В Киевской губернии главными вожаками и распространителями штундизма были однодворцы: Яков и Павел Цибульские, Осип Тышкевич, Захарий Богдановский, Игнатий Флоринский и, в особенности, крестьянин села Чаплинки Герасим Балабан. Первым пропагандистом штунды в Киевской губернии (в Таращанском уезде) считается, собственно, однодворец села Плоского Павел Цибульский; тем не менее, значение его, как пропагандиста штунды в Киевской губернии, представляется незначительным; он был человек малограмотный, флегматичен и не отличался природными дарованиями. Гораздо большее значение в этом отношении нужно приписать его брату – Якову Цибульскому. Молодой, энергичный, пронырливый и честолюбивый, он увлек за собою многих в штунду. У него постоянно собирались во множестве парни и девки для чтения сектантских книг, пения псалмов и совершения молитвословий по обряду штундистов. Последователи его: однодворцы Осип Тышкевич, Захарий Богдановский и Игнатий Флоринский завлекли в свое общество и других, не только из своей однодворческой среды, но и простодушных крестьян. Впрочем, самым способным и самым видным пропагандистом штунды в Таращанском уезде, Киевской губернии, был крестьянин села Чаплинки, Герасим Балабан, занимавший довольно видное положение среди херсонских штундистов и высланный оттуда на место своего жительства в Киевскую губернию за пропаганду штунды. С прибытием его в село Чаплинку, развитие штундизма в районе Таращанского уезда приняло значительные размеры и обнаружилось в открытой и смелой пропаганде, с кощунственным отношением к православной церкви и явным непослушанием, и противлением местным властям. С самого начала появления штундизма в Киевской губернии, духовенство ревностно заботилось об обращении уклонявшихся от православия назиданиями и увещаниями, и имело в этом некоторый успех, по крайней мере, не встречало прямой оппозиции и ожесточенного упорства. Но, с появлением Балабана, в действиях сектантов сразу обнаружились резкие и фанатические проявления кощунства и насмешек над обрядами Православной Церкви, вражды к духовенству и православному населению.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

С. 216. «Ты бы образил себя хоть бы чем…» — Достоевский сам поясняет это выражение в «Дневнике писателя» за 1876 г.: «Образить — словцо народное, дать образ, восстановить в человеке образ человеческий Слышал от каторжных» (XXII, 26). 85 С. 219–220. …это копия с Ганса Гольбейна — Я эту картину за границей видел и забыть не могу. — Да от этой картины у иного еще вера может пропасть! — Речь идет о картине Гольбейна Младшего «Мертвый Христос» (1521). Достоевский, «возросший на Карамзине» (см.: Достоевский А. М. Воспоминания. Л., 1930. С. 69), давно знал об этой картине из «Писем русского путешественника», в которых так рассказывается о впечатлении от картины: «В Христе не видно ничего божественного, но как умерший человек изображен он весьма естественно». Поясняя, сколь необычен этот образ, Карамзин добавляет, что, по преданию, Гольбейн писал картину с утопленника ( Карамзин Н. М. Избр. соч. М., 1964. Т. 1. С. 208–209). Приехав за границу, Достоевский захотел увидеть полотно Гольбейна. С этой целью он и его жена специально остановились на сутки в Базеле. Произведение Гольбейна потрясло Достоевского (См.: Достоевская А. Г. 1) Воспоминания. С. 166; 2) Дневник 1867 г. С. 366). В примечании к данным страницам «Идиота» А. Г. Достоевская указала на тождественность восприятия «Мертвого Христа» писателем и его героем: «…он тогда сказал мне, что „от такой картины вера может пропасть“» ( Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. С. 59). 86 С. 221. …часа четыре с одним С-м в вагоне проговорил… — Возможно, что, называя не верующего в бога собеседника Мышкина С-м, Достоевский вспоминал о своем близком товарище по кружку петрашевцев Н. А. Спешневе (1821–1882), взгляды которого имели атеистический и материалистический характер (см.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 477–504, 775–777). 87 С. 221. …одно убийство случилось — Нет, этого, брат князь, не выдумаешь! — Случай, о котором рассказывает Мышкин, фигурировал в газете «Голос» (1867. 