Теперь я обращусь сердцем моим к сердцу вашему: когда Господь наше упование, то удостоверяемся, что сие нас нигде не посрамит... блажени хранящии слово Божие и творящии е. Октября 12-го, 1828 г». 168. Марии Петровне Колычевой Напишите мне о ваших страданиях и простите меня, много оскорбившего вас моим молчанием. Мое намерение и все желание – никого не оскорблять: как больно сердцу оскорбление, разлучающее со Христом! Все то грех, что бывает, хотя и в малой мере, противу воли Господа и заповеди Его. А наше наблюдение покрывает нас мраком и удаляет от познания таковых тайных движений сердца, и мы, охотно уклоняясь от спасительных скорбей, попадаем в сеть, услаждающую непостоянные чувства наши, и так забываемся, покоясь в чувственности. Ни, Господи! Не попусти нам сего забвения. Лучше временные скорби претерпеть до конца имени Твоего ради и быть от всего мира презираемым, нежели уклоняться от святой любви Твоей по воле сердца, к чему-либо пристрастного, и погибать или навлекать на себя праведный гнев Твой! Накажи нас здесь временно и помилуй там вечно. Любовь и мир царствуют, покойно наслаждая преданных Тебе в любви Твоей, Царь царей и Бог богов, вовеки; мое сердце, покуда Ты удерживаешь, не уклоняется от Тебя. Истинная любовь подлежит сражениям и оскорблениям от находящих, но не подлежит изменению. О вечная любовь! Люблю тебя искренно. Видим из Писания, что Господь всегда обращается более с претерпевающим скорби и плачущих ныне ублажает, а, напротив, смеющимся ныне предопределяет нечто страшное и ужасное, глаголя: " горе, «горе смеющимся ныне» (см.: Лк 6,25 )! Это я разумею о тех смеющихся, которые не хотят разуметь грехов своих и того, что ими отпадают от Бога и прогневляют Его спасительную благодать, а потому и не перестают грешить и осмеивать других, не подражающих им в грехах. Презирающие Истину – Христа – не могут терпеть свято почитающих ее, не могут быть мирными, покуда не склонят кого к своей вольности и греховному подражанию, чтобы жить по сердцу в свое удовольствие. Но Спаситель человеческого рода насыщающимся ныне угрожает горестным алканием. Что же говорить к любящим Его, которых Он, премного любя, возводит к вечному утешению? Он им указывает неминуемо имеющее последовать знамение, что мир возрадуется, а вы восплачете: «в мире скорбни будете». Какая тайна! Вот чем прикрывается любовь!..

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Погасла свеча, -и все покрылось тьмой; Не вижу ничего теперь перед собой: Зажечь ее нужно огнем, – И будет мне видно, как днем: Затмилась память, -и сердце не горит; Сокрылось слово, перестал говорить: Сомнение, уныние-отчаяться велит И искорку веры грозит потушить, О нет! Еще надежды луч блистает: Не помрачен, кто в вере пребывает! Бога любящим тьмы нет: Слово Божие – нам свет! Сон и мрак проходят! Жизнь и свет приходят! Еще есть в душе любовь! Сердце пламенеет вновь!... На это прошу обратить особенное внимание: как свечка зажигается огнем, так сердце словом Божиим. Потухло ли оно? надобно зажечь. Вы истинно разумеете, что читаете: поэтому стало светло вам. Только не вверяйтесь человеческим мнениям и пребывайте в судьбах Божиих. Око не видело, и ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило, какое блаженство и сладкий мир уготовал Господь любящим Его... Господи, сподоби мя любити Тя! Господь просвещение мое, и тьма не обымет меня. Господи, свет истинный! просвети тьму мою. Июля 30-го, 1833 г. 268. К Анне Федоровне Поздняковой Нет такой глубины, из которой бы взывающего сердца не услышал Господь; и нет такой прискорбной души, которую бы не могло посетить слово Божие утешением вечной жизни. Вы удостоверены в том, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит; и так по вере нашей буди вам! Да соблюдается вами в сердце вашем слово Божие, руководствующее всех обремененных многими скорбями в радость вечную. 