Он отправил от себя в Малороссию двух монахов с нодробною инструкциею, как они должны действовать, чтобы устроить это возмущение. Между прочим этою инструкциею повелевалось монахам внушать духовенству, что в церквах, находящихся под державою королевскою, нет никакой перемены; священникам воздаётся честь; дань и подводы отставлены; из подданства панов своих духовенство освобождено. Внушать мысль о том, что лучше в Киеве иметь своего главу, как имеет Москва; что прежде Киевские митрополиты ставили московских, которые теперь патриархами называются; что многими столетиями св. София Киевская старше соборной церкви московской, что лучше видеть власть духовную и мирскую в Киеве, чем искать её раболепным образом в Москве 164 . Ввиду этих обстоятельств и этих интриг, патриарх Иоаким, в 1684 году, написал новое письмо гетману 165 , в котором высказывал искреннее желание, чтобы в Киев избран был настоящий митрополит, мотивируя это желание главным образом тем, «дабы церковь Божия киевской митрополии коей-либо тщете от пронырливых и злокозненных людей не подстала, дабы подыск творящии униаты, митрополитами и иными начальниками малороссийския страны в своих странах не отзывалися, и тем в польской державе обитающих православных христиан лжепастырско не прельщали». В это время (в 1684 году) 166 прибыл в Малороссию епископ Луцкий и Острожский Гедеон Святополк, князь Четвертинский. Этот епископ, его многочисленные родственники и вся луцкая паства очень усиленно восставали против возобновления польским правительством мер для распространения унии. На Люблинском съезде православных и униатов 1679 тода, устроенном польским правительством с целью решить вопрос об унии, депутаты луцкого братства клялись в том, что они будут прилагать все усилия к сохранению целости церкви св. восточной, состоящей в повиновении четырёх восточных патриархов 167 . Таким защитникам православия очень худо жилось в Польше в то время, потому что правительство всеми мерами старалось их утеснять. Тем более притеснений должен был испытывать представитель партии православных Гедеон Четвертинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Давно уже митрополиты Киевские не погребались под сводами Святой Софии. Гедеон, первый после Кирилла на расстоянии трех столетий, завещал положить себя в своей кафедральной церкви, и даже в том приделе, где покоился предок его, великий Ярослав, ибо от племени храмоздателя происходит древний род князей Святополков Четвертинских. Замечательно, что оба обновителя собора Софийского, Петр Могила и Гедеон Четвертинский, происходили от рода княжеского и, казалось, были возбуждены чувством своего достоинства к поддержанию славного творения одного из величайших властителей Русских, но Петр Могила , как потомок чуждой династии Господарей Молдавских, не желал покоиться подле родоначальника Русских князей и завещал прах свой любимой им лавре Печерской; Гедеон же предпочел соседство славного предка. Ближайшие преемники Гедеона, два Варлаама и Иоасаф, не нашли себе упокоения под сению собора Софийского, но со времен знаменитого Рафаила митрополиты Киевские стали опять постоянно погребаться при своей кафедре. Под ризничной палатою, в юго-западном углу собора, находится усыпальница, где почивают благочестивые иерархи, коими особенно прославился Киев в исходе минувшего столетия: имена Арсения, Гавриила и Самуила навсегда останутся памятны Церкви Киевской. Подле них отдыхают и Святители нынешнего столетия, Иерофей и Серапион, а последний, Евгений, неутомимый по своим трудам, который сохранил нам подвиги своих предшественников и древности своей многовековой епархии, завещал погребсти и себя в обновленном им приделе Сретения. Под левым крылом того же собора покоится и знаменитый проповедник, протоиерей Иоанн Леванда, тридцать лет оглашавший своды храма красноречивым словом своим, которое доселе еще памятно благочестивым жителям первопрестольного Киева. Я поднялся на хоры, чтобы там поклониться двум чудотворным иконам, к коим искони обращено благоговение православных. Одна, в северной галереи, Святителя Николая, именуемого Мокрым, прославлена