В Саратове владыка помогал митр. Серафиму, проживая с ним в одной квартире, и часто служил в уцелевших от закрытия храмах. Пережив ещё один арест, еп. Иоанникий работал чернорабочим на одном из заводов и скончался после тяжёлой болезни в Астрахани в 1942 г. Менее чем за год до назначения о. Александра в с. Баклуши, осенью 1931 г., член райисполкома Комаров, угрожая арестом, отобрал у церковного старосты А. Богатова ключи от баклушинского храма и передал их в баклушинский сельсовет. Сельсовет стал использовать храм для сушки семян подсолнечника, несмотря на то, что свободные амбары в селе имелись. Возмутились верующие с. Баклуш, и тогда председатель райисполкома, опасаясь разрастания конфликта, велел вернуть ключи приходу и очистить храм от семян. Но, как оказалось, ненадолго. 12 октября 1933 г. о. Александр Колесников был назначен настоятелем храма Святителя и Чудотворца Николая в с. Озёрки. Он хорошо понимал, какая смертельная опасность грозила ему на пути его служения. К этому времени все храмы предыдущих мест служения о. Александра были закрыты. В 1936 г. ему самому с прихожанами пришлось отстаивать Никольский храм от превращения его в зернохранилище, о чём свидетельствуют материалы следственного дела. Тогда отстоять церковь получилось. Епископ Серафим (Юшков), с сайта Пензенской епархии Кем он был поставлен в озёрский храм, точно неизвестно. Возможно, уже упомянутым еп. Серафимом (Юшковым) или епископом Вольским Георгием (Садковским), сыном известного московского протоиерея Сергия Садковского, носившего этот титул с 24 августа 1933 г. по 16 октября 1933 г. Это был один из коротких периодов епископского служения Владыки Георгия, в перерывах между тюремными заключениями и ссылками, продолжавшимися с 1925 г. до конца 1947 г. В лагерях Владыка полностью потерял здоровье, на лбу у него был вырезан крест, нервная система истощена. В 1948 г. он скончался в Псково-Печерском монастыре и был погребён в монастырских пещерах. Епископ Георгий (Садковский) Крестный путь В начале 1930-х гг. население Озёрок составляло около 1200 человек, как и 20 лет назад. Среди них были люди, прибывшие в село из других мест, занявшие пустующие дома. 17 октября 1934 г. Озёрский сельсовет выпустил протокол о лишении священника Александра Колесникова с женой Софией Иларионовной избирательных прав, хотя лишенцами Колесниковы были ещё с 1921 г. (орфография сохранена):

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Должность кафедрального наместника, по самой сущности своей, ставила лицо, занимавшее эту должность, в особенно близкие отношения к епархиальному преосвященному. Что касается, в частности, Виктора, то занятие им должности наместника могло только способствовать закреплению установившихся ещё прежде близких отношений его к преосвященному Георгию. И действительно, встречаются указания, что во время отсутствия преосвященного Георгия из Могилёва, – что не было редким явлением 434 , – его кафедральный наместник получал от него поручения и официального свойства, 435 и интимного 436 . В августе 1774 года Виктор подписывается уже игуменом Мстиславского Тупичевского монастыря 437 . Переход из Могилёва в Мстиславль был для Виктора только первым шагом того длинного пути, который начинал уже развёртываться перед будущим минским архиепископом. II Около 1774 года в св. синоде возникло дело по обвинению капеллана Российского посольства в Варшаве, иеромонаха – грека Дорофея Возмуйлова в неприличной сану и положению жизни. Присланный в св. синод донос обвинял варшавского капеллана в том, что среди весёлого польского общества он забывал свои монашеские обеты: «бывал на всякой бываемой в Варшаве комедии, операх, плясах, фейверках и редутах (раутах?)», вёл азартные игры, и проч., а в довершение всего, стал носить, без всякого на то права, наперсный крест 438 . Св. синод поручил расследование по этому делу преосвященному Георгию, под главным надзором которого считалась православная церковь Варшавы 439 . Георгий избрал для производства расследования нового Тупичевского игумена, которого сам хорошо знал и для которого к тому же и Варшава не была незнакомой. Получив «довольные