Степенная книга свидетельствует, что Константин Всеволодович даже омывал своими руками нищих (стр. 325). Историк Татищев дает такие свидетельства о любви к просвещению Константина Всеволодовича и об его собственной просвещенности. Он говорит, что перед смертью Константин Всеволодович отказал свой дом и свои книги в училище (вероятно, уже при жизни его бывшее во Владимире), а также дал тому училищу на содержание немалые волости. Далее историк свидетельствует, что Константин Всеволодович «великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам», что он «имел при себе и людей ученых, многия древния книги греческия ценою высокою купил, и велел переводить на русский язык», что даже сам он занимался писанием исторического труда, – «многия дела древних князей собрал и сам писал», что тот труд с ним разделяли и другие (вероятно, окружавшие его ученые), что «он имел одних греческих книг более 1000, которыя частию покупал, частию патриархи, ведая его любомудрие, в дар присылали». Заключает эти сообщения историк словами: «сего ради был (Константин Всеволодович) кроток, богобоязнен, вси разговоры его словеси книжными и учении полезными исполнены были» 85 . От Константина Всеволодовича, как благочестивого корня, произошло благочестивое потомство. Три отрока-сына остались после него, которым св. Георгий Всеволодович стал вместо отца, – все трое были с ним в битве с татарами на р. Сити. второй из них, Всеволод, пал вместе со св. Георгием от меча татарского; первый – Василий был пленен в той битве, в плену принял мучения за исповедание имени Христова и за любовь к отечеству, и как мученик причтен Церковью к лику святых 86 . Три внука, сыновья Всеволода Константиновича, Василий и Константин, и сын третьего сына Константина Всеволодовича, Владимира, Роман князь Угличский, девственник, прославленные нетлением мощей их, также причтены Церковью к лику святых 87 . Братие христиане! Великий князь Константин Всеволодович Мудрый – мудрый истинной мудростью, началом которой полагается страх Божий (прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

к. служба Г. В. в рукописном и печатном вариантах была известна уже в 30-х гг. XVII в. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. тщанием патриарха Иосифа «по обещанию, во славу и честь» Г. В., находилась икона работы царских мастеров (ГТГ) с изображением блгв. князя в рост, в коротком хитоне, доспехах и княжеской шубе (с рукавами и застежками), богато украшенной орнаментами, в шапке-короне, с крестом в поднятой правой руке и мечом в опущенной левой, вверху - образ Св. Троицы (ветхозаветной); позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора ( Антонова , Мнева. Каталог. Т. 2. С. 367-368. 858). Тогда же, ок. 1645 г., в Москве создан шитый покров на мощи (ГВСМЗ), к-рый в деталях рисунка воспроизводит этот тип иконографии и внешний облик святого: это средовек с короткими русыми кудрявыми волосами и маленькой бородой, на конце раздвоенной. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. - 2-й пол. XVII в. (ГВСМЗ); на единоличной иконе (в окладе) того же времени из собора Зимнего дворца (Старые годы. 1915. Июль-Авг. Вкл.). Скорее всего ок. сер. XVII в. был изготовлен по царскому заказу и серебряный позолоченный ковчег для мощей Г. В. и свт. Гурия Казанского (ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля) в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. князя, с иным положением рук (десница с крестом возле груди), а также гравированная серебряная дробница ок. 1645 г. (ГВСМЗ) с его образом в рост, происходящая из Успенского собора во Владимире (очевидно, часть оформления раки святого). Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Фрагмент иконы «Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич». 1884 г. (ГИМ) Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Фрагмент иконы «Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович, Глеб Андреевич». 1884 г. (ГИМ) Важной особенностью ранней иконографии Г. В. является изображение доспехов, к-рое отличает его от др.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

В это время он заложил (25 апреля 1213 г.) в Ростове на месте обветшавшей, построенной св. Андреем Боголюбским, церкви тот белокаменный Успенский собор, который красуется там и доныне, сохраняя честные мощи Ростовских чудотворцев, – заложил в Ростове же на своем дворе каменную церковь св. Бориса и Глеба (1214), заложил в Ярославле также на своем дворе каменный храм Успения (1215), озаботился о поставлении для Ростова доброго пастыря – епископа Пахомия, великого подвижника добродетелей 78 . После кровопролитной Липецкой битвы, которой кончилось междоусобие 1216 г., Константин Всеволодович занял великокняжеский престол, а Георгий Всеволодович был послан победителями на княжение в незначительный Радилов Городец на Волге. Но отсюда его в следующем году вызвал добросердечный Константин Всеволодович, с великой любовью принял его, причем братья, обнявшись, плакали «на мног час» 79 , – отдал ему на владение Суздаль, а по своей кончине обещал отдать и