Да, все семь. Но не только семь. Семнадцатое столетие было критическим веком в истории восточного богословия. В ту эпоху преподавание богословия отклонилось от традиционного святоотеческого образца и подпало западному влиянию. От Запада заимствовались богословские приёмы и схемы, и притом без большого разбора, как от римо-католической схоластики пост-тридентинского периода, так и от разных богословских систем Реформации. Эти заимствования сильно повлияли на богословие упомянутых «символических книг» Восточной Церкви, и их нельзя считать подлинным голосом христианского Востока. Изменился стиль богословствования. Это, однако, не означает изменения вероучения. По существу, то было печальным и двусмысленным лжеобразованием (псевдоморфозой) восточного богословия, и оно не изжито ещё и в наше время. Оно означало своего рода трещину в душе Востока, выражаясь одним из любимых изречений Арнольда Тойнби. В действительности Предание Отцов в жизни Церкви никогда не прерывалось. Вся структура восточного богослужения, в широком смысле слова, до сих пор всецело святоотеческая. Молитвенная и созерцательная жизнь продолжает следовать древнему образцу. Добротолюбие, знаменитая энциклопедия восточного благочестия и аскетизма, включающая писания Отцов многих столетий, начиная со св. Антония Египетского до исихастов XIV века, всё более и более становится руководством для всех тех, кто в наше время хочет жить Православием. Авторитет собирателя этих писаний, св. Никодима Святогорца , недавно был вновь подкреплён его официальной канонизацией греческой Церковью. В этом смысле можно утверждать, что «век Отцов» до сих пор продолжает жить в «молящейся Церкви» (worshipping Church). Не следует ли ему продолжать жить и в учебных заведениях, в области богословских изысканий и преподавания? Не надлежит ли нам вновь стяжать «ум Отцов» также и в нашем богословском мышлении и исповедании? Стяжать не как архаическую позу или манеру и не только как почтенную реликвию прошлого, а как жизненную позицию, как духовную направленность. Мы уже фактически живём в век возрождения и восстановления. Однако недостаточно сохранять «византийскую литургию», восстанавливать «византийский стиль» в иконописании и церковной архитектуре или придерживаться византийского способа молитвы и самодисциплины. Нужно вернуться к самым корням того традиционного «благочестия», которое мы всегда берегли как драгоценное и священное наследие. Нужно вновь обрести святоотеческий ум. Иначе всегда есть опасность внутреннего разлада между «традиционным характером» «благочестия» и нетрадиционным характером ума. В своей молитвенной жизни православные люди всегда пребывали в «предании Отцов». В том же предании должны они стать и в своём богословствовании. Для сохранения и гарантирования полноты православной жизни нет иного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Любительскую критику TextusReceptus – мол, неправильный текст, искаженный в Византии – легко пресечь. Для этого нужно предложить публике вопрос: «... несомненно, что все древние рукописи не содержат историю о взятой в прелюбодеянии – Ин 7:53–8:11 (только не надо спорить, это и без NA27 очевидно). И стиль ее – не иоаннов. Кто согласен предложить выкинуть этот отрывок из Нового Завета?». И воцаряется сконфуженная тишина. Действительно, перикопу эту сохранили в своем «переводе нового мира» даже Свидетели Иеговы. В результате такой работы выигрывают все. Харизматы (относительно пассивное большинство, «хозяева» сообщества) задумаются о проблемах библеистики и роли традиции в становлении текста и канона Библии. СИ (или мусульмане или иные представители активных «меньшинств», с которыми велась целенаправленная работа) получат интересный материал для размышлений и возражений. Возросшая православная активность сообщества привлечет к сообществу внимание православных, которые ранее группу игнорировали. А после появления единомышленников работа сообщества перейдет на качественно иной уровень и по активности, и по разрабатываемым темам (то есть дойдет и до крещения младенцев, и «поклонения костям», и проч. того же типа) – и создателям группы придется утешаться испанской поговоркой «когда идешь за шерстью, гляди, как бы самого не обстригли». Околоправославная тематика Суеверия: изничтожение путем визуализации их нецерковных корней. Противодействие их продвижению со стороны околоправославной публики. О «последних временах»: исторические примеры эсхатологических истерик при обязательно указании, что «времена всегда последние ( 1Ин 2:18 ), – ну и что с того?». «Сетевое младостарчество» (поскольку здесь помогут рассуждения о старцах как несвященнической категории, напр. о Паисии Святогорце , неплохо провести также и разбор понятия «царственное священство», 1Пет 2:9 ). «Ряженые» монахи и т.п. (активный сетевой мошенник-младостарец, «настоятель семи монастырей» архимандрит Илья Вашакидзе был разоблачен лишь после обращения православных сетевых деятелей с запросом к митрополиту Батумскому Димитрию Шиолашвили).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/prakti...

