Христианская религия учит, что ад есть место мучений, в котором грешники подвергаются казни за свои преступления на земле и он противоположен небу и раю, где праведники получают награду за их добродетели. Еврейский Шеол , греческое – Тартарос и Адис, латинское – Инфернус , ад выражают, в собственном смысле, место низкое и глубокое, гроб, жилище мертвых. Иудеи употребляли еще слово Геенна, потому что так называлась долина близ Иерусалима, в которой находилась печь, именуемая Тофель; в этой печи исступленные идолопоклонники содержали огонь, чтобы приносить жертвы и посвящать детей своих идолу Молоху. Поэтому поводу в Новом Завете, ад часто называется геенноюогненною, долиною огня. Священное писание повествует, как Бог, изгоняя Адама из рая, изрек: что он будет подвергаться на земле страданиям, доколе не возвратится в землю, из которой он взят ( Быт.3:19 ). Господь не сказал, что он пойдет в землю одною плотью. Все праведники Ветхого Завета всегда признавали местом ада земные недра; так утверждали св. Патриарх Иаков, многострадальный Иов, боговдохновенный законодатель Моисей. Св. Давид пророчествовал: милость Твоя велия на мне и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего! ( Пс.65:13 ). Пророк Исаия говорил сатане: во ад снидеши и в основания земли ( Ис.14:15 ). Сам Господь Иисус Христос сказал: будет Сын человеческий в сердце земли три дня и три нощи. Св. апостол Петр ( INem.3:19 ) и Апостол Павел ( Еф.4:9 ) свидетельствуют, что Христос сходил в преисподнюю земли до ада. Не менее достоверно известно, что некоторые святые видели ад и поведали о том своим современникам. В Четьи Минеях от 28-го марта говорится о воине Таксиоте, который умер от укушения змия и через 6 часов после погребения воскрес. На четвертые сутки, придя в себя, он все рассказал Архиепископу, блаженному Тарасию, как его похитили демоны с блудного мытарства и свели из воздушного пространства на землю и спустили по смрадным ходам в преисподнюю, где души грешников затворены в вечной тьме и в вечной муке. Особенно подробно поведала о своей кончине и о видении демонов преподобная Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Что такое тело христианина? «Это храм Духа Святаго», – это жилище Самого Бога, – осквернить это тело – это значит осквернить дом Божий. «А кто растлит храм Божий», говорит апостол, «растлит», т.е. погубит, «того Бог». Мы видим, какую честь воздают телу христианина по смерти его. Пред ним творят каждение, обставляют горящими светильниками, ему кланяются, его лобызают, поют надгробные песни, несут в предшествии икон, а на могиле ставят крест. Почему так? опять потому же, что оно жилище Духа Святаго, оно освящено в купели крещения, затем чрез действие миропомазания, – освящалось неоднократно небесною Божественною пищею – телом и кровию Христовыми, – оно с душею участвовало в подвигах ее ради царствия небеснаго. Святые все это знали, потому так и дорожили чистотою и непорочностию своею. Они кроме того так горячо любили Иисуса Христа, что боялись и подумать о каких-нибудь грешных чувственных удовольствиях, – их радость, их утешение, сокровище сердца их был Христос, к Нему и устремляли все желания свои, для Него побороли все нечистыя движения в плоти своей, для него старались жить духом, горняя мудрствовать, а не земная. г) В четвертых, представление страшной участи нарушителей целомудрия – тоже весьма удерживает от нарушения целомудрия. Отчего все нарушители целомудрия и все потворствующие тому, отчего не помышляют об этой будущей участи своей? Что говорит апостол о таковых? «Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи царствия Божия не наследуют». А в Апокалипсисе они изображаются горящими в озере огненном. В будущем лишение царствия Божия – геенна. А что в настоящем? Часто расстройство здоровья, состояния, лишение благоволения Божия, потеря даров Духа Святаго, лишение молитв Богоматери, святого ангела-хранителя. Да, каждый живущий в плотской нечистоте – это то же, что труп, смрад издающий, – он отгоняет от себя все святое, он в дружбе со врагом, он обиталище всякой нечистоты. «Как дым отгоняет пчел – говорит св. Василий Великий , – так грех отгоняет от нас ангела хранителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  -И, вот, вопрос пришел: «Что такое геенна огненная?» Вы знаете, на самом деле во дни Иисуса Христа, когда Он произносил это, словосочетание «геенна огненная» было узнаваемым. Геенной огненной в то время называли свалку, которая была за Иерусалимом и куда сносили весь городской мусор. Чтобы весь мусор сгорал, туда подкидывали серу, и все время поджигали. Это было место, куда бросали все ненужное. Поэтому, когда Христос говорит о геенне огненной, Он говорит о совершенно конкретном месте. Имеется в виду, что в духовном смысле человек, который окажется совершенно непригодным для вечной жизни, может быть, извергнут в духовную геенну огненную, образом которой, риторическим примером для Христа  была, конечно,  городская свалка рядом с Иерусалимом. - Сейчас, к сожалению, мы слышим очень редко такие  слова, как стыд, скромность, совесть. Как,  с вашей точки зрения, это важно в жизни православных людей? - В Священном Писании есть текст, где говорится о том, что тому, кто не испытывает греха, его грехи не будут прощены. Вот, этот текст, это книга пророка Исайи: «Тогда придите и рассудим, - говорит Господь, - если будут грехи ваши, как багряная -  как снег убелю, если будут красны, как пурпур, как волну убелю (Ис 1,18)». Что значит «Если будут грехи ваши, как багряная, как снег убелю»? Снег -  он белый, противоположность белого цвета -  это цвет черный и, наверное, правильнее было бы сказать: «Если грехи ваши будут черны, как снег их убелю», но здесь сказано иначе. Здесь сказано так, как сказано: «как багряная». Что нам хочет этим сказать Писание? Это некий намек, если грешник еще испытывает чувство стыда и краснеет, совершая тот или иной грех, то есть надежда, что Господь его избавит от этого греха, и через покаяние он обретет чистоту. Потому что о конченых грешниках тот же пророк Исайя говорит: «Содомляне не стыдятся, о своих грехах говорят открыто», то есть у них как раз не было стыда. А пророк Исайя говорит, что, если кто-то весь краснеет даже от каких – то своих проступков - это показывает чувство стыда.  Наличие этого чувства, показывает, что человек еще жив для покаяния, для возможной перемены в его жизни. Потому что намного хуже, когда человек уже не краснеет и не стыдится говорить о своих грехах.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-geenn...