спасением из воды утопавшего младенца; другая, в южной галереи, Купятинской Божией Матери, не менее знаменита своими чудесами и перенесена была в собор Софийский, православными иноками, из Пинского монастыря, когда им овладели униаты в XVII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Затем, как и ожидалось, последовало его низложение Поместным собором в Киеве, о чем до сих пор умалчивают русские историки». Разбор этого утверждения следует начать с конца: русские историки «умалчивают» о Поместном Соборе в Киеве, низложившем митрополита Гедеона, по одной простой причине: приведенное утверждение является полностью голословным. Во-первых, весь православный епископат Киевской митрополии на момент избрания Геодеона (Святополк-Четвертинского) сводился к двум архиереям: самому Гедеону и Лазарю (Барановичу); все остальные наличные иерархи тайно приняли унию. При этом архиепископ Лазарь занимал Черниговскую кафедру, еще в 1667 году получившую из Москвы грамоту, подтвердившую его права и статус архиепископии, и одновременно многие годы был фактическим местоблюстителем Киевской кафедры. А епископ Гедеон вынужден был бежать на Левобережье под угрозой расправы с ним польского правительства. Во-вторых, собрание духовенства (а не «Поместный Собор»), причем без участия обоих епископов, действительно состоялось в июне 1685 года. На нем и был избран в митрополиты — а не «низложен»! — Гедеон. На нем же были выдвинуты шесть требований к московскому правительству, в случае исполнения которых киевское духовенство соглашалось перейти под юрисдикцию Московского Патриарха. В сентябре 1685 года царское правительство рассмотрело эти требования и согласилось с пятью из шести, что в итоге устроило гетмана. В октябре 1685 года Гедеон отправился в Москву, а 8 ноября того же года был возведен там в сан митрополита. Итак, архиереи Константинопольской Патриархии введены в серьезное заблуждение (в том, что это действительно так, можно убедиться из официального документа Константинопольской Патриархии, «Вселенский престол и Украинская Церковь», где повторяются те же недостоверные сведения о «Поместном Соборе», который «низложил» Гедеона): Патриарх Московский Гедеона не избирал (это сделали духовенство Киевской епархии и народ во главе с гетманом), и никакой мифический «Поместный Собор» его не низлагал.

http://pravoslavie.ru/116277.html

Из сказанного выше следует, что для поставления Киевского митрополита в Москве в одобрении Константинополя нужды как таковой не было. Тем не менее, в 1682 г. по инициативе русского правительства был инициирован переговорный процесс по вопросу о предоставлении такого одобрения в письменном виде. Как уже отмечалось выше, основная цель этого процесса заключалась не в получении контроля над церковной жизнью Киева и Левобережья, который уже и так находился в руках Московского патриарха, а в создании неоспоримой юридической базы для дальнейшего давления на Речь Посполитую в вопросах соблюдения прав и религиозных свобод ее православного населения. В 1684 г. в Константинополе грек Захарий Софир, уполномоченный Посольским приказом, провел предварительные переговоры с Константинопольским патриархом Иаковом на предмет поставления Киевского митрополита в Москве. Патриарх ответил отказом, сославшись на необходимость одобрения такого решения великим визирем Османской империи. Этот отказ не повлиял на подготовку к поставлению митрополита на вдовствующую Киевскую кафедру в Москве. В том же 1684 г. левобережный гетман попытался убедить русское правительство поставить митрополитом избранного им епископа Гедеона (Святополк-Четвертинского), бежавшего из Речи Посполитой по причине преследований. Но в Москве были убеждены в необходимости выбора митрополита не по представлению гетмана, а церковным собором самой митрополии. Во исполнение этого 29 июня 1685 г. в Киеве открылось собрание духовенства Киевской митрополии с участием видных представителей казачества (прежде всего — Ивана Мазепы); ни Лазарь Черниговский, ни Гедеон (а других православных архиереев в митрополии больше не осталось) в собрании участия не принимали. На заседании 8 июля Гедеон был избран митрополитом Киевским. Одновременно духовенство Киева во главе с архимандритом Киево-Печерского монастыря Варлаамом (Ясинским) выразило гетману свою озабоченность относительно предстоящего поставления Гедеона в Москве без согласия Константинопольского Патриархата. Был составлен список требований относительно сохранения «прав и вольностей Малороссийской земли», основную часть которого составляли пожелания не приводить православное богослужение на украинских землях в соответствие московской практике. 