Скачать epub pdf Мир и мы «...В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна...» ( Ин.1:10 ). «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру...» ( Гал.6:14 ). В преддверии двух наступающих великих праздников – Рождества Пресвятой Богородицы, Которая жила в мире, но не была «от мира», почему и удостоилась стать Матерью Самого Господа, и Воздвижения Креста Господня, который напоминает нам, что и мы должны «распяться миру», – благовременно поставить нам самим себе вопрос: в каком отношении находимся сами мы к миру – к тому современному миру, который теперь так ярко, как никогда, проявляет свои явно антихристианские свойства и качества? Какая-то уступка миру, вернее – приспособление к нему, то, что называется, например, в науке пастырского богословия, «пастырским применением» конечно, неизбежно, а иногда и полезно, но то, что мы видим теперь, переходит уже всякие границы, становится уже отречением от истинного христианства, которое – «не от мира сего». Христос-Спаситель ведь не напрасно противопоставлял Себя и Своих последователей миру, говоря: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). И утешал Своих учеников: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде ( Ин.15:18 ); в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Равным образом и Святые апостолы, характеризуя этот мир, говорили о нем: «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» ( 1Ин.2:15 ) – а это потому, что «мир весь во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отметим, что это говорит ни кто иной, как «апостол любви» – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. А св. апостол Иаков, Брат Господень, говорит, пожалуй, еще более сильно и решительно: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» ( Иак.4:4 ). Так смотрели на мир во все времена и все истинные христиане – подвижники христианского благочестия: чувствуя, что в миру они не могут быть подлинными последователями Христовыми, не могут спастись, они бежали от мира, чтобы угодить Богу. Бежали от мира даже тогда, когда мир перестал быть языческим, как в начале, а стал христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово в день Алексия, человека Божия 39 Сия есть воля Божия, святость ваша ( 1Сол. 4:3 ). Когда св. Апостол Павел возвещает волю Божию, то возвещает ее людям не особого какого звания и чина, но вообще всем верным. Святость есть призвание христианское. Каждый из нас призван к житию святому и непорочному, и каждый обязан по примеру Святаго, призвавшего нас, быть святым во всех своих действиях. Святи будите, яко Аз свят есмь, говорит Господь Бог ( Лев. 11:44 ). Но начав беседовать с вами, благочестивые обитательницы сего святого места, я должен сказать вам преимущественно пред другими, что воля Божия есть святость ваша. Вступая в звание христианское, мы дали обет чистоты и святости; а вступая в звание монашеское, мы повторили обет, данный нами при купели крещения. Кто же прежде всех обязан выслушать волю Божию и исполнить оную, как не мы, которые всецело посвятили самих себя Единому Богу? И кто паче всех должен быть чист и свят по душе, как не мы, которые приняли на себя Ангельский образ? Итак, исследуем в честь празднуемого ныне Угодника, сохранившего чистоту и святость до конца жизни, – Алексия, Божия человека, – исследуем, в чем состоять должна святость, которую заповедует нам Господь, которой требует от нас достоинство звания и которую ищет в нас самый мир, нами оставленный. Христианская святость состоит в возрождении в новую, духовную жизнь. Человек, совлекаясь греховного тела, плоти, и обновляясь в духе, освящается Божественною кровию Спасителя и становится храмом Духа Святого. Чтобы сохранить чистоту и святость, дарованную ему в купели крещения, он обязывается избегать не только явных пороков, кои Апостол запретил даже именовать между христианами ( Еф. 5:3 ), но и тайных преступлений, которые не менее явных оскверняют храм Божий, обязывается не только не растлевать тела постыдными делами, но и не осквернять духа гнусными мыслями и не заражать сердца низкими желаниями, обязывается, по слову Апостола, жить по духу ( Гал. 5:16 ) и представлять свое тело в жертву живую, святую, угодную Богу ( Рим. 12:1 ). Вот обязанность общая для всех верующих. Здесь нет никакого изъятия. Владыка и раб, сильный и немощный, богатый и бедный, дева, посвятившая себя Господу, и жена, вступившая в супружество – все имеют одно призвание – святость. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость, говорит Апостол ( 1Сол. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны 22 июля 1907 года. О христианском призвании и служении женщины Произнесено в Киево-Софийском кафедральном соборе. «О Христе Иисусе ...несть мужеский пол, ни женский, вси бо едино» ( Гал.3:28 ). В этих словах святого Апостола выражена та, неведомая древнему дохристианскому миру, истина, что все люди без различия пола, – как и других внешних неодинаковых человеческих состояний и положений, – равны пред Богом по нравственной своей природе, все одинаково призваны к вере и спасению во Христе, все равно приемлют благодатные средства Его и одинаково могут достигать совершенства христианского, святости и наследия Царства небесного. И эта истина оправдана, братие, бесчисленными примерами из истории христианского благочестия: в числе истинных последователей Христовых, достигших высоких степеней святости, во все времена были и жены, просиявшие во всех тех же добродетелях, какими заявили себя в разные времена мужи-подвижники христианского благочестия. Такова в особенности была ныне ублажаемая св. Церковию святая жена мироносица Равноапостольная Мария Магдалина. Кто в Церкви Христовой выше апостолов? А сия жена признана, как после и иные св. жены, равноапостольной. Подлинно, Апостольское слово: «несть мужеский пол, ни женский ...о Христе Иисусе» сбылось на святой Марии Магдалине еще прежде, чем было произнесено св. Апостолом. Чем же стяжала св. Мария Магдалина высокое наименование равноапостольной? Ответ дает житие равноапостольной жены, рисующее нам высокие добродетели и великие подвиги и труды ее в благовестии Христовом. Дочь родителей – сириян «от гор Магдальских» (Чет. Мин. 22 июля) или из города Магдалы, Мария была исцелена Господом от ужасной болезни беснования ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ) 1 . Это великое благодеяние навсегда вселило в сердце ее пламенную любовь и непоколебимую преданность Господу, – любовь и преданность, уступавшие в силе, пламенности и постоянстве только любви Пресвятой Богоматери к Божественному Ее Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Слово в день Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца 54 Приидите ко Мне в си труждающиися и обремененнии , и Аз упокою вы; возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим . Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:28–30 ). Так читаем в Евангелии, когда совершаем память Преподобного Отца нашего Сергия. Что за намерение приложения слов Христовых к памяти Его угодника? Намерение то, чтобы, слышав призывание Христово, мы видели того, который уже пришел к Нему, по гласу Его, и слышав обещание успокоения, видели того, который уже обрел в Нем успокоение от трудов своих и подвигов. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, отвергнув заблуждения и предрассудки века сего, обременяющие наш дух, поучались живым и спасительным истинам в Слове Божием, и, презрев правила и обычаи мира сего, отягощающие наше сердце, следовали правилам и заповедям Господним. Намерение то, чтобы мы, по примеру Угодника, сложив с себя тяжкое бремя грехов, забот и скорбей, пришли ко Иисусу Христу и, взяв благое и легкое иго Его, обретали в Нем покой и радость. Намерение святое! Сам Господь внушил его пастырям и учителям святой Церкви, – Сам Он научил их возвещать при прославлении Святых и то учение, которому последовали они, и те заповеди, на которых основались их духовные подвиги. Посему мы должны взирать на их жизнь, как на самое учение Христово, приведенное ими в исполнение, и внимать словам Христовым, как делам святых Божиих. Итак не оставим без внимания, что во внимании у самой Церкви: не оставим без размышления, что внушает нам Господь в чтенном ныне Евангелии. Рассмотрим, кто труждающиися и обременении, в чем состоит иго Христово, почему оно благо и легко, и как успокоивает Иисус Христос приходящих к Нему. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии. Кого так призывал Иисус Христос? Он призывал Иудеев, которые изнемогали под игом работы ( Гал. 5:1 ), были отягощены человеческими преданиями (Мк. 7:8) и обременены учением фарисейским ( Мф. 23:4 ); призывали язычников, которые сидели во тьме идолослужения ( Мф. 4:16 ), были порабощены владычеству постыдных страстей и обременены самыми грубыми пороками ( Рим. 1:26 ); призывали всех грешников, искавших везде своего спасения и нигде не обретавших его. Не приидох бо, говорит он, призвати праведныя, но грешныя на покаяние ( Мф. 9:13 ), взыскати и спасти погибшаго ( Мф. 18:11 ), не судить мирови, но спасти мир ( Ин. 3:17 ). Очевидно, что призывание Христово было всеобще, относилось ко всем чадам Адамовым, ко всему миру. Но есть ли оно всеобще для всех времен? Не заключалось ли только в пределах времени земной жизни Христовой? – Нет, – оно объемлет грешников всех времен. Иисус Христос вчера и днесь, тойжде и во веки ( Евр. 13:8 ). Он призывал, призывает и ныне, и будет призывать до скончания века. Ибо всегда были труждающиися и обремененнии, есть и ныне, и будут до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1973) 9 декабря/26 ноября 1973 г. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывается о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжело больной парализованной женщины, «восемнадцать лет имевшей духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться» ( Лк. 13:10–17 ). Мы не знаем об истинной причине болезни этой несчастной страдалицы. Может быть, подобно расслабленному, тридцать восемь лет находившемуся в болезни и исцеленному Господом у Овчей купели в Иерусалиме ( Ин. 6:2–14 ), она страдала за какие-либо свои прежние тяжкие грехи. Но также (возможно, что, как и в случае с исцелением слепорожденного ( Ин. 8:1–7 ), не согрешила ни она, ни родители ее, но все произошло для того, чтобы и на ней «явились дела Божии». Правда, одно выражение евангелиста как будто бы указывает нам на связь немощи этой женщины с действием злых сил. Евангелист замечает, что »сию дочь Авраамову связал сатана« и что Господь благоволил ныне »освободить (ее) от уз сих« (ст. 16). Вспомним, однако, историю святого праведного многострадального Иова. Ведь о нем Сам Господь засвидетельствовал, что »нет такого, как он, на земле», что он " человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла« ( Иов. 1:8 ). И тем не менее, зная непоколебимую верность Иова и желая прославить праведника и показать всему человечеству, на сколь великое терпение способен он в своей верности и преданности Творцу и Промыслителю, Господь попустил сатане причинить Иову тягчайшие страдания, поставив диаволу единственное условие, чтобы он не смел коснуться его души. Из жизни и посланий святого апостола Павла мы знаем также, что тяжкие телесные страдания можно рассматривать с двух сторон: и как результат яростного нападения врага Божия, и как спасительное промыслительное действие Отца милосердия и Бога всякого утешения ( 2Кор. 1:3 ), Который хочет, чтобы испытанная посредством скорбей и искушений вера страждущего человека оказалась »драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа« ( 1Пет. 1:7 ). Помните, как апостол Павел писал коринфянам о своих скорбях и перенесенных им страданиях: »От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали ... (я) был безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти« ( 2Кор. 11:23–25 ). Вспоминая эти свои раны апостол называл их не только »жалом в плоть, ангелом сатаны« ( 2Кор. 12:7 ), но и благословенными »язвами Господа Иисуса« на теле своем ( Гал. 6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет. 3, 1–2). В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней (ср. Быт. 3, 16). В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? А разве сейчас не так говорят? Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет ни мужеского пола, ни женского (ср. Гал. 3, 28). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы. Есть человек, т.е. мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом. Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, чтобы вы были более слабыми или какими-то не такими, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие , т.е. чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена дает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж дает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой.