Владимир. Говорил о своей кончине Константин Всеволодович потому, вероятно, что, несмотря на свою молодость, уже чувствовал упадок сил и близость кончины. Непродолжительно было его великое княжение. Едва Константин Всеволодович занял великокняжеский престол, как обратился к мирным своим занятиям. На самом первом году своего великого княжения он основал в Ярославле существующий и доныне монастырь и в нем храм Преображения Господня 80 . В 1218 году он заложил во Владимире на торговой площади храм в честь Воздвижения честного креста. В этом году он присутствовал на освящении устроенной им в Ростове Борисоглебской церкви, раздав при этом, по своему обычаю, щедрую милостыню убогим. В том же году благочестивый Константин Всеволодович имел немалое духовное утешение. Епископ Полоцкий, «зная, как говорит летопись, его любовь и желание до всего Божественнаго церковнаго устроения, до святых икон и мощей Святых и до всего душеполезнаго пути ведущаго в жизнь вечную», принес ему из Царь-града святыни: некоторую часть от «страстей Господних», т.е., вероятно, часть древа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Росс.» т. 4 стр .35 по Санкт-петерб. изданию 1830 года). 65 В надписи ошибка: Владимир Георгиевич скончался 3 февраля, мощи же его на настоящем месте положены через несколько времени, по удалении татар, великим князем Ярославом Всеволодовичем. 66 Здесь неточность: 7-го февраля – день кончины Всеволода и Мстислава Георгиевичей, а не погребения их. 68 В Лаврентьевской летописи говорится под 6726 – 1218 годом о рождении у Георгия Всеволодовича сына, но, к сожалению, самое имя нельзя прочитать, так что неизвестно, Владимир или Мстислав родился в 1218 году. 70 Есть подробное жизнеописание Константина Всеволодовича, составленное И. Беляевым , под заглавием: «Великий Князь Константин Всеволодович Мудрый». Начинается это жизнеописание следующими словами: «Князь Константин Всеволодович представляет замечательнейшую личность на Руси в конце 12 и начале 13 века; он почти один в среде современных ему наших князей – ратоборцев воителей, является ангелом мира и ревностным почитателем книжнаго учения». 71 Впрочем, Татищев еще утверждает, что Константин Всеволодович по воле родителя был около двух лет в Переяславле южном и там воевал с половцами; но по свидетельству же Татищева – жизнь в бурной южной Руси была не по душе Константину Всеволодовичу, и он исходатайствовал у своего родителя позволение оставить Переяславль (История Российская. Т. 3, стр. 324 и 331). 76 Татищев утверждает, что Константин Всеволодович не поехал во Владимир по болезни, но он не отрицает того, что этот князь был недоволен распоряжением родителя. 78 К сожалению, этот святитель недолго правил Ростовской паствой: в 1216 г. уже схоронил его Константин Всеволодович. 80 Ныне в сем монастыре Архиерейский дом. Храм Преображения Константин Всеволодович не успел достроить; достроен он его сыном Всеволодом и освящен в 1224 году. Впоследствии он был перестроен, но, как полагают, в перестроенном храме остались некоторые части древнего здания. См. «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь», иеромонаха Владимира. Москва 1881 стр. 60 и 61. 82 Летопись говорит, что это перенесение святыни было в память св. Логгина сотника, в воскресенье, но день св. Логгина (16 октября) в 1218 году приходился на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

  И поехал в Малый Китеж, что на берегу Волги стоит, благоверный князь Георгий Всеволодович. И по построении городов тех, Малого и Большого, повелел он измерить в поприщах, сколь много они расстояния меж собою имеют. И по повелению благоверного князя Георгия намерили сто поприщ. И благоверный князь Георгий Всеволодович, узнав сие, воздал славу Богу и пресвятой Богородице и повелел также и книгу летописец написать. А сам благоверный и великий князь Георгий Всеволодович повелел всю службу отслужить. И молебен пропев пресвятой Богородице Феодоровской, по совершении службы той отплыл в струге своем в путь свой в прежде упомянутый город свой Псков. Народ провожал его с великой честью, и, попрощавшись с ним, отпустили.   Благоверный же князь Георгий Всеволодович, приехав в город свой, прежде названный Псков, много дней пребывал в молитве, и в посте, и в бдении, и раздал много милостыни нищим, и вдовицам, и сиротам. А по построении городов тех прожил семьдесят пять лет.   Было же в год 6747 (1239). Попущением Божиим, грехов ради наших, пришел на Русь войной нечестивый и безбожный царь Батый. И разорял он города и огнем сжигал их, и церкви Божий тоже разорял и огнем сжигал. Людей же мечу предавал, а малых детей ножом закалывал, младых дев блудом осквернял. И был плач великий.   Благоверный же князь Георгий Всеволодович, слышав обо всем этом, плакал горько. И, помолившись ко Господу и пресвятой Божией Матери, собрал свое воинство, и пошел против нечестивого царя Батыя с воинами своими. И когда вступили в сражение оба воинства, была сеча великая и кровопролитие.   