1221 Гедеон (СвятополкЧетвертинский) – епископ Луцкий, с 1686-киевский митрополит, скончался в 1690 году, известен грамотами и посланиями к разным духовным лицам. 1222 Святой Феодосий, как один из самых почетных духовных лиц, был представителем посольства, которое собор, избиравший митрополита, отправлял в 1685 г. к новоизбранному с оповещением об избрании и с приглашением принять престол киевской митрополии. В том же году «пречестной» и «в церкви малороссийской заслуженной» игумен Феодосий вместе с переяславским игуменом Иеронимом Дубиною был послан к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и патриарху Иоакиму с просьбою об утверждении избранного Малороссией митрополита. Нужно заметить, что в Москву в то время из Малороссии отправляли избранных людей не только с тем, чтобы они доставили туда то или другое прошение и явились при случае ходатаями по этим прошениям, но и с той целью, чтобы выставить их пред царем и патриархом, как лиц способных и предназначаемых к высшим должностям. Так смотрели на это и в Москве, и там оба представителя посольства, игумены – Выдубицкий и Переяславский, были приняты, как «люди заслуженные малороссийской церкви». Результатом этого посольства было великое дело присоединения южно-русской Церкви к московскому патриаршеству. 1223 Елецкий Успенский первоклассной монастырь в Чернигове основан в 1060 году великим князем черниговским Святославом Ярославичем. 1224 Иоанникий Голятовский – знаменитый южно-русский проповедник и писатель-полемист XVII в., сначала ректор киево-могилянской коллегии и затем архимандрит Черниговского Елецкого монастыря. 1225 Иван Мазепа – гетман малороссийский с 1687 года по 1709 год, когда он изменил Петру Великому и России, перешедши на сторону шведского короля Карла XII; в том же году он умер. 1227 Что касается того, что Феодосий сразу был возведен в сан архиепископа, то это объясняется тем, что большим московским собором 1667 года была учреждена в Чернигове именно архиепископия, и кафедра черниговская тогда же была поставлена первою между другими архиепископиями Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще дольше, чем братчики, противилось введению унии православное монашество Галиции. Монастырь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Манявский скит в Карпатских горах сумел продержаться до 1786 г. Монастырь это так никогда и не был совращен в унию - его упразднил своим приказом император Иосиф II после того, как Галиция вошла в состав империи Габсбургов. Вслед за Львовской перешла в юрисдикцию папского Рима и Луцкая православная епархия. По проискам Иосифа Шумлянского из Луцка был вынужден бежать на Левобережье, под защиту гетмана Самойловича, епископ Гедеон (князь Святополк-Четвертинский), ставший в 1685 г. первым митрополитом Киевским и Галицким в юрисдикции Московского Патриархата. После этих событий на Луцкую кафедру король Ян Собесский поставил родного брата Иосифа Шумлянского - Афанасия, который также тайно принял унию. Тем не менее вплоть до своей кончины в 1694 г. Афанасий так и не смог привести свою епархию к единству с Римом (о том, что сам Луцкий епископ остался верен принесенной папе присяге, свидетельствует факт его предсмертной исповеди своему брату - доминиканскому монаху Даниилу Шумлянскому). После кончины Афанасия Шумлянского клирики и миряне Луцкой епархии избрали новым епископом волостного писаря Димитрия Жабокрицкого, имевшего репутацию человека строго православных убеждений. Жабокрицкий, однако, имел каноническое препятствие к рукоположению - он был женат на вдове. Тем не менее, Димитрий развелся с супругой и принял пострижение с именем Дионисий (его супруга отказалась стать монахиней). В конце концов эти личные обстоятельства Жабокрицкого стали одной из причин его уклонения в унию. Дионисий обратился за посвящением в сан к православному митрополиту Киевскому Варлааму Ясинскому. Митрополит счел, что несмотря на препятствие, для Дионисия можно сделать исключение, рукоположив его в епископский сан. Но самостоятельно решить этот вопрос Варлаам, управлявший Киевской митрополией целиком самостоятельно, все же побоялся. Он обратился к патриарху Московскому и всея Руси Адриану за диспенсацией для Дионисия. Киевские богословы из Могилянской коллегии направили в Москву составленную ими каноническую справку, в которой обосновывалась возможность диспенсации по соображениям крайней необходимости - ввиду сложного положения Православной Церкви в Речи Посполитой. За Жабокрицкого перед патриархом Адрианом также хлопотал московский посол в Варшаве Борис Михайлов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6). К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» ( Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница. В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково. В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким) , к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.