1юня 31-го, 1834 г. 280. Екатерине Васильевне Даниловой Вы меня очень утешили, предложив для врачевания моей немощи почтеннейшего доктора, человеколюбиво благорасположенного служить в пользу ближнего всеми средствами просвещенного разума и уже доказавшего свою опытность и искусство уврачева-нием всякого рода болезней. Я рад вам сто раз повторить мою благодарность и еще более рад и готов, без малейшего сомнения, предаться свыше действующему на неизреченное уврачевание души моей святому Промыслу Божию. С искреннею сознательностью представляю вам на вид, что я испытываю великую пользу от самой болезни, меня посещающей: это служит мне в просвещение души моей, и когда я очень изнемогаю, тогда сильнее чувствую уверенность в надежде на могущего единым словом Своим восставить меня больного и воскресить совершенно мертвого. Теперь вы видите, есть ли это презрение жизни. Никак! Ежели бы наше существование ограничивалось только временною жизнью, то одна была бы участь человека с прочими животными; но мы сотворены для жизни вечной, и нет сомнения, что «воскреснут мертвии и востанут сущии во гробех».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Господь велел готовиться на каждый час... Будем друг о друге взаимно молиться, чтобы в вечности не разлучиться; а здесь потерпим, кому случится. Спасайтесь о Господе! 8-го Августа, 1824 г. 60. К М.М. Слава Богу о всем! Собеседование о средствах ко спасению и все, что относится к душевной пользе, не есть многословие; ибо таковыми благорассуждениями словесными истребляется грех, когда действуем по учению Христову. А многословие, в котором царствует грех, есть непотребный разговор, противный благомыслию! В таких разговорах умножаются неприятности, кривые толки, худые суждения и презрение ближнего. Благодарю вас за уведомление о том, что вы, испрося милость Божию, примирили с вашим братцем прогневанного покровителя вашего семейства. Молодому человеку нужно продолжать служение; а праздностью нередко упраздняется и самое благонравие. Никак не должно опускать благоприятного времени к лучшему достижению истинного блага. Болезненное страдание вашей маменьки ежели может облегчаться вашими услугами и присутствием, то вы имеете случай этим благоугодить Господу. О любезная сестра! Когда вы сострадаете болезнующим и соучаствуете скорбящим, неся вместе и свои скорби, то вы истинно прямой дорогой следуете к Царствию Божию. Да благоустроит Господь спаситель-ное вам спокойствие в терпении вашем! Чего себе и вам искренно желаю. Когда найдет на меня грусть и скука, тогда является приятная мысль и напоминает мне, жаждущему утешиться: " Ведь «многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие» ( Деян 14, 22 )! И ты ли ищешь здесь утешения? Представь себе, сколько понесли трудов и озлобления, гонений и поношения все благоугождавшие Богу? И наконец увенчаны небесною славою! А святые мученики, между которыми сияет и Ангел твой – святой великомученик и Победоносец, какие Великие и ужасные претерпели мучения за дерзновенное исповедание и прославление Господа Иисуса Христа! Ах! Представь себе ту минуту, в которую оплевали и ударяли в лицо Того, Который воскрешал мертвых и слепым давал глаза; Который небо и землю создал одним словом! Все это и бесчисленные страдания претерпевал Он в молчании, а наконец был распят и прибит гвоздями! Вот что Он претерпел для нас! И мы ли ради Его не хочем потерпеть маловременных скорбей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Нет! уже более не могут утешать ее человеческие беседы; она мучится, когда видит и слышит смеющихся и осуждающих своего ближнего. Она оставляет все обыкновения, которые разлучают ее с Иисусом Христом. Тогда сердце сокрушенное исполняется жаром небесной любви; душа восхищается от земных прелестей и предается в руки Ангелов. Какая невидимая радость! О свет неизреченный! О любовь! О рай, упокоевающий человеческие души в любви Христовой! О Царь славы! Сколько славно видеть