Ноябрь. 4, Четверток. В 8 часов пополуночи я просил патриарха Кирилла служить литургию в Архангельском монастыре в храмовой праздник и по окончании богослужения откушать у меня хлеба и соли. Он обещался. 6, Суббота. Звал всех архиереев обедать у меня в день] праздник архангела Михаила. Обещались. Неаполийский архиепископ Самуил сказывал мне, что в кафедральном городе его Неаполе (Набулузе) два христианина и 16 жен и детей христианских померли от холеры, а магометан 800 в нынешнем году. Эта моровая болезнь там прекратилась. 7, Воскресенье. Глаза мои болят сильно. Однако, я служил у себя обедню и после нее, по здешнему обычаю, поднес хлеб и соль патриарху Кириллу и наместнику его, петроаравийскому митрополиту Мелетию, ради храмового праздника в Архангельском монастыре. 8, Понедельник. Блаженнейший владыка, его наместник Мелетий, газский архиепископ Филимон, я, архимандрит Георгиевского монастыря Анания, о. Феофан и арабский священник Михаил, все мы соборно служили литургию в данном нам монастыре и в 12-м часу обедали у меня. К обеду пришли архиереи неаполийский Самуил и филадельфийский Иоанникий, да архимандриты: Герасим, Никифор, Софроний и арабские священники. Снеди и вина подавали мои студенты. За обедом патриарх рассказывал, какие обряды были соблюдены при избрании и возведении его на патриарший престол 321 . Он же говорил вот что о покойном александрийском Феофиле. Его любил и жаловал Мегмет Али, паша египетский. У него был неизлечимый чирей на шее. И он, по совету врачей, отправился на свою родину, на острове Патмосе, на иждивение названного паши. Это было в 1818 году. Когда же произошло восстание греков, тогда до Порты дошел слух, будто Феофил приехал на Патмос для того, чтобы бунтовать островских греков. Порта запросила о нем Мегмета Али и он ответил ей, что патриарх живет на Патмосе для излечения своего недуга. Однако, Порта повелела возвратить его в Каир или удалить от патриаршества. Феофил подал письменное отречение от своего престола. 9, Вторник. Празднуя память Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Синода от 25 августа 1824 г. из Александроневской лавры ежегодно высылалась сумма, остающаяся от неполного комплекса соборных иеромонахов, такой суммы напр. за 1824 г. прислано 560 р., за 1828 г. 744 р. 61 коп., за 1833 г. 768 р. 88 к., за 1835 г. – 563 р. 75 к. и т. д. 5) Были и пожертвования на бедных учеников от разных лиц – единовременные, или внесенные в банк на обращение процентами. Митрололит Михаил 1820 г. внес в сохранную казну Опекунского совета 3000 руб. на вечное обращение, чтобы на проценты с них содержать одного из бедных семинаристов, который должен прозываться Михайловым. На эту стипендию в первый раз был принят воспитанник Андрей Алиенов, поступивший потом в 1823 г. в спб. духовную академию, впоследствии профессор с. петербургской семинарии. Потом на этой стипендии состояли: Гавр. Георгиевский, Ив. Шабров, Еф. Флоринский (в янв. 1832 г.). – В 20-х же годах от протодиакона Заводского завещан капитал в 3200 р. Еще ранее (1811 г.) поступило пожертвование от священника Мизеровского. В 1818 г. московского Новоспасского монастыря назначен, иеромонах Паисий пожертвовал на бедных учеников семинарии 1000 руб., полученные им в награду за труды по строительному комитету, учрежденному для построения дома спб. дух. академии. На проценты с этой суммы положено, в силу резолюции викария, ректора академии, епископа ревельского Филарета: «покупать назидательные книги для раздачи отличнейшим из бедных учеников при открытых испытаниях, что было бы и пособием и поощрением». Впоследствии (1837 г.), по предложению инсп. Антония, из этой суммы покупались иаградные книги для старших, отличающихся исправностию по своим обязанностям. – В 1833 г. купеческая жена Харавина, по внушению своего духовника, пожертвовала в пользу бедных дух. воспитанников 50 пуд. воску, на сумму 1650 руб. – В 1837 г. аптекарь Гроссман пожертвовал на содержание бедных воспитанников 273 р. 75 к. В 1840 г. митр. Серафим внес в сохранную казну для обращения на вечное время из процентов 2142 р. 85 к., сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время этой бури утонули 11 судов противника, в их числе знаменитый «Принц». Ураганный ветер сорвал крыши с многих зданий обители, повредил церковь и колокольню, погнул крест на храме святого Георгия. Это было настоящей бедой, из-за бедности монастырь не сразу смог восстановить пострадавшие строения. Но с Божьей помощью трудолюбивые монахи постепенно отстроили обитель, возродили чудесный сад и виноградник. А теперь расскажем о покровительстве Свято- Георгиевскому монастырю Государей Российских. Особым образом