наставления», Виктор отправился в путь 28 декабря 1774 года. 18 февраля следующего года он вернулся в Могилёв и привёз показания допрошенных под присягой свидетелей, настолько компрометтирующие иеромонаха Дорофея 440 , что ему не представлялось уже ни малейшей возможности оставаться более на своём посту 441 . Место Дорофея занял сам следователь Виктор Садковский 442 . Немедленно он покончил свои дела по Тупичевскому монастырю и из Мстиславля переехал на улицу Лешно в польскую столицу 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВДОЛЮБОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Правдолюбов Сергий Анатольевич Сидят (слева направо): прот. Димитрий Федотьев, архим. Георгий (Садковский), прот. Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и прот. Сергий Анатольевич Правдолюбовы (перед ссылкой на Соловки) В 1935 году был арестован в очередной раз и отправлен на Соловки . Вместе с ним было арестовано более десяти человек, среди которых были его сын Анатолий и двое братьев: сщмч. Николай и мч. Владимир . Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия — царевича Иакова (XVII век) и Петра Отшельника (современника преподобного Серафима Саровского ). В Соловецком лагере отец Сергий провел пять лет в тяжелейших условиях. Крест исповедничества нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там расстреляли. Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с сщмч. Аркадием (Остальским) , с которым у них завязалась глубокая духовная дружба. Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс , а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли». Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о чудесных событиях. Так по молитвам протоиерея Сергия его сын был спасен от неминуемой гибели: узникам, которых задержали на отдаленном островке до глубокой ночи на работах, пришлось добираться до главного острова в полной темноте. Поднялся сильный ветер, очертания островов исчезли во мраке, ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Когда подошли к острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только один отец Сергий стоял у воды и молился за людей, находившихся в море.

http://drevo-info.ru/articles/24932.html

В Малороссии, оставшейся под польским владычеством, положение православных не изменилось. Православные храмы отнимались и передавались униатам. Существует цифра, что в одном 1776 году было отнято 800 церквей. Для управления православными приходами в польских владениях был назначен новый Переяславский епископ Виктор (Садковский), ревностный защитник Православия. В Варшаве намечалось создание церковного управления, независимого от Синода, подчиненного Константинопольскому патриарху, но внутренние неурядицы в Польше помешали осуществлению этого проекта. Смута внутри Польши привела ко второму ее разделу (1793 г.). К России вернулись: Волынь, Подолия и Минская область. Образовалась самостоятельная Минская епархия. Католикам и униатам предоставлены были свобода совести и прав. В 1794 году в Польше вспыхнуло восстание под водительством Костюшки. В Варшаве за одну ночь было убито более 2.000 русских. В этом же году Варшава была штурмом взята Суворовым. В 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России были присоединены Литва и Курляндия. Австрии досталась Галиция. ...Принцип веротерпимости, положенный в основу политики Екатерины II, позволил католической белорусской епархии быть даже в более выгодном положении, чем православная (католический епископ получал средств в десять раз больше православного). В 1790 году в Белоруссии были учреждены еще три католические епархии. Католические монастыри сохранили свои владения и после того, как православные подверглись секуляризации. Униатская церковь в Белоруссии была устроена в виде Полоцкой архиепископии. ...