Поддубное. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Костромская губерния, Костромской уезд, Гридинская волость, село Николо-Трестино. В селе церковь Св. Николая и церковно-приходская школа. Церковь построена в 1790 году. Зданием кирпичная – пятикупольная в связи с такою же колокольнею и куполом над нею. Имеется приходское кладбище - в 500 метрах от церкви. Прихожанами церкви были жители деревень Пушкинской и Гридинской волостей. Книга: Список населённых мест Костромской губернии. Изд. Кострома, 1908 г. Впервые церковь в “приселке” Тростино (Трестино), бывшем в то время вотчиной московского Новинского Введенского монастыря, упоминается в 1617 г., когда здесь стояли два построенные монастырем деревянных храма – Никольский (летний) и во имя св. вмц. Параскевы Пятницы (зимний). В конце 80-х гг. XVIII в. взамен деревянных был возведен каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1790 г. Храм имел три престола: в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной; правый – во имя прп. Геннадия Костромского и Любимоградского и св. вмц. Екатерины; левый – во имя св. вмц. Параскевы Пятницы (первый и третий престолы перенесены из деревянных церквей, а второй, по-видимому, был устроен храмоздателями в честь своих небесных покровителей). Главная святыня храма – местночтимый, по преданию явленный, образ свт. Николы. В 1901-1921 гг. настоятелем церкви служил один из самых выдающихся священнослужителей Костромского края XX в. – протоиерей Павел Федорович Острогский (1877-1937 гг.). Храм в Николо-Трестине относится к числу немногих церквей района, избегших в советское время закрытия... " Николаевская церковь села Трестина, устроенная в 1790 году иждивением прихожан, зданием каменная, с таковыми же колокольней и оградою. Кладбище в ограде при церкви. Престолов три: в летнем храме - во имя святителя Николая чудотворца; в зимнем: северный - во имя преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, и святой великомученицы Екатерины; южный – в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. Из местных святынь замечателен образ святителя Николая, по местному преданию, явленный.

http://sobory.ru/article/?object=03113

Ахметовым, с акимом Жамбылской области К.Н. Кокрекбаевым, с акимом Карагандинской области Е.Ж. Кошановым, с акимом Акмолинской области М.К. Мурзалиным, с акимом Северо-Казахстанской области К.И. Аксакаловым, с акимом Костанайской области А.Б. Мухамбетовым, с акимом Актюбинской области Б.М. Сапарбаевым, с акимом Западно-Казахстанской области А.С. Кульгиновым, с акимом Атырауской области Н.А. Ногаевым; губернатором Костромской области С.К. Ситниковым, а также о посещении Успенского кафедрального собора Астаны членом Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности М.В. Козловым и делегацией Парламента Республики Сингапур во главе со спикером Халимой Якоб. Глава Митрополичьего округа выступил с докладом о праздновании по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 145-летия учреждения Туркестанской епархии в Астане и Алма-Ате. Участниками юбилейных торжеств стали гости-архипастыри из России, стран СНГ и дальнего Зарубежья, представители государственных органов власти Казахстана и России, лидеры общественных и этнокультурных объединений, главы дипломатических миссий. Еще одной темой выступления митрополита Александра стало его паломничество к святыням Тверской, Костромской и Вятской митрополий. Управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий рассказал членам Синода о проведении в Астане второго заседания Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью и о своем участии в церковных, государственных и общественных мероприятиях: в заседании комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по богословию и богословскому образованию, в XVI заседании Секретариата Съезда мировых и традиционных религий, в Международной научно-практической конференции «Язык и литература в тюркско-славянском взаимодействии: взгляд из современности», в заседании круглого стола «Традиционализм и социальная идея в современной России». Преосвященный Геннадий сообщил о состоявшейся в рамках визита в Астану делегации Коптской Церкви встрече с министром по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаевым. Также епископ Геннадий — ректор Алма-Атинской православной духовной семинарии — выступил с докладом о деятельности духовной школы в 2016-2017 учебном году. Журналы заседания Синода Православной Церкви Казахстана будут опубликованы после их утверждения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (см. статью 9 главы XIII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Митрополичьего округа представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси»). Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4955102.ht...

Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Прп. Геннадий Костромской. Икона. 1-я треть XVIII в. (частное собрание) Вскоре после ухода прп. Корнилия Г. с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал вел. князь. Возможно, Василий III предоставил мон-рю также налоговые льготы - известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная Г. в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. 5014), в к-рой упоминается аналогичная более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм - во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни Г. получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Будучи настоятелем обители, Г. наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги «и кресты железныя, тяжкие чепи». Согласно житию, Г. всюду ходил пешком. преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна вышла замуж за Иоанна IV. В 1549 г. «старець Генадий Сарарайскые пустыни» стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460). Г. является автором «Наказания и поучения», адресованного помимо братии Преображенского мон-ря также игум. Ипатиевского мон-ря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают отразившуюся в «Наказании» заботу Г. о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг «насильством не обидети» крестьян, а «такоже и ложных словес» на них «игумену или старцем не износити». Прп. Геннадий Костромской. Икона 1893 г. (ЯИАМЗ)

http://pravenc.ru/text/162062.html

49) Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век. Спб. Печатано в тип. Иверсена. 1837. (8) 54 стр. Кролевец. 50) Краткое описание Рыхловской пустыни, или пустынно-рыхловского Николаевского общежительного мужеского монастыря, со дней явления чудотворного образа святителя Христова Николая на том месте, где в последствии устроен сей монастырь, до настоящего времени. Выбранное из разных старинных рукописей, истории, указов и Высочайших грамот, хранящихся в оной пустыни, тщанием и трудами архимандрита Мельхиседека. М. В Унив. тип. 1844. (8) 144 стр. С двумя гравир. видами монастыря и изображением серебряного ковчега. После истории и описания монастыря, большую часть книги (стр. 49–144) занимает Устав монастыря. Лух (заштатный город Костромской губернии). 51) Описание Николаевского Луховского Костромской епархии третьеклассного мужского монастыря, составленное из подлинных монастырских бумаг в 1836 году. М. В Синод. тип. 1836. (8) 85 стр. Макарьев. 52) Описание Макариева Унженского Костромской епархии третьеклассного мужского монастыря. Составлено из подлинных монастырских бумаг в 1834 году. М. В Синод. тип. 1835. (8) 176 стр. и заглавный лист. 1) О начале монастыря, стр. 1. 2) О зданиях, стр. 14. 3) О вкладах, стр. 37. 4) Грамоты, стр. 65–176. Москва. 53) Роспись Московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, придельных и домовых, внутрь и вне царствующего града состоящих. Печатано в тип. Имп. Моск. Университета. 1778. (12) 84 и 6 (неп.) стр. 54) Путеводитель к Московской святыне. Составил Д. Струков. М. В тип. Александра Семена. 1850. (8) 226 стр., с тремя рисунками. В книжке четыре отделения. 1) Описание чудотворных икон и св. мощей и мест, где они находятся. 2) Описание всех храмов Московских, по алфавитному порядку, с указанием, сколько в каждом престолов и в чье имя построены. 3) Указание в храмах празднеств по числам. 4) Сведение о всех крестных ходах, как соборных, так и бывающих в монастырях. На рисунках изображены: гвоздь Господень (хранящийся в Успенском соборе), Никольская башня в 1812 году, окт. 11, монета, которая, по преданию, есть одна из числа тридцати сребренников, взятых Иудою, когда он предал Спасителя, и перстень св. Алексия митрополита, подаренный ханом Золотой Орды в благодарность за исцеление жены его Тайдулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Церковь во имя прп. Геннадия Костромского 1999 г. и колокольня 1715, 1831 гг. Фотография. 2005 г. В XIX-XX вв. мощи прп. Геннадия покоились под спудом в Преображенском соборе. В 1-й четв. XIX в. над местом его погребения была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала икона прп. Геннадия. Во 2-й пол. XIX в. на средства любимского купца И. С. Михина была изготовлена и установлена новая серебряная рака. На праздник Преображения Господня, в дни памяти прп. Алексия, человека Божия (17 марта), и прп. Геннадия (23 янв., 19 авг.) в Г. м. приходили жители зап. уездов Костромской губ. и вост. уездов Ярославской губ., у стен мон-ря устраивались Преображенская и Алексиевская ярмарки. В 1905-1913 гг. на престольные праздники в Г. м. регулярно совершал богослужения архиеп. Ярославский св. Тихон , буд. Патриарх Московский. В 1919 г. Г. м. был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сент. 1920 г. мощи прп. Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский губ. музей, в к-ром пребывали до сер. 30-х гг. XX в. (к 2005 их местонахождение неизвестно). В 1928 г. Преображенский храм был закрыт, с нач. 30-х гг. в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». В 30-х гг. были разобраны на кирпич ограда со св. вратами и 5 башен, в 1961 г.- 2-этажный братский корпус, в 1964 г.- пристроенная к Преображенскому собору теплая ц. во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 г.- придел прп. Сергия Радонежского. В Алексиевской ц. до сер. 60-х гг. располагался склад ядохимикатов. 7 окт. 1995 г. Г. м. был возобновлен, наместником назначен иером. (с 2000 г. игум.) Евфимий (Дебабов; † 2005 г.). Летом 1997 г. постройки Г. м. (за исключением бывш. гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, выкопанным, по преданию, прп. Геннадием, построен деревянный храм во имя прп. Геннадия Костромского, в к-ром 1 сент. 1999 г. архиеп. Ярославский Михей (Хархаров) совершил 1-й водосвятный молебен, 23 июня 2000 г. игум. Евфимий с братией - 1-ю Божественную литургию. Планируется восстановление Алексиевского храма. При Введенской ц. в дер. Павловке Любимского р-на организовано подворье Г. м. В мае 2005 г. в Г. м. проживали 3 монаха и 10 послушников.