связан Свято-Георгиевский монастырь с Императором Александром I, который посещал обитель дважды — в 1818 и в 1825 году, питал особое почтение к настоятелю митрополиту Агафангелу. Именно после встречи с владыкой Агафангелом в октябре 1825 года Александр Павлович направился в Таганрог, где, согласно официальной версии, скончался 28 ноября 1825 года, а согласно народной молве, ныне подтверждаемой историками, отправился в странствования под именем Федора Кузьмича и ныне прославлен в лике святых как преподобный старец Феодор Томский. Таким образом, именно посещение Георгиевского монастыря сыграло важную роль в судьбе Александра Благословенного. В монастыре считали и считают, что Император заезжал далеко не случайно к хорошо знакомому митрополиту Агафангелу накануне судьбоносного решения. 10 сентября 1837 года монастырь посетил Император Николай I с супругой Александрой Федоровной, наследником Александром Николаевичем и Великой княжной. А месяц спустя обитель обозрела Великая княгиня Елена Павловна. 5 августа 1861 года монастырь посетил Император Александр II с Государыней Императрицей и Августейшими детьми. В ходе осмотра обители Государь пожертвовал 500 рублей на устройство нового настоятельского дома с мезонином. Далее Александр II отведал воды из Георгиевского источника и назвал ее лучшей в Крыму. После этого для императорской семьи в дорогу был налит бочонок хрустально чистой водицы. Несомненно, бывал в монастыре и Император Александр III. Но особенно запомнилось старожилам посещение обители последним Самодержцем Российским.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

По плану новая церковь строилась двухпрестольной. Главный храм по освящении в 1818 г. стал носить имя святого великомученика Георгия Победоносца. К середине 1830-х церковь обрела холодный придел. Его освятили во имя Покрова Божией Матери в 1835 г. До своего закрытия в ХХ в. храм конструктивным переделкам не подвергался. К началу ХХ в. в состав прихода Георгиевской церкви помимо села Мироново входили деревни Бучина, Клепинина, Забегалова, Липина, Гостькова и Луковая. Храм имел две деревянные приписные часовни. Первая находилась Клепиной и была освящена в честь Вознесения Господня. Вторая располагалась на въезде в Гостькову и носила имя двух святых: равноапостольных Константина и Елены. В самой Гостьковой была построена каменная часовня, однако, за неимением иконостаса, осталась не освященной. Дабы здание не простаивало, в нем расположилась церковно-приходская школа грамоты. С началом Гражданской войны Урал и Сибирь оказались в самом ее эпицентре. Летом 1918 г. Красная власть объявила о мобилизации в ряды своей армии. В Мироново по грубым подсчетам контингент «призывников» составил бы около 2000. Но мужчины, недавние солдаты Первой Мировой, отказывались брать оружие, игнорируя большевистские указы. Красными это воспринялось, как бунт. В одном из абсурдных отчетов говорилось, что люди «…сконцентрировались в селе Мироново, с целью уклониться от службы, хотя они не были вооруженные, а на селе играли в городки». Чтоб подавить восстание, красногвардейцы сосредоточили у села несколько отрядов с пулеметами. Организаторами протеста были объявлены священники из Мироновского и Лягушинского. Отец Иоанн (Шишов) и отец Иосаф (Панов) числились штатными священниками церкви во имя святого Георгия Победоносца. 26 августа 1918 г. к ним подошли солдаты Красных Орлов с приказом следовать в штаб полка в село Егоршино. На вопрос о причинах бойцы заметили, что на священников поступил донос об антисоветской агитации. Выехав за приделы Миронова, красногвардейцы приказали священникам и сыну отца Иосафа Сергею (тот окончил Пермскую Духовную семинарию) спешиться, встать в шеренгу и молиться. Через мгновение за приказом последовал ружейный залп. Постановлением Священного Синода от 17 июля 2002 г. священники Иоанн (Шишов) и Иосаф (Панов), а с ними - служитель лягушинского храма отец Константин (Попов) прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=11342

