Нижний Новгород. Церковь Георгия Владимирского. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Владимирского Год постройки:Между 2016 и 2021. Адрес: Нижний Новгород, Автозаводский район, ул. Героя Шнитникова Координаты: 56.221021, 43.868508 Проезд:Маршрутное такси 40 до ост. Южный бульвар Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь основателя Нижнего Новгорода - святого благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского возводится по тому же проекту, по которому будет воссоздан знаменитый Успенский собор Свято-Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни. 23 июля 2016 г. на месте строительства был поставлен и освящен поклонный крест. 11 октября 2016 г. состоялась закладка храма. Во время богослужения глава Нижегородской митрополии Георгий сказал: «Сегодня мы совершаем молитву на закладку храма в честь святого князя, основателя Нижнего Новгорода. В 1221 году великий князь Георгий Всеволодович вместе с епископом Владимирским Симоном, проплывая по Оке, у ее устья сказал, что сии места напоминают ему Киев, стоящий на высоком берегу Днепра. Князь Георгий основал здесь великий град, и в 2021 году мы будем отмечать его 800-летие. Скорбно, что мы до сих пор не построили церковь в честь основателя своего города. Надеюсь, что Господь благословит наши труды, и новый храм украсит город, как драгоценная жемчужина». 4 апреля 2019 г. состоялось освящение крестов и куполов строящегося храма. Планируется, что храм достроят к 800-летию основания города, в 2021 г. Святой благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович родился в 1189 г. в городе Владимире Клязменском. Родители его были Великий князь Владимирский Димитрий-Всеволод III, названный в истории Великим. На Владимирский великокняжеский престол Георгий (Юрий) Всеволодович вступил в 1212 г., принял смерть в бою с монголами 4 марта 1238 г. на реке Сити. Несмотря на то, что Юрий (Георгий) был выдающимся политиком своего времени и пытался избегать воинских столкновений, Нижний Новгород был основан в момент одного из крупных военных передвижений войск в направлении Волжской Булгарии. Нижний Новгород основан князем как укрепленный градостроительный комплекс. Позже Нижний Новгород являлся защищенным рубежом русской государственности от мусульман. 800-летие Нижнего Новгорода празднуется в 2021 г. Источник http://www.niann.ru/?id=537016 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54582

Близ с. Шелтомежа недавно открыт Шестаковский (или Шелтомежской) женский Богородицкий монастырь, в котором один придел посвящён во имя св. Великого князя Георгия Всеволодовича. (Празднование чтимой в этой обители иконы Божией Матери отправляется 6 марта, т. е. через день по смерти св. Георгия). В сёлах описываемой местности особенно чтился св. Великомученик Георгий Победоносец, патрон Великого князя Георгия Всеволодовича, и это может свидетельствовать о сохранении в народе памяти о князе Георгии (Егории). Память св. Георгия Всеволодовича в Святцах и Месяцесловах помещается под 4 февраля; под этим числом в служебной месячной Минее помещена полная служба св. благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу. Но это – неверно; св. Георгий был убит позже, так как он получил (перед смертью своей) весть о разорении г. Владимира и трагической кончине (7 февраля) своей семьи – супруги Агафьи,  трёх сыновей: Всеволода, Мстислава и Владимира, дочери Феодоры и княгинь Марии, Христины и др. Ошибка эта внесена в Святцы вследствие неверности указания в Степенной книге на день кончины его («Венчася (Георгий) кровию месяца февраля в 4-й день». Степенная книга 1, гл. 10. Празднование ему должно быть 4 марта, в день его кончины. Вместе с Великим князем Георгием Всеволодовичем в битве с татарами за св. веру и своё отечество принял мученическую кончину и его племянник Василько (Василий) Константинович, князь Ростовской. Князь этот за свою необыкновенную красоту назван был Васильком, приноровительно к красивому цветку: василёк (Ярославские Губернские Ведомости, 1843 г., В высшей степени симпатичными и привлекательными чертами он описан в русских летописях: «Красавец лицом, с очами светлыми и грозными, Василько был храбр, добр сердцем и ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень был любим служившими ему. В нём мужество было соединено с умом и правдивость со званием: он был во всём сведущ и на всё способен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (После 1212 - 7.02.1238, Владимир), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича . Основными источниками сведений о ее жизни являются древнерусские летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы и цикл агиографических произведений, написанных в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . Время и место рождения М. В. неизвестны. Она могла родиться в одном из городов, где между 1212 и 1215 гг. пребывал ее отец (в Киеве, Белгороде, Овруче, Переяславле-Русском или Смоленске). 14 апр. 1230 г. М. В. вышла замуж, молодых венчал в Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире Владимирский еп. сщмч. Митрофан (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Нек-рые списки монастырских синодиков называют имена детей кн. Всеволода и М. В.: кн. Авраамий и кнж. Евдокия (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41 об., 1556 г.; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г.; Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об.). О существовании у них детей также известно благодаря их косвенному упоминанию в Лаврентьевской летописи 1377 г., к-рая отметила, что 7 февр. 1238 г. у вел. кн. Георгия Всеволодовича вся его семья, «княгини з детми и со снохами и со внучаты огнемь скончашася» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463). Во Владимирском списке Жития блгв. кн. Георгия Всеволодовича, датированном 1695 г., упоминается, что князь неоднократно приходил вместе с семьей на богомолье во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь , куда 9 марта 1230 г. были торжественно перенесены мощи мч. Авраамия Болгарского . Здесь, согласно житийной традиции, вел. князь и его дети «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» ( Сиренов. 2003. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2562132.html

