохранился практически нетронутым. В 1471 году для восстановления собора из Москвы приехал архитектор Василий Ермолин, первый русский мастер-реставратор, восстанавливавший церкви во Владимире. Перед ним стояла труднейшая задача: надо было воссоздать храм так, чтобы фигурные резные блоки снова образовали сплошной каменный узор, объединенный общим замыслом. Никаких рисунков и чертежей не было, а многие блоки в результате обвала разрушились. Мастер сделал всё, что мог. Собрал и восстановил крупные фрагменты собора, в частности северный портал. Но полностью сохранить прежний рисунок ему не удалось. Некоторые камни положены в «творческом беспорядке», часть резных блоков пошла на новую кладку стен. Некоторые элементы каменного декора все же были восстановлены - изображение Троицы на южном и святых - на западном фасадах храма. Позже часть каменной росписи пострадала из-за того, что в стенах собора устроили широкие окна. В 1781 году над западным притвором храма возвели новую колокольню, а сам собор покрыли четырехскатной крышей. В XIX веке были расписаны интерьеры храма. Тогда же к Георгиевскому собору пристроили ризницу и Троице-Крестовоздвиженскую церковь. Однако колокольня и эти строения погибли в годы советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=00203

Через несколько времени обретена была и глава Великого Князя и приложена к телу его. В 1239 году, год спустя после несчастной битвы при р. Сити, когда на время стихла гроза татарская, новый Вел. Кн. Владимирский Ярослав Всеволодович повелел перенести гроб с телом почившего брата своего Георгия из Ростова во Владимир. Честные останки державного страдальца за веру и отечество, при приближении их ко Владимиру, встретили епископ Кирилл со всем духовенством и монашеством, Великий Князь и брат его Святослав и дети их, все бояре и все жители Владимира от мала до велика. При виде гроба раздался всеобщий плач и рыдании не бе слышати пение в плаче и вопле велице. С надгробным пением поставили гроб с мощами страстотерпца в храме Богоматери, где уже покоились родители и другие державные предки его. При сем Бог , дивный во святых своих, благоволил утешить скорбные сердца православного народа русского, явив в благоверном Вел. Кн. Георгии угодника своего. Все, бывшие свидетелями перенесения мощей его, увидели тогда «чудо преславное и удивления достойное». Святая глава Георгия, отсеченная некогда мечем варвара, приросла во гробе к честному телу его, так что не видно было на шее и следа отсечения ее; но все составы были целы и неразлучны. (Надпись на раке, ст. кн. 1, 337). С тех самых пор от святого тела Благоверного Вел. Кн. Георгия, по сказанию жизнеописателя его, «начали производиться многие и различные исцеления всем болящим и с верою приходящим». Но мощи его оставались под спудом еще долгое время после того. Через 407 лет после кончины Бог благоволил вполне прославить угодника своего на земле. В 1645 г. января 5 дня, при державе Царя Михаила Феодоровича, при патриархе Всероссийском Иосифе, обретенные нетленными св. мощи Вел. Кн. Георгия из каменного гроба переложены были в богатую, сребро-позлащенную раку, устроенную по обету патриарха собственною казною его, в которой они, пребывая до днесь, источают исцеления душам и телесам с верою поклоняющимся им. Рака со св. мощами Благоверного Вел. Кн. Георгия помещается в Успенском соборном храме между двумя столпами. На одном из сих столпов золотыми буквами начертаны следующие стихи, сочиненные, как гласит предание, Императрицей Екатериной II:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности Ирина Мешкова //Фома. - — август 2021. - С.98-99. - (рубрика « Эпилог »). Собор Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском . Последний каменный храм домонгольской Руси. [Собор Георгия Победоносца - последний каменный храм, построенный до монгольского нашествия на Русь. Это уникальный памятник архитектуры и истории, о загадках которого ученые спорят до сих пор]. Инфографика. Текст: Кирилл Баглай . Фото: Владимир Ештокин. Содержание материала: Дорога: Из Москвы до Юрьева-Польского удобно добраться по железной дороге, расстояние — 200 км. От Ярославского вокзала до станции ехать около 4,5 часов. Станция Юрьев-Польский находится на участке Северной железной дороги, расположенном во Владимирской области. Фото Сергея Николаева/railwayz.info. Тут же со словами «Купите билет и скорей в дорогу!» предлагается QR-koд на сайте rzd.ru; Собор Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском : Построен в 1230-1234 годах великим князем Владимирским Святославом Всеволодовичем, святым Православной Церкви. Это последний белокаменный храм, возведенный на Руси до татаро-монгольского нашествия, которое началось в 1237 году. Ил.: Большое фото собора с пояснениями; Великомученик Георгий Победоносец :Святой, живший на рубеже III-IV веков, был воином на службе римского императора, казнен за исповедание веры во Христа. Православная Церковь празднует его память 6 мая и 16 ноября. Святого Георгия почитали на Руси как покровителя воинов, в честь него возводили храмы и изображали его на знаменах. Ил.: Барельеф святого Георгия над входом в храм в Юрьеве-Польском; Герб Москвы с изображением великомученика Георгия. Фото.; Успенский собор московского Кремля — первый каменный храм Москвы. Построен в 1326-1327 годах по образцу собора в Юрьеве-Польском. Фото; Многочисленные перестройки и загадка барельефов собора :Собор много раз менял свой внешний вид, изменились его форма и высота — храм стал ниже и приземистее, а резное украшение теперь расположено в хаотичном порядке, к храму пристроили новый придел, ризницу и даже колокольню.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