http://pravenc.ru/text/2564248.html

Между тем делу помогло как раз то самое обстоятельство, против которого ратовал Ясинский, именно избрание на Киевскую митрополию князя Святополка-Четвертинского. Приняв посвящение в Москве от патриарха Иоакима и дав перед этим клятвенное обещание во всем повиноваться патриарху, митрополит Гедеон разрешил давно уже тянувшееся, трудное дело подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху. За это Москва благоволила к Гедеону и на первых порах оказывала ему почет и внимание. Варлаам Ясинский знал об этом и решил воспользоваться удобным случаем, испросить через нового митрополита у патриарха Иоакима Макарьевские Четии-Минеи. Встретив вместе с свят. Димитрием возвращающегося из Москвы митроп. Гедеона в Нежине и проводив его до Батурина, Варлаам Ясинский и свят. Димитрий сообщили здесь новому митрополиту свою нужду и просили его похлопотать перед патриархом о высылке в Киев Четиих-Миней митроп. Макария. Изложили свою просьбу они и гетману Ивану Самойловичу, убеждая и его повлиять на патриарха через Московское правительство, у которого Самойлович пользовался в это время большим расположением. Просьба Варлаама Ясинского и свят. Димитрия принята была благосклонно. И митрополит, и гетман обещали написать в Москву, но вместе с этим предложили Димитрию снова занять игуменство в Никольском Батуринском монастыре. Инициатором такого предложения, вероятно, был гетман Самойлович, давно расположенный к свят. Димитрию и жалевший об его уходе из Батурина. Предложение властей было весьма лестным, но свят. Димитрия оно едва ли обрадовало. Возвращение в Батурин и игуменство не только отрывали его от Лавры, где так спокойно и хорошо он работал, но могли помешать и самой работе. Поэтому свят. Димитрий сначала отказывался и дал свое согласие, по всей вероятности, только тогда, когда митрополит и гетман обещали оказать свое содействие его занятиям. «Я убежден был,– пишет Святитель в своем Диарии под 15 января 1686 года, – ясновельможным господином Иоанном Самойловичем, гетманом, и сиятельнейшим князем Гедеоном Святополком, митрополитом Киевским, снова принять на себя игуменство монастыря Батуринского» 148 . Из этой истории мы видим, как высоко ценил свят. Димитрий дело составления Четиих-Миней; оно в его глазах было выше всех личных выгод и движений но службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

СПб., 1885. вып. VII. 146.       Сплетский архиепископ Марк Антоний Господнечич и его значение в южнорусской полемической литературе XVII века//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VII. 147.       Львовский епископ Гедеон Балабан и его деятельность на пользу православия и русской народности в Галиции и в юго-западном крае России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 148.       Униатский мученик Иоасафат Кунцевич и посмертное чествование его бывшими униатами юго-западной и западной России//Памятники русской старины в Западных губерниях, издаваемых с Высочайшего соизволения П. Н. Батюшковым. СПб., 1885. вып. VIII. 149.       Записка писаря Киевского магистрата Данилы Слюсарского о киевских событиях с 1734 по 1778 год//КЕВ. 1885. 150.       Некролог преосвященного Екатеринославского Феодосия//КЕВ. 1885. 151.       Несколько слов о расколе старообрядства в Киевской епархии//КЕВ. 1885. 152.       Грамота Киевского митрополита князя Гедеона Святополк-Четвертинского//КЕВ. 1885. 13. 153.       Новые сведения о штундизме//КЕВ. 1885. 19-21. 154.       " К истории южнорусской литературы XVII столетия " Н. Ф. Сумцова. Киев-Харьков, 1883-1884//ЖМНП. 1885. 4. 155.       Начало греко-болгарской распри и возрождение болгарской народности//ТКДА. 1886. 156.       Коллекции древних восточных икон и образчиков древней книжной живописи, завещанные преосвященным Порфирием Успенским Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//ТКДА. 1886. 9, 10. 157.       Высочайшая аудиенция архимандриту Петру (Троицкому) 8 июня 1858 года//Исторический вестник. 1886. 2. 158.       Взгляд очевидца на греко-болгарскую распрю//Исторический вестник. 1886. 8. 159.       25-летие издания " Киевских епархиальных ведомостей "http://КЕВ. 1886. 5, 6. 160.       Из переписки Киевского митрополита Евгения Болховитинова//КЕВ. 1886.