Старец Дорофей, очевидно, быстро овладел греческим языком. Это позволило ему установить имел тесную связь с греческими отцами, в первую очередь, со ставшим знаменитым на христианском Востоке преподобным Хаджи-Георгием. В архиве Андреевского скита уцелели собственноручные письма этого подвижника, на греческом языке. В них он, часто называя о. Дорофея духовником («святой духовник папа-Дорофей, целую Вашу святую десницу»), пишет: «Такое доброе расположение, которое показал папа-Дорофей, никто другой не показал», «Обо мне узнаешь от папы-Дорофея, русского серайца, который многие годы – казначей и ктитор скита. Ты должен его любить, он очень хороший человек, там, где не ждешь, он приходит на помощь», «чадо мое Дорофее, что значит “данный Богом” – для бедных пустынников». Вернемся к посланию о. Дорофея в Палестинское общество. Его главная цель – обеспечить достойное существование маргинальным категориям афонцев, жившим, по разным причинам, вне больших обителей. В связи с этим старец задумал через Общество – имевшим, по его словам, «Богоугодною и человеколюбивою целию оказывать помощь беспомощным и облегчать труд бедствующим» – устроить в Государственном российском банке особый фонд («вечный капитал»), проценты с которого могли бы идти на поддержку нуждающихся категорий святогорцев – каливитов и кавиотов. Старец изложил их проблемы: «…нелишним считаю объяснить Вам о вышесказанных отцах и их жизни. Они не имеют права на пособие, а жизнь их такая: каливит имеет в своей собственности небольшую каливу (по большой части без церквей, а некоторые с церквами) и очень малой участок земли из самой неудобной местности, совершенно бездоходной. В таких каливах более живут по одному, а редко вдвоем. Кавиот, не имеющий никакой недвижимой собственности, а имеет помещение у келлиотов за условленную цену, которую уплачивает не без труда по бедности своей. О живущих в пещерах и под камнями нечего и говорить, положение которых кажется понятно всем и каждому из нас». Ради этой помощи старец отказался от своей мечты устроить свою собственную каливу, а собранные для этой цели у благодетелей-соотечественников средства решил передать во вновь учреждаемый фонд: «После долгих и многих размышлений я оставил приобретение недвижимой собственности, а решился устроить следующее: видя и зная хорошо действительную нужду собратий своих иноков Св. горы, живущих вне монастырей, скитов и келий, решил положить основание вечного капитала в Государственный банк с правом пользования одними лишь процентами русским бедным монахам, кавиотам, каливитам и живущим в пещерах и под камнями».

http://radonezh.ru/2024/04/23/afonskiy-s...

