Путь моей жизни: По страницам воспоминаний Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни: По страницам воспоминаний/В сокращ.; сост., предисл. Т.А.Соколовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 256 с. – (Духовное наследие Русского зарубежья). В серии «Духовное наследие русского зарубежья» вышла книга митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни: По страницам воспоминаний». Книга воспоминаний крупнейшего церковного деятеля митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского; 1868–1946). В них предстает драматическая картина церковной и общественной жизни России и Зарубежья первой половины XX века. Специально для серии сделана сокращенная версия воспоминаний митрополита Евлогия. Приводим предисловие книги: Предисловие Митрополит Евлогий  (Георгиевский) прожил большую, долгую  жизнь. Родился он в 1868 году, скончался в 1946-м. И всю свою жизнь, без остатка отдал служению  Русской Церкви: до 1919 года – на Родине, в последующую четверть века – на чужбине: страшное революционное лихолетье прочертило резкую грань: до и после. До революции –  ректор Холмской духовной семинарии, епископ  и архиепископ Холмский, архиепископ Волынский… А вместе  – член Государственной думы второго и третьего созывов; с 1914-го – один из руководителей Союза русского народа; в 1917–1918-м – участник Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего патриарха Всероссийского. В пореволюционную пору – архиепископ, а затем митрополит Русской Православной Церкви в Западной Европе: до 1930-го –  под омофором Московского Патриархата, с 1931-го по 1945-й – в юрисдикции  Константинопольской Православной Церкви. Владыка Евлогий тяжело переживал разлуку с Родиной, с Матерью-Церковью, но бросить десятки тысяч  пасомых, оказавшихся без родимой земли, а часто и без крова над головой он не мог. К 1917 году Санкт-Петербургская епархия  насчитывала в Западной Европе не более десяти приходов. В годы служения на Западноевропейской кафедре владыка Евлогий довел их число до ста с лишним.

http://pravoslavie.ru/6069.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance КАЛУГА - ТОЛЬКО ФАКТЫ 6 мин., 01.01.2008 Общая площадь Калужской области составляет 29,9 тысяч квадратных километров. Она расположена юго-западнее Москвы и граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями. Численность населения области – 1021, 5 тысяч человек, из них 75, 4% – в городах. У калужан есть своя особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Калужской. Даже пленные французы во времена войны 1812 года утверждали, что во время сражений под Калугой и Малоярославцем неоднократно видели эту икону, «стоящую на воздухе». Сейчас икона находится в церкви Георгиевской «за верхом» в Калуге. В Малоярославце на вратах Никольского монастыря видны выбоины вокруг изображения Спаса Нерукотворного. Это следы французских ружейных и картечных пуль, оставшиеся с тех же времён. Но, несмотря на интенсивный обстрел ворот, ни одна пуля не попала в лик Спасителя. Летописи сохранили интересную подробность: оказывается, это было предсказано иконописцем. Когда он расписывал врата, неприятель был уже близко. Многие горожане просили не писать образ, боясь, что враг надругается над ним. «Он поругаем не будет» – ответил иконописец и продолжил работу. Его слова сбылись – икона не пострадала. Калуга – только факты Кафедральный Троицкий собор в Калуге строился в XVII веке по проекту известного архитектора Ясныгина. Массу споров тогда вызвала его идея соорудить первый в России купол в 24 аршина диаметром (около 18 метров) без всяких побочных укреплений. Многие считали, что такой купол неминуемо обрушится. Но Ясныгин победил, и храм с его великолепным куполом радует калужан по сей день. Любопытно, что появлением знаменитого русского святого Пафнутия Боровского калужане обязаны … татаро-монгольскому игу. Однажды один татарин-баскак (представитель хана Золотой орды на завоеванных землях) крестился в городе Боровске в Православие. Своего сына Иоанна он воспитал в вере и благочестии. А сын Иоанна, внук татарского баскака, мальчик Парфений, стал затем Пафнутием Боровским.

