Вступив на трон, деспот поклялся «выбить из восточных [византийских. – С.Д .] городов западную проклятую рать, безвозбранно вторгшуюся в ромейскую державу, истребившую ее и опустошившую, как тучи саранчи, отразить наступающее латинское войско, которое всегда захватывает ближайшее, как гангрена» (цит. по т. III, с. 557]). Слово свое василевс старался держать. Жоффруа де Виллардуэн, маршал Шампани, автор хроники о взятии Константинополя, указывал, что Феодор I вступал в схватки с католическим войском при всяком удобном случае. И, хотя реальные успехи Никейской империи в вооруженном противостоянии латинянам нужно назвать скромными, первому ее императору удалось отстоять ее самостоятельность и провести серьезные реформы, создав фундамент греческой Реконкисты. «Что же касается царя Феодора ... то был этот царь стремительный и неудержимый боец, он подвергал себя опасностям во многих битвах; этот царь поправил множество городов, не жалел издержек на прекраснейшие здания и укрепления, чтобы организовать и сдерживать движение латинян. Но нередко он помрачал свою славу, поступая неосмотрительно» (Григора, с. 22]). Георгий Акрополит охарактеризовал Ласкариса достаточно незамысловато: «Был отважен в бою, склонен к гневу и любовным наслаждениям и чрезвычайно щедр на дары» с. 37]. Феодор I владел обширными землями – собственно рода Ласкарисов, казны и теми, которые он включил в императорский домен по праву государя. Прежде всего это были территории, оставшиеся без хозяев, – владения церквей и монастырей столицы (в частности, огромные поместья храма св.Софии), погибших или перешедших на сторону латинян византийских динатов. Из этого фонда василевс и черпал упомянутые Акрополитом «щедрые» награды для сторонников и раздавал пронии. Пронин – аналог западного бенефиция – была широко известна со времен Комнинов, но именно Ласкарис превратил ее в инструмент формирования почти всей армии. Прослойка наемников в вооруженных силах Никейской империи оказалась несоизмеримо меньше, нежели в старой Византии, и основу войск Феодора I составляли вотчинники-прониары, получавшие в управление надел на условиях обязательной воинской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В архиве исследовательницы отложились и другие выписки и переводы из византийских авторов и различные материалы к ним: «Георгий Акрополит», «Пахимер», «Дука» и другие небольшие выписки и заметки (Оп. 1. Ед. хр. 128). Для семинара по сочинению Плано Карпини, который она вела в 1947/48 г., ею был подготовлен план, первые три раздела которого свидетельствуют об особом интересе: «I История движения татар на Запад; II Отражение в источниках татарского нашествия; III Реакция на татарское нашествие в Европе» (Оп. 1. Ед. хр. 177. Л. 1). Документы к биографии (Оп. 2. 42 ед. хр.; 1896–1981 гг.). Эта часть фонда содержит личные документы: о рождении 1); образовании 2); о защите докторской диссертации 9); служебные удостоверения 4); дипломы кандидата и доктора исторических наук 7); члена-корреспондента Лигурийского исторического общества 6); списки работ за разные годы 5); материалы по устройству на работу, о получении пенсии 13); документы периода Великой Отечественной войны 12). Интересны для биографии Е. Ч.: гимназические сочинения 18–22), дневник путешествия по Италии (1914 г., 15), конспекты различных лекций на Бестужевских курсах 23); дневниковые записи за разные годы, заметки о своей библиотеке 16–17); воспоминания о гимназии (1980 г., 24); фотографии Е. Ч. и ее коллег В конце описи помещены материалы о Е. Ч.: ксерокопии статей И. П. Медведева, В. И. Мажуги, П. В. Шувалова, Η. Ф. Котляра, машинописные экземпляры докладов и статей М. В. Скржинской 34–42). Документы о служебно-педагогической деятельности (Оп. 3. 