Потщитеся и вы, братие, вопрошати, и не уповать на себя. 13 . Св. Ефрем Сир. Аще кто не очистит себе от всякия злыя вещи, и помысл скверных, и похотей злых, ярости и гнева, зависти же и гордыни и тщеславия, ненависти, прекословия же и клеветы, блядословия, несогласия, и что ныне вся подробну исчитаю? от всего бо, еже ненавидит Бог , аще кто не отвратится, не имать в себе вселяющаяся Христа. Когда же далече все то отступит от него, тогда вселится Бог в него. 14 . Поучение о восьми помыслах, от глав Святого Нила. Веждь, чадо, яко восемь есть помыслов, иже вся злая содевают: чревобесие, блуд, сребролюбие, ярость, печаль безвременная, уныние, тщеславие, гордыня, – сия суть борющая всякого человека. Ты же, чадо, аще хощеши победити чревобесие, возлюби воздержание, и имей страх Божий, и победишь. Аще хощеши победить блуд; возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспомяни смерть, и никогда же беседуй с женою, и победиши. Аще хощеши победити сребролюбие: возлюби нестяжание и худость. Аще хощеши победить ярость: стяжи кротость и долготерпение; и поминай: колика злая сотвориша иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и человеколюбивый не прогневася на ня, но паче моляшеся о них, глаголя: Отче, остави им грех сей; не ведят бо, что творят. Аще хощеши победить безвременную печаль: никогда же опечалися за какую либо временную вещь. И аще биен будеши, или обесчестен, или отгнан: не опечалися, но паче радуйся. Тогда токмо опечалися, егда согрешиши. Но и тогда в меру, да не падеши в отчаяние и погибнеши. Аще хощеши победить уныние: твори что либо мало рукоделье, и прочитай Божия книги, и молися часто. Аще хощеши победить тщеславие: не люби похвалы, ниже почести, ниже добрые ризы, ниже предпочитания, ниже председания. Но паче возлюби, да тя укоряют, и охуждают, и бесчестят лжуще; и держи себе всякого грешника грешнейша. Аще хощеши победить гордыню: что либо аще твориши, не глаголи, яко от твоего труда, или от твоего мужества бывает. Но аще постишися, аще бдиши, аще молишися, аще низу лежиши, аще поеши, аще служиши, аще поклоны многи твориши, глаголи: яко не от моего тщания, но от Божией помощи и заступления бывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Напрасно постом, и бдением, и нестяжанием, и чтением Писаний хвалимся, если ни даже к Богу, ни даже к ближнему, любви не имеем: имеющий же любовь, в себе имеет Бога, и ум его истинно с Богом есть (Св. Кассиана в Добротолюбии часть 4-я, лист 185). Он тогда только познает себя совершенным в любви Божьей, когда мир и злые страсти, самолюбие, чревоугодие, блуд, сребролюбие, зависть, гнев, тщеславие, гордость и другие совершенно возненавидел. Когда из плотского греховного состояния, как из Вавилонского плена, пришел в свободу чад Божьих, в духовное благодатное состояние: когда молитвы и моления свои совершает Богу со умилением, с теплотою духа, не рассеянным умом. Когда, исполняя непорочно Господни заповеди, имеет любовь ко всякому человеку, к любящему и ненавидящему, когда, наконец, имеет в себе живущего Христа, может с избранными сказать: «Кто нас разлучит от любви Божьей: скорбь ли, или теснота, или беда, или меч! Известно, что ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни иная тварь какая возможет нас разлучить от любви Божьей, как о Христе Иисусе Господе нашем». Это есть знаки истинной к Богу любви! Блажен, кто усовершенствовал себя в ней! Любовь к ближнему состоит в том, чтоб никому не желать и не творить ничего злого: любовь искренному зла не творит; а желать и творить всегда доброе, не только любящим вас, но и врагам своим, по Христовой заповеди: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас», любовь долготерпит, милосердствует; любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих себе, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, все покрывает, всему веру приемлет, на все уповает, все терпит; любовь никогда не проходит. Свойственно же этой любви, из любви ко Христу Богу, сострадать ко всякому человеку, служить со усердием больным и престарелым, заключенных в темницах посещать, бедным помогать, печальных утешать, заблуждающихся и согрешающих Словом Божьим исправлять, всем верным и неверным желать спасения и о всех Бога молить.