Латиняне в своем церковном развитии шагнули вперед, а Греки, когда им приходилось бороться с латинянами, топтались в каком-то заколдованном кругу. В самом деле, познакомимся со взглядами на латинян, выраженными в руководственной книге Греческой церкви, так называемой Кормчей книге (Пидалион), составленной известным Никодимом святогорцем , в конце XVIII-ro века. 2125 Здесь, что ни заметка о латинянах, то странность. Явно, что Греки питают ненависть к латинянам, но это ничто иное, как ненависть варвара к просвещенному человеку. В указанной Кормчей без малейшего стыда и совести говорятся следующие вещи: «одно уже то, что мы питаем ненависть (μσος) и —541— отвращение (ποσροφ) к латинянам столько веков, – это одно уже ясно показывает, что мы гнушаемся ими, как еретиками, наприм., арианами, савеллианами, духоборцами и македонианами». Очень хорошо! Quasi ученый Грек не допускает у латинян ни существования иерархии, ни таинств. Он рассуждает: «латиняне не только схизматики, но и еретики. А если они еретики, то очевидно, по Василию Великому и Киприану Карфагенскому , они суть не крещенные; поэтому же с тех пор как они отторглись от православной церкви, священники их сделались мipяhaмu (λακο γενμενοι) и не имеют благодати св. Духа, силою которой православные иереи совершают таинства». 2126 Похвальное рассуждение! Греки требуют, чтобы каждого католика, обратившегося в православие, снова крестить, как какого-нибудь жида; по рассуждению Греков, крещение латинское – одно пустое имя (Λατνων βπτισμα εναι ψευδνυμον βπτισμα). 2127 Браки между православным и католическим лицом безусловно запрещены. «Архиереи тех епархий, где есть латиняне (особенно на островах) – говорится в Кормчей – не должны позволять латинянам брать в супружество православных женщин или православным – латинянок; ибо какое может быть общение между православными и еретиками?… А те браки, которые уже состоялись каким-нибудь образом, должны быть расторгнуты немедленно, если только латино-мудрствующее лицо не крестится в православие».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на множество забот, Георгий никогда не оставлял иноческого правила, исполняя его строго, по данному Богу обету. Он всегда пребывал в посте и молитве. Потому он и имел дар наставлять и исправлять других. В то время, когда блаженный находился со всеми близкими ему в Чкондийской обители, к епископу, настоятелю обители, приехал один диакон, имевший к нему рекомендательное письмо от архиепископа. Диакон принял иноческий постриг от рук блаженного. По неопытности в духовной жизни и самомнению (по причине знатного происхождения и видной внешности) он хвалился своими подвигами, любовью ко Христу и дерзновением к Нему и даже говорил, что Сам Христос явился ему в видении. Диавол, вечный враг спасения душ человеческих, навел на этого брата страшное уныние и сожаление о том, что он, будучи таким молодым, оставил мир и стал монахом. Несчастный не подумал пойти к духовному отцу и открыть ему это. Он дошел почти до отчаяния и чуть было не лишился веры во Христа. Ученик преподобного Григория пишет: «Пришел он ко мне и сказал: «Должен ли всякий человек открывать своему духовнику брань, восставшую в его душе, и просить у него молитв об избавлении?» Я сказал ему, что, конечно, честнейший брат, дело это весьма доброе, полезное и благоугодно оно Богу»,– говорит Григорий. Он отвечал мне на это: «Окажи мне любовь, отче, найди мне монаха, который бы мог быть мне духовником, и расскажи ему о постигшем меня бедствии». В то время блаженный был у епископа Чкондийского, и, когда он возвратился, Григорий поведал ему о несчастье брата. На другой день блаженный велел Григорию позвать к себе иеродиакона. Когда тот пришел, Григорий ввел его сперва в свою келью и наставлял его без страха открыться во всем св. Георгию. Затем Григорий отвел его к блаженному и ушел. Иеродиакон открыл святому свою душевную брань, и блаженный сказал ему: «Чадо, не пей более вина, чтобы избавиться от постигшего тебя бедствия». Иеродиакон ответил ему: «Отче, страна эта жаркая, а там, где я живу, бывает страшная жара. Я пью вино по необходимости, чтобы не впасть в болезнь». Блаженный же сказал: «Чадо, я буду посредником между тобой и Богом. Если только сохранишь заповедь мою и не будешь пить вина, то не постигнет уже тебя никакая болезнь – ни душевная, ни телесная».