http://bogoslov.ru/person/401224

к обители. Эти юрисдикционные отношения были закреплены универсалами кошевого атамана И. Сирко и казацкой рады в 1676, 1683 и 1686 гг. 4 окт. 1683 г. универсалом войсковой рады было определено, что в Покровской ц. имеют право служить только священники из Межигорской обители. Кош принимал мон-рь под свою опеку, а мон-рь обязывался направлять на Сечь нужное число священнослужителей и содержать госпиталь. В 1686-1687 гг. Киевский митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) сделал попытку установить свою власть над главным казачьим храмом, но потерпел поражение: по просьбе властей Межигорского мон-ря Московский патриарх Иоаким в 1687 г. даровал обители ставропигию и сохранил ее права в отношении Запорожской Сечи. Статус мон-ря был подтвержден грамотой царя Петра I от 12 мая 1698 г. В 1708 г. запорожцы прекратили отношения с Межигорским мон-рем, т. к. его наместник Иродион (Жураковский) убеждал казаков не поддерживать Мазепу. В 60-х гг. XVII в. обострился кризис церковной жизни на Правобережье, где выборы 1663 г. (после смерти митр. Дионисия (Балабана-Тукальского)) завершились избранием 2 кандидатов - Антония (Винницкого) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). В 1664 г. Иосиф, пользовавшийся поддержкой большей части духовенства Правобережья, был арестован польск. властями и заключен в тюрьму. Он вышел на свободу лишь в 1667 г. (или в кон. 1666) и при помощи правобережного гетмана П. Дорошенко смог установить свою власть над зап. частью митрополичьей области (Правобережная Украина) и правосл. учреждениями в Белоруссии и Литве. Гетман и митрополит вели борьбу с распространением унии на этой территории. Северная, литовско-белорус., часть К. е. после ухода рус. войск оказалась под упр. наместника митр. Иосифа - слуцкого архим. Феодосия (Василевича). Здесь уже в 60-70-х гг. XVII в. активно восстанавливались позиции униат. Церкви (за исключением Слуцкого княжества). Когда в 1672 г. Феодосий был утвержден на Могилёвской кафедре, он оставался одновременно и архимандритом слуцким, и наместником митрополита в Великом княжестве Литовском. В кон. 60-х гг. XVII в. обозначился курс укр. лидеров Правобережья на поиски поддержки у Османской империи для обеспечения автономии гетманства и ликвидации на его территории униат. Церкви. На раде в янв. 1668 г. в Чигирине при участии митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) было принято решение подчиниться власти султана. С этим решением, вероятно, была связана выдача «по челобитью Дорошенкову» 6 марта 1668 г. К-польским патриархом Мефодием III настольной грамоты Иосифу на Киевскую митрополичью кафедру, Иосиф получил титул «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, епископ Белорусский и архимандрит лещинский». Одновременно Иосифу была послана грамота султана об утверждении на кафедре, что стало важным шагом на пути подчинения Правобережного гетманства Османской империи. И рус., и польск. современники считали митрополита главным советником гетмана Дорошенко при установлении османского протектората.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

