20). Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. «Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу ( Рим. 2:15 ), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Потому что это понятно для ума высшего, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол из Писания представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге» (блж. Феофилакт). «И то, что немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды он отмечает потому, что число избранных гораздо меньше по сравнению с числом погибающих еретиков и лжеверующих» (св. Беда). 21). Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, «И наше крещение нас спасает и служит разделительной стеной между темной сатанинской областью греха и мира, и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных, и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). 22). Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти, и Силы. «Сыну Божию всегда были покорны ангелы и все небесные силы. Но апостол напоминает, что воспринятая Христом человеческая природа, благодаря воскресению, поднялась на такую вершину славы, что превосходит мощь любого ангельского чина» (св. Беда). Четвертая глава 1). Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2). По предвидению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. «Словом Апостола внушается, что спасение каждого бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы… Прозревая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровью Господа Спасителя в таинстве крещения и получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и содействует ему в устроении спасения» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ, 31). «Словом Кровью также предсказывает мучение за Христа верующих в Него. Ибо кто с покорностью идет по следам Учителя, тот и сам не откажется пролить собственную кровь за Того, кто пролил Свою за весь мир. Благодать, потому что мы спасаемся даром, не привнося ничего от себя. Мир, потому что оскорбив Владыку, мы были в ряду врагов Его» (блж. Феофилакт). 3). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, «Он возносит благословения Богу Отцу таким образом, дабы показать, что Господь, наш Спаситель, является и Богом, и человеком… Мы по праву благословляем Бога, Который по Своей милости возродил нас к жизни и сделал это через воскресение Сына Своего. Ибо Он умер, дабы мы не боялись смерти и воскрес, дабы и мы через Него уповали на свое воскресение» (св. Беда). «Только Его Воскресением возрождена и мысль, и душа наша, и вера, и любовь, и все наше, ибо все сие приобщилось Воскресшему, совоскресло с Ним; так мы преодолеваем смерть и все смертное, и становимся бессмертными всем, что наше, всем, – кроме греха» (прп. Иустин Попович . Подвижнические главы, 2:15). 4). К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, " Нетленному, – потому что жизнь на небесах не затрагивают ни старость, ни болезнь, ни смерть, ни иная печаль; чистому, – потому что никто нечистый не может войти в нее; неувядаемому, – потому что в самих душах блаженных она за давностью наслаждения не может когда-либо стать менее ценной, подобно тому как роскошь века сего обычно вызывает пресыщение от длительного наслаждения ей» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3). Ибо вы вкусили, что благ Господь. " Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова» (блж. Феофилакт). «Как свойство мёда не столько словом, сколько самим чувством вкуса может быть объяснено тем, кто не пробовал мёда, так и доброта небесного Слова не может быть ясно передана в учении, если по долговременном узнавании учений истины, не сможем собственным опытом постигнуть благость Господа» (свт. Василий Великий . Беседы на псалмы, 29). 4). Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, «Христос, Камень живой, – вот первоначальное, глубочайшее, единое, всеобщее, непоколебимое Основание, на котором должны мы утверждать наши сердца, нашу веру, нашу жизнь и надежду спасения. В этом Основании наша непоколебимость и безопасность. Если же не тщимся на этом Основании утверждать нашу веру и нашу жизнь, то никакие мнимые столпы, никакие опоры человеческого мудрования и силы не могут поддержать нашей храмины, созидаемой на песке мнений, предубеждений, страстей, угрожаемой неизбежно разрушением великим» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 3 декабря 1844 г.). 5). И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. «Вот как апостол называет путь привлекаемых к созиданию Церкви Божией. Ведь посредством сращенности (в одно Тело) и согласия друг с другом, посредством единомыслия и единства в слове, общности ума и воли, (верные) созидаются в один дом Божий» (блж. Феодорит Кирский . Фрагменты, 55). «Каждый из нас есть то же в Церкви, что каждый отдельный камень в здании храма. Как здесь каждый камень обделывается применительно ко всему зданию, так и нам надобно быть образованными по духу Церкви… Храмы строятся, чтобы чрез них научить нас самих созидаться в жилище Божие Духом, дом духовный. К этому направлен и сам образ устроения храмов и все, что в них совершается. И внимательному посетителю храмов нетрудно исполнить на себе их значение, переложив вещественное на духовное, внешнее на внутреннее» (свт. Феофан Затворник ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

