Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Захват войском Батыя Москвы и плененение кн. Владимира Юрьевича 20 янв. 1238 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 312) Строительство первой дерево-земляной крепости на юго-зап. оконечности Боровицкого холма относится к 1156 г. Являясь единственной крепостью на юго-зап. границе Владимирского великого княжества, М. контролировала его пограничье с Новгородской республикой, Черниговским, Смоленским и Рязанским княжествами. Город упоминается в ходе событий междоусобицы 1174-1176 гг. Осенью 1177 г. М. и окрестные села были сожжены во время нападения рязанского кн. Глеба Ростиславича, но вскоре город был восстановлен. Сев. границы первоначальной Московской волости доходили до верховьев р. Клязьмы, восточные - до р. Нерской, южные - до бассейна р. Пахры, юго-западные - до левого берега р. Москвы. На юго-востоке за Нерской и за бассейном р. Дроздны начинались рязанские владения, на к-рые вплоть до г. Коломна с 1177 г. стремился распространить свою власть Владимиро-Суздальский вел. кн. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо. Присоединить Коломну ему не удалось, но в городе укрепились его сторонники из пронской ветви князей рязанского дома. В 1212 г. при разделе его наследия Московская волость осталась в руках правителя Владимира-на-Клязьме. Свидетельством важного значения М. стали как просьба блгв. кн. Владимира (Димитрия) Всеволодовича об обмене принадлежавшего ему Юрьев-Польского княжества на московские волости, так и отказ его старшего брата кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича в этой просьбе. В 1213 г. попытка кн. Владимира Всеволодовича при поддержке москвичей закрепиться в М. военным путем не увенчалась успехом. Именно в это время москвичи впервые обозначили интерес к расширению своей территории - за счет присоединения к ней возникшего в 1154 г. на месте сбора полюдья Дмитрова.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В XIV - нач. XV в. известие о гибели В. Г. вошло в большинство летописей лаврентьевско-троицкой группы. В нач. 60-х гг. XVI в. оно было переработано для Книги Степенной царского родословия . Здесь рассказ о мученической кончине князя вложен в уста спасшихся от монголов владимирцев, к-рые на р. Сити рассказали о ней вел. кн. Георгию Всеволодовичу. Повествование в Степенной книге содержит многочисленные заимствования из летописных сообщений о гибели братьев В. Г., защищавших Владимир, и из рассказа об убиении Василька Ростовского. В сер. XVII в. подробный рассказ о смерти В. Г. (близкий к Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) вошел в житие вел. кн. Георгия Всеволодовича. Близко к нему повествование о кончине В. Г., составленное, по-видимому, в окружении Патриарха Иосифа в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича 22 янв. 1645 г., оно помещено над гробницей В. Г. в Успенском соборе. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.), в кон. XVII в. хранившийся в Успенском соборе. Имя В. Г. было записано в митрополичий синодик, поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля установлено пение «вечной памяти» «благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Володимиру Юрьевичу, избиенным отъ Батыя» (ДРВ. Ч. 6. С. 439, см. также РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.). Имя В. Г. попало в нек-рые списки синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (напр., РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). Здесь В. Г. записан ранее братьев Всеволода и Мстислава, что с хронологической т. зр. верно, ибо В. Г. погиб прежде их. В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. (не сохр., известна в публикации XIX в.) излагался порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали во Владимире. О поминании вел. кн. Георгия и его сыновей в грамоте говорилось: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день». По князьям полагалось «правити... средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех». Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы» ( Виноградов. С. 52).