В т. н. Месяцеслове троицкого иером. Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. на нижнем поле л. 333 об. другим почерком, вероятно несколько позднее, имеется приписка: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод, погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201). О местной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует упоминание М. Г. в списках кон. XVII-XVIII в. «Книги, глаголемой описание о российских святых…» (Описание о российских святых. С. 218). Однако в нач. XVIII в. в близкую ей по составу «Книгу, обдержащую в себе собрание всех Российских святых чудотворцов» имена М. Г. и его братьев не были включены ( Барсуков. Источники агиографии. 47. С. VII). М. Г. был записан в старообрядческий Месяцеслов Ионы Керженского под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинства» (ЯИАХМЗ. 15544. Л. 8. В 1°, список 1807-1811 гг.). Князь также упоминался в кратком Житии вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита русских святых» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Утвердившаяся во 2-й пол. XVII в. дата памяти М. Г.- 4 февр.- с исторической т. зр. неверна, т. к. известно, что М. Г. и его жена скончались не 4, а 7 февр. 1238 г. В 1882 г., во время реставрации во Владимире Успенского собора, были приведены в порядок княжеские гробницы, останки М. Г. освидетельствованы. 13 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, в т. ч., очевидно, и М. Г., были подвергнуты вскрытию. Их возвратили Церкви лишь в 50-х гг. XX в. (до 1958). В наст. время мощи М. Г. находятся в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. канонизация М. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Сборник [П. А.] Муханова. СПб., 1866. С. 599-600; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 441, 460-465; Вып. 3. Стб. 516-519; Т. 4. Ч. 1. С. 14, 216-218; Т. 6. Вып. 1. Стб. 18, 290-293; Т. 10. С. 104-111; Т. 18. С. 54-57; Т. 25. С. 114-128; Т. 28. С. 52, 210; Т. 30. С. 65-69, 88; Т. 42. С. 27, 113; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003; он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. трудов к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 408-410.

