прп. Геннадий Костромской Поучения преподобного Геннадия Костромского Скачать epub pdf Поучение преподобного отца нашего аввы Геннадия ко братии и ко всем людям. В Великую лавру Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы Ипатскую обитель, еже о Христе брату и присному пастырю словесных овец игумену Вассиану, также и Спасовой обители нашей паствы строителю Иосифу и всему братству нашему. Говорю вам, духовные мои братья и спостники, уже мне день при вечере и секира при корне, уже отхожу к судилищу Христову. Ради святых заповедей Господних, не забывайте меня, когда молитесь, но когда видите мой гроб вспоминайте мою любовь и молитесь ко Христу, да учинит мой дух с праведными. Вы же, чада мои, бойтесь Бога и повинуйтесь наставникам вашим во всем, по словам апостола. Царя православного почитайте, святителей ублажайте, им же повинуются все игумены духовной совестью. Вы же, чада мои, живущие в обители Спасове, повинуйтесь игумену, которому поручится паства наша, и вы, братья мои, во всем покоряйтесь ему в послушании: еще же молю и завещаю, не исходите от места сего без благословения настоятеля. Не прекословьте брат с братом, угождайте свету, а тьму оставляйте. Будет же ваше житие по преданию святых отцов, и как нам писал преподобный отец наш Корнилий, как здесь в обители наше смирение обретается, как инокам подобает жить. Тебя же молю, игумен благочестивый Вассиан, не оставь обитель сию верой своей: вы же, братья мои и чада, не разоряйте общего нашего предания, и собора церковного не отлучайтесь. Первая мерзость монаху, в церковь не приходить: пришедши в церковь, стойте, не глумитесь, не судите. Также и в келейной молитве не изнемогайте, да не расслабится плоть ваша с душой, и труд ваш не погибнет: обленением сатана лукавый хочет монаха живым свести в ад. Молю же вас, братья мои и спостники, не ленитесь во всяких монастырских службах, не скорбите и не унывайте в трудах ваших: за свои труды ешьте и пейте. На пастыря не ропщите, ропотливый чернец исчезновение себе творит. Также слова учительные со вниманием слушайте, благие и добрые дела творите, и ленивых на службу подвизайте, также и на молитвы: святыни Божией не отлучайтесь. Если монах шесть недель святыни не причастился, не монах. Еще же вас, братья мои, молю, не крадите монастырские орудия, ни хлеба, ни овощей, не износите за монастырь, по своей похоти. Одежду имейте одинаковую, по келиям пищи всякой не имейте, из трапезной хлеба не выносите, кроме большой необходимости и немощи. Питайтесь за общим столом и все одинаково: в подобное время, на трапезе не объедайтесь, не упивайтесь: это мерзко Богу и плоти отягчение и болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pouchenija-p...

Сандогора. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь, Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты Возникновение большого села Сандогора, вытянутого вдоль высокого левого берега р.Кострома, по-видимому, относится к нач. 18 века. В предшествующее время эти земли входили в состав вотчины Костромского Спасо-Запрудненского монастыря. Изначально основным занятием жителей было не земледелие, а рыбный и пушной промыслы, ремесло и торговля. Развитию последней способствовало судоходное движение по реке от Костромы до Буя. Экономическому расцвету поселения благоприятствовало также соседство с почитаемым в этих местах Спасо-Геннадиевым монастырём, стоящим на противоположной стороне реки и привлекавшим множество богомольцев. Несколько раз в год у стен монастыря проходила ярмарка. Ко 2-й четв. 19 в. положение Сандогоры было настолько прочным, что в 1829 г. средствами прихожан в южной части села на берегу реки был возведён каменный пятиглавый храм с трёхярусной колокольней, сменивший деревянную шатровую церковь в честь Святой Троицы. В каменный храм перенесли три престола из деревянной церкви: 1) в холодном четверике - в честь Святой Живоначальной Троицы, в тёплой трапезной 2) во имя свт. Николы, 3)во имя прпп. Сергия Радонежского, Геннадия Костромского и Любимоградского и Феодосия Тотемского. Появление престола во имя преподобных Геннадия и Феодосия связано с находящимся в нескольких верстах от Сандогоры за р.Костромой Спасо-Геннадиевым монастырём, основатель которого, прп.Геннадий, очень почитался в Костромском уезде, а прп.Феодосий Тотемский был очень почитаем в южных уездах Вологодской и северных уездах Костромской губерний. Стоящий на берегу р.Костромы Свято-Троицкий храм в Сандогоре относится к числу немногих церквей района, избежавших в советское время закрытия. Характерный для этих мест сельский храм в запаздывающих по времени формах плоскостного позднего барокко, сохранивший убранство интерьера. Возведенная в 1829 г. на средства прихожан кирпичная и побеленная по известковой обмазке церковь стоит в южной части села на берегу р. Кострома. В 3-й четв. 19 в. с трех сторон (кроме северной, речной) церковный участок был окружен кирпичной и также покрытой обмазкой оградой с воротами с запада и калиткой — с востока.