Представление Рая как цветущей обители для душ праведников более характерно для ислама. Вот как Коран описывает Рай (по-арабски «джаннат»): «Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи... В садах благодати - толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением... среди лотоса, лишённого шипов, и талаха, увешанного плодами, и тени протянутой, и воды текучей, и плодов обильных, неистощаемых и не запретных, и ковров разостланных...» (Коран 78:31-35; 56:12-19; 28-36). Напомним, ислам возникает почти в самом центре «пояса пустынь», протянувшегося от западной части Сахары (Марокко) до Пакистана и северо-запада Индии. Здесь, на территории Аравийского полуострова, для пустынных кочевников пристанище праведных душ было легко представимо в виде чудесного оазиса с прохладной водой, зеленью, тенистыми фруктовыми садами. Некоторые мусульманские богословы утверждают, что ислам в целом принимает раннебиблейское представление о Рае как о земном саде - Эдеме, где текут реки и растут всевозможные растения (Коран 98:8). Однако это не так. Один из их аргументов - ссылка на упоминание в Коране четырёх рек: из воды, молока, вина и мёда, - что якобы соответствует библейским четырём рекам Эдемского сада (Фисон, Гихон, Хиддекиль и Евфрат) (Быт. 2, 10-14). Примечательно, что названия «Эдем», «Эдемский сад» нигде в Библии не отождествляется с обиталищем праведных душ после смерти. «Геенна Огненная» В традиции ещё одной монотеистической религии - иудаизма - есть своё понимание термина «Ган Эден» («Эдемский сад»), относящееся к загробной жизни. Но интересно то, что в еврейской традиции нет чёткого представления о том, что обозначает этот термин, а его соответствие нашему Раю или Царству Небесному очень приблизительно. В общем понимании термин «Ган Эден» отражает веру в то, что праведники вознаграждаются по окончании земной жизни, в то время как нечестивые люди попадают в Гехином (что соответствует термину «ад»). Примечательно, что Гехином - это вполне конкретное место в современном Иерусалиме. Гай Энном или Хинном - глубокий овраг, начинающийся у Яффских ворот Старого города и соединяющийся ниже горы Сион с Кедронской долиной. Именно здесь в йевуссейско-ханаанские времена в жертву языческому божеству Молох приносились живые младенцы. Огонь, постоянно горящий на жертвеннике, послужил причиной того, что название долины - Геенна Огненная - стало синонимом слова «ад». В современном Иерусалиме Геенна Огненная - это место, где под открытым небом проводятся концерты симфонической музыки и рок-фестивали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