30 окт. Здесь сообщалось об убийстве крестьянином Ярославской губернии Балабановым мещанина Суслова. Балабанов приехал в Петербург на заработки и познакомился с Сусловым в доме акушера Штольца. Убийство произошло во время их встречи за чаем. Достоевский в своей записной книжке отметил для себя поразившую его подробность «дела» Балабанова: «Зарезал за часы Суслова, раздувавшего самовар, со словами: „Господи, прости ради Христа“» (IX, 392). Ситуация в романе несколько изменена: оставлен в тени тот факт, что Балабанов на вырученные за серебряные часы деньги хотел вернуться в деревню и помочь находившейся там в нищете семье; на первый план выдвинуто нравственно-религиозное состояние убийцы перед совершением преступления. 88

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Поводом к спору послужило принятие от баптистов второго крещения некоторыми из руководителей штундистов: Рябошапкой, Ратушным и Лясоцким с их последователями. Принявшие крещение отстаивали обряд, но им противостали другие вожаки сектантов – Балабан и Коваль. Споры из-за обрядов происходили сначала между Балабаном и Лясоцким в таращанской тюрьме; но потом они перешли в собрания сектантов и на одном из этих собраний повели к формальному разделению штундистов на две части: одна часть, во главе с Ратушным и Лясоцким последовала учению баптистов, другая, с Балабаном и Ковалем во главе, осталась при прежних воззрениях на обряды 69 . Последовавшие проповеди баптистов штундисты, в лице братства Рябошапки, приняли от баптистов сначала крещение и причащение, а вскоре за тем появляются и „10 правил новообращённого русского братства“, представляющие из себя, кажется, сокращение баптистского катехизиса; впоследствии среди южнорусских штундистов, принявших баптизм, появляется и баптистский катехизис 70 . Таким образом, одна часть штундистов совершенно приняла баптистское учение и по всей справедливости может быть отнесена к баптистам. Другая часть штундистов, несмотря на то, что совсем отстранилась от баптизма, всё-таки не избежала влияния последнего. Это влияние обнаружилось прежде всего в том, что противники баптизма, по примеру его последователей из штундистов, избрали себе пресвитеров: Коваль принял это звание в Киев. губ. из числа первых; затем и у Херсонских штундистов, во главе которых стоял Балабан, стали совершаться обряды погребения, венчания и вводиться преломление хлеба 71 . Через это штундисты стали сами с собой в противоречие, объясняемое тем, что баптизм давал нечто положительное, а последнего у сектантов до сих пор почти совсем не было. Впрочем, можно думать, что штундистами приняты от баптистов не одни положительные стороны учения, – кажется, результат влияния баптизма, хотя и не вполне, составляет отрицательное отношение штундистов к существующим властям. По крайней мере – те мысли сектантов, что православные цари уничтожатся 72 , и у штундистов появятся свои анабаптистские цари и начальники 73 , и что вся Россия отведётся в плен, и „заперты будут“, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На што все суть ему листы наши от нас даны и сесь лист наш, подписавши его рукою нашою властною патриаршею, ему есьмо дали и съ нашею печатью» 485 . Как понять действия Иеремии? Ведь к фактическому противостоянию братств и епископов, санкционированному патриархами, по воле Иеремии добавлялось двоевластие в самой иерархии. Митрополит Макарий справедливо расценивает учреждение должности экзарха рядом с только что поставленным митрополитом как «оскорбительное» для Рагозы 486 . Известные к сегодняшнему дню источники не позволяют понять, что двигало Иеремией и почему Терлецкий сумел войти в такое доверие к патриарху. Однако сама грамота от 14 августа 1589 г. позволяет вернуться к вопросу и критически взглянуть на обстоятельства церковной борьбы и интриг в августе 1589 г. Поскольку датированная 14 августа грамота была написана в Замостье, нужно полагать, что патриарх прибыл сюда из Бреста. Сюда же прибыли Гедеон Балабан, Кирилл Терлецкий и Мелетий Хребтович. Какова была цель этой встречи? Судя по патриаршей грамоте от 14 августа, епископы были призваны для суда, и после разбирательства были прощены и отпущены 487 . Но далее в Замостье, если верить грамоте, происходит нечто неожиданное. После отъезда К. Терлецкого и Мелетия