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Об истинной любви и дружбе 85. К графине Ивановне Жадовской Слава Богу! По милости Благомыслителя о спасении нашем Господа, я, недостойнейший, много утешен вашею любовью. Сей дар никем не отъемлется во Иисусе Христе. Говорит Священное Писание: Бог есть огнь, поедающий нечестие. Да истребится из сердца всякая мысль, не благоугодная пред вечным милосердием. Благо нам сообщатися чистою любовию и исповедатися пред Сердцеведцем Господом, в прославлении Его. Никакие расстояния местные не могут разделить сердца любящих друг друга в повсюду сущем Утешителе. Смею просить вас сокрыть мое имя и, сколько можно, последовать мирной осторожности, о всем благодаря Господа. А когда будете стоять на молитве и жертвовать своим сердцем Богу ( «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» – Пс 50, 19 ), тогда и мне будет на сердце знак вашего жертвоприношения, ежели Господу будет сие угодно, для утверждения нас в святой молитве, которая от Него внушается и бывает Им содействуема, по одному только с нашей стороны соизволению. Вам всегда остается разбирать свои мысли. 166. К Н. А. В. Милостивая государыня! Кто не говорит ни одного праздного слова, тот хотя бы ты-сячами людей окружен был, действительно избегает мирской суеты. Наставник и Спаситель всего мира Иисус Христос. Его разумеют слышащие, когда внимают в простых сердцах своих следующим словам Его: «Мои ученики есть те, которые имеют любовь между собою; если любите Меня, слово Мое соблю-дете, соблюдающий заповеди Мои, любит Меня! Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас». Вот что угодно все во благо устраивающему Богу, а противящиеся ему, погибнут. Непотребный раб Егор. 8-го Мая, 1824 года. 4. Марии Петровне Колычевой Блистанием озарили мое мрачное сердце Златые уста. Признаюсь вам: в чтении моем каждая речь Иоаннова пленяла мысль мою! Это я говорю о небесных мыслях, что усердием вашим внесены в ущелины камня, в котором пресмыкающийся червь плетет вам сии строки. Столько рад, что все строки потерял и ничего не осталось к изъяснению столь великия радости!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Ноября 14-го дня, 1824 года 46. К П. И. В. Какую жизнь вести христианину? Этому научает та самая книжка святителя Тихона, которую вы единственно для сего и имеете, чтобы с приятностью ее прочитывать и по ней жизнь вести. Пишет святой Златоуст, что любовь та, которая бывает ради Христа, крепка, постоян-на и непреодолима, и ничто не может оную: ни клеветы, ни бедствия, ни смерти, ни иное что подобное; и хотя бы тако любящий тысящные за таковую любовь к нему приближающиеся видел печали, однако не отстал бы от нее. Любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь; а ради Христа связанный любовью никогда не отстанет от нее; посему-то Павел говорит: «любы николиже отпадает» ( 1Кор 13,18 ). Поэтому сами видите, что всякое дело надобно делать с любовью и в славу Божию. Да поможет вам Господь с радостью исполнять Его святые заповеди! Они суть свет живущим на земле. 86. Е. П. Христос воскресе! Радостным сердцем душевно вас поздравляю со всерадостнейшим праздником... О, с какою радостью и внутренним весельем встречала дни сии вдовствующая Анна Ивановна, любезнейшая мать моя! Родная сестра моя Надежда от радости плакала и жалела, что мы еще оставлены бедствовать в жизни сей. «Ах, когда возьмет нас Господь к Себе? " - так говорила она с сердечным чувством, и мать наша, смотря на нас, сладко обливалась слезами, видя нашу преданность Господу. Прошу вас никогда не сомневаться в моей искренности. Искренняя любовь о Господе ничем не отягчается; кто же гневается на доброе сердце, тот – не человек. Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою. Я ленив и слаб – вот причины моего молчания пред вами... Будем молиться Господу: «Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое». Господи, даруй ми конец благий... Прошу вас, не желайте мне здесь продолжения жизни, а только благоприятного окончания с должным покаянием. Простите; покойтесь в Господе. 3 апреля 1825 года 102. К Е.Я.