http://foma.ru/kaluga-tolko-faktyi.html

Рыбинск. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Среди памятных мест исторического Рыбинска особое место занимает Георгиевское кладбище. Оно известно с XVII в., когда построили небольшую деревянную церковь во имя Святого великомученика Георгия. Здесь нашли свое последнее пристанище многие известные рыбинцы, чьим усердием строился и процветал на протяжении столетий купеческий город. Первый каменный храм в честь Св. Великомученика Георгия построили в 1790 г. В связи с «опасностью падения» в 1808 г. его отремонтировали, но наиболее значительным переделкам храм подвергся в 1877-1885 гг. Георгиевская церковь была выстроена из дерева в 1660-е годы. В конце XVIII века на смену деревянному пришел одноименный каменный храм. Первоначально это была небольшая церковь, основной объем которой представлял собой низкий восьмерик на четверике. С запада к нему примыкала трапезная с притвором и колокольней над сводами, а с востока – алтарная апсида. Церковь увеличена перестройкой, осуществленной в 1877-1885 гг. Храм был расширен за счет устройства у северной и южной стены прямоугольных в плане приделов. Наружное убранство приобрело эклектический характер. Древнерусские мотивы соседствуют в нем с позднеклассическими элементами. По книге: Борисова Н.С. «Города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье» Церковь великомученика Георгий Победоносца — первый кладбищенский храм города, изначально была возведена деревянной, несколько раз перестраивалась, меняя свой облик. Закрывалась в советское время, сегодня является действующим храмом. По преданию, первый деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца был выстроен здесь в 1660 году. Каких-либо других подробностей о нём история не сохранила. Известно, что в 1747 году, осматривая храмы епархии, архимандрит Ярославского Спасского монастыря Иосиф, посетив Рыбную слободу, записал: «... в той же Рыбной слободе деревянная церковь великомученика Георгия, где всё исправно». Благословение на строительство здесь каменного храма было дано в 1771 году архиепископом Ростовским и Ярославским Афанасием (Вольховским). Строить предполагалось на доходы от соляных палаток и ярмарочной торговли, собираемые в пользу Преображенской церкви. В каком году состоялась закладка новой церкви — неизвестно, но строительство затянулось на долгие годы. Причиной этого стали строительные работы при самой Преображенской церкви, получившей вскоре статус городского собора. Освящение каменного храма в честь великомученика Георгия Победоносца состоялось только в 1790 году. Кто был строителем церкви и автором проекта, сегодня неизвестно, не знаем мы, каков был и её внешний облик. Последующее развитие событий потребовало к зданию особого внимания.

http://sobory.ru/article/?object=03040

Рязань. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Голенчино. Карта и ближайшие объекты Историческая справка: Согласно древнейших приправочных книг 1597 и 1598 гг., село Голенчино значилось «за Васильем за Кудашовым, сыном Вердеревского, что было в поместье за Гуром Вердеревским». Старинный рязанский боярский род Вердеревских известен в истории России не только участием в государственных делах, но и как поборники и устроители церковного благолепия. В XVII столетии Иван Иванович Вердеревский практически заново отстроил каменные постройки Рязанского Свято-Троицкого мужского монастыря. Одна из древнейших и красивейших церквей Москвы, во имя св. равноапостольного великого князя Владимира в Старых садах, построена Вердеревскими. Известны факты их участия в строительстве многих других храмов и монастырей. Несомненно, что и первую деревянную церковь села Голенчино во имя великомученика Георгия Победоносца с приделом прп. Алексия человека Божия, была построена Вердеревскиим в своем имении не позднее конца XV – начала XVI веков. В той же приправочной книге есть на то прямое указание: «Находится в том селе Церковь, именуется Георгиевскою с приделом Алексия человека Божия, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церковное строение помещикова...» То есть все от постройки храма, церковного благолепия, утвари богослужебной и до колоколов, было устроено иждивением и усердием, непосредственно, помещика. Само древнее село Голенчино в последующие времена принадлежало разным владельцам. Чередой красивейших проточных прудов оно разделялось на два конца: Левашовский и Масловский. Казанская церковь стоит на Масловской стороне, земли которой раньше тянулись до села Никуличи. Левашовская же сторона простирала свои земли до села Сысоево. Существующая ныне церковь во имя иконы Божией Матери «Казанская» с приделом св. великомученика Георгия Победоносца была построена, на месте прежнего храма, в 1803 году княжною Ульяною Григорьевной Барятинской. Согласно преданию, княжна Барятинская, по каким-то делам задержавшись, проезжала в этих местах поздно ночью. Извозчик в темноте сбился с пути, и долго плутая в густом лесу, окончательно заблудился. Тогда княжна в отчаянии взмолилась Царице Небесной, взывая к Ней о помощи, и тут же увидела среди деревьев недалекий огонек. Возница направил повозку в ту сторону, и вскоре они выехали к церкви села Голенчино. В благодарность Матери Божией за спасение, Ульяна Григорьевна дала обет построить на этом месте каменную церковь во имя иконы Божией Матери «Казанская», сохранив в ней придел во имя св. великомученика Георгия Победоносца. В 1803 году свой обет она исполнила - построенный ею каменный Казанский храм был освящен.

