Гедеон, митрополит Киевский и Галицкий (Святополк Четвертинский Григорий, князь) Родился в семье княжеского старосты. В 1659 году хиротонисан во епископа Луцкого и Острожского. Это был период господства унии, период наступления католичества на Православие в Малороссии. Униатский епископ Иосиф (Шумлянский), управляющий Киевской митрополией, старался выжить епископа Гедеона с Волыни. Много притеснений пришлось терпеть преосвященному Гедеону со стороны польских властей, но он твердо стоял за Православие. Польский король и королева убеждали епископа Гедеона перейти в католичество или унию, а за отказ угрожали вечным заточением в крепость Мариенбург. Эти угрозы устрашили владыку Гедеона. Он бежал из своей епархии в Батурин и поселился в Крупицком Николаевском монастыре Черниговской епархии. В это время около 10 лет пустовала Киевская митрополичья кафедра. Московский патриарх Иоаким ставил вопрос о подчинении Малороссии Москве также в духовном отношении, как была она подчинена политически. Заметим, что до этого времени Малороссия в каноническом отношении подчинялась Константинопольскому патриарху. Теперь патриарх Иоаким прилагал все усилия, чтобы изменить существующее положение. Он советовал гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу избрать для Киева митрополита, причем чтобы это был человек, которого можно бы привести в подчинение без сопротивления с его стороны. Гетман предложил епископа Гедеона, человека скромного и слабохарактерного. 8 июля 1685 года на состоявшемся в Киеве Соборе епископ Гедеон (под давлением гетмана Самойловича) был избран в митрополиты Киевские. Вновь избранный митрополит отправился в Москву для посвящения, и 8 ноября 1685 года патриархом Иоакимом владыка Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского. Наделенный подарками и грамотой о подчинении ему Черниговского архиепископа и Печерского архимандрита, митрополит Гедеон 15 декабря выехал из Москвы. А гетман Самойлович добился для Киевского митрополита сохранения всех его прежних отличий, права безапелляционного суда и права печатать книги и заводить духовные школы в пределах митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кочегаров К. А. Новые документы о выезде в Россию епископа Луцкого и Острожского Гедеона (Святополк-Четвертинского) в 1684 г. Вот уже более 140 лет такие важные события истории Русской Православной Церкви 1684–1686 гг., как избрание Киевским митрополитом Луцкого епископа Гедеона (князя и переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха изучаются главным образом на документах, опубликованных С. Терновским в составе многотомного издания «Архив Юго-Западной России» Начиная с самого издателя, данный корпус источников лег в основу всех более или менее значимых работ по данной тематике вкупе с неопубликованными данными, приведенными в работах С. М. Соловьева и Н. И. Костомарова Между тем в фондах РГАДА хранится еще немало документов, практически неизвестных историкам, которые могли бы помочь исследователю полнее реконструировать указанные события. Среди них – публикуемые ниже современные оригиналам (которые, по всей видимости, не сохранились) переложения писем епископа Гедеона боярину В. В. Голицыну и русским царям, а также соответствующее рекомендательное послание украинского гетмана Ивана Самойловича. За исключением К. В. Харламповича, посвятившего несколько скупых строк письму Гедеона к царям от 25 в научной литературе данные документы не использовались. Как известно, фактически единственный на тот момент православный иерарх Речи Посполитой – Луцкий епископ Гедеон – прибыл в Россию в 1684 г. и поселился недалеко от Батурина, в Свято-Николаевском Крупицком монастыре, где осенью того же года с ним встретился прибывший к гетману думный дьяк Е. И. Украинцев. Основным предметом переговоров была очередная волна гонений, развернувшаяся в отношении православных в Речи Вскоре после этой встречи Гедеон отправил в Москву своего наместника Селиверста Павлова вместе с гетманским гонцом Ильей Сербиным. Посланцы прибыли в русскую столицу в начале О факте приезда С. Павлова кратко упоминает К. В. Харлампович на основе материалов Патриаршего казенного приказа, из чего следует, что посланец Гедеона встречался с Патриархом Московским Иоакимом (что, впрочем, вполне,

