72 Мелетий Пигас, по окончании образования в Хандакской синайской школе, под руководством иеродиакона Мелетия Власта для завершения образования ездил в Италию, слушал лекции в университетах Венецианском и Падуанском, где у Иакова Забареллы выслушал курс логики и окончил медицинский факультет, но по поискам латинян, не получил диплома на это звание. По окончании образования в Италии, Мелетий Пигас вернулся на родину в Крит и сделался преподавателем в синайской школе, а затем в школе главного города острова Крита. 73 См. икону Неопалимой Купины в церкви того же имени, заказанную Никифором монахом, с подписью (около 1764 г.) художник: «Χερ ωννου, προσκυνητο κρητς». 75 Синаиты-критяне знали и другие искусства кроме живописи. Козьма эконом критянин, например, был хорошим мастером иконостасных дел и сделал в 1612 г. нынешний иконостас для базилики; иеромонах Максим в 1675 г. позолотил этот иконостас и расписал заднюю сторону иконостаса; монах Панкратий в 1678 г. и монах Георгий в 1682 г и другие производили облицовку перламутровыми узорами по кости индийской черепахи на разных священно-богослужебных предметах; монах Георгий был мастером золотых дел и 1680 году устроил ковчег для хранения мощей великомученицы Екатерины; Герасим протосинкел из Филиппополя в 1783 г. сделал мраморный фиал для паперти соборного храма; синайские монахи Прокопий и Порфирий в 1714 году с замечательным искусством сочетаний жил, в слиянии спаев и в подборе и размещение плит, узорчатый разрисованных природой, выложили из разноцветных мраморов церковные полы и др. 80 Обширное описание, продолжающееся ещё печатанием, под заглавием: Μαυρογορδτειος βιβλιοϑκη τοι γενικς περιγραφικς κατλογος, τν ν τας ν τν νατολν βιβλιοϑκαις ερισκομνων λληνικν χειρογρφων, καταρτισϑεσα κα συνταχϑεσα κατ’ ντολν το ν Κωνσταντινουπλει λληνικο φιλολογικο σλλγου. Вышло в свет пока для выпуска этого каталога. Первый выпуск издан в 1884 году. 81 Весьма сочувственный отзыв об этом Каталоге сделал Адольф Гарнак в «Theologische Literatur Zeitung», 19, 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Гельцер М. (Gelzer, 1886–1949), австрийский антиковед, специалист по истории древнего Рима – 287 Генрих IV (1050–1106), германский император в 1056–1106 гг. – 470 Георгий Амартол (Монах, IX в.), византийский хронист – 390, 478, 479 Георгий Маниак (1-я пол. XI в.), византийский полководец – 412, 413, 433 Георгий Писида (конец VI-VH в.), византийский поэт, автор эпических поэм о войнах Ираклия I против персов и аваров, а также поэтических произведений религиозно-дидактического характера (поэма «Шестоднев, или Сотворение мира», элегия «О суете житейской» и др.) – 267, 270, 311 Георгий Синкелл († после 810), византийский хронист – 388, 389 Герланд Эрнст (Gerland, 1870–1934), немецкий византинист – 75 Герман I , патриарх Константинопольский в 715–730 гг., поборник иконопочитания – 348, 350 Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, «отец истории» – 110, 128, 251 Герцен Александр Иванович (1812–1870), русский писатель, публицист, общественный деятель – 78 Герцберг Густав Фридрих (Hertzberg, 1826–1907), немецкий византинист – 60,61 Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.), древнегреческий эпический поэт, первая историческая личность в истории античной литературы, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни» – 123, 128 Гесихий Милетский (1-я пол. VI в.), византийский историк – 255 Гесселинг Д. (Hesseling), голландский византинист – 66, 67 Гефкен И. (Geffcken), немецкий византинист – 133 Гиббон Эдуард (Gibbon, 1737–1794), английский историк-просветитель, антиковед и византинист – 46–49, 50, 53, 56, 80, 274 Гизо Франсуа Пьер Гийом (Guizot, 1787–1874), французский историк и политический деятель – 50 Гийан P. (Guiand), французский византинист – 70 Глотц Гюстав (Glotz), французский историк – 69 Годфруа Жак (Godefroy, Gothofredus), французский юрист – 90 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), церковный историк – 372 Гольдциер Игнац (Гольдциэр, Goidziher, 1850–1821), венгерский востоковед-арабист, исламовед, историк арабской литературы – 283 Гомер , легендарный древнегреческий поэт, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» – 59, 123, 128

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