http://pravenc.ru/text/159118.html

мощи Страстотерпца за версту от города, и они с честью положены были в Успенском храме женского монастыря, где и ныне почивают. По свидетельству рукописного жития св. Георгия, от св. мощей «были тогда (может быть, в самый день сретения их) многие исцеления: слепые прозревали, хромые начанали ходить и немощные освобождались от недугов». – В том же году Святитель должен был расстаться с достойным своим преемником по управлению Рождественским монастырем, архимандритом Кириллом, который был испрошен у великого князя Георгия и у Святителя Митрофана Ростовскими князьями, сыновьями Константина Всеволодовича, для занятия епископской кафедры в Ростове 109 . 3-го мая того же года, в день памяти св. Феодосия Печерского , во время литургии, когда читали Евангелие, внезапно произошло землетрясение: храм потрясся, иконы на стенах и свечи на паникадилах поколебались, и народ весь пришел в страх. в южной Руси землетрясение было сильнее: храм Киево-Печерской лавры, в котором служил сам митрополит, расселся на четыре части, хотя и не обрушился, а в Переяславле Южном расселась на двое церковь св. Михаила. Это было одно из тех грозных знамений, которые в княжение Георгия Всеволодовича начали предвещать великое бедствие для России 110 . Ввиду этого, по свидетельству рукописного жития св. Георгия, «великий князь Георгий с блаженным епископом Митрофаном, в соборной церкви приносили непрестанное моление Господу Богу и Пречистой Его Матери». – в том же году Святитель начал благоукрашать живописью соборный храм в Суздале, построенный в епископство Святителя Симона; храм затем был мощен красным мрамором, и работы по благоукрашению его кончены были только в 1233 году. Братие, христиане! Святитель Митрофан увенчался мученическим венцом: он есть священномученик. Таковые угодники Божии преимущественно уподобляются Господу Иисусу Христу, ибо как сам Господь Иисус Христос был добрым пастырем, положившим душу свою за овцы, то есть, за весь род человеческий ( Иоан. 10, 11, 15 ), так и священномученики принимали мучения за имя Христово и вместе за овец своих, то есть, за врученных их попечению людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Зимой 1207/08 г. вел. кн. Всеволод Юрьевич перевел К. В. с Новгородского княжения на Ростовское, присоединив к территории княжества «5 городов» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 434) - Ярославль, Мологу, Угличе Поле, Белоозеро и Устюг ( Кучкин. 1984. С. 98-100; Кузьмин. 2014. Т. 1. С. 200). В Ростове К. В. построил «на дворе своем» ц. арх. Михаила, которая была освящена 25 нояб. 1207 г. (Там же. Стб. 433). Зимой 1208/09 г. по приказу отца К. В. участвовал в походе из Ростова на Торжок для оказания помощи родным братьям, боровшимся против торопецкого блгв. кн. Мстислава (Феодора) Мстиславича Удатного, взявшего в плен блгв. вел. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В 1211 г., опираясь на поддержку бояр, К. В. отказался подчиниться воле тяжело заболевшего отца и перейти с Ростовского княжения во Владимир, к-рый теперь считался старейшим городом Сев.-Вост. Руси, «хотя взяти Володимерь к Ростову» (ПСРЛ. Т. 26. С. 108). За этот политический демарш Всеволод Большое Гнездо не лишил своего старшего сына отчины, но был вынужден при поддержке Ростовского еп. Иоанна собрать знатных людей во Владимире и заключить с ними «ряд», утверждавший Владимирское великое княжество и старейшинство среди сыновей за кн. Георгием Всеволодовичем, к-рому присягнули представители всех городов и волостей. В 1212-1216 гг. с переменным успехом К. В. вел борьбу за великое княжение. Первоначально на его стороне выступил лишь блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович . Между тем Георгий Всеволодович с союзными ему князьями в первые годы имел перевес в междоусобной борьбе и дважды предпринимал походы на Ростов. В 1214 г. оставил кафедру еп. Иоанн, который «отписася епископьи всея земля Ростовьскыя». В 1214/15 г. в результате соглашения К. В. и блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича эта епархия была разделена на 2 части: на Ростовскую кафедру был поставлен игум. Пахомий , «духовный отец» К. В., на Владимирскую и Суздальскую - св. Симон . В кон. марта - нач. апр. (до 9 апр.) 1216 г. К. В. заключил союз со смоленскими князьями и с новгородским кн. Мстиславом Мстиславичем. 20-21 апр. 1216 г. в битве на р. Липице под Юрьевом-Польским вместе с новгородско-псковско-смоленской ратью войска К. В. приняли участие в разгроме сил князей Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель во главе с блгв. вел. князьями Георгием и Ярославом Всеволодовичами. В результате этой победы правитель Ростовского княжества вместе с союзниками подошел к Владимиру-на-Клязьме, где заключил «ряд» (договор) с его жителями и братом Георгием Всеволодовичем. В результате этого соглашения последний уступил К. В. старейший стол и удалился на княжение в Городец-Радилов на Волге. Вместе с ним Владимир покинул и еп. Симон. Объединив под своей властью Владимирское, Суздальское и Ростовское княжества, К. В. тем не менее был вынужден сохранить первенствующее положение Владимира как политического центра Сев.-Вост. Руси. Вместе с ним во Владимире остался Ростовский еп. Пахомий.