20 ед. хр.; 1918–1978 гг.). В материалах наиболее подробно документирована работа в ГАИМК – ЛОИМК, несколько меньше – работа в ЛОИИ; совсем немного документов о работе в ЛГУ. Не отражена деятельность в учреждениях, в которых Е. Ч. служила после увольнения в 1930 г. из ИИМКа, в том числе, как это ни странно, работа в Институте истории науки и техники, хотя, как указывалось выше, в этот период Е. Ч. много и плодотворно работала. Почти нет материалов о московском периоде работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить, что могила знаменитого археолога Карла Хуманна, открывшего алтарь Зевса и основные памятники Пергама, находится на пергамском Акрополе, на месте древней агоры. Фиатира Древняя Фиатира (греч. – Φυατερα, совр. турецк. Акхисар – «Белый мрамор») расположена приблизительно в 60 километрах от Эгейского побережья, 95 километрах от Измира и 85 километрах от Пергама. Город, находящийся на широкой равнине, некогда был пограничной крепостью, разделявшей Пергамское и Лидийское царства. История города Фиатира – город в Лидийской области Малой Азии, расположенный на обширной равнине к юго-востоку от Смирны, между Сардисом и Пергамом. Археологические раскопки указывают на то, что первые поселения были здесь ещё в I тысячелетии до н.э. и до III в. до н.э. город был известен как Пелопия. Сам город Фиатира начинает свою историю со времен Александра Македонского, когда здесь была организована македонская колония. Стратегическое значение Фиатиры связано с военным гарнизоном, расположенным в нем в качестве форпоста для защиты Пергама. Изначально это была просто крепость, защищавшая запад Анатолии от возможного вторжения галатов. Особенность заключалась в том, что Фиатира не могла выдержать долгой осады, потому что лежала на открытой равнине. Не было ни одной высоты, которую можно было бы укрепить, и поэтому город мог только защищаться в надежде, что это даст Пергаму время и возможность подготовиться к встрече врагов. Можно сказать, что и в эллинистический, и в римский периоды история Фиатиры – это история Пергама. Город находился на перекрестке дорог из Пергама в Сардис на восток и из Смирны в Византий – на север. По этой дороге проходила имперская почта и шла большая часть торговли между западом и востоком, поэтому Фиатира была прежде всего большим торговым городом. В античные времена город был известен своим текстилем. Здесь ткали шерстяную и льняную ткань, и здесь же её окрашивали в богатые красные, пурпурные цвета или цвет индиго. Ткани, изготовленные в Фиатире, ценились очень высоко, а самые «эксклюзивные» – лилово-пурпурные, предназначались для одежд царской семьи. В византийские времена существовало даже специальное выражение «рождённый в пурпуре» (греч. Πορφυρογννητος – порфирогенит), которое относилось к сыну императора как наследнику престола. Известно из Деяний Апостольских, что в Фиатире жила Лидия, торговавшая багряницей и крещенная апостолом Павлом в Филиппах ( Деян. 16,14 ) (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 328–329).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Четвёртый период (1957–1972 гг.) под руководством Э. Боэрингера – раскопки Асклепиона. Современные раскопки, проводимые В. Радтом, ведутся в нижнем городе и направлены на систематизацию найденных артефактов (Ekrem Akurgal. Ancient Civilization and ruins of Turkey. – Istanbul, 2007. – P. 71). Руины Пергама, по наблюдениям и археологов, и путешественников, несомненно, являются наиболее значимым историческим объектом из всех античных городов Турции. Впечатления от посещения Пергама невозможно забыть – потрясающий вид