Из 14 больших шитых пелен и 16 малых под иконами и евангелиями до настоящего времени сохранилось 10 больших пелен и 9 малых: из больших не более пяти уцелели в своём первоначальном виде, прочие так или иначе перешиты и переделаны. Среди них по древности и по тщательности и высокому искусству шитья занимает первое место пелена с изображением преподобной Евфросинии с вышитым кругом тропарём и кондаком. Преподобная Евфросиния вышита в рост, в натуральную величину, в иноческом одеянии, с восьмиконечным крестом в правой руке и свёрнутым свитком в левой. Рисунок, по которому сделано шитье, необыкновенно тщательный, изящный и принадлежит хорошему мастеру иконописцу. Судя по тому, что фигура исполнена несколько продлинновато (8 голов слишком), черты лица сухи и немного вытянуты, а общий тон красок не резкий, а бледноватый, свойственный иконописи конца XVI и начала XVII века, время работы этой пелены нужно отнести именно к последней четверти XVI и никак не позднее первой половины XVII в. Поле или фон пелены шит золотом плотной гранью. Лик и ручки вышиты гладью шёлком телесного цвета (с серовато-матовым, а не желтоватым отливом, как в позднейшем шитье). Контуры широко открытых глаз, высоких густых бровей, тонкого носа, небольшого рта и подбородка, а также тонких, изящно сложенных ручек и пальцев, выполнены темным шёлком гладью же. Верхняя риза с епитрахилью (схима) и головным покровом (кукулем) и обувь из темной камки шиты шелками денежкой с крестиками; два малых четырехконечных креста на кукуле с 8-конечным в середине, два на плечиках ризки и 8-конечный на епитрахили с тростию, копием и кринами шиты золотом и серебром необыкновенно тонко и искусно. Исподняя риза бледно-серая («дичь») также шита шелками тем же узором. Крест в руках 8-конечный шит золотом крупной гранью. Венец, шитый золотом в денежку с одним стежком, обнизан в две верёвочки довольно крупным жемчугом; надпись преподобной вязью также вынизана жемчугом в жемчужных кругах. Блики и складки в одеждах помечены шитьём же темным шёлком. Кругом пелены по зелёной камке шиты золотом вязью тропарь и кондак преподобной Евфросинии. Текст тропаря и кондака несколько отличен от текста списков позднейшего письма служб: «тропарь преподобной Евфросинии глас д. Святая ти (вм. твоя) память Суждальскую страну веселит, верные вся созывает четный храм твой иде же ныне лежит всечистое (вм. всечестное) тело твое Евфросиния преподобная, моли Христа Бга спастися душам нашим». «Кондак глас в. Девства чистотою возжгла еси свещу (вм. светильник) своего разума и просветила еси душевную си (си нет) чистоту пощением плоть поработила еси духом же (вм. тем же) преподобная Евфросиния почитающе подвиг (и) трудов твоих молим тя моли Христа Бга нашего непрестанно о всех нас (вм. спастися душам нашим)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Три воздуха тафтяных красных, по ним кресты мишурные обложены тафтою жёлтою. Два воздуха волнистые по краям банберек, по ним кресты мишурные, третий камки жёлтой, обложен рудожёлтою камкою, по нему крест мишурный. Три воздуха бархатные малиновые, обложены пукетом кафейным, на нём травочки золотые из разного шёлку, кресты низаны жемчугом. Ризы разных материй Две ризы парчи золотой, травы серебряные, оплечья обложены позументом серебряным, подольники штофа голубого, по ним травы серебряные, при них шесть пуговиц серебряных. Ризы по белой тафте травы, серебряные и шёлковые, оплечья шито по малиновому атласу золотом, по оплечью блёсточки серебряные, позумент у оплечья мишурной, по камке красной подольник мишурной. Ризы перюеневые брусничны, по ним травы серебряные, оплечья обложено позументом золотым широким, на них крест позумента серебряного, при них три пуговицы серебряные, подольник штофный зелёный, по нему травы. Две ризы парчи, по ним золотые травы из разных шелков по чижовой земле, оплечья рытого бархата, крест того ж бархата, подольник дымчатой камки, а у других оплечья шитые по чёрному бархату золотом и серебром. Ризы люстриновые зелёные, оплечья пурпуровое, на нём нить серебряная, крест объяри золотой рудожёлтой, оплечья и подольник гасом мишурным. Ризы голубые гризетовые, оплечья люстриновое малиновое, крест позумента золотого, оплечья обложено позументом золотым, а подольник сеткой мишурной 55 . Ризы бархатные черные, оплечья пукетовое разных цветов, крест и оплечья обложено сеткою мишурною, подольник жёлтой камки. Ризы люстриновые черные, оплечья рытого бархата с кругами золотом, крест того ж бархата, вкруг оплечья обложено кружевом золотым, а подольник мишурным 56 . Ризы объяринные