http://pravenc.ru/text/162044.html

2166 На епархии не был: «...Преосвященный Симон управлял своей епархией не выезжая из С.-Петербурга, где оставался как член Св. Синода и как, по всей вероятности, любимец и советник Двора. ... Ученая знаменитость своего времени...» (Сырцов И., прот. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования, 1745–1898. Кострома, 1898. С. 7, 18). 2168 «...1757 г. Преосвященный Геннадий подвергся опале и уволен на покой в Спасский Новгород-Северский монастырь, где и скончался в 1758 г. апреля 28....» (Сырцов И., прот. Ук. соч. С. 20). 2179 Вторая дата – определение на покой и назначение временно управляющим последующего иерарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 147, л. 1). На покое проживал в Иваново-Вознесенске (в кон. 1918 г.). Скончался в 1922 г. 2181 По Архиереи Русской Православной Церкви... С. 761, назначен на кафедру в 1922 г. Ранее пребывал на покое настоятелем Николо-Бабаевского монастыря Костромской епархии. Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – дата отпадения в обновленческий раскол. 2182 Первая дата – дата назначения (определение Св. Синода и Св. Патриарха – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 14). Мог быть хиротонисан на Ивановскую кафедру (см. Иваново-Вознесенская) днем ранее, а затем сразу же переведен в Кострому по насущной в этом необходимости. Вторая дата – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 298. 2183 Упоминается в списках Н. Кирьянова от августа 1924 года (см. Приложение 8. С. 882) как «архиепископ Вологодский», следовательно, мог быть переведен в Кострому только после августа 1924. 2184 Архиепископ. Когда удостоился этого сана, не известно. Дважды отпадал в обновленческий раскол и дважды приносил покаяние Святейшему Патриарху Тихону. По ММЛ РПИ, с 1920 г. на Костромской кафедре, что неверно, т. к. до 03(16)06.1922 ее занимал Серафим (Мещеряков). Вторая дата – дата ареста. По ММЛ РПИ, скончался в 1934 г. 2186 Архиепископ. Вторая дата – дата ареста, после которого приговорен к 5 годам ссылки. Скончался 08(21)08.1938, по одной версии – в ссылке в г. Кандалакша, по другой – в Ярославской тюремной больнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский , в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа). По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая) и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии " Геннадиевым монастырем " . Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584-1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: " Стремитесь к свету, а тьму оставляйте " . Скончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года, а 19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление.

http://patriarchia.ru/db/text/909849.htm...