http://pravenc.ru/text/2057066.html

15 апр. 1212 г. кн. Всеволод Большое Гнездо скончался. Его смерть означала владельческое и политическое дробление прежде единого Владимирского княжества. Собственно Владимирское княжество оказалось в руках Юрия Всеволодовича. В состав княжества помимо стольного Владимира вошли Суздаль, Москва, Городец-Радилов, Кострома, Соль Великая, Боголюбов. В руках 3-го сына Всеволода Большое Гнездо - блгв. вел. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича - оказались Переяславль Залесский, Нерехта, Дмитров, Тверь, Кснятин, Зубцов, Шоша, Дубна, владимирские части Торжка и Волока Ламского; 4-й сын - блгв. кн. Владимир (Димитрий) Всеволодович - получил Юрьев-Польской, но с 1217 г. стал править в Стародубе-на-Клязьме; 5-й сын - блгв. вел. кн. Святослав (Гавриил) Всеволодович - через полгода после смерти Всеволода Большое Гнездо получил от брата Георгия княжение в Юрьеве-Польском. Владение 6-го из братьев - кн. Иоанна - неизвестно, но в 1238 г. за ним в вотчину был закреплен Стародуб-на-Клязьме. Старший из Всеволодовичей - Константин - остался правителем выделенного ему отцом Ростовского княжества. После смерти Всеволода Юрьевича между его детьми началась междоусобная борьба. Она шла за главный стол Владимирского княжества между Юрием и Константином. Первого из них твердо поддерживали братья Ярослав и Иоанн. Менее стойкими оказались Владимир и Святослав. Владимир, сначала принявший сторону Юрия, затем перешел в лагерь Константина. Святослав, наоборот, от ростовского князя ушел в стан Юрия. Каждая из сторон стремилась использовать в своих интересах Церковь. Это привело к тому, что в 1214 г. Ростовский еп. св. Иоанн был вынужден оставить свою кафедру. Новым епископом стал духовник кн. Константина Пахомий . В 1214/15 г. Юрий Всеволодович поставил на Суздаль и Владимир собственного епископа - бывш. игум. владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря свт. Симона . Т. о., политическое дробление в недавнем прошлом единого Владимирского княжества вызвало разделение Ростовской епархии. Затяжная вражда сыновей Всеволода Большое Гнездо привела к кровопролитной битве 21 апр. 1216 г. на Липицком поле у Юрьева-Польского, в к-рой Юрий, его братья Ярослав, Святослав и Иоанн вместе с союзниками потерпели сокрушительное поражение от войск блгв. кн. новгородского Мстислава (Феодора) Мстиславича , его псковских и смоленских союзников, ростовских дружин кн. Константина. Последний вскоре занял владимирский стол, а Юрий вместе с семьей, дружиной и Суздальским еп. Симоном был сослан в пограничный с мордов. землями Городец-Радилов.