20 июля гетман И. С. Самойлович и епископ Гедеон направили в Москву послание с описанием произошедшего, просьбами о направлении посольства в Константинополь и сохранении «вольностей». В сентябре 1685 года московское правительство рассмотрело требования киевского духовенства и согласилось с пятью из шести; гетман пошел на компромисс, сняв не устроивший Москву пункт, что открыло дорогу к поставлению Гедеона в Москве, которое состоялось 8 ноября в Успенском Соборе Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Т. о., сразу после подчинения Московскому Патриархату изначальный титул митрополита Киевского был изменен: с «всея России» на «Малой России». Однако митр. Гедеон продолжал подписываться как «митрополит Киевский, Галицкий и всея России». Указом от 27 янв. 1688 г. ему было еще раз запрещено использовать этот титул. После этого митр. Гедеон до конца жизни подписывался как «митрополит всея Малой России и епископ Луцкий и Острожский». После смерти митр. Гедеона 6 апр. 1690 г. гетман И. С. Мазепа испросил у царя Петра I разрешение на избрание нового митрополита. После получения одобрения гетман созвал избирателей. На Соборе, прошедшем в Софийском храме 1-2 июня 1690 г., на Киевскую кафедру был избран архим. Киево-Печерского мон-ря Варлаам (Ясинский). 31 авг. в московском Успенском соборе состоялась его хиротония, 26 и 28 сент. 1690 г. он получил настольные грамоты от патриарха и от царя. Митр. Варлааму благодаря поддержке гетмана впервые в истории Киевской митрополии в 1698 г. было разрешено иметь викария (коадъютора) - Переяславского епископа, в 1700 г. им стал игум. Златоверхого Михайловского мон-ря Захария (Корнилович) . Создание Переяславского и Бориспольского вик-ства существенно повысило престиж Киевской кафедры, к-рая к этому времени уже утратила все прежде подчиненные ей епархии. Митр. Варлаам (Ясинский) пытался вернуть себе статус экзарха К-польского или Московского Патриаршего престола, но осуществить это не получилось. Следующим избранным на Киевскую кафедру митрополитом стал Иоасаф (Кроковский) . Его избрание состоялось 19 окт. 1707 г., 15 авг. следующего года он был хиротонисан в московском Успенском соборе, настольную грамоту от царя получил 14 сент. 1709 г. В грамоте были подтверждены все права и привилегии, пожалованные его предшественникам Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Варлааму (Ясинскому). 12 нояб. 1708 г. в Троицком соборе Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на к-ром была провозглашена анафема Мазепе. При этом иерарх отказался произнести проповедь с осуждением Мазепы и не подписал акт избрания нового гетмана - И.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий

http://pravenc.ru/rubrics/121724_30.html

Игум. Климентий уговорил Киевского митр. Сильвестра (Косова) отказаться от прав непосредственного управления обителью и ее имениями ( Троицкий. 1870. 21. C. 625), в 1658 г. испросил подтверждение всех прав монастыря у гетмана И. Е. Выговского, но после лишения его власти добился передачи обители в 1660 г. конфискованных у него сел Рожны и Лесники (Там же. С. 626-627). Игум. Климентий привлек в К. В. м. нового ктитора - миргородского полковника Г. С. Лесницкого (среди его даров - сохранившееся Евангелие в драгоценном окладе). Игум. Климентий был похоронен в склепе Михайловской ц. Погребение было обнаружено в 1972 г., в нем найден резной кипарисовый крест. При настоятеле (1664-1688) св. игум. Феодосии (Углицком) гетман П. Д. Дорошенко утвердил во владении мон-ря «навечно» с. Лесники, а гетман Ю. Б. Хмельницкий передал 2 мельницы на