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Данило Павлович был стольником при Петре Великом. Тридцать четыре Морковых и Марковых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Никифорович († 5 декабря 1778), от брака с Прасковьею Фёдоровною Кутузовой (рождение 19 октября 1711 † 1774), имел трёх сыновей, из коих средний, Аркадий Иванович (рождение 6 января 1747 † 29 января 1827), один из умнейших людей и из самых знаменитых дипломатов своего времени, был, при Екатерине Великой, посланником в Голландии; временным посланником в Париже, где споспешествовал миру 1783 года между Франциею и Англиею; потом членом коллегии иностранных дел, тайным советником, кавалером святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени и возведён, вместе с братьями своими, Императором Германским Францом II, 2/13 июня 1796 года, в Графское Римской Империи достоинство. Граф Аркадий Иванович имел в то время большое влияние на дела дипломатическая. В последствии, с ноября 1796 года по 1801 год он жил в отставку в деревне. Император Александр I, вскоре по восшествии своём на престол, принял его в службу действительным тайным советником и назначил послом в Париж где, в двух летнее пребывание свое (18011803), граф Морков, один из всех дипломатов, в Париже в то время находившихся, умел держать в почтении пылкого и дерзкого Наполеона I. В это время он получил Андреевскую ленту, а в последние годы жизни своей находился членом государственного совета. Он женат не был, и Высочайшим указом 29 апреля 1801 года 273 Император Александр I дозволил воспитаннице его, Варваре Аркадьевне, наследовать его имя, графский титул и имение: Она вышла за князя Сергия Яковлевича Голицына. Старший брат его, граф Николай Иванович (рождение 2 октября 1743 † 9 мая 1811), служил генерал-майором и от брака с Прасковьею Васильевною Скворцовою (рождение 2 мая 1755 † 14 октября 1800) оставил двух дочерей: графиню Прасковью Николаевну († 14 июля 1832), за генерал-майором князем Андреем Михайловичем Оболенским, и графиню Варвару Николаевну, за Михаилом Петровичем Римским-Корсаковым. Младший брат, граф Ираклий Иванович (рождение 2 ноября 1753 † 26 марта 1829), блистательный сподвижник Суворова, находясь майором преображенского полка и генерал-майором, получил, в 1794 году, Георгиевскую звезду 2-й степени. При Императоре Павле он был генерал-лейтенантом и инспектором кавказской инспекции. В 1812 году, избранный московским дворянством в начальники московского ополчения, граф Ираклий Иванович снова отличился на поле ратном и получил Александровскую ленту. С воинскими способностями, с мужеством беззаветным, он сочетал благороднейшее сердце, характер прямой, бескорыстный и был истым витязем без страха и без упрёка. Он женат был на графине Наталие Антоновне Миних; имел трёх сыновей, из коих двое старших скончались холостыми: 1) граф Ираклий Ираклиевич († 1841); 2) граф Николай Ираклиевич (рождение 1798 † 1818) и 3) граф Аркадий Ираклиевич 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В 1932 году церковь была закрыта, чудотворная икона перенесена в Спасо-Преображенский собор. Позже в здании разместилось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1993 году в церкви начались богослужения, здание было передано Санкт-Петербургской епархии. Из книги: Крюковских А. П. Петербургские храмы. - Санкт-Петербург. Издательство: " Паритет " , 2008 Скорбященская церковь, что за Литейным двором, каменная, без особой колокольни. В 1711 г. на настоящем месте храма императором Петром I был выстроен дворец для сестры его царевны Наталии Алексеевны, в северо-восточной части которого была выстроена церковь во имя обновления храма Воскресения Христова, почему она и называлась Воскресенской. Настоящая же каменная церковь заложена в 1817 г. и освящена 24 октября 1818 г. с переименованием ее из Воскресенской во имя Божией Матери всех скорбящих Радости. Престол в ней один. Причт первоначально состоял из одного священника и двух причетников. В 1733 г. назначен еще один священник, в 1761 г. назначен диакон, в 1798 г. – пономарь, впоследствии уравненный с прочими причетниками, в 1848 г. назначены еще один священник и один причетник. К церкви принадлежат: каменный двухэтажный дом, два деревянных дома и один такой же флигель, в которых помещается церковный причт и отдаются помещения в наем частным лицам, доходы с таковых в количестве до 2 680 руб. обращаются в общую церковную сумму. Священно-церковно-служители жалования не получают, а довольствуются доходами, получаемыми от исправления церковных треб, и пользуются процентами с капитала в 5 102 руб., пожертвованного разными лицами в разное время. Настоятель, протоиерей Василий Михайлович Гиляровский… в 1845 г. рукоположен во священника к церкви призрения малолетних бедных в Спб., в 1872 г. возведен в сан протоиерея, в 1876 г. перемещен к сей церкви, в 1889 г. утвержден настоятелем сей церкви, в 1892 г. перемещен благочинным из 6-го столичного округа во 2-й округ… Протоиерей, магистр Николай Григорьевич Георгиевский… в 1857 г. возведен в степень магистра, в том же году перемещен в Спб. духовную семинарию профессором, в 1860 г. рукоположен во священника к сей церкви, в 1884 г. возведен в сан протоиерея… Протоиерей Лев Иоаннович Богдановский… в 1858 г. рукоположен во священника к Петропавловской церкви при Николаевском Инженерном училище, в 1871 г. возведен в сан протоиерея, в 1889 г. перемещен к сей церкви…