Поскольку уния все более склонялась к чистому католичеству, то многие униаты готовы были отойти от нее. Нужен был только толчок. В начале марта 1768 года униатские епископы подали королю заявление о возвращении к греко-российской Церкви (после переговоров с императрицей). Епископ Георгий поставил об этом в известность обер-прокурора Мелиссино. Решение задержалось на много лет. Тем не менее, более 130.000 человек возвратилось в Православие, не ожидая формального согласия российского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через некоторое время отец Сергий был лишен новой властью избирательных прав, как и большинство служителей Православной Церкви. Софийский храм на Лубянке был закрыт, снят был шпиль с крестом, убраны были и другие «излишества», а позже здесь разместилась «Экспериментальная фабрика спортивных изделий спортивного общества “Динамо”». А в 1923 году арестовали двух сыновей отца Сергия – владыку Игнатия и иеромонаха Георгия (в миру Льва) 29 . Пронзительный документ – прошение Елизаветы Ивановны Садковской, супруги отца Сергия, – передает всю горечь тех лет. Еще теплится надежда на человечность власти в сердце матери, и она пишет в Наркомюст: «Помощнику прокурора республики Катаньяну от Елизаветы Ивановны Садковской Прошение Сын мой, Игнатий Садковский , епископ Белевский, был арестован в половине января текущего года в связи с вопросом о живой церкви. С ним арестован и другой мой сын, Лев (в монашестве Георгий) Садковский. Они находятся в Тульской тюрьме и обвиняются в контрреволюции. В настоящее время они осуждены в ссылку на Соловецкий остров на Белом море. Сын мой Игнатий очень болезненный: он перенес три раза острый сочлененный ревматизм, последствием чего у него явился порок сердца; он страдает хроническим катаром желудка с выпадением прямой кишки; временами у него появлялось кровохаркание; правая нога неправильна. В последнее время, по полученным известиям, он расстроился нервами. Посему усердно прошу облегчить его положение и выдать его мне на поруки. Если это невозможно, то назначить ему отбывание наказания в Москве. Усердно прошу также в случае отбывания тюремного наказания не отделять от него его брата Льва Садковского, так как сын мой Игнатий – человек весьма непрактичный в жизни и по состоянию своего здоровья постоянно нуждается в присмотре и поддержке. Это последнее, а также его болезненность, я думаю, подтвердят и администрация Тульской тюрьмы, и доктора. Прошу вас подвергнуть его медицинскому осмотру и обратить внимание на мою просьбу. Мать Игнатия и Льва Садковских Елизавета Садковская Адрес: Москва, Софийка, д. 13, кв. 3 1923 года, 4 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Очень скоро вывели в лес другую группу людей, в которую входил и отец Сергий. Также приказали копать траншею, и все были уверены, что их расстреляют. Во время работы все молились, чтобы Господь принял их души с миром. Когда все было готово, неожиданно по железнодорожным путям, проходившим невдалеке, подошел состав с совершенно испорченной рыбой. Охранник приказал разгрузить четыре вагона тухлой рыбы и закопать в траншею, после чего все могли быть свободны. Люди, выполняя эту тяжелую работу, радовались и благодарили Бога за спасение. В конце 1929 года, уже в Касимове, отца Сергия арестовали и заключили в тюрьму. Его приговорили к двум годам заключения, но, по многочисленным просьбам верующих, неожиданно к празднику Пасхи освободили. Сидят (слева направо): протоиерей Димитрий Федотьев, архимандрит Георгий (Садковский, будущий епископ), протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбовы. Перед заключением на Соловки, г. Касимов            Тем не менее, в 1935 году отец Сергий снова был арестован и отправлен на Соловки. Вместе с ним было арестовано более десяти человек, среди которых были его сын Анатолий, двадцатилетний юноша, и двое братьев: иерей Николай (канонизирован 27 декабря 2000 года как священномученик) и Владимир (канонизирован 20 августа 2000 года как мученик). Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской (канонизирована 22 апреля 1999 года как блаженная и исповедница) и двух местночтимых подвижников благочестия — царевича Иакова (XVII век) и Петра Отшельника (современника преподобного Серафима Саровского). Составление таких книг в то время считалось преступлением. В Соловецком лагере протоиерей Сергий провел долгие пять лет в тяжелейших условиях. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там расстреляли.

