мч. Михаил Новосёлов . Вообще, «любое православное богословское исследование обретает смысл, когда имеет непосредственное отношение к нашей духовной жизни. Лишь тогда оно способно принести действительную пользу как сердцу, так и уму верующего человека» . Как уже отмечено, богословская сторона учения свт. Игнатия до сих пор относительно мало привлекала к себе внимание. Так, прот. Георгий Флоровский в своих «Путях русского богословия» (1937 г.), начинает с похвального, прямо восхищённого представления еп. Игнатия своему читателю, но далее быстро начинает сгущать краски, приписывая святителю то «почти агностицизм», то оттенок «разочарования, почти надрыва», недоверчивость и отчуждение; в учении святителя о материальности духов автор усматривает «влияние идеалистической философии», «романтическую натурфилософию», считая, что контраргументами свт. Феофана Затворника исчерпывается вопрос. Самого свт. Феофана о. Георгий почти открыто противопоставляет свт. Игнатию как «верного и типического продолжателя отеческой традиции в аскетике и в богословии», каковым свт. Игнатия он, очевидно, не признаёт . Вообще, в то время как одни почитают кавказского святителя величайшим светочем и авторитетом в вопросах духовной жизни и богословия, другие, напротив, подвергают критике, устрашаясь его «нелицеприятности» в отношению к падшему человеческому естеству, не приемля бескомпромиссности его учения о покаянии, а часто гипертрофируя и некоторые психологические особенности, действительно Владыке Игнатию присущие, но отнюдь не в той мере и не в том виде, в каком их пытаются представить, выставляя его чуть ли не мрачным и злобным мракобесом, пессимистом, обскурантом, даже возлагая на него ответственность за беды современного русского православия . Нас, впрочем, будут интересовать в первую очередь догматические воззрения святителя, поэтому мы не будем пускаться в разбор этой полемики. Упомянем лишь ещё об одном критическом исследовании, поскольку оно напрямую касается вопросов о Богообщении и исихазме.

http://bogoslov.ru/article/6176468

Архангели и Ангели, вси Святии молите Бога о нас. Господи сил, помилуй нас. 283. К В.В.Г. Любите осторожность... «Не даждь во смятение ноги Твоея» ( Пс 120,3 ) – это значит: «не иди на совет нечестивых» или: «где смятение, туда не ходи». Буди слово ваше благочинно и смысленно, да не окрадывает вас враг безумием. Вразуми, Господи! «Будите мудри» во благое, уклоняясь и от малейшей причины ко злу. Почто вы молитесь так громко, что и я слышу? Господу приятна тайная молитва... 284. К В.В.Г. Прошу вас сердечно любить мирное безмолвие и рукоделие со внимательною молитвою, и да не будет в вашем сердце праздного места праздному слову. Пищу употребляйте с благословением Господним, как и прочие немощные: по дважды в день белый хлеб с чаем, только не до насыщения, и тотчас, покушавши, прочитывайте молитву благодарную и одну кафизму подряд. О мысленном же состоянии души и сердца, когда что будет вас смущать, прошу молиться Господу с испрошением Его милости; и когда благопотребно вам, сообщайте мне ваше слово и мысль, наносящую смущение, по апостольскому увещанию: «исповедайте убо друг другу согрешения ваша и молитеся друг за друга, яко да изцелеете» ( Иак 5; 16 )... Веруй! Надейся! Люби! Бодрствуй и молися! Мы странники, наше отечество на небеси; путь наш не пространный, но тесный и прискорбный. Сопутствующий вам о Господе – Георгий Июня 28-го, 1829 года 286. К В.В.Г. Слава Богу о всем! Возлюбленные о Христе сестры мои! Варвара Васильевна и Варвара Петровна! Вы не определены, как другие определенные: однако и вы определены на угождение Богу, как и другие неопределенные, живущие ради спасения в монастыре. Продолжайте ходить к утрени и к ранней обедне, а прочие часы дня занимайтесь в уединенной вашей келье: вам никто не помешает. Смирение и любовь буди вашим правилом, чтобы непрестанно уклоняться от зла и творить благо. Не всякий может служить на пользу вашей немощи. Всем сердцем взыщите Господа Бога и терпите ради Его, и в том обрящете покой ваш. – Но не всякому открывайте свое сердце; блюдитесь опасно. 300. К П. И. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Г. Горняя мудрствующе, Е. Единомудрствующе О. О той жизни вечной, Р. Радости сердечной, Г. Где небесный свет И. Иоанну дает ответ: И. Иди и возвести всем о том, что слышал ты и видел – в откровении. Октября 9-го, 1827 года О тайна таинств вечных! О любовь чувств сердечных! Невидимое я люблю – И видеть то стремлюся. О тайна! О любовь! Опояшь меня словом крепости Твоея и обыми всего меня, как Тебе угодно. М. Молись, спасайся; А. Ад ужасен! Р. Рай прекрасен! И. Иди, друг, тесным путем, Я. Я иду сим путем и ночью, и днем. Твой о Христе Георгий» 147. Марии Петровне Колычевой Аще что творите, вся во славу Божию творите. Слово – образ души: оно, от искренности сердца произносимое гласом, прежде приемлется ухом и потом повергается сердцем к уразумению; препосылаемое же писанием приемлется глазами просто к сердцу и сообщается с сердцем по смысленному уразумению. Так Творец твари все премудро устроил! От сердца к сердцу слово переливается тайно, явно и обратно, по содействию духа. Вот видение, в которое вы теперь телесными глазами смотрите и которое вашим разумением смысленного слова сообщает сладость вашему сердцу... Как бы вы ни мнили, но за сущую истину, озаряющую сердце в совершенном разуме, вы не пожелаете иметь другого утешения, как только быть в превыспренней любви к Слову вечному и к Тому, чрез Кого Оно действует: в сем состоит подвиг человеческого совершенства; сие приобретается целомудрием в превыспреннем состоянии. Истинно есть: один всех Спаситель – Иисус Христос, Бог мира, Сый Божие Слово, Сый вечная Любовь: в Нем начало и конец любви истинно верующих в Него... Меня вызывают на поле старцев, а я млад умом: опасаюсь выйти, чтобы не посрамить старчества и не явить безумства необузданною младостью. Угодно вам знать, что я помышляю: лучше во рву со львами жить, нежели в народе быть и грешить. Лучше смертельно на всяк день умирать, нежели жить в сладости и Господа прогневлять. Лучше умерщвлять тело лишением телесных потреб, нежели умерщвлять душу лишением небесных благ. Лучше бессловствовать языком и хранить свое сердце в чистоте, нежели празднословить и осквернять свое сердце парением непотребных помышлений. Лучше без сравнения умереть от трудов и подвигов, в беззлобии и благочестии, нежели умереть в праздности, в забавах и злочестии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Из преподавателей второстепенных предметов известен Самуил Федорович Никольский, который преподавал гражданскую историю и французский язык, а также был экономом семинарии. Семинарский устав 1814 года ставил целью обучения истории не только знание учащимися значимых событий мировой, отечественной и церковной истории, но и умение соотнести их с современностью. Все это, в конечном счете, также способствовало развитию искусства проповеди, обогащая историческими знаниями и назидательными примерами будущих пастырей и деятелей Церкви. Что касается греческого языка, то в отчетах ревизоров за 1825 и 1832 годы неизменно отмечались неудовлетворительные познания учащихся по этому предмету. Однако Георгий Говоров был исключением, очевидно, благодаря знаниям, приобретенным еще в Ливенском духовном училище. В семинарии он с увлечением занимался изучением древнегреческого языка, причем во многом самостоятельно, поскольку в 1832 году отдельного учителя греческого языка в семинарии не было , и настолько хорошо освоил предмет, что в старших отделениях ему поручали преподавать его семинаристам низших отделений. В среднем отделении семинарии, на которое Георгий был переведен в 1831 году , то есть в 16 лет, основным предметом была философия, а второстепенными дисциплинами — математика и физика, а также два древних языка: еврейский и греческий, и один из новых (как уже говорилось, святитель изучал немецкий). Философия, как учебная дисциплина духовной семинарии, включала в себя такие науки, как логику, онтологию, космологию, психологию, естественное богословие, этику и историю философии от древнегреческих философов до представителей немецкой классической философии . За исключением истории философии преподавание курса велось на латыни. Изучение в семинарии столь обширного комплекса философских наук имело своей целью сообщить воспитанникам понятие об истинном духе философии в полном согласии с христианской верой и приучить их к самостоятельным философским исследованиям. Несмотря на сложность достижения данной цели, стоит признать, что она отвечает характерной для юношеского возраста максималистской устремленности к высшим идеалам.

