Войково (Катерлез). Георгиевский Катерлезский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Георгия Победоносца Карта и ближайшие объекты В деревне Катерлез (ныне с. Войково), недалеко от Керчи, на возвышенности находился каменный монастырь св. вмч. Георгия. По преданию, начиная с 1788 г., 23 апреля на этой горе три года подряд благочестивый чабан удостаивался видения всадника на коне. На третий раз, когда видение скрылось, на камне, где стоял всадник, остались отпечатки человеческих стоп и копыт коня. Немного выше от этого места была обнаружена новая икона св. вмч. Георгия Победоносца, которую несколько раз переносили в церковь Иоанна Предтечи. Икона дважды невидимо возвращалась на место своего явления. В 1852 г. архиеп. Иннокентий предложил на горе, носившей имя св. Георгия, устроить часовню, а потом и монастырь. Уже через год почетными гражданами Керчи Н. Джинбековым и Ф. Созоновым часовня была построена. В 1855 г. во время Крымской войны она была разорена союзниками. В 1856 г. купец В.Я. Гущин принялся за устройство мужской обители. 23 апреля 1857 г. было завершено строительство церкви св. вмч. Георгия. В 1859 г. купец И.Е. Салатич построил одноэтажный корпус для братии. А в 1862 г. были завершены колокольня и небольшой двухэтажный дом настоятеля. С 1889 г. обитель быстро благоустраивается. К 1893 г. было сделано все необходимое для жизни братии. В 1895 г. устроены каменные въездные ворота с аркой и каменная стена по обе стороны ворот. В 1898 г., 22 октября, завершается строительство теплой церкви в честь свв. Антония и Феодосия Печерских. В монастыре хранились частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, св. Анфима, св. Павла Патриарха, св. Косьмы бессребренника, св. вмч. Пантелеймона, св. мч. Христофора, св. мч. Хрисанфа и св. мц. Фотинии и чудотворная икона св. вмч. Георгия. 20 марта 1900 г. Катерлезская мужская обитель была обращена в женскую. Часть его насельниц составили монахини крымского Топловского монастыря. В 1910 г. в нем числилось свыше 40 монахинь. В 1920 г. монашествующие были выселены и проживали в керченском подворье монастыря, при котором находилась Введенская церковь (район Центрального рынка). В феврале 1921 г. советская власть передала монастырские постройки под детский дом. Решением НКВД монастырь был ликвидирован в июне 1922 г. Здания монастыря были полностью разобраны на стройматериалы в 1924 г. Камень, на котором было явление св. вмч. Георгия, сохраняется и доныне, несмотря на попытки уничтожить (взорвать) его.

http://sobory.ru/article/?object=26595

Супонево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты Храм построен в центре села Супонево над обрывом высокого берега Десны. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее — это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. Что касается современного храма в поселке Супонево, то его здание было построено вместо обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан в 1828-1831 гг., но внутреннее благоустройство храма затянулось. Лишь в 1847 году был освящен придельный Алтарь во имя Святого Георгия Победоносца, а в 1852 году — главный алтарь во имя Спаса Нерукотворного. Храм не закрывался, за исключением 1941-43 гг., когда фашистские оккупанты устроили в нем конюшню. Из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге " Брянский Свенский монастырь " , изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году. Разумеется, ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В XVI-XVII веках здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю. Позднее - это вотчина Свенского монастыря с приходским храмом. В 1790 году священником супоневской церкви был назначен уроженец села Толмачёво Евсей Петров. Благодаря его стараниям в Супоневе началось строительство каменного храма. В 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила сельская деревянная церковь за ветхостью была опечатана, а для совершения церковных нужд супоневцы должны были ездить за 10 вёрст в Тешеничи и Толмачёво. Тогда прихожане начали собирать деньги на строительство нового храма и здесь же соорудили печь для обжига кирпича. Для строительства потребовалось 30 тысяч штук кирпича. Был составлен план строительства будущего храма, подобралась команда строителей-каменщиков и работа закипела. Закладка фундамента состоялась в том же 1828 году, а само здание церкви было выстроено в 1831 году. Однако работы по внутреннему благоустройству затянулись, и только в 1847 году был освящён придельный холодный алтарь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1852-м - главный тёплый алтарь во имя Георгия Победоносца. С этого времени храм стал называться Спасо-Георгиевским.