3). О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение, – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Чтобы и вы имели общение с нами, – «Они видели, а мы не видели и однако мы общники, потому что держимся одной веры» (блж. Августин). А наше общение, – с Отцом, – «Последняя цель наша, – живое общение с Богом. Для сего и Сын Божий воплотился, чтоб возвратить нам сие богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, вступаем в общение со Отцом и бываем, таким образом, у цели своей» (свт. Феофан Затворник ). Также этими словами «блаженный Иоанн явно доказал, что кто желает иметь общение с Богом, должен прежде всего соединиться с Церковью, научиться той вере, которую апостолы восприняли от Самой Истины, пребывавшей во плоти и исполниться ее таинствами» (св. Беда). 4). И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна. «От этой жизни во Святой Троице, от этого общения с Отцом, Сыном и Святым Духом человеческая сущность исполняется истинной радости, которая есть не что иное, как Божественное блаженство. Без него человеческая сущность исполняется печали, горечи, несчастья, нищеты. Без этого блаженства она не может не наполниться смертью и прежде всего, грехом… Общение со Христом, Который помогает в стяжании святых добродетелей, наполняет человеческую сущность неописуемой радостью, изгоняя печаль, которую вносит грех и страх, который приносит смерть» (прп. Иустин Попович) . 5). И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. «Какой это свет? Свет не чувственный, а духовный, просвещающий душу» (свт. Иоанн Златоуст ). «Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние» (Прп. Симеон Новый Богослов) . Такие «чада Божии, несомненно бывают и наследниками Его благости, долготерпения, кротости и любви, ибо если они чада Божии, то и боги, и если Бог есть свет, то и они светила» (прп. Варсонофий Великий). И нет в Нем никакой тьмы. – «Под тьмой апостол разумеет или незнание, или грех; ибо в Боге нет ни незнания, ни греха» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

6). И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех . Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты). «Долго спускал Господь Содому и Гоморре. Они же вместо вразумления спешили наверх нечестия, зато когда не чаяли поражены огнем, во образе вечного огня, ожидающего нечествующих. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память и страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). 7). А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил «За гостеприимство и благочестие Лот вышел невредимым из Содома, тогда как вся окрестная страна была наказана огнем и серой. И тем ясно показал Господь, что Он не оставляет уповающих на Него, а уклоняющихся от Него подвергает мучениям и казни» (св. Климент Римский , 1Кор.11 ). «Петр присоединяет к (другим примерам) и (историю Лота), с тем, чтобы научить нас, что можно не быть общниками порочных людей и таким образом избежать равного с ними наказания» (св. Исихий Иерусалимский . Фрагменты). 8). (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) «Мир с его ложным и безумным мудрованием, с его страстями, похотями, пороками, злодеяниями пред очами души чистой представляет такое ужасное зрелище, от которого страждет она иногда почти как от ада, как именно сказано о душе Лота… страждет она внутренно, за истину отвергаемую, за добродетель изгоняемую, за славу Божию оскорбляемую, за души человеков взаимно растлеваемые и в погибель влекомые» (свт. Филарет Московский . Проповедь от 26 марта 1831 г.). «И вам надлежит, подобно древним праведникам, страдать, видя вокруг сплошное неверие, нечестие и безмерную распущенность в людях, – их неправда пусть жжет вас, чтобы вы всей душой стремились к чистоте и истине. Если сердца ваши будут такими, то узнаете, что Господь силен избавить всех вас даже среди рода строптивого и грешного, отвергающего Его. Помните о страданиях праведников, живя в безбожном окружении и не будьте равнодушны к тьме нечестия, которую видите вокруг. Мучайтесь от этой тьмы и тогда придет вам вечное избавление от Бога» (св. Лука (Войно-Ясенецкий) . Проповедь от 16 февраля 1949 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