Тебя, окруженного Херувимами и превознесенного Серафимами выше пренебесных. Изнемог мой ум. Обращаюсь к юноше, бегущему от мира, и повторяю его песнь: Песнь. О вечность, вечность вожделенна! Стократ, ты, вечность преблаженна! Горя огнем любви к тебе Волнуется вся кровь во мне; Коликим жаром я пылаю – Изречь то сил не обретаю. Не все ли мы о том известны, Что блеск обманчивых утех И суетны заботы всех – Один лишь смех и сон прелестный? Как можно там сыскать блаженство, Где нет прямого совершенства? Все в свете тленно, все минет: Лишь вечности границы нет. Что пользы, хоть по горло весь В весельях утопаю днесь? Заутра вся исчезнет радость, И желчью сделается сладость. Все краткой жизни нашей время Есть действий неисчетных бремя. Хотя б во всех земли странах Я был властительный монарх; Хоть целая б была вселенна Державе нашей покоренна: Но смерти под серпом вся власть Должна во прах мгновенно пасть! О, суета! чем я прельщаюсь? Чрез игры, смехи и забавы Нельзя достигнуть горней славы. О, мир, прелестный суетою! Навек прощаюся с тобою. Горя желаньем благ превечных Пролью мой вздох из недр сердечных, Ни гнев, ни бдений миллион Не сильны сделать мне препон. Хотя за вечность пострадаю, Болезнь сию не уважаю, За претерпенье ран и зла Мне вящша предлежит хвала. Та язва скорбь не производит, Котора от любви приходит. О вечность, вечность вожделенна! Стократ ты, вечность, преблаженна! Слава Богу за все! Непотребный раб Егор. 15. К А.П.Р. Вот сейчас, прочитывая Священное Писание, я припомнил нам очень полезное изречение: о суде Божием. Некто спросил: как судиться будет человек? – Ответ! совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто соделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Еще спрашивает: неужели Господь осудит нас за худые слова и мысли? Без сомнения осудит, если не загладим их покаянием, верою и исправлением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

До слез тронувшись сим умопредставлением, я продолжал: «Пойдем отсюда и, покуда нас еще не покрыла тьма могильной ночи, поживем для вечной жизни так, чтобы избавиться от вечных мук во время имеющего быть воздаяния по праведному суду живым и мертвым. Я уверен, что ты этой чувствительнейшей картины никогда не забудешь и будешь почаще почитывать ту книжку, что я тебе дал, – о должности истинного христианина... Смотри, как повсюду тихо! Все спят, утомившиеся от трудов своих! Но есть еще такие люди, которые всю ночь стоят на молитве и славословят сотворшего небо и землю Господа. Есть и такие, которые всю ночь провождают в шуму веселий и всяких забав; а иные умышляют, как бы кого обокрасть. Многое множество по всей земле всяких людей, и каждый из них по своему сердцу занимается, чем кто хочет. Но, по окончании жития своего, каждый получит за дела свои – или радость, или муку бесконечную...» Так я всю дорогу тихонько разговаривал с моим спутником; потом, пришедши в свою квартиру и напившись чаю, склонился ко сну и спал, сколько мне позволило время, очень сладким сном... Это вы вызвали меня на такой длинный рассказ; но прошу вас не передавать сего любопытствующим. Что же касается до нынешнего моего пребывания, прошу вас не почитать его могильной тишиною – нет; могила и гроб здесь не мертвят меня, а только пробуждают усыпленные мои чувства, животворят мою душу и, евангельскою живою верою возведя сердце от жизни в жизнь, приятно сопровождают меня в будущий век Божиим словом и любовью Спасителя нашего Иисуса Христа... Душу, внимающую свыше божественному утешению слова Божия, не утешает здешняя музыка своими мертвыми звуками... Благодарю вас за внимание к святому Ефрему Сирину . Поистине очень бедны те, которые не обогащаются слушанием слова Божия и поучением в оном. Вы сами знаете, что люди бедные и добрые не провождают время в праздности; их и бедность, и добродушие убеждают к трудолюбию... Видно мне из писем ваших, что вы много пострадали от неподобающих