театра, врезанного прямо в крутой склон акрополя, руины Траянума на вершине горы, основание огромного алтаря Зевса, неповторимый и по конструкции, и по величине храм Сераписа (Красный Двор), античная здравница Асклепион, археологический музей и многое другое. Описать все археологические памятники Пергама достаточно сложно, в своей работе мы остановимся лишь на тех из них, которые имели отношение к раннехристианской истории: Асклепион, Красный Двор и Акрополь, расположенные вокруг современного города Бергама. Асклепион Асклепий был наиболее известным богом-целителем в греко-римском мире, самый известный санктуарий которого находился в Эпидавре в Греции. Два других не менее важных санктуария, как по статусу, так и по величине, находились на острове Кос и в Пергаме. Санктуарии меньшей величины, были построены в Афинах, Коринфе и Риме. Санктуарий Асклепия обычно включал храм, родник для очищений и помещения для лечения, позднее в рамках единого комплекса строились театр, термы, гимназиум и библиотека. Аклепион по своей сути напоминал современный санаторий, где больные могли находиться достаточно долго, а для лечения использовались различные психосоматические методы. Вылечившиеся посетители санктуариев приносили дары Асклепию в виде золотых или серебряных копий тех частей тела, которые были исцелены – эти жертвоприношения можно увидеть в археологическом музее Бергама. Асклепион Пергама, построенный ещё в IV веке до н.э., достиг своей наивысшей славы ко II веку н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

1 Stadtmüller G. Michael Choniates, Metropolit von Athen (ca. 1138 – ca. 1222). Roma, 1934. S. 233 – 234 2 О схедографии в Византии XII в. см.: Vassis I. Graeca sunt, zu den schedographischen Spielereien des Theodoros Prodromos//BZ. 1993–1994. Bd. 86– 87. S. 1–19. 3 Наиболее актуальное описание кодекса со ссылками на соответствующую литературу см.: Κολβου Φ. Μιχαλ Χωνιτης: συμβολ στ μελτη το βου κα το ργου του – τ corpus τν πιστολν. θηνν, 1999. Σ. 47–50. 5 Gregorio de Andrés. Catálogo de los códices griegos de la Real Biblioteca de El Escorial. Madrid, 1965. T. 2: Códices 179–420. P. 120–131. О датировке кодекса и его возможной принадлежности руке Евстафия Солунского см.: Wirth P. Spuren einer autorisierten Mittelalterlichen Eustathiosedition//BF. 1972. Bd. 4. P. 254, 257; Wilson N.G. Three Byzantine Scribes//GRBS. 1973. Vol. 14. P. 227–228; Formentin M. R. La grafia di Eustazio di Tessalonica//Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. Roma, 1983. T. 37. P. 31. 9 Наблюдение о том, что эскориальский кодекс содержит главным образом тексты, созданные в столице или связанные с нею применительно к сочинениям Евстафия Солунского высказывает С. Шенауэр: Schönauer S. Eustathios von Thessalonike – ein fahrender Scholiast?//BZ. 2004. Bd. 97. S. 145. 10 Наиболее полное описание кодекса см.: Wilson N. G. A Byzantine Miscellany: MS Barocci 131 described//JÖB. 1978. Bd. 27. P. 157–179; о его датировке см.: Idem. The date and origin of MS. Barocci 131//BZ. 1966. Bd. 59. P. 305–306. 11 Об авторстве этой гомилии см.: Λαγοπτης Σ. Γερμανς Β», πατριρχης Κωνσταντινουπλεως – Νικαας (1222–1240): Βος, συγγρμματα κα διδασκαλα ατο. ν Τριπλει, 1913. Σ. 169–170. 14 О Евфимиии Торнике см.: Darrouzès J. Notes sur Euthyme Tornikès, Euthyme Malakès et Georges Tornikès//REB. 1965. Vol. 23. P. 149–155. 21 Michaelis Choniatae epistulae. P. 131, Ep. 98.34–44; Darrouzès J. Notes sur Euthyme Tornikès… P. 153. 23 О Димитрии Торнике см.: Георгий Акрополит. История/пер., вступ. ст., ком- мент. и прил. П. И. Жаворонкова. СПб., 2013. С. 225–226, примеч. 542.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Honiat/...