http://pravenc.ru/text/154987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Печать кн. Всеволода Георгиевича. 1222, 1224 гг. Прорись. (НЭ) Печать кн. Всеволода Георгиевича. 1222, 1224 гг. Прорись. (ИИ АН Республики Татарстан) Печать кн. Всеволода Георгиевича. 1222, 1224 гг. Прорись. (ИИ АН Республики Татарстан) Назван в честь деда - владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо. Небесным покровителем В. Г., как и его деда, а также дяди - блгв. кн. Владимира (Димитрия) Всеволодовича , был вмч. Димитрий , почитание к-рого получило широкое распространение в Сев.-Вост. Руси при кн. Всеволоде Большое Гнездо. Известны 2 типа свинцовых печатей В. Г.- с изображениями вмч. Димитрия Солунского и вмч. Георгия Победоносца 211, 212 по каталогу В. Л. Янина ; печати 2-го типа представляют собой самый ранний случай конного изображения вмч. Георгия на Руси). Летом 1221 г. вел. кн. Георгий по просьбе новгородцев отправил В. Г. на княжение в Новгород, вскоре прислал ему в помощь брата Святослава, совершившего при поддержке новгородцев и литовцев удачный поход на земли вокруг ливонского замка Кесь. Зимой 1222/23 г. В. Г. вернулся во Владимир. Вместо него вел. кн. Георгий отправил в Новгород своего брата переяславского кн. Ярослава. Однако последний здесь также не задержался на долгое время, и через год В. Г. снова появился в Новгороде. В ходе конфликта в кон. 1224 г. вел. кн. Георгия с частью новгородских бояр В. Г. вторично покинул Новгород, остановился в Торжке, куда с войсками пришли князья Георгий и Ярослав Всеволодовичи, а также их союзники - блгв. ростовский кн. Василий (Василько) Константинович и блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович . В результате переговоров между вел. кн. Георгием и новгородцами новгородский стол занял Михаил Всеволодович, В. Г. вернулся во Владимир. В. Г. принимал участие в ряде торжественных церковных церемоний, имевших большое значение для религ. жизни Сев.-Вост. Руси: 7 сент. 1219 г. князь присутствовал при освящении Суздальским еп. свт. Симоном соборной церкви владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , 14 марта 1227 г. во Владимире - при поставлении на кафедру сщмч. Митрофана, 9 марта 1230 г. участвовал в перенесении мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 444, 449, 453).

http://pravenc.ru/text/155470.html

Благочестивая мать его усердно занималась воспитанием своих сыновей. Самая жизнь ее с некоторого времени подавала им пример христианского терпения. Она впала в тяжкий недуг и пребыла, в нем семь лет до самой своей кончины, пред коей удалилась она в устроенную ей обитель и приняла пострижение. Это было в 1205 г. , когда княжичу Георгию был 16-й год. Перед своей смертью Великая Княгиня Мария много поучала детей своих жить между собой в христианской любви и не губить распрями Русской земли, и Георгий ближе всех принял к сердцу наставления своей матери. В 1211 году Георгий Всеволодович вступил в брак с благочестивой княжной Агафьей Всеволодовной, дочерью князя Черниговского, Всеволода Чермного. Писатель жития св. Георгия, сказав об этом бракосочетании, похваляет сию чету, говоря, что св. Георгий и супруга его Агафия «благочестивого корене, добре научены были благочестию и были оба святы и праведны, и милостивы, и кротки, обидимых изымали из рук обидящих, и монашеский и священнический чин весьма любили, и подавали им милостыню, также и нищих весьма миловали и воздержанию прилежали, любили пост и целомудрие и чистоту и еще во многом угодили Христу добрыми делами своими, желая, по Господню слову, наследовать землю кротких и покой праведных обрести». ( Мф. 5:5 ; Пс. 94:11 ; Евр. 4:3 . ). В следующем 1212 году, 15 апреля 7 , скончался Великий Князь Всеволод Георгиевич. По кончине его, несмотря на трогательное предсмертное завещание детям Великой Княгини Марии о хранении взаимного мира, между ними возникли несогласия, но в них невиновен был св. Георгий. Поводом к этим несогласиям было то, что Великий Князь Всеволод перед смертью назначил наследником своим не старшего сына своего, Ростовского князя Константина, а второго сына Георгия. Впрочем, в первые четыре года, по кончине Всеволода, поддерживался еще мир между братьями, благодаря тому, что занявший по воле родителя Владимирский престол кроткий Георгий всеми силами старался угождать брату, ездил к нему в Ростов и праздновал с ним его семейные и церковные торжества, да и Константин Всеволодович, любя просвещение и мирные занятия, сам по себе не склонен был к вражде и войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