В Священном Писании употребляются разные понятия: «ад» и «геенна». «Ад» – слово греческое (δης, «хадес»), использовалось в Септуагинте для передачи еврейского слова «шеол», означающего гроб или могилу. В эпоху Второго храма, когда представления о шеоле стали меняться, место, где грешники пребывают после смерти, получило название «геенна» (речь идет о приложении понятного еврею образа к аду). Это название носила расположенная к югу от Иерусалима долина Енном, в которой евреи, зараженные идолопоклонством, совершали языческие обряды и даже приносили в жертву своих детей ( Иер.7:31 ). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина всегда издавала смрадный запах; в ней горел огонь и копошились черви. Это и побудило евреев назвать ад «геенной» и составить о нем соответствующие представления, которыми пользовался и Христос, изображавший «геенну огненную» как место, где «червь… не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:47-48 ). Кроме наименования «геенна» новозаветные тексты используют для обозначения ада такие слова и определения, как «бездна» ( Лк 8:31 ), «печь огненная», где «будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:50 ), «озеро огненное, горящее серою» ( Откр.19:20 ) и др. В НЗ только однажды ( 2Петр. 2:4 ) встречается производный от τρταρος глагол ταρταρω (низвергать в А.). Кто такие обитатели шеола рефаимы? Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения, так как этим словом в Библии обозначаются и мертвецы (что и отражено в синодальном переводе), и грешники (Притч.21:16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в церковнославянском – исполинов)), и один из древнейших народов, некогда обитавших в Палестине ( Быт.14:5 ;   Втор.2:11 ; Нав.12:4 и др.). Что стало с теми, кто находился в шеоле, когда туда пришел Христос? На этот счет существуют различные богословские мнения.

http://azbyka.ru/sheol

Как это понимать? Получается, что Христос, Который плакал от сострадания чужому горю, Который и на кресте молился о прощении Своих мучителей; Христос, не осудивший ни одного грешника (с огромным множеством которых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отношение к ним после их смерти? Неужели Христос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любящего и заботливого Бога превращается для них в безжалостного и неумолимого судью, более того – в палача и карателя? Конечно, можно сказать, что речь тут идет о грешниках, которые сами заслужили свое наказание. Но Христос учил своих учеников не воздавать злом за зло. Выходит, что сказано это было лишь для людей, а сам Бог за содеянное зло воздает грешникам таким жутким страданием, что страшно об этом даже думать? За несколько десятилетий грешной жизни – вечное мучение… Но почему же тогда христиане утверждают, что Бог есть – Любовь? Такие вопросы возникают у многих. Но верующим людям проще разрешить свои недоумения. Тому, кто обращался с молитвой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответное прикосновение Руки Божией, больше не нужны никакие объяснения. Верующий человек знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта общения с этим Богом. А вот для невоцерковленного человека вопрос о вечном наказании за грехи, имеющие окончание, нередко становится серьезным препятствием в понимании христианства. Христос действительно говорил о геенне огненной. Но что такое геенна и почему она – огненная? Откуда взялось это слово и что оно означает? Не разобравшись в этом, просто невозможно правильно понять слова Христа о посмертной участи нераскаявшихся грешников. Духовная помойка язычества Читая Евангелие, нетрудно убедиться в том, что Христос не употреблял в своей проповеди богословские и философские термины. Говоря о Царстве Небесном с рыбаками и виноградарями, Он использовал образы, понятные и близкие простым людям, населявшим тогда Иудею. Язык Евангелия – это иносказание, притча, за которой стоит духовная реальность. И относиться к Евангельским метафорам как к прямому описанию этой реальности было бы, по меньшей мере, наивно. Читая притчу, в которой Господь уподобляет Царство Божие горчичному зерну, из которого вырастает дерево, вряд ли кто-нибудь всерьез озадачит себя проблемой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Христос? Но в рассуждениях о геенне современный читатель Евангелия почему-то склонен понимать слова Христа буквально. А между тем, в Евангельские времена любой иудей знал, что такое геенна и где она находится.

http://azbyka.ru/vzbesivshijsya-rotvejle...