помышлений, читавши чуждые истинной вере книги; ныне надобно принуждать себя чаще читать Псалтирь с молитвами и сочинения преосвященного Тихона: тогда и музыка вам будет чужда и нетерпима, ежели будете предаваться полезнейшим занятиям. Да и самую скуку в уединении терпеть ради Бога есть великое приобретение для души, не развлекающейся пожеланиями неподобающих к ее утешению вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«Время проходит, Время летит, Время проводит Все, что ни льстит». Я повторяю стихи благомыслящих, которые, здраво рассуждая о временных вещах, сознают и пишут, как что видят и находят в разуме своем.– Державин пишет: «Что нам в золоте с чинами? На что многого желать? И покрытого крестами Будет в гроб червь терзать. Все увянет, все истлеет, И злодей во мрак пойдет. В мире все конец имеет, И в чреду свою пройдет» Так всегда одно за другим течет и погружается в бездну судеб Всевышнего! Бессмертная же душа человеческая, имеющая в день воскресения всеобщего соединиться с телом своим, не оканчивается как прочие вещи; но она по делам своим примет воздаяние, и начнет другую жизнь, будущую, бесконечную, благодатью Господа своего. Господи! обрати меня от прелести мира сего и возведи мя от земных к небесным, да обращусь к Тебе всем сердцем моим, всею душою моею и всем помышлением моим. Господи! сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления, и творити во всем волю Твою. Господи! покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякие иные неподобные вещи. Господи, веси, яко твориши, яко же Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешном, яко благословен еси во веки, аминь. Вы теперь читаете мысль мою, погружающуюся в молитву: это пища души моей, подающая здравие сердцу моему; сие же самое и питие есть, прохлаждающее жажду мою. Благодарим Господа на всякое время благоустрояющего наше спасение. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим! Простите от искренности сердца, соучаствующего спасению вашему о Господе, непотребного раба Егора. Июля, 10-го 1827 г. 145. Марии Петровне Колычевой Воистину, воистину воскресе Христос! Радуйтесь о Господе, сестра моя! Скажу вам радость: мой посыльный возвратился и только что подал мне письмо ваше с несколькими словами о исполнении моего к нему поручения, в то ж мгновение душа пала в новую радость. И кто может описать мое веселие? Я этой радости не мог снесть один и тотчас отворил дверь к принятию изволяющих и принимал всех, как родных ближайших, с неизъяснимым в сердце удовольствием, и продолжалось сие радование всю Светлую неделю; потом умерил себя и тотчас запер дверь. Об этом вы уже слышали, что я ныне и в мыслях не имею отворять ее для приема и обымаюсь желанием, сколько возможно глубже, погрузиться в пучину безмолвия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Сии слова Епископ Неофит при гробе вице-адмирала Клокачева произносил к народу в городе Архангельске, 11-го Января в 1823 году. Это мне понравилось, и по искренности ко мне вашего сердца приятно сообщаю сие в пользу вашей души. Да сохранит вас Матерь Божия под Своим покровом! О Господе благодарный вам н. р. Е. Любите ли вы нищих? Я люблю их утешать. 30-го Мая, 1825 г. 112. К Е.Я.Т. Сейчас гроб в яму опустили И весь засыпали землей. Кого они в нем положили, – Простились с тем, пошли домой, и все умолкло. О, человек бренный! Гость земли мгновенный! Здесь жизнь твоя краткая подобно есть дыму, Скоро исчезающему, ветром разносиму. Сегодня на троне, А завтра во гробе; Сегодня в порфире, А завтра в могиле; Сегодня с друзьями, А завтра с червями. И одна минута оканчивает и поглощает человеческую жизнь! – И сто лет как одно лишь привидение! О, смертное мгновение! Сколь смертных сокрыло ты! О, ты, Религия святая! Тобою кто одушевлен, Тот смерть без страха презирая, Всегда покоен и блажен. Покойтесь в Господе! Уже Василия Н-ча Бородина на свете нет. Вот каждый день и каждый час смерть смертных пожирает и не насытится, пока не прейдет мир. О Любовь! Любовь святая! Всякую смерть ты потребляя, Вечно успокоишь нас. 8-го Окт., 1825 г. 188. К А.