мч. Георгия Всеволодовича, к-рая состоялась по инициативе Московского патриарха Иосифа . 22 янв. 1645 г. в присутствии царя Михаила Феодоровича , его супруги царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, царевича Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, брат к-рого Сергий был настоятелем владимирского Успенского собора, состоялось перенесение мощей князя-мученика «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы», при этом мощи переложили в серебряную позолоченную раку ( Сиренов. 2003. С. 30). О гибели невесток вел. князя упоминалось в надгробных листах мц. Агафии Всеволодовны и сщмч. Митрофана (РГБ. Муз. 4288. Л. 615 об., 618 об.; Сиренов. 2003. С. 75, 81). Их текст, по мнению А. В. Сиренова, был составлен в Москве в окружении патриарха Иосифа, возможно книжниками Печатного двора, к церемонии перенесения мощей мч. Георгия Всеволодовича и во 2-й пол. XVII-XVIII в. неоднократно копировался (см.: БАН. 34.4.27. Л. 1, 24). Эти надгробные листы, как установил Сиренов, были включены в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288), находившейся в кон. XVII в. в составе рукописной б-ки Успенского собора во Владимире ( Сиренов. 2003. С. 41). Отсутствие прямого упоминания М. В. в этих источниках, видимо, привело к тому, что ее не включили в т. н. Месяцеслов троицкого келаря Симона (Азарьина) , составленный в сер. 50-х гг. XVII в. Имени М. В. нет и в приписках на нижних полях листов 333 об. и 335 этой рукописи, где др. почерком, вероятно позднее, были вписаны сыновья и родственники «великаго князя Георгия Всеволодовича», к-рые «погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201). О возможной канонизации М. В. во 2-й пол. XVII в. свидетельствует упоминание в «Описании о российских святых» (в списках кон. XVII-XVIII в.) «святыя благоверныя княгини Мария и Христина, иже быша снохи святому князю Георгию и княгине Агафии». В нач. XVIII в. в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцев…» упоминались «града Владимира святые», среди к-рых были «святая благоверная княгиня Агафия и святыя княгини Мария и Христина снохи ея и святая княжна Феодора дщерь ея» ( Барсуков.