http://sobory.ru/article/?object=14400

СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА мая 2005 НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА п/п Сан, Фамилия, имя и Отчество Место служения и должность награда Священник АЛАДЬИН ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ Настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского п. Сосновый Бор Выборгский района Лен. обл. Наперсный крест Священник АМБАРЦУМОВ АЛЕКСИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ Настоятель храма св.равноапп.Константина и Елены в микрорайоне Бернгардовка г.Всеволожска Лен.обл. Наперсный крест Иеромонах АНТОНИЙ (КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) Настоятель и председатель Приходского совета храма Рождества Христова пос. Надкопанье Волховского р-на Лен. обл. Наперсный крест Священник АНТОНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ Священник Свято-Троицкого собора Измайловского полка СПб Наперсный крест Священник БАЗАНОВ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета храма Всех Святых п. Озерки Выборгского р-на Лен.обл. Командирован в храм - часовню Воскресения Христова п. Приветненское Выборгского р-на Лен.обл. Наперсный крест Священник ЗУБАРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Священнк Георгиевского храма пос. Каменка Выборгского н-на Лен.обл. (пострижен в мантию с именем Александр в честь прп. Алеександра Свирского) Наперсный крест Священник КАПИСТКА ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета Казанского храма поселка Сусанино Гатчинского района Лен. обл Наперсный крест Священник КАЧАПКИН АЛЕКСИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Старший священник Покрово-Тервенического женского монастыря Наперсный крест Священник КВАСОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Настоятель Никольского храма пос. Белогорска, Гатчинского р-на. Лен. обл. Наперсный крест Священник ПЛЕТНЕВ МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ Священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади СПб

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Основание и развитие [ править править код ] Успенский Свято-Георгиевский православный мужской монастырь расположен в с. Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкортостан. Обитель была основана в 1901 г. в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Здесь не прекращалось строительство в 1901-1920 гг. Рядом с монастырем находились «Святые Кустики» (место, где сплелись 3 березки и две ивушки). Здесь было явление «святого старца в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и звонили невидимые колокола. Обитель в 1901-1905 гг. была Георгиевской женской общиной. Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков. Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. В обустройстве монастырю простые люди, Император Николай II (пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли), значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора с приделами в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский ридел. Собор не был достроен до конца, в 1940-е годы он разрушен до основания. Вместе с собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, часовня на месте Святых Кустиков, все постройки и кельи (около 15 зданий). Бывший монастырь стал носить название «Свято-Георгиевский скит». Богослужения на месте разрушенных храмов возобновились в 1994 году. А в 1997 году по благословению владыки Никона началось сооружение келий и новой церкви в честь св. блгвр. кн. Георгия Владимирского. В 2002 году были подготовлены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора и началось их восстановление. В 2002 году Священный Синод постановил открыть Успенский Свято-Георгиевский монастырь как мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Фиолент. Балаклавский Георгиевский монастырь. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Всего от добровольных пожертвований на строительство церкви во имя Георгия Победоносца в 1811-1816-х гг. было собрано 40.000 рублей. Мастера Севастопольского адмиралтейства создали резной деревянный иконостас с позолотой. Образа были написаны священником Никитой Буряновым из Новомосковска Екатеринославской губернии за 350 рублей. Иконы были в серебряных вызолоченных окладах, обильно украшенных бирюзой, топазами, рубинами, бриллиантами и стразами. В алтаре хранился чтимый образ святой Марии Магдалины в деревянной раме с позолотой, а в самом храме - копия с чтимого образа, святого великомученика Георгия Победоносца. С сайта: www.pravoslavie.ru/put/080219112817/Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца Церковь Георгия Победоносца в Георгиевском монастыре на мысе Фиолент документально известна с конца XVI века. Это была небольшая, базиликального типа постройка с приподнятой центральной частью, с алтарём помещавшимся в нише скалы. До начала XIX столетия, история не сохранила каких либо сведений об этом храме. Известно, что к началу XIX века Балаклавский Георгиевский монастырь влачил довольно жалкое существование: маленькая тесная церковь, разрушенные кельи, да грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс. Выстроенный на укреплённой подпорной стенной террасе небольшой каменный храм во имя Св. Георгия к этому времени также пришёл в полное запустение. Монахи, чтобы как-то поправить положение древнейшего монастыря, обратились за помощью к благотворителям. Три тысячи рублей пожертвовал тогда адмирал Ф. Ф. Ушаков, по сто рублей - севастопольский купец Кази и Великий князь Николай Павлович - будущий император Николай I. В это время под особую опеку берёт Георгиевский монастырь обер-прокурор Святейшего Синода Александр Николаевич Голицын. По его указанию решено было разобрать старый храм и соорудить на его месте новый, более вместительный. План церкви в 1809 году выполнил архитектор Иван Домошников.

