В богословских трудах Георгий Акрополит доказывал, что все христианские народы являются членами одного тела с единой главой – Иисусом Христосом; а греки и латиняне связаны еще и общим историческим прошлым, поэтому нет никаких преград для воссоединения церквей. Его стихотворные произведения были написаны по поводу рождения или смерти василевса и членов его семьи, строительства новой церкви или монастыря. В пронизанной лиризмом эпитафии на смерть жены Uoahha III Дуки Ватаца Ирины, поэт воспевает земную и духовную любовь и счастье брака. В надгробном слове императору Иоанну III Дуке Ватацу он излагает свою программу укрепления государственной власти, основанной на законе и справедливости, во главе с неподкупным монархом. Не менее важным для ромеев является установление мира и возрождение Византийской империи. До наших дней дошла автобиография Георгия Акрополита, в которой большое место уделялось системе обучения в Никейской империи: в элементарной школе (с 78 лет, 3 года) учили орфографии (чтению и письму), в школе грамматиков – фонетике, морфологии, синтаксису и стилистике греческого языка. Заканчивалось обучение в школе риторов, где изучались логика, предметы квадривиума, философия (труды Аристотеля, Никомаха, Евклида, Григория Кипрского и др.) и физика. Истории Никейской империи посвящен главный труд Георгия Акрополита – «Хроника», рассказывающая о событиях 12031261 гг. Первая глава открывается портретом идеального историка, излагающего «дела людские» «не по пристрастию или ненависти, не по зависти или злому расположению», а для того, чтобы не забыть «дела минувших дней». Однако сам Акрополит не всегда объективен, особенно в описании царствования Феодора II Ласкариса, пороки которого он преувеличивает и, напротив, замалчивает неблаговидные поступки Михаила VIII Палеолога в борьбе за императорскую корону. Основное содержание «Хроники» составляет хронологически последовательное повествование о возвышении Никейской империи, о брачных союзах и договорах, о борьбе ее правителей с внутренней оппозицией и внешними врагами: латинянами, туркамисельджуками, эпирскими греками, болгарским царем Калояном-Ромеобойцем (по аналогии с Василием II Болгаробойцем). Герои «Хроники» лично участвуют в сражениях: Феодор I Ласкарис одолел в единоборстве султана Кей-Хюсрева I в 1211 г., Иоанн III Ватац возглавил отряд в решающем сражении с латинянами, Михаил VIII Палеолог и его 50 воинов одержали победу над целым войском эпирских греков. Постепенно вырисовывается образ идеального правителя – мужественного, умного и образованного человека, наделенного полководческим и дипломатическим талантом. Именно таким императором, по мнению историка, был Иоанн III Ватац, «тихо и мирно» присоединивший к Никейской империи обширные территории. «Хроника» пользовалась большой популярностью у историков второй половины XIIIhaчaлa XIV вв.: Георгия Пахимера, Никифора Григоры и др. Георгию Акрополиту был посвящен энкомий, написанный Феодором II Ласкарисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, по суждению Акрополита, и император Феодор Ласкарис принадлежал к числу тех византийских василевсов, которые при избрании патриархов преследовали свои личные выгоды, а никак не благо Церкви. Желая иметь в лице патриарха сторонника своих желаний, а не противника, Феодор предпочел мудрому, просвещенному и энергичному Никифору Влеммиду малоизвестного и необразованного монаха Арсения. Но по поводу суждения Акрополита о том, будто бы вообще византийские василевсы предпочитали видеть на патриаршем престоле людей смиренных, ограниченных, необразованных и неустойчивых по характеру и убеждениям, нужно сказать, что оно опять является совершенно недоказанным в его «Истории». Выше было уже показано, что такая оценка совсем неприложима ни к императору Иоанну Дуке Ватацу, ни к патриархам его времени. A priori отзыв историка нельзя относить и к императору Феодору II Ласкарису – по той простой причине, что избрание патриарха Арсения в 1255 г. было единственным актом этого рода во все его царствование, и было бы совершенно нелогично на основании одной предпосылки делать заключение общего характера и распространять его вообще на василевсов. К тому же Акрополит тенденциозно характеризует в своем труде императора Феодора Ласкариса, так как имел личные с ним столкновения. 