968 Эта компиляция была опубликована Сафой как анонимное произведение ( Σθας. Μεσ. βιβλ. 7. Σ. 1–556) и с тех пор в научной литературе обозначается как «Синопсис Сафы». С Феодором Скутариотом автор хроники отождествлен Гейзенбергом: Heisenberg A. Analecta. Mitteilungen aus italienischen Handschriften byzantinischer Chronographen. München, 1901. S. 3 fF. Дополнения к изданию Акрополита Гейзенберг приводит в своем издании Акрополита (Vol. I. P. 275 ff.). 969 См., к примеру, данные в: Bréhier L . L " Église et l’Orient au Moyen Âge. 1921. P. I sv. и 114–115. 970 Греческие редакции: Schmitt J. The Chronicle of Morea. London, 1904. Староитальянская версия: Cronacadi Morea// Hopf C . Chroniques gréco-romanes. Berlin, 1873; старофранцузская версия: Longnon J. Livre de la Conqueste de la Princée de l " Amorée. Paris, 1911; арагонская версия: Morel-Fatio A. Libro de los Fechos et Conquistas del Principado de la Morea. Genève, 1885. 972 Heisenberg A. Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina. Lipsiae, 1896. В предисловии подробно рассказывается о жизни и сочинениях Влеммида. 973 Emminger K . Studien zu den griechischen Fürstenspiegeln, I. Zum νδρις βασι λικς des Nikephoros Blemmydes. Gymnasial-Programm. Munchen, 1906. См. Также замечания Э. Курца в BNJ 3 (1922). S. 337 ff. и С.Дж. Меркати в BS19 (1947–1948). Р. 182–185. ? 974 Heisenberg . Nicephori Blemmydae. P. 100–119; Bury J. An unpublished poem of Nicephorus Blemmydes//BZ 10 (1901). S. 418–423. 975 Festa N. Theodori Ducae Lascaris Epistolae CCXVII. Firenze, 1898. Среди адресатов на первом месте стоят Георгий Музалон, Никифор Влеммид и Акрополит. В Append. III. S. 290–329 воспроизведены письма Влеммида: 31 послание Феодору II и по одному – эпирскому деспоту Михаилу II и патриарху Мануилу.? 976 Список сочинений Феодора II Ласкаря: Papadopoulos J.B. Théodore II Lascaris, empereur de Nicée. Paris, 1908. P. IX sv.?? 978 Некоторые отрывки опубликованы в: Успенский Ф.И. О некоторых рукописях истории Никиты Акомината в Парижской Национальной библиотеке//ЖМНП. 194 (1877). С. 76. О содержании сочинения подробнее сообщается в: Andreeva M. A propos de l " éloge de l’empereur Jean III Batatzès par son fils Théodore II Lascaris//SK 10 (1938). P. 133–144.??

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом с одной из колонн сложены надгробные плиты и саркофаги, собранные археологами, т.к. ещё в начале XX века недалеко от церкви было кладбище. Надгробные памятники очень интересны как характеристика Филадельфийской церкви. Все христианские эпитафии написаны на турецком языке, но греческими или армянскими буквами. Очень колоритно в греческих именованиях смотрится приставка «оглы – ОГУ», означающая отчество в турецко-азербайджанской традиции. Всё это указывает на то, что филадельфийские христиане не только смешивались с местным населением, но и отчасти принимали турецкие традиции. В северной части Аллашехира можно увидеть руины Византийских стен, некогда окружавшие город. Большая часть руин эллинистического и римского периодов находится под современным городом, хотя в 1986 году начаты раскопки Акрополя и театра, датируемые II веком н.э. Немногочисленные артефакты, найденные в районе города Филадельфии, экспонируются в музее города Манисы. Лаодикия Приблизительно на равном расстоянии от Ефеса и Филадельфии, в долине реки Ликус находились когда-то три крупных фригийских города – Лаодикия, Иераполь и Колоссы. Иераполь и Лаодикия располагались по обеим сторонам протекавшей между ними реки Ликус, на расстоянии около 10 км друг от друга, Колоссы – в 20 км выше по обоим берегам реки. Сегодня эти три некогда преуспевающих города лежат в руинах. В Иераполе итальянскими учёными ведутся наиболее широкомасштабные археологические изыскания, Колоссы ещё ждут своих археологов, а серьёзные исследования последнего города Апокалипсиса – Лаодикии начались сравнительно недавно. Раскопки, проводимые сотрудниками университета турецкого города Денизли, очень интересны, так как проливают свет на жизнь одного из самых богатых городов Малой Азии, который мог сказать о себе: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» ( Откр. 3,17 ). История города Город Лаодикия (греч. αοδικεα), древнее название Диосполис, вошёл в 250 году до н.