http://bogoslov.ru/article/5065084

Главное же, обращалось большое внимание на развитие умственных способностей и возбуждался интерес к вопросам о Боге, мире, душе человека и взаимных отношениях, – такой интерес, который в юношах оставался на всю жизнь. Предметы: догм. богословие, философия и риторика читались лицами более даровитыми, магистрами и потому изучались старательно. «Нельзя быть ученым по наслышке», так гласил устав семинарий тогдашнего времени. Нельзя не видеть педагогической мудрости устава того времени, составленного главным образом Филаретом, митрополитом Московским. Действительно, как долголетний опыт показал, даровитые юноши того времени выходили из семинарии с основательными принципиальными познаниями наук богословия и философии и с горячею любовью заниматься разрешением важных вопросов жизни, бытия и спасения души – после, по выходе из заведения. К числу таких юношей принадлежал и Георгий Васильевич Говоров. Орловская семинария, когда он поступил в нее, находилась в цветущем состоянии: ректором её был приснопамятный Исидор, впоследствии высокопреосвященный митрополит С.-Петербургский и Новгородский. Находясь в полном развитии своих духовных сил, Исидор поставил Орловскую семинарию на подобающую высоту, так что на нее обратило внимание киевское академическое начальство, под ведением которого она находилась, тем более, что из этой семинарии вышел и Иннокентий, знаменитый вития и ученый, бывший в то время ректором Киевской духовной академии. Преподаватели семинарии по главным предметам были люди даровитые и усердно занимавшиеся своим делом под личным наблюдением ректора Исидора. Под руководство таких–то учителей и поступил из Ливенского духовного училища Георгий Говоров. Сначала, конечно, он не мог обнаружить своих дарований, так как они большею частью раскрываются постепенно – с течением времени, при разнообразном изучении и упражнениях в письменных работах или сочинениях, как тогда любили оныя называть. Учителем словесности в Орловской семинарии тогда был иером. Платон, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Публикация в «Домашней беседе» сопровождалась следующим стихотворным текстом, размещенным перед письмом: «Небо голубое Было ли для них там Убрано звездами; Дело искупленья?.. хочется узнать мне – Темен, непонятен. Что это за звезды? Хитрая наука Кто в них обитает – Шлет ответ мне смелый, Ангелы ль Господни, Разум изумляя. Души ли отшедших, Но вопрос не тронут, Иль иные твари? И сомненье в сердце Знают ли жильцы те Голосам тревожным Бедствия паденья? Душу порождает. Стихотворение В. Асконенского. Изд. 1845 г.». Ответ на вопрос. Изд. по: Ответ на вопрос. Из писем к редактору//Домашняя беседа. 1869. Вып. 43. С. 1105–1107. Без комментариев. Разрешение недоумений. Изд. по: Разрешение недоумений. Из писем к редактору//Домашняя беседа. 1869. Вып. 44. С. 1124–1127. Без комментариев. Смущенному вольномыслием. Изд. по: Письмо духовного отца к смущенному вольномыслием. Из рукописей святителя Феофана//Душеполезный собеседник. 1898. Июнь. Вып. 6. С. 169–176. Без комментариев. Чем заняться? Изд. по: Чем заняться? (По письмам святителя Феофана)//Душеполезный собеседник. 1906. Июль. Вып. 7. С. 201–202. Без комментариев. Письма из архивов В этом разделе публикуются никогда не издававшиеся ранее письма святителя Феофана. Здесь мы полностью воспроизводим особенности оригинала: разночтения в написании строчных и прописных букв, датировки и т. д. И. Д. Андрееву. Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2 ч. Ч. 1. Загорск. 1973. С. 1–33. (Машинопись). Письма хранятся в архиве МДА. Буквы, заключенные в квадратные скобки, добавлены при расшифровке писем о. архимандритом Георгием (Тертышниковым) . О. А. Новиковой. Изд. по: Письма епископа Феофана Затворника к Ольге Алексеевне Новиковой. Москва. РГАЛИ. Ф. 345, опись I, ед. хр. 811. Протоиерею И. Г. Переверзеву. Изд. по: Иеромонах Георгий (Тертышников). Письма епископа Феофана к разным лицам, не вошедшие в VIII изданий. Приложение к кандидатскому сочинению. В 2-х ч. Ч. 1. Загорск. 