жёлтые, оплечья и подольник зелёные травчатые, крест того ж штофа, оплечья обложено гасом серебряным. Ризы объяри полосатой, оплечья штофное голубое травчатое, крест позумента золотого, подольник объяри зелёной. Ризы гризетовые кафеиные, оплечья объяри голубой струйчатой, обложен и крест позумента золотого, подольник камки зелёной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Пелена серебряная насыпная объяринная, на ней крест золотой. Пелена объяринная жёлтая золотая, по ней крест и обложена сеткой серебряной, подложена тафтою голубою. Пелена атласная малиновая, по ней крест и по краям позумент мишурной. Пелена бархатная малиновая, по ней крест серебряный, по краям обложена тафтою голубою. Пелена камки цвета осинового, обложена красной камкою, по ней сетка золотая. Пять пелен разных цветов, кои надлежат к аналоям под образы. Пелена гризетовая малиновая, по ней крест мишурной, обложена тафтою цветною. Пелена двух сортов, обложена жёлтою камкою, по ней крест мишурной 49 . Пелена вишнёвая тафтяная, по ней крест мишурной. Пелена зелёного изарбата, по ней крест золотой, обложена изарбатом красным. Пелена собранная из разных цветов, обложена камкою жёлтою, по ней крест позумента мишурного 50 . Воздухи Три воздуха шитые по басу золотом и серебром, лица обложены жемчугом. Три воздуха объяринные золотые рудожёлтые, обложены объярью белою, в них кресты низаны жемчугом. Три воздуха штофные, обложены изарбатом шелкотравным, в них кресты позумента золотного. Три воздуха штофные, обложены объярью жёлтою, в них кресты позумента золотого. Три воздуха цвета пурпурова, по ним травы серебряные, в них кресты сетки серебряной обложены объярью золотою рудожёлтою. Три воздуха штофные с травами золотыми, обложены штофом белым, в них кресты позумента серебряного. Воздух бархатный красный, обложен кружевом серебряным широким, на нём крест с окружием низан жемчугом. Воздух бархатный малиновый, обложен кружевом серебряным золотом, на нём крест золотого позумента. Воздух бархатный же малиновый, по нему крест золотного позумента, около обложен кружевом серебряным с золотом с городами широким. Три воздуха бархата чёрного, кресты позумента золотого, по краям обложено пукетом кафеиным, по ним травы золотые да вкруг кружево серебряное. Три воздуха парчи серебряной, по ним кресты шиты золотом, обложены объярью алою, по ним шиты травы золотом и серебром, по краям обложены гасом серебряным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Но в особенности, это стремление к натурализму миниатюриста XVIII в. видно в палатном письме, пейзажах и др. аксессуарах миниатюр. В рукописи Древлехранилища и в монастырской 1785 г. художник до очевидности копирует храмы, стены и святые ворота Ризположенского монастыря так, как они есть, но делает эго крайне неудачно и вызывает одно неприятное чувство в зрителе, благодаря неумелой технике; тогда, как миниатюрист XVII века, изображая стилизованный храм, идеализируя его формы, вполне достигает своей цели, вызывая в зрителе известное нужное ему настроение. Изображая рождение Феодулии (Евфросинии) в виде реальной бытовой картины, миниатюрист XVIII в. сразу лишает это событие его священной торжественности, которое мы видим в миниатюре XVII в. Даже наивная манера древнего иконописца представлять сразу и наружный фасад здания и внутренний разрез его, допущенная миниатюристом XVIII в., при стремлении его в тоже время к реальности порождает в зрителе лишь одно убеждение в полной технической неопытности художника. Стилизации неба, облаков, земли, рек, и вообще ландшафта в миниатюрах списков 1785 г. и Древлехранилища нет. При изображении всего этого видно стремление к натуральности, что лишает изображаемые предметы их чудесности и вызывает в зрителе не то настроение, какое получается при рассматривании миниатюр XVII века. Что касается технической стороны миниатюр XVIII в., то во всех трёх списках жития XVIII в., не исключая и списка Общ. Люб. Др. Письм. техническое исполнение рисунков гораздо ниже по своим художественным достоинствам техники миниатюр древнего списка жития XVII века. Очерк в экземпляре Общ. Люб. Др. 1 Письм. сделан чернилами хотя и тонкими штрихами, но неуверенной рукой, не везде правильно, вероятно сведён с шаблона: в миниатюрах же экземпляра Древлехранилища и 1785 года очерк сделан грубо: толстыми чертами выцветшими серовато-грязными чернилами. Во всех трёх экземплярах жития XVIII в. раскраска сделана наскоро, небрежно и хотя везде есть растушёвка, но она исполнена неумело. Фигуры людей в экз. 1785 г. и Древлехр. коротки, лица одутловатые с претензией на верность природе; в экз. же Общ. Люб. Др. Письм. встречаются фигуры слишком длинные и нескладные. Мастера XVIII в., иллюстрировавшие эти рукописи, весьма мало разнообразили и краски. Они употребляли более всего ярко красную краску, затем зелёную, синюю и жёлтую – комбинирования красок у них не замечается и у них нет такого тонкого вкуса, каким обладал иллюстратор жития XVII в. Все краски, за исключением красной, мутны, не ярки и наложены часто на манер лубочных картин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