И вот, восстановила Она и обновила сей путь обожения – священное безмолвие, и мы с особой любовью обращаем свои взоры к всесвятому Ея образу и всесвятому Ея лику, и горячо Её молим и просим, чтобы Она помогла и нам, в первую очередь желать того, что для каждаго инока по существу должно быть самым главным желанием. А чего ещё может пожелать монах кроме того как в безмолвии созерцать Бога? Кроме того, чтобы сосредоточивать свой ум и непрестанно возводить взоры ума своего к Богу, к памятованию о Боге? Не сего ли больше всего на свете желает истинный монах: не трезвения ли ума и возношения его к Богу, бодрствования духовнаго и бдения? Благословенны те монахи и простые христиане, которые жаждут трезвения и осознали сколь великое значение и ценность трезвение имеет для человека. Благословенны иноки и миряне, которые подвизаясь достичь трезвения исполнили то, о чём говорит святой исаак Сирин : обрели драгоценную жемчужину и поэтому очень внимательно следят за собой, чтобы не впасть в пустословие, осуждение, помрачение ума, и становятся теми, о которых говорит Апостол, что они берегут каждую минуту своей жизни «выкупая время, так как дни лукавы» ( Еф. 5:16 ) – улетают как дым. Тот монах, который пребывает умом своим в Боге, – обладает благословенным трезвением, следит внимательно за тем, чтобы ум его не отлучался и не отступал от Бога, – хотя бы даже и на одну секунду, если возможно, – такой монах нашёл драгоценную жемчужину и осознал сколь великим благословением является такое состояние монашеской жизни и, как было уже сказано, – выкупает время. Потому что, если этого не происходит, если в нас нет такого стремления и подвига, то мы с вами «не выкупаем» время, т.е. напрасно тратим своё время. И проходят дни и часы и месяцы и годы, и праздники и посты, и от нас ускользает самое драгоценное, ускользает то, ради чего мы удалились в благословенную пустыню. Поэтому, отцы, я вас горячо прошу и умоляю, – к этому призывает и сегодняшний день, к этому призывает Госпожа наша Богородица, Учительница, Покровительница, Воспитательница, Игуменья наша, духовная наша Матерь, – будем подвизаться все подвигом трезвения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Так об этом пишет заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, Председатель богословско-образовательного отдела Запорожской епархии УПЦ МП, протоиерей Игорь Рябко: " ...полным полно тех людей, кто знал его лично и продолжает с ним общаться....Казалось бы, чего проще узнать о личности монаха Симона – спросить у владыки Панкратия > ... Источник: http://priest-ruabko.livejournal.com/99240.html http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2978 Вот как о Монахе Симеоне Афонском отзывается сам Владыка Панкратий: " ...я со своим другом, ныне известным духовным писателем Симеоном Афонским, выбирал такую работу, которая нам позволяла бы достаточно много времени проводить в творческом отпуске. Мы искали место, чтобы построить келью, чтобы жить пустынниками, творить Иисусову молитву. Очень много мы исходили мест в горах Средней Азии. Я очень хорошо знаю эти места, до сих пор помню: это Дарваз, Памир, границы с Узбекистаном, Киргизией. Сам Памир был закрытой пограничной зоной, где однажды нас пограничники поймали. У меня была большая коллекция слайдов, но, к сожалению, она потерялась во всех этих переездах. До сих пор у меня остались такие теплые чувства об этих поездках, хорошие воспоминания, потому что природа там действительно удивительная, места дивной красоты. " Источник: Мысль о том, что " Монах Симеон Афонский " - массовый проект, неплохо комментирует отец Игорь Рябко: " Я на днях также получил информацию от нынешних учеников монаха Симона, о том, что все книги, которые изданы, написаны самим старцем и никакой подложной литературы изданной кем - то другим на книжном рынке не имеется. Следовательно, те книги, которые критикует отец Георгий, также дело рук старца Симона. Давайте на них посмотрим теперь поближе. " Источник: http://priest-ruabko.livejournal.com/99240.html Так что ни о каком Монахе Дионисии Поспелове (как утверждает о. Георгий) и тем более о массовом проекте " монах Симеон Афонский " речи нет. Всё конкретно и просто - монах Симеон Афонский=отец Симон Бескровный, ученик Кирилла Павлова, Глинских старцев, который сам десятки лет провел в уединении и подвижничестве, изучая борьбу с помыслами в высокогорных духовных лабораториях Абхазии и Афона.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=297...