Десне (Yhibepcaлu украïнських remьмahib biд Ibaha Виговського до Ibaha Самойловича (1657-1687). К.; Льbib, 2004. С. 432). В Киеве на Подоле игум. Феодосий приобрел подворье, а в мозырских владениях обители на о-ве Михайловщина основал скит. Игум. Феодосию, как и его предшественникам, пришлось отстаивать право перевоза через Днепр, на к-рое претендовал Киево-Печерский мон-рь. Позже, в 1684-1685 гг., пребывая в Чернигове, он выхлопотал для К. В. м. у царя напрестольное Евангелие. Игум. Пахомий (Подлузский), сменивший о. Феодосия, был одновременно ректором Киевского коллегиума и настоятелем К. В. м. 19 янв. 1690 г. гетман И. С. Мазепа выдал ему подтвердительный универсал на все владения мон-ря ( Троицкий. 1870. 22. С. 644-645). В 1688 г. митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , при к-ром Киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату, добился царского разрешения на передачу К. В. м. со всем его имуществом и владениями в собственное распоряжение как загородной резиденции. Митр. Гедеон просил «присоединить» К. В. м. к Софийскому митрополичьему дому, но получил отказ; в царском указе напоминалось о древности княжеской обители и ее многовековом самостоятельном существовании.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Гетман Самойлович активно ратовал за переход Киевской митрополии в Московский Патриархат Таковы были реалии церковной жизни. Но случай с Иеремией был уникальным. В целом же Киевская митрополия после Брестской унии весь XVII век существовала без какого-либо участия Константинополя в ее жизни. Это, по сути, и было главной причиной того, что казачество и духовенство левобережной части Украины выступали за переход в юрисдикцию Москвы. Это намерение поддерживали архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), Киево-Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) и многие другие церковные деятели. Но проблема была в том, что епархии Киевской митрополии на территории Левобережья были только в Киеве и Чернигове (воссоздана при Хмельницком после долгого перерыва). А остальные епархии были на территории Правобережья, и епископами там были, опять же, шляхтичи, подданные Польского короля, лояльные ему и находившиеся под его влиянием. Тем не менее новые выборы Киевского митрополита в конце XVII века происходили при активном участии казачества, старшины которого, по сути, заменили собой шляхту - истребленную или окатоличившуюся. И известно, что гетман Самойлович активно ратовал за переход Киевской митрополии в Московский Патриархат. Поэтому нельзя говорить, что это был нажим со стороны Москвы. Хотя, безусловно, в Москве к этому также стремились и патриарх Иоаким, и правительство царевны Софьи. За или против? Архиепископ Лазарь (Баранович) - Но оппоненты говорят, что на Соборе при выборах «промосковского» Киевского митрополита в 1685 году участвовали в основном миряне, а из духовенства были только представители Киевской епархии. Даже говорят, что и киевское духовенство перед томосом 1686 года более 30 лет сопротивлялось переходу под омофор Московского Патриархата. - В Соборе участвовали не только миряне, но, действительно, там не было епископов, потому что правобережные не участвовали, а левобережный архиерей - архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) - был страшно оскорблен. Гетман Самойлович очень хотел выдать свою дочь за племянника владыки Гедеона, которого в итоге и изберут Киевским митрополитом, чтобы стать настоящим аристократом, ведь Гедеон был в миру князем Святополк-Четвертинским. Самойлович очень хотел этот брак устроить, поэтому для него Гедеон был более предпочтительной фигурой. А Лазарь, который был вполне промосковски настроен, именно по той причине, что Самойлович хотел провести на митрополию Гедеона, был фактически отстранен от выборов. Он не был даже приглашен на Собор и поэтому был очень обижен. Раньше его неоднократно ставили местоблюстителем Киевской митрополии в условиях, когда не было митрополита или когда митрополит сбегал в Польшу, как, скажем, Дионисий (Балобан).

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/29/...