Т.Б. Все прошедшее минуло, как одна минута; осталось пользоваться только настоящим для будущего вечного спасения. Господь не обещал завтрашнего дня, но дал сегодняшний для молитвы и спасения: «се время благоприятно, се день спасения!» Мне припоминается из некоего исторического повествования, что один веселый человек, будучи в кругу своих товарищей, сказал им, что он намерен на следующий год исправиться в своем вольном поведении и принести покаяние во всех грехах своих, а следующее время пока провести в свое удовольствие. Только что он проговорил это, с ним сделался удар – и дух вон! Можете представить, какой ужас поразил всех его окружающих! Как бедственно отлагать до другого времени покаяние, которое Господь хочет принять сегодня, чтобы даровать прощение!..

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Хорошо и предложение ваше Алеше: что он хочет – пить ли чай и молиться или не молиться и не пить? Прошу вас, не браните А. Ф. при Алеше для того, чтобы он мог почитать ее и слушать. Прошу вас оставлять ту компанию, в которой критикуют и поносят христиан. Несравненно лучше плакать, чем празднословить и смеяться: после плача – радость, а после смеха – уныние, и печаль, и отчаяние. Умом молиться – не это только значит, чтобы мыслию выговаривать слова молитвы, но углубление всего человека в разум истинного познания Бога и воли Его... Молитесь и обо мне, чтобы и мне усугубить моление мое ко Господу. Соединяли сердца наши и мысли воедино здесь во времени, да сподобит нас и там – в вечности – единодушно наслаждаться вечным блаженством. «Января 16-го, 1826 года» Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил: желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Воссияй ми свет Твоего разума, о Боже мой!.... 86. К М.П. Колычевой Христос посреди нас! Будем говорить о благотворении во славу Божью. Богодельно – слово сложное: дело Бога ради. Теперь попросим у Господа мысль благую, и по оной будем рассуждать: если десятичное число ограничим именем особенного сословия, то это будет препятствием к вступлению самобеднейшим, которые могут найтись из другого звания. Мне предвидится следующее: сказать в бумаге при взносе денег: на содержание десятичного числа женского пола, совершенно изнуренных силами, безродных и неимущих покрова, какого бы они звания не были. Благодарю вас за усердие и благость, которые посланы вам от Господа, и благоприятно приняты вашим сердцем. Теперь помолимся: удостой, Господи, благословением Твоим принять жертву сердца нашего и благоустроить на прославление имени Твоего. Призри на смирение наше призрением Твоим на страждущих и убогих рабов Твоих, и буди благословение Твое на них и на нас, во веки! На хранение билета надлежащую доверенность можно дать старосте. – Хорошо богодельню иметь под особенным смотрением какой-либо благоразумной старицы. Когда вы еще имеете лучшую мысль, я согласен участвовать вам единомыслием души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Я сознаю себя из немощных немощнейшим; вы лучше меня пользуетесь мерностью воздержания. Спросите сами себя – и вы радостно удовлетворитесь, что, где только царствует воздержание, там не владычествует холера. Это говорю собственно о холере, а не о той болезни, которую ныне везде, где только могут, как некое чудовище, стерегут и караулят... Лучше бы каждому охранять себя от всякой неправды, чтобы избежать вечной смерти; а временной истинные христиане не боятся. Мир и тишина, питающая душу небес-ною любовью, да водворяются богатно в сердце вашем о имени Христове! 