http://pravoslavie.ru/112702.html

Толкование на Апостол из второго послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в восемнадцатую неделю (2Кор.9:6–11) Евреи (те) из обитающих в Иудее, кои уверовали во Иисуса Христа, многие и неизобразимые претерпели страдания от неверовавших единоплеменных им. « Воспоминайте же », писал к ним Божественный Павел, « первыя дни вашя, в нихже просветившеся мног подвиг подъясте страданий » ( Евр.10:32 ). Между прочими же злодействиями неверные, и имущество их расхитивши, привели их чрез то в убожество. « Ибо », говорит тот же Павел, « узам моим спострадасте, и разграбление имений ваших с радостию приясте » ( Евр.10:34 ). Посему ученики, находящиеся в Антиохии, Македонии и Ахаии, посылали вспоможения к живущим во Иудеи нищим ( Деян.11:29 ; Рим.15:26 ). О таковых нищих преимущественно имел попечение Павел, прияв о сем завещание от Апостолов Иакова, Петра и Иоанна ( Гал.2:9–10 ). Он писал о сей милостыне и к Коринфянам: и в первом к ним послании своем учредил способ собирания милостыни, имеющей быть посылаемою к нищим во Иерусалиме. « О милостыни же », рек он, « яже ко святым, якоже устроих Церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте. По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе, сохраняя, еже аще что благопоспешится: да не егда прииду, тогда собрания бывают » ( 1Кор.16:1–2 ). Во втором же к ним послании своем научил правилам милостыни, и объявил, какие награды приемлют милостивые. Сие содержит в себе ныне чтенная часть послания его. Почему кто внимательно слушать будет толкование сие, тот в точности узнает, какая милостыня благоприятна Богу. 2Кор.9:6 . Братие, сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Свойства семени и милостыни многое имеют между собою сходство. Как ты сеешь семя в землю, так влагаешь милостыню в руки нищего: и как сеешь зерно единое, а пожинаешь многие, так един динарий даешь нищему, а приемлешь сто. Семя, если останется непосеянным, никакого не приносит плода, если же посеяно будет в землю, приносит плод многообильный. Богатство, если не раздается другим, бывает бесплодно, если же будет роздано нищим, приносит плод безмерно множайший. Ибо даем мы нищему монету, а получаем Царствие небесное. Поелику убо толикое сходство имеют между собою свойства семени и милостыни, посему Божественный Апостол, да преклонит всех к богатодаровитой милостыне, говорил в переносном смысле, сказав: « сеяй », как бы вместо милуяй, « скудостию », значит мало, а « о благословении », много. Кто, говорит он, сеет мало, пожинает мало, а кто сеет много, тот пожинает много, то есть, кто милует мало, приемлет мзду малую, кто же милует богатодаровито, тот приемлет богатодаровитое мздовоздаяние. А дабы никто не думал, что Бог взирает на единое количество милостыни, а не и на душевное расположение милующего, полагает правила милостыни Богу благоприятной, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Хорошую ли религию придумали индусы?! Йога для христианина – путь к оздоровлению или вероотступничеству? Источник: Миссионерско-апологетический проект «К Истине» Наше время — это время невероятно быстрого взаимопроникновения культур и религий, и сейчас как никогда актуальны слова апостола: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20), ибо мы получили от Бога истинное знание, и Церковь будет обладать им вовек (2Ин.1:2), потому что в ее Главе — Господе Иисусе Христе — «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3), потому что Он и есть Истина (Ин.14:6). Обладая истинным и спасительным знанием о Боге, путях нашего спасения и настоящего благочестия, Православная Церковь, которая «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), не может и не имеет права искать иных знаний от языческих религий и сект, так это будет удаление от Христовой истины, в которой мы стоим, поиском пустословия и ложных знаний. Спасение наше, прежде всего, в правильной вере — «…праведный верою жив будет» (Гал.3:11), а потом в благочестивых делах. Потому как если христианин правильно верит (каков Бог, к какой праведности Он нас призывает, и каковы пути спасения), он правильно поступает и идет правильным путем спасения. Любое же искажение веры: ересь, суеверие, языческая и человеческая ложная мудрость приводят к тому, что человек начинает поступать по-иному и оказывается вне пути спасения, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14). С прискорбием можно констатировать, что для некоторых людей, называющих себя православными христианами, становиться естественной чуждая христианству вера в астрологию, гадание и магию, реинкарнацию, они не чураются прибегать оккультно-сектантским и языческим практикам для «оздоровления» и непонятного «духовного роста». Между тем, духовным человеком может называться только тот, в котором живет Святой Дух – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19), или «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Так что в христианах не должно быть ничего чуждого вере, языческого, иноверческого.