В ту пору у благоверного князя Георгия было мало воинов, и побежал благоверный князь Георгий от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый Китеж. И долго сражался благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пуская его в город свой.   Когда же наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из этого города в Большой град Китеж. Наутро же напал тот нечестивый царь на тот город с воинами своими, приступил приступом и захватил его. И всех людей в городе этом побил и порубил. И, не найдя благоверного князя в городе том, начал мучить одного из жителей, а тот, не вытерпев мук, открыл ему путь. Тот же нечестивый погнался вслед князю. И когда пришел к городу, напал на него со множеством своих воинов и взял тот город Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра, и убил благоверного князя Георгия, месяца февраля в четвертый день. И ушел из города того нечестивый тот царь Батый. И после его взяли мощи благоверного князя Георгия Всеволодовича.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Должно думать, что в Киевских пещерах почивает в нетлении другой Святитель Симон, – и есть некоторые основания полагать, что этот почивающий в пещерах Святитель принадлежит к числу неизвестных по летописям епископов Ростовско-Суздальского края, более древних, чем погребенный во Владимире Святитель Симон 103 . Святитель Симон был первым епископом Владимирским в том смысле, что со времени его святительства началось разделение епископии Ростовско-Суздальской на собственно Ростовскую и Владимиро-Суздальскую: в 1214 году в Ростов, по воле княжившего там Константина Всеволодовича, поставлен был во епископа Пахомий; около того же времени во Владимир и Суздаль, по воле св. великого князя Георгия Всеволодовича, был поставлен в епископа Симон. Между святительством Луки и святительством Симона Ростовскую и Владимирскую кафедру 24 года занимал епископ Иоанн, живший более во Владимире и около 1214 года удалившийся на покой 104 . Святитель Симон управлял Владимирской и Суздальской паствой около 12 лет в последовательное управление великих князей: св. Георгия Всеволодовича, Константина Всеволодовича и во вторичное княжение св. Георгия. По свидетельству летописи, он был пастырем «блаженным (благочестивым), милостивым и учительным». Памятником его учительности сохранилось доныне его «послание Поликарпу», в котором (послании) заключается начальная часть печерского Патерика. Из этого сочинения Святителя, написанного им, как думают, в конце его жизни 105 , открывается его духовная мудрость и благочестие. Из некоторых слов сочинения видно и то, в каких близких отношениях – духовного отца и мудрого советника – находился Святитель к великокняжескому семейству (к великому князю Георгию и его сестре Верхуславе). До своего святительства Симон был иноком в Киево-Печерской лавре, как это видно из его послания к Поликарпу; затем, в последние годы княжения Всеволода Георгиевича и в начале княжения св. Георгия Всеволодовича он был игуменом Рождественского монастыря во Владимире. В одной летописи (Троицкой), при описании погребения супруги Всеволода Георгиевича Марии (1205), игумен Симон назван духовным отцом почившей великой княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ († 1216), еп. Ростовский (1214-1216). В кон. XII в. принял постриг в Киево-Печерском Успенском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и был иноком этой обители в течение 5 лет - «чернечьствовал... добре исправно» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439). Затем, в 1201-1202 гг., стал игуменом ростовского Петровского мужского монастыря (в г. Ростове Великом, ныне Ростов Ярославской обл.) и оставался им 13 лет. Ко времени своей архиерейской хиротонии П. стал духовником Ростовского блгв. кн. Константина Всеволодовича . В 1214 г., после того как Ростово-Суздальский еп. Иоанн «отписася» от своей кафедры, по решению кн. Владимирского мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича епархия была разделена. 10 нояб. 1214 г. митр. Киевский Матфей поставил на вновь учрежденную Владимиро-Суздальскую епархию кандидата кн. Юрия Всеволодовича - игумена владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симона , а на Ростовскую епископию был поставлен П., кандидат кн. Константина Всеволодовича. 28 янв. 1215 г. П. вернулся в Ростов (Там же. Стб. 438). Неизвестно, был ли он причастен к закладке каменной ц. в честь св. князей Бориса и Глеба на ростовском дворе кн. Константина Всеволодовича (Там же). Как отметил Я. Н. Щапов , «после появления в Северо-Восточной Руси двух епископий... ростовский епископ продолжал осуществлять власть над Ростовским, Переяславским, Угличским и Ярославским княжествами» ( Щапов. 1989. С. 52). Скончался П., вероятнее всего, до 9 апр. 1216 г., когда кн. Константин выступил против своего брата Юрия (в текстах, посвященных Липицкой битве, происшедшей в том же году, П. не упом.). Погребен кн. Константином и свт. Симоном «и со всеми черноризци» у ростовского Успенского собора. Сообщая о кончине П., летописец (автор продолжения владимирской летописи, составленного при Ростовской кафедре) характеризует его как «избраника Божиего» и «истинного пастыря, а не наимника» и пишет, что почивший епископ отличался мн. добродетелями: ему не было свойственно любостяжание, он, подражая свт. Иоанну Златоусту, обличал «грабителя и мздоимца», заботился о сиротах, вдовицах и «убогих», был смирен, кроток и «исполнен книжнаго ученья» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439). Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 25-26; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 51, 202, 211; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 299, 310, 398, 498; Татищев В. Н. История Российская// Он же. Собр. соч. М., 1995р. Т. 3. С. 190, 193, 305; Ольшевская Л. А. Пахомий//ДРСМ. 2014. С. 591; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2017. С. 352. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2579844.html

В другой раз усобицу начал Владимир Всеволодович, выбежавший из своего города Юрьева Польского сперва на Волок, а оттуда на Москву, чтобы отнять их у Георгия. За последнего стал брат Ярослав. Полки Владимира были прогнаны дмитровцами, до большой битвы дело не дошло, великий князь не пожелал мстить нападавшему, и братья опять помирились. Князь Ярослав рассорился с новгородцами, которые взяли себе князем храброго Мстислава Мстиславича Удалого; возникла новая усобица, в которой Георгий Всеволодович должен был поддерживать Ярослава, а с новгородцами соединились псковичи, смольняне и все сторонники князя Константина Ростовского. В апреле 1216 года произошла Липицкая битва (битва называется от речки Липицы в Юрьевском уезде, Владимирской губернии, близ которой она разыгралась), в которой великий князь и его союзники были разбиты наголову, и ему пришлось уступить первенство брату Константину. Уходя из Владимира в Радилов — городок на Волге, Георгий Всеволодович молился у отцовского гроба и со слезами говорил: «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этого». В 1217 году Георгий Всеволодович получил от брата Константина предложение взять княжение в Суздале; а когда 2 февраля 1218 года великий князь Константин скончался, то следующий за ним по старшинству Георгий Всеволодович возвратился на великокняжеский стол, который занимал до своей страдальческой кончины. Отмеченные черты смутного состояния Руси выступали во всей силе в течение дальнейшего правления Георгия Всеволодовича и привели государство к страшному погрому, известному под именем монгольского (татарского) ига. Новгородская вольница причиняла великому князю великие заботы и отвлекала его силы на бесплодную внутреннюю борьбу. По просьбе новгородцев он неоднократно посылал им в правители то сына своего Всеволода, то шурина своего святого князя Михаила Черниговского, вынуждался идти походом на земли Новгородские и занимал своими полками Торжок: порядка в Новгороде не удалось достигнуть. Между тем государство терпело от набегов восточных соседей — камских болгар и мордвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Великий князь Всеволод не отпустил теперь от себя своего первенца в дальний Новгород, а отправил туда одного из младших сыновей своих, – Святослава-Гавриила, Константину же Всеволодовичу дал более близкий ко Владимиру Ростов и другие пять городов. В 1211 году 15 мая, когда Константин Всеволодович был во Владимире, в его городе Ростове случился страшный пожар, уничтоживший 15 церквей, – и добрый Ростовский князь немедленно поспешил в Ростов утешить граждан. Из летописей ясно, что Константин Всеволодович был любим своим родителем; но перед кончиной Всеволод Георгиевич имел повод на него разгневаться. Великий князь Всеволод, чувствуя приближение кончины, захотел сделать распоряжение о своих владениях, и призывал из Ростова своего первенца, чтобы торжественно объявить его наследником Владимирского великокняжеского престола, а Ростов отдать брату Георгию. Константин Всеволодович, узнав о такой воле родительской и не желая лишиться Ростова 75 , не поехал во Владимир; не поехал он и по вторичному зову родителя 76 . Тогда разгневанный его непослушанием Всеволод Георгиевич лишил его великокняжеского престола, назначив своим наследником Георгия, а Константину отдал Ростов, – и, не изменив своей воли, скончался. Вследствие такого распоряжения Всеволода Георгиевича, при удельном порядке управления на Руси, легко могло возгореться междоусобие между братьями; легко было ожидать, что старший брат силой оружия пожелает приобрести себе великокняжеский престол, которого он был лишен. И действительно, вскоре по смерти родителя Константин Всеволодович два раза собирался в поход против Георгия; но, как нам уже известно 77 , в оба раза было лишь одно небольшое кровопролитие, и братья примирились. – Они примирились потому, что оба были кроткого характера. Вновь же возникшая между ними усобица 1216 года началась не от них, они были вовлечены в нее другими князьями. В промежуток времени от кончины родителя (1212) до 1216 года Константин Всеволодович, следуя мирным склонностям своей души, занимался благоустроением Ростовской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010