В Нижнем Новгороде освящена мозаичная икона основателя города, установленная на Дмитриевской башне кремля 5 октября 2020 г. 16:12 4 октября 2020 года в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода на площади Минина и Пожарского совершено освящение мозаичной иконы основателя города — святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. Образ, созданный нижегородской иконописной мастерской «Ковчег», установлен над воротами Дмитриевской башни кремля. Чин освящения иконы совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . На освящении молились секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, руководитель епархиального отдела культуры протоиерей Михаил Сторонкин, руководитель организационного отдела епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, настоятель Михаило-Архангельского и Никольского храмов в кремле протоиерей Василий Спирин и другие клирики епархии, а также руководитель мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов. На мероприятии присутствовал исполняющий обязанности главы Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. В своем обращении к собравшимся митрополит Георгий отметил, что такие благословенные дела, как установка и освящение иконы князя Георгия Всеволодовича над воротами Дмитриевской башни, являющейся одним из символов города, укрепляют историческую память, связь поколений. «Украшая свою землю святыми образами, мы показываем, что нижегородцы — не иваны, родства не помнящие. У нас великая культура, история, благословенные традиции. Если не забывать об этом, то будут у нас и славное настоящее, и великое будущее. Пусть святой князь Георгий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода — благословляет нас на пути праведные во славу Божию, на благо богохранимого нашего Отечества, родного города и народа Божия», — добавил глава Нижегородской митрополии . Исполняющий полномочия главы города в своем выступлении рассказал, что икона великого князя Георгия находилась над воротами Дмитриевской башни до революционных событий XX века. Образ можно рассмотреть на снимках известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева. В начале 1990-х годов икону основателя города вернули на башню. До настоящего времени там сменились несколько образов. «Пусть эта икона напоминает жителям и гостям города в том числе и о 800-летии Нижнего Новгорода, в преддверии празднования которого она установлена», — сказал Юрий Шалабаев. Иконы, ранее украшавшие Дмитриевскую башню, были выполнены в разных техниках. Мозаика там появилась впервые. Ее, в отличие от живописного образа, не нужно помещать под стекло, поскольку смальта, из которой изготовлена мозаика, не боится атмосферных воздействий. На мозаичной иконе святой Георгий Всеволодович изображен в княжеском одеянии с крестом и мечом в руках — как мученик и как защитник родной земли. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