http://sobory.ru/article/?object=05016

Гремячево. Лихвинский Успенский Гремячев монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: 249131, Калужская область, село Гремячево, Свято-Успенский Лихвинский женский монастырь Координаты: 54.240318, 36.264941 Проезд: в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до оста ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда в сторону Оптиной пустыни, затем поворот на г. Суворов (8 км автобусом и 2 км пешком) На общественном транспорте: С Киевского вокзала г.Москвы до станции Калуга-1 на электропоезде или на автобусе с автостанции " Теплый Стан " . Далее с автовокзала " Калуга " на автобусе Калуга - Суворов до остановки " поворот на Гремячево " . От остановки до монастыря - 3 км. Время в пути из Калуги - 40 минут. Автобусы ходят с интервалом 1 - 1,5 ч. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский женский Гремячев монастырь существовал, по разным сведениям, с XV века, по другим - не позднее XVI как мужской Лихвинский Успенский Гремячев монастырь (г. Лихвин ныне - г. Чкалов). Есть сведения, что царь Алексей Михайлович, проездом на богомолие в г. Киев, останавливался в этом монастыре, т.к. ему очень понравилась местность. Впоследствии он пожертвовал деньги, на которые в 1673 году был выстроен Успенский собор. Братия обители в 1701 году отстроили храм в честь великомученика и победоносца Георгия. В 1764 году монастырь был упразднен, а храмы превращены в приходские. В 1935 году храмы закрыли, Успенский собор сделав хранилищем для удобрений, а Георгиевскую церковь тракторными мастерскими. В ограду монастыря загоняли сельхозтехнику, сровняв с землей многочисленные могилы вокруг храмов. В настоящее время в монастыре 4 насельницы - сестры Свято-Николаевского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. В обители нет ни воды, ни отопления, ни других коммуникаций, электросеть нуждается в полной замене. Храмы в плачевном состоянии, собор Успения Матери Божией в трещинах, без куполов, от фресок почти ничего не осталось, нужно перекрывать крышу. Колокольня дала крен, шпиль ее утрачен. Георгиевский храм требует капитального ремонта. Необходимо построить жилой сестринский корпус, трапезную и все остальные помещения, нужные для существования обители.

http://sobory.ru/article/?object=05240

Кострома. Знаменский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:1802. Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37б. Координаты: 57.755206, 40.948761 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Стоящая со стороны юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованная ограда с фигурными столбами, сооружённая в 1878 году. Точная дата постройки самой Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве " зимнего " храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и предметов декоративно-прикладного искусства в интерьере " летнего " храма. К Знаменской церкви с запада примыкает многоярусная колокольня, полностью уничтоженная в годы богоборчества, и воссоздана в конце 1990-х годов по проекту архитектора-реставратора Л.С. Васильева. Изначально Знаменский храм именовался Георгиевской церковью, которая имела два придела: в честь святых Космы и Дамиана - в трапезной и праведного Прокопия Устюжского - под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика - торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Великим Устюгом, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 год Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего была заново освящена в честь иконы Божией Матери " Знамение " . Приделы при этом были объединены и разместились в сооружённом вновь восьмерике храма, попасть в который можно было через колокольню и далее по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела и устройства столь необычного прохода к нему послужил, видидимо, Богоявленский собор (не сохранился) в Костромском кремле.