47 миниатюра . Подаяние богатым ризы пр. Евфросинии. Палаты и одноглавый храм. Пр. Евфросиния не принимает ризы (красной), подаваемой богатым (средовек). В списках XVIII в. – то же. 48 миниатюра . Пр. Евфросиния поучает богатого. Те же палаты в несколько иной комбинации; тот же богатый, что и в предыдущей миниатюре, только без ризы в руках – во всех списках жития. 49 миниатюра . Изгнание пр. Евфросинией из девицы беса. Палатное письмо тоже, что и в предыдущей миниат. Две боярыни (в шубах и белых платках) привели отроковицу (в красном платье); пр. Евфросиния при игуменьи (обе в нимбах) и монахинях изгоняет беса из девицы. Бес (мохнатый, весь зелёный с крыльями, волосы дыбом в один вихор) вылетает изо рта девицы. В копиях Общ. Люб. Др. Письм. и 1785 г. – то же; в сп. Д-ща чудо иллюстрировано ближе к тексту жития. Преп. Евфросиния поднимает за руку девицу, поверженную бесом, который тут же и вылетает изо рта девицы; боярыня-мать одна (как и в тексте) благодарит, кланяясь ниц преподобной за исцеление дочери. 50 миниатюра . Пр. Евфросиния научает некую жену, упавшую ей в ноги, добродетели. Интересно палатное письмо в этой миниатюре. Ср. у Султанова: «Образцы древ.-русск. зодчества» 19 стр., т. VI, ч. 30 и др.). Архитектор найдёт в этой и других миниатюрах этой рукописи драгоценный материал для истории древнерусского зодчества, и может заимствовать многие из архитектурных мотивов палатного письма для построек в русском стиле. В позднейших списках – то же; но палатное письмо беднее. 51 миниатюра . Пр. Евфросиния избавляет Суздаль от труса. «Град Суждаль» (то же, что и в миниат. 34). Пр. Евфросиния с инокинями молится. В верхнем правом углу миниатюры за отчёркнутой линией небо; зелёные кучевые облака с завитками внутрь сегмента и сияние; в сиянии Спаситель, Божия Матерь и святые. В левом углу миниатюры, в куче густых облаков, изображена обнажённая фигура летящего ангела с трубой в руках; из трубы исходят лучи – трус. Изображение труса в этом виде ведёт своё начало от отдалённой древности и выработано апокалипсической иконографией (см. у Ф. Буслаева . Русский лицевой апокалипсис. М. 1884 г., стр. 240, 295 и др.) В копии 1785 г. ангел одет; в экз. же Д-ща ангела – труса и грома – нет; на облаках изображены только Спаситель, Божия Матерь и святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Так как иконопись имела предметом большею частью мир идеальный, превыспренний, горний, небесный, то художник, обыкновенно, поступал так, как поступал творец канонов и служб и составитель житий русских святых. Как последний, изображая земную житейскую обстановку святочтимого святого, идеализировал её, заимствуя образы и даже сам слог и выражения из библии и византийской житийной литературы, так и иконописец, иллюстрируя житие святого и вообще изображая священные сюжеты, не находил возможным передавать натурально в красках на миниатюре, или на иконе черты будничной земной действительности, а всячески старался отвлечь фантазию от этой действительности и нарисовать образы идеальные, заимствуя для того формы или из древнехристианских и византийских памятников искусства, или идеально перерабатывая черты этой земной обычной обстановки особым способом. При рассматривании древних икон и иллюстрации древнерусских рукописей нас, воспитанных на произведениях современного натуралистического искусства, неприятно поражают эти фантастические деревья, здания, одежда и вообще вся бытовая обстановка изображений, полная условности и нередко далёкая от действительности. Многие ошибочно приписывают эту условность неумелости древних художников, несовершенству их художественной техники. Между тем, это – требование иконописного стиля, который имея дело с небесным, сверхчувственным, в целях назидания возводил фантазию читателя в идеальный мир посредством этих фантастических образов, иногда просто иконописных символов. В данной рукописи древнерусский художник – иллюстратор жития пр. Евфросинии, когда ему нужно было изобразить напр. монастырскую келью, где жила