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Из Владимира традиция поминания М. и членов семьи Владимирского вел. кн. Георгия Всеволодовича также попала в синодики нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря и нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря (основан в 1330). Во 2-й трети XVII в. память о М. была связана с канонизацией св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича, почитание к-рого получило развитие по инициативе Московского патриарха Иосифа . 22 янв. 1645 г. состоялось торжественное перенесение мощей этого князя-мученика «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы» ( Сиренов. 2003. С. 30). Гробница М. указывается в описаниях владимирского Успенского собора 40-80-х гг. XVII в. обычно после упоминания могил св. князей, на правой стороне собора «в углу», рядом с гробницами др. Владимирских святителей, «в головах» от захоронения свт. Симона ( Он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории. СПб., 2006. С. 399-414; Тимофеева Т. П. Исследования по истории Владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 38-42). Во 2-й пол. XVII в. в «Описании во граде Владимире, где положены святые мощи в соборной церкви» был упомянут М. (РНБ. Солов. 888/998. Л. 225 об. В список 80-х гг. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 38), а затем на основе летописного текста отмечалось, что на юж. стороне у столпа храма находилось царское место, где «прежде сего благоверныи князь владимерския стояли», к-рых вместе с М. монголы «хв[о]растием обложили церковь, и от дыму на тех полатех зад[о]хнулися до смерти» (РНБ. Солов. 888/998. Л. 227; Сиренов. 2003. С. 39). Т. о., можно сделать вывод, что в XVII в. клирики Успенского собора еще хорошо помнили то место в храме, где 7 февр. 1238 г. приняли мученическую кончину М. и родственники св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича. Митрофан, еп. Владимирский и Суздальский, поставил киот над алтарем Успенского собора во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Л. 324 (РНБ. F.IV.225. Л. 299)

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Затем он вручил церковные награды. Митрополит Георгий был удостоен Патриаршего знака храмостроителя, Глеб Никитин — ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Протоиерей Сергий Матвеев и Антон Аверин были награждены орденами преподобного Серафима Саровского III степени, иерей Александр Гимоян и Юрий Шалабаев — медалями преподобного Серафима Саровского. Управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с освящением храма в честь основателей Нижнего Новгорода. «Для нас сегодня величайшая радость и духовное утешение, что мы, следуя традиции Древней Руси, начинаем дело с молитвы. Празднование 800-летия Нижнего Новгорода было начато с того, что впервые за 800 лет в Нижний Новгород прибыл своими святыми мощами сам святой великий князь Георгий. Благословением Святейшего Патриарха и добрым отношением митрополита Владимирского и Суздальского Тихона мы удостоились чести принимать эту святыню в нашем граде И в этом наша особая радость, надежда, утешение. Будет жить в народе вера Христова — и страна наша будет жить во всяком благочестии и чистоте», — сказал он. Затем владыка Георгий попросил митрополита Дионисия передать низкий сыновий поклон Святейшему Патриарху Кириллу. На молитвенную память и в знак благодарности от всей Нижегородской земли он передал для Предстоятеля Русской Православной Церкви образ благоверного князя Георгия Всеволодовича. На память об этом событии глава Нижегородской митрополии подарил такие же образы всем присутствующим архипастырям, Глебу Никитину, Юрию Шалабаеву и Антону Аверину. По окончании богослужения всем собравшимся в храме были розданы небольшие иконы благоверного князя Георгия Всеволодовича. «Символично, что первый храм в честь основателей города открывается в новом микрорайоне. Исторически именно вокруг церквей концентрировалась городская застройка, и сама дата основания города связана с окончанием строительства первого храма. Сегодняшним событием мы отдаем дань памяти основателям города, которые создали новый форпост для распространения русской культуры. Мне хочется поблагодарить всех, кто вносит свой вклад и силы в восстановление и создание новых святынь Нижнего Новгорода», — отметил Глеб Никитин.

http://patriarchia.ru/db/text/5833528.ht...