Хребтовича оставшийся в Замостье Гедеон Балабан развернул интригу против Терлецкого и, судя по грамоте, подписал у патриарха, не понимавшего ни по-украинско-белорусски, ни по церковно-славянски («по неумеетности нам языка рускаго и словенского»), некие грамоты против только что поставленного экзарха. Теперь же (нужно полагать, после того как Кирилл вернулся в Замостье 488 , хотя в грамоте этого не говорится) патриарх Иеремия издает грамоту, дезавуирующую не только уже полученные Балабаном документы, но и любые другие «листы», которые могут быть представлены против Терлецкого от имени Иеремии. При этом речь идет о документах не только предшествующих 14 августа 1589 г., но и тех, которые могут быть помечены более поздним числом. Таким образом, Терлецкий ставился в совершенно исключительное положение, которое сам патриарх после 14 августа не смог бы переменить, если бы и захотел, ведь грамотой от 14 августа он дезавуировал свои собственные будущие решения, если бы они были неблагоприятны для Терлецкого. Патриарх объявлял, что он навечно «касует и в нивечъ оборочает» какие бы то ни было претензии к Терлецкому 489 . И уже после выдачи такой бессрочной и неотменяемой индульгенции на вечные времена Иеремия объявлял о состоявшемся возведении Кирилла в должность экзарха как «мужа искусна и во всих действах водле правил святых отец бегла и ученна» 490 . Защищенный от какой бы то ни было критики Терлецкий становился, по сути, de facto и даже в известном смысле de jure и главой Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Там же, в Сокале, на особом листе бумаги был составлен отдельный текст «некоторых артикулов, относящихся к унии»; здесь же было оставлено место для внесения тех артикулов, о которых еще предстояло договориться с королем прежде объединения с католиками 656 . Документ с «артикулами» был собственноручно подписан епископами, но без приложения печатей. Все было отдано Кириллу Терлецкому. Збируйский объяснил, что такой путь действий был избран, поскольку в момент Сокальского съезда епископы- " заговорщики» еще не знали, поддержат ли их Рагоза и Потей 657 . По словам Збируйского, именно «сокальские артикулы» легли в основу «артикулов» окончательно одобренных в Бресте в июне 1595 г. «Антиризис» – еще один источник о Сокальском съезде. Автор рассказывает о контактах между Потеем и Острожским и говорит о посланных в июне 1595 г. Острожскому артикулах (то есть артикулах от 1 (11) июня 1595 г.). И именно в связи с июньскими артикулами 1595 г. упоминается Сокаль: «которые артыкулы еще в Сокалю владыкове другие Луцкий, Премыский, Львовский и Холмский, сами только зъехавшыся, были написали. А хотяж то там еще в таемности деялося, однак в месте Сокальском презвитерове и некоторые мещане о том были заслыхнули» 658 . Автор считает нужным написать об этом, потому что теперь Балабан и Копыстенский утверждают, что ничего не знали о готовящейся унии. Балабан знал о ней, потому что подписал артикулы в 1590/91 г. Копыстенский «яко новотный не ведал о першой змове, в Берестю постановленой», так как в то время и не был еще епископом. Но в Сокале он присоединился к другим и подписал артикулы 659 . В другом месте «Антиризис» относит Сокальский съезд к 1595 г. и рассматривает его как продолжение Брестской декларации: «А потом [то есть после решения 1590 г.] в Сокалю в року 1595» луцкий, перемышльский, львовский и холмский епископы «для тоеж справы зъеждчалися, и там еще кгрунтовней тое ствердили». Наименее достоверную версию событий предлагает «Перестрога» 660 . Сокальский съезд связан с тем, что стали открываться преступления К.