святая подвижница или монастырский храм, где она молилась, никогда не изображает той кельи, образец который он мог видеть в современных кельях, – или того современного ему монастырского храма, который мог существовать без реставрации, и в тех же формах, как и при жизни святой, – но непременно идеализировал их: бревенчатая келья превращалась в воображении художника и на иллюстрации в фантастическое каменное здание (палату) восточной архитектуры, иногда даже с плоской кровлей, с круглыми окнами (см. таблицу 3 и др.): монастырский храм лишь кой-где удерживал свои типические признаки, согласные с действительностью, в деталях же разукрашивался и видоизменялся в фантазии и на иллюстрации художника-иконописца часто до неузнаваемости. Так же поступал иконописец и при изображении ландшафта, изображая в окрестностях г. Суздаля причудливые гребни фантастических гор и деревьев, формы которых заимствованы им из чуждой художнику восточной природы, а иногда и прямо созданы идеально настроенной фантазией иконописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Архитектор Фёдор Иванович Афуксениди (5 апреля 1961, Красная Поляна, Краснодарский край — 20 ноября 2019, Сочи, Краснодарский край) — советский и российский архитектор; заместитель Главного архитектора города Сочи (2010—2018); член Союза архитекторов России. Список храмов, которые построил Фёдор Иванович Афуксениди (или с его участием) Краснодарский край Церковь Николая Чудотворца Сочи, город, Молдовка Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2000 и 2008 Церковь Харалампия Магнезийского (новая) Сочи, город, Красная Поляна Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 1992 и 2003 Троице-Георгиевский женский монастырь Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2000 и 2007 Троице-Георгиевский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Умягчение злых сердец " Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2006 и 2008 Троице-Георгиевский женский монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2000 и 2007 Троице-Георгиевский женский монастырь.Часовня иконы Божией Матери " Утоли моя печали " Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: 2005 Троице-Георгиевский женский монастырь. Церковь Уара Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2000 и 2003 Троице-Георгиевский женский монастырь . Церковь Пантелеимона Целителя Сочи, город, Лесное Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: не ранее 2010 Церковь Иоанна Златоуста на горе Бытха Сочи, город, Сочи Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2005 и 2010 Часовня Софии, Премудрости Божией в микрорайоне КСМ Сочи, город, Сочи Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2004 и 2005 Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в санатории " Зелёная Роща " Сочи, город, Сочи Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 1998 и 1999 Церковь Пантелеимона Целителя в микрорайоне КСМ Сочи, город, Сочи Архитектор: Ф.И. Афуксениди Год постройки: Между 2004 и 2008

http://sobory.ru/architect/fiafuksenidi

Новые храмы и монастыри В минувшем году в нашей Церкви появился 21 новый монастырь, – 10 мужских и 11 женских. Священный Синод благословить открыть обители во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Рязанской, Самарской, Ставропольской епархиях, а также в Башкирии, Бурятии, Дагестане, Карелии, на Камчатке и в Молдавии. Наиболее важным, пожалуй, является воссоздание Успенской Саровской пустыни, где подвизался знаменитый на весь православный мир русский святой – преподобный Серафим Саровский. Возрожденная пустынь будет находиться в самом центре закрытого города ядерщиков Сарова, храм обители построен на месте кельи преподобного. При обители создан также скит, где будут испытываться желающие поступить в Успенскую пустынь послушники. Кроме того, открылись следующие обители: Николо-Радовицкий и Николо-Берлюковский мужские монастыри (Московская епархия); Казанский женский монастырь в г. Рязани; Мужской монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона в г. Петропавловске-Камчатском; Ильинская Водлозерская пустынь близ деревни Куганаволок (Республика Карелия); Крестовоздвиженский женский монастырь в г. Кизляр (Республика Дагестан); Марфо-Мариинский женский монастырь в с. Ира Кумертаусского р-на (Республика Башкирия); Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в с. Троицкое (Республика Бурятия); Георгиевский женский монастырь в Предгорном районе (Ставропольская епархия); Александровский мужской монастырь в г. Суздале (Владимирская епархия); мужской монастырь в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших, в г. Черепанове (Новосибирская епархия); Никольский мужской монастырь в р. п. Саргатка и Серафимовский женский монастырь в с. Татьяновке (Омская епархия); Симанский Спасо-Казанский женский монастырь в г. Острове и Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь в с. Финева Гора (Псковская епархия); Покровский женский монастырь в с. Лукино (Нижегородская епархия); Богородичный Казанский мужской монастырь в с. Винновка (Самарская епархия);