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Иного понуждают на клевету, иного же на зависть, иного на блуд ласкают, и на ярость учат, и на гнев, и на гордость: иного скупостью помрачают, и на грабление, и на разбой, и на пьянство устремляют: иного на кощуны и песни сатанины, на плескание и на гудение, и на плясание учат... » Мне помнится в Св. Писании объявлено: что настанут такие времена, в которые люди не послушают словес здравого учения, но пойдут по воле сердца своего во всех похотех души своей, преуспеют на горшее. Смотрите, какая нужда предлежит нам часто повторять от всего сердца сию молитву: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреди хожду сетей многих: избави мя от них и спаси мя Блаже, яко человеколюбец!» Да сохранит нас Господь от ищущего восхитить лестью пестровидного змия! 67. К М.М. И самый искуснейший лекарь не может пользовать раны, когда не будут выполнять его советы. То же, разумеется и о сердце: сердце, повинующееся повелениям Господним, пользуется милостью, а неповинующееся лишается и претерпевает, пока не обратится. Июня 28-го, 1825 г. 142. К А.Т.Б. Христос посреди нас! Все то странно, что устраняется от благочестивого жития истинных христиан. Так, ищущие жить сообразно веку сему, странны ищущим жить по воле Божией, заповеданной нам для вечного спасения нашего. 31-го Августа, 1828 г. 158. К А.Т.Б. Видел я из газет, что вся Москва в восхищении от краснопения германского соловья – девицы Зонтаг. Она, бедная, обольщена рукоплесканиями прелестного мира и сама рабствует ему прелестью взаимно. Конечно, она не имеет понятия о истинном христианстве православной веры; у нее нет ушей слышать Ангелов, поющих неизреченными гласами Божию славу. Желал бы ей познать ту ноту, по которой мертвые, оставя свои гробы, пойдут в рай сладости вечной. Сентября 19-го, 1830 года 267. К В.В.Г. Долг наш опасаться всего, что бывает не по Христу; хотя бы то и подлинно сладкою любовью казалось вам. Ради Христа храните сердце ваше от окрадывающего лукавого духа; он действует на таких, как вы, чрез покоряющихся ему служителей, являющихся в виде блистающего Ангела, любезными и дружескими расположениями, чтобы тем развратить неприметным образом ваше доброе сердце и уклонить всю душу от любви Божией в любовь человекоугодную.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Апреля 8-го дня 130. Княжне Татьяне Андреевне Волконской Христос посреди нас! Слава Богу! Приятно простое мыслей сообщение, благонравная сознательность любезно оправдывает смиряющихся во имени Христове. Какой залог сердца там, где преданная душа алчет и жаждет единого Бога и назидается Господом своим Иисусом Христом, единым Богом? Не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся! Утешаюсь, любезная сестра о Господе, что весьма приятно вам чтение Священного Писания; когда же читаемое свидетельствуется от нас еще самим делом, тогда истинная радость служит нам обновлением чувств – это еще без сравнения приятнее!! Правда ваша, что должно блюстись тщеславия более, чем самой смерти! Оно, как ад, пожирает и великие добродетели у любящих тщеславиться людей. Надобно страшиться сих зверей: гордости, тщеславия и злого самомнения; сии страсти очень скрытны – они принимают на себя разные виды добродетелей и потому не скоро познаваемы бывают; строгое и трудное нужно иметь испытание к самим себе: не гнездятся ли в нашем сердце сии тайные губители наших душ? Будем молиться, подражая святому Давиду, царю и пророку; он молился: «испытай мя, Господи, и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен» ( Пс 138, 23–24 ). Из этого видно, что мы испытывать-то сами себя не в состоянии: любим, по снисхождению к немощам своим, всякие находить себе извинения и лестные о самооправдания, а потому и имеем нужду просить, чтобы Сам Господь испытал нас и наставил на путь правый. К этому ж прилагаем и еще Давидово моление ( Пс 18,13–14 ): Господи, «грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего.». . Пишет святитель Христов Тихон Задонский , что «христианская живая вера без страха Божия и любви не может быть. Читай псалмы святые, писания пророческие и апостольские, жития святых, верою угодивших Богу, и уразумееши истину; но тою верою, которая только на устах носится, а не в сердце, не прельщайся, таковою верою многие наполнены. Осмотрись убо, возлюбленный христианин, пока время не ушло, и воздыхай ко Христу, чтобы Сам Он исправил сердце твое и наставил на путь Свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Так молились Богу брошенные в пламеннейшую пещь три отрока: и вышли неповрежденны. Посмотрите вы мыслью, что Св. Димитрий всей душой к Богу вопиет от