Поэтому нужно назначить кого-нибудь, кто бы мог встретиться с ними, слушать и отвечать на то, что они скажут. Установили, что в этом будут участвовать два месадзона и великий доместик, из архиереев – кир Иоасаф Эфесский и кир Антоний Ираклийский, из ставрофоров – великий хартофилак и великий экклезиарх, из духовников – священник кир Матфей и священник кир Григорий. Вы, наши послы, сойдитесь в монастыре святого Воскресения Христова и, выслушав все это, приготовьтесь к делу». Затем наши пожелали выслушать декрет. Он был прочитан, и мы услышали, что среди прочего он содержит и то, что участники Собора потрудились и исправили новую ересь богемцев 86 , и что так же они уже исправляют древнюю ересь греков 87 . Получив огласку за несколько дней до того, это всеми было тяжело воспринято. Тогда на это сказали, что следовало. Но император и архонты заявили, что «поскольку вы собираетесь встретиться и обсуждать с ними, то мы верим в то, что это и все остальное будет исправлено, как подобает». И с этим мы вышли. 35. Как только наступило утро, я пришел к Патриарху и доложил: «Вчера я решил доложить и просить, чтобы вы сотворили мне благодеяние, и я не ходил бы на встречи, как вы определили. Чтобы меня не сочли дерзким, в тот самый час я оставил это без внимания. Но сейчас я пришел просить и умолять, чтобы ты освободил меня от этих встреч, поскольку я не хочу и не могу связываться с такими делами». И я сильно умолял его об этом. Патриарх же повелел мне делать то, что решено. Там оказались духовник кир Феофилакт и монах кир Каллист Принкипс, в которых я надеялся найти помощников моему прошению. Но когда они увидели, что Патриарх повелевает мне идти с неизбежностью на то, к чему я определен, то и они принудили меня совершить предписанное. 36. Все же были назначены дни, и мы собрались. Пришли вместе с нами также определенные к этому кир Димитрий Ангел Филомат, учитель кир Георгий Схоларий и фра Мануил в качестве переводчика. Итак, месадзоны обратились к ним в согласии со всеми нами, а латинские послы отвечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 12 октября 2012 С возникновением монашества в Церкви появился особый образ жизни. Однако это не означает, чтобы была создана одновременно и новая этика. В Церкви нет отдельной этики для мирян и отдельной для монашествующих, подобным же образом Церковь не делает различий между двумя этими категориями людей в отношении их обязательств перед Богом. Христианская жизнь обща для всех. Общим признаком всех христиан является «быть и называться Христовыми» 1 . То есть, свое бытие и имя они возводят ко Христу. А это означает, что настоящим и подлинным христианином может быть назван только тот, кто в своей жизни и поведении опирается на Христа. Однако поступать так, живя в миру, представляется затруднительным. Вид на Афонский полуостров с вершины горы Афон. Фото Павла Рыскова. В монашестве предпринимается попытка с особым прилежанием выполнить то, что в миру выполнить трудно. Монах стремится в духовной жизни к тем же целям, к каким должен стремиться и любой верующий, а именно: жить в согласии с заповедями Божиими. Основные принципы монашества, по сути, совпадают с основными принципами жизни всех верующих. И это становится более заметным в первые века истории Церкви еще до появления института монашества. Совершенно очевидно, что Церковь традиционно отдавала предпочтение девству и чистоте, нежели браку. Конечно, подобная позиция не направлена против брака, признаваемого как великое таинство 2 , но указывает на трудности практического характера для духовной жизни, его сопровождающие. Именно поэтому с самого начала многие христиане избегали вступать в брак. Так христианский апологет Афинагор, живший во втором веке, пишет: «Между нами найдешь даже многих и мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь теснее соединиться с Богом» 3 . Кроме того, христианская жизнь была с самого начала связана с самоотречением и жертвенностью: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» 4 . Христос требует от человека полного самопожертвования: «Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как среди скорбей радоваться? Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. ( Пс. 15:8–9 ). Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. ( Сир. 1:23 ). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. ( Мф. 5:12 ). Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. ( 1Петр. 4:13 ). Не узнав горя, не узнаешь и радости. Русская пословица. Не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых. Терпи скорбь о Господе, чтоб объяла тебя радость. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Какие бы мы ни переносили скорби ради Господа, идет ли что в сравнение с будущей и обетованной вечной жизнью, или в сравнении с утешением, бывающим от Святого Духа в настоящее время для терпеливых душ, или в сравнение с освобождением от мрака дурных страстей, или в сравнение с нашим долгом за множество наших грехов? Преподобный Макарий Великий (IV век). Как это возможно, говорят? Возможно, если захотим. Апостол показал далее и путь к сему: непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия ( 1Фес. 5:17, 18 ). Святитель Иоанн Златоуст († 407). Нельзя не радоваться и не чувствовать утешения, ежели только помыслим, что за минутные скорби наши, претерпеваемые ради любви, заповеданной Богом, дастся нам неизреченное наслаждение небесными благами в будущей жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789–1836). Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден и, быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Начало радости – быть довольным своим положением. Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия ( 1Фес. 5:16, 18 ). – Слова Апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах, радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. – И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся ( Пс. 76:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Это понимание всевидения Божия. Вот что говорит Господь: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Можно эту фразу перевернуть для противоположного пола. То, что не заметно ни для кого из окружающих, то видит Господь. Видит и наш ангел-хранитель и безмерно этим огорчается. Это нам надо ясно чувствовать и понимать. Большинство из нас это знает, конечно, но понимания нет. Это видно из того, что то, о чем мы думаем и допускаем себе думать, и то, что мы чувствуем и допускаем себе чувствовать, мы никогда не выскажем вслух. И это уже не тот целомудренный охранительный стыд, который повелевает нам хранить тайну интимных отношений, чтобы они были действительно интимными, а это человекоугоднический стыд. Мы стесняемся людей. Мы стесняемся своей нечистоты, как Адам, который после грехопадения увидел, что он наг и, почувствовав в душе нечистые желания, о которых он раньше не знал, стал стесняться своей наготы 63 . Так и мы. Для нас страшно подумать, что люди будут видеть нас в той нечистоте, о которой мы позволяем себе думать и которую мы позволяем себе испытывать в сердце своем. И в то же время, раз мы это позволяем, мы забываем, что Господь видит это. Как писал преподобный Иоанн Лествичник : «Видел я людей, которые шли воровать и отступали, испугавшись собак» (Слово 1, гл. 15). Этих людей можно назвать безумными, потому что они испугались собак и не испугались всевидящего Господа. Вот такими же безумными являемся и мы, когда уповаем на тайну от людей и не боимся того, что наше сердце открыто Господу 64 . Приведу один поразительный пример. Это случай из жизни Парфения Киевского 65 , сейчас он прославлен как святой Украинской Церковью. Это был монах, подвижник, жил при архиерейском доме митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) . Мы знаем его по молитве, которая приводится в наших молитвословах. Очень глубокая, содержательная молитва , одна из немногих молитв, которая написана уже в наше время на русском языке, молитва иеромонаха Парфения Киевского .