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Как Потей оценивал общие итоги и значение произошедшего в Риме в декабре 1595 г.? Если верить письму, он был вполне удовлетворен. В конце послания Балабану Потей пишет, что лучше быть под одним верховным пастырем, чем под пятью или шестью, что согласие и любовь с римским духовенством обеспечат защиту святым церквам, «и порядок, даст Бог , будет лучший» 874 . Однако, интерпретируя письмо Потея от 29 декабря, нужно иметь в виду, что оно не было ни частным, ни конфиденциальным. Ватиканские архивы сохранили краткий латинский перевод письма с пояснениями о самой миссии Потея и Терлецкого 875 . Был ли он сделан перед отправкой письма или позже, неясно, но фактом остается бдительный контроль за корреспонденцией Потея и Терлецкого. Можно ли допустить, что это не повлияло на степень откровенности Потея? В конце послания Балабану Потей обещает обо всем рассказать подробнее по возвращении домой. А теперь, писал он, нам осталось только собраться в дорогу и уезжать. И тем не менее сборы затянулись более чем на два месяца. При этом сохранилось лишь одно другое письмо, которое было написано Потеем и Терлецким за это время, – письмо примасу Карнковскому от 13 января 1596 г. 876  Как это объяснить? Деятельность Потея и Терлецкого в Риме в конце декабря 1595 – марте 1596 г. В нашем распоряжении есть ряд данных о том, что делали или пытались делать Потей и Терлецкий в конце декабря 1595 и январе-феврале 1596 г. После церемонии 23 декабря они постоянно бывали на богослужении в греческой церкви Св. Афанасия Александрийского в Риме и дважды сами совершали там богослужение 877 . 11 января кардинал Юлий Антонио Санторио (глава конгрегации по «греческим» делам, которая занималась и вопросом об унии) на аудиенции у папы обсуждал вопрос о поданном «рутенскими» епископами мемориале, в котором они просили приема у папы. Было констатировано, что такой прием пока еще не состоялся, но аудиенция будет предоставлена 878 . Через неделю, 18 января, епископы подали новый мемориал кардиналу Санторио с просьбой об аудиенции. Они просили о приеме ради обсуждения «многих дел» («per molte causa loro»), сетовали, что до сих папа не дал никакого документа (мемориала), который касался бы поднимаемых ими проблем, просили составить такой документ и направить им соответствующие бреве и письма 879 . Как пишет кардинал Санторио, папа передал извинения за откладывание встречи, причиной которому была его подагра и занятость польскими и венгерскими делами, и обещал принять епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Отпевание кинорежиссера Алексея Балабанова совершено в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга мая 2013 Чин совершил протоиерей Владимир Сорокин. Отпевание выдающегося кинорежиссера Алексея Балабанова было совершено 21 мая в  Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга . Проводить мастера в последний путь пришли сотни людей.  Среди них были его друзья - воины-интернационалисты, десантники, участники боевых действий. Они пришли в военной форме, при наградах, в тельняшках. В такой же тельняшке лежал в гробу и Алексей Балабанов - создатель фильма " Война " (2002), в котором действие происходит во время второй чеченской кампании. С " горячими точками " покойный был знаком не понаслышке - он служил военным переводчиком в Афганистане. Алексей Балабанов отошел ко Господу в пасхальные дни, и в чине его отпевания, который возглавил настоятель собора - протоиерей Владимир Сорокин , звучали песнопения пасхального канона.  " Господь, несомненно, упокоил его светлую душу в селениях праведных " , - сказал отец Владимир в беседе с корреспондентом " Воды живой " . Он назвал знаменательным тот факт, что гражданской панихиды не было, а были, как  желал покойный, только церковные проводы в путь всея земли.  Собравшиеся проникновенно молились - в окружении режиссера было много глубоко верующих людей. Гроб выносили из собора под праздничный, а не погребальный перезвон колоколов и пение тропаря " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав " .  В беседе с журналистами, состоявшейся после отпевания, Никита Михалков назвал Алексея Балабанова " настоящим русским художником, самостоятельной планетой в мире кинематографа " . Он никогда не делал того, чего не хотел и сам перед собой отвечал за то, что подсказывала ему совесть. Неуютный, неудобный, всевидящий, мучающийся и мучающий других, он обладал талантом обостренного и болезненного переживания жизни. В этом был его крест, который он пронес до конца.  " Я хочу говорить правду, которую я не знаю, но ищу " - этими словами одного из героев Федерико Феллини можно охарактеризовать творческий поиск режиссера. " Мы еще не осознаем по-настоящему масштаб его личности " , - уверен Никита Михалков, снимавшийся у своего младшего коллеги.  