сердца своего: Стихословие третье, стих седьмой: «почто предпочитаю суету и сласть тленную!» Этот стих стоит глубокого внимания... Размышление о жизни вечной освобождает от привязанности ко временной; претерпение же трудов и горестей ради любви Христовой, и делание заповедей Божиих неизреченно вознаграждается и здесь. Но что будет по смерти! око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его... Мая 11-го, 1834 г. Это очень достоверно, что от сердца творимою милостынею каждой душе ходатайствуется свыше Божия милость!!! Порабощенные страхом и наказанием господам своим крестьяне-требуют их милости; а скудные и неимеющие сил – жаждут отрады – алчут хлеба! Смотрите, да не приимут камень. 256. Марии Петровне Колычевой Противься духу сего мира И да будет твое сердце-святая лира Не для мира, Но как псалтирь, воспевающая Бога. Не меняй небесная на земная: Поревнуй жене Иакова Персянина: Не смотри в путь умом блудящих, И книг тебе не надлежащих, Как христианка, не читай. Не любомудрствуй, не мечтай; Чему учит нас Учитель наш Христос, тому внимай. Не чрез игрища и смехи, Не чрез балы и утехи, Но чрез скорби Он нас вводит в рай. 258. Марии Петровне Колычевой Любовь, заповеданная Богом, жаждет сострадания или сорадования. В каком бы состоянии вы ни находились – в печальном или радостном, – желаю от вас слышать искреннее слово. Наше пребывание здесь, в мире, плотскими обстоятельствами так стеснено и сжато, как свечка дымом: того и смотришь, что погаснет! Мудрование плотское так помрачает свет души, как дым глаза. И плоть мудрствует! А о чем? единственно о наслаждении своем в изобретаемых ею удовольствиях противу правого духа жизни... И что же напоследок она пожинает? одно истление... Но дух, «идеже хощет, дышит», и нищий, содействуемый свыше, ублажается для Царствия Небесного... В сей жизни мы призываемся любовью творить те самые дела, которые преданы и заповеданы нам в слове Божием Самим Господом сил, руководствующим мимо временных к вечным наслаждениям...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Помните, что Бог говорит хотящим спастися: «в терпении вашем стяжите души ваша» ( Лк21,19 ). Читайте Апокалипсиса главу 2-ю, 3-ю, 7-ю от ст. 9 до конца, главу 19-ю, 20-ю, 21-ю и 22-ю. Там открывается блаженство вечного живота и радость, торжество и слава избранных Божиих в будущем веке. Христос глаголет: «се гряду, яко тать: блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит: и узрят срамоту его» (16,15). Терпите все, что ни приключится, да в вечном животе прохладу получите; а за родителей своих прилежно молитеся Богу, да помилует их. В подкрепление ваше при обуревании малодушия, пишу, что одному на сей неделе в нашем монастыре послышалось: когда он в самую полночь забылся, только легши спать, ему послышалось такое пение над ним, что сердце его от радости и сладости, как воск, таяло, и как только окончилось пение то, он проснулся и ту радость и сладость чувствовал еще в сердце своем, которая несколько времени была у него и скоро от него отошла; а потом нашла на него великая печаль, что та радость отошла от него. Рассуждайте вы сие и своей братии о Христе сообщайте. Бог нас и здесь не оставляет без утешения – то как много утешит в будущем веке! Терпите убо все и тщитеся во всем Христу угождать. Ваш доброжелатель и слуга, Т. Е. В. и Е. 27. Брату о Господе Выписал и размышляю (то же представляю и любезному брату моему): Писание нас научает не позволять уму нашему ничего, кроме повеленного, мудрствовать. Бытейских книг читателю от плотских страстей свободным быть следует. Бедственно есть убавлять нечто или прибавлять к преданным от Духа Святого. Сердцу, хотящему восприять божественные словеса, чистым должно быть от противных помышлений. Не всем писана суть словеса Божия, но точию имущим уши по внутреннему человеку. Слова, чуждые истинного, буйством именуют евангельскую проповедь , – простоту написанных речей уничижая. Чем в вере здравые пользуются, от того другие вредятся. Не утучняй плоти твоей; чем тучнее делаешь свою плоть, тем тяжче душе твоей делаешь узилище. Для чего снабдеваешь то, что скоро придет во истление? Преуспевающей и кипящей крови – причиною ко греху многоплотие бывает. Тело изнурять должно и не щадить крови, которая в плоть обыкновенно прелагается.