XI. О почитании святых Ангелов Пример библейских святых мужей поучает нас воздавать Ангелам Божиим честь и поклонение, призывая их в молитвах наших, как стоящих у престола Божия и всегда видящих лицо Господне, как небесных за нас ходатаев. Вот, например, ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения ( Быт.19 гл.); Ангел же ободрил Гедеона на избавление евреев от мадианитян ( Суд.6 гл.), Ангел подкрепил пророка Илию хлебом и водой. Что Ангелы помогают людям и в душевном спасении, и в делах житейских, об этом свидетельствуют: ветхозаветный патриарх Иаков, когда говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (т.е. детей Иосифа; Быт.48:16 ). Царь Давид воспевал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), «Ангелам Своим заповедает о тебе – сохранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11–12 ), а апостол Павел называет Ангелов «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», т.е. помощниками в деле спасения людей ( Евр.1:14 ). Даже такие величайшие события, как благовещение Деве Марии ( Лк.1:26–35 ) и первое благовестие о воскресении Господа Христа ( Мф.28:1–8 ), совершено было Ангелами; а по свидетельству первомученика Стефана и апостола Павла даже закон на Синае преподан был евреям чрез Ангелов ( Деян.7:53 ; Гал.3:19 ; Евр.2:2 ). Ходатайство Ангелов за людей видно и из 12 гл. Книги Товита, где Ангел сказал (Товиту): «когда молился ты и невестка твоя Сарра, возносил я память молитвы вашей пред святого» (ст.12). Ещё яснее о ходатайстве Ангелов за людей пред Богом говорится в Книге прор. Захарии: «И отвечал Ангел господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные» ( Зах.1:12–13 ). Не ясно ли отсюда, что Ангел молился за людей и Господь не только слышит и приемлет это ходатайство, но и исполняет по сему ходатайству, изрекает ходатаю «слова утешительные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Беседы на Книгу Бытия, 13: 1–13 Андрей Солодков О том, какие уроки можно извлечь из событий, о которых рассказано в главе 13 Книги Бытия, в чем мудрость Авраама и просчет Лота и к чему может привести выбор без благословения, рассказывает Андрей Иванович Солодков в очередной беседе о Библии. Авраам и Лот Беседы на Книгу Бытия, 12: 1–20 Итак, патриарх Аврам с женой своей Сарой вышел из Ура Халдейского, места страстей и пороков, в Землю Обетованную – Ханаан, прообраз Царства Небесного. Оказавшись в непростой ситуации, с достоинством преодолев искушение бедностью, они, благодаря послушаю и любви к Богу и друг другу, вышли из него с честью. Будем помнить, что «все Писание боговдохновенно и полезно» (2 Тим. 3: 16), а Ветхий Завет – детоводитель ко Христу (см.: Гал. 3: 24). «Все это происходило с ними как прообраз, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11). Продолжим чтение Книги Бытия и откроем главу 13. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа. И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор (εγνετο μχη – дословно: случилась драка. – А.С.) между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13: 1–7). «Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» – замечает святитель Иоанн Златоуст. Враг рода человеческого всеми путями стремится посеять вражду между людьми, в данном случае в семье патриарха Авраама.

http://pravoslavie.ru/106930.html

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К ТИТУ 1. Сведения о святом Тите В книге Деяний нет сведений о св. ап. Тите, имеются лишь отрывочные упоминания о нем в посланиях ап. Павла. В первый раз его имя встречается в послании к Галатам ( Гал.2:1–3 ), откуда узнаем, что он еллин родом, сын языческих родителей, обращен ко Христу ап. Павлом и приведен им на Апостольский собор в 51 году. Во время третьего путешествия ап. Павла Титу была поручена миссия собирания милостыни в Коринфе, осведомления о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое посылание ап. Павла ( 2Кор.2:13 ). Возвратившись, Тит был вторично направлен в Коринф со вторым посланием и для сбора милостыни среди коринфян ( 2Кор.8:16–23 ). Из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, находясь на о.Крите после освобождения из первых римских уз, рукоположил его во епископа Крита, поручив ему поставить пресвитеров по всем городам острова ( Тит.1:5 ). Последнее известие о Тите находим во 2Тим.4:10 , откуда узнаем, что он пошел в Далматию, вероятно для проповеди. Из Предания известно, что Тит был епископом Крита до глубокой старости и умер на 94 г. жизни. 