http://sedmitza.ru/lib/text/5677357/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634, мест. Ст. Четвертня на Волыни - 6.04.1690, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Из древнего княжеского рода, отдаленный потомок кн. Святополка (Михаила) Изяславича . Семья Г. была известна покровительством укр. правосл. мон-рям и храмам. Между 1658 и 1663 гг., вероятнее всего в 1661 г., кн. Святополк-Четвертинский был избран епископом Луцким и Острожским, хиротонию возглавил Киевский митр. Дионисий (Балабан) . В 1662-1663 гг. Г. занимался восстановлением Подгорецкого (Плесницкого) в честь Преображения Господня мон-ря. Плодотворным было сотрудничество архиерея с Луцким братством , в 1667 г. Г. поставил новым игуменом братства Якубовича, поддержал братство в конфликте с брестским каштеляном К. Пясочинским (1677). Членом братства состоял двоюродный брат Г. Вацлав. Луцкому епископу приходилось бороться против притязаний униатов (см. ст. Брестская уния 1596 г. ) на правосл. храмы и мон-ри. Г. вел длительную тяжбу с униатским Владимиро-Волынским еп. Львом Заленским, захватившим Загоровский мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ Владимира-Волынского. В 1679 г. Г. принял участие в Гродненском съезде православных и униатов, к-рый рассматривал возможности новой церковной унии. Вместе с депутатами Луцкого братства архиерей заявил, что приложит все усилия для сохранения правосл. Церкви, к-рая пребывает «в милости четырех восточных Патриархов». В янв. следующего года Г. участвовал в съезде правосл. и униат. духовенства по тому же вопросу, состоявшемся в Люблине. Ранее, в 1678 г., объединение униатов с православными предлагал Г. униат. митр. Киприан Жоховский. В ответ на все эти действия в авг. 1681 г. нареченный Мстиславский еп. архим. виленского Св.-Духова мон-ря Климент (Тризна) в Нов. Дворе созвал съезд правосл. духовенства (на к-ром присутствовали в т. ч. делегаты от Луцкого Крестовоздвиженского братства). На съезде было принято решение о постоянных контактах между Климентом (Тризной) и Г.

http://pravenc.ru/text/161879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 15.06.1642, Казань), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский. Сын кн. Дмитрия Курцевича и его 1-й жены Ядвиги Граевской. И. Д. Курцевич был женат на Варваре Михайловне Загоровской, упоминается в источниках как черкасский подстароста (1601), белоцерковский подстароста (1609-1613). Из письма царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету от 22 янв. 1630 г. можно заключить, что И. был родом из Киева, где жила его мать схимница Дорофея (Письма рус. государей. М., 1848. Т. 1. 332). Согласно посланию И. к кн. Григорию Святополк-Четвертинскому (впосл. митр. Киевский Гедеон ), И. Д. Курцевич, приняв монашеский постриг, передал свою долю в родовом имуществе троюродному брату кн. Павлу Курцевичу и уехал на Афон, где находился два с половиной года (вероятно, в 1614-1616), затем по просьбе братии поехал для сбора милостыни в Речь Посполиту. На Афон он не вернулся и направился в Падуанский ун-т, где 13 июля 1616 г. был внесен в список студентов из Речи Посполитой как «иеромонах Иезахииль Курцевич». Очевидно, ко времени пребывания в Италии относятся слова И. в послании, что он «мяса втаи едал, говения, и посту, и трудов никаких есми не имел за благочестие». По возвращении в Речь Посполиту И., по его свидетельству, был игуменом Преображенского мон-ря в Четвертне - владении князей Четвертинских, вероятно, ок. 1617-1618 гг., т. к. в 1619 г. в каталоге Луцкого братства он уже упоминается как архимандрит Святой Троицы монастыря в Трехтемирове (ныне с. Трахтемиров, Черкасская обл., Украина). Этим данным как будто противоречит подпись И. как игумена Трехтемировского монастыря под актом нач. 1616 г. об основании Киевского братства , однако, по наблюдениям М. С. Грушевского , подписи под документом относятся к более позднему времени. В послании И. неоднократно говорится о его столкновениях со сторонниками унии на Волыни. Возможно, эти столкновения и угрозы со стороны униатов заставили его оставить Волынь и перейти в Трехтемировский мон-рь - обитель, находившуюся под патронатом Запорожского войска. Здесь установились тесные связи между И. и казачеством, к-рые прослеживаются в дальнейших событиях.