420 Более беспристрастную и правильную оценку личности и церковной политики этого императора дал в своей «Истории» Георгий Пахимер, который вообще очень его хвалит. 421 Наконец, имеются данные полагать, что Акрополит не вполне правильно изложил обстоятельства избрания на византийский патриарший престол знаменитого Никифора Влеммида. По этому предмету любопытные сведения содержатся прежде всего в автобиографии самого Влеммида. 422 Прошло немного времени, рассказывает здесь Влеммид, как царь (Иоанн Ватац) и патриарх (Мануил И) как бы по соглашению переселяются в надземный мир. Первому тотчас же наследует преемник, а относительно преемства второму царь (Феодор) дает распоряжение архиереям произвести избрание. И вот архиереи, собравшись свыше 40 (по смерти царя они раньше были созваны в Никею по случаю обновления царства), все без всякого разделения и колебания, как бы единой мыслью и устами, избрали для пастыроначальства прежде всего только Влеммида.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Итак, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь, нимало не отступайте от правых догматов и переносите ради них всякое бедствие и несчастье в жизни, стремясь лишь к тому одному, чтобы сохранить в целости сокровище веры православной, которая и обеспечит вам вечное спасение. 131 Таким образом, патриарх Герман в одной части своих литературных трудов является сильным борцом против Римской церкви, обличителем её вероисповедных разностей, защитником православных от притеснений латинян и руководителем их в истинах учения Восточной церкви. Герман II обнаружил большую ревность к утверждению своих пасомых в истинах веры и благочестия и посредством церковно-учительной деятельности. Памятником этого являются его проповеди, из которых в настоящее время изданы лишь немногие (Migne. PG. Т. CXL), свидетельствующие, однако, о хорошем его богословском образовании, даре красноречия и литературном навыке. – Наконец, ему принадлежит до пятнадцати канонических определений, изданных в ответ на современные запросы церковной жизни и разъясняющих на основе канонического предания недоумения по вопросам о браке, об отношении патриарших ставропигий к местной церковной власти, и т. д.; 132 он также издал грамоту к Русскому митрополиту Кириллу о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности церковных имуществ и духовных судов, томос об автокефалии Тырновской архиепископии и грамоту Савве, архиепископу Сербскому, об автокефалии Сербской архиепископии. – Вообще, литературные труды Никейского патриарха Германа II дают полное основание относить его к числу выдающихся церковных деятелей в истории византийского духовного просвещения XIII b. О преемнике Германа II патриархе Мефодии II (1240г.) историк Георгий Акрополит говорит, что он хвалился своим многознанием, в действительности же знал немногое. 133 Но других данных относительно образования патриарха Мефодия Акрополит не сообщает. Между тем, теперь известно, что он участвовал в полемике против латинян, и Крумбахер в своей «Истории византийской литературы» (S. 93) ставил Мефодия наряду с другими представителями византийской полемической литературы XIII b. Мефодий, между прочим, написал сочинение «Против опресноков», в котором полемизирует с латинянами. 134 Сочинение это ещё не издано и хранится в рукописи Московской Синодальной библиотеки 135 Затем, Мефодий до патриаршества был игуменом столичного монастыря Иакинфа (в Никее), и это даёт основание предполагать, что образование его было достаточным. Наконец, Мефодий занимал патриарший престол лишь в продолжение трёх месяцев и, разумеется, в этот краткий срок не мог заявить себя выдающейся просветительной деятельностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Из приведённого выше свидетельства анонимного греческого хронографа о браке Феодора Ласкариса с дочерью армянского князя Левуна мы уже знаем, что император по какому-то неудовольствию развёлся с женой, что, по-видимому, случилось вскоре после брака; по крайней мере, известие о том и другом событии (браке и разводе) помещены в хронографе рядом. В таком же виде представляет оба события и Георгий Акрополита – с тем только различием, что он не называет