как акта воссоединения двух разных частей некогда единого народа. В послании патриарху Константинопольскому Иакову от ноября того же года патриарх Иоаким прибавлял к упомянутым аргументам (об историческом единстве Русской митрополии и о признании восточными патриархами юрисдикции Москвы над всеми русскими епархиями северных стран) еще и тот, что в старину именно Московские митрополиты имели титул «Киевских и всея России» 90 . Медлительность Москвы в вопросе замещения пустовавшей Киевской кафедры, несмотря на факт принадлежности Киева и всего Левобережья России, скрепленный договором еще 1667 г., следует объяснять отнюдь не неуверенностью в правах на юрисдикцию Московского Патриархата над украинскими епархиями. К 1685 г. церковная жизнь на Левобережной Украине уже и так de facto зависела от Москвы. Местоблюститель Киевской кафедры Мефодий был направлен в Киев из Москвы еще в 1661 г.; другой местоблюститель – епископ Черниговский Лазарь (Баранович) – занимал однозначно промосковскую позицию (и был возведен в сан архиепископа на Московском соборе 1666–1667 гг.); в 1684 г. в Москве в сане архимандрита Киево-Печерской лавры был утвержден еще один ключевой церковный деятель той эпохи – Варлаам (Ясинский); и т. д. Русское правительство искало решение совсем другой задачи: как обеспечить права и религиозную свободу православных жителей Речи Посполитой. Киевский митрополит, поставленный в Москве, с большой вероятностью мог быть не признан польскими властями; прямые церковные сношения с Константинополем в Речи Посполитой находились под запретом. В ходе долгих переговоров с участием различных сторон 91 был одобрен план, предложенный гетманом И. Самойловичем: избрание Киевского митрополита духовенством Киевской митрополии при участии казачества; поставление Киевского митрополита в Москве; обращение в Константинополь за признанием. Митрополит Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) В ноябре 1685 г. епископ Луцкий Гедеон, избранный в Киеве на митрополичью кафедру, принес в Москве архиерейскую присягу и получил титул Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Поставление Гедеона в митрополиты Киевские было совершено Москвой без испрашивания разрешения у Константинополя, что полностью соответствовало позиции России об исторической неделимости Русской Церкви и об изначальном тождестве Киевской и Московской кафедр. Тем не менее, следуя намеченному плану, Московский патриарх Иоаким и цари Иоанн V и Петр I обратились в Константинополь за признанием совершившегося поставления. Признание было получено, а дальнейшее подчинение Киевской кафедры Московскому Патриархату – одобрено патриаршей и соборной грамотой Константинопольского патриарха Дионисия IV от 1686 г., на чем и закончилось просуществовавшее чуть более двух веков разделение единой Русской Церкви 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

После подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. положение Киевского митрополита значительно изменилось, хотя не сразу. Из митрополита-архипастыря, управлявшего целой западнорусской православной церковью, под высшим руководством и властью константинопольского патриарха, он постепенно перешел на степень митрополита-архиерея, наряду с другими епархиальными архиереями, подчиненными московскому патриарху. Однако киевский архипастырь занимал под патриархом первое место среди русских архиереев. Сохранив право наблюдать за состоянием православия в Польше, он пользовался некоторыми старыми привилегиями юридического и внешнего характера. При самом подчинении Киевской митрополии московскому патриархату, по челобитью духовного чина и самого гетмана, за киевским митрополитом Гедеоном Святополк-Четвертинским грамотой 1686 года оставлены важные права. Прежде всего в его непосредственное ведение отданы духовенство и казаки киевской митрополии с правом не являться в Москву с челобитьями по судебным делам, а судиться в Киеве у митрополита Московский патриарх Иаким не вступался в эти суды и не принимал челобитий в порядке апелляций. Права, принадлежавшие киевскому митрополиту, в бытность его подчиненным константинопольскому патриарху, оставались за ним. При этом все высокие и низкие особы, а именно Лазарь Баранович, архиепископ черниговский и новгород-северский, архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам Ясинский, архимандриты Черниговской епархии – новгород-северский и елецкий, все тогдашние и будущие игумены и иных епископий архимандриты, игумены братства, монастыри и церкви, которые издавна были в ведении Киевской митрополии, оставались, по-прежнему, в послушании киевскому митрополиту. Избрание их предоставлено ему же. Московские государи, в лице Иоанна и Петра с соправительницей Софией, освобождали Киевского митрополита от трудов по пересылке непосредственно в Москву митрополичьей переписки с Польшей, Литвой и другими странами. Эта переписка передавалась верноподданному гетману, а тот уже переправлял ее в Москву. Митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский освобождался от обязанности по вызовам ездить в Москву. Киевский митрополит обязывался только быть под благословением московского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010