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Р.Б. Мария Наталья 28 ноября 2014, 18:47 спасибо огромное-поучительно для многих Татиана 3 ноября 2014, 21:11 Спасибо, батюшка за статью.О вреде суеверий надо писать и писать.Суеверие очень мучает людей,лишает покоя.Человек выходил из дома такой радостный и вдруг понял что забыл дома паспорт.Он грустный возвращается домой,а ведь надо радоваться что вовремя вспомнил о нём.Намного хуже было бы если в очереди простоял 5 часов,а в кабинете только обнаружил,что паспорт дома.Долой суеверие!!!!! Георгий 15 октября 2014, 17:16 Христиане, не веруйте в приметы, даже, если они существуют и имеют место быть в Вашей жизни, веруйте во Христа Сына Бога Живаго и тогда враг человеческий со своими приметами и их исполнениями, подтасовками уготованные для Вашей погибели, отойдут от Вас! Ирина 14 сентября 2014, 11:36 Знаю случай,когда на похоронах у покойной бабушки было место в ногах в ее гробу. И старые бабушки сказали,что быть еще одному покойнику в этой семье.И действительно,через 10 месяцев погибла внучка этой бабушки.я очень поверила в эту примету.И вот теперь такое же случилось в нашей семье. Спасибо за статью. Прочитав ее,у меня отлегло от сердца. Я знаю,что только Бог может решить -сколько жить человеку. Вера 15 января 2014, 09:23 Спасибо за статью, дорогой Батюшка! Очень нужны подобные публикации! Денис 6 января 2014, 16:51 Скажите пожалуйста, а как относиться к тому, что нельзя спать ногами к двери? Вроде как так покойников кладут и выносят. Ирина 21 июня 2013, 10:41 СПАСИБО!!! Варвара 23 сентября 2012, 12:53 Прочитала статью с радостью, а многие комментарии огорчили: вместо свободы во Христе - " свобода " в так называемой традиции. А кто-то еще и находит оправдание суевериям прикрываясь Божьим Промыслом и Его заботой о нас. Уж точно Бог найдет много других способом как сохранить нас от несчастья. Я с такой легкостью отказалась от веры в приметы и так легко жить без них. И без этих глупостей сложностей хватает. Елена 20 марта 2011, 08:52 Почитайте Паисия Святогорца. Он тоже пишет о сглазе, порче и проклятии как о вполне реальных вещах.

http://pravoslavie.ru/44355.html

Игорь Ковалев 17 января 2022, 18:34 НН17 января 2022, 16:15 " то не остановятся, медленнее поедут. Хоть оборись. Нас всё равно привезут к нужному результату, "http://Цель,как раз не остановить,что не возможно-пророчество всё равно сбудется,а замедлить приход системы,при которой за отказ от известной процедуры будут гонения.Не подталкивать,что многие делают даже здесь,видимо не осознавая,а тормозить движение в этом направлении.Пора уже действовать.Как говорил о. Серафим Роуз: " Уже ближе, чем мы думаем. " Игорь Ковалев 17 января 2022, 17:19 НН17 января 2022, " На мой взгляд, мы проехали поворот, где было бы можно сойти и самостоятельно принять свободное решение о вакцинации. "http://Я и не садился на этот поезд,а принял решение-не участвовать в мед.эксперименте и в построении системы,где за отказ от мед. процедуры будут подвергать ограничениям и гонениям.Если введут,как в Казани или вообще начнут штрафовать и сажать,как собираются в Австрии-уеду в глухую деревню.Выбор есть всегда.И прислушиваясь к своей совести ,его надо сделать. Чем раньше - тем лучше. Алексей 17 января 2022, 17:13 Про Гундарова.