От имени казахстанских иерархов епископ Каскеленский Геннадий огласил приветственный адрес по случаю пятилетия служения митрополита Александра в Казахстане. Старейший архиерей Казахстана — архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний — во внимание к многолетним трудам на благо святой Церкви вручил главе Казахстанского митрополичьего округа орден преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских. От клириков и паствы Астанайской епархии со словами поздравления к главе Православной Церкви Казахстана обратился благочинный Астаны архимандрит Сергий (Карамышев). Приветственный адрес министра культуры и спорта Республики Казахстан А. Мухамедиулы по случаю принесения Феодоровской иконы Божией Матери в Алма-Ату и пятилетия пребывания митрополита Александра на Казахстанской кафедре огласил руководитель Комитета по делам религий РК Г.Н. Шойкин. На протяжении всего дня в Софийском соборе совершалось молитвенное поклонение перед Феодоровской иконой Царицы Небесной. 6 марта в акимате города Алма-Аты состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и участников принесения в южную столицу Казахстана Феодоровской иконы Божией Матери с акимом А.С. Есимовым. Во встрече приняли участие: епископ Костромской и Галичский Ферапонт, председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков, глава города Костромы Ю.В. Журин, секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, помощник митрополита Е.С. Сидоров; со стороны акимата — заместитель акима города Алма-Аты З.Ж. Аманжолова, главный инспектор акимата города по вопросам работы с религиозными объединениями В.А. Иванов. В ходе встречи А.С. Есимов проинформировал членов костромской делегации о жизни Алма-Аты, отметив, что в масштабах страны город обеспечивает пятую часть валового регионального продукта и пятую часть внешнеторгового оборота. Градоначальник поделился планами развития инфраструктуры города. В разговоре было отмечено взаимодействие между светскими органами власти и руководством традиционных религий — Ислама ханафитского направления и Православия, утверждаемое в Казахстане политикой Президента Республики Н.А. Назарбаевым.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4009023...

Преподобный Геннадий Костромской происходил из Литвы. С юных лет он полюбил храм Божий, за что родители называли его церковником. Тайно оставил родительский дом, поселился было в Новгороде, в Свирской обители св. Александра, но св. Александр направил его к св. Корнилию Комельскому, в вологодские леса. По времени св. Геннадий ушел в костромской лес, на Сурское озеро, и здесь основал обитель. Он любил заниматься писанием икон, коими и украсил свою обитель. Господь удостоил его дара чудотворения и прозрения будущего. Он предсказал Анастасии Романовне, что она будет царицей. Св. Геннадий скончался в 1565 г. В 1646 г. были открыты нетленные его мощи, кои покоятся в его обители под спудом. 23-е число Вспоминается Шестой Вселенский Собор, бывший в г. Константинополе в 681 г., против лжеучителей: патриарха Антиохийского Макария и Римского папы Гонория и других, признававших в Иисусе Христе одну волю. Эти еретики называются монофелитами, с греческого – одновольниками. 24-е число Преподобная Ксения, в мире Евсевия. Она была единственной дочерью римского сенатора. С достижением Ксенией совершеннолетия, родители хотели выдать ее замуж; избран был жених, и назначен день бракосочетания. Но она обручила себя Христу и накануне брака тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками. Прибыв в Александрию, девы поселились на острове Коа и начали подвижническую жизнь, скрывая от всех, кто они и откуда пришли. Здесь, для сей же цели, святая переименовала себя из Евсевии в Ксению. Живя на острове, девы молились, чтобы Господь послал им старца-руководителя в подвижнической жизни, и Господь послал настоятеля Андреевской обители из города Миласса, в Карийской стране. Св. Ксения со своими сподвижницами переселилась в Миласс и здесь основала обитель. Пребывая в постоянных трудах, она соблюдала строгий пост и благодетельствовала всем. Имела в высшей степени глубокое смирение, по которому считала себя хуже и грешнее всех. Скончалась св. Ксения во время молитвы в храме. В минуту смерти ее над обителью виден был венец, блиставший яснее солнца, а при погребении произошло много чудес. Жила св. Ксения в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Др. иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса?). Здесь, как и в более поздних произведениях, у Г. длинная, узкая на конце борода, на голове - островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены «золотопробельным» письмом, на верхнем поле - поясной образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова исполнена икона кон. XIX - нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут, фон - пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху - образ Спаса Нерукотворного. Прп. Геннадий Костромской с житием. Икона. Нач. XVII в. (частное собрание) Прп. Геннадий Костромской с житием. Икона. Нач. XVII в. (частное собрание) Отдельную группу составляют изображения Г. вместе с др. святыми. Так, напр., в молении с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте надпись: «Иван Яйцов С. С.») - наиболее ранний образец иконографии Г. с куколем на голове. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура Г. встречается в навершии Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах, нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина (ГТГ)). В 1886 г. выполнена икона «Избранные костромские святые» (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая из ц. свт. Николая Чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших мон-рей Костромского края, среди них - Г. в 1-м ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию Дома Романовых, хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус. блгв. князья, тезоименитые святые и «небесные предстатели» членов царской династии, в числе к-рых - Г. со сложенными на груди крестообразно руками, 6-й справа вверху.

http://pravenc.ru/text/162062.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010