2. Сведения о Церкви Критской Начало Церкви Критской положено первыми прозелитами, присутствовавшими в день Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:11 ). Но каноническое ее начало положено ап. Павлом, прибывшим сюда ок. 64 г. и рукоположившим Тита во епископа Критского. По всему острову были основаны христианские общины. Окончательное каноническое устроение их было поручено Титу ( Тит.1:15 ). 3. Повод и цель написания Послания На о. Крите, как и во многих городах Малой Азии, христианские общины были национально разнородные, смешанные, что в силу их духовного несовершенства приводило к разногласиям. Выходцы из иудеев вносили в христианство идеи узко-национального мессианского ожидания; проникали сюда и идеи гностических сект. С другой стороны, то обстоятельство, что рабы получали в христианстве духовную свободу и равенство со всеми, вызывало у язычников подозрения, будто христиане проповедуют политическую свободу. Поводом к написанию Послания было желание ап. Павла дать Титу указания, как правильно поступать в сложившейся ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Часть 3. Благодать Божия как сила, вспомоществующая нравственному усовершенствованию XXVII. Дух благодати и действия ее в деле возрождения человека. Необходимость благодати в начале, продолжении и на высших ступенях нравственного совершенства. – Действия благодати в возрождении человека. – Участие самого человека в деле нравственного возрождения Выше было уже сказано, что как ни много дано для нашей нравственной жизни Спасителем нашим, однако дело нашего спасения требует участия еще особой Божественной помощи, которой бы совершалось самое усвоение верующими спасительных заслуг Иисуса Христа. Эта помощь и подается в благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая – восполняющей. Под словом благодать ( χρις, gratia, евр. gen, с суффиксом – geni и geset) в широком смысле можно разуметь всякую милость ( 2Кор. 9: 8 ; 1Петр. 4: 10 ), даруемую Богом человеку независимо ни от каких заслуг с его стороны ( Ефес. 2: 8–9 ; Рим.3: 24 ; 2Тим. 1: 3 ; Тит. 3: 5 ), и в особенности всё то, что относится к устроению спасения падшего человека через Иисуса Христа ( Лк.1: 30 ; 1Петр. 2: 19 ; Ефес. 1: 5–13 ; 2Тим. 1: 9 ; Тит. 2: 11; 3: 4 ); но в собственном смысле под благодатью разумеется та спасительная сила Божия ( Захар. 12: 10 ; Рим.1: 16 ; 2Кор. 12: 8–9 ; Колос. 1: 29 ; Ефес. 3: 20 ), которая подается по воле Бога Отца ( 2Тим. 1: 8–9 ; 1Кор.6: 19 ) через Сына в силу совершенного Им искупления ( Рим.5: 15, 21 ; 1Кор.1: 4 ; Ефес. 1: 5–6 ) во Св. Духе ( Тит. 3: 5 ). В силу такого участия всех трех Лиц Св. Троицы в раздаянии дара благодати последняя называется то благодатью Бога Отца ( 1Кор.1: 3; 3: 10 ; 2Кор. 1: 2; 6: 1 ), то благодатью Господа Иисуса Христа ( 1Кор.16: 23 ), то, наконец, силою Духа Святого ( Рим.15: 13 ; Гал. 4: 6 ). Так как, однако, субъективное спасение создается преимущественно деятельностью Духа Утешителя, то и благодать как сила, усвояющая человеку спасение, приписывается, главным образом, Св. Духу ( Деян.2: 38 ; 1Кор.6: 11 ; 2Кор. 1: 22 ). Есть моралисты (Пальмер), которые не хотят находить различия между благодатным действием Иисуса Христа и действием Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Галатией в древности называлась небольшая область Малой Азии, или Анатолии, неподалеку от южного берега Черного моря, между Понтом, Каппадокией, Фригией, Вифинией и Пафлагонией, на месте нынешней области Гелас (по наименованию от турок). Галатией область сия называлась от имени своих жителей галатов. Таким именем, по свидетельству Лактанция , 192 греки называли галлов по причине белизны их тела. Когда и по какому случаю некоторые галлы оставили свое отечество и заняли сию часть Малой Азии – достоверно неизвестно. Свида полагает, что Галатию занял остаток тех галлов, которые напали на Рим под предводительством Бренна. Будучи отражены Камиллом, они ушли в Грецию, потерпели большой урон от сильного града во время своего покушения ограбить Дельфы; наконец пришли к берегам Черного моря и, с дозволения одного из царей пергамских, поселились между туземными жителями, греками, около 238 г. до Р. X. 193 Поэтому некоторые думают, что они первоначально назывались галлогреками, а потом, по сокращению сего имени в народном употреблении – галатами. За 26 лет до Р.Х. (А. И. С. 729). В царствование Августа Галатия обращена в римскую провинцию и подчинена пропретору и римским законам. Вслед за колониями греков и других подданных Римской Империи, привлекаемых в Галатию (вероятно опустошенную римскими войсками) плодоносием страны и торговым местоположением оной, там поселилось довольно большое количество евреев. 