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Схимонах Георгий Строго, точно, трудолюбиво и ревностно следуя традиции наших отцов, воистину блаженный Георгий достиг совершенства, он – торжество Православия и похвала Афона. Монах Иосиф Ватопедский († 2009) Однажды к старцу Иосифу Исихасту пришел за духовным советом монах Георгий. По национальности он был серб и плохо знал греческий язык. С трудом подбирая слова, Георгий рассказал, что, когда он жил в миру и учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, его посетила столь обильная Божественная благодать, что он оставил всё и ушел в монахи. Но вот теперь в таком благодатном месте, на Афоне, куда Георгий пришел ради большего богопознания, он совсем перестал чувствовать благодать и поэтому ему кажется, что она его покинула. Отец Георгий уже начал подумывать отправиться снова в Париж, полагая, что там, где благодать к нему пришла впервые, она опять вернется. Старец Иосиф отвечал медленно, делая между словами большие паузы, чтобы Георгию было легче понимать. Старец объяснил, что всё так и должно быть, что благодать всегда так действует с теми, кого ведет к духовному совершенству. «Благодать не ушла, и ее не стало меньше, и никогда не станет меньше, потому что Божественные дары непреложны (см.: Рим. 11: 29), – говорил старец. – Ты не ощущаешь благодать, но она, как и прежде, остается в тебе, только теперь не явно для чувства, а как энергия. Благодать Божия всегда проявляет себя двумя способами: первый мы называем энергией, а второй – ощущением. Как энергия благодать всегда пребывает в верующих, потому что без благодати никто не мог бы даже просто веровать. А как ощущение благодать является, если хочет помочь человеку, который устал, изнемог в духовной борьбе или ему угрожает какая-то духовная опасность. В то время ты был неопытен, ничего не знал о духовной жизни, и благодать пришла к тебе явно во всей своей полноте и открыла свои тайны, чтобы привлечь тебя к духовной жизни, чтобы научить тебя и дать силу отказаться от мирской жизни и правильно воспользоваться даром Божиим.

http://pravoslavie.ru/106508.html

В беседе с монахами, Будда так объясняет то, каким образом это существо впало в такое заблуждение: «Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного периода этот мир свертывается... а по истечению длительного периода развертывается. Когда развертывается мир, то появляется пустой дворец Брахмы. И тогда то или иное существо... вновь рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве, пребывая во славе. [Затем] другие существа... вновь рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа.... Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе так: “Я – Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего! Мною сотворены эти существа”... И те существа, которые позже [него] родились вновь, тоже говорят себе так: “Ведь он – досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый и т.д.”» (Дигха Никайя, 1. Брахмаджала сутта, II, 2–6). В культурах азиатского региона бытовали специфические формы полемики с оппонентами. Например, даосы свои полемические выпады против конфуцианства нередко влагали в уста самому Конфуцию, который на страницах их произведений (таких как «Чжуан-цзы» и «Ле-цзы») охотно признавался в своем невежестве и ограниченности по сравнению с даосскими мудрецами. В подобную форму облекали свою полемику против идеи Божественного Творца и авторы буддистских священных текстов. Так, в Кеваддха сутте Великий Брахма признается, что не может ответить на вопрос, который задал ему буддистский монах и советует обратиться с этим вопросом к Будде. Примечательна форма, в которой он это делает: «Великий Брахма взял этого монаха за руки, отвел в сторону и так сказал: «Вот, монах, эти боги, принадлежащие к свите Брахмы, считают так: “Нет ничего, что не видно Брахме; нет ничего, что не известно Брахме; нет ничего, что не испытано Брахмой”. Поэтому я не отвечал в их присутствии. И я тоже не знаю, монах, где уничтожаются без остатка четыре великих элемента земли, воды, огня и воздуха. Поэтому, монах, ты поступил дурно, что оставив без внимания Блаженного [Будду], отправился в другое место в поисках ответа. Иди же, монах, и, приблизившись к Блаженному, задай ему этот вопрос, и как Блаженный ответит тебе, – так и считай» (Дигха Никайя, 11. Кеваддха сутта, 83).