28 правило IV Вселенского Собора гласит: «Посему токмо митрополиты областей Понтийской, Асийской и Фракийской и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей поставляются от вышереченнаго Святейшего престола Святейшия Константинопольския Церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю, избрания, и по представлении ему онаго». Права и обязанности митрополитов и Патриархов в эпоху Халкидонского Собора детально описаны в посланиях святителя Льва Великого, Папы Римского, Анастасию, митрополиту Фессалоникийскому, экзарху Северной Иллирии (Epist. VI и XIV, PL. vol. 54). Со временем в Константинопольской Церкви система митрополий была упразднена и сан митрополитов стали носить епархиальные архиереи, избрания которых совершались уже на синодах в Константинополе. Во втором тысячелетии даже Патриархов древних апостольских престолов нередко избирали в Константинополе. Так, например, выдающийся канонист XII века Феодор Вальсамон носил титул Антиохийского Патриарха, хотя прожил всю жизнь в столице и на своей кафедре никогда не бывал, поскольку Антиохия была в то время под оккупацией крестоносцев. Но Киевская митрополия Юго-Западной Руси, образованная после разделения Русской Церкви в 1448 году в период действия Флорентийской унии по повелению Папы Римского Пия II, после возвращения в лоно Православия удержала обычай соборного избрания митрополитов в самом Киеве. За весь период с 1448 до 1686 гг. на Киевской кафедре не было ни одного митрополита, избранного на Патриаршем Синоде и посвященного в Константинополе. Со времени разделения в XV веке Русской Церкви на Московскую и Киевскую митрополии киевские митрополиты de facto были неподсудны Константинопольскому Патриарху. 8 июля 1685 года в Киеве проходил церковный собор, на котором был избран митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский), и было определено, что хиротония будет совершена в Москве Патриархом Иоакимом .

http://patriarchia.ru/db/text/5862575.ht...

Лазарь сам не поехал в Киев на митрополичьи выборы и не послал никого из знатного духовенства своей епархии. Это обстоятельство сначала сильно мешало выборам; мешало и новое условие, при котором совершались выборы, – переход от константинопольского патриарха к московскому, так что многие «обретались, аки в растерзании ума», по словам Самойловича; наконец, избирателей смущали слухи из Белгородской епархии, рассказывали, что там митрополичьи чиновники сильно угнетают белое духовенство поборами, бьют священников на правеже, наказывают телесно, вводятся новые московские обычаи, велят при крещении окунать, а не обливать, отчего непривыкшие попы много младенцев потопили. Несмотря на эти помешки, дело сладилось, и 8 июля 1685 года был избран единогласно Гедеон, князь Святополк-Четвертинский. Уведомляя об этом счастливом событии царей, гетман просил, чтоб: 1) все древние права и вольности малороссийского духовенства оставались неприкосновенными; 2) чтоб киевская митрополия считалась первою между русскими митрополиями; 3) уговорить константинопольского патриарха, чтоб уступил права свои на киевскую митрополию патриарху московскому; 4) за киевским митрополитом оставить звание экзарха константинопольского патриаршества, чтоб православные епископы в польских владениях не избрали особого митрополита с титулом экзарха, что может заставить весь народ приклониться к этому новому митрополиту; 5) чтоб московский патриарх поставлял и благословлял митрополита киевского, но в суды его не вступался, как не вступался в них и патриарх константинопольский; 6) чтоб киевский митрополит носил митру со стоячим крестом и чтоб в его епархии перед ним носили крест; 7) чтоб в Киево-Печерской лавре печатались книги по-прежнему, а в монастыре Братском преподавались свободные науки на языках латинском и греческом; 8) все обычаи и отношения духовных властей к митрополиту оставить по старине; по смерти митрополита избрание его преемника должно быть вольное. В Москве согласились на все эти пункты, кроме одного, чтоб киевский митрополит носил титул экзарха константинопольского патриарха, ибо здесь заключалась явная несообразность: киевский митрополит будет подчинен одному патриарху и в то же время будет называться наместником другого! Осенью того же года новоизбранный митрополит приехал в Москву и был 8 ноября посвящен патриархом Иоакимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Дусе от отца Нашего и богомольца святейшего Кир Иоакима, патриарха Московского и всея России и северных стран, также по милости того ж всесильного Бога и предстательством пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии при отце Нашем Великих Государей блаженной и вечнодостойной памяти при Великом Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея Великия и Малыя России Самодержце, учинилася в Нашей государской державе древняя прародительская Наша государская отчина, богоспасаемый град Киев, и вся Малая Россия, и тем святая церковь , и весь православный тамо живущий народ от великого гонения и утеснения в вере и принуждении к унии свободни учинились, а пребывают и доднесь, и впредь по благодати Божией пребывати будут в православной христианской вере греческого закона под Нашею государскою самодержавною рукою, однако той Нашей государевы державы богоспасаемого града Киева церковь Божия и митрополий престол многие лета пребывал без пастыря, а отступники святой восточной церкви, пребывающие при костеле Римском, видя того богоспасаемого града Киева митрополий престол без пастыря, дерзают писатись непрестанно блюстителями оной Киевской епархии, а то чинится для того, что та Киевская епархия колико надесять лет пастыря не имела, и того ради Богу поспешествующу и святой его благодати, а желанием Нас, Великих Государей Нашего Царского Величества, также и по совету и благословению во Святем Дусе отца Нашего и богомольца святейшего Кир Иоакима, патриарха Московского и всея России и северных стран, и всего освященного собора, той Нашей государской отчины, богоспасаемого града Киева на вдовствующий престол по нашему Великих Государей Нашего Царского Величества указу службою и радением и усердным в том деле попечением Нашего Царского Величества верного подданного войска Запорожского обоих сторон Днепра гетмана Иоанна Самойловича обран на елекции в Киеве в церкви Святой Софии прошлого 7193-году ото всего причта епархии Киевской чина духовного властьми и под властию будучими так духовными особами, яко и мирскими чинами, на ту елекцию собранными единомысленно пастырем и малороссийской церкви хранителем вышепомянутый преосвященный Гедеон Святополк Князь Четвертинский, и по совершении оной елекции к Нам, Великим Государям, к Нашему Царскому Величеству вышепомянутый причт чина духовного той епархии Киевской присылали с челобитьем и прошением честных отцов и игуменов, и во церкви Малороссийской заслуженных Феодосия Углицкого монастыря св