Соблазняющий человека глаз и соблазняющая рука символизируют те части человеческого тела, которые уже безнадежно погрязли в грехе. И для того, чтобы очиститься от порока, Иисус Христос советует безжалостно избавиться от зараженных пороком частей тела, чтобы уберечь остальной здоровый организм от гибели. Не случайно Иисус Христос говорит о том, что отсеченное от соблазняющих человека частей тело будет спасено и не будет ввержено в геенну огненную. Геенна – это ад, в который попадает человек за свои злые поступки. А соблазняющие человека глаз и рука как раз и являются исходными условиями для греховных поступков, за совершение которых человек и попадает в ад. Доказательством справедливости этой мысли могут служить следующие аргументы и выводы. Ведь именно через глаз идет восприятие человеком окружающего мира и жизненных понятий. Именно через правый глаз (по представлениям древних) человек должен увидеть истинный мир в правдивом его восприятии. Но бывают случаи, когда именно правый глаз, вместо правдивого, дает искаженное восприятие мира, искушая человека. А человек, не догадывающийся об этом, и веря своему правому глазу, воспринимает искаженную информацию за истинную. И на основе неверного взгляда на мир, то есть ложной информации о мире, полученной путем искаженного восприятия, человек начинает оперировать ошибочными суждениями и принимает неверные решения в жизни. Правая рука человека, которая должна совершать праведные дела, воплощает эти ошибочные суждения в жизнь в виде неправильных поступков. В результате чего соблазняющий человека правый глаз, выдающий ложное за истинное, и соблазняющая человека правая рука, которая под видом дел правильных делает неправильные действия, и приводят такого человека в ад, то есть ввергают в геенну огненную. Не случайно для попадания в ад, Иисус Христос указывает именно на глаз и руку. Через глаза человек видит жизнь. Поэтому глаз символизирует восприятие мира, взгляд на мир и выработанные на основе увиденного суждения. А рука обозначает выполняемые действия на основе этих суждений. Причем, уточняя, что глаз и рука правые, Иисус Христос этим указывает на то, что правый глаз, который должен давать правильную информацию, только соблазняет человека, то есть искажает восприятие мира. А правая рука, которая должна совершать правые, праведные действия, тоже соблазняет человека, толкая его на неверные поступки, то есть под маской правильных действий, совершает ложные. Человек, введенный в заблуждение соблазняющими его правым глазом и рукой, думает, что живет правильно и в результате этого попадает в геенну огненную. От такой опасности и предостерегает человека Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Ведь кровь мучеников - это семя христианства. Вышесказанное очень возвышенно, но нам, к сожалению, по порядку повествования далее придется говорить об очень низких и пошлых вещах. Что поделать, я ведь предупредил, что геенна - вещь очень пошлая. Итак, есть еще один род страданий - противоестественный. Известно психическое заболевание под названием мазохизм, когда больные этим люди желают страдать, получая от сего извращенное наслаждение. Кстати сказать, в интернете, полным полно этих садомазохистских порно сайтов. Так что, может зайдем туда и будем «сострадать несчастным»?! Очевидно, православный христианин от всей души старается этого не делать. Поскольку такое бесовское «сострадание» - это вид блудной страсти, да еще и в извращенной форме. А теперь вспомним, что является причиной вечных страданий грешников в геенне огненной? Отнюдь не диавол и его ангелы, которые сами в ней страдают (ср.Мф.25,41), а своеволие грешников. О чем я подробно писал в своей статье «Об аде, геенне и вечных муках» , опубликованной на РНЛ 15 мая 2010 года. Но своеволие и означает, что грешники идут по своей воле (пока не буду говорить о причине этого странного явления) на эти вечные страдания, т.е., согласно вышесказанному, последние носят противоестественный характер. Поэтому и навеянное бесом желание «сострадать» больше, чем Бог, вечным мучениям грешников - представляет собой вид блудной страсти. Причем, блуд в данном случае понимается как в узком, так и в широком смысле этого слова, как блужение, удаление, отпадение от Бога. Вот так из сего бесовского прилога типа «дважды два - пять» (желания сострадать вечным мучениям грешников в геенне), получается бесовское «четырежды четыре - двадцать пять», - т.е. извращенная блудная страсть. И уж если обыкновенному православному христианину не рекомендуется предаваться такому бесовскому «состраданию», заглядывая на садомазохистские сайты, то тем более святые в Царстве Небесном этим «состраданием» не болеют. Поэтому не надо приписывать им в вечном блаженстве эти и другие болезни, которых там и близко нет.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