Во 2-й трети XVII в. внимание к М. Ш. как матери св. блгв. вел. кн. мч. Георгия Всеволодовича развивалось в связи с канонизацией и расширением почитания ее сына. Этот процесс ускорился по инициативе патриарха Московского и всея Руси Иосифа . 22 янв. 1645 г. в присутствии царя Михаила Феодоровича , его супруги царицы Евдокии Лукьяновны, царевича Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, брат которого Сергий был настоятелем владимирского Успенского собора, мощи св. князя были перенесены «из придела в соборную церковь Пресвятыя Богородицы и переложены в серебряную раку позлащенну» ( он же. 2003. С. 30). В начале Жития св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича подчеркивалось, что он был сыном «благоверные и христолюбивыя великия княгини Марии». В памятнике приводилось описание ее 7-летней болезни, последнего года жизни, создания Княгинина мон-ря, пострижения, прощания перед смертью с сыновьями и погребения княгини (Там же. С. 51-56). М. Ш. упоминалась и в Костромской редакции указанного Жития. По предположению А. В. Сиренова, ее автором мог быть Сергий (Шелонин) , к-рый в 1647-1648 гг. был настоятелем костромского Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря , или один из его помощников и учеников (Там же. С. 98). В этой редакции Жития отмечалось, что отец св. князя правил в согласии «с боголюбивою своею княгинею Мариею». Агиограф охарактеризовал родителей Георгия Всеволодовича как «блаженную и богосочетанную двоицу». Под влиянием поздних рус. летописцев XVI-XVII вв. он ошибочно считал, что М. Ш. была чеш. происхождения (Там же. С. 122), отмечал, что ее муж Всеволод Георгиевич «по смерти супружницы своея многодобродетельныя великия кънягини Марии, во ыноческом чине нареченная Марфы» прожил еще 6 лет и 11 месяцев (Там же. С. 125). В 1646-1654 гг. свящ. Иоанн Милютин в Троице-Сергиевом мон-ре составил новую редакцию Четьих-Миней (ГИМ. Синод. 802). Под 19 марта в ней было помещено сказание «О благодарном терпении великия княгини Марии Всеволожи и о монастыри ея» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 353).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Юрьевское. Часовня Георгия Владимирского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Георгия Владимирского Год постройки:2005. Адрес: Близ деревни Юрьевское. На автотрассе Правдино-Станилово Координаты: 58.055899, 37.865659 Проезд:ж/д ст. Некоуз-Старый Некоуз-Правдино, 7 км от Станилово Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ. Г. 1224-1238.... Передовой отряд его, составленный из 3000 воинов под начальством Дорожа, возвратился с известием, что полки Батыевы уже обходят их. Георгий, брат его Святослав и племянники сели на коней, устроили войско и встретили неприятеля. Россияне били мужественно и долго марта]; наконец обратили тыл. Георгий пал на берегу Сити. Между тем Ростовский Епископ Кирилл, возвращаясь из Белаозера и желая видеть место несчастной для Россиян битвы на берегах Сити, в куче мертвых тел искал Георгиева. Он узнал его по Княжескому одеянию; но туловище лежало без головы. Кирилл взял с благоговением сии печальные остатки знаменитого Князя и положил в Ростовском храме Богоматери. (Н.М. Карамзин " История Государства Российского " ) История часовни напрямую связана с историей сражения 1238 года на реке Сить войска князя Юрия Всеволодовича с татаро-монголами. По одной из версий, построена она была в XVIII веке на месте алтаря бывшей деревянной церкви. Краевед П.В. Кудрявцев неоднократно (в последний раз в 1957 году) бывал в часовне и так писал о ней: «Предание производит название деревни Юрьевской от того, что будто бы здесь в битве с татарами был убит князь Юрий Всеволодович. Место, где был похоронен на поле боя князь Юрий, отмечено маленькой часовней. Конечно, эта часовня сохранилась не от тех времен… В часовне находятся остатки намогильной плиты из известняка с какой-то надписью славянской вязью. К сожалению, плита разбита на несколько кусков, и некоторые из них утрачены. Из-за этого трудно прочесть надпись... Никто из специалистов, видимо, Юрьевскую часовню не обследовал и не описал. Состояние часовни заставляет предвидеть очень скорое ее разрушение». В часовне находился еще образ (икона) князя Юрия. Под изображением святого, якобы, была надпись, говорящая о том, что князь Юрий Всеволодович убит Батыем на Сити, а тело его погребено во Владимирском соборе. Образ был не древний, выполнен не ранее XIX века. В июле 1977 года часовня была перевезена в музей под открытым небом г. Мышкина. Под плитой, по преданию, временно покоилось тело князя Юрия до тех пор, пока Ростовский епископ Кирилл не свез его в Ростов и не положил в соборном храме Богородицы (через два года князя похоронили во Владимире). Однако, по мнению специалистов, происхождение плиты относится к XVIII веку, и сама она, и надпись на ней, естественно, никакого отношения к погребению Юрия не имеют. Остатки намогильной плиты и икона исчезли из часовни раньше ее перевозки.