Он мало того что ковид-диссидент,еще и высказывания его близки к оккультизму,Академия РАЕН это не РАН.И кстати сам заболел ковидом,и прибегнул к госпитализации,хоть и утверждал что ковид не опасен. Алексей 17 января 2022, 17:05 Игорю Ковалеву. Лжете Вы и Гундаров.Еще раз говорю.Не морочьте людям головы,не становитесь ответственным за смерти ближних.Посмотрите вдумчиво и внимательно видео св.Георгия Максимова,на сайте Азбука Веры,там досконально все объясняется,и как относиться к словам Паисия Святогорца,приведены РЕАЛЬНЫЕ данные по вакцинам и смертности,затрагивается и тема-вакцины Спутник.Приводится церковный документ,где черным по белому сказано,что в отсутвие других вакцин,при опасности смерти и тяжелой болезни,лучше привиться Спутником,греха в этом НЕ БУДЕТ.Посмотрите и подумайте.Но это если Вас интересует истина конечно. НН 17 января 2022, 16:15 Игорь Ковалев, И,- На мой взгляд, мы проехали поворот, где было бы можно сойти и самостоятельно принять свободное решение о вакцинации. И проехали не потому, что были невнимательны и не крикнули: остановитесь, я сойду с этой дороги;а потому, что никто не слышит, а если и услышат, то не остановятся, медленнее поедут. Хоть оборись. Нас всё равно привезут к нужному результату, потому как дорогу эту не мы выбрали,а власть. Недалеко то время, когда каждый должен будет выбрать, как жить в предложенной ситуации: по Евангелию, Марксу, по Тому и другому вместе, невзирая ни на что... Каждый сам за себя решит, и никто не вправе судить человека за выбор, Господь рассудит. Вразуми нас, Господи, и укрепи!

http://pravoslavie.ru/143807.html

Он также просил Глубоковского отложить помещение в Энциклопедии заметки о себе, подчеркивая, что занимает кафедру еврейско-ассирийской словесности в университете и труды его – не богословского характера. В апреле 1911 г., когда шла работа над подготовкой к печати XII тома (изменение характера издания привело и к изменениям в расположении материала по томам), Глубоковский вновь обратился к Коковцеву за разрешением поместить краткую биобиблиографическую заметку о нем: «Мне решительно невозможно уклониться от непреодолимой обязанности сообщить некоторые сведения о нашем семитологе и наилучшем гебраисте. На меня пало бы несмываемое обвинение, если бы я умолчал о Вас, а Вам не м[ожет] б[ыть] неловко помещение в таком томе, где будет обширная биография Н.П. Кондакова . Позвольте мне исполнить долг редакторский пред наукой и – почтения пред Вами» 1147 . На этот раз П. К. Коковцев согласился, но просил, чтобы заметка не содержала каких-либо субъективных оценок 1148 . Статья была подготовлена студентом Петербургского Историко-филологического института А. В. Поповым (племянником Глубоковского). Отказы писать для Энциклопедии Глубоковский получил также от профессоров С.-Петербургского университета Н. Я. Марра и Η. М. Каринского 1149 , оба ссылались на занятость. «Сейчас для меня совершенно ясно, – писал Марр в конце октября 1904 г., – что при всем желании не могу сотрудничать за недостатком времени» 1150 . Вместо себя он рекомендовал своих учеников Н. Г. Адонца (по армянским вопросам) и И. А. Джавахова (Дживелегова). Последний 12 октября 1905 г. ответил Глубоковскому согласием и написал статью о главных «деятелях грузинских монастырей на Афоне» – Иоанне, сыне его Евфимии афонском и Георгии Святогорце, – помещенную в VII томе. Среди привлеченных Глубоковским авторов был и директор Русского археологического института в Константинополе академик Ф. И. Успенский. «Я думаю, что следует всячески содействовать полезному делу, к участию в котором Вы приложили силы, – отвечал он на просьбу написать статью о Крестовых походах, – поэтому я не могу иначе ответить, как согласием прислать Вам к обозначенному Вами сроку требуемую статью» 1151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1880г. в “Душеполезном чтении” начали печататься “Письма к одному лицу в С.