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Пространство же истинного разума даруется ищущим прежде всего царствия Божия. И так, почто же нам унывать, когда с верою приемлем, что за сие самое прочее само приложится нам? За богословские выписки усердно благодарю вашу любовь к моему недостоинству. Очень то приятно, что животворит и питает душу. Ноября 3-го, 1829 г. 192. Марии Петровне Колычевой Все благонамеренные подвиги, труды, скорби, мысли и слова не будут тщетны пред Назирающим глубины сердечные. Волею предпринимаются спасительные средства, волею же оставляются оные; но нужным терпением временных прискорбий и тесноты за бла-гочестие душа входит в пространство вечно блаженной жизни... Нет ничего лучше, как что-нибудь пострадать Христа ради! 1829 года, декабря 15-го 196. Марии Петровне Колычевой Каких болезней, мук Спаситель не сносил! Поруган, обнажен, биен и связан был, И кровию имел ланиты обагрены, И острым тернием изъязвлено чело, И руки ко Кресту, и ноги пригвождены: На Праведника всех зол бремя возлегло! Теперь, когда Твое страдание вообразится, Даждь, Господи, на зло терпеньем ополчиться, Широкого пути, усыпана цветами, Избави, Господи! Сей путь ведет во ад; Сокрытые змеи лежат там под листами, Готовые пролить свой неисцельный яд. С Тобою мучиться, страдать и распинаться, С Тобою, Господи, хощу я вечно быть, И где Ты. повелишь, готов я там остаться; Лишь только мне позволь везде Тебя любить. В покое истинна любовь не пребывает: Иль действует она, или всегда страдает; Приносит скорби, крест; приносит также радость; Но временная скорбь дарит навеки сладость. При сообщении вам сего утешения, искренно благодарю за искренность вашу. Господи! «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Благонамеренное ваше терпение приобретает душу; упование на Господа не посрамит. Мир вам! Здесь носится слух, что в Воронеже в соборе проявляются мощи святителя Митрофана, который епископствовал еще при первом императоре Петре Великом. Слава Богу о всем!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Покровительница ваша Матерь Божия! Для Нее не тайна ваше сердце: да будет Ее на вас призрение и попечение о истинном успокоении вашем. Слава Богу о всем! Июля 8-го, 1829 года 142. Княжне Татьяне Андреевне Волконской Слава Богу о всем. Возлюбленная сестра о Господе! Божие слово вашему сердцу да будет крепкою пищею и питием, одеждою нетленною, утешением радостным и жизнью вечною; прочее же, по слову Господню, само приложится вам. Не сомневайтесь – чем дальше от прелести мирской, тем ближе к истине святой, небесной!.. Поскучать, поплакать, потужить ради спасения души, ради Бога – очень полезно... Будут же стонать и плакать слезно, но бесполезно там, в вечности, все, которые не плакали во времени и не каялись о своих грехах. Да хранит вас святой Ангел. Р. S. Нет на земле истинной радости; не о чем порадоваться нам; наша радость на небеси! а здесь смерть, слезы и взаимное сострадание... Счастие, забава, светлость корон, Пышность и слава – всё только сон. Проснутся, когда познают самих себя, и ужаснутся смертного часа. Верно, вы это знаете, что всякое уныние прогоняется внимательным чтением Священного Писания и тем озаряется сердце: оно жаждет Господа и не боится смерти... Как господин наказывает непослушных рабов своих, чтобы исправились, так и Господь Бог, ради исправления рабов Своих, наказывает мир смертоносною язвою: приидут в страх Божий, помолятся – и престанет язва, и исполнится слово Писания, что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» ( 1Пет 5, 5 ). «Сентября 27-го, 1830 года» 146. К Е. М. Б. Слава Богу и о всем! Сердце ваше да исполнится радости: Христос посреди нас, о Христе возлюбленная сестра и мать М. М. Блаженны плачущие, яко те утешатся. Блаженны нищие духом, яко тех есть царство небесное. Блаженны вы, когда поносят вас и уничижают за любовь вашу к Господу. Сильный Господь обогатить вас щедротами своими, который сотворил небо и землю из ничего. Вы удостоверены: кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего в свете лишился. Господь учит нас подражать кротости Его и смирению, в них покой наш. Не унывайте: чего вы здесь желаете? Какой чести? Вам все приложится, несомненно, только вы прежде ищите царствия Божьего; оно не во внешности, но внутрь вас есть, – о, коль близко!..

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010