194 Таким образом население Галатии ко временам апостольским составилось из евреев и язычников. Из истории Деяний Апостольских видно, что во второе путешествие, на пути из Дервии и Листры, Апостол Павел был в Галатии с проповедью Евангелия ( Деян.16:6 ). Потом в третье путешествие на пути из Антиохии в Ефес проходя по порядку малоазийские области, Апостол снова посетил Галатию чтобы утвердить учеников в преподанной им вере ( Деян.18:23; 19:1 ). Весьма вероятно, что и Церковь галатийская, подобно населению страны, состояла из иудеев и язычников ( Гал.3:23,24,28; 4:1,3,8,9; 5:2,3 ). § 106. Состояние Церкви и случай написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава LVI В главе этой продолжает глаголать Господь к Церкви, в которую вошли не только иноплеменники, но и евнухи, которым по Втор. 23запрещен был доступ в „общество Господне“. Мы видели выше много косвенных указаний, что пророку известно было Пятокнижие, поэтому мы видим перед собой пророческое видение об изменении законов, управлявших древнею церковью, и о создании новой церкви, основанной на началах иных, чем церковь ветхозаветная, в которой все основывалось на связи крови и плоти 1699 , на родстве племенном и семейном; между тем как Церковь новозаветная признавала братьями всех, которые „родились от Бога“ 1700 . 1 . Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. В предыдущих главах, начиная с XL, все яснее и яснее обрисовывается личность Еммануила, о котором начал однако говорить пророк еще в VII, IX и XI главах. Везде, как и в Псалмах (см. в особ. „Псалмы Мессианские“ в 4 т. Св. Лет.) „Отрок Господень“ Мессия, Искупитель прежде всего является представителем суда и правды. (Ср. Пс. 44:5,7–8 ). Настоящее пророчество, после уже раскрытия тайны воплощения Господа в гл. LIII, подготовляет не только Иудеев, но и весь мир к встрече ожидаемого. И от главы XL Исаии до III гл. Матфея об Иоанне Крестителе непрерывно раздается глас: „приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“! Этот же возглас мы читаем и в 1 ст. гл. 56. Таково было и предназначение подготовляемого к пришествию Слова Божия закона, который назван Апостолом Павлом „пестуном“ или „детоводителем ко Христу“ ( Гал. 3:24 ). Закон разбудил сознание греха, до появления закона с спокойной совестью творимого по законам греховной природы. Закон заставил скорбеть дух человеческий, который только при даровании закона понял, что он должен быть выше животного. Скорбь эта и была желанною путеводительницею ко Христу, в Котором нашли успокоение все те, которые, как Павел, чувствовали, что без особой благодатной помощи человек бессилен 1701 . ( Рим. 7 ). Поэтому то пророк, возвещая о Грядущем, и глаголет от Господа, что все должны готовиться, творя правду. Но эта правда не должна быть формальною и лицемерною, как упрекал пророк народ свой в I-oй главе; она должна была выразиться в истинных делах любви, милосердия и справедливости (Ср. Ис. 1:16–17 ); о том же глаголал и Иоанн Креститель, когда народ шел креститься к нему ( Мф. 3:8 ; Лк. 3:8,10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Предисловие к «монашеским установлениям» Святитель Феолипт Филадельфийский (1250 – ок. 1326 гг.) – одна из самых ярких личностей в истории святоотеческого богословия и византийской церковной письменности 1 . Его можно считать первым представителем поздневизантийского исихазма и учителем святителя Григория Паламы . К сожалению, до недавнего времени творения этого выдающегося подвижника и духовного писателя были практически неизвестны. Лишь одно из них, в неполном и некорректном виде, было опубликовано в греческом «Добротолюбии», а затем вошло в церковнославянское и русское «Добротолюбие». Лишь в самом конце XX века были обнаружены большое количество сочинений Филадельфийского святителя, которые были изданы независимо друг от друга двумя учеными: канадским Р. Синкевичем и греческим И. К. Григоропулу. Вместе со своим бывшим студентом Александром (теперь – иереем) Пржегорлинским мы начали труд по переводу корпуса творений святителя, разделив их на две части, хотя окончательная редакция переводов и комментирование их пришлись на мою долю 2 . Ныне мы продолжаем эти переводы. А.И. Сидоров. I. О послушании предстоятельнице 3 (MD 8) 1 . Сестры и матери! Тот, кто желает построить себе дом, [прежде всего] призывает зодчего, излагает ему свое пожелание и определяет размеры посильных для него издержек; [затем] он поручает зодчему заготовку [необходимых] материалов, и тот принимается за строительство дома. 2 . Теперь посмотрим, что делает мастер, начиная это строительство. Конечно, прежде всех других работ он полагает основание, и основание крепкое, так что дом, во всем своем объеме, обретает прочность [и на долгое время] сохраняет свою незыблемость 4 . Пусть этот пример станет образцом для жития нашего. Вы знаете, что каждая из вас, начиная [со времени принятия] святого крещения, соделалась жилищем Христовым. Ибо, как говорит [Апостол], те, которые «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); и еще: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