Петербург по поводу появления там нового учителя веры” 114 . Письма эти направлены против Пашкова и его последователей, а также против лорда Редстока, с учением которого были связаны пашковцы. В том же, 1880г. в “Душеполезном чтении” начали издаваться “Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни” 115 . Об этих письмах 116 сам святитель Феофан 21 октября 1892г. писал: “Письма к разным лицам только до 30 таковы, а потом пошли все к одной особе образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца” 117 . Однако главная работа в этот период была посвящена “Добротолюбию”. 28 января 1884г. епископ Феофан закончил работу над вторым томом “Добротолюбия”. Сам Святитель говорил, что эта книга, изданная афонскими иноками, будет иметь важное значение для духовной жизни христианина 118 . “Здесь говорится все о борьбе со страстями, – пишет он в одном письме, – чтó крайне нужно добре знать подвизающемуся. Читайте и замечайте признаки, в каких являются страсти. Потом по сим указаниям себя обсуждайте и исправляйте” 119 . В январе 1885г. святитель Феофан по просьбе афонских старцев начинает перевод “Невидимой брани” Никодима Святогорца 120 , а в конце этого года сообщает о завершении работы. Многие главы Святителю пришлось составить заново 121 . Он полагал, что книга была написана католическим писателем, “а католики об умной молитве и иных вещах подвижнических иначе от нас судят. Старец Никодим поправил, но не все. Я докончил поправку” 122 . Эту книгу святитель Феофан не раз рекомендовал в качестве руководства для духовной жизни всем ищущим спасения. “Посылаю вам “Невидимую брань”. Хоть это заглавие пахнет монашеством, но вы встретите здесь все почти так представленным, что от советов сих никому отказываться не следует” 123 . В 1886г. Преосвященный Феофан начал готовить материал для третьего тома “Добротолюбия”. Работа над этим томом осложнилась ухудшением здоровья Владыки. 15 мая 1887г. он писал: “Старость ослабляет силы или отупляет. Я не могу уже писать вечером, и утром до трех часов не дотягиваю. Ломота в голове показывается. Вечером кое-что идет. Кончаю 3-й том “Добротолюбия”. Занимает Феодор Студит ” 124 . Третий том “Добротолюбия” был окончен и издан только в 1888г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Книга митр. Нектария о старце Паисии " Детям нужно солнце " . Беседа Е.Смирновой с Н.Г.Николау и С. Христиановой 21.01.2019 21:00 Елена Александровна Смирнова Старца Паисия Святогорца знают и почитают во всем мире. Причем любят его и взрослые, и дети. Ведь часто родители привозили своих чад к старцу для благословения, да и книги о нем выходят в переложении для детей. Елена Смирнова побывала в Московском обществе греков, где директор Школы греческого языка Наталья Георгиевна Николау и Стелла Христианова (Женская ассоциация «Агапи») представили новую книгу митрополита Оргалитского Нектария (Андонопулоса) «Детям нужно солнце. Знакомство детей со старцем Паисием, их другом». Книга уже завоевала огромную популярность в Греции. К радости русского  читателя ее перевод с греческого языка теперь с помощью ассоциации «Агапи» выходит в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В передаче представлены яркие отрывки из этой удивительно доброй и глубокой книги, а также греческие детские песни. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 28.01.2019 - 20:05 Стараьюсь слушать передачи Е. : Стараьюсь слушать передачи Е. Смирновой с участием Н.Г.Николау. Выступайте почаще, вы знакомите нас с греческой культурой греческими святыми и т.п. Важно,что Вы ведете передачи на русском языке и мы русскоязычные греки греки с удовольствием Вас слушаем.Спасибо большое. Запорожье Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/01/21/21-0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010