http://sobory.ru/article/?object=05961

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Предисловие Суздальский Ризположенский монастырь принадлежит к числу древнейших русских монастырей и замечателен, прежде всего, тем, что он был местом иноческих подвигов преп. Евфросинии, дочери князя Черниговского Михаила, замученного в орде. К сожалению, время и пожары истребили почти все источники для многовековой истории этого монастыря. С точностью даже неизвестно время первоначального основания этого монастыря; единственные сведения о первоначальной его истории заключаются в житии пр. Евфросинии, написанном лишь в половине XVI ст. и передающем одни смутные предания, хранившиеся в монастыре, о его первоначальной истории. О дальнейшей жизни монастыря также имеется чрезвычайно мало точных данных. В архиве Владимирской Духовной Консистории, в архиве упразднённого Суздальского Духовного Правления и Суздальской Духовной Консистории, а также в Московском Архиве Министерства Юстиции и Иностранных Дел и Синодальном найдены нами только очень не многие акты, касающиеся этого монастыря. В самом же монастыре, в скудном монастырском архиве найдены нами лишь разрозненные общие указы разного рода и разных учреждений после 1769 г., приходорасходные книги, заведённые для отчётности о казённых суммах, выдаваемых из казны, да две описи 1739–1741 г. и 1771 г. Таким образом, благодаря недостатку данных, историческая часть в силу необходимости должна быть краткой. Что касается до церковных и иных древних зданий обители и её ризницы, то в этом отношении Ризположенский монастырь представляет более благодарный материал для исследователя. Храмы Ризположенский XVI–XVII в. и Троицкий XVII в., колокольня, башни и св. ворота монастыря XVII в., украшенные разноцветными изразцами, представляют немало особенностей, важных для археолога, занимающегося изучением древнерусской архитектуры. Некоторые же предметы церковной утвари, шитые пелены, иконы и, в особенности, рукописное житие пр. Евфросинии, украшенное мастерскими миниатюрами, в списках XVII и в двух списках XVIII в., – представляют весьма ценные памятники древнерусского искусства. Входные ворота монастыря уже обратили внимание академика В. В. Суслова и изданы им в его академическом издании: «Памятники древнерусского зодчества». Прочие же памятники древнерусского искусства являются в печати впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Старая Ладога. Староладожский Успенский девичий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В центре архитектурного ансамбля Успенского монастыря возвышается церковь Успения Богородицы – постройка домонгольской эпохи. С 12 века храм был центром Богородицкого конца Ладоги. По основным внешним признакам Успенский храм близок Георгиевскому: одноглавый, кубический, трехапсидный, но имеет больший объем. В первозданном виде к основному объему с северного и западного фасадов примыкали каменные приделы, закрывающие порталы высотой почти до половины здания. К числу оригинальных особенностей храма относятся декоративные кресты под полукружиями закомар на западном фасаде. В полукружии центрального пролета сохранилась больная неглубокая ниша-голубец для росписи. В помещении храма, в западной части устроены глубокие полуциркульные ниши – аркосолии для погребений. Лестница на хоры устроена в толще западной стены. Церковь неоднократно подвергалась перестройкам. К началу 20 века она стояла с каменной папертью и колокольней. Северный фасад закрывал придел святой Варвары. Помещение обогревалось несколькими печами. Храм восстановлен в первозданном виде под руководством архитектора А.А. Драги. Изучением архитектуры и живописи храма занимались Н.И. Репников, М.К. Каргер, П.А. Раппопорт. На стенах и столбах в интерьере храма , в откосах оконных проемов сохраняются немногие фрагменты настенной живописи 12 века. Литература: Б.Г. Васильев Старая Ладога. Памятники архитектуры XII-XIII веков Л.; 1984. В.В. Астафьев Волховский исторический календарь. Волхов; 2001 К северу от Староладожской крепости располагается старинный Успенский женский монастырь. Он появился здесь не позднее начала XVI века. Особую известность эта обитель приобрела в связи с тем, что в начале XVIII века сюда была отправлена в заточение бывшая царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. В монастыре тогда разместили военный караул, сюда запрещался вход прихожанам, пострижение новых сестёр приостановилось. Жемчужина монастыря - собор XII века.