http://sobory.ru/article/?object=24099

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра Ваши Преосвященства! В декабре 2000 года Священный Синод, реализуя определение Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде, образовал Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Перед новообразованным Отделом были поставлены следующие основные задачи: 1. Осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных Отделов по делам молодежи и координация их работы. 2. Вовлечение молодежи в церковное служение. 3. Организация взаимодействия с общественными и государственными институтами, заинтересованными в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. 4. Проведение Всецерковного Съезда православной молодежи и иных общецерковных мероприятий. 5. Организация информационно-издательской деятельности Отдела. Председателем Отдела по делам молодежи был утвержден архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) , заместителем председателя стал архимандрит Геннадий (Гоголев) , ректор Костромской духовной семинарии. Прежде чем перейти к рассказу о деятельности Синодального Отдела по делам молодежи, хотел бы отметить, что на протяжении всего периода работы, во всех своих начинаниях, мы ощущали благосклонное внимание и деятельную поддержку Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II, без мудрого руководства которого нам не удалось бы совершить очень многого. За истекший период времени в соответствии с поставленными задачами Отделом по делам молодежи были осуществлены следующие мероприятия:

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Геннадия Костромского 930 Память 23 января Преподобный Геннадий, названный во святом крещении Григорием, был единственным сыном боярина по имени Иоанна и жены его Елены, живших в Литовской земле 931 . Григорий с детства любил посещать церковь Божию и постоянно пребывал среди церковного клира, посещая все службы. Родители были недовольны таким поведением сына и говорили ему: – Зачем ты так делаешь? Разве ты – сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми. Довольно с тебя ходить в церковь вместе с нами, а остальное время быть дома и в общении со сверстниками; особенно же не должно лишать себя покоя ночью. Но Григорий отвечал: – Любезные родители, не докучайте мне такими речами: я не хочу заниматься детскими играми. Бог творит, что хочет, а человек, что может; Дух же Святой наставляет всякого человека на путь истинный. С тех пор Григорий стал помышлять о том, как бы ему уйти в русскую страну и там поселиться в какой-либо святой обители и подвизаться подвигом добрым. И вот, улучив благоприятное время, он ушел от родителей, снял с себя светлое платье и отдал бедным, а от них взял рубище и оделся в него. Проходя литовскую землю, пустыни, села и города в виде странника и пришельца, он много претерпел бед и напастей от злых людей. Однако, хранимый Богом, он дошел до русской земли, пришел в великий и славный царствующий град Москву и обходил его, притекая к ракам святых чудотворцев, проникая во святые обители и рассуждая, где бы ему постричься и предаться молитве. В Москве он нашел себе друга по имени Феодора, молодого, но богобоязненного и также искавшего пострижения. Из Москвы они вместе отправились в Великий Новгород и там ходили по святым местам и церквам, и обителям. Из Новгорода они отправились на реку Свирь в пустыню к подвижнику преподобному Александру и стали усердно просить его: – Мы желаем, святой отец, Господу Богу молиться: облеки нас Христа ради в монашеское одеяние. Преподобный Александр обратился сначала к другу Григориеву Феодору и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1. Миссия и начало соборного движения 1.1. Земские реформы и идея соборного движения В последней четверти XIX века в связи с развитием местного самоуправления, которое началось после земской реформы, прошли три областных архиерейских совещания, посвященных проблемам миссии. В начале XX века эти собрания стали называться архиерейскими соборами. Церковные публицисты начала XX века, говоря о необходимости возвращения к соборному управлению, обычно указывали на важность этого условия для исполнения учительных функций Церкви. В активизации приходской жизни, развитии церковных братств и участии мирян в жизни Церкви видели средство для того, чтобы церковная проповедь была услышана всеми. И приходящиеся на конец XIX века первые опыты проведения соборов были также связаны с решением миссионерских проблем. О созыве архиерейских соборов заговорили в 6070-е годы XIX века. Толчком к этому послужила, по всей видимости, земская реформа. В результате развития органов местного самоуправления многие вопросы стали решаться обществом, а не государством. Мысль о необходимости проведения областных соборов была высказана высочайше учрежденным 12 января 1870 г. Особым комитетом для преобразования духовно-судебной части. Подготовленный комитетом проект был разослан епархиальным архиереям. Многие из них поддержали предложение о регулярном созыве таких соборов. Так, например, епископ Костромской Платон (Фивейский) 15 в своем отзыве писал: Во всех сословиях теперь образуются съезды для решения дел, их касающихся. Почему ж только одни епископы не собираются для решения дел церковных, тогда как это требуется с самого начала Церкви священными правилами. 16 В том же духе высказался и епископ Тамбовский Палладий (Раев) 17 : Тогда как в отечестве нашем разные общества и учреждения пользуются правом собрания для обсуждения своих дел, русские православные епископы не имеют взаимного общения, не имеют обмена мыслей, необходимого по важности церковных дел, в чем упрекают нашу Церковь представители и писатели других христианских вероисповеданий. Собрание епископов в таких священных городах как Москва и Киев не только напомнило бы собою, но и воскресило бы древние частные соборы и оказалось бы весьма полезным по вопросам догматическим, законодательным, административным, миссионерским, по всем вопросам, касающимся внешнего и внутреннего состояния Русской Православной Церкви. Такие соборы были бы вполне сообразны и с достоинством сей последней. Они своими соображениями и совещаниями давали бы материал для Святейшего Синода и сообщали бы новое, столь желательное движение русской церковной жизни. Собрание таких местных частных соборов в настоящее время и при нынешних путях сообщения не представит ни малейших затруднений. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

23. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 1-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской . Сщмч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского. Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря) . Собор Костромских святых. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову . Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела) поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Триоди, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды), и новомучеников – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 3 . На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди) . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Новый доме Евфрафов...» , «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди) . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-05/

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Житие Корнилия Комельского Подготовка текста и комментарии А. Г. Сергеева, перевод А. А. Романовой Житие св. Корнилия Комельского – памятник вологодской житийной литературы второй половины XVI в., посвященный св. Корнилию (ок. 1456–1538 гг.), основателю Введенского Комельского монастыря на юге Вологодского края, недалеко от современного г. Грязовец. Монастырь быстро превратился в крупный духовный центр; согласно сохранившимся известиям среди учеников св. Корнилия было 8 основателей севернорусских монастырей – общерусских или местночтимых святых (святые Кирилл Новоезерский, Геннадий Костромской, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Иродион Илоезерский, Даниил Шушгорский, Симон Сойгинский, Зосима Ворбозомский). Житие известно в нескольких редакциях XVI–XIX вв.: Ранней, Основной, редакции с чудом 1651 г., Сийской, Архивской, Сокращенной, Особой, трех проложных редакциях. Ранняя редакция Жития возникла, по-видимому, на основе уже существовавших записей о поучениях и чудесах святого в 60–70-е гг. XVI в. В 1589 г. Житие было дополнено иноком Корнилиева монастыря Нафанаилом, создавшим таким образом Основную редакцию. Текст Жития издается по старейшему из известных списков, содержащему текст Ранней редакции: РНБ, Кирилло-Белозерское собр., 28/1267, последняя четверть XVI в., л. 1–73 об. МЕСЯЦА МАЯ В 19 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО КОРНИЛИЯ, ОСНОВАВШЕГО НА КОМЕЛЬСКОМ ЛЕСУ ПРЕСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕЧИСТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И В НЕМ ОБЩЕЕ ЖИТИЕ СОЗДАВШЕГО Подобает православным христианам на пользу исследовать жития святых мужей, и из тех словес извлекать пользу, по сказанному: духовное к духовному прилагается и помня, чему те учат, стараться понемногу подражать земной их жизни, возводя душу, насколько возможно, к ревности . Здесь в монастыре пребывая, мы слышим, что многие помышляют и говорят: «как за малое время эта святая обитель столь процвела и устроилась»; особенно же , видя порядок, благоустроение и великое благочиние. И каждый из них просит: дайте нам написанное житие святого старца нашего, господина нашего Корнилия, так как слышим от многих, живущих вокруг, о знамениях, бывающих от гроба святого старца Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > III международный фестиваль " Небо славян " С 31 июля по 10 августа в России и Белоруссии проходил III международный фестиваль " Небо славян " 03.11.2006 527 Время на чтение 6 минут Вот и стал достоянием истории очередной, третий по счету международный фестиваль " Небо славян " , проходивший по традиции в живописном пригороде Витебска, в православном оздоровительном лагере с символичным названием " Дружба " . Ничто иное, как дружба собирает здесь в первые дни августа ребят из разных городов и весей России, Беларуси и Украины . Песенный фестиваль в этом году был дополнен множеством интересных и многообещающих проектов, среди которых наиболее ярким, бесспорно, было представление ролевой игры " Русское Царство " , реконструирующей эпоху Руси XVI века. Программа фестиваля