Георгий Монах, р. 787, 20–788, 3: Георгий Монах, р. 803,18–26: И это он безжалостно и бесчеловечно творил против православных. А против сановников и богатых людей негодный и злоумышленный измыслил некую злую уловку, желая сделать их несчастными и бедными. Ведь что он сделал? Он предъявил им некие неотклонимые вины и обвинения, ...чтобы в страхе перед ними те пренебрегли всем своим имуществом ради собственного спасения. ...немало благочестивых мирян, чье имущество злосчастный и преступный тиранически отнял и одних умертвил, а других, предав многовидным и многообразным истязаниям и страшным карам, сослал, совершенно не повиновавшихся ни лести, ни угрозам и зловерию обманщика и негодяя 123 . В левой колонке описаны репрессии при Льве V, а в правой – при Феофиле. Георгий четко указывает, что при последнем благочестивые миряне страдали именно из-за своей приверженности почитанию икон. Хотя это не обязательно соответствует действительности, поскольку преследования по политическим мотивам часто выдавались за религиозные гонения в том случае, если их жертвы были сторонниками священных изображений, сам факт репрессивной политики Феофила сомнений не вызывает. Весьма поучительно узнать, кто был одним из самых известных высокопоставленных мирян, пострадавших при этом императоре. Это не кто иной, как спафарий Сергий Исповедник, которого с серьезными основаниями отождествляют с отцом будущего патриарха Фотия 124 . Даже если допустить, что упоминаемый в синаксаре Сергий – это другой человек, отец Фотия в любом случае тоже был сановником и попал вместе со всей семьей в ссылку, где и умер. Здесь следует вспомнить, что Фотий приходился внучатым племянником патриарху Тарасию, то есть принадлежал к одному из самых влиятельных аристократических семейств, оттесненных от власти при Льве V и вернувшихся к ней при Михаиле II. Таким образом, перед нами еще один превосходный пример «правила маятника». Это означает, что репрессивные меры Феофила и его боязнь заговоров были наверняка обусловлены теми же самыми причинами, что и очень похожее поведение Льва V, а именно конфронтацией с большой и сильной группой кланов, доминировавших при Никифоре и Михаиле II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Монах — человек, который посвятил себя Богу, и это главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными 31 января 2017 г. 15:56 23 января 2017 года участниками пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви было принято «Положение о монастырях и монашествующих». О работе над документом, прошедшем стадию общественной дискуссии и обсуждение на пленуме, порталу «Монастырский вестник» рассказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , председатель комиссии Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. — Ваше Высокопреосвященство, на пленуме Межсоборного присутствия было принято «Положение о монастырях и монашествующих». Пожалуйста, расскажите, для чего нужен этот документ и что изменится в жизни монастырей с его появлением? — Прежде всего, необходимо сказать о том, что за 25 лет возрождения Русской Православной Церкви из 19 монастырей к настоящему моменту появились 888 обителей, официально оформивших свой статус, а еще есть общины и подворья, которые пока не получили статуса монастырей. Эти монастыри самые разные — большие и маленькие, столичные и провинциальные, расположенные в отдаленной сельской местности; есть скиты, общины, сестричества и братства. Жизнь всех этих обителей требует духовного осмысления, постановки и решения проблем, с которыми насельники сталкиваются ежедневно, в связи с чем и возникла необходимость создать общее «Положение о монастырях и монашествующих». Работа над этим документом началась на первом заседании пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. Затем документ прошел стадию обсуждения в монашеских общинах, позже — на официальных площадках Присутствия в интернет-пространстве и в формате подготовки отзывов из епархий. В результате мы увидели, что интерес к монастырской жизни, духовному деланию есть у многих людей. Вопросы, связанные с монашеством, обсуждались и на Архиерейском Совещании 2016 года. В частности, однозначно было сформулировано, что рясофор является ступенью приготовления к монашескому постригу. То есть, с уверенностью можно говорить о том, что монастырская жизнь не оставлена и вниманием Священноначалия.

http://patriarchia.ru/db/text/4794666.ht...