http://sobory.ru/article/?object=20790

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ВСЕВОЛОДОВИЧА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан близ с. Уса-Степановка Бирского у. Уфимской губ. (ныне Благовещенский р-н Республики Башкортостан), на месте явления в 1856 г. крестьянину С. И. Сотникову некоего старца в блистающих ризах. Впосл. это место получило название «Святые кустики». Во 2-й пол. XIX в. здесь происходило множество чудес, к-рые записывали клирики окрестных церквей и засвидетельствовали еп. Уфимский Антоний (Храповицкий) и благочинный мон-рей Уфимской епархии сщмч. Андроник (Никольский) . В кон. 50-х гг. XIX в. на месте Г. м. Сотниковым был устроен шалаш, где он молился, в 1899 г.- изба, в к-рой поселилась бывш. послушница Серафимо-Понетаевского жен. мон-ря с 8 мирянками. В кон. 1900 г. местный землевладелец Г. Поспелов ходатайствовал перед еп. Уфимским Антонием (Храповицким) об учреждении жен. обители. В нач. мая 1901 г. указом еп. Антония в мест. Святые кустики была переведена благочинная Бирского Троицкого мон-ря мон. Серафима (Беляева) с неск. сестрами. Летом 1901 г. были построены 3 деревянных дома с хозяйственными службами, 2-этажный келейный корпус, в к-ром 21 дек. 1901 г. архим. Андроник (Никольский) освятил ц. во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича, покровителя ктитора обители Поспелова. Архим. Андроник определил в храм заштатного священника для ежедневных богослужений. К кон. 1901 г. в общине проживало более 30 чел., в дек. 1901 г. архим. Андроник постриг в рясофор 10 сестер. Община владела пожертвованными Поспеловым и др. 70 дес. земли. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Игум. Христина, еп. Вениамин (Фролов), архим. Антоний (Зонов), рядом неизв. игумения и монахиня. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Указом Святейшего Синода от 1 февр. 1902 г. община была официально зарегистрирована, 22 дек. 1904 г. преобразована в мон-рь, мон.

http://pravenc.ru/text/164475.html

В лето седмыя тысячи г. (6666–1158) году во граде Владимире созда церковь каменну во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения об едином версе благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский; последиж приделано четыре главы, и бысть о пяти главах. По приделем же церкви от западных дверей до горняго места семнадесять сажень с полусаженью, а поперег церкви четыренадесять сажень без локтя, сажень Государева. А в той велицей церкви приделы: Вшед в церковь на левой стране придел Благовещение Пресвятыя Богородицы и в том приделе в олтаре в стене к жертвеннику лежат мощи благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго 241241 . К олтарной стене большаго олтаря лежат мощи брата его роднаго великаго князя Димитрия – Всеволода. В той же велицей церкви вшед на правой стране придел страстотерпца Христова Георгия; в том приделе лежали мощи великаго князя Георгия Всеволодовича Владимирскаго чудотворца у стены великия церкве в каменном гробе. И по обещанию великаго Господина святейшаго Иосифа Патриарха Московскаго и всея России 242242 , в прошлом во 153 (1645 году) Генваря в день мощи благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича пренесены в великую церковь и положены в серебряную раку у святительскаго места, подобно тому, якоже на Москве положены мощи благовернаго царевича Димитрия Московскаго чудотворца у Архангела в соборе. В том же пределе лежит брат его родной благоверный великий князь Феодор – Ярослав Всеволодович, отец благовернаго и великаго князя Александра Ярославича Невскаго. Да великаго князя Георгия Всеволодовича дети: Владимир, Мстислав, Всеволод. В велицей церкви на правой стране от предела великомученика Георгия у сторонних дверей по церковной стене благоверный великий князь Константин Всеволодович. Владимирские Епископы: Феодор, Симон, Митрофан, Серапион, Лука. На той же стране от входных дверей меж столпов придел великомученика Пантелеимона: в том пределе почивает Максим митрополит Владимирский. По левой стене великия церкви от предела Благовещения Пресвятыя Богородицы и от сторонних дверей лежит благовернаго великаго князя Георгия Всеволодовича княгиня Агафья, и с нею дочь ея княгиня Феодора, да снохи ея Мария, Христина в одном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010