Добрый вечер! Для христианского учения важна концепция выбора человека между добром и злом, понимание того, что действия человека в этой жизни имеют значение будет ли он с Богом в вечности или нет. Утвержденной на Вселенском Соборе “концепции мучений” нет. Бытующие в средневековье представления о бесах жарящих грешников на раскалённых сковородках сейчас мало популярны среди богословов и катехизаторов. Есть довольно много различных мнений на этот счёт. Лично мне представление об аде как безблагодатном одиночестве наедине с неизжитыми страстями без всякой возможности их удовлетворения похуже всяких сковородок. Нельзя сказать, что в Новом Завете нет других указаний о муках в аду. Многочисленные отсылки Спасителя на место грешников, где “тьма кромешная” ( Мф.8:12 ), “плач и скрежет зубов” ( Мф.13:42 ), “ червь неусыпающий” ( Мк.9:48 ), “мука вечная” ( Мф.25:46 ) довольно определенно об этом говорят. В апостольских посланиях и Апокалипсисе об этом также прямо упоминается. В представлениях большинства святых отцов “ геенна огненная ” ( Мф.5:22 ), “ озеро огненное ” ( Апок.19:20 ), “ огонь неугасающий ” ( Мк.9:43 ) также относятся к аду, поэтому поясните что Вы имеете ввиду под утверждением, что “геенна огненная это не ад”. То есть Вы на основании одного единственного места в самой непростой для толкования библейской книге строите целую концепцию? А согласное мнение многих святых отцов и богословов многих столетий по этому поводу на основании цельного представления и многих мест Писания Вам представляется неудовлетворительным? И ещё, если позволите такой вопрос, а что собственно Вам даёт это разделение ада и геенны огненной? В практической жизни христианина? Чисто схоластический интерес? Впрочем, православное вероучение не отказывает вправе христианам иметь частные богословские мнения по таким вопросам если они не противопоставляются церковному сообществу как единственно верные и правильные, если это так, не вижу оснований для продолжения нашей дискуссии. Извините, к сожалению, я не вижу своего комментария, который вам оставлял. Очень странно. Надеюсь, здесь не удаляют комментарии?.…

http://azbyka.ru/vopros/kakovy-biblejski...

Надобно помнить: а) что грешники будут удалены от Бога навсегда, т. е. навсегда лишатся этого высочайшего Блага, в котором одном только могли бы найти полное удовлетворение всех потребностей своей души, созданной по образу Божию; б) что они будут отвержены своим Отцом, своим Спасителем, который заботился о них с такою бесконечною любовию, излил на них столько милостей, и уже никогда не удостоятся узреть светлого лика Его, никогда не внидут в радость Господа своего; в) что не развлекаемые более ни миром, ни плотию, которые в настоящей жизни заставляли их постоянно забываться, они тем сильнее будут чувствовать томительную жажду души своей, по естеству стремящейся к Богу, – жажду ничем не удовлетворяемую. Тогда настанет для несчастных смерть вторая ( Апок. 20, 14 ), смерть лютейшая в вечном удалении от Источника жизни. 2) О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что тогда, как мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в царствии небеснем, недостойные сынове царствия изгнами будут во тьму кромешнюю ( Матф. 8, 11. 12 ; снес. 22, 13), и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его ( Лук. 16, 23 ). «Это лишение благ, рассуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души " … И далее: «многие безрассудные желают только избавиться геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание 2053 . «Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы есть мучение жесточайшее, нежели геенна» 2054 . 3) О месте, куда удалены будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то бездною, страшною и для самих демонов ( Лук. 8, 31 ), то адом ( Лук. 16, 22 ), или землею тмы вечныя, идеже несть света ( Иов. 10, 22 ), то геенною огненною ( Матф. 5, 22. 28 ), пещию огненною (- 13, 60), езером огненным и жупельным ( Апок. 19, 20; 20, 14; 21, 8 ). И в таком-то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных духов злобы, бывших главною причиною их погибели ( Матф. 26, 41 ). «Кто на земле грешил, говорит св. Ефрем Сирин , и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тму кромешнюю, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение аггелам» 2055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010