31 . Яхонтов Дмитрий. II курса: 1 . Августов Дмитрий. Введенский Александр . Веселов Иван. Виноградов Павел. 5 . Глинский Иван. Годеновский Василий. Гражданский Тихон. Зедгенизев Василий. Зыков Иван. 10 . Кореневский Анатолий. Кряжимский Александр. Курсин Анатолий. Миловидов Иван. —383— Миртов Владимир. 15 . Олесевич Сергей. Полунин Михаил. Рождественский Сергей. Свящ. Соколов Иоанн. Свящ. Сокольский Павел. 20 . Сперанский Василий. Тихомиров Александр. Шищковский Алексей. 23 . Яснев Петр. I курса: Из языков: 1 . Вознесенский Александр – Греч. Нем. Залеский Сергей – Лат. Нем. Ильинский Николай – Лат. Нем. Кузнецов Павел – Лат. Нем. 5 . Паргачевский Алексей – Лат. Фран. Плотников Александр – Греч. Нем. Попов Тихон – Лат. Нем. Руберовский Михаил – Лат. Нем. Тихомиров Константин – Греч. Нем. 10 . Ярошевич Евгений – Греч. Нем. Предметы второй группы. (Библейскую археологию и Библейскую историю): III курса. 1 . Свящ. Авдашкевич Петр. Свящ. Андреевский Александр. Свящ. Добровольский Василий. Ивановский Семен. 5 . Ремов Николай. II курса: 1 . Андреев Федор. Богданович Иван. Свящ. Вышеславов Михаил. Кочанов Николай. 5 . Лисняк Дионисий. Свящ. Поляков Иоанн. —384— Семенов Андрей. Троицкий Анатолий. 9 . Свящ. Черников Николай. I курса: Из языков: 1 . Богоявленский Николай – Греч. Нем. Беляев Николай – Греч. Фран. Введенский Пантелеимон – Лат. Нем. Добров Георгий – Лат. Нем. 5 . Зыков Вячеслав –Лат. Нем. Козырев Сергей – Греч. Нем. Иером. Иоанн (Маргиев) – Греч. Нем. Садковский Георгий – Греч. Нем. Скворцов Константин – Лат. Нем. 10 . Смоленский Алексей – Греч. Нем. Соколов Михаил (Виф.) – Лат. Нем. 12 . Соколов Михаил (Моск.) – Греч. Фран. Предметы третьей группы. (Историю Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени и Историю Славянских церквей и Румынской): II курса: 1 . Виноградов Сергей. I курса: Из языков: 1 . Лебедев Николай – Греч. Нем. Подлуцкий Иван – Греч. Нем. 3 . Цуйманов Александр – Лат. Нем. Предметы четвертой группы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 Официальные документы по делу Виктора Садковского/Прот. Петр Орловский//Киевская Старина. – 1892. – 9. – С. 414–420. 33 Зноско Константин, прот. Исторический очерк церковной унии. – М.: Отдел по благотворительности Московского патриархата «Мартис», 1993. – С. 189. 34 Базилиане (василиане) – католический монашеский орден византийского обряда, назван по имени святителя Василия Великого (IV в.). Основан в 1579 г. папой Григорием XIII на основе греко-католических монастырей в Италии с центром в монастыре Гроттаферрата в окрестностях Рима. В 1617 г. деятельность базилиан распространилась на Украину, Белоруссию и Литву входившие в состав Речи Посполитой. Целью ордена является прозелитская деятельность среди православных и распространение унии. 39 Коялович М. О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен (до 1800 г.). – Мн.: изд. «Лучи Софии», 1999. – С. 75. 40 Келтуяла В. История русской литературы от половины XIII в. до конца XVII в. – СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1911. – Т. 2. – С. 753. 41 Линчевский М. Педагогия древних братских школ и преимущественно древней киевской академии//Труды киевской духовной академии. – 1870. – 3. – С. 50–55. 43 Георгий (в миру Григорий Осипович Конисский), святитель (1717–1775) – выдающийся архипастырь, богослов, проповедник, поэт, педагог. Родился в дворянской семье в г. Нежине Черниговской губ. Образование получил в Киевской дух. академ. В 1744 г. пострижен в монашество, в 1745 г. рукоположен в иеромонаха. Преподавал в Киевской дух. академ, пиитику, богословие и философию, с 1747 г. префект, а с 1752 г. – ректор академии (в сане архимандрита). В 1755 г. хиротонисан во епископа Могилевского, с 1772 г. стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским, с 1783 г. архиепископ и член Святейшего Синода. Известен как бесстрашный защитник Православия в Речи Посполитой и борец с унией. Как литературный деятель, святитель Георгий известен своей драмой о мертвых, интермедиями, стихотворениями и надписями. Издание сочинений Конисского в 1835 г. (с биографическим очерком) послужило Пушкину поводом дать отзыв о его сочинениях. Из печатных его трудов можно назвать: «Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедующих в Польше и Литве» (1767); «Исторические известия о епархии Могилевской» (1775); «О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству» (1776); «Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью» («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1847. – 8); «О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии» («Древняя и новая Россия», 1878. – Ч. 3); «Слова и речи» (Могилев, 1892). Церковная память святителя Георгия совершается в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения. Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии. Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу. В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше. Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов. Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов. Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии. Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, " премудростию Соломоновою хвалящихся " . Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого " просвещения, во тьме деемого " .