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Если человек был охвачен унынием, то старец его утешал и предлагал слово духовного назидания. А тем, кто не желал нести креста монашеской жизни и намеревался оставить Святую Гору, он рассказывал следующий случай. «Один афонский монах, имевший дар прозорливости, видел целые полчища демонов, одно отвратительнее другого. Однако одно было самое отвратительное, отвратительнее всех остальных, настолько мерзкое, что один взгляд на бесов, его составлявших, вызывал отвращение. Подвижник смотрел на них и думал, отчего они столь мерзки. - Что ты, монах, на нас так удивлённо смотришь? - спросил его с сатанинским сарказмом один из бесов. -Все, на кого ты смотришь, это те, что искушают монахов и любым способом стараются им помешать в деле спасения души, вызывая уныние воспоминаниями о родине, о родственниках, внушая мысли оставить Афон и вернуться в мир. Сам я таскаю на своих плечах на корабль тех, кто снимает с себя рясу и отправляется в мир, оттого у меня такие плечи и шея. Сажусь вместе с ними на корабль и еду в мир. Старец перекрестился, и видение исчезло». Хаджи-Георгий наставлял людей с рассуждением, соответственно мере каждого, утешал и помогал своими сердечными молитвами. От святой жизни лицо его светилось, и он Божественной Благодатью утешал страждущие души. Слава о святом старце распространилась повсюду, и отовсюду к нему стремились люди, чтобы получить духовную пользу. С утра до вечера он собирал у себя боль страждущих людей и согревал их сердца духовной любовью, словно весеннее солнце. «Хороший день виден с утра». Он отроком покинул родину, оставил своих родителей ради любви Христовой. Отказался от родительской любви и стяжал любовь Божественную. Весь мир, все люди, стали ему братьями и сёстрами, членами великой семьи Адама, Бога!           Он не строил планов, поэтому Бог исполнил на нём план своего домостроительства - Хаджи-Георгий стал духовным отцом. Он познал высоту и величие ангельского образа, а потому не искал никаких земных чинов. Многие хотели быть у него в послушании, особенно молодёжь, юноши, которых не принимали в афонские монастыри. А Хаджи-Георгий принимал тех, кому уже было пятнадцать лет, заботился и оберегал, как нежный отец и добрая мать. Молодым послушникам хотелось выглядеть взрослее, и старец рисовал им сажей бороду и усы. Они утешались и радовались.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=132...

8 и др.). Георгий Монах, как и Малала, был рано переведен на славянский язык; в древней славянской литературе он играет роль большую, чем какой бы ни было другой византийский хронист; до сих пор известно, по меньшей мере, двенадцать экземпляров Георгия, частью в болгарско-славянской, частью в сербско-славянской редакциях. В славянском переводе Георгий сделался главным источником всей нерусской истории для древнейшей русской хроники, которая приписывается без достаточных оснований киевскому монаху Нестору, на самом же деле является анонимным произведением начала XII            столетия 116 . Георгий был переведен также и на грузинский язык; пергаментная рукопись этого перевода лежит неизданная в церковном музее Тифлиса (сообщение А. С. Хаханова). Не менее, чем для славянских хроник, было плодотворно влияние Георгия и для самой византийской историографии. Георгий принадлежит к тем авторам, из которых делались заимствования в константиновские эксцерпты. Кроме того, частью сам Георгий, частью его источники в таком размере были использованы позднейшими хрониками, что со времени опубликования всего Георгия мы приобрели очень мало новых исторических сведений. Издания: В СР были включены лишь конец Георгия и продолжение, следовательно, часть, относящаяся ко времени 813–946, под заглавием Βοι τν νων βασιλων Scriptores post Theophanem ed. Combefic. 1685. – Повторено CV 1729. – Варианты Мюнхенской рукописи дал бывший библиотекарь Мюнхенской придворной библиотеки Ign. Hardt в Neuer Literar-Anzeiger 3 Jahrg. 1 halfte Tbingen 1808 стр. 61 и сл., тот же ученый подготовил и издание; см. Catalogue Codd. mss. Graec. bibliothecae regiae Bavaricae, II (1806) стр. 10З и сл. – Эксцерпты из первых отрывков Георгия издал по трем оксфордским рукописям A. Cramer An. Oxon. IV (1837) 218–246. Ту же часть, находящуюся в СР, издал в СВ, не приняв во внимание публикаций Hardt " а и Сгатега и не дав каких-нибудь значительных улучшений I. Веккег, вместе с продолжениями Феофана. – Полную хронику Георгия Монаха с продолжениями издал Eduard de Muralt Georgii Monacii dicti Hamartoli chronicon ab orbe condito ad.