http://sobory.ru/article/?object=00124

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

12 мая 1822 г. по благословению еп. Тульского и Белёвского Дамаскина (Россова) каширский соборный прот. А. Преображенский заложил каменный храм вмч. Никиты рядом с одноименной деревянной кладбищенской церковью (1696), обветшавшей к нач. XIX в. Строительство велось трудами купца Руднева, с 1815 г. являвшегося старостой кладбищенского храма. Первоначально возведение храма осуществлялось на доходы от служб в небольшой каменной часовне (1818), устроенной Рудневым в районе Венёвской заставы Каширы, вероятно, для чтимой иконы вмч. Никиты. Но денег не хватало, родственники купца, в т. ч. и супруга, считали его намерение «нелепостию». По преданию, однажды, поругавшись с супругой, Руднев ушел из дома, заснул прямо на кирпичах у строившегося храма. Во сне купец увидел вмч. Никиту, к-рый, взяв его за руку, пообещал «споспешествовать» строительству церкви. Вскоре каширский мещанин Лидский, владевший одной из прилегавших к храму усадеб, предложил Рудневу выкупить ее за любую цену, потому что «жить в этом доме больше не может». Оказалось, каждую ночь Лидскому являлся некий воин и требовал «очищать место под церковь» ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 18-20). Руднев приобрел у Лидского усадьбу с постройками; еще несколько землевладельцев также пожертвовали участки. Руднев купил 18 дес. пахотной земли, выстроил сторожку, а затем 2-этажный корпус. Среди жертвователей церкви был и имп. Александр I, побывавший проездом в 1823 г. в Каширском у. Летом 1823 г. с трапезной стороны Никитского храма был освящен южный придел во имя вмч. Георгия Победоносца, в 1834 г.- северный во имя прор. Илии. Иконостас для Ильинского придела был привезен из упраздненной церкви с. Глазова. До освящения всей церкви богослужения совершались в Георгиевском приделе лишь по субботам и воскресеньям. До начала строительства каменного храма приход кладбищенской церкви был приписан к городскому собору, но указом Тульской духовной консистории от 15 апр. 1830 г. был восстановлен как самостоятельный. В 30-х гг. XIX в. был построен дом для клира, приобретена пахотная земля, в т. ч. 141/2 дес. было выкуплено у помещика Сорокина. С 1837 г. причту Никитской ц. дозволялось пользоваться доходами с 2 каменных и 2 деревянных домов, устроенных при часовне (1818) и сдаваемых в аренду. Руднев ежегодно выдавал клирикам жалованье (250 р.), а также на свои средства отапливал дом причта. В 1838 г. храму отошло с. Аладьино с 18 дес. пахотной земли, затем - Подгородная слобода. 1843-1919 гг.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Глава I. Истоки И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Появление первых монастырей в Киевской Руси В древнейших русских источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся лишь к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019–1054). Современник его, Иларион, с 1051 г. Киевский митрополит, в своем знаме-нитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира,— «Слове о законе и благодати», которое он произнес между 1037 и 1043 гг., будучи священником при дворе , говорил, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася» . Противоречие это можно объяснить двояко: вполне вероятно, что монастыри, которые упоминает Иларион, не были монастырями в собственном смысле, а просто христиане жили в отдельных хижинах вблизи церкви в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения , или, другая возможность,— составители летописи, которая включает в себя «Свод 1039 г.», имеющий весьма сильную грекофильскую окраску, склонны были недооценивать успехи в распространении христианства в Киевской Руси до прибытия туда митрополита Феопемпта (1037), вероятно первого в Киеве иерарха греческого поставления и греческого происхождения . Под тем же 1037 г. древнерусский летописец торжественным слогом повествует: «И при сем нача вера хрестьянска плодитися и раширяти, и черноризьци почаша множитися, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» . И дальше летописец сообщает, что Ярослав основал два монастыря: св. Георгия (Георгиевский) и св. Ирины (Ирининский женский монастырь) — первые правильные монастыри в Киеве. Но это были так называемые ктиторские, или, лучше сказать, княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Для Византии такие монастыри были обычным явлением, хотя и не преобладающим . Из позднейшей истории этих обителей видно, что древнерусские князья использовали свои ктиторские права на монастыри; особенно это сказывалось при поставлении новых настоятелей, то есть можно говорить о точном повторении характерных для Византии отношений между ктитором и основанным им монастырем. Такие монастыри обыкновенно получали наименование по имени святого покровителя ктитора (христианское имя Ярослава — Георгий, а Ирина — имя святой покровительницы его супруги); эти обители становились потом родовыми монастырями, они получали от ктиторов деньги и другие дары и служили им семейными усыпальницами. Почти все обители, основанные в домонгольскую эпоху, то есть до середины XIII в., были именно княжескими, или ктиторскими, монастырями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436435/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010