http://pravoslavie.ru/36992.html

Действительно, Ветхий Завет , как обветшавший, устаревший и притом нарушенный евреями, был отменен, а вместо него был установлен новый, утвержденный на лучших основаниях и свободный от его недостатков, – «ибо, если бы первый завет был без недостатка, говорит ап. Павел, то не было бы нужды искать места другому» ( Евр. 8:6 – 13 ). С наступлением Нового Завета был дан людям и новый Божий закон – евангельский, который выше, совершеннее закона Моисеева. Так, ветхозаветный закон был дан одному только народу – еврейскому, а новый закон –для всех народов ( Мф. 28:18–19 ; Мк. 16:15 ; Деян. 1:8 ); первый определял, по преимуществу, внешнее поведение человека, или, как говорит ап. Павел, был «законом заповедей» ( Еф. 2:15 ), «заповеди плотской» ( Евр. 7:16 ), законом «буквы» ( Рим. 7:6 ), а второй останавливает свое внимание, главным образом, на нравственном усовершенствовании человека и есть «закон духа» ( Рим. 8:2 ). Определяя почти каждый шаг человека, ветхозаветный закон требовал, под угрозой проклятия, исполнения всех содержащихся в нем заповедей и предписаний ( Гал. 3:10 ), чего никто из людей сделать не мог, а отсюда – и спастись, «потому что делами закона не оправдается никакая плоть» ( Рим. 3:20 ; Гал. 2:16 ). С помощью его человек только сознал свою греховность: –«ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), – свое бессилие освободиться от греха ( Рим. 7:15–21 ) и пришел к мысли, что спасение можно получить только от Мессии, почему ап. Павел и говорит: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой ( Гал. 3:19, 23–24 ). Евангельский закон, напротив, имея в виду внутреннюю сторону человека, желает от него добрых, сердечных расположений, положительного добра, причем не грозит ему ничем, а располагает его к добру и выполнению христианских обязанностей, указывая преимущественно на любовь к Богу и к самому добру ( Ин. 3:16 – 17; 15:9, 13– 15 ), а также на воздаяние за гробом. Вследствие этого жившие под законом Моисеевым действовали, подобно рабам, по побуждениям страха, водились, по выражению апостола, «духом рабства» ( Рим. 8:15 ) и находились «под игом рабства» ( Гал. 5:1 ); живущие же по евангельскому закону «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления» ( Рим. 8:15 ) и действуют свободно, как дети и наследники Божии, почему и самый закон называется законом свободы ( Иак. 1:25 ). 682 Выясняя это различие на примере детей Авраама: одного от рабы, а другого от свободной, ап. Павел говорит: «который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета, один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь... Мы, братья, дети обетования по Исааку... мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Частный характер ветхозаветного закона с его внутренней стороны, по новозаветному толкованию 1. Закон и обетование (Мф. 5:17; Рим. 3:31; Гал. 3:16, 19, 21 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить, изрек закона Творец (слова цер. песни) и Основоположитель апостольского толкования ветхозаветного закона. Прежде всего, в отношении понятий нарушить (καταλσαι) и исполнить (πληρσαι) 402 , в настоящем случае «образ взят от здания, которое может быть разрушено до основания, но на основании, фундаменте которого, может быть также и окончено (πληρσαι в смысле завершено – vollendet) здание. Ветхий Завет есть поэтому фундамент, на котором должно быть совершено здание Нового Завета. Соответственно этому образу Ветхий Завет содержит как бы эскиз, общий очерк (μρφωσις, Рим. 2:20 ; срав. Гал. 2:18 ; Еф. 2:15 ), а Новый Завет выполнение его в подробностях, – в частных чертах; как семя и цвет, так и они оба находятся в тесной связи 403 . Далее: Я пришел, говорит Господь, исполнить закон и пророков. Сообразно сказанному недавно и сейчас дополненному, Господь, как Законоположник Нового, лучшего Завета (срав. Евр. 8:6–13 ), должен был исполнить: а) закон α) тем, чтобы выполнить (в смысле ποισαι, Гал. 3:10,12; 5:3 ) все существенные требования его. И Он действительно это сделал ( Гал. 4:4 , срав. Мф. 3:15 и др.) 404 . «Закона Творец законная исполняет», но «не только делал Сам, а и учил делать других» (Мф. 15:4; 22:37 и дал. и др.); β) тем, чтобы восполнить (ναπληρσαι, срав. для понятия 1Кор. 16:17  и др.) т. е. не достававшее в ветхозаветном законе по причине требований времени ветхозаветного домостроительства, дополнить новыми предписаниями, сообразными времени Божественного домостроительства Нового Завета. Господь и действительно так делает. Это мы увидим на рассмотрении частных предметов Его толкования ветхозаветного закона. Срав. св. Златоуста на Мф. ч. 1 стр. 309. «Его учение не уничтожило прежнего закона, но возвышало и восполняло (πτασις κα πλρωσις) оный» 405 ; «ибо Он в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень (σκιν).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010