http://pravoslavie.ru/62398.html

С митрополитом Феофилом остались 4 человека: архиепископ Леонтий (Туркевич), Чикагский и Миннеаполисский, Иоанн (Злобин), епископ Аляскинский, Иоанн (Шаховской), епископ Бруклинский. С митр. Вениамином 5 человек: архиепископ Макарий (Ильинский) Нью-Йоркский, Адам (Филипповский), архиепископ Карпаторосский и Филадельфийский, Антоний (Васильев), епископ Сан-францисский и Феодор (Текучев), епископ Аргентинский». [xii] Кедровские – жена и дети обновленческого «епископа» Иоанна Кедровского (†1934); архиепископ Алексий (Сергеев) – предыдущий «посол» Московской Патриархии (прибыл в сентябре 1945 года и пробыл в Америке до марта 1946 года). [xiii] П.П. Зубов – один из авторов «Запискипяти профессоров», которые высказывались за признание Московского Патриарха каноническим главою Православной Русской Церкви в Америке. (Курков Н. В.Всеамериканский православный церковный собор 1946 г. ) [xv] В августе 1930 года Синод Константинопольской Патриархии с согласия Элладской Церкви избрал Афинагора архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. С 1948 до кончины в 1972 году Афинагор I (Спиру) – Константинопольский Патриарх. [xvi] Очевидно, Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920г. 362. [xvii] Евфимий (Офейш) – б. архиепископ Бруклинский, викарий Северо-Американской епархии. Сиро-араб по национальности, в 1933 году вступил в брак и был лишен сана церковной властью Американской митрополии и Русской Православной Церкви. Не признав действительным лишение архиерейского сана, продолжал совершение богослужений, в том числе вместе с о. Борисом Бурден в храме на 69 West Street в Нью-Йорке. Скончался только в 1966 году. [xix] Еп. Георгий Садковский – б. викарий митрополита по Псковской епархии; еп. Гавриил (Аблымов или Красновский). В 1947 году было закончено восстановление всех 5 поврежденных во время войны церквей подведомственного митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Псково-Печерского монастыря. Монастырь восстанавливали также еп. Владимир Кобец, а затем и будущий Патриарх, наместник монастыря архимандрит Пимен. Единственное в стране пристанище для больных престарелых архиереев, было устроено в монастыре в начале 1948 года, и через десять лет в нем смог провести на покое последние годы своей жизни митрополит Вениамин.

http://bogoslov.ru/article/2908919

От имени  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира  Патриаршего экзарха поздравил архиепископ Житомирский Никодим. Приветствие председателя Минского городского исполкома Н. Ладутько зачитал заместитель мэра столицы И. Карпенко. Указом митрополита Филарета Петропавловский собор был удостоен права служения в нем Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Руководитель реставрационной мастерской «Басталия» Ф. Сорока, под чьим началом проводилось восстановление росписей собора, был награжден орденом святителя Кирилла Туровского. Затем митрополит Филарет освятил расположенный на южной стене собора памятный знак с изображением святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также мемориальную доску, на которой перечислены имена основателей собора. Петропавловский собор — самый древний из сохранившихся храмов Минска. В 1612 году, в условиях насильственного введения унии с Римом, местное православное братство, в котором состояли представители различных сословий, вынесло решение основать в Минске храм и монастырь в честь апостолов Петра и Павла, а при них — школу и лечебницу. Земельный участок для строительства пожертвовала княжна Авдотья Друцкая-Горская. В течение двух столетий церковь была единственным православным храмом города. В 1795 году, вскоре после присоединения Минска к Российской империи, первый правящий архиерей Минской епархии епископ Виктор (Садковский) освятил храм в честь великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы Екатерины II. Некоторое время после этого собор был кафедральным. В 1933 году храм был закрыт и разграблен. Здание отдали под склад. Приход Петропавловского собора был возрожден в 1990 году. В декабре 1999 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет торжественно освятил три храмовых престола — в честь апостолов Петра и Павла, великомученицы Екатерины и Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Настоятель собора — митрофорный протоиерей Георгий Латушко. При соборе действуют издательство, воскресная школа, библиотека, два братства, молодежный спортивно-исторический клуб в честь благоверного князя Довмонта Псковского. По благословению Патриаршего экзарха в определенные дни богослужение в соборе проводится на белорусском языке.