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=317...

Любовь Аркус, Надежда Васильева, Алексеи Балабанов. Зима 2007 года, на выборе натуры к фильму " Морфии " В редакции “Сеанса”: Сергей Сельянов, Александр Рогожкин, Олег Ковалов, Константин Лопушанский, Любовь Аркус, Сергей Добротворский. 1991 год – Сельянов решил стать продюсером именно из-за Балабанова? – У меня есть фотография, сделанная в тот момент, когда Сельянов решил стать продюсером. Он ведь хотел быть режиссером и был им. Какое-то время был и тем и другим. А потом сделал выбор. – Я люблю и «День ангела», и «Духов день» его с Шевчуком. Как думаешь, если бы он продолжал, он был бы хорошим режиссером? – Я думаю, что Сережа был не меньшим режиссером, чем Балабанов. Он сделал свой выбор в пользу Балабанова. Он никогда этого не скажет. Мне иногда кажется, что сейчас, когда Леши нет, он вообще разлюбил кино – ему стало неинтересно. – В каком-то смысле ты ненастоящий кинокритик и киновед: ты вовлечена в отношения с режиссерами и артистами, со сценаристами и продюсерами, что, разумеется, мешает тебе быть объективной. Но ты еще и режиссер. Это реально совмещать? – Кать, знаешь, я уже давно не понимаю, кто я. Один фильм, даже хороший – это не режиссер. Человек, который делает журнал о кино 30 лет, но давно не пишет в него тексты – это не кинокритик. А человек, который основал первый в стране центр помощи взрослым людям с аутизмом, но по-прежнему, как и 10 лет назад, ни в чем не уверен и никакие методы помощи не считает эффективными – это опять неизвестно что. Я все время ничего не успеваю и всегда перед всеми виновата. Мы стоим в промозглом коридоре питерского университета за несколько минут до начала встречи Аркус со зрителями. Я ногтем ковыряю лед на стекле, Люба хлопает себя по карманам, нащупывает сигареты. В помещении нельзя курить. Она просто хочет удостовериться: пачка на месте. Когда она захочет , пойдет и покурит. В каком-то смысле, делать то, что хочешь – это и есть свобода. Но Аркус устроена таким образом, что она хочет как будто слишком многого. И по-детски расстраивается, если что-то из задуманного вдруг получается не самым лучшим способом из возможных. Тогда она возвращается и переделывает. Тратит все силы, убивается, но добивается того, чтобы дело было сделано самым наилучшим способом.