http://pravenc.ru/text/578515.html

Троицкая церковь бывшего Князе-Владимирского монастыря в Филимонках — уникальный памятник архитектуры середины XIX века. До недавнего времени храм представлял собой величественные руины на крутом берегу реки Ликовки. Теперь здесь подходят к концу реставрационные работы, проводимые компанией «АльфаРекон». Филимонки — поселок в Подмосковье, с недавних пор включенный в так называемую «Новую Москву». Но село это далеко не новое. Первые упоминания о нем относятся еще к началу XVII века. С тех пор кому только не принадлежали Филимонки — князьям Щербатовым, Черкасским, Голицыным и прочим не менее знатным фамилиям. Усадьба предположительно появилась в XVIII столетии, но в начале XIX века была основательно перестроена генерал-майором Дмитрием Измайловым, в ту пору владевшим Филимонками. Он воздвиг господский дом в стиле ампир, разбил липовый парк и велел выкопать пруды. В общем, имение идеально вписалось в стиль провинциального классицизма. Существует легенда, согласно которой здесь останавливался Наполеон во время отступления из Москвы. Позже Филимонки купил герой войны 1812 года князь Борис Антонович Святополк-Четвертинский. Представители фамилии и основали монастырь. Род этот, кстати, был более чем знатным. Святополк-Четвертинские, ополяченные литовцы, вели происхождение от Рюрика — через князей туровских и пинских. Предком своим считали Святополка Изяславича, того, что правил в Киеве в XI–XII веках. Его имя и прибавили к фамилии Четвертинские, образованной от Четвертни — вотчине на Волыни. К прославленному роду, среди прочих, принадлежал Гедеон, митрополит Киевский, признавший верховенство Московского патриарха. Антоний Станислав Святополк-Четвертинский Другие представители рода тоже известны отстаиванием интересов России. Например, князь Антоний Станислав, польский шляхтич, был ярым противником принятия так называемой Конституции 3 мая 1791 года — первой в Европе и второй в мире (после США). Антоний Станислав одним из первых вступил в тарговицкую конфедерацию — организацию, поддерживаемую Екатериной II и выступающую против нового законодательного акта. Правда, вскоре его действие и так приостановили — вследствие окончательного раздела в 1795 году Речи Посполитой между Пруссией, Россией и Австрией. Святополк-Четвертинский до этого дня не дожил — за год до этого был повешен варшавской толпой как «изменник родины».

http://pravoslavie.ru/67039.html

Ржищевский Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Ржищевский Спасо-Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Белоцерковской епархии Украинской Православной Церкви. Древний монастырь, в XV веке он уже был действующим мужским монастырем. В 1995 г. монастырь возрожден, хотя от него осталось лишь несколько чудом уцелевших икон, фрагмент трапезной и монастырского управления. Содержание История [ править править код ] Сведений о точном времени основания Ржищевского Спасо-Преображенского монастыря нет. Известно лишь о том, что он был разорен во время татарского нашествия. В XV веке он уже был действующим мужским монастырем. В XV-XVI веках Ржищивский Преображенский монастырь упоминается рядом со знаменитыми киевскими обителями, основанными еще в эпоху Крещения Руси. Набеги крымских татар на Киевскую конце XVI - начале XVII века имели трагические последствия: монастырь был опустошен и разрушен. Долгое время Ржищивский Преображенский монастырь стоял пустым. В 1649 году Вороничи, владельцы Ржищева с округой, в связи с началом возрождения Ржищевского монастыря, подтверждают его владения, состоявшие из села Балыки со всеми угодьями (полями, лесами, лугами, пасеками). В грамоте 1649 говорится также, что учредителями Ржищевского Преображенского монастыря были предки Воронич. В период Руины Ржищивский монастырь был во второй раз разорен. Поэтому Его Преосвященство Гедеон-Святополк Четвертинский, митрополит Киевский и Галицкий (в 1687), гетман Иван Мазепа (в 1687 и 1692 годах) и гетман Иван Скоропадский (в 1709), желая способствовать возрождению Ржищевской обители, подтверждают владения этого монастыря . По возвращении Киевщины полякам, Ржищивский монастырь претерпел много скорбей. Основатели монастыря Вороничи, перешедшие в католичество, основали в XVIII веке в Ржищеве католический тринидатский монастырь, в пользу которого отобрали у православного Преображенского монастыря все его владения. Это стало причиной его постепенного упадка.