Идеалом хинаяны является личность архата (это слово означает «достойный»). Архат – это монах, собственными усилиями достигший цели Благородного Восьмеричного Пути – нирваны – и навсегда покинувший мир. По учению хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, наделенным великими добродетелями, обретенными благодаря совершенствованию в течение множества сотен жизней. После пробуждения, которое было обретением плода архатства, Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком, став Буддой, освобожденным от сансары, но никак не какой-либо сверхъестественной сущностью. Если монах, соблюдающий все обеты винаи, станет во всем следовать примеру Будды и его учения, он достигнет того же самого, чего достиг тот. Сам же Будда, уйдя в нирвану, раз и навсегда исчез из мира, поэтому бессильно молиться ему и молить его о помощи. Поклонение Будде не предполагает его ответа и заступничества, а нужно людям, воздающим таким образом долг памяти освободителю и упражняющимся в добродетели даяния. Хинаяна – это сугубо монашеская форма буддизма, в рамках этой традиции не монах не может считаться буддистом в прямом смысле слова. Только монахи могут надеяться на достижение нирваны, только монахам открыты все наставления Будды, и только они могут практиковать предписанные Учителем медитативные упражнения. На долю мирян остается усовершенствовать свою будущую участь посредством добрых дел, направленных на поддержку и содержание сангхи. Благодаря этим заслугам, в одной из последующих жизней мирянин может оказаться достойным принятия монашеских обетов, после чего он встанет на Восьмеричный путь. Тхэравадины никогда не стремились к активной миссионерской деятельности и не допускали вовлечения мирян в жизнь общины. По этой причине хинаяна получила распространение лишь в странах, чья культура формировалась под сильным влиянием культуры Индии, то есть в странах Юго-Восточной Азии. До эры мусульманских завоеваний VII–VIII веков хинаянский буддизм был также распространен в Центральной Азии, на территории современных Узбекистана, Таджикистана, где он успешно конкурировал с зороастризмом. Махаяна

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Я вспоминаю свой собственный пример, когда я был в детстве сильно поражен этой страстью сребролюбия на простом, в общем-то, деле. Мы решили с одним моим другом накопить денег и купить мопед, такой велосипед с мотором. Чисто детское желание, может, немного безалаберное, но уж ничего плохого в нем нет. Стали откладывать. Ну какие у нас деньги? Где-то на обед дадут – отложишь, где-то еще что-то. Была определенная сумма, которую мы должны были накопить. И эта страсть накопительства захватила меня полностью. Я радостно смотрел: вот еще на копеечку прибавилось, а вот еще стало больше. Яркий пример того, как, еще ребенком, я был этой страстью захвачен. Люди, которые хотят решительно со страстью сребролюбия покончить, избирают путь монашеский, уходят из мира, пропитанного этой страстью насквозь. Уходя из мира, они принимают обет нестяжания, то есть обещают Богу ничего своего не иметь. Монах что-то свое, конечно, имеет, потому что и ему необходимо чем-то пользоваться. Даже самой строгой жизни отшельники имеют хоть одну какую-нибудь одежду, какую-то хижинку, но все это монах рассматривает не как свое, а как данное ему в пользование. В настоящее время отшельническое монашество уже уходит в прошлое, хотя отшельнические кельи все еще остаются и на Афоне, и у нас на Кавказе. В общежительных монастырях всем имуществом распоряжается монастырское начальство. Все, что у монаха есть, – выдается ему в пользование, у него нет ничего своего. В любой момент по благословению монастырского начальства он должен отдать любую вещь. Если монах служит на приходе, то всем его имуществом распоряжается епархиальный епископ. Например, в Щиграх на приходе служит архимандрит Зиновий. У него есть дом и машина, видеомагнитофон и компьютер, но все это ему не принадлежит. В любой момент любая вещь, которая находится у него дома, по благословению архиерея может быть затребована, и он ее без звука отдаст. Вообще эта страсть настолько заразная, что все, кто хотел чисто проходить монашеский подвиг, старались всеми силами от нее оттолкнуться. В древних Патериках есть повествование о том, как два брата, решившись оставить мир и удалиться в пустыню, нашли мешок золота. Один брат, переступив через него, пошел дальше своим путем. А второй решил, что неразумно зря пропадать таким средствам. Он взял золото, вернулся в город и основал на эти деньги несколько обителей. Казалось бы, с ним ничего плохого не произошло, он распорядился деньгами благо. Он устроил несколько монастырей в городе, в которых стал попечителем и духовником. Прожив много лет, он задумался о том, насколько он правильнее и разумнее поступил, чем его брат. Если бы