http://pravoslavie.ru/700.html

Абабковский Николаевский Георгиевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Абабковский во имя святого Великомученика Николая единого от воин и великомученика Георгия женский монастырь — православный женский монастырь Выксунской епархии Русской православной церкви. Находится на правом берегу Оки, в селе Абабково Павловского района Нижегородской области. Николаевский Георгиевский женский монастырь — один из десяти монастырей, основанных по благословению преподобного Серафима Саровского. Содержание История [ править править код ] Николаевский Георгиевский женский монастырь — один из десяти монастырей, основанных по благословению преподобного Серафима Саровского. Его основание относится к 1818 году, когда, по благословению саровских старцев близ села Абабкова поселилась благочестивая странница Лукия Масленникова, принявшая постриг с именем Лампадия. Здесь она стала подвизаться в строгих иноческих подвигах. Благодаря помощи местной помещицы Наталии Прокофьевой, которую на сие начинание благословил преподобный Серафим, близ Абабковского кладбищенского Георгиевского храма была основана небольшая богадельня, где и поселилась инокиня Лампадия с сестрами. Через пять лет, после ее смерти, богадельню возглавила ее родственница Евдокия Титова, которая в 1848 году преобразовала богадельню в общину, а через 10 лет — в обитель. Трудами благочестивого Муромского купца Николая Акифьева был построен первый храм — в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами великомученика Георгия Победоносца и мученика Николая Воина, единого от 40 севастийских мучеников. По его завещанию на его же средства был построен больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1855 году территория монастыря была обнесена каменной оградой. В 1858 году в обители были произведены первые монашеские постриги. Первой была пострижена в мантию начальница обители Евдокия Титова с именем Палладия, через несколько дней она была возведена в сан игумении с вручением ей посоха.

http://azbyka.ru/palomnik/Абабковский_Ни...

Во время I-й мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры. В 1930-х годах монастырь упразднили, в каменном Преображенском храме разместили склад, в братском корпусе — сельскую школу. В 1939 г. уничтожили Богоявленский храм, в 1941 г. Преображенский храм открылся как приход, в 1990 г. братский корпус был возвращен Церкви, в 1993 г. приход обращен в монастырь. Дата основания: 1575. Адрес: с. Тригорье, Житомирский р-н., Житомирская обл., 12422 Телефоны: +38(0412) 46-20-04 Подробнее... Свято-Георгиевский Городницкий мужской монастырь и женский монастырь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " [ править править код ] Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь Городницкий во имя Великомученика Георгия Победоносца ставропигиальный мужской монастырь был известен уже с середины 16 века. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) Городница была разрушена. Храм был сожжен, монашеская община погибла. В 1891 году при церкви основан женский монастырь. В 1914 г. небольшая женская община была упразднена, учрежден мужской монастырь. Во время трагических послереволюционных событий прошлого века, в 1923 г. монастырь был закрыт, Георгиевский собор разорен,а его корпуса разрушены. Симеоновская церковь взорвана. Лишь после Великой Отечественной войны в 1945 было разрешено открыть Свято-Георгиевский храм как парафиальную церковь. Монашескую же жизнь (в то время тайную в условиях государственного атеистического режим) удалось возродить здесь лишь в 1979 году. Дата основания: 1891. Адрес: пер. Монастырский, 1, пгт. Городница, Новоград-Волынский р-н., Житомирская обл., 11714 Телефоны: +38(04141)6-53-52 Подробнее... Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) [ править править код ] Свято-Васильевский женский монастырь Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины. В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Житомирская_об...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010