А когда спросили: скоро ли придет Иисус Христос на суд? – Сие неизвестно: и потому надобно жить так, чтобы мы всегда были к тому готовы. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но продолжает терпеть нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Но придет день Господень, как тать. Итак, бдите; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий ( Матф. 25. 13 .). При этом, желая вам щедротных милостей от всещедрого Бога, усердно прошу святых молитв ваших. н. р. Е. Мая 29-го дня, 1824 г». 16. К А.П.Р. Как лекарство пользует тело, так и болезнь пользует душу. Когда постигнет смертный час, тогда смертная коса не отсрочит удара ни на одну минуту – всё тогда поздно! Наперед надобно знать это о себе и всегда так жить, чтобы неостановочно быть во всякое время готовым к смерти. Благодарение вседействующему Богу – Промыслителю нашего истинного спасения, и вам, матушка, за призрение странных. Сердечно благодарю вас за гостинцы, принесенные вами от святых пещер. Утешение за утешением! О радости святые! И я, непотребный раб, удостоился обонять благовоние святых угодников, почивающих в святой Лавре! О богатство нетленное! Вы сделали меня, ленивого, наследником шапочки трудолюбивого Арсения! Никто здесь не видит, как я радуюсь! Радуйтесь и вы о -Господе. Сентября 12-го дня, 1824 года 28. А.Н.Ш. Слабость и немощь моя учат меня уничтожаться в самом себе; болезнь моя не отступает от меня; только о укрепляющем Господе движусь еще, и рука моя пишет еще вам слово сердца. Да исполнит Господь ваше желание – в бесконечной жизни благ небесных наслаждаться, а здесь тесноту душевную и скорбь сердечную благодарно перенести с терпением, в славу Божию!.. Вот уже минули дни прошедшие; быстро протекли лета младости, лета юности, лета мужества и все житие земное, как вчерашний день, как искорка потухшая, как сон проснувшегося, только что в памяти оставшийся. Едва помнится бывшее – и уже нет того!.. Что ж, душа моя, познала ли ты свое достояние, свое звание? Где твое сокровище вечное? Видно, мы здесь не в своем отечестве; видно, мы здесь странники и ничто здесь удовольствовать нас без изменения не может! Это мы дознаём в повседневных применениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«А согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» ( Притч. 8:36 ). Тот, кто отвергает премудрость, и даже насмехается над ней, ничем не может повредить самой премудрости. Он вредит только себе. «Все ненавидящие меня любят смерть» – не в том смысле, что обязательно они влюблены в смерть, хотя, конечно, есть некоторые своеобразные субкультуры, зацикленные на смерти, но речь здесь не об этом. А о том, что тот, кто ненавидит путь Божией премудрости, встаёт на путь, который ведёт его к вечной погибели. Девятая глава Притч. 9:1 «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» ( Притч. 9:1 ). Что это за дом и что за столбы? Святой Иоанн Златоуст говорит: «Премудрость – Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом – плоть от Девы». Также он указывает, что есть и понимание, согласно которому дом премудрости – это Церковь . Эти варианты не противоречат друг другу, поскольку Церковь тоже называется мистическим Телом Христовым. Он продолжает: «Семь столбов – Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис. 11:2 ), дух страха Божия, о которых говорит Исаия». Если же понимать под домом премудрости Церковь , то тогда столпы – это те, кто почитается столпами в Церкви, в частности, апостолы и святые. А святой Григорий Двоеслов говорил, что семь столбов, на которых стоит Церковь – это семь Таинств церковных. Святитель Феофан Затворник , в свою очередь, объясняет: «Премудрость, Бог-Слово, построила себе дом, святую Церковь , и в нем «приготовила… трапезу», – слово Божие и святые таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю». Это то, что продолжается до сего дня. Блаженный Феодорит Кирский также говорит, что слова «премудрость построила себе дом» означают созидание плоти Господа, то есть, речь о Боговоплощении: «Ибо истинная Мудрость не может жить в каком-то ином строении, но строит дом себе в плоти Девы».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Августин. Проповеди, 335). 14). Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. «Таков знак любви к Богу; страдать за Него, посему и Петр говорит: блаженны вы, если страдаете за Христа» (Свт. Симеон Фессалоникийский . Послание в поддержку благочестия, 19). «Никто не может причинить вред тому, кто сам себе вред не причиняет. Не могут причинить вред испытания от язычников тем, кто живет согласно добродетели. Напротив, (такие испытания) доставляют блаженство тем, кто их переносит» (свт. Иоанн Златоуст . Фрагменты). 15). Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. «Созидаемый внутри из добродетелей «сокровенный сердца человек» тогда только явится духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога. Если не будет этого, то слепляемый из добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя. Да ведают это думающие обойтись с одними добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеть пред Ним, всегда нося в уме помышление о Его везде присутствии, остерегаться всего Ему неугодного, все случающееся смиренно и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Поскольку ты дивишься, почему Спаситель сказал: не заботьтесь, как или что сказать ( Мф.10:19 ), а апостол дал совет: будьте всегда готовы к ответу; – то знай, что нет противоречия в сих изречениях, но одно сказано о свидетельстве, а другое об учении. Когда мы в собрании друзей, тогда нам и повелевается заботиться о том, что сказать, ибо нелепо не знать того, чему обещаемся учить. А когда перед нами страшное судилище и толпы народа, и неистовые исполнители казни, и отовсюду страх, тогда Господь обещал нам Свою помощь. Посему справедливо одни пользуются Божией помощью, а другим дается наставление не предаваться сну неведения; потому что ученики Премудрости должны быть мудры» (прп. Исидор Пелусиот . Письма, 3:120.). 16). Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Беда). 3). Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, «Все это в наибольшей степени придумано дочерьми Хама. Поэтому это в наибольшей мере запрещено не мужьям, а женам» (св. Иларий Арльский). «Посему никто не должен думать, будто нет греха в роскоши и в желании драгоценных одежд, потому что если бы в этом не было греха, то Господь отнюдь не похвалил бы Иоанна за грубость его одежды. Если бы в этом не было вины, то Апостол Петр отнюдь не стал бы удерживать женщин от желания дорогих одежд, говоря: не в одежде драгоценной. Теперь рассудите, как преступно для мужчин желать того, что Пастырь Церкви старался запретить даже женщинам» (свт. Григорий Великий Двоеслов . Сорок бесед, 6:3). 4). Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. «Апостол указывает нам на «сокровенного сердца человека», как предмет самых тщательных забот и попечений наших. Что же это за потаенный сердца человек? Тот человек, который в сердце воображается, когда в нем водворятся все добрые расположения и чувства. Пересмотри эти расположения и чувства, и увидишь лик сокровенного в сердце человека» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). 5–6). Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы, – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. «Здесь украшением называет повиновение, говоря: они украшали себя, повинуясь своим мужьям. Сказав неопределенно святые жены, называет их дочерями Сарры по вере. Ибо дочери необходимо должны подражать матерям. При украшении, приличном христианкам, убеждает их быть и милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей. Это хочет выразить словами: не смущаетесь ни от какого страха. Ибо естественно, что мужья потребуют иногда от них отчета в издержках. Такой возвышенной речью апостол убеждает бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи» (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бог исполнял молитвы святых, которые соблюдали и исполняли заповеди Божии и когда они жили здесь, на земле и сейчас, когда они находятся на небе» (прп. Иустин Попович) . 23). А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. Апостол «непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности… Стало быть, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас и следовательно, не все равно, как верить. У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его, стало быть и веровать, вера есть источник любви» (свт. Феофан Затворник ). 24). И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам. «Он со Своей благодатной силой присутствует в каждой заповеди. «Господь сокрыт в Своих заповедях», – говорит святой Марк Подвижник . Господь помогает каждому борющемуся в соблюдении заповедей Его. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам. Это значит, что христианин никогда не один, но он, – сожитель и соработник Трисвятого Бога» (прп. Иустин Попович) . Четвертая глава 1). Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. «Если будем исполнять (это) апостольское наставление, мы должны тщательно исследовать все то, что вошло в наши сердца или предложен нам какой-либо догмат, очищено ли это Божественным, Небесным огнем Святого Духа, или принадлежит к иудейскому суеверию, или происходит от надменности мирской философии и носит только личину благочестия» (прп. Иоанн Кассиан ). «Бывают и ныне (чудесные) знамения, как слышим. И неудивительно; ибо благодать Духа, как тогда действовала, так и ныне действует неоскудно. Однако ж не следует без разбора верить всему разносимому молвой; ибо, многим еретикам и нарушителям заповедей Божественных, как древле, так и ныне попускалось и попускается творить похожие на знамения дивности. Так что не следует таковыми увлекаться, но надлежит испытывать, истинные ли они ученики Господни, по тем признакам, кои предал нам Господь» (прп. Феодор Студит ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010