э. в состав Пергамского царства и был переименован Антиохом II (261–246 гг. до н.э.) в Лаодикию в честь своей жены. Плиний Старший замечал, что Лаодикия была построена на месте древней колонии Диосполис или Роас (Естественная история. V, II). Поскольку город находился недалеко от реки Ликус, его стали называть Лаодикия на Ликусе для отличия от пяти других Лаодикий, основанных дедом Антиоха, Селевком I Никатором (321–280 гг. до н.э.) и названных так в честь его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Пергамская библиотека, которая насчитывала до 200000 свитков и уступала только Александрийской, пережила само царство Пергама и была в I в. до н.э. передана Римским полководцем Антонием египетской царице Клеопатре в качестве свадебного подарка. Конкуренция двух величайших библиотек древнего мира завершилась самым неожиданным для Пергама образом (Плутарх. Антоний, 58). Известно, что все эти сокровища ума человеческого согласно легенде были истреблены халифом Омаром и служили в продолжение нескольких месяцев топливом для бань Александрии. Цари Пергама стремились всегда поддерживать хорошие отношения с Афинами и всячески это подчеркивали – на основании одной из колонн Пергамского храма Афины Никифорийской сохранилась надпись «царь Эвмен Афине Палладе». Храм был украшен реалистическими скульптурами в греческом стиле, здесь же хранились в качестве трофеев оружие и щиты, захваченные в битве с галатами (галлами) (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 291–292). В честь победы Аттала I над галатами перед храмом Афины был сооружен огромный алтарь Зевса (180–160 гг. до н.э.). По цоколю алтаря располагался грандиозный рельефный фриз (декоративная мраморная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты) высотой 2,5 м и длиной около 120 м. На нем изображалась битва богов и гигантов, символизирующая победу пергамцев над галатами. Жертвенник Зевса, возвышавшийся на 300 метров над городом и сам имевший высоту в десять метров, стоял на выступе скалы и снизу был похож на трон. Жертвоприношение на нём проходило под открытым небом, и его можно было наблюдать на расстоянии многих километров от Пергама. На акрополе были храмы Геры, Деметры, Диониса, Артемиды, священные фонтаны для обмывания жертв и алтари для их сожжения, а в нижнем городе – значительный по размерам комплекс восточных богов Сераписа и Изиды. В IV веке до н.э. на окраине Пергама было построено святилище Асклепия (Эскулапа), бога врачевания, привлекавшее ищущих исцеления со всего Средиземноморья и считавшееся одним из самых известных медицинских центров Анатолии. В I веке храмовый комплекс Асклепия расстраивается и расширяется: были построены малый театр и террасы с колоннадами, новые корпуса для лечения больных и их проживания. Большую известность получил воспитанник этого храма и медицинской школы, личный врач Марка Аврелия Гален, имевший здесь медицинскую практику и прославившийся лечением гладиаторов Пергама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Ласкарис путем войн и политических интриг довольно быстро превратил свою страну в сильнейшее греческое государство Малой Азии. Сперва под ударами никейцев и латинян пало владычество Феодора Манкафы. На очереди была Трапезундская империя, борьба с которой длилась около десятилетия. В 1205 г. полководец Давида Великого Комнина, Синадун, напал на Пафлагонию. Совершив молниеносный марш по горным кручам Тавра, Феодор настиг непрошеных гостей и одержал над ними победу. Спустя два года Давид и его брат Алексей – «отроки с Понта», как их называли в Никее, трижды вступав в конфликт с Ласкарисом, потеряли все свои земли к западу