http://sobory.ru/article/?object=20572

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Георгиевский собор был заложен в 1119 г. по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. Сорор шестистолпный, трехнефный. Фасады расчленены мощными лопатками и имеют два пояса двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон. Три барабана, несущих три мощные шлемовидные главы, украшены аркатурными поясками. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи. Здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.  Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному - все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг. Но в 1130 г. храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески 12 века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича и внука Дмитра – посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Издание фресок Ферапонтова монастыря, исполненное в виде атласа прекрасных фототипических снимков и монографии В.Т. Георгиевского , археолога, известного по своим работам над древностями Владимира и Суздаля, является наиболее выдающимся предприятием в ряду других работ по русским росписям, появившимся в последнее время. После продолжительного перерыва, наставшего со времени появления истинных росписей проф. Н.В. Покровского и различных изданий архитектора В.В. Суслова, в самое последнее время, произведен был целый ряд внимательных расследований по стенным росписям новгородских церквей Пскова и Ладоги, трудами проф. Д.В. Айналова и начинающих археологов: В.К. Мясоедова, Н.П. Сычева, Л.Л. Мацулевича, Н.Л. Окунева и А.И. Анисимова. Работы эти, ныне сосредоточиваются, главным образом, на исполнении и опубликовании точных снимков, на изысканиях по вопросам техническим, по переделкам и реставрациям, и на установке времени росписей и их состава. Но, благодаря этим работам, в русской археологической науке появляется точно расследованный ее материал, которым может и очевидно, должен лечь в основу дальнейших историко-критических исследований. Каким далеким представляется теперь то состояние русской археологической науки, когда весь интерес к древнерусскому искусству полагался в сохранении им древнего византийского предания! И вот, теперь кладутся основы той исторической науки, в которой безразличная область неподвижного предания заменяется историческим движением художественной формы, которая должна быть изучаема в результате точного стилистического анализа памятников в их оригиналах или безусловно точных снимках. Заслуга В.Т. Георгиевского , по примеру прочих исследователей и сосредоточивается именно в том, что он не только разбирает памятник, но и вводит его, как новый точный материал, в историю русских художественных древностей, так как фрески Ферапонтова монастыря, по его почину сняты и им изданы в точных снимках. Не входя в подробности, примем пока соображение автора, что согласно имеющейся в храме надписи, роспись Ферапонтова монастыря относится к 1500-м годам и что надпись упоминает иконописца «Дионисия иконника с чадами», который роспись исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Дамаскин (Цедрик) Дамаскин (Цедрик Дмитрий Дмитриевич), еп. Глуховский, вик. Черниговской епархии. Родился около 1880 года. Первоначальное образование получил в духовной семинарии. Окончил Владивостокский Восточный институт. К моменту хиротонии числился архимандритом Георгиевского Балаклавского монастыря. 14 сентября 1923 года хиротонисан в Москве Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Глуховского, вик. Черниговской епархии. С 1923 по 1926 г. за отсутствием архиепископа Пахомия управлял Черниговской епархией. Придерживался правых группировок и Даниловцев. Вёл скитальческую жизнь. Назначения на кафедры не принимал. Отказывался от общения с митрополитом Сергием. Скончался 10 сентября 1943 года в Казахстане. Литература ФАМ I 84, стр. 7 Заметки и дополнения Е.М. 66 Исправл. и дополн. А.А. Er ist in Cherson als Sohn eines Postbeamten geboren, sein Bruder wurde als Priester zu Beginn der Oktoberrevolution von den Bolschewiki erschossen. Nach Abschluß der Mittelschule studierte er am Landwirtschaftsinstitut, das er als Agronom beendigte. Unter dem mönchischen Einfluß des Metropoliten Antonij (Chrapovickij) begann er an der GA Kazan’ orientalische Sprachen zu studieren, danach wurde er Mönch. Zunächst wirkte er als Missionar in Bej-Huan, in der orthodoxen Mission von Peking. Zu Beginn der Revolution kehrte er nach Rußland zurück. Im Gouv. Orel oder Tula wurde er von den Bolschewiki verhaftet und sollte wie sein Bruder ebenfalls erschossen werden. Vielleicht ist er von den Weißen befreit worden. 1919 kam er nach Kiev zu M Antonij und wurde von ihm zum Diözesanmissionar ernannt, zugleich setzte er seine Studien an der Kiever Akademie fort. Als die Weiße Armee sich zurückzog, kam er auf die Krim und begegnete hier EB Dimitrij Abašidze von Taurien, der ihn zum Archimandriten und Vorsteher des Georg-Klosters bei Balaklava (Krim) ernannte. Bei der Eroberung der Krim durch die Sowjets wurden beide verhaftet, doch bald wieder entlassen. 1923 erschien Archimandrit Damaskin in Moskau und wurde hier von Patriarch Tichon zum В von Gluchov (an der Grenze der obi. ernigov und Kursk) als Vertreter des EB Pachomij (Kedrov) von ernigov geweiht. Seine Tätigkeit hier war kurz, aber stürmisch. Mehrere Male wurde er verhaftet, doch immer wieder vor Feiertagen entlassen.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010