второй жены Феодора Ласкариса ни дочерью, ни вообще родственницей армянского государя, а выражается о ней глухо: γγετο ( βασιλες) ξ ρμενας γυναχα. Δυσαρεστσας δ πρς ατν π τν δαν πατρδα Κιλικαν κπμπει 787 . Не показывает ли этот способ выражения, что Акрополита был лучше осведомлён о настоящей причине развода императора со своей женой-армянкой, чем позднейший и менее близкий к Никейскому двору автор анонимного хронографа, но не находил удобным объявлять эту причину во всеобщее сведение, так как она роняла честь и достоинство царствующей династии? Указание на непродолжительность супружеского сожития Феодора Ласкариса с армянской принцессой и вместе на действительную причину его развода с ней получается ещё из сопоставления следующих обстоятельств. По свидетельству Акрополиты, названный император имел от этой жены своей сына Константина, которому в год смерти отца († 1222) было восемь лет 788 . Следовательно, необходимо допустить, что Ласкарис жил со своей супругой-армянкой, по крайней мере, 9 месяцев. А если так, то имея в виду, что издаваемая синодальная грамота писана в конце 1213 года (январского) и что самый брак императора с подставной дочерью армянского князя, по случаю Рождественского поста, не мог быть совершён прежде начала следующего 1214 года, мы не погрешим против требований исторической критики, если отнесём развод Ласкариса с Филиппой к 1215 году, когда, как выше замечено, Леон II выдал действительную дочь свою Риту-Стефанию за Иерусалимского короля Иоанна Бриена. По случаю этого брака всего легче мог обнаружиться обман, какой имел место при вступлении Феодора Ласкариса во второй брак, – и вот действительная и вполне законная причина, по которой названный император отверг свою подставную жену. По-видимому, Ласкарь недолюбливал и своего сына, прижитого от Филиппы; по крайней мере, наследником себе он назначил не этого принца, а своего зятя – Иоанна Дуку-Ватаци.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Слово σκτιος здесь не значит темный или неизвестный; у греков оно, обыкновенно, придавалось к именам детей незаконнорожденных, следовательно, это – дитя от тайной связи. Так и у Омира iliad 3. о Вуколионе. Βουκολων δ’EQ o( η;˜) ν EQ o( υ;) ιEQ o( ς EQ o( α;’) γανο Λαομεδντος Πρεβτατος γενεEQ o( η;˜;). σκτιον δEQ o( EQ o( ε;) γενατο μτηρ. Впрочем, о встрече Михаила Палеолога с Мануилом Георгий Акрополит, почти самовидец этого, рассказывает несколько иначе и даже Мануила называет Феодором. 19 Это слово было слышано патриархом Фотием и истолковано, как акростих, предсказывавший царствование Василию, супруге его Евдокии и четырем его сыновьям: Константину, Льву, Александру и Стефану. Об этом подробно рассказывают Никита, в жизни патриарха св. Игнатия, и Константин Манасса. 20 Обычай доказывать истину, или опровергать ложь, держанием в руке раскаленного железа, перешел в общество христианское из язычества, которое к этой бесчеловечной и безумной мере прибегало еще в глубокой древности. Софокл указывает на существование его даже тогда, когда в Фивах царствовал Эдип (в Антигоне). Акрополит рассказывает (Hist. c. 50. p. 53. ed. Reg.), что филадельфийский митрополит Фока, по приказанию царя, Иоанна Ватацы, который подозревал Михаила Палеолога в измене, предлагал Палеологу очиститься раскаленным железом. Но Палеолог на это предложение отвечал так: «Я человек грешный и творить чудес не могу. Но если сделать это советуешь мне ты, митрополит, человек Божий; то облачись во все священные одежды, в каких, обыкновенно, приступаешь к святому престолу и предстоишь Богу, потом собственными своими руками раскали железо и теми же святыми руками вложи его в мои руки». 21 Пахимер прибыл в Константинополь тотчас по отнятии его у латинян, то есть, в 1261 году; в это время ему было 19 лет. Но очищение раскаленным железом предписывалось в Никее при Феодоре, четырьмя или пятью годами раньше; следовательно, ему было тогда 14 или 15 лет отроду. 