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

За кануном установлен большой деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году. Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы. По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг)и архимандрит Иоанн (Крестьянкин)... Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц. В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года. В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Большая часть плит в монастырских пещерах - надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать - к Татищевым. Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

http://sobory.ru/article/?object=47739

На исповеди Екатерина Михайловна Иванцова (так звали умирающую) рассказала о причине такого отношения к Церкви, в чем теперь и раскаивалась. В детстве она была очень верующей, постоянно посещала церковь. Жила на окраине города Вольска, где в это время архиереем был епископ Георгий (Садковский). Так случилось, что за недостатком мальчиков-иподиаконов четвертым иподиаконом пригласили быть ее, чрезвычайно похожую на мальчика. Радость ее была неописуема, и она с честью несла такое свое послушание, по-детски влюбленная в своего владыку. Но однажды, придя в храм, она узнала, что владыка арестован. Можно представить, какие чувства охватили девочку, которая потеряла самое лучшее, самое светлое, что было в ее жизни, а для нее владыка был именно таким идеалом. Она молилась, она часами сидела на дереве около тюрьмы, только чтобы увидеть владыку, когда его выводили на допросы. Она знала, что детская молитва обязательно бывает услышана Господом, и она молилась днем и ночью. Но через месяц ей сообщили, что владыку расстреляли. Горечь и разочарование ее были так велики, что неокрепшая вера ее, как домик на песке, разрушилась. «Значит, правильно говорят, что попы врут, что Бога нет», – подобные мысли ожесточенно вошли в ум и сердце этой девочки на долгие-долгие годы. И только какая-то маленькая неосознанная надежда заставляла ее постоянно подавать записки об упокоении с одним именем, которое оставалось для нее дорогим на всю жизнь. «Недавно я узнала, что моя молитва все же дошла до Бога, и владыка Георгий не был расстрелян. Если бы я это знала тогда… Я поехала бы за ним, туда, где он был в лагере, в ссылке… Я жила бы подле него, стирала бы его одежду, добывала бы еду… Моя жизнь была бы совсем другой. И это главный грех моей жизни, в котором я раскаиваюсь перед смертью. Простите, батюшка!..» – со слезами завершила свою исповедь Екатерина Михайловна. К вечеру ее очистившаяся покаянием душа отошла ко Господу. И нам, смотрящим со стороны на эти события, можно только с глубокой радостью и слезами в очередной раз удивиться Божией Премудрости в попечении о наших душах.