он последовал за своим братом, они бы все бросили, а так – сколько пользы принесло это золото, когда оно в хороших руках. Но явившийся ему ангел сказал: «Не возносись! Если ты милостью Божьей не погиб от этого золота, то благодари Бога. А твой брат поступил намного разумнее и правильнее тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мертвое село Я возвращаюсь из пустыньки в Сухуми. Монах Георгий взялся провожать меня. У пустынников есть обычай: они не отпускают гостей одних, а обязательно доводят их до шоссейной дороги, как бы далеко ни отстояла от этого места их келия. Горы за озером Амткел не похожи на пустыню, о которой мы читаем в житиях египетских подвижников. Весной она похожа на прекрасный сад, огороженный стенами гор; в сравнении с ней мир кажется пустыней, а она – оазисом, где с гор сбегают ручьи, а ветви деревьев, подобно огромному зеленому шатру, дают путнику тень и прохладу. Только зимой пустыня как бы вступает в свои права. Замирает жизнь. Не слышно ликующего пения птиц; зеленый покров деревьев сменяется белым одеянием, как будто деревья поседели, как старцы, и стоят под тяжестью снега, как под тяжестью прожитых годов. Из всех красок осени зимой в пустыне остаются только два цвета, которыми окрашены земля и небо: днем – это цвет снега и облаков; ночью – черный цвет, когда тучи одевают в траур небосвод, и звезды вместе с месяцем кажутся флотилией кораблей, которые поглотила бездна моря. Впрочем, в лунные ночи вид пустыни меняется. Снег становится похожим на серебро, а далекие звезды – на драгоценные камни, чьей-то рукой разбросанные по черному бархатному небосводу. Свет луны отливает мертвой голубизной. Трудно сказать, что кажется холоднее: снег или свет луны. Пустыня особенно величественна в своем безмолвии. Монах Георгий вел меня по краткой дороге, не знакомой мне. Он предусмотрительно срезал для меня ветку дерева и очистил от сучьев – без нее мне было бы трудно идти по снегу. Вдруг моим глазам предстала картина, которая навсегда врезалась в мою память, как раскаленное железо – в дерево. Передо мной лежало небольшое горное село. Не слышался оттуда лай собак, не мерцали огни в окнах домов, не было видно дыма от очагов. Село было пустым. Дома, засыпанные снегом, без окон, были похожи на черепа с зияющими черными провалами глазниц. Даже на кладбище бывает отраднее: туда все-таки приходят люди, чтобы навестить ушедших в другой мир; а здесь не было никого, словно мир забыл об этом месте, где когда-то жили люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

За то время, которое прошло со дня моего первого знакомства с отцом Харалампием и до июня 1965 го­да, когда я переехал на Святую Гору, два брата Петр и Георгий, опередив меня, уже поселились вместе со Старцем. Простой и бесхитростный Петр После моего знакомства с новыми послушниками отец Харалампий рассказал мне о них следующее: «Недавно ко мне пришел Петр и попросил его исповедовать, – сказал он. – Такую чистую и искреннюю исповедь я слышал впервые. Кроме всего прочего, со­вершенно искренне он мне сказал: – Я, Геронда, последний грешник, у меня много не­мощей, я совершенно негодный человек. Мне хочется стать монахом, но, столь немощный, я чувствую свое недостоинство. С таким случаем я встретился впервые и, не зная, что ему посоветовать, сказал: – Раз, дитя мое, Божия Матерь привела тебя сюда, то останься ненадолго со мной, я тебя испытаю. Он остался. Но вот к нам пришел Георгий, и воз­никла проблема, куда его поселить. Петр мне гово­рит: – По профессии я сантехник, но немножко разбира­юсь и в строительстве. Тогда я, не теряя времени, приглашаю отца Панделиса. «Пожалуйста, привези мне немного стройматериа­лов», – говорю я ему. И вот уже появились: щебенка, кирпич, цемент и т. д. И скоро на втором этаже Петр построил три кельи. Отметим, что он с большим ис­кусством справился с этой работой, чему я был силь­но удивлен. Перед стройкой я говорил себе: «Если Петр и уйдет, то кельи останутся, что им будет» Но что же произо­шло? Как только я объяснил ему, как надо проводить бде­ние и как творить молитву, он тотчас загорелся. Спустя несколько ночей приходит ко мне и. говорит: – Геронда, что это? Во время молитвы мой ум соеди­нился с сердцем, и изнутри у меня стало исходить не­изъяснимое благоухание. С этого момента молитва у меня стала самодвижной. Иной раз бывают плач и сле­зы, которые невозможно остановить. Услышав эти слова, я подумал: «Так, так, а из него вы­йдет монах». И говорю ему: – Это знак того, что Бог хочет, чтобы ты стал мона­хом. Через некоторое время я постриг его в монахи с име­нем Продром. Однако когда я еще только собирался со­вершить этот священный обряд, то столкнулся с одним затруднением. Он говорит мне:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/nastav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010