30 ноября 1830 года 266. Марии Петровне Колычевой Радостно мне поздравлять вас с наступающим победоносным подвигом великого поста. Ныне Ангелы радуются, а бесы унывают: ибо знают, что покаянием, постом и молитвою грешники обретают небо, с которого они свержены за гордость. Покойтесь в Господе! Покров вам Матерь Божия! Утешайтесь чаянием радостной жизни в будущем веке за претерпеваемые здесь скорби. Помнящий вас о Господе, непотр. р. Егор. Января 26-го дня, 1836 г. 285. Екатерине Васильевне Даниловой Взаимно поздравляю вас со святым сорокадневным постом. Это самое благоприятное время для покаяния и очищения души от грехов; сею дверью покаяния отверзается небо, и входно бывает покаявшимся грешникам. О, какое неизреченное торжество Ангелов! Какое мучение и скрежетание диаволов! Они мучаются завистью и рвутся злобою, что человеки грешники, покаявшись и исповедавшись, обращаются и приступают к неприступному Богу, по Его к ним снисхождению, и повинуясь Его заповеди, удостоиваются такой Его милости, на славу которой мрачные духи и взглянуть не могут; трясутся от ненависти, рыкают как алчные львы, но поглотить не могут спасающихся о Господе Иисусе Христе. Не унывайте же, возлюбленная сестра о Господе. Господь просвещение мое и Спаситель мой и ваш и всех верующих и спасающихся во имя его. С радостью посылаю вам книгу Святаго Ефрема Сирина : вы увидите в нем чего не видели в мире. Господи, отверзи ми ум разумети писания Святых Твоих, возвещающих волю Твою и поучающих словом Твоим спасению вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

В труде архимандрита Никодима «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.» [ 1341] повествуется о многих подвижниках из числа русских архиереев, монахов и мирян. Не о каждом из них собрано у нас достаточно достоверного материала, чтобы можно было проверить надежность сообщаемых здесь сведений. О многих достойных аскетах до нас дошли лишь неточные, часто противоречащие друг другу рассказы и воспоминания или вообще только такие известия, которые не дают возможности составить правильное представление об этих подвижниках. Поэтому в нашем обзоре мы, с одной стороны, вынуждены ограничиться лишь особенно известными подвижниками, а с другой — в некоторых случаях, при отсутствии подробных биографических сведений, довольствоваться лишь кратким упоминанием имени. Особенной известностью пользуется имя Георгия Машурина, аскета и затворника, который по христианскому смирению и чувству своего недостоинства состоять в «равноангельском чине» монаха всю свою жизнь оставался послушником. Машурин (1789–1836) был дворянин и офицер гусарского полка. В нашей книге мы не раз говорили о том, что в XVIII–XIX вв. многие меняли нарядный офицерский мундир на монашескую рясу, что люди, которые могли сделать блестящую карьеру, предпочитали стать Христовыми воинами, и Машурин был из числа этих ратников. В 1818 г. он вышел в отставку и поступил послушником в Задонский монастырь, в котором раньше подвизался св. Тихон. Через год он затворился в маленькой келье, которая отапливалась лишь зимой, в особенно сильные морозы. Под своей кельей Георгий вырыл яму, подобную пещере, и днем коленопреклоненно молился в этой пещере, ночи он проводил за чтением Священного Писания или аскетических творений, пищу вкушал не каждый день. Подвиг этот продолжался около пяти лет, потом он оставил свою пещеру и затворился в келье. Георгий был весьма почитаем в народе, многие приходили к нему за советом как к старцу. Но он крайне редко впускал посетителей в свою келью. Со многими верующими он вел переписку, давая им советы о жизни в миру. Эти письма еще до 1870 г. выдержали 5 изданий, они читались не меньше, чем письма старца Амвросия Оптинского или епископа Феофана Говорова, и особенно в кругу мирских людей. Георгий Машурин являл собой редкий пример подвижника, который формально не был монахом, но в жизни своей был больше монахом, чем многие из тех, кто принял постриг. Его затворничество продолжалось 17 лет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436699/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010