http://pravoslavie.ru/32572.html

В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

Свящ. Архангельский Иоанн Аскалонов Стефан Вознесенский Федор Франц. Волский Харлампий Свящ. Вышелесский Константин Добросердов Сергей Любимов Александр Никольский Григорий Петков Стоян, болг. ур. Пикунов Александр Успенский Владимир Цвинов Иван Б. Предметы второй группы (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1. Бажанов Василий Беляев Николай Франц. Введенский Михаил Иеродиак. Сергий (Дабич) Десятов Александр Крылов Григорий Никольский Леонид Петров Сергей Франц. Покровский Гавриил Франц. Покровский Сергей Постников Сергей (Самар.) Прытков Николай Сиков Максим Соколов Александр Франц. Соловьев Алексей Херсонский Василий Франц. Холмогоров Сергей Щукин Александр Б. Предметы третьей группы (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1. Арбеков Евгений Бельчиков Николай Франц. Вахаев Михаил Франц. Георгиевский Сергей Гераскевич Николай Франц. Голубцов Михаил Франц. Драчев Николай Загорский Александр Иванов Сергей Колосов Сергей Колчицкий Николай Куханов Александр Ленчинский Иван Матвеевич Виктор Мещерский Константин Орлов Александр Франц. Орлов Николай Постников Сергей (Твер.) Пясецкий Петр Садовский Евгений Франц. Сапожников Николай Б. Предмет четвертой группы (Историю и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени): 1. Архиппов Петр Франц. Свящ. Делекторский Феодор Дюлгеров Дмитрий, болг. ур. Олейкин Михаил Орлов Антоний Свящ. Попович Димитрий, серб. ур. б) Из студентов II курса: А. Историю философии: 1. Богоявленский Николай. Василевский Иван. Введенский Пантелеимон. Вознесенский Александр. Глаголев Николай. Добров Георгий. Дьяков Святослав. Зыков Вячеслав. Ключарев Василий. Козырев Сергей. Лебедев Николай. Левковский Александр. Иером. Иоанн (Маргиев). Оглоблин Аркадий. Орлов Василий. Паргачевский Алексей. Плотников Александр. Иеродиак. Максим (Руберовский). Садковский Георгий. Смоленский Алексей. Соболев Василий. Струменский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После первого раздела Польши (1772 г.) у русского правительства была мысль все православные монастыри и церкви, оставшиеся в Польше, разделить между тремя православными епархиями – Киевской, Могилевской и Переяславской. Как известно, в 1783 г. через белорусского епископа наводились справки о расстоянии заграничных православных церквей и монастырей от этих епархий. Но преосвященный Георгий, лучше других понимавший интересы и нужды православно-русского дела в Польше, отрицательно отнесся к такой мере поддержки православия в польских пределах. Он опытно знал, что кроме неприятных столкновений между архиереями по разрозненному управлению заграничными монастырями ничего не выйдет, особенно если иметь в виду, что эти малорусские архиереи не знали местных законов и обрядов. По мнению преосвященного Георгия, только непосредственность и единство управления заграничными церквами и монастырями могли способствовать развитию и упорядочению православной церковной жизни в польских владениях. Поэтому белорусский владыка настойчиво выступил с серьезным проектом об учреждении особой православной епископии в Польше, в качестве викариатства Киевской митрополии, предлагая на новую кафедру назначить слуцкого архимандрита (Виктора Садковского), как человека, знающего «местные законы и порядки», ему лучше всего подчинить все православные монастыри и церкви в Польше. Мы знаем, что этот проект был осуществлен почти полностью. Георгий Конисский предлагал учредить коадъюторство Киевской митрополии для управления заграничными монастырями и церквами опять-таки потому, что поляки, во главе с министрами, признавали у себя власть только одного Киевского митрополита. Таким образом, киевский митрополит с одной стороны объединял под своей властью заграничные монастыри и церкви, с другой, он же вносил в управление ими двойственность, официально становясь рядом с местными архиереями и даже выше их, хотя киевские митрополиты сами сознавали, что они «по отдаленности расстояния и нахождения в другом государстве, не могли, как следует, смотреть за заграничными церквами и монастырями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Оба рапорта, отправленные им в Синод, оставались пока без ответа. А Преосвященный Георгий, с которым при первой же возможности владыка Виктор возобновил переписку, не советовал ему входить в управление епархией «без повеления защищающего его Двора " 213. К тому же, пользуясь временным приютом у посла, владыка совершенно не имел никаких собственных средств к дальнейшей жизни. Конфедераты, много ему наобещавшие, ничего не давали. В это время владыка Виктор получил печальное известие о смерти своей родной сестры, проживавшей в Слуцке. Об этом сообщил ему в письме архиепископ Георгий, немало утешив и ободрив своего друга мудрым советом и теплым словом участия214. Измученная настрадавшаяся душа владыки Виктора теперь, более чем когда-либо, нуждалась в слове поддержки, совете и помощи. Осиротевшая было паства, узнав об освобождении своего архипастыря, спешила выразить свою радость совершением повсюду благодарственных молебнов Богу. Преосвященному были присылаемы радостные поздравления с пожеланиями скорейшего возвращения. Не забыл владыка и о своих товарищах по неволе. Без предварительного разрешения Синода, с совета и согласия посла, Преосвященный Виктор «в возчувствование всем единоверным исповедникам высочайшего с невинно страждущим за церковь Христову благоволения», возложил на игуменов Киприана и Виссариона и священника Симоновича золотые наперсные кресты215. Не ожидая скоро вернуться на кафедру в Слуцк, владыка Виктор учредил при себе «походную канцелярию» и принялся за управление епархией оставаясь в Варшаве. 11 ноября он восстановил и свою консисторию в Слуцке216. Немедленно, с возобновлением работы консистории, владыка предписал ей восстановить семинарию, учеба в которой совершенно прекратилась в 1790 году217, и собирать в нее учеников. Выполняя архипастырское повеление, консистория 30 ноября разослала духовным правлениям указы, в которых предписывалось «всех, обучавшихся уже в семинарии достигших к начатию учения латинскому языку, истребовать к 1 числу января месяца следующего 1793 года в Слуцкую Его Преосвященства семинарию " 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С. Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом. От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, " ратных людей " - защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды. Панихида - одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает " всенощное пение " . Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях. Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом. За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году. Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы. По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение - это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, - это память, соединенная с молитвой.

http://sobory.ru/article/?object=00282

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010