http://pravenc.ru/text/2564292.html

Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Добавить фотографии Невидимые с уровня земли детали позакомарного покрытия, предмет ожесточенных споров Забелина и Никитина (Московское Археологическое общество) при реставрации собора в 1888-1891 гг. Принятое тогда решение послужило базовой основой при реставрации 1977-1981 гг. Олег Щёлоков 15 июля 1980 Центральная часть главного иконостаса в стиле «елизаветинского барокко» (1774, резчики Степан и Калистрат Бочкарёвы, позолотчик Семён Зотов, иконописцы Михаил Матвеев, Яков Серёгин и Михаил Строкин) Елена Григорьева 1 июня 1900 Царские врата иконостаса. Часть главного иконостаса в стиле «елизаветинского барокко» (1774, резчики Степан и Калистрат Бочкарёвы, позолотчик Семён Зотов, иконописцы Михаил Матвеев, Яков Серёгин и Михаил Строкин) Елена Григорьева 1 июня 1900 Фрагмент интерьера Успенского собора с гробницами святых князей Георгия Всеволодовича и Андрея Боголюбского. Малый поперечный неф перед хорами, вид с юга. На переднем плане в центре рака св. князя Георгия Всеволодовича, 1896 г. Елена Григорьева 1 июня 1896 Фреска «Видение пророка Даниила». Обращённая в центр северо-западного столпа под хорами. На ней в тёмной рамке начальный сюжет фресковой композиции «Страшный суд» - «Видение пророка Даниила» (1408 г., худ. А. Рублёв и Д. Чёрный),1884-1896 г.г. Елена Григорьева 1 июня 1884 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский собор строился с 1158 по 1862 гг. Памятник ЮНЕСКО. В интерьере - фрески Андрея Рублёва. Когда службы не проводятся (с 13-30 до 16-45) - работает как музей с платным входом по билетам. Автостоянок для парковки частных автомобилей в центре города в радиусе 500 метров от собора нет. Успенский собор. " Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов.

http://sobory.ru/article/?object=00186

На третьем клейме: «В лето от сотворения мира 6745, от Рождества же по плоти Бога-Слова 1237 года, царь Батый Владимир град взя и соборную церковь огнем запали, в ней же блаженный епископ Митрофан и великая княгиня Агафия, супруга святаго князя Георгия Всеволодовича, со дщерию, снохами и внучатами и прочия княгини с детьми и множество бояр и людей, от великаго зноя и огня, затхошася и сгореша. Но гроб святаго Благовернаго князя Глеба от пожара никакоже повредися и тлению владеся, якоже и самим сопротивным ратникам о сем дивитися зело». На четвертом клейме: «В царство Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийскаго: при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Елизавете Алексеевне: при матери Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: при Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Феодоровне: при Благоверном Государе Великом Князе Николае Павловиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Александре Феодоровне: при Благоверном Государе Великом Князе Михаиле Павловиче: при Благоверной Государыне Великой Княгине Марии Павловне и супруге Ея: при Благоверной Государыне Королеве Виртембергской Екатерине Павловне и супруге Ея: при благоверной Государыне Великой Княгине Анне Павловне и супруге Ея: тщанием Преосвященнейшаго Ксенофонта, епископа Владимирскаго и Суздальскаго и Кавалера и усердием доброхотных дателей устроися честная рака в лето от P. X. 1818». На пятом и шестом клеймах: тропарь и кондак св. князю Глебу (Памятн. древн. во Влад., стр. 27). Над балдахином, устроенным над гробницею святого князя Глеба, – надпись: «Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред тобою в век. Псал. 40 , ст. 13». На картине, находившейся невдалеке от раки св. князя Глеба, изображающей чудеса от св. Глеба, а ныне помещенной в молитвенном отделении соборного странноприимного дома, имеются следующие надписи: «Чудо святого князя Глеба 1-е. «В лето 1238 месяца Февраля 7 дня, во время разорения града от ордынскаго царя Батыя, зажжена бысть соборная церковь , и от того великаго огня и зноя во восходных палатях тоя церкви затхошася преосвященный епископ Митрофан и великая княгиня Агафия, супруга великаго князя Георгия Всеволодовича, со всею фамилию ея, святаго же Глеба гроб соблюдеся невредимым, яко и самим татаром подивитися, видеша бо иной обходящ огнь и окружающ гроб».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин передал собравшимся приветствие от министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Перед участниками форума выступил и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации представил вниманию слушателей доклад «Молодежь: свобода и ответственность». Митрополит Ростовский Меркурий отметил, что понятия «свобода» и «ответственность» касаются каждого человека, а потому акцент при обсуждении роли молодежи в обществе должен быть сделан именно на них. Архипастырь призвал к построению диалога с молодежью, открытому и честному обсуждению наболевших проблем, волнующих младшее поколение. Митрополит Нижегородский Георгий выразил уверенность в том, что у молодежи сегодня есть потребность в духовной жизни, несмотря на негативное влияние информационной среды, которая зачастую распространяет чуждые нашему народу нравственные ценности. «Чтобы работа по воспитанию молодежи была более эффективной, мы должны создавать в обществе неагрессивное пространство, больше рассказывать о положительных примерах жизни наших современников, и, конечно, меняться в лучшую сторону самим», — сказал глава Нижегородской митрополии. В завершение пленарного заседания митрополит Георгий вручил епархиальные награды. За организацию регионального этапа Международных Рождественских чтений медалью Нижегородской епархии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II степени был награжден митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, медалью Нижегородской епархии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени — игумен Митрофан (Шкурин) ; архиерейскими грамотами — Сергей Злобин, протоиерей Александр Прытков, иеромонах Геннадий (Войтишко), диакон Герман Демидов, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела образования и катехизации Игорь Метлик; благодарственным письмом — ректор НИРО Николай Бармин. Ранее в этот день прошла работа секций образовательного форума.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5273570...