обогатилась и участием в ней скаутов-разведчиков, конкурсом палаточных городков и мастер-классом игры на гитаре. Уже второй год проходит военно-спортивная эстафета, а порядок и безопасность обеспечивают молодые казаки. Безусловно, значимым событием явился проходивший в рамках фестиваля II Собор Славянского Молодежного Союза (СМС) под председательством наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрита Назария (Лавриненко). С посланием от Председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата РПЦ архиепископа Костромского и Галичского Александра выступил на Соборе его помощник, ректор Костромской семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев). Члены Правления Собора рассказали о богатой на события годичной работе СМС и наметили основные стратегические направления на предстоящий год. Венцом этого фестиваля стало освящение креста на месте закладки будущего храма в честь иконы Божией Матери " Воспитание " на территории лагеря " Дружба " , которое возглавил Преосвященнейший епископ Петр в сослужении белорусского и российского духовенства под вдохновенное пение молодежных ансамблей: " Незабудки " из Саратова и " Православный родничок " подмосковного села Кудиново.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/03/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 15.05.1550), прмч. (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, 21 мая - в Соборе Карельских святых, а также в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых). Основные источники сведений об А. О.- житие прп. Александра Свирского (РГБ. Унд. 1253. Л. 91 об.- 95 об.; РГБ. Тр. 629. Л. 330 об.- 331), «Сказание о преподобном отце нашем Андриане Чудотворце» (Архив Валаамского монастыря. Ф. 1. Оп. 7. (СПб., подворье Валаамского мон-ря)), «Описание о российских святых», монастырские предания, собранные и записанные Е. В. Барсовым, сообщение Никоновской летописи. В житии прп. Александра сказано, что А. О. происходил «из московской земли», а в новгородскую Обонежскую пятину был прислан вел. кн. Иоанном III Васильевичем «на поместье» (РГБ. Унд. 1253. Л. 93-93об.). Помещик Андрей Никифорович Завалишин упоминается в писцовых книгах Обонежской пятины за 1496 г. (Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 г. Л., 1930. С. 77-78). Однажды, во время охоты преследуя оленя, А. Завалишин увидел келью прп. Александра Свирского и с тех пор стал часто бывать у преподобного, внимал его наставлениям, приносил ему хлеб. Вскоре А. Завалишин оставил свое имение и по примеру прп. Александра удалился в Валаамский мон-рь , где принял постриг с именем Адриан. Здесь он провел неск. лет, а затем по благословению прп. Александра избрал для уединенного пребывания каменистый мыс на вост. берегу Андрусовской бухты Ладожского оз. Через нек-рое время к нему собрались ученики и была основана обитель (см. Андрусовская во имя свт. Николая муж. пуст .). Мон-рь возник не позднее 1533 г., поскольку известна жалованная грамота вел. кн. Василия III († 1533) Адриановой пуст. «Сказание» об А. О. сообщает, что преподобный обратил к покаянию 2 разбойников. Один из них, по имени Ондрус, жил со своими товарищами на о-ве Сала, расположенном напротив Адриановой пуст. Он потребовал от святого оставить это место, но А. О. упросил его не разорять мон-рь. Однажды в бою с др. разбойниками Ондрус был побежден, связан и брошен в лодку, однако по молитвенному заступничеству А. О. чудесным образом вскоре освободился. Ондрус пришел в мон-рь и застал А. О. поющим псалмы, святой не выходил из обители. Пораженный разбойник раскаялся и остался в пустыни. В 1546 г. царь Иоанн IV повелел новгородским властям выдавать ежегодно «ондрусовскому игумену» царскую ругу. В 1549 г. А. О. и прп. Геннадий Костромской крестили дочь царя Иоанна IV Анну в Новодевичьем мон-ре в Москве, о чем сообщает Никоновская летопись (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

http://pravenc.ru/text/63614.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010