22 По вычислению Рудольфа, применительно к Никейскому меридиану, действительно на это время, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о василевсе Льве Армянине) (см.: Симеон Метафраст ); в XI в. – Феодосий Мелитинский, чья всемирная хроника сохранилась в отрывках до 948 г.; философ и государственный деятель Михаил Пселл , рассказавший в «Хронографии» о василевсах, правивших с 976 по 1077 гг.; адвокат и судья на ипподроме – Михаил Атталиат, описавший события 1043–1079 гг.; Иоанн Скилица, продолживший рассказ Феофана Исповедника , доведенный анонимным автором до 1078 г.; Никифор Вриенний, зять Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), затронувший период 1070–1079 гг.; в XII в. – Анна Комнина, описавшая в середине столетия историю своего отца, Алексея Комнина; Георгий Кедрин, компилятор Феофана Исповедника и Иоанна Скилицы, доведший изложение до 1057 г.; Константин Манасси (ум. ок. 1187 г.), написавший стихотворную хронику, доведенную до событий 1081 г.; Иоанн Зонара (ум. ок. 1150 г), ушедший в монахи высокопоставленный чиновник, составивший хронику событий от сотворения мира до 1118 г.; Михаил Глика, автор всемирной хроники до 1118 г.; Иоанн Киннам, написавший историю 1118–1176 гг.; архиепископ Евстафий Фессалоникийский – о падении Фессалоники в 1185 г. под ударом норманнов; Михаил Сириец, написавший свою «Хронику» о событиях до конца XII в.; в XIII в. – Никита Хониат , оста- вивиший подробный рассказ о событиях 1118–1206 гг.; Георгий Акрополит, описавший эпоху Никейской империи (1203–1261 гг.); анонимный составитель стихотворной «Хроники Мореи» о франкском правлении в Пелопоннесе с 1204 г. и до конца столетия; Феодор Кизикский, доведший изложение до 1261 г.; Георгий Пахимер, затронувший историю 12551308 гг.; в XIV в. – Ефрем, сочинивший стихотворную историю начиная с Юлия Цезаря и до 1261 г.; Никифор Григора, написавший объемную «Римскую историю» (о 1204–1359 гг.); Иоанн Кантакузин с его четырьмя книгами «Историй» (1320–1356 гг.); в XV в. – Дука Фокейский, первый историк турецкого владычества (1341–1462 гг.); Георгий Сфрандзи с острова Корфу, рассказавший о событиях 1258–1477 гг.; Лаоник Халкокондил из Афин, описавший 1298–1463 гг.; Михаил (?) Критовул с острова Имвроса, написавший панегерическое сочинение о захвате Константинополя султаном Мехметом II в 1453 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Влахернец Протосинкел ? Ноября 1087. Никита 28 Апреля 1103. 41 и 55. Никифор 19 Февраля 1112. 80. Николай Святофеодорец ? Мая 1175. 83. Георгий Сухой 18 Января 1182. Георгий Вурци 6 Мая 1190. 82. Из других должностных лиц церкви приводятся в надписях следующие: 77. Андрей. 10 . Василий. 19 . Герман Сакелларий. 47 . Георгий Пресвитер и Грамматик. 69 . Георгий монах и Игумен (потом Архиепископ?). 37 . Григорий Диакон и Иконом. 53 . Давид (Дада?) Доместик. 10 . Димитрий служитель и сиропитатель. 28 . Елпинет (? по Арх. Газете). 79 . Епифаний Диакон, певчий и сосудохранитель. 54 . Феодигий бумагохранитель. 9 . Феодор Пресвитер. См. также 79. 32 . Феодор... и сосудохранитель. 33 . Феодор монах и сосудохранитель. 44 . Феодор Пресвитер и сосудохранитель. 59 . Феодор... 79 . Феодор (Феофан?) Пресвитер. 59 . Феофилакт. Фома чтец. 26 . Иоанникий Диакон и сосудохранитель. 3 . Иоанн. 49 . Иоанн Протопоп. 11 . Иоанн Диакон и Иконок. 23 . Иоанн Диакон и Диптат. 39 . Иоанн Диакон, сосудохранитель и Иконом. 57 . Иоанн Диакон, первопевчий и сосудохранитель. 43 . Киприн Пресвитер. 38 . Кириак Диакон. 8 . Константин Пресвитер. 18 . ? Куратор. 85 . Лев Пресвитер. 16 . Михаил первопевчий и сосудохранитель. 62 . Михаил Архидиакон (?) 71 . Никита Хартуларий. 27 . Николай Диакон и сосудохранитель. 87 . Николай второпресвитер. 24, 36. Николай Presbymer u Decanus. 35 . Никон монах. 34 . Пётр. 30 . Пётр Столбечь Abbas Dalphini. 20 . Пофит Диакон и Иконом. 14, 15. Пофит Диакон и Хартуларий. 21 . Поф Иконом. 1 . Стратигий Диакон и Доместик. 12 . Филипп первопевчий. 42 . Флавий Пресвитер. 7. Надписи отдельные Между множеством обломков мраморных, составлявших некогда церковные украшения (иконостаса, дверных и оконных столбов, карнизов и пр.), собранных в Акрополе, есть несколько кусков с надписями. Из них: 1 ς τ λειπν ργον εκσμως τ δ θυη... 2 αντρω α σ μα υσεβς... 