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Возвратившегося в Могилев владыку хотят в 1768 году убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Белоруссии, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения, а он своими посланиями " бомбардировал " Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаившимся православным. В ответ на глумление и изуверства латинистов-униатов православный народ Украины поднял восстание, которое приняло широкий размах и ответило не меньшей жестокостью по отношению к угнетателям. Один из гайдамацких отрядов под предводительством Шилы преследовал поляков до турецкой границы. Гайдамаки перешли границу, разбили поляков и пришедшим им на помощь турок. Этого инцидента оказалось достаточно для объявления войны России, несмотря на то, что гайдамаки - польские подданные. Турция потерпела поражение, и Россия не стала противиться давнишним планам прусского короля Фридриха II, который за притеснение протестантов просил дать согласие на раздел Польши. И если другие страны захватили часть территории Польши, то Россия только возвратила некоторые свои исконные земли. И главным, определяющим мотивом такого возвращения было притеснение православных, а не имперские замашки России, как пытаются трактовать. С ликованием белорусы и малороссы встретили свое освобождение. По данному случаю вызванный в Петербург святитель Георгий произнес в придворной церкви взволнованную речь от лица всего белорусского народа. Но прошло еще много времени, пока загнанные силой в униатство верники смогли вернуться в Православие. Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, владыка не забыл православных белорусов и малороссов, оставшихся на территории Польши. По-прежнему в его лице они видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения. Усилиями святителя Георгия в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Оценивая свою пастырскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно Российской империи, владыка писал: " Семнадцать лет я боролся с волками " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Уведомляя Преосвященного Виктора о его перемещении в Чернигов, Святейший Синод предписывал Минскому архиепископу прежде его отъезда на новую кафедру предоставить «верный расчет» во всех денежных суммах, отпущенных в его распоряжение за все годы архиерейства, с самого определения его епископом в Слуцк. Синодальный указ владыка получил 4 июня. Ему предстояло готовить колоссальный отчет, однако приходорасходных книг, по собственному признанию, Преосвященный не вел. Приходилось писать по памяти, хотя многого нельзя было и припомнить. Владыка сделал, что было возможно: составил приходорасходные ведомости с 1793 года, а вместо отчета за все предшествующее время он написал консистории, требовавшей от него, в силу синодального указа, отчета, откровенное и убедительное письмо. В нем владыка указывал множество веских и объективных причин, в виду которых дать реальный отчет с 1785 года, он был не в состоянии280. Ситуация выходила скверная и весьма щекотливая. Полная беспомощность Преосвященного Виктора при даче «расчета» как будто затемняла все его двенадцатилетнее архипастырское служение и делала его в глазах высшей церковной власти «неисправным архиереем " 281. Да и труды Преосвященного на поприще начатого при нем и, в основном своем объеме совершенного великого дела воссоединения, оставались в прямом смысле неоцененными. Оба епископа, получившие в управление области, недавно еще находившиеся под попечительством Минского архиепископа, имели удовольствие подводить блестящие итоги, докладывая о которых забывали упоминать имя того, кто проделал там неизмеримо больше, чем они, работы. К тому же Преосвященному Виктору в конце пришлось иметь дело с самой неблагоприятной для воссоединения частью новоприсоединенного края. Возникшие в Минской губернии неизбежные препятствия и замешательства, приписывались нераспорядительности и малоопытности Преосвященного, и, словно, было забыто полтора миллиона воссоединенных униатов на Украине. Кое-как покончив свои расчеты с консисторией. Преосвященный Виктор вечером 29 июня покинул Слуцк, отправившись к месту своего нового служения. Нерадостно было ему покидать Минскую епархию, на устройство которой он положил столько трудов и здоровья, и теперь все это было омрачено последними обстоятельствами. Не у кого было теперь искать поддержки и ободрения. Близкие и дорогие ему люди, в которых владыка всегда мог найти твердую опору, покинули этот мятежный мир. В начале 1796 года скончался Киевский митрополит Самуил. Годом раньше почил о Господе великий труженик и неутомимый борец за православие святитель Георгий (Конисский) . Это была тяжелая и невосполнимая утрата для владыки Виктора, которому последний был и наставник, и покровитель, и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010