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Отец Георгий рассказывал, как однажды в пустыне он вдруг проснулся от какой-то странной тишины в келии. Это была необычайная, глухая, плотная, как будто сгущенная тишина подземелья, в которое не проникали со стороны никакие звуки. Тишина пустыни другая: это легкая прозрачная тишина, оттеняемая шорохом леса. Он подошел к окну – темно; тянется час за часом, а рассвет не наступает, не видно ничего. Он зажег свечу, и ему показалось, что кто-то завесил стекла плотным полотном. Он открыл дверь келии – перед ним стояла стена снега, весь дом был засыпан, как бы погребен необычайным для той местности снегопадом. В келии был запас дров и пищи, он решил выждать. Неизвестно, сколько прошло времени, запас дров истекал, делать было нечего, надо было идти к братьям, которые жили в нескольких верстах. Чтобы ходить по такому снегу, пустынники привязывали к ногам вместо лыж широкие и тонкие, как фанера, дощечки, которые не давали им проваливаться в сугробы. Он отправился в путь. Нередко бывали случаи, что пустынники сбивались с дороги, их находили мертвыми в лесу или разбившимися на дне ущелья. Снег изменил вид окрестностей. Схиигумен Георгий долго блуждал в поисках келии братьев, на которую должен был указать дым от постоянно горящей печи. Но тут еще опустилась какая-то мгла, подобная туману. Он обессилел и свалился на снег почти у порога келии. Как долго он пролежал – неизвестно; его нашли братия и принесли к себе. Долго он не приходил в сознание; у него оказались отмороженными ноги, они опухли и начали темнеть. Как только снег спал, его привезли в город. Сначала несли на носилках, сплетенных из прутьев, потом, добравшись до деревни, посадили на лошадь. Отец Георгий в молодости был кавалеристом и даже больной мог удерживаться в седле. Ампутацию удалось предотвратить, но пришла другая беда – паралич. Отец Георгий оказался прикованным к постели. Его посещало много народу. Наверное, ему было очень тяжело после пустыни переносить многолюдие, но он не показывал вида. У него был дар – утешать скорбящих, да и сам его облик заставлял людей забыть о своих невзгодах перед теми страданиями, которые испытывал этот монах. Как будто помня, что он пустынник, люди в его комнате старались говорить тихо, даже шепотом. Некоторые придут, посидят около его постели, дадут монахиням, готовящим ему пищу, какие-то приношения, возьмут благословение и молча уйдут. Если разговор затягивался, то он закрывал глаза, как будто засыпал, наверное, ему было необходимо уйти от мира в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

66. 63. Георгий С чего это вы, посвященный Георгий, решили, что монах - отец. Отцом, батюшкой принято называть священника, получившего через Таинство Священства особую благодать. Монах же только принял особые обеты, нет таинства монашества. Обращение к монаху " отец " допустимо ровно настолько, как и мы с вами будем обращаться друг другу: отец Георгий, отец Анатолий. Так можно обращаться, но это только дань уважения, некая условность. Так и монаха отцом можно назвать только условно. Так же как и любого псаломщика и причетчика в храме. 65. 60. Андрей Киселев Несомненно, ув. Андрей, национально-патриотическая, консервативная партия не может быть в оппозиции государству, укрепление государственности - один из главных идеологических постулатов. Не нужно спешить, но и откладывать в долгий ящик нельзя, нужно начинать консультации, обсуждения, дискуссии. В ближайшее время партия с такой идеологией должна быть востребована, я убежден. 1 2 3 4 5 6 7 8 Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В РФ рассматривают проект о миграционном режиме высылки: СМИ Эксперты рассказали на каком уровне будет курс валют в мае: график В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/02/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010