3 τ πιςν μφα... составляли может быть основание запрестольного седалища в Парфеноне, выброшенного Турками. Они вырезаны на внутренней стороне некоего мраморного полукружие, буквами величиной вершка в полтора, и составляли некогда, как видно, одно целое. Смысла их добраться трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Получал последовательно титулы протоспафария, патрикия и магистра, имел крупные земельные владения в Малой Азии. В 1037 г. был назначен стратигом фемы Лонгивардия, в 1038–1039 гг. вместе с союзниками из лангобардов и норманнов отвоевал Сицилию у мусульман, но в результате интриг командующего флотом Стефана, мужа сестры Михаила IV (1034–1041 гг.), был отозван с острова и попал в заключение. В 1042 г. возвращен в южную Италию, где сражался с норманнами и провозгласил себя василевсом. Переправившись на противоположный берег Адриатики, поднял восстание среди албанцев и славян, распространившееся на Македонию. Пытаясь угрожать Фессалонике, в двух переходах от нее разбил правительственные войска Константина Мономаха (1042–1055 гг.), но сам, раненный, попал в плен и был обезглавлен. После его гибели энергичные вожди норманнов постепенно вытеснили силы Византии из фем Апулии и Лангобардии. Георгий Монах – см.: Георгий Амартол. Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) – крупный чиновник, дикайофилак, служащий Патриаршей церкви, поздневизантийский интеллектуал, ученый- энциклопедист, философ и историк, сочинение которого, написанное незадолго до смерти в 1308 г., охватывает события от 1255 до 1308 гг. и является продолжением Георгия Акрополита, чьим учеником был автор. Особенно подробно описывает правление автократоров Никейской империи и Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.), обнаруживая удивительную осведомленность в «общественном мнении» Империи, трезвую оценку причин неудач византийцев. Известен также как автор «Квадривия», учебника по математической четверице (арифметике, геометрии, астрономии и музыке), созданного около 1300 г. См.: историки Византии. Георгий Писида – поэт первой трети VII в., диакон Великой церкви в Константинополе, в стихах описал походы василевса Ираклия (610–641 гг.) против персов, аваро-славянскую осаду столицы в 626 г., а также сочинял богословские поэмы. В его творчестве особенно ярко отразился переход от античной к византийской поэзии. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

189 Phil. a Limborch. Historia inquisitionis – Ludov. de paramo, de origine, officio et progressu s. inquisitionis. За жестокости инквизиция изгнана из Франции. В Германии также не утвердилась. В Венеции введена 1249 г., в Тоскане 1258. 190 Напр. принимать в общество сколько угодно членов, всюду проповедовать, разрешать от всех грехов (1543); генералу Ордена управлять им неограниченно и быть в подчинении у одного папы, монастырям иезуитским быть свободным от всех десятин и податей (1549), заводить университеты (1550), учить во всех университетах (1571), определять запрещенные книги (1575) и пр. 191 Орд. Св. Иоанна Иерус. имеет черную одежду с белым 8 конечным крестом. Тамплиеры носили одежду белую с красным крестом. Орден Немецкий имел на белой епанче черный крест. 192 Об Орд. И. Иерус. Vertot, Histore des chevaliers hospitaliers de St.– Jean de Jerus. О Тамплиерах Gürtferi, Hist. Templariorum. О Нем. Орд. R. Guellii, Hist. ordinis equ. teuton. Alii. 193 Richer. Hist. concilior. generall. Harduini Concill. T. IV. IX. X. Georg. Pachymer. Hist. Byz. Niceph. Grego, etc. Sylv. Scuropuli vera historia unionis non veræ inter Græcos et Latinos, s. Concilii Florentini exactissima narratio, gr. et lat. 195 Кроме училищ Владимировых, упоминается у летописцев: училище для девиц в женском монастыре Киевском, основанном Анною, внучкою Ярослава; училища на Волыни, училище в Ярославском Преображенском монастыре и др. – Училище и библиотека Константина сгорели 1228 г. См. Ист. Росс. Иерархия Т. 1. стр. 401 и д. 197 Георгий Кедрин, пустынник (11-го в.); Иоанн Зонарь, Никифор Бриен и жена его Анна Комнина (дочь имп. Алексия Комнина); Михаил Гликас, Никита Хониат (12 в.); Георгий Акрополит, Георгий Пахимер (13-го в.); Никифор Каллист, Иоанн Кантакузен, импер., а после монах (14-го в.); Сильвестр Скиропуль, диакон, Георгий Франза и проч. 199 В 12-м в. И. Зонарь, (он же историк), Феодор Валсамон, Антиох. Патр., Алексий Арестен, эконом Соф. Церкви; в 13 и 14 в. Константин Гарменопуль, Солунский судия; Матфей Властарь , иеромонах; в 15 в. Михаил Валсамон, Конст. архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010