1973. С. 142–150. (Машинопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Его наставления, как исходящие из искренне любящего христианского сердца, исполнены особой теплоты, проникновенности, заботы о своих духовных чадах – и о всех нас. Подвижник учит о важности молитвы, ее силе, постоянстве – непрестанности; говорит о том, как надо молиться, в связи с чем раскрывает содержание молитв, указует молитвенное правило; внушает никогда не оставлять молитвы, предупреждает о могущих быть бедах при оставлении и даже ослаблении молитвы; замечает о том, что кающихся грешников, помнящих о грядущем последнем Суде, слышит Господь; обращает внимание на то, что Сердцеведец Бог видит наше усердие и всегда готов нам помочь; и просит, чтобы Сам Господь Бог помог нам и в начале молитвы и укреплял бы нас во все последующие земные дни. «Пост и молитва, – заявляет инок Георгий, – два крыла: ими душа возносится к Небесным» (3:207). Смиренная молитва свидетельствует о нашей любви ко Господу – «и тем побеждаются злобные духи, умерщвляются страсти» (3:443). Молитвой должно начинать всякие дела – и молиться необходимо постоянно, терпеливо, даже настойчиво (хотя и умеренно – не требовательно), да пощадит Господь согрешивших, но кающихся, да даст им верное покаяние. – «Всякое дело начинайте с молитвой, – велит инок Георгий, – и с благословением Господним: Господи, благослови начать и окончить в прославление имени Твоего! Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» (3:443). Сам Господь наш Иисус Христос «заповедал нам просить у Него всего нужного для души, тем самым мы убеждаемся просить непрестанно, покуда не примем просимого: и что Он обещал молящимся, то непременно даст; и что обещал воздать комуждо по делом его, то непременно воздаст» (3:312). Не будет тщетно непрестанное повторение молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» (3:319). Непрестанную молитву нужно иметь в своем сердце «во всякое время, где бы ни были». Господь велел: «Непрестанно молитеся, бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (3:115). Жизнь наша – это «непрестанно молиться Богу, покуда еще время есть, и не постиг час смертный.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

198. К А.Т.Б. Побеждать врагов своих любовью добро творить ненавидящим нас, за нападающих на нас молиться – это дело наше: «мы христиане; мы извещены о том, что «комуждо» воздастся «по делом его» ( Пс 61,13 ). Кто же вас может покорить строптивому духу мира сего, чтобы воображать и думать в сердце вашем что-нибудь противное слову Божию?.. Веду вас к святителю Василию Великому ; послушайте его: «Не видишь ли, какое зло есть лицемерие? – и оно есть плод зависти. Двоякое бо лице наипаче от зависти в человеках бывает: когда, в глубине содержа ненависть, показуют любовью прикрытый взор наподобие морских камней, кои, малою водою будучи покрыты, погибель нечаянную неосторожным наносят. Когда убо от зависти, как от источника, истекает нам и смерть, и от благих отпадение, от Бога отчуждение, законов смешение и превращение всех купно житейских благ, то да повинемся Павлу «и не бываим тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» ( Гал 5, 26 ), но паче блази, милосерди, прощающе друг друга, якоже и Бог простил есть нам». Вот слышите сами, как надобно нам удерживать порывы сердца своего и нудить себя всяко на дела благие по учению Христову, а не по какому-нибудь, один только вид учения имеющему. Божиею милостью искренно вам соучаствующий в снискании небесных благ, не подлежащих изменению, непотребный раб Георгий» 199. К А.Ф.А. Усердие, какое Господь дает тебе, храни, блюди и покрывай терпением, которому Господь научает нас: «в терпении вашем стяжите души ваша» ( Лк 21, 19 ). Смиренное послушание слову Божию просто возводит послушных делом и словом от земных к небесным: тамо жизнь наша, веселие наше и бесконечная радость! Мне приятно знать: какие каждого дня были занятия ваши относительно спасения души? 2 ноября 1826 года 206. К А.Ф.А. Скажи находящему помыслу, чтобы он не мечтал пред душой твоей напрасно и не вспоминал бы ничего другого, как только единого Господа Иисуса Христа, и Того распята. Душа – существо нераздельное: не может наслаждаться вместе временным и вечным; она или вся во временном, или вся в вечном может только пребывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

55 Святитель внимательно следил за новыми открытиями и достижениями в области медицины. Своего адресата, у которого в 1891 г. сын заболел туберкулёзом, он успокаивал: «Некий Кох изобрёл капли, уничтожающие чахотку, что он уже открыл в Берлине больницу, – высылает капли требующим по почте, и с наставлениями». 56 Когда начал слепнуть один глаз, святитель оставил полный затвор впервые. Он вынужден был предпринять поездку в Тамбов для того, чтобы получить консультацию врачей. Корсунский почему то считает, что поездка состоялась в 1878 г., 58 однако ссылается при этом на письма Преосвященного Феофана к его племяннику А. Г. Говорову, которые были отправлены в марте – апреле 1879 г. В ходе поездки святитель переписывался со своим товарищем по Киевской духовной академии протоиереем Лукой Яковлевичем Воскресенским из Моршанска (скончался в 1899 г.). 