http://azbyka.ru/palomnik/Ржищевский_Пре...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИЛЯК Иосиф Адамович (1900-1969), протоиерей Экзархата Московского Патриархата в Северной и Южной Америке ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий

http://pravenc.ru/rubrics/121724_30.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1391/92), митр. Галицкий. В 1370 г. на созванном польск. кор. Казимиром III съезде галицко-волынских правосл. князей и шляхты А., уже бывший до этого епископом, был выбран митрополитом. В том же году король направил его на утверждение в К-поль, обосновывая необходимость воссоздания Галицкой митрополии (существовавшей ок. 1303 - до 1328; 1338 - до 1347) пренебрежением к делам западнорус. епархий со стороны митр. Киевского свт. Алексия , находившегося преимущественно в Москве. В случае отказа со стороны К-польского Патриарха король угрожал насильственным обращением в католичество правосл. населения. В мае 1371 г. К-польский Патриарх Филофей утвердил А. митр. Галицким и отдал в его управление Перемышльскую, Холмскую, Владимирскую и Пинскую епархии, поручив со временем поставить там епископов. В 1375 г. папа Григорий XI приказал устранить архиереев, поставленных А., и заменить их католич. епископами. Однако польск. правительство начало создавать в Галичине католич. еп-ства, не смещая правосл. архиереев. В Галиче у православных был отобран кафедральный собор, в результате чего А. вынужден был перенести свою резиденцию в с. Крылос. После его смерти поставление в Галиче правосл. митрополитов прекратилось. Никаких сведений об архипастырской деятельности А. не сохранилось, в документах он упоминается лишь как свидетель при заключении земельных сделок. Лит.: Chodynicki K. Koció prawosawny a Rzeczpospolita polska: Zarys historyczny, 1370-1632. Warsz., 1934; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 105. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/115914.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Западно-русская митрополия (1451 - 1685) АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г. ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ основана в древнерус. время с центром в г. Владимире-Волынском на р. Луге, правом притоке Зап. Буга ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ЕВФРОСИН (сер. XVII в.), мон., автор «Сказания о различных ересех и о хулениих на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия) ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/rubrics/121774.html

В сложившейся ситуации наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополию оказался Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), представитель древнего рода, который вел свое происхождение от Святополка—Михаила, внука Ярослава I (с этим связано его двойное имя). Рукоположенный митрополитом Дионисием (Балабаном), он в течение двадцати пяти лет занимал Луцкую и Острожскую кафедру и стал главным претендентом на Киевскую кафедру после смерти митрополита (1663). Епископ Гедеон был противником унии. Но его положение осложнялось еще и тем, что Львовский епископ Иосиф (Шумлянский) надеялся после изгнания Гедеона поставить Луцким епископом своего брата Афанасия. Опасаясь преследований, будущий Киевский митрополит был вынужден бежать на восточную сторону Днепра к гетману. Гетман Самойлович мечтал породниться с их древним родом и выдать свою дочь замуж за одного из князей Четвертинских. Наконец, епископ Гедеон был угоден и московскому правительству, которому выказывал свою покорность и расположение . Таким образом, во всех отношениях Луцкий епископ был наиболее подходящим кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. В феврале 1685 г. из Москвы в Батурин прибыл окольничий Неплюев, через которого Самойловичу передали пожелание об избрании митрополита, который затем должен был прибыть в Москву для рукоположения . Собор для избрания митрополита назначили на 8 июля. На нем должны были присутствовать представители казацкой старшины и духовенства. Однако претендент на митрополичий престол Лазарь (Баранович), понимая, что митрополитом будет избран Гедеон (Четвертинский), хотя и разослал духовенству универсалы, предписывающие прибыть на Собор, сам на него не явился, равно как и другие представители духовенства Киевской митрополии. Не было на нем и самого Гедеона (Четвертинского) . На Соборе присутствовали только представители гетмана и часть духовенства, стремившегося к соединению с Московским патриархатом; митрополитом был избран Гедеон (Святополк, князь Четвертинский), и к нему были отправлены послы с сообщением об этом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010