Древнейшие изображения М. находятся в составе Лицевого летописного свода (Голицынский том) среди сведений о событиях 2-й четв. XIII в. В цикле о распре между сыновьями Всеволода Большое Гнездо Ярославом, Георгием (Юрием) и ростовскими князьями в 1229 г. в заключительной сцене проиллюстрирован пир «у епископа Митрофана в Суздале» на праздник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.); святой изображен старцем с недлинной бородой, на нем черный клобук, мантия с источниками, зеленое платье. Он сидит у левого края стола, жесты указывают на активную беседу (РНБ. F. IV. 225. Л. 264 об., 70-е гг. XVI в.). Под 1230 г., рядом с упоминанием о начале росписи в суздальском соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы «старанием владыки», М. стоит, благословляя строителей, он в белом клобуке, мантии с источниками, в коричневом платье, его свиту составляют монахи (Л. 275); в 1232 г. М. соорудил и украсил драгоценный «кивот» (сень) над алтарем во владимирском Успенском соборе - показана торжественная служба в соборе в присутствии кн. Георгия Всеволодовича. М. облачен в светло-зеленую фелонь, крещатый омофор, светлое платье с золотыми поручами, его голова не покрыта, видны волнистые пышные пряди. На следующей миниатюре, иллюстрирующей сообщение летописи о росписи притвора в Успенском соборе, М. указывает, как писать образ свт. Николая Чудотворца. Епископ в обычном облачении, на голове - черный клобук. Изображение М. присутствует на иллюстрациях, представляющих нападение на Владимир татар во время Батыева нашествия на Сев.-Вост. Русь в 6745 (1238) г.: «плач» кн. Георгия Всеволодовича с М. после известий о гибели Москвы и русских князей - владыка в черном клобуке, он обнимает князя, сердечно сочувствуя ему; М. вместе с 2 княжичами провожает князя с войском на р. Сить; он скорбит с воеводой Петром Ослядюковичем о начале осады Владимира, предчувствуя трагическую гибель жителей. На одной из миниатюр показано пострижение в «ангельский образ», которое совершил М. ввиду близящегося приступа: он в архиерейском облачении (светлая фелонь), с Евангелием на левой руке, с ножницами в правой, постригает в монашество, возможно, воеводу Петра в присутствии собора священников, княгини, ее сыновей и жителей Владимира. Еще раз его образ появляется в изображении церковной службы: владыка причащает княгиню и княжеское семейство. В правой верхней части композиции княгиня со свитой и владыка уже изображены над галереей Успенского собора, на месте своего последнего земного пребывания. Там же художник XVI в. изображает святителя и в эпизодах, когда татары врываются в собор; взгляд владыки направлен на княгиню, утешение которой было его задачей в последние часы жизни. Вместе они взирают на стоящих внизу татар, требующих спуститься, вместе принимают смерть от огня. Т. о., к кон. XVI в. в Лицевом летописном своде были сформированы ок. 10 композиций, которые могли быть использованы для иллюстрирования самостоятельного Жития святого, будь оно рукописным или представленным на иконе.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010