И вот принесена была ему весть, что татары обошли со всех сторон то место, где был он со своим войском. Продолжая слезно молиться Богу, Великий Князь приготовился к битве 11 . 4-го марта напали на него татары, войско его было разбито, и у Великого Князя Георгия была отрублена голова. Спустя несколько времени, блаженный Епископ Ростовский Кирилл, возвращаясь от Бела-Озера, куда удалился во время погрома, прибыл на место битвы и нашел тело св. Великого Князя. С честью он принес его в Ростов и, при всеобщем плаче народном, положил его в Ростовском соборном храме Богоматери, воздвигнутом Великим Князем Константином Всеволодовичем, братом св. Георгия. Когда обрели и приложили к телу главу св. Георгия, то она дивным действием Божиим прилипла к телу и срослась. Вскоре в сей храм принесено было тело и другого страстотерпца, князя Василия, сына Константина Всеволодовича, усыновленного св. Георгием, сражавшагося вместе с ним на р. Сити, плененного татарами и замученного ими за исповедание веры Христовой. Недолго были честные мощи св. Великого Князя Георгия в Ростове. Хотя и покарал Господь Русскую землю лютыми врагами и предал ее в рабство им на много лет, но не восхотел погубить ее. Татары не уничтожили самостоятельного княжеского управления у нас, и на престол великокняжеский во Владимире вступил брат св. Георгия Ярослав Всеволодович. В 1239 году он послал в Ростов за честными мощами страстотерпца Георгия. В некотором расстоянии от столицы встречены были сии св. мощи Епископом Кириллом и множеством духовенства и народа. «И понесли тело страстотерпца, говорит летопись, в город в сопровождении Епископа, игуменов, священников, монахов, и нельзя было слышать пения среди плача и вопля великого, ибо плакал весь город Владимир по нем, Ярослав и Святослав и (прочие) князья русские плакали по нем с дружиной своей, и множество бояр и слуг плакали о своем князе, и, певши обычные песни, положили его в каменном гробе в храме Святой Богородицы, в той усыпальнице, в коей лежит и отец его Всеволод». На правой стороне славного соборного храма, воздвигнутого св. Андреем Боголюбским, только запаленного, но не разрушенного татарами, положены были честные мощи страстотерпца, возле погребенных здесь же сыновей его, избиенных татарами, и под одной сенью с супругой, дочерью, снохами, внучатами, погребенными на левой стороне, и Епископом Митрофаном, погребенным на правой стороне к западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

По словам руководителя мастерской «Ковчег» Алексея Анциферова, росписи были спроектированы специально для Георгиевского прихода и потому являются уникальными. Так, поскольку храм освящен в честь основателей Нижнего Новгорода, то в сюжетах фресок раскрываются исторические моменты, отраженные в их житиях. Эти иллюстрации можно увидеть в нижней части стен центрального пространства храма. Все росписи организованы в циклы композиций, объединенных той или иной темой. Например, один из таких циклов представляет образы русских князей от равноапостольного Владимира Крестителя до благоверного Александра Невского, — каждый из святых правителей сыграл значительную роль в становлении Русского государства, утверждения Православия на Русской земле. При росписи храма ориентировались на стиль русских мастеров XVII века. Для этого периода характерен переход от аскетичной древнерусской живописи к академической традиции, что выразилось в использовании более яркой цветовой гаммы, большего разнообразия в орнаменте одежд изображаемых святых. Благодаря такому подходу иконописцы, выдерживая канон, в то же время получили возможность придать церкви праздничный светлый вид. Его подчеркивают и декоративные элементы в виде виноградных лоз на внутренних колоннах. Торжественность убранству придает и красный цвет, который выбран для основы иконостаса. В то же время он является символичным, отражая принадлежность святого Георгия Всеволодовича к княжескому роду, его деятельность как военачальника и мученическую кончину в борьбе с иноверцами. Иконостас украшен резьбой. На фасадах размещены мозаичные иконы, которые задуманы таким образом, что видны с даже с большого расстояния. К середине июля 2021 года специалисты завершили сложные высотные работы по установке мозаик. Западный фасад украшен образом благоверного князя Георгия на фоне древнего кремля. На восточной стороне, над алтарем, — Казанская икона Божией Матери. Северный фасад посвящен небесному покровителю основателя Нижнего Новгорода — великомученику Георгию Победоносцу. На южном фасаде расположена сюжетная композиция, иллюстрирующая предание о том, как князь Георгий и его духовник, совершая плавание, решают заложить крепость на живописных просторах у слияния Оки и Волги. Все входящие в храм видят над дверями мозаичный образ Спаса Нерукотворного. Икона Спасителя помещена и на алтарной апсиде.

http://patriarchia.ru/db/text/5833528.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010