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Невыполнение всех условий Зборовского договора: митрополиту не дано место в сенате и не уничтожена уния. Восстановление Черниговской кафедры (ок. 1649 г.). Иерархическое устройство западнорусской церкви при деятельном участии м. Сильвестра Коссова. Недовольство казаков невыполнением статей Зборовского договора. Новая неудачная война и невыгодный для казаков Белоцерковский договор (1651 г. 17 сент.). Холмская кафедра (1652 г.) отдана униатам. II. Сношения Богдана Хмельницкого и казаков с Москвой. Принятие Малороссии в подданство Москвы (1654 г.). Уклончивое поведение высшей киевской иерархии (м. Сильвестр Коссов, Зосима Прокопович и киево-печерский архимандрит Иосиф Тризна) в деле присоединения Малороссии по церковному управлению к Московскому патриархату. Замешательства по этому случаю. Счастливые походы Алексея Михайловича (1654–1655 гг.). Церковное устройство Белоруссии. Епархия Витебская и Полоцкая под властью московского патриарха (1657–1661 г.). Московский патриарх только назывался патриархом Малыя России, но долго совсем не проявлял своей власти в Малороссии. Смерть м. Сильвестра Коссова и Хмельницкого (1657 г.). Политические и церковные замешательства в Малороссии, разделившейся на две половины, восточную (по Днепр) и западную (за Днепром). Московское правительство учреждает блюстительство Киевской митрополии (1661 г.) и отдает его епископу Мефодию, посвященному с саном епископа мстиславского и оршанского. Смерть преемника Коссова м. Дионисия Балобана (1663 г.). Два и ни одного митрополита на правой польской стороне Украины. Новые смуты. Ссылка Мефодия (1668 г.). Глуховская рада (1669 г.) и проект открытия Восточно-малороссийской митрополии. Избрание гетмана Самойловича (1672 г.) и признание его гетманом обеих сторон (1674 г.). Смерть Тукальского (1675 г.). Искательства Киевской митрополии и униатские движения, возбужденные Иосифом Шумлянским, епископом львовским. Избрание киевского митрополита. Киевский съезд (1685 г.) и протест против подчинения киевского митрополита московскому патриарху. М. Гедеон, кн. Святополк Четвертинский. Сношения с Константинополем о подчинении Киевской митрополии. Вечный мир с Польшей (1686 г.). Территории Киевской митрополии и Черниговской архиепископии. Попытка Шумлянского восстановить Галицкую митрополию. Львовско-Галицкая, Перемышльская и Луцкая епископии делаются униатскими. Открытие Переяславского коадъюторства (1701 г.). Епархиальное управление и устройство западнорусской и малороссийской церкви в самом конце XVII и нач. XVIII в.в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010