25 марта 1879 г. он сообщал ему в письме: «Паки и паки приношу вам искреннюю благодарность за ваш радушный приём. Благодарю и всех Ваших – матушку и детей. Да умножит Господь радости в доме Вашем во все дни бытия его. Добрались мы до Выши преблагополучно, в пятницу утром в 6 часов. Первый извозчик воистину молодец, второй извиняется неудобствами дороги». 59 Из письма следует, что святитель Феофан останавливался в городе Моршанске у отца Луки на обратном пути из Тамбова в Вышу, а это не могло произойти ранее марта 1879 г. Архимандрит Георгий (Тертышников) в своем исследовании «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении» сообщил, что «есть также известие, что святитель Феофан ездил однажды из Выши в Тамбов, где служил и пробыл неделю». 60 Архимандрит Георгий, однако, не сослался на источник данного сообщения и не назвал дату, когда указанная поездка мог ла состояться. В Тамбове епископ Феофан обследовался у врачей, которые поставили такой диагноз – катаракта на правом глазе в начальной стадии. Для успешного проведения операции необходимо было, чтобы катаракта созрела. Мысль ехать в Москву появилась у Затворника не сразу и, скорее всего, была вызвана тем, что по возвращении в Вышу глаз начал болеть. Святитель стал опасаться, что тамбовские врачи поставили неправильный диагноз. О своём беспокойстве 16 апреля 1879 г. он написал протоиерею Луке: «Мой глаз все был спокоен, и я покоен. Но вот начала по временам показываться ломота, а в среду вечером и весь четверток она была почти без перерыва. Хоть она не сильная была, но все же нельзя сказать, что глаз был спокоен. Вот это меня и встревожило. Ну ка не катаракт у меня, а вода? Пропустишь время, – пропал глаз. Надо бежать в Москву». 61

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда же дочитался до слова о любви, не мудрено было загореться мне и не могли не пламенеть чувства мои, когда повторял тут внесенные Павловы слова: «Друг друга любите прилежно, горяще Духом». Огнь сей чистейшей любви никогда не имеет волнения, какое бывает от воспаления крови, по чему свидетельствуется Священным Писанием, что кровь и плоть не внидет в Царствие Божие. Правду вы пишете, что без истинной любви на сем свете и самая наша жизнь нам мучение, а истинная любовь и в самой лютейшей смерти приносит утешение. И то все не истина, что происходит не от Иисуса Христа; только один Христос – сущая Истина, и всякое уклонение от Него не что иное, как прелесть врага, алчущего поглотить весь мир. Сорадуюсь вашей мысли, которою вы просите Бога, чтобы сподобил и все то любить, что сближает с Ним, и не любить того, что удаляет от любви Божией. «Просите, и дастся вам». Усердно просите до самой смерти, и непременно получите. Пребывающим в небесной любви уже гроб не страшен, как прочим, но, напротив, очень вожделенен: во-первых, потому, что он разрешает нас от оков суетного мира, во-вторых, потому, что служит нам переднею комнатою, в которой мы, скинувши тяжелую одежду – тело наше; входим в вечное собрание неизменных радостей и всякую светлость превосходящего просвещения! Приятно ли вам это??? Не надобно подражать миру, что бы он ни представлял нам, единственно покорить себя учению Христову... Ежели вы одни теперь и в комнате вашей никого нет, то взаимно преклоним наши колени и прольем сердечное моление ко Господу: Господи! Сподоби нас любить Тя от всея души и помышления и творити во всем волю Твою. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим. Георгий. 1 февраля. День св. мч. Трифона. 1824 года 34. Марии Петровне Колычевой Милостию Божиею мне дано разуметь любовь и дружбу или что есть любовь истинная и что есть друг верный. Любовь есть совершенство добродетелей, а тайна сердца открываема бывает единственному верному другу. Истинный и верный друг не имеет шуточных мыслей и не терпит празднословия или сообщения с кощунством, в чем заключает свою дружбу мир; его сердце ограждено страхом Божиим, душа, исполненная любви, питается правосозерцательными истинами и с благоговением сообщает слово небесного утешения искреннему и верному другу своему. Ежели один имеет болезнь на сердце и какую-либо мысль, медлящую на памяти, тотчас ее сообщает другу, приятно ища совета его и пособия; друг, благоговейно храня взаимность искреннего чувства, усердно служит сообщением своего сердца, ума и мыслей, соответствуя благонамеренным предпри-ятиям верного друга. Искренность есть жизнь, дышащая любовью. Искренность на друга клеветы не терпит и того чуждается, кто клевещет на него. Друг верный – кров крепок, и, как град, обнесенный крепкими стенами, он огражден благими мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010