http://pravmir.ru/creative/vot-ya-i-pris...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕДЕОН (БАЛАБАН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Гедеон (Балабан). Гравюра XVIII века. Гедеон (Балабан) ( 1530 - 1607 ), епископ Львовский и Каменец-Подольский В миру Балабан [Балобан] Григорий Маркович, родился в 1530 году во влиятельной галицко-волынской шляхетской семье, сын Львовского еп. Арсения (Балабана) . В 1566 году еп. Арсений получил привилей от кор. Сигизмунда II Августа, разрешающий епископу передать в управление своему сыну Григорию все монастыри Львовской епархии. Несмотря на это, в 1569 году Львовский католический еп. Станислав Шломовский воспользовался правом назначать наместников Киевского православного митрополита в галицких землях и выдвинул своего кандидата - Иоанна Лопатку-Осталовского . В течение года в епархии шла борьба между нареченными епископами, каждый из них выхлопотал королевский привилей, подтверждавший его назначение, однако кафедра досталась Лопатке-Остоловскому, принявшему в постриге имя Иона. Гедеон (Балабан) продолжал бороться за свои права в суде, но осуществить их удалось только после смерти еп. Ионы (после 1575). Не надеясь на законное решение вопроса, Балабан обещал дать крупную взятку коронному канцлеру Яну Замойскому, и с согласия последнего львовский староста своей властью ввел Балабана в управление Львовской епархией на основании грамоты кор. Сигизмунда II. Гедеон (Балабан) неоднократно предпринимал усилия по укреплению церковной дисциплины в своей епархии и защите ее в условиях агрессивной прозелитской деятельности католической Церкви на галицких землях. Он принимал участие во всех Соборах Киевской митрополии, кроме Собора 1594 года. Известны Львовские епархиальные Соборы 1587, 1591 и, возможно, 1593 года. В случае конфликтов с католиками епископ от имени православного населения епархии вносил протестации и выступал в суде, в частности в связи с попытками католиков на православное Рождество 1584 года принудить православных жителей Львова к следованию григорианскому календарю.

http://drevo-info.ru/articles/13680509.h...

После поездки в Белебеевский уезд, Балабанов поселился в своём семействе. Полного мира душевного он не мог, однако, достигнуть. Ему хотелось принести Богу плоды покаяния, достойные своего падения. Он не переставал плакать о своём бывшем заблуждении. «Мне было стыдно за себя, говорит он; ничто меня не утешало; я думал, что тогда только и умиротворюсь душой, когда, оставивши мирскую жизнь и суету, удалюсь в монастырь, чтобы там плакать до конца жизни о тяжких своих грехах». Но жена его не отпускала от себя. Ей, в самом деле, было так прискорбно без него, так трудно было жить... Прошло четыре года, а Балабанов не терял надежды когда-нибудь уйти в монастырь. Он постоянно упрашивал жену свою отпустить его. Однажды, она выразила свое согласие, выполнить которое Балабанов мог только при помощи Божией. Жена Балабанова 7 лет страдала от боли в ноге. Она потребовала, чтобы муж её вылечил её от болезни, и тогда она согласится отпустить его в монастырь. «Услышав это, говорит Балабанов, я залился слезами и обратился с теплой молитвой к Заступнице христиан и Споручнице грешных, скорбящих и больных Целительнице, пресвятой Деве Богородице, умоляя Её, излечить мою жену». Вскоре жена Балабанова выздоровела, не смотря на то, что на ноге её были застарелые раны. Принимая это за прямое действие Промысла Божия, она дала согласие на желание мужа. И вот, в 1866 году, Балабанов тайно ушел на Афон, а оттуда перемещён в Константинополь, где и ныне еще живет (писано в 1880 году), преуспевая в подвигах иноческой жизни. Прежние его приятели, бесы, и в новом месте являлись к нему, как он рассказывает, но не добились прежней дружбы. Раз, рассказывает он, на Афоне ему явились бесы и внушают ему: – «Вот ты теперь можеш чудеса творить». – «Вот у меня нет бороды, так сотворите чудо, отвечал Балабанов, чтобы у меня выросла борода. Но бесы захохотали и исчезли». «Теперь, говорит Балабанов, в заключение своей горькой повести, я провожу жизнь свою в мире и тишине. О том скорблю только, что многие погибают от распространившегося бесовского лжеучения, и потому прошу и молю Господа Бога, чтобы эта моя исповедь послужила вразумлением для заблудших»! Исповедь Балабанова представляет собой наглядное доказательство того, как опасно христианину удаляться от руководства истинных, правильно избранных и поставленных духовных Пастырей!.. В какие пагубные сети увлекает заблудших диавол, преобразующийся в Ангела светла!. ( 2Кор.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010