от реки Галис, с Амастридой и Понтийской Гераклеей. Вначале 1211 г. василевс во главе всего двухсот каваллариев и восьмисот наемников выступил навстречу сельджукам, которых в разгар войн никейцев с Генрихом I u Beлukokoмhuhaмu повел в тыл империи экс-император Алексей III Ангел. В жестоком бою люди Ласкариса пали почти все, буквально сметенные массой турок, но василевс в поединке сразил султана Кей-Хюсрева I, u ceльджyku бежали. После такого поражения они не тревожили Никею лет тридцать. Не менее турок для Никеи по-прежнему были опасны трапезундцы. Они постоянно тревожили Ласкариса своими набегами на границы. Мало того, в стремлении поживиться за счет соседа неразумно жадные Великокомнины дошли до признания себя вассалами злейшего врага греков – Латинской империи, но это принесло им немного пользы. В 1214 г. василевс отнял у агрессивных трапезундцев еще часть их западных земель. Разгромленное турками-сельджуками в середине 1210-х гг., Трапезундское государство навсегда вышло из крупной политики и незаметно просуществовало до 1461 г., когда было аннексировано османами. В 1219г. Феодор I заключил с венецианцами договор, дав им старое право льготной торговли. В тексте хартии император назван был «царем греков» – Никейская империя обрела признание. Георгий Акрополит дал такую оценку успехам царя: «Войны с персами [турками.– С.Д .] и итальянцами часто ставили его в трудное положение; тем не менее он положил начало восстановлению ромейской империи, за что и обязаны ему ромеи великой благодарностью» с. 37].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГАЗСКИЙ [греч. Ιωννης Γζης] (VI в.), грамматик, визант. поэт периода правления имп. Юстиниана I (527-565). Автор 6 анакреонтических стихотворений, посвященных торжественным событиям в Газе. В этих произведениях заметно подражание Нонну Панополитанскому и др. более ранним авторам. И. Г. был одним из последних визант. поэтов, использовавших этот античный жанр в своих сочинениях. Кроме того, И. Г. составил поэтическое описание мозаики на стене зимних терм в Газе, возведенных имп. Юстинианом I. Описываемая мозаика с крестом и ангелами в центре состояла из 50 аллегорических фигур и символизировала устройство вселенной (κοσμικς πναξ). Произведение написано гекзаметром, состоит из 700 стихов и разделено на 2 части, к каждой из к-рых имеется краткое вступление. Это сочинение И. Г. было включено в Палатинскую антологию (15-томное собрание греч. эпиграмм разного времени, составленное в X в. Константином Кефалой). Описание И. Г. является ценным источником для реконструкции утраченной росписи. Попытки такой реконструкции неоднократно предпринимались в XX в. (см.: Talgam R. Johannes of Gaza " s Tabula Mundi Revisited//Between Judaism and Christianity. Leiden; Boston, 2008. P. 91-118). Соч.: Poetae lyrici Graeci/Ed. T. Bergk. Lpz., 18824. Bd. 3. S. 342-348; Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianische Zeit. Lpz.; B., 1912. S. 135-213. Лит.: Downey G. John of Gaza and the Mosaic of Ge and Karpoi//Antioch-on-the-Orontes. Princeton, 1938. Vol. 2: The Excavations of 1933-1936. P. 205-212; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 524; Bd. 2. S. 93-94, 110; Trypanis C. A. Greek Poetry from Homer to Seferis. Chicago, 1981. P. 401, 407; ODB. Vol. 2. P. 1065; Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza//CQ. N. S. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351; Renaut L. La description d " une croix cosmique par Jean de Gaza, poète palestinien du VIe siècle//Iconocraphica: Mélanges offerts à Piotr Skubiszewski. Poitiers, 1999. P. 211-220; Peers G. Subtle Bodies: Representing Angels in Byzantium. Berkeley (Calif.), 2001. P. 102-103; Lauxtermann M. D. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres. W., 2003. Vol. 1. P. 84-88, 116-117. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник

http://pravenc.ru/text/471105.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010