http://sobory.ru/article/?object=01546

В 1701 г. при Царе Петре I, обретены мощи св. Князя Глеба нетленными и положены на вскрытии 30 ноября того же года; в 1755 г. переложены из каменного гроба 39 в серебряную раку, которая в 1818 г. июня 20, заменена новою, богатою сребропозлащенною. Мощи св. Князя Глеба находятся ныне на южной стороне храма, близ придельного алтаря, посвященного его имени. Память св. Кн. Глеба празднуется 20 Июня, в день его преставления. 3. Святой Благоверный Великий Князь Георгий II Всеволодович 40 Св. Благоверный Князь Георгий II, сын Всеволода III; родился 1189 года. В 1212 вступил на Великокняжеский престол. В 1221 г. болгары взяли г. Устюг, находившийся в зависимости у Владимирских Вел. Князей. Вследствие сего, Георгий Всеволодович посылал против болгар брата своего Святослава, который разбил их, и они клятвенно подтвердили мир. Вел. Князь посылал вспомогательное войско Новгороду против немецких рыцарей. Вскоре после сего сами новгородцы навлекли, было, на себя его негодование своим криводушием; он пошел против них, но мирные переговоры не допустили до брани. В 1226 г. Георгий Всеволодович с племянниками своими, Василием и Всеволодом, ходил на помощь к шурину своему, Черниговскому Князю Михаилу, против Курского Князя Олега, завладевшего Черниговом. Киевский Князь Владимир Рюрикович, узнав о сем, послал к враждующим Князьям Митрополита Кирилла, который советом и благоразумными убеждениями своими окончил ссору их миром. В 1236 г. Георгий ходил в Мордву для завоевания оной и возвратился с успехом. Но сему Князю суждено было встретиться с неприятелями другого рода. За хребтами уральских гор в привольных степях жил дикий, кочевой народ – монголы, о которых русские долго не слыхали. В 1237 г. вождь монголов, Батый, осенью переправился чрез Волгу с многочисленным войском; обратил в пепел все встретившееся ему на пути; разбил русскую дружину близ Коломны; сожег Москву, жителей ее предал мечу, a Георгиева сына Владимира взял в плен. Вел. Князь увидел, сколь опасны сии неприятели и, поручив защиту столицы сыновьям своим, Всеволоду и Мстиславу, сам с тремя племянниками, детьми старшего брата своего Константина, и с малою дружиною удалился в Ярославскую область; расположился станом на берегах Сити, впадающей в Мологу, и начал собирать войско для отражения неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Мещовский иеромонах Иларий (Память 12 июля).н6 Об иеросхимонахе Мещовского Георгиевского монастыря Иларии сохранились очень скудные сведения. Он родился в первой четверти 19-го столетия (1818–19 г.г.) и назывался Иваном Петровичем. Родители его были мещане г. Раненбурга Рязанской губернии. Он с детства уделял время на подготовление к прасольству. Юношей он состоял в цехе прасолов г. Раненбурга. Здоровье и силы в эти годы у него были цветущие. К 19–20 годам своей жизни он составил решение уйти из мира в монастырь. На решение это очень повлияло такое обстоятельство. В один из праздничных дней до поздней обедни он вышел за город и стал поджидать крестьян, едущих на базар. Полагал купить у них повыгодней продукты, но, делая это, он являлся нарушителем постановления городского правления. В Раненбурге не открывалась торговля на базаре до звона к поздней обедне. Приторговал воз товару какого-то. Как раз в это время к ним подошел неизвестный господин в форменной фуражке и стал перебивать воз. Прасол Иван укорял перебивчика. Чиновник отпихнул Ивана; Иван ударил того по лицу. У чиновника показалась кровь. Иван бросился бежать. Обиженный догнал и отдал Ивана в полицию: Иван был посажен в тюрьму до окончательного решения дела. Родители Ивана очень опечалились. И сам он стал оплакивать свой грех в стенах тюрьмы. Любивший читать, он просил родных приносить ему книги в тюрьму. В числе книг было и св. Евангелие. Читая его, Иван особенно проникся чувством покаяния и пришел к мысли о поступлении в монастырь, если Господь устроит его освобождение из тюремного заключения. Между тем, чиновник тоже стал сожалеть о сделанном и при его содействии Иван при разборе дела был оправдан, и выпущен на свободу. Освободившись из заключения, Иван на 20 году от роду сообщил родителям о своем намерении поступить в монастырь. Родители дали свое согласие и даже отправились с ним за благословением к старцу Петропавловского монастыря в Раненбурге – Нафанаилу. О. Нафанаил одобрил намерение Ивана. Тем не менее, поступление в обитель за некоторыми семейными делами отложено было на некоторое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010