прот. Иоанн Козлов Крест четвероконечный Крест должен почитаться православными христианами потому, что посредством его мы спасены, а το, сколько концов должен иметь крест, не имеет существенного значения, почему в древней церкви кресты были с неодинаковым количеством концов. Тексты священного писания, относящиеся к утверждению мнения о кресте вообще, следующие: Быт.48:13–15 – Иаков благословил сыновей Иосифа крестообразно. Чис.21:8–9 – о медном змие, который был прообразом распятия Господа – Ин.3:14–15 . Прем.14:7 : «благословенно древо, имже быв. правда». Пс.59:6 – «дал боящимся знамение». Еф.2:16 – «убил вражду на нем» (т. е. на кресте). Кол.1:20 – «Кровию креста Его все умиротворил – и земное и небесное». Кол.2:14–15 : «рукописание, бывшее на нас, пригвоздил ко кресту». Гал.6:14 – «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира». Ев. Ин.2:32–33 : «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет». Посему православная церковь зная, что сила креста заключается не в его концах, а в том, что на нем был распят Господь и тем избавил нас от вечной смерти, одинаково почитает и осмиконечный и четвероконечный крест: Увет духовный л. 206 об. – 207: «Не токмо осьмоконечный крест целуем, но и сей четвероконечный, почитаем и глаголем: кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим». Увещание во утверждение истины стр. 60 (изд. 6, 1854 г.): «Мы не только осьмиконечный крест не отвергаем, но и почитаем его и лобызаем ради Распятого на нем за ны Господа». Свидетельства о равночестности того и другого вида креста св. Димитрия Ростовского см. в статье «Порицания на именуемые старые обряды». Деяния собора 1666 г. л. 37: «Приемлют просфоры, на них же изобразися животворящий крест с подножием и со главою адамлею и с надписанием сицевым: се агнец Божий»... Свидетельства о кресте четвероконечном 1) Синтагма Матфея Правильника. буква Е. гл. 6, стр. 186: «Мы, составляющие образ креста из двух древ. Когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что покланяемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ креста, – считать их древами не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что мы почитаем не древо, но образ креста» (Это же см. у Озерск.2:277).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Речь Павла в узах. – Против корыстолюбцев и хищников. – Вредные последствия нечестивой жизни. Том 9, книга 1, беседа 47 1. Смотри, как (Павел), когда обращает речь к внеш­ним (язычникам), не отказывается пользоваться и их зако­нами. Здесь он указывает на свой город. Подобным обра­зом и прежде он говорил: " нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу " (Деян.16: 37). На вопрос: " не ты ли тот Египтянин " ? он отвечает: " я Иудеянин " . Этими словами он тотчас отстранил такое подозрение. Чтобы не подумали, что он только родом иудей, он указывает (этим словом) и на свое вероисповеда­ние, хотя в другом месте называет себя " но подзаконен Христу " (1Кор.9:21). Что же это значит? Неужели Павел говорит ложь? Нет. Что же? Не отвергается ли (Христа)? Да не будет! Он был и иудей и христианин, соблюдая все, что должно было. И веруя во Христа, он более всех повиновался закону; потому и в беседе с Петром говорит: " мы по природе Иудеи " (Гал.2: 15). " Прошу тебя, позволь мне говорить к народу " . Это – доказатель­ство истины слов его, что он всех приводит в свидетели. Смотри, с какою опять кротостью он беседует. И это также величайшее доказательство его невинности, что он так готов оправдывать себя и решается противостать словом толпе иудеев. Посмотри на благоразумие этого мужа; посмотри на домо­строительство (Божие): если бы тысяченачальник не пришел, если бы не связал Павла, то он не мог бы говорить в свое оправ­дание, не водворил бы такого безмолвия. " Когда же тот позволил, Павел, стоя на лестнице " . Весьма благоприятствовало ему и место, так как он говорил с высоты, и то, что он был связан. Что может сравниться с этим зрелищем, когда Павел говорил, связанный двумя цепями? Как он не смутился, как не смешался, видя столько восставшего против него народа и предстоявшего начальника? Но он